РАССМОТРЕНА
на заседании МО
Протокол № 1
от «30» августа 2013 года
Руководитель МО
_______/Никулина Н. Л.
| СОГЛАСОВАНА
заместитель директора по
УВР (НМР) ________
________/Иванова Г. И.
| УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
МБОУ г. Кургана «СОШ № 50»
от «__»_______20___года №______
_________/ Тимофеев М. А.
|
Примерная рабочая программа Изобразительное искусство 5-7 класс
Составитель: Кладова Лариса Леонидовна,
учитель ИЗО
Курган, 2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа «Изобразительное искусство. 5—7 классы» для основной школы создана с учетом современных процессов обновления содержания общего художественного образования в Российской Федерации, с опорой на положения правительственных документов к вопросам воспитания у граждан нашей страны любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского и других народов страны.
Программа «Изобразительное искусство. 5—7 классы» составлена в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени, отведенным на изучение предмета «Изобразительное искусство» по базисному учебному плану, а также с учетом связи с программой «Изобразительное искусство и художественный труд. 1—4 классы» (авторы Т. Я. Шпикалова и др.).
Цели программы: формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей средствами отечественной и мировой культуры и искусства; развитие и формирование человека как целостной личности и неповторимой творческой индивидуальности. Задачи программы:
воспитывать осознанное чувство собственной причастности к судьбе отечественной культуры, уважительное и бережное отношение к художественному наследию России на основе осмысления учащимися процесса взаимодействия и взаимопроникновения культур русского и других народов в рамках единого исторического и экономического пространства нашего многонационального государства;
воспитывать интерес к искусству народов мира;формировать художественную компетентность зрителя на основе усвоения учащимися знаний об элементарных положениях теории изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства, приобретения умения анализировать произведения различных видов и жанров искусства, опыта собственной художественно-творческой деятельности;
развивать творческий потенциал личности в процессе освоения образного языка пластических искусств и приемов художественной деятельности по созданию художественного образа в различных изобразительных материалах и техниках;
развивать умение создавать художественные проекты-импровизации с сохранением образного языка традиционных народных промыслов при соблюдении принципов современного декоративно-прикладного искусства и приемов художественного конструирования;
развивать коммуникативные качества и активную жизненную позицию через участие учащихся в эстетическом преобразовании среды в рамках культурной жизни семьи, школы, города (села), района, региона при опоре на уважительное отношение к традициям, культуре разных народов России и установке на межнациональное согласие и культурное взаимодействие. Отличительной особенностью программы является новый взглядна предмет «Изобразительное искусство» в школе, суть которого заключается в том, что искусство в нем рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный, нравственный опыт народа, как целостность, состоящая из народного искусства и профессионально-художественного, проявляющихся и живущих по своим законам и находящихся в постоянном взаимодействии.
Отсюда в содержании программы по-новому отражены интеграционные связи различных художественных пластов и видов искусств, в результате чего народное искусство наряду с профессионально-художественным выступает системообразующим фактором культуры. Этим обусловлено включение в программу народного и профессионального искусства в их гармоничном единстве на протяжении всех девяти лет обучения в основной школе.
Программу отличает открытость к художественному многообразию, обращенность к искусству и художественной культуре национального уровня, а также к ее региональным проявлениям. Освоение отечественного и зарубежного искусства рассматривается как процесс диалога культур, процесс взаимовлияния и взаимообогащения при сохранении собственного своеобразия.
Содержание программы «Изобразительное искусство. 5—7 классы» моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых для концепции программы особенно значимы:
содержательно-деятельностный подход.Деятельность как система учебных действий в предлагаемой программе представлена включением учащихся в активную учебную и художественно- творческую деятельность, в которой учитывается специфика художественного освоения мира учащимися основной школы: интерес к пространственным, пластическим и декоративным видам деятельности, ориентация на ее положительный результат. Характеристика видов деятельности дается в пояснительной записке далее.
системно-комплексный подход. Основой эстетического познания целостной картины мира является художественный образ. В программе художественно-образный язык рассматривается в процессе интеграции различных видов и жанров искусства, освоения выразительных средств различных художественных подсистем и через многообразие способов художественной деятельности и их творческого применения учащимися. Это создает условия для свободы погружения в различные эпохи и художественные стили, а также участия в диалогах в пространстве культуры, понимания целостной картины мира;
личностно ориентированный подход. Изобразительное искусство — культурное пространство для формирования и развития личности ребенка. Программа построена с учетом интересов ученика, мотивации успешности его деятельности, с опорой на комфортную атмосферу, стимулирующую творческую активность личности. Это создает условия для формирования готовности личности к саморазвитию, потребности в самообразовании, способности адаптироваться в быстро меняющемся мире, ориентации в современном информационном пространстве культуры и искусства;
региональный подход. Учитываются художественные традиции и историко-культурные связи, сложившиеся в различных регионах России, что создает возможности для участия в создании эстетического и этнохудожественного пространства и развития самосознания школьника как члена этноса и носителя национальной культуры при сохранении толерантности и развитии интереса к искусству разных народов Отечества и Земли.
Особое внимание в программе уделено эстетическим знаниям и художественно-творческому опыту, направленным на формирование представления о народном искусстве как части культуры и раскрывающим народное искусство как этническую культурную целостность. Соответственно это:
представление о ведущих качествах народного искусства: универсальность художественного языка, всечеловечность духовных ценностей, коллективное начало, традиция как закон развития народного искусства; эстетическое восприятие и эмоционально-ценностная оценка содержания произведений народного искусства; художественно-творческая деятельность на основе творческих принципов народного искусства: повтор, вариация, импровизация, умение применять в собственном творчестве народные художественные традиции, сохранять и развивать их.
В программу включены следующие основные виды художественно-творческой деятельности:
ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность (диалоги об искусстве);
изобразительная деятельность (основы художественного изображения) — графика, живопись, скульптура;
декоративно-прикладная деятельность (основы народного и декоративно-прикладного искусства, элементы дизайна и архитектуры);
художественно-конструкторская деятельность;
художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств.
Охарактеризуем каждый из них:
ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность
(диалоги об искусстве) способствует обогащению зрительной памяти и активизации образного мышления, которые являются основой изобразительной творческой деятельности. Восприятие действительности и произведений разных видов искусства направлено на развитие активного эстетического отношения к искусству как части духовной культуры, к природе и деятельности человека как источнику жизни и красоты. Восприятие произведений пластических искусств способствует развитию активного эстетического потребления искусства, как части духовной культуры. Диалоги о пластических искусствах развивают у учащихся представление о видах и жанрах профессионального искусства и видах народного искусства, об особенностях отечественной национальной культуры и искусства и мировой художественной культуры, воспитывают художественный вкус.
В процессе эстетического восприятия мира и искусства осуществляется присвоение учащимися высших духовно-нравственных ценностей и идеалов отечественной культуры; учащиеся также приобретают компетентность активного зрителя, способного вести диалог и аргументировать свою точку зрения. Диалоги об искусстве являются обязательной составляющей каждого урока;
изобразительная деятельность (основы художественного изображения) включает практическую деятельность учащихся учебного и творческого характера в области графики, живописи, скульптуры. Это предполагает развитие художественно-графических умений и навыков учащихся, сознательное использование средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвета, линии, пятна, тона, композиции, формы и пропорций, объема, пространства) в процессе самостоятельной художественно-творческой работы.
Графика.
Линия, штрих, тон, точка рассматриваются как основные средства выразительности в графическом рисунке. Варьируются различные приемы работы графическими материалами, выразительные возможности линии, штриха, фактура пятна, тон и ритм пятен, передающих объем, освещение и настроение в рисунке. Знание выразительных средств графики и возможностей различных графических материалов позволяет учащимся передать глубину изображаемого пространства, делая его образ выразительнее и достовернее. Графические работы ведутся с натуры (длительные зарисовки в тоне и кратковременные наброски линией), по памяти и представлению (зарисовки отдельных предметов, животных, птиц, человека).
В графике могут выполняться творческие тематические композиции и иллюстрации к литературным произведениям. Материалы: графический карандаш, уголь, сангина, мел, перо, кисть, тушь, фломастер и т. п. В разряд графических работ входят и работы, выполненные на тонированной (цветной) бумаге или с частичным применением акварельных красок.
Живопись.
Цвет, его сочетания, пятно — одно из главных средств выразительности в живописи. В работе с красками осваиваются основы цветоведения, осознаются понятия о цветовом тоне, светлоте и насыщенности цвета, локальном, теплом и холодном цвете, колорите, а также об эмоциональном восприятии и символике цвета в живописи. Варьируются различные приемы работы кистью и красками для передачи фактуры изображаемых предметов, временного состояния реальной действительности и собственного эмоционального настроения.
Учебные задачи, направленные на достижение единства материала, технического приема, колорита, композиции в живописной работе с натуры, позволяют творчески решить проблемы единства формы и содержания в творческой тематической композиции.
Красками могут выполняться кратковременные и длительные этюды с натуры и по памяти (натюрморты, пейзажи, портреты), творческие тематические композиции по памяти, представлению и воображению. В разряд живописных работ условно входят работы, выполненные в смешанной технике, при условии, что основным материалом будут краски (акварель, гуашь, темпера, масло).
Скульптура.
Объем, или трехмерность, — основа языка скульптуры. Работа в объеме и пространстве развивает объемно-пространственное мышление, чувство конструкции, пропорций, равновесия, статики, динамики и пластики формы. В процессе освоения различных приемов лепки развивается чувство фактуры, формы, понимается ее значение в передаче эмоционального звучания образа.
На уроках выполняются рельефы, горельефы, круглая скульптура — мелкая пластика. Основными объектами скульптурного изображения являются фигуры человека, животных, сказочных героев, но в рельефе может быть представлено изображение пейзажа, натюрморта, жанровой сцены. В качестве материала на этих занятиях используется пластилин, глина;
• декоративно-прикладная деятельность (основы народного и декоративно-прикладного искусства, элементы дизайна и архитектуры) включает практическую деятельность учащихся учебного и творческого характера. Это предполагает развитие художественно-графических умений и навыков учащихся, сознательное использование средств художественной выразительности в создании художественного образа вещи: ритма, силуэта, линии, цвета, композиции, видового (декоративного) образа.
Постижение закономерностей орнаментальных, сюжетно-декоративных, объемно-пластических решений композиции согласуется со следующими условиями: учет назначения художественной вещи (предмета) при выборе материала, из которого она создается; связь декора с формой и практическим назначением художественной вещи (предмета); связь художественной вещи (предмета) со средой бытования; понимание духовной ценности, отношения мастера — создателя произведений народного искусства — к миру (народная точка зрения на мир); умение применить в своей художественной деятельности творческие принципы народного искусства (повтор, вариации, импровизации);
художественно-конструкторская деятельность включает зарисовки с плана объекта, проектирование объекта, конструирование изделия с опорой на план проектируемого объекта. Решение учебных задач осуществляется на уроках народного творчества с элементами художественного конструирования, на уроках декоративного творчества с элементами художественного конструирования. Данный вид деятельности способствует развитию пространственного воображения, конструктивного мышления, умения работать в разном материале с применением приемов художественного конструирования (макет крестьянского подворья, макет театральной сцены с декорациями, конструкция тростевой куклы и др.); в этом виде деятельности предоставляются большие возможности для применения современных мультимедийных технологий обучения;
художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств. В программе уделяется внимание синтезу искусств, который объединяет пространственные и временные искусства: изобразительное искусство и музыку; театральное действо, народное песенное творчество и народное изобразительно-пластическое искусство на фестивалях и народных календарных праздниках. Прием взаимодействия разных искусств создает большие возможности для эффективного преподавания уроков изобразительного искусства. Этот вид деятельности особенно ярко отражает идеи интеграции разных видов искусства и учебных предметов (истории, литературы, мировой художественной культуры, музыки), способствует установлению связей, отражающих целостное представление о мире, человеке, культуре, об универсальных человеческих ценностях, служит формированию системно- целостного взгляда на мир.
В содержании программы все основные виды художественно- творческой деятельности представлены по каждому классу.
Программа «Изобразительное искусство. 5—7 классы» для основной школы предоставляет большие возможности для профессионального роста учителей, активизации их творческого поиска и самореализации. Примерное тематическое планирование уроков не является педагогическим трафаретом на пути творчества как учителя, так и ученика. В структурировании программного содержания предусмотрены широкие возможности для реализации личностно ориентированного подхода, проявляемого в вариативности и дифференцированном характере заданий: содержание урока реализуется в соответствии с личностными особенностями учащихся и конкретными задачами их воспитания и развития. В частности, среди них:
вариативность тем заданий и выбора материала, техники для учащихся. Предлагаемые темы учитель может расширить с учетом реальных интересов, потребностей и личностных проблем его учеников;
вариативность и широкий выбор учителем произведений искусств;
вариативность и импровизация в организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся в форме поисковой, исследовательской работы: выбор темы, определение задач для каждого участника поисково-исследовательской группы, проведение дискуссий, диалогов по итогам работы творческих групп;
свободный выбор учеником литературного произведения в работе над портретом литературного героя, над иллюстрацией;
вариативность задания по композиции: в натюрморте, интерьере, портрете, пейзаже;
выбор учащимися произведения изобразительного искусства для анализа. Этот выбор не ограничен, что делает исследовательскую работу в творческих группах полезной и интересной для беседы на последующих уроках;
широкий выбор тематики и технологии выполнения эскиза изделия с учетом национально-регионального компонента;
выражение собственного отношения к участию в подготовке и проведении народных праздников, в процессе которых коллективное творчество не ограничивает дифференциацию задания по желанию ученика.
Требования к уровню усвоения предмета в
5 классе В результате изучения изобразительного искусства учащиеся должны ЗНАТЬ
жанры изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический) и виды изобразительного искусства (живопись, графика, книжная и печатная графика);
имена выдающихся мастеров отечественного и зарубежного искусства и их наиболее известные произведения;
выдающиеся памятники народного деревянного зодчества;
основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, цвет, ритм, тон, форма, перспектива, композиция);
проявление синтеза искусств на примере годовых народных календарных праздников (Масленица, Троица), классической
оперы, образа положительного героя былин и сказок народов России и мира;
уметь:
анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства, выражать собственное отношение к воспринятому художественному образу;
применять художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства в своем творчестве;
применять приемы художественного конструирования объемных предметов с опорой на план проектируемого объекта;
изображать с натуры, по памяти и представлению предметы несложных форм с использованием различных графических и живописных изобразительных материалов;
изображать фигуру человека, животных с натуры, по памяти и представлению с передачей движения и пропорций;
выполнять построение и перспективные изменения предметов, цветовое соотношение с учетом источника освещения и влияния цвета окружающей среды;
сравнивать предметы по форме, размеру, фактуре материала изображаемых с натуры предметов;
самостоятельно создавать тематические композиции с использованием знаний народных традиций архитектуры, народного костюма, народных праздников, особенностей традиций искусства родного края;
создавать эскизы декоративных композиций с использованием знаний построения орнаментальных композиций, элементарных навыков стилизации формы и цвета природных форм;
работать в творческих группах;
применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эстетической оценки явлений окружающего мира;
восприятия произведений искусства и высказывания суждений о них;
участия в культурной жизни семьи, школы, своего города, родного края;
сохранения памятников истории и культуры своего Отечества, бережного отношения к природе.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА В 6 КЛАССЕ
В результате изучения изобразительного искусства учащиеся должны
знать:
выдающиеся произведения отечественных и зарубежных художников;
центры традиционных художественных промыслов (Жостово,
Нижний Тагил, Палех, Русский Север, Сергиев Посад);
мифологические, сказочные, музыкально-поэтические образы
русского народного искусства;
разнообразие выразительных средств изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства (цвет, линия, объем, светотональность, ритм, форма и пропорции, пространство, композиция);
построение рисунка с натуры, правила линейной и воздушной перспективы, законы цветоведения (колорит, сближенные тона);
виды орнамента, принципы построения орнаментальных композиций;
взаимосвязь между такими понятиями, как форма художественной вещи, ее назначение, материал и орнамент;
особенности материалов, которыми можно пользоваться в художественной деятельности (краски, кисти, мелки, тушь, перо, уголь, картон, цветная бумага, ткань и т. п.);
проявление синтеза искусств на примере фольклорного фестиваля народов мира;
уметь:
анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства, выражать собственное отношение к воспринятому художественному образу;
различать произведения искусства разных видов и жанров своего народа и иных национальных культур, узнавать произведения народного искусства своего региона;
видеть и использовать цветовое богатство окружающей среды и передавать его в процессе изобразительной деятельности на плоскости;
использовать основы художественного изображения пространства (загораживание, уменьшение объектов при удалении, передача воздушной и линейной перспективы);
использовать элементарные основы изображения лица человека, передавать его образ;
передавать собственное отношение к композиционному сюжету с использованием знаний о времени, месте происходящих событий, образе человека определенной исторической эпохи;
применять приемы художественного конструирования с использованием плана проектируемого объекта;
проявлять умение участвовать в разных видах коллективной работы, связанной с проведением школьных праздников;
применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эстетической оценки явлений окружающего мира и при восприятии произведений изобразительного искусства; ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА В 7 КЛАССЕ
В результате изучения изобразительного искусства учащиеся должны
знать:
имена выдающихся мастеров отечественного и зарубежного искусства и их наиболее известные произведения;
жанровую разновидность пейзажа (архитектурный пейзаж) и интерьер как жанр изобразительного искусства;
отличительные черты русской дворянской усадьбы XVIII XIX вв. как архитектурного ансамбля, отражающего особенности классицизма;
зависимость общего цветового решения интерьера от его функционального назначения;
произведения современных художников-фантастов и космонавтов на космическую тему;
правила линейной перспективы в построении интерьера (разные точки схода);
локальные школы народного мастерства в таких видах народного искусства, как роспись по дереву, вышивка, глиняная игрушка, ювелирное искусство;
символику орнаментальных мотивов;
основы построения фигуры человека в движении с учетом пропорций частей тела и их взаимосвязи;
проявление синтеза искусств на примере праздника весенней ярмарки как торжества народного мастерства и творчества;
уметь:
проявлять зрительскую компетентность при восприятии произведений искусства разных эпох и народов;
применять правила линейной и воздушной перспективы в изображении городского и сельского пейзажа;
выполнять конструктивное построение формы, объема предметов, их содержательной связи в натюрморте, посвященном миру увлечений (профессии) человека;
применять линию горизонта, разные точки схода в зарисовке интерьера;
передавать в портрете строение, пропорции головы и лица, цветовое решение фона как важное дополнение к раскрытию образа;
выполнять зарисовки по представлению и описанию (интерьер дворянского особняка, фигуры участников бала);
передавать движение фигуры человека в пространстве;
проявлять творческую активность художественно-практической компетентности в выборе и овладении средствами художественной выразительности разных видов искусств;
выполнять план проектируемого объекта; конструировать простые геометрические формы при создании модели космического корабля;
выполнять художественные изделия, свободно используя задачи на повтор, вариацию, импровизацию как принципы народного творчества;
участвовать в творческих группах при выполнении коллективных работ разного вида: создание композиции «Бал в дворянском особняке» и кукольного театра «Вертеп», оформление школьного праздника «Весенняя ярмарка», разработка проекта космической станции;
применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
проявлять зрительскую компетентность в эмоционально-эстетическом восприятии художественных произведений и заключенных в них духовно-нравственных ценностей и идеалов, припосещении художественного музея, выставки, а также при просмотре кино, театральных постановок, чтении художественной литературы;
использовать свою художественно-практическую компетентность — владение средствами художественной выразительности разных видов искусства (изобразительного, народного и декоративно-прикладного), принимая участие в культурной жизни семьи, школы, своего города, родного края.
Учебно-тематический план по предмету
«Изобразительное искусство» 5 класс (34 часа)
П/п
| Раздел
| Количество часов
| В том числе
| Практические работы
| Контрольные работы
| 1.
| Поэтический образ русской природа
| 3
| 2
| 1
| 2.
| Гимн плодородию земли
| 5
| 5
| -
| 3.
| Живая старина
| 4
| 4
| -
| 4.
| Образ времени года
| 2
| 1
| 1
| 5.
| Сплав фантазии и реальности
| 2
| 2
| -
| 6.
| Польза и красота в образах
| 5
| 4
| 1
| 7.
| Образ народной жизни
| 2
| 2
| -
| 8.
| Календарный праздник Масленицы
| 3
| 3
| -
| 9.
| Изображение в искусстве животного
| 2
| 2
| -
| 10.
| Тема защиты природы
| 2
| 2
| 1
| 11.
| Календарный праздник Троицыной недели
| 4
| 4
| -
|
| Итого:
| 35
| 31
| 4
| Учебно-тематический план по предмету
«Изобразительное искусство» 6 класс (34 часа)
П/п
| Раздел
| Количество часов
| В том числе
| Практические работы
| Контрольные работы
| 1.
| Великолепие цветения природы
| 2
| 2
| -
| 2.
| Сияние цветущей природы
| 2
| 2
| -
| 3.
| Праздник урожая
| 3
| 2
| 1
| 4.
| Символ плодородия в Древнем мире
| 5
| 4
| 1
| 5.
| Праздник встречи Нового года
| 3
| 3
| -
| 6.
| Образ ратного подвига
| 4
| 3
| 1
| 7.
| Прославление женщины
| 2
| 2
| -
| 8.
| Народный костюм в зеркале истории
| 2
| 2
| -
| 9.
| Международный фестиваль
| 2
| 2
| -
| 10.
| Первые приметы весны
| 4
| 4
| -
| 11.
| Пасха – праздник весны
| 2
| 2
| 1
| 12.
| Весеннее многообразие
| 2
| 2
| -
|
| Итого:
| 35
| 31
| 4
|
Учебно-тематический план по предмету
«Изобразительное искусство» 7 класс (34 часа)
П/п
| Раздел
| Количество часов
| В том числе
| Практических
| Контрольных работ
| 1.
| Гармония природы и архитектуры
| 2
| 2
| -
| 2.
| Предметная среда
| 3
| 3
| -
| 3.
| Образ взаимоотношений человека и пространства
| 3
| 2
| 1
| 4.
| Русская усадьба
| 3
| 3
| -
| 5.
| Одежда и быт дворян
| 5
| 4
| 1
| 6.
| Народное искусство
| 8
| 7
| 1
| 7.
| Весенняя ярмарка
| 2
| 2
| -
| 8.
| Творческая активность человека
| 5
| 4
| 1
| 9.
| Сила, ловкость человека
| 3
| 4
| -
|
| Итого:
| 35
| 31
| 4
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА. 5 КЛАСС
|