Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 918 ЮВОУО г.Москвы
«Согласовано» «Рассмотрено» «Утверждаю»
зам. директора по на заседании МО директор школы
____ ______/Фомина А.Ю./ __________________ ____________/Ермакова С.И.
Руководитель МО
Протокол заседания МО
№ ____ от «___»______2012г.
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса по
Изобразительное искусство для 5 – 7 классов Составитель: Слезка М.Н.
г. Москва
2012 - 2013 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса (1 час в неделю – 34 часа в год) составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2009,. Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2010года. (Приказ МО РФ.); Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Стандарт ориентирован на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства. Программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» для 5 класса - первый год обучения основной школы, она строится как продолжение и развитие части этой программы для начальной школы, является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков. Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в разных видах художественно-творческой деятельности: декоративно-прикладной, художественно-конструктивной и проектной. Сочетание индивидуальной и коллективных форм работ и выполнение художественно-творческих проектов, позволяет развивать творческое воображение и художественно-образное мышление учащихся и повысить мотивацию обучения.
Знания и умения учащихся 5 классов
Учащиеся должны знать:
· истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
· особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);
· семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
· несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово).
Учащиеся должны уметь:
· различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17 в.);
· различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);
· выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.
В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:
· умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
· передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
· умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
· создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
· владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
· владеть навыком работы в конкретном материале, витраж, мозаика батик, роспись и т.п.). Владеть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ - 5 класс
«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - 34часа.
Цель: Изучение народного творчества и традиций преемственности духовной культуры России. Развитие творческих способностей и совершенствование навыков постижения средств декоративно - прикладного искусства, обогащение опыта восприятия и оценки произведений декоративно-прикладного искусства, формирование ценностно-смысловой компетенции.
Тема I четверти: «Древние корни народного искусства» (9 ч)
Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с русским костюмом и народно-праздничными обрядами.
1) Древние образы в народном искусстве. 2) Декор русской избы. 3) Внутренний мир русской избы. 4) Конструкция, декор предметов народного быта и труда. 5) Образы и мотивы в орнаментах народной вышивки. 6) Народный праздничный костюм Белгородского края. 7) Народные праздничные обряды.
Тема II четверти: «Связь времен в народном искусстве» (7 ч)
Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Древние образы в современных народных игрушках. Матрешка. 2) Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. 3) Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла. 4) Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.Истоки и современное развитие промысла. 5) Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Тема III четверти: «Декор – человек, общество, время» (10 ч)
Проявлять эмоциональный отклик, интерес к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен; видеть в его произведениях социальную окрашенность. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. Знакомясь с образом художественной культуры древних египтян Древней Греции, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе. О символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, о символах и эмблемах в современном обществе. 1) Введение в проблематику: «Зачем людям украшения». 2) Декор и положение человека в обществе. 3) Одежда говорит о человеке. 4) Костюмы древних цивилизаций. 5) Коллективная работа «Бал в интерьере дворца». 6) О чем рассказывают гербы и эмблемы. 7) О чём рассказывают гербы Белгородской области. 8) Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Тема I V четверти: «Декоративное искусство в современном мире» (8 ч)
Знакомясь на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., всматриваясь в образный строй произведений, учащиеся воспринимают их с точки зрения единства формы (способ существования содержания, его конкретное воплощение и выражение) и содержания («функция» и «идея», здесь функция может быть не только утилитарно-практической, но и эстетической), выявляют средства, используемые художником в процессе воплощения замысла (умение превратить мысленный образ в плоть, в «тело» предмета).
Современное выставочное искусство.
2) Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале (выполнение вазы, игрушки, витража, мозаики.
Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса.
Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2009 ·
Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2009
Дополнительные пособия для учителя:
1. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004.
2. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. – М.: Профиздат, 1961.
3. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. – М.: Детская литература, 1988. 7.О.В.Павлова.,Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;
4.О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.; . Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984.
5. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992.
6. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1988.
7. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–8 классы. – М.: Просвещение, 2003.
Календарно – тематическое планирование по ИЗО – 5 класс (34 часа)
№
| Дата
5А
| Дата
5Б
| Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности)
| Кол. часов
| Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)
| Д/задание
|
|
|
| 1 четверть
Раздел 1: Древние корни народного искусства – 9 часов
|
|
|
| 1.
|
| 03.09.12
| Древние образы в народном искусстве
| 1
| Понимать условно-символический характер народного декоративного искусства
| Подобрать иллюстрации с изображением древних образов в произведениях народного ДПИ
| 2.
|
| 10.09.12
|
Декор русской избы
| 1
| Выразительные средства и виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный). Типы орнаментальных композиций: линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая
| Обратить внимание на декор домов частного сектора
| 3.
|
| 17.09.12
|
Внутренний мир русской избы
| 1
| Уметь выстраивать декоративную композицию, используя выразительные средства прикладного искусства.
| Составить кроссворд по пройденному материалу (5-7 слов)
| 4.
|
| 24.09.12
| Конструкция , декор предметов народного быта и труда
| 1
| Уметь использовать в практической работе графические материалы и образную символику (цвета и изображения) народного искусства, условность языка орнамента
| Подбор иллюстративного материала по теме
| 5.
|
| 01.10.12
| Образы и мотивы и орнаментах русской народной вышивки
| 1
| Понимать символику цвета и орнаментальных мотивов, целостность художественного образа
| Нарисовать орнамент декоративной тесьмы
| 6
7
|
| 08.10.1215.10.12
| Народный праздничный костюм
| 2
| Понимать взаимосвязь пользы и красоты в одежде крестьян, значение орнамента как носителя эстетического и символического значения.
| Найти общее в народном русском костюме и современной одежде
| 8
9
|
| 22.10.12
29.10.12
| Народные праздничные обряды.
| 2
| Иметь представление о роли декоративно-прикладного искусства в укладе жизни русского на рода
| Подобрать иллюстрации к русским народным сказкам с изображением на
|
|
| 2 четверть
Раздел 2: Связь времен в народном искусстве – 7 часов
|
|
|
| 10
11
|
|
| Древние образы в современных народных игрушках
| 2
| Уметь использовать выразительные средства художественных материалов в творческой деятельности. Уметь ритмически выстраивать декоративные элементы росписи по форме предмета
| Подбор открыток, книжных иллюстраций с изображением народной игрушки
| 12
|
|
| Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла
| 1
| Владеть навыками работы в конкретном материале (акварель). Уметь передавать единство формы и декора, взаимосвязь художественно-выразительных средств с функциональностью предмета
| Подбор иллюстративного материала гжельской посуды необычной формы
| 13
|
|
| Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла
| 1
| Уметь применять художественные материалы (гуашь) и язык декоративно-прикладного искусства (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) в творческой работе
| Подобрать изображение орнаментальной или сюжетной композиции в произведениях ДПИ
| 14.
|
|
| Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла
| 1
| Уметь использовать гуашь в творческой работе; выполнять орнаментальную композицию определенного типа, учитывая форму предмета
| Составить кроссворд по теме: «Промыслы России»
| 15
|
|
| Роль народных промыслов в современной жизни
| 1
| Владеть навыком работы с бумагой
| Расписать панно из бумаги
| 16
|
|
| Связь времен в народном искусстве
| 1
| Иметь представление о произведениях традиционного народного искусства
|
|
|
|
3 четверть
Раздел 3: Декор, человек, общество, время – 10 часов
|
|
|
| 17.
|
|
| Зачем людям украшения
| 1
| Уметь видеть в произведениях ДПИ различных эпох единство материала, формы и декора
| Материалы, используемых для изготовления украшений
| 18.
|
|
| Декор и положение человека в обществе
| 1
| Уметь работать с выбранным материалом
| Подобрать изображения украшений народов разных стран
| 19
20
.
|
|
| Одежда говорит о человеке
| 2
| Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ
| Подборка фото одежды
| 21
22.
|
|
| О чем рассказывают гербы и эмблемы
| 2
| Уметь работать в выбранном материале, используя язык ДПИ: условность, символичность, плоскостность изображения; ограниченность цветовой палитры, композиция
| Изобразить герб своей семьи
| 23. 24
|
|
| Символы и эмблемы в современном обществе.
| 2
| Уметь создавать условное, символическое изображение, работать с выбранным материалом
| Выполнить эмблему спортивной команды
| 25
26
|
|
| Роль декоративного искусства в жизни человека и общества
| 2
| Понимать роль декоративного искусства в жизни человека и общества
|
|
|
| 4 четверть
Раздел 4: Декоративное искусство в современном мире – 8 часов
|
|
|
| 27
|
|
| Современное выставочное искусство
| 1
| Знать виды декоративно-прикладного искусства, особенности его языка. Понимать роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведений ДПИ
| Подобрать изображения художественных изделий современного ДПИ
| 28
29
|
|
| Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (кукла)
| 2
| Уметь Использовать выразительные возможности материала, принципы декоративного обобщения в творческой работе
| Подобрать изображения декоративных игрушек, выполненных из различных матер-в.
| 30
31
|
|
| Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (ваза)
| 2
| Владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, формы, объема
|
| 32
33
|
|
| Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (панно)
| 2
| Владеть навыками поэтапного воплощения творческого замысла в выбранном материале.
| Сбор материала для работы над панно.
| 34
|
|
| Декоративно-прикладное искусство в жизни человека
| 1
| Знать виды ДПИ, особенности языка.
|
| |