Рабочая программа учебного курса по Изобразительное искусство для 5 7 классов Составитель: Слезка М. Н. г. Москва 2012 2013 учебный год Пояснительная записка Данная рабочая программа «Декоративно прикладное искусство в жизни человека»





НазваниеРабочая программа учебного курса по Изобразительное искусство для 5 7 классов Составитель: Слезка М. Н. г. Москва 2012 2013 учебный год Пояснительная записка Данная рабочая программа «Декоративно прикладное искусство в жизни человека»
страница1/4
Дата публикации06.01.2015
Размер0.53 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2   3   4




Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 918 ЮВОУО г.Москвы


«Согласовано» «Рассмотрено» «Утверждаю»

зам. директора по на заседании МО директор школы

____ ______/Фомина А.Ю./ __________________ ____________/Ермакова С.И.

Руководитель МО

Протокол заседания МО

№ ____ от «___»______2012г.

.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса по

Изобразительное искусство для 5 – 7 классов
Составитель: Слезка М.Н.

г. Москва

2012 - 2013 учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса (1 час в неделю – 34 часа в год) составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2009,. Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2010года. (Приказ МО РФ.); Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Стандарт ориентирован на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства. Программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» для 5 класса - первый год обучения основной школы, она строится как продолжение и развитие части этой программы для начальной школы, является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков. Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в разных видах художественно-творческой деятельности: декоративно-прикладной, художественно-конструктивной и проектной. Сочетание индивидуальной и коллективных форм работ и выполнение художественно-творческих проектов, позволяет развивать творческое воображение и художественно-образное мышление учащихся и повысить мотивацию обучения.

Знания и умения учащихся 5 классов

Учащиеся должны знать:

· истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

· особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);

· семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

· несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово).

Учащиеся должны уметь:

· различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17 в.);

· различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);

· выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.

В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

· умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;

· передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

· умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

· создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

· владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

· владеть навыком работы в конкретном материале, витраж, мозаика батик, роспись и т.п.). Владеть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ - 5 класс

«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - 34часа.

Цель: Изучение народного творчества и традиций преемственности духовной культуры России. Развитие творческих способностей и совершенствование навыков постижения средств декоративно - прикладного искусства, обогащение опыта восприятия и оценки произведений декоративно-прикладного искусства, формирование ценностно-смысловой компетенции.

Тема I четверти: «Древние корни народного искусства» (9 ч)

Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с русским костюмом и народно-праздничными обрядами.

1) Древние образы в народном искусстве. 2) Декор русской избы. 3) Внутренний мир русской избы. 4) Конструкция, декор предметов народного быта и труда. 5) Образы и мотивы в орнаментах народной вышивки. 6) Народный праздничный костюм Белгородского края. 7) Народные праздничные обряды.

Тема II четверти: «Связь времен в народном искусстве» (7 ч)

Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Древние образы в современных народных игрушках. Матрешка. 2) Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. 3) Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла. 4) Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.Истоки и современное развитие промысла. 5) Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Тема III четверти: «Декор – человек, общество, время» (10 ч)

Проявлять эмоциональный отклик, интерес к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен; видеть в его произведениях социальную окрашенность. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. Знакомясь с образом художественной культуры древних египтян Древней Греции, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе. О символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, о символах и эмблемах в современном обществе. 1) Введение в проблематику: «Зачем людям украшения». 2) Декор и положение человека в обществе. 3) Одежда говорит о человеке. 4) Костюмы древних цивилизаций. 5) Коллективная работа «Бал в интерьере дворца». 6) О чем рассказывают гербы и эмблемы. 7) О чём рассказывают гербы Белгородской области. 8) Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

Тема I V четверти: «Декоративное искусство в современном мире» (8 ч)

Знакомясь на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., всматриваясь в образный строй произведений, учащиеся воспринимают их с точки зрения единства формы (способ существования содержания, его конкретное воплощение и выражение) и содержания («функция» и «идея», здесь функция может быть не только утилитарно-практической, но и эстетической), выявляют средства, используемые художником в процессе воплощения замысла (умение превратить мысленный образ в плоть, в «тело» предмета).

  1. Современное выставочное искусство.

2) Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале (выполнение вазы, игрушки, витража, мозаики.

Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса.

  1. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2009 ·

  2. Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2009

Дополнительные пособия для учителя:

1. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004.

2. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. – М.: Профиздат, 1961.

3. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. – М.: Детская литература, 1988. 7.О.В.Павлова.,Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;

4.О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.; . Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984.

5. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992.

6. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1988.

7. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–8 классы. – М.: Просвещение, 2003.

Календарно – тематическое планирование по ИЗО – 5 класс (34 часа)



Дата



Дата



Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности)

Кол. часов

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Д/задание










1 четверть

Раздел 1: Древние корни народного искусства – 9 часов










1.




03.09.12


Древние образы в народном искусстве

1

Понимать условно-символический характер народного декоративного искусства

Подобрать иллюстрации с изображением древних образов в произведениях народного ДПИ

2.




10.09.12



Декор русской избы


1

Выразительные средства и виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный). Типы орнаментальных композиций: линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая

Обратить внимание на декор домов частного сектора

3.




17.09.12



Внутренний мир русской избы

1

Уметь выстраивать декоративную композицию, используя выразительные средства прикладного искусства.

Составить кроссворд по пройденному материалу (5-7 слов)

4.




24.09.12

Конструкция , декор предметов народного быта и труда

1

Уметь использовать в практической работе графические материалы и образную символику (цвета и изображения) народного искусства, условность языка орнамента

Подбор иллюстративного материала по теме

5.




01.10.12

Образы и мотивы и орнаментах русской народной вышивки

1

Понимать символику цвета и орнаментальных мотивов, целостность художественного образа

Нарисовать орнамент декоративной тесьмы

6

7




08.10.1215.10.12


Народный праздничный костюм

2

Понимать взаимосвязь пользы и красоты в одежде крестьян, значение орнамента как носителя эстетического и символического значения.

Найти общее в народном русском костюме и современной одежде

8

9




22.10.12

29.10.12

Народные праздничные обряды.


2


Иметь представление о роли декоративно-прикладного искусства в укладе жизни русского на рода

Подобрать иллюстрации к русским народным сказкам с изображением на







2 четверть

Раздел 2: Связь времен в народном искусстве – 7 часов










10

11







Древние образы в современных народных игрушках

2

Уметь использовать выразительные средства художественных материалов в творческой деятельности. Уметь ритмически выстраивать декоративные элементы росписи по форме предмета

Подбор открыток, книжных иллюстраций с изображением народной игрушки

12







Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла

1

Владеть навыками работы в конкретном материале (акварель). Уметь передавать единство формы и декора, взаимосвязь художественно-выразительных средств с функциональностью предмета

Подбор иллюстративного материала гжельской посуды необычной формы

13







Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла

1


Уметь применять художественные материалы (гуашь) и язык декоративно-прикладного искусства (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) в творческой работе

Подобрать изображение орнаментальной или сюжетной композиции в произведениях ДПИ

14.







Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла

1

Уметь использовать гуашь в творческой работе; выполнять орнаментальную композицию определенного типа, учитывая форму предмета

Составить кроссворд по теме: «Промыслы России»

15







Роль народных промыслов в современной жизни

1

Владеть навыком работы с бумагой

Расписать панно из бумаги

16







Связь времен в народном искусстве

1

Иметь представление о произведениях традиционного народного искусства












3 четверть

Раздел 3: Декор, человек, общество, время – 10 часов










17.







Зачем людям украшения

1

Уметь видеть в произведениях ДПИ различных эпох единство материала, формы и декора

Материалы, используемых для изготовления украшений

18.







Декор и положение человека в обществе

1

Уметь работать с выбранным материалом

Подобрать изображения украшений народов разных стран


19

20

.







Одежда говорит о человеке

2

Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ

Подборка фото одежды

21

22.







О чем рассказывают гербы и эмблемы

2

Уметь работать в выбранном материале, используя язык ДПИ: условность, символичность, плоскостность изображения; ограниченность цветовой палитры, композиция

Изобразить герб своей семьи

23. 24







Символы и эмблемы в современном обществе.

2

Уметь создавать условное, символическое изображение, работать с выбранным материалом

Выполнить эмблему спортивной команды

25

26








Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

2

Понимать роль декоративного искусства в жизни человека и общества










4 четверть

Раздел 4: Декоративное искусство в современном мире – 8 часов










27








Современное выставочное искусство

1

Знать виды декоративно-прикладного искусства, особенности его языка. Понимать роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведений ДПИ

Подобрать изображения художественных изделий современного ДПИ

28

29







Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (кукла)

2

Уметь Использовать выразительные возможности материала, принципы декоративного обобщения в творческой работе

Подобрать изображения декоративных игрушек, выполненных из различных матер-в.

30

31







Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (ваза)

2

Владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, формы, объема




32

33








Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (панно)

2

Владеть навыками поэтапного воплощения творческого замысла в выбранном материале.

Сбор материала для работы над панно.

34







Декоративно-прикладное искусство в жизни человека

1

Знать виды ДПИ, особенности языка.



  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебного курса по Изобразительное искусство для 5 7 классов Составитель: Слезка М. Н. г. Москва 2012 2013 учебный год Пояснительная записка Данная рабочая программа «Декоративно прикладное искусство в жизни человека» iconПояснительная записка Данная рабочая программа «Декоративно прикладное...
Мо РФ.; Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному...
Рабочая программа учебного курса по Изобразительное искусство для 5 7 классов Составитель: Слезка М. Н. г. Москва 2012 2013 учебный год Пояснительная записка Данная рабочая программа «Декоративно прикладное искусство в жизни человека» iconРабочая программа педагога филиновой Лидии Александровны первой квалификационной...
Мо РФ.; Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному...
Рабочая программа учебного курса по Изобразительное искусство для 5 7 классов Составитель: Слезка М. Н. г. Москва 2012 2013 учебный год Пояснительная записка Данная рабочая программа «Декоративно прикладное искусство в жизни человека» iconРабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство»
Данная рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» создана для учащихся 2а класса общеобразовательной школы мкоу...
Рабочая программа учебного курса по Изобразительное искусство для 5 7 классов Составитель: Слезка М. Н. г. Москва 2012 2013 учебный год Пояснительная записка Данная рабочая программа «Декоративно прикладное искусство в жизни человека» iconОстровская О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное...
Рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под...
Рабочая программа учебного курса по Изобразительное искусство для 5 7 классов Составитель: Слезка М. Н. г. Москва 2012 2013 учебный год Пояснительная записка Данная рабочая программа «Декоративно прикладное искусство в жизни человека» iconРабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» 2012/2013...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству составлена на основе авторской программы: Кузин В. С., Ломов С. П., Шорохов...
Рабочая программа учебного курса по Изобразительное искусство для 5 7 классов Составитель: Слезка М. Н. г. Москва 2012 2013 учебный год Пояснительная записка Данная рабочая программа «Декоративно прикладное искусство в жизни человека» iconРабочая программа по изобразительному искусству 7 класс
Данная рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» составлена на основе программы курса «Изобразительное искусство...
Рабочая программа учебного курса по Изобразительное искусство для 5 7 классов Составитель: Слезка М. Н. г. Москва 2012 2013 учебный год Пояснительная записка Данная рабочая программа «Декоративно прикладное искусство в жизни человека» iconПланирование составлено на основе образовательной программы фгос...
Учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Н. А. Горяева, О. В. Островская Москва «Просвещение» 2011г
Рабочая программа учебного курса по Изобразительное искусство для 5 7 классов Составитель: Слезка М. Н. г. Москва 2012 2013 учебный год Пояснительная записка Данная рабочая программа «Декоративно прикладное искусство в жизни человека» iconОстровская О. В. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное...
«Изобразительное искусство»: прогр. /Сост. Б. М. Неменский. М.: Просвещение. Программа детализирует, раскрывает и определяет общую...
Рабочая программа учебного курса по Изобразительное искусство для 5 7 классов Составитель: Слезка М. Н. г. Москва 2012 2013 учебный год Пояснительная записка Данная рабочая программа «Декоративно прикладное искусство в жизни человека» iconРабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство»
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данная рабочая программа составлена на основе рабочей...
Рабочая программа учебного курса по Изобразительное искусство для 5 7 классов Составитель: Слезка М. Н. г. Москва 2012 2013 учебный год Пояснительная записка Данная рабочая программа «Декоративно прикладное искусство в жизни человека» iconРабочая программа по изобразительному искусству учителя начальных классов
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» для 3 класса на 2012 – 2013 учебный год составлена на основе
Рабочая программа учебного курса по Изобразительное искусство для 5 7 классов Составитель: Слезка М. Н. г. Москва 2012 2013 учебный год Пояснительная записка Данная рабочая программа «Декоративно прикладное искусство в жизни человека» iconРабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство»
Данная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класса полностью составлена на основе авторской программы...
Рабочая программа учебного курса по Изобразительное искусство для 5 7 классов Составитель: Слезка М. Н. г. Москва 2012 2013 учебный год Пояснительная записка Данная рабочая программа «Декоративно прикладное искусство в жизни человека» iconРабочая программа по (Изобразительному искусству) для учащихся 2...
«Изобразительное искусство» разработана для 1-4 классов общеобразовательных учреждений на основе авторской программы «Изобразительное...
Рабочая программа учебного курса по Изобразительное искусство для 5 7 классов Составитель: Слезка М. Н. г. Москва 2012 2013 учебный год Пояснительная записка Данная рабочая программа «Декоративно прикладное искусство в жизни человека» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данная рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» для 6 класса составлена на основе авторской программы Б. М....
Рабочая программа учебного курса по Изобразительное искусство для 5 7 классов Составитель: Слезка М. Н. г. Москва 2012 2013 учебный год Пояснительная записка Данная рабочая программа «Декоративно прикладное искусство в жизни человека» iconРабочая программа учебного курса Изобразительное искусство для 7...
Рабочая программа для 7 классов создана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования...
Рабочая программа учебного курса по Изобразительное искусство для 5 7 классов Составитель: Слезка М. Н. г. Москва 2012 2013 учебный год Пояснительная записка Данная рабочая программа «Декоративно прикладное искусство в жизни человека» iconРабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного...
Данная рабочая программа «Изобразительное творчество и синтетические искусства (кино, театр, телевидение)» для 9 класса составлена...
Рабочая программа учебного курса по Изобразительное искусство для 5 7 классов Составитель: Слезка М. Н. г. Москва 2012 2013 учебный год Пояснительная записка Данная рабочая программа «Декоративно прикладное искусство в жизни человека» iconПриказ №235 от 26 августа 2013 г рабочая программа учебного курса...
«Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск