Дыхание на уроках физической культуры





Скачать 110.55 Kb.
НазваниеДыхание на уроках физической культуры
Дата публикации04.10.2014
Размер110.55 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
Дыхание на уроках физической культуры
Среди важных разделов, которым я уделяю особое внимание на уроках при выполнении физических упражнений, является дыхание занимающихся.

Уже на первом медицинском осмотре, организованном для первоклассников, мы обнаруживаем, что большинство детей не умеют правильно дышать, сочетать дыхание с движением.

Вот почему работа учителя по постановке правильного дыхания начинается с 1 класса. Для сознательного усвоения навыков правильного дыхания и рационального пользования дыхательным аппаратом учащиеся должны иметь знания определенного круга вопросов. Сюда включаются сведения о гигиене дыхания, о значении правильного дыхания для здоровья и работоспособности человека, о правилах дыхания в покое и при физической работе, о путях развития дыхательного аппарата и контроле за его состоянием. Эти знания учащиеся начинают получать с первых дней учебы. Постепенно, из класса в класс их информированность в этом вопросе расширяется и углубляется.

Чтобы обеспечить систему преемственности в своей практической работе, я стараюсь сохранить связь учебных материалов, с которыми школьники знакомятся, переходя из класса в класс. Такое сочетание способствует глубокому и прочному усвоению знаний, сообщаемых на уроках физической культуры.

Не секрет, что для учителя физической культуры выбор содержания теоретического материала по дыханию для каждого класса педставляет определенную трудность. Сделать это темболее трудно, поскольку отобранные нами сведения по сложности должны быть доступны учащимся. Как правило, для успешного решения этого вопроса я чаще всего прибегаю к использованию межпредметных связей.

Некоторые темы близких по содержанию школьных предметов я использую на уроках физической культуры, чтобы расширить представления учащихся данного класса в вопросах жизнедеятельности организма человека. В биологии, например в IV – IX классах, знания о строении человеческого организма имеют непосредственную связь с теоретическим материалом по физической культуре.

Так, в IV классе на уроках природоведения о дыхании учащиеся узнают, что кровь забирает из легких свежий воздух и отдает легким отработанный. Затем эти сведения расширяются: дети уже знают о составе воздуха в легких, где происходит газообмен, усваивается кислород и выделяется углекислый газ.

Есть и другие темы, не имеющие прямой связи, но позволяющие использовать ранее приобретенные знания учащихся при изложении материала на уроке физической культуры. В VI классе на уроках ботаники дети изучают влияние жизнедеятельности растений на состав окружающего воздуха. В VII классе знакомятся с наличием микробов в воздухе. Актуализируя изученный материал смежных тем других школьных предметов, при изложении основ знаний по физической культуре мне удается добиваться органической связи излагаемого материала.

Из опыта знаю, что для сознательного и прочного закрепления учащимися основ знаний о дыхании важно, чтобы сообщаемые теоретические сведения подкреплялись практическим учебным материалом. Выполнение этого условия не вызывает особых затруднений. Любое физическое упражнение, выполняемое на уроках физической культуры, связано с дыханием. Следует только предварительно продумать, о какой стороне дыхания надлежит говорить на данном уроке.

В основном сообщение знаний проходит у меня на уроках в виде коротких бесед продолжительностью 1 – 2 минуты, а также коротких комментариев, которые я даю в ходе выполнения учащимися физических упражнений. Так в 5 классе на одном из уроков гимнастики я планирую сообщение знаний о моменте вдоха и выдоха в связи с анатомическими условиями, когда при выпрямлении туловища удобнее делать вдох, а при наклонах и сгибании его – выдох.

Перед выполнением общеразвивающих упражнений сообщают пятиклассникам о значении дыхания для человека. Дети узнают, что в покое человек дышит реже, при физической нагрузке дыхание учащается. Приходят к выводу, что во время физических упражнений дышать надо ритмично, стремиться, не задерживать его. А как правильно дышать? Сейчас, когда мы будем выполнять упражнение, давайте проследим, в какой момент вы делаете вдох, а в какой – выдох. Учащиеся выполняют заданное упражнение. И.п. – ноги врозь, руки на пояс. 1 – поворот туловища влево, 2 - и.п.; 3 – поворот вправо, 4 – и.п.

После этого предлагают поднять руку тем, кто сделал вдох во время поворота. Потом поднимают руку, сделавшие выдох с поворотом. Получается примерно равное число. Затем, прошу учащихся вспомнить, какова роль легких в дыхании.

Из курса природоведения учащиеся знают, что легкие доставляют организму кислород, а удаляют из него углекислый газ. Следующий вопрос: за счет чего расширяются и сужаются легкие? Из полученных ответов подводим итог: расширение и сужение легких происходит за счет движений грудной клетки. Значит, при сужении грудной клетки должен происходить выдох, а при расширении – вдох. Следовательно, при поворотах туловища, наклонах, присоединениях надо делать… Дети дружно отвечают: выдох. «Сейчас мы будем делать другие упражнения, а вы проследите за правильным моментом вдоха и выдоха». Выполняются различные наклоны, приседания, махи и т.д.

Периодически в ходе урока я сам проверяю правильность дыхания при выполнении упражнений, задавая вопросы учащимся. На последующих уроках полученные знания о дыхании закрепляются.

Известно, что в подростковом возрасте школьники все больше проявляют интерес к собственному физическому развитию. Излагаемые на уроках знания о дыхании можно увязать с физическим развитием учащихся.

Объяснив значение развития дыхательного аппарата для организма, я останавливаюсь на понятии «жизненная ёмкость лёгких (ЖЁЛ)» как показателе уровня физического развития, понятии «спирометрия» как метод контроля. Непосредственное изменение ЖЁЛ вызывает живой интерес всех учащихся. Естественно, что перед измерениями я знакомлю учащихся в общих чертах со спирометром, с правилами пользования этим прибором.

Оптимальными условиями для измерений ЖЁЛ я считаю наличие спирометра в физкультурном зале. В этом случае измерения можно проводить во время урока. Свободный от непосредственного выполнения упражнений учащийся подходит к спирометру и измеряет свою ЖЁЛ под наблюдением ученика, специально назначенного учителем. Результаты измерений записываются в журнал учета показателей физической подготовки. Перед каждым измерением мундштук дезинфицируют крепким раствором марганцовки. После измерения ЖЁЛ у учащихся возникает много вопросов: «Какой результат должен быть?», «Что надо делать, чтобы увеличить ЖЁЛ?», «Какие дыхательные упражнения надо делать для развития дыхательного аппарата?»

На последующих уроках в комплексы общеразвивающих упражнений включаю упражнения, способствующие развитию подвижности грудной клетки, развитию силы мышц туловища, и в особенности брюшного пресса. Периодически предлагаемые упражнения комментирую в плане изложенного материала по дыханию.

После этого время от времени проводя измерения ЖЁЛ, учащиеся сравнивают полученные результаты с предыдущими. Изменения результатов наглядно показывают значение физических упражнений для развития дыхательного аппарата.

Сообщаемые знания и теоретические сведения, организованные подобным образом способствуют воспитанию сознательного отношения учащихся к занятиям физической культурой.

Предлагается планирование теоретического материала по дыханию в 1 – 11 классах. Его я придерживаюсь, разрабатывая планы уроков физической культуры, используя межпредметные связи в сочетании с родственными темами по другим предметам школьного цикла.

1 класс. Разделом «Основы знаний» учебной программы в этом классе среди других тем предусмотрено изучение таких, как «Сведения о режиме дня и личной гигиене» и «Значение физических упражнений для здоровья человека». В эти темы хорошо вписываются беседы о гигиене дыхания, чистом воздухе в помещении перед занятиями физическими упражнениями. Эти беседы и составляют основу для проработки на уроках физической культуры темы «Дыхание».

2 класс. Второклассники, изучая раздел «Основы знаний», знакомясь с гигиеническими требованиями при выполнении физических упражнений – одна из тем для бесед в этом классе.

Заниматься физическими упражнениями рекомендуется на открытом воздухе или в хорошо проветриваемом помещении.

Во время выполнения упражнений дыхание усиливается. Вот почему в это время нельзя разговаривать, задерживать дыхание. Если в этом случае дышать через нос становится трудно, дышать можно и через рот.

Материал излагается в сочетании с темой «Занятия спортом», которую проходят на уроках объяснительного чтения в III четверти.

3 класс. Тема раздела «Основы знаний», «Дыхание при ходьбе, беге и ходьбе на лыжах».

Дыхание при беге и ходьбе на лыжах должно быть равномерным и ритмичным. Ритм дыхания при передвижении на лыжах скользящим шагом: один шаг – вдох, второй шаг – выдох. При одновременном отталкивании палками – энергичный выдох, выпрямлением туловища и взмах палками – вдох. Данные теоретические сведения излагаются в сочетании с темой «Охрана здоровья», изучаемой на уроках объяснительного чтения в II и III четверти.

4 класс. Изучение учебной темы «Значение и основные правила закаливания», которая предусмотрена разделом «Основы знаний» в данном классе, предполагает, проведение бесед об укреплении органов дыхания. При физической работе, занятиях физическими упражнениями деятельность легких усиливается. Органы дыхания, обеспечивая потребность организма в кислороде, позволяют человеку работать долго не чувствуя усталости. Чтобы укреплять органы дыхания, нужно соблюдать такую физическую нагрузку, которая вызывает усиленное дыхание. На уроке учащиеся измеряют частоту дыхания за 1 минуту до выполнения упражнений и после выполнения упражнений. Таким образом, они убеждаются, несколько интенсивнее стало дыхание в связи с выполнением упражнений. Как правило, я сообщаю четвероклассникам, что в усиленном дыхании принимают участие не только дыхательные мышцы, но и многие мышцы туловища. Если эти мышцы упражнять, они будут хорошо помогать органам дыхания обеспечивать организм свежим воздухом. Данные сведения излагаются в сочетании с темой «Органы дыхания», которая изучается на уроках природоведения.

5 класс. «Дыхание во время выполнения физических упражнений» - тема раздела «Основы знаний». В беседах с пятиклассниками надо объяснить, что легкие усваивают из воздуха кислород и выводят из организма углекислый газ. Во время работы, выполнения физических упражнений этот обмен усиливается. Чтобы обеспечить активную деятельность дыхательных органов во время физической нагрузки, надо правильно дышать. При выполнении упражнений вдох делается при поднимании рук, отведении их в стороны и назад, т.е. в тех случаях, когда грудная клетка расширяется. Выдох делается при наклонах, приседаниях – когда происходит сужение грудной клетки. При действиях, требующих больших мышечных усилий, вдох делается в момент расслабления или в момент наименьшего усилия. Выдох же надо делать в момент максимального усилия, при этом выдох помогает выполнению движения, например в метании, ударе по мячу рукой или ногой и т.д. Данные теоретические сведения излагаются в сочетании с темой «Воздух», которая изучается на уроках природоведения.

6 класс. «Значение физических упражнений для поддержания работоспособности» - это одна из тем раздела «Основы знаний», предложенная для изучения в 6 классе, предполагает проведение бесед о связи дыхания с работоспособностью.

В беседах с шестиклассниками я информирую их, что во время умственной работы клеткам головного мозга требуется большое количество кислорода. Если ученик продолжительное время сидит неподвижно, у него замедляется дыхание и кровообращение. В таком состоянии мозг не может работать в полную силу, быстро наступает утомление. Физические упражнения усиливают дыхание и кровообращение. В ходе выполнения домашних заданий следует периодически, через каждые 45 минут делать несложные упражнения. Таким образом, чередуя учебу с активным коротким отдыхом, можно добиться высокой умственной работоспособности. Любая физическая нагрузка вызывает усиленную деятельность дыхательных органов. При большой нагрузке вдох и выдох производят с большим напряжением и в дыхание включаются грудные, брюшные мышцы и мышцы спины. От состояния и развития мышцы, участвующих в дыхании, во многом будет зависеть продолжительность работы.

При физических упражнениях поступающий в больших количествах в организм кислород в результате окислительно-восстановительных процессов способствует усиленному выделению энергии. В результате этого образуется тепло. Поэтому в гигиенических целях для занятий физическими упражнениями необходимо иметь специальный спортивный костюм.

Методические сведения излагаются в сочетании с содержанием темы по «Ботанике», где содержится информация о том, что в процессе дыхания живой организм поглощает кислород, расходует энергию, при этом выделяется тепло.

7 класс. Разделом «Основы знаний» в данном классе предусмотрено изучение темы «Реакция организма на различные физические нагрузки». При прохождении ее я включаю в уроки беседы на тему «Дыхание при больших физических нагрузках», акцентируя внимание на том, что при любой физической работе, занятиях спортом повышается потребность организма в усиленном дыхании. Увеличивается глубина и частота дыхания. Иногда вентиляция в легких увеличивается в 20 раз.

При дыхательных физических нагрузках дыхание должно быть ритмичным, выдох – активным. При беге ритм дыхания может быть таким: 2 шага – вдох, 2 шага – выдох. При передвижении на лыжах ритм и момент вдоха и выдоха будет зависеть от способа передвижения.

Занятия на лыжах особенно благоприятно влияют на здоровье школьника, так как при усиленном дыхании зимний воздух оказывает закаливающее воздействие на организм и содержит в себе наименьшее количество бактерий.

Сведения излагаются в сочетании с темой «Распространение бактерий в воздухе, почве, воде и живых организмах», которая изучается на уроках ботаники.

8 класс. «Значение физической культуры для всестороннего развития личности» - учебная тема раздела «Основы знаний», изучение которой я связываю с беседами о развитии дыхания.

Каждый школьник растет, увеличиваются его рост, вес тела. Развиваются все органы, в том числе и органы дыхания. Если какой – либо орган будет получать большую нагрузку, то и развиваться он будет лучше. Хорошо развитые дыхательные органы полнее обеспечивают организм кислородом и выводят из него углекислый газ. Кроме того, нужно уметь правильно дышать как при физической нагрузке, так и в покое. Наблюдают различные типы дыхания – грудное, брюшное и смешанное. Положив левую руку на живот, а правую на грудь, можно определить различные типы дыхания. При грудном дыхании живот остается неподвижным – грудная клетка поднимается и опускается. При брюшном дыхании грудная клетка неподвижна, а в движении находятся мышцы живота. В смешанном дыхании участвуют одновременно мышцы грудной клетки и живота.

Учебная тема излагается в сочетании с изученной по курсу «Биология» темой «Класс млекопитающие. Скелет и мускулатура.»

9 класс. «Влияние занятий физическими упражнениями на основные системы организма» - данная тема раздела «Основы знаний» сочетается с беседами о дыхании и организме человека. Помимо своей основной функции – обеспечение газообмена между организмом и средой – дыхание помогает работе внутренних органов. Вдох облегчает сердцу подачу крови из нижней полой вены в правое предсердие. Выдох помогает выталкиванию крови из левого желудочка в аорту. Сокращение и расслабление диафрагмы при вдохе и выдохе массирует кишечник, помогая тем самым лучшей его перистальтике.

Систематической тренировкой дыхательного аппарата можно добиться увеличения жизненной ёмкости легких. ЖЁЛ является одним из показателей уровня физического развития человека. Периодически проводя спирометрию, можно контролировать состояние дыхательного аппарата. Излагается в сочетании с темами «Опорно-двигательная система», «Кровообращение, дыхание, пищеварение», изученными на уроках биологии в I четверти.

10 класс. В данном классе я, как правило, концентрирую внимание занимающихся по теме «Дыхание и самоконтроль». При правильной организации физические упражнения, занятия спортом положительно влияют на организм в целом и на отдельные его системы. Каждый занимающийся должен постоянно следить за состоянием своего дыхания. В покое частота дыхания, ЖЁЛ, пульс имеют постоянную величину для каждого. ЖЁЛ связана с размерами тела; чем больше рост и вес тела, тем она больше. В среднем у подростков ЖЁЛ колеблется от 3000 до 3500 см3. Наибольших величин – до 7 – 8 литров – она достигает у тренированных спортсменов: пловцов, гребцов, лыжников. Примерная частота сердечных сокращений: у юношей – 70 -72 уд/мин, у девушек 74 уд/мин.

Излагается в сочетании с темами, изученными по курсу «Биология».

11 класс. В выпускном классе ведущая тема бесед посвящена вопросам дыхания и работы. Известно, что в клетках наиболее эффективно проходят процессы расщепления энергических веществ в присутствии кислорода. На стадии кислородного расщепления образуется свыше 90% энергии. Хорошо развитый и тренированный дыхательный аппарат создает условия для лучшего обмена веществ и энергии.

Потребление организмом кислорода связано не только с физической деятельностью. При умственной работе роль дыхания не уменьшается. Отсюда становится необходимым чередование умственного и физического труда. Данная тема сочетается с содержанием темы уроков биологии «Обмен веществ и энергии».


Учитель физкультуры В.И.Дудка п.Степной

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дыхание на уроках физической культуры iconСоставитель учитель физической культуры мбоу сош №3 Петров Е. М....
По важности в процессе воспитания выходит на первое место учебная дисциплина, связанная с физической подготовкой
Дыхание на уроках физической культуры iconНародные игры на уроках физической культуры
Неизгладимые впечатления дает детям знакомство с особенностями жизни, культуры народов, населяющих Республику Мордовию, через изучение...
Дыхание на уроках физической культуры iconИнформация о педагогах мо естественнонаучного цикла, обж и физической культуры
Особенности физического развития детей школьного возраста на уроках физической культуры
Дыхание на уроках физической культуры iconПравила безопасности на уроках физической культуры
Учителя физической культуры и преподаватели обж, ве­дущие занятия по прикладной физической подго­товке, обязаны знать причины возникновения...
Дыхание на уроках физической культуры iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Районное методическое объединение учителей физической культуры и обж продолжает работать над методической темой «Практическое наполнение...
Дыхание на уроках физической культуры iconИспользование музыкальных игр на уроках физической культуры. Из опыта...
Наши игры – не просто забава, веселое развлечение, но еще и своеобразная подготовка к жизни, помогающая воспитать волю, упорство,...
Дыхание на уроках физической культуры iconУроки по теме «Дифференцированный подход к учащимся на уроках предметов...
В рамках методической недели «мо физической культуры и обж» с 17 по 26 декабря прошли открытые уроки по теме «Дифференцированный...
Дыхание на уроках физической культуры iconПравила по технике безопасности на уроках физической культуры
К урокам физической культуры допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж по технике безопасности
Дыхание на уроках физической культуры iconМетодика уроков физической культуры в первом классе
Кроме того, в нее входят 2 урока физической культуры в неде­лю, 1-2 занятия кружка физической культуры, а по воскрес­ным дням загородные...
Дыхание на уроках физической культуры iconФормирование теоретических знаний об осанке на уроках физической культуры у младших школьников
Учебный план образовательных учреждений 3 часа по физической культуре, переход на Федеральные государственные стандарты нового поколения...
Дыхание на уроках физической культуры iconМетодическая разработка : «О сновы применения средств круговой тренировки...
Методическая разработка: «Основы применения средств круговой тренировки на уроках физической культуры в 10 – 11 классах общеобразовательной...
Дыхание на уроках физической культуры iconКурсовая работа по теме: «Применение современных фитнес методик на...
«Применение современных фитнес – методик на уроках физической культуры в школе третьей ступени»
Дыхание на уроках физической культуры iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика обучения...
Инновационные технологии в области преподавания физической культуры. Методика преподавания физической культуры на базовом и профильном...
Дыхание на уроках физической культуры iconФедеральное агентство по физической культуре и спорту сибирский государственный...
Психология физической культуры и спорта : учебник для высших физкультурных учебных заведений / под ред профессора Г. Д. Бабушкина,...
Дыхание на уроках физической культуры iconКафедра управления физической культуры и спортом
«Физическая культура», профили подготовки «Подготовка высококвалифицированных спортсменов в избранном виде спорта», «Физкультурно-оздоровительные...
Дыхание на уроках физической культуры iconУчебного курса «Социология физической культуры и спорта». Содержание...
Тема Социология физической культуры и спорта: методология, проблематика, история становления и развития


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск