Областной конкурс муниципальных общеобразовательных учреждений
Московской области, разрабатывающих и внедряющих
инновационные образовательные программы «Согласован» «Утверждаю»
Управляющим советом Директор школы
МБОУ Асаковской СОШ _________ Г. В. Нездорова
Протокол №1 от 06.09.2013 г. Приказ №156 от 06.09.2013 г.
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
«ЗДОРОВАЯ ШКОЛА – В ЗДОРОВЬЕ КАЖДОГО»
по направлению:
«Разработка и внедрение инновационных моделей воспитания, развития и социализации обучающихся»
Одинцовский муниципальный район
2014 год
Оглавление.
1
| Введение
| Стр. 3
| 2
| Актуальность разработки проекта
| Стр. 5
| 3
| Цели, задачи и система показателей по достижению целей проекта
| Стр. 9
| 4
| Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта
| Стр. 15
| 5
| Сроки и этапы инновационной деятельности в рамках заявляемого проекта
| Стр. 18
| 6
| Возможные способы внедрения проектной разработки в образовательную практику
| Стр. 23
| 7
| Возможное финансовое обеспечение, необходимое ресурсное обеспечение проекта
| Стр. 24
| 8
| Формы организации сетевого взаимодействия в рамках проекта
| Стр. 27
| 9
| Приложения
|
|
Введение
В рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» МБОУ Асаковская средняя общеобразовательная школа в качестве своей приоритетной задачи реализует направление «Сохранение и укрепление здоровья школьников».
В настоящее время МБОУ Асаковская СОШ реализует программу развития «Формирование здоровьесберегающего пространства в условиях сельской школы», принятую на период 2011-2016 год. Стратегическими задачами этой программы являются:
Признание педагогическим коллективом школы приоритетным и значимым направлением своей деятельности здоровьесберегающую организацию образовательного процесса;
Создание в школе целостной системы воспитания культуры здоровья, в которой все её компоненты (когнитивная, эмоционально-чувственная и деятельностная) направлены на воспитание ценностей, среди которых здоровье занимает особое место; оптимальное сочетание методов положительного и отрицательного мотивирования на здоровый образ жизни;
Создание в образовательном учреждении здоровьесберегающей пространственно-предметной среды;
Организация систематического мониторинга здоровья воспитанников и здоровьесберегающей работы в школе.
Формирование единой системы связывающей усилия школы, муниципальных органов власти, медицинских учреждений, спортивных, оздоровительных центров, способной стимулировать развитие здорового образа жизни школьников, находящегося в её пределах.
С 2013 года МБОУ Асаковская школа реализует инновационный проект «Здоровье школы – в здоровье каждого» по разработке и внедрению модели здоровьясбережения в образовательном процессе сельской школы. Авторами данного проекта являются Управляющий совет школы, Совет старшеклассников, рабочая (инициативная) группа педагогов МБОУ Асаковской средней общеобразовательной школы, ТОС г. п. Кубинка, педиатр МУЗ Районная больница №3.
Проект принят на заседании Педагогического совета МБОУ Асаковской СОШ 30 августа 2013 года; согласован Управляющим советом школы 06 сентября 2013 года, утвержден Приказом директора МБОУ Асаковской СОШ от 06 сентября 2013 года № 156.
Осуществление данного проекта позволит школе:
осуществлять инновационную деятельность, направленную на практическое решение задачи «Сохранение и укрепление здоровья школьников» образовательной инициативы «Наша новая школа»,
внедрять Федеральные государственные общеобразовательные стандары второго поколения в части Гигиенических требований;
внесение весомый вклад в развитие системы образования Московской области в сфере сохранения здоровья учащихся.
Реализация инновационного проекта «Здоровье школы – в здоровье каждого» основывается на следующих нормативно – правовых документах:
Федеральный закон «Об образовании»;
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271;
План действий по модернизации общего образования на 2011–2015 гг., утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р;
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10», утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189;
ФГОС НОО второго поколения;
Устав школы, Программа развития школы «Формирование здоровьесберегающего пространства в условиях сельской школы» на 2011 – 2016гг.
Актуальность разработки проекта.
Изменения в обществе — экономические, идеологические, политические - повлекли за собой коренную ломку прежних социальных отношений и общественного сознания. Это приводит и к изменениям в сфере образования. Новое понимание роли образования как стратегического ресурса общества, обеспечивающего его прогресс во всех сферах, требует системных изменений в образовании.
В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. По результатам Всероссийской диспансеризации детей, за последние десять лет доля здоровых детей снизилась с 45,5 до 33,89 процента с одновременным увеличением вдвое числа детей, имеющих хроническую патологию и инвалидность. Результаты исследования Института возрастной физиологии РАО говорят о том, что за период обучения у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 3 раза – патология органов пищеварения, а число детей, имеющих пограничные нарушения психического здоровья, за период обучения увеличивается от 20 до 70 процентов.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается: «Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека – важный показатель его личного успеха… Намного важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни».
В программе развития МБОУ Асаковской средней общеобразовательной школы на 2011 – 2016 годы обозначена основная стратегическая цель: формирование здоровьесберегающего пространства школы как единой образовательной среды школы, характеризующейся единым ценностно-целевым полем всех субъектов образовательного процесса. Вытекающие отсюда задачи актуальны в связи с разработкой и внедрением федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.
Решение этих задач предполагает внесение изменений в содержание образовательной программы школы, разработку и апробацию инновационных педагогических и управленческих технологий, схем интегративного взаимодействия существующих структур школы, сетевого взаимодействия с образовательными и другими организациями Одинцовского района.
Обозначая цели деятельности МБОУ Асаковской средней общеобразовательной школы по здоровьесбережению, мы основывались на достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения с учётом факторов, неблагоприятных для здоровья участников образовательного процесса:
Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
Функциональная неграмотность педагогов в вопросах охраны и укрепления здоровья;
Стрессовая педагогическая тактика;
Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
Недостатки в существующей системе физического воспитания;
Интенсификация учебного процесса, способствующая гиподинамии;
Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
При разработке проекта учитывались данных мониторинга фактического состояния здоровья обучающихся и педагогов МБОУ Асаковской СОШ на начало 2013-ого учебного года, а также результаты исследований, проведённых обучающимися школы совместно с педагогами в рамках школьного научного обществе обучающихся «Поиск». Полученные неутешительные результаты подтверждают отрицательную динамику состояния здоровья участников образовательного процесса в образовательных учреждениях Российской Федерации:
Показатели заболеваемости обучающихся
Показатели заболеваемости педагогов:
Осознанное отношение своему здоровью обучающихся, учителей и родителей школьников имеет большое значение и в связи с тем, что школа является важнейшим звеном социализации детей, где среди других ценностей усваивается ценность здоровья, формируется мотивация на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих. Здоровьесбережение, с одной стороны, является частью образовательного процесса, а с другой – условием, обеспечивающим реализацию образовательных программ на основе сохранения здоровья участников образовательного процесса и самореализации обучающихся.
Для создания общешкольной среды, способствующей сохранению и развитию здоровья школьников, где рассматриваются проблемы организации работы по формированию ценностного отношения к здоровью, профилактики асоциального поведения, эффективного использования средств физической культуры в школе разработан и реализуется инновационный проект «Здоровая школа – в здоровье каждого».
Цели, задачи и система показателей по достижению целей проекта
Цели проекта:
Создание в условиях сельской школы среды, способствующей сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, их продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни личности, успешной социализации различных категорий учащихся с учетом состояния их физического и морально-психологического здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей.
Осуществление инновационной и экспериментальной деятельности по направлениям проекта.
Задачи проекта:
Внедрить инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс на всех ступенях обучения.
Повысить эффективность образовательного процесса и укрепить здоровье всех его участников с помощью технологии А. Сметанкина «БОС - Здоровье», методики В.Ф.Базарного.
Разработать систему действенного мониторинга условий обучения и состояния здоровья участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов).
Создать методическую копилку инноваций педагогов школы по здоровьесберегающим технологиям.
Повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросам здоровьесбережения детей.
Повысить компетентность родителей по вопросам здорового образа жизни.
Развивать социально-психологическую и медицинскую службу школы для своевременной профилактики психологического и физического состояния учащихся и сотрудников.
Разработать и реализовать программы дополнительного образования физкультурно-оздоровительной направленности.
Развить систему работы структурного подразделения «Школьная столовая» с целью качественного оказания услуг по предоставлению питания учащимся и сотрудникам; продумать систему мер по максимальному включению учащихся в реализацию Программы «Правильное питание».
Совершенствовать здоровьесберегающую инфраструктуру школы.
Расширить исследовательскую деятельность учащихся старшей школы по вопросам здоровьесбережения.
Система показателей по достижению целей проекта
№
| Критерии
| Показатели
| Методики
| Целевой ориентир
| Организация здоровьесберегающей деятельносьти школы
| 1
| Рациональная организация учебного процесса
| Удовлетворенность учащихся организацией учебного процесса
| Незаконченное предложение «Если бы я стал директором школы, то внес такие изменения в учебный процесс…»
| Не менее 80%
| Удовлетворенность педагогов организацией учебного процесса
| Анкетирование
| Не менее 90%
| Удовлетворенность родителей организацией учебного процесса
| Анкетирование
| Не менее 90%
| Преодоление перегрузок учащихся
| Анализ справок ВШК:
- объем домашнего задания;
- посещение уроков.
Анализ расписания
| Не более 10% отклонения от нормы
| 2
| Здоровье
сберегающая инфраструктура школы
| Организация горячего, разнообразного, сбалансированного, безопасного, питания
| Анализ меню, охват горячим питанием
| Не менее 100%
| Удовлетворенность педагогов организацией горячего питания и работой школьной столовой
| Анкетирование
| Не менее 100%
| Удовлетворенность родителей организацией горячего питания и работой школьной столовой
| Анкетирование
| Не менее 100%
| Удовлетворенность учащихся работой спортивного зала
| Анкетирование
| Не менее 90%
| Доля учащихся, посещающих спортивный зал во внеурочное время
| Анализ посещаемости
| Не менее 80%
| Удовлетворенность учащихся работой тренажерного зала
| Анкетирование
| Не менее 45%
| Доля учащихся, посещающих тренажерный зал во внеурочное время
| Анализ посещаемости
| Не менее
| Удовлетворенность родителей работой спортивного зала и тренажерного зала
| Опрос, анкетирование
| Не менее 80%
| Доля педагогов, посещающих тренажерный зал
| Анализ посещаемости
| Не менее 15%
| Доля педагогов, посещающих фитнес-класс
| Анализ посещаемости
| Не менее 50%
| Количество ставок медицинских работников в школе (на условиях договора)
| Результаты отчета ОШ 1
| Не менее 1 единицы
| Доля учащихся, получающих кислородсодержащие коктейли
| Аналитические справки
| Не менее 50%
| Доля педагогов, получающих кислородсодержащие коктейли
| Аналитические справки
| Не менее 70%
| 3
| Создание оптимальных санитарно-гигиенических условий
| Количество предписаний надзорных органов
| Анализ деятельности ОУ, акты проверок
| 0
| Рост обеспеченности материально-техническим оборудованием для организации здоровьесберегающей деятельности
|
| Не менее
500 тыс. руб.
| Организация питьевого режима школьников
| Наблюдение
| Охват 100%
| Температурный режим классных комнат, рекреаций
| Наблюдение
| Не ниже нормы
| Выполнение норм СанПиН на уроках в части использования компьютерной техники
| Справки по посещенным урокам
| Без нарушений нормативов
| 4
| Создание психологического и эмоционального комфорта в школе
| Психологическая тревожность учащихся
| Социометрия
| Не более 5%
| Психологическая тревожность учащихся 9, 11 классов
| Тестирование
| Не белее 10%
| Социально-психологическая адаптация учащихся 1, 5, 10 классов
| Анкетирование, тестирование, наблюдение
| Не менее 90%
| Физиологическая адаптация учащихся 1, 5, 10 классов
| Анкетирование, тестирование, наблюдение
| Не менее 95%
| Психологическое состояние учащихся
| Социометрия
|
| Психологическое состояние педагогов
| Анкетирование
|
| 5
| Пропаганда здорового образа жизни
| Включенность учащихся образовательного процесса в спортивно-оздоровительные мероприятия школьного, поселкового, муниципального уровней
| Наблюдение, опрос
| Не менее 90%
| Включенность педагогов образовательного процесса в спортивно-оздоровительные мероприятия школьного, поселкового, муниципального уровней
| Наблюдение, опрос
| Не менее 90%
| Включенность родителей образовательного процесса в спортивно-оздоровительные мероприятия школьного, поселкового, муниципального уровней
| Наблюдение, опрос
| Не менее 30%
| Доля обучающихся, включенных в целевую программу «Дневник здоровья обучающихся Одинцовского муниципального района»
| Мониторинг
| Не менее 45%
| Охват родителей мероприятиями (лектории, собрании, круглые столы и т. д.), направленными на пропаганду здорового образа жизни
| Наблюдение
| Не менее 70%
| Организация методической деятельности педагогического коллектива по освоению здоровьесберегающих технологий
| 1
| Внедрение в практику образовательного процесса современных методик здоровье
сбережения
| Доля педагогических работников, освоивших и применяющих современные здоровьесберегающие технологии
| Наблюдение, анализ
| Не менее 90%
| Доля педагогических работников, занятых в муниципальном эксперименте «Педагогическое сопровождение формирования у школьников положительной мотивации к навыкам здорового питания и здорового образа жизни».(2011-2014г.)
| Анализ экспериментальной деятельности
| Не менее 70%
| Доля педагогических работников, занятых в муниципальном эксперименте «Обеспечение преемственности обучения на начальной и основной ступенях в условиях введения ФГОС» (2011-2015 г.)
| Анализ экспериментальной деятельности
| Не менее 70%
| Пополнение методической копилки инновационной деятельности педагогов по здоровьесберегающему направлению
| Анализ методической работы
| Не менее 2 единиц в год от каждого ШМО
| 2
| Профессиональная компетентность по вопросам здорового образа жизни
| Доля педагогов, прошедших курсы повышения квалификации по вопросам здоровьесбережения и обеспечение безопасности образовательного процесса
| Мониторинг
| Не менее 50%
| Количество семинаров, конференций и других мероприятий школьного, муниципального, регионального уровня по вопросам здоровьесбережения (проведение, участие)
| Анализ
| Не реже 1 раз в триместр
| Количество публикаций педагогических работников по теме проекта в СМИ и в сети Интернет
| Мониторинг
| Не менее 2 в год
| Создание единой системы мониторинга
| 1
| Состояние здоровья обучающихся
| Снижение пропусков занятий в связи с заболеваемостью обучающихся
| Мониторинг
| Не более 10 детодней
| Снижение травматизма среди учащихся по отношению к 2012 году
| Мониторинг
| 50%
| Доля обучающихся основной группы здоровья, охваченных занятиями физической культуры и спортом
| Мониторинг
| 100%
| Доля обучающихся подготовительной группы здоровья, охваченных занятиями физической культуры и спортом
| Мониторинг
| Не менее 90%
| Доля обучающихся специальной группы здоровья, охваченных занятиями физической культуры и спортом
| Мониторинг
| Не менее 50%
| Доля обучающихся, имеющих вредные привычки
| Мониторинг
| Не более 10%
| 2
| Состояние здоровья педагогических работников
| Доля педагогических работников, не имеющих больничных листов в течение учебного года
| Мониторинг
| Не менее 60%
| Доля педагогических работников, имеющих вредные привычки
| Наблюдение
| Не более 5%
| 3
| Физическое развитие обучающихся
| Доля обучающихся с гармоническим физическим развитием
| Мониторинг
| Не менее 60%
| Доля обучающихся без отрицательной динамики зрения
| Мониторинг
| Не менее 70%
| Доля обучающихся без отрицательной динамики осанки
| Мониторинг
| Не менее 70%
| Доля обучающихся, включенных в электронный банк данных уровня физического здоровья школьников (авторский мониторинг Морозова В. П., учителя физической культуры МБОУ Асаковской СОШ) (Приложение 1)
| Мониторинг
| Не менее 60%
|
|