МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХУЛИМСУНТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
________________________________________________________________________________________
628156 Ханты-Мансийский автономный округ E-mail: 86sch-hulimsunt@mail.ru
Тюменская область Березовский район www.xylimsynt-school.ru
с.п.Хулимсунт д.34 МКР 4 www. 86sch-khulimsunt.edusite.ru
Телефон: 8 (34674) 33514
Факс: 8 (34674) 33514
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ
Хулимсунтской СОШ
_____________/ Г.В. Третьякова/
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОЙ ШКОЛЫ
Составитель:
зам. директора по ВР
Абукаева И.А.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основные положения Программы воспитания и социализации
обучающихся (Подростковая школа)
2. Цель и задачи воспитания и социализации личности учащегося
3. Содержание работы по воспитанию и социализации подростков (формы внеурочной и внешкольной деятельности)
4. Результаты воспитания и социализации в подростковой школе
5. Литература
Основные положения Программы воспитания и социализации (Подростковая школа)
Программа воспитания и социализации обучающихся в подростковой школе построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
Программа направлена на:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;
формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья;
формирование экологической культуры.
Программа обеспечивает:
формирование уклада школьной жизни, обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся, включающего урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей);
усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение начального опыта нравственной, общественно значимой деятельности, конструктивного социального поведения, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию;
приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, участие в детско-юношеских организациях и движениях, школьных и внешкольных организациях (спортивные секции, творческие клубы и объединения по интересам, сетевые сообщества, библиотечная сеть, краеведческая работа), в ученическом самоуправлении, военно-патриотических объединениях, в проведении акций и праздников (региональных, государственных, международных);
развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье;
учёт индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей их семей;
формирование у обучающихся мотивации к труду;
осознание обучающимися ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;
формирование установки на систематические занятия физической культурой и спортом;
осознанное отношение обучающихся к выбору индивидуального рациона здорового питания;
формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять;
овладение современными оздоровительными технологиями, в том числе на основе навыков личной гигиены;
осознание обучающимися взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды ;
Программа воспитания и социализации учащихся в ОС «Школа 2100» для подростковой школы отвечает требованиям следующих документов: «ФГОС. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования».
Данная Программа базируется на личностных и общественных ценностях, обозначенных в Концепции духовно-нравственного воспитания и развития ОС «Школа 2100», и согласно принципам непрерывности и преемственности обучения и воспитания учащихся логически продолжает основные направления Программы духовно- нравственного развития и воспитания в ОС «Школа 2100» для начальной школы (добрые чувства, мысли и поступки; страна граждан; труд для себя и для других; здоровье тела и духа; природа - наш дом; красота спасёт мир), однако ключевым понятием в данной Программе является понятие культура, объединяющее все общечеловеческие цели и ценности, а также исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения.
Настоящая Программа ориентирована на воспитание и социализацию подростков (11-13 лет), психологические особенности которых свидетельствуют о личностной нестабильности, особой форме самосознания, углублении в свой собственный внутренний мир, стремлении самореализоваться и складывающихся этических нормах поведения, поэтому воспитание общей культуры личности обучающегося во всех её проявлениях будет способствовать развитию социализации личности; формированию социальной самоидентификации и личностных качеств, необходимых для конструктивного и достойного поведения человека в коллективе, обществе; профессиональной ориентации; развитию у подростка личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни; ответственности за свои поступки, за настоящее и будущее своей страны.
Социализация личности - сложное социальное явление, которое длится в течение всей жизни конкретного человека и которое рассматривается учёными как процесс, и отношение, и способ, и результат личностного развития человека в социуме, общении и деятельности.
Вышеобозначенные положения позволяют выделить базовые направления развития социализации и культуры личности учащегося подростковой школы в преемственности с начальной школой.
Преемственность с направлениями начальной школы
| Направления социализации в подростковой школе (ключевые ценности)
| Добрые чувства, мысли и поступки
| Культура духовно-нравственная и эстетическая (Добро)
| Культура поведения (Семья. Толерантность.)
| Страна граждан
| Культура гражданская (Родина)
| Культура самоидентификации (Мировоззрение. Солидарность. Социализация)
| Труд для себя и для других
| Культура учебной и трудовой деятельности (Образование)
| Здоровье тела и духа
| Культура здорового образа жизни (Здоровье)
| Природа наш дом
| Культура экологическая (Природа)
| Красота спасет мир
| Культура эстетическая (Красота)
| Социализация и общекультурное развитие личности учащегося - процесс длительный, разноуровневый, и только при условии органичного взаимодействия и взаимопроникновения всех обозначенных выше направлений можно рассчитывать на положительный результат.
Духовно-нравственная культура личности. (Доброта в чувствах, мыслях и поступках).
Духовно-нравственная культура держится на основных общечеловеческих ценностях и моральных категориях: добро, истина, совесть, искренность, любовь, милосердие, сострадание, скромность и др.
Нравственная культура личности во многом определяет жизненную позицию человека, его отношения не только с другими людьми и обществом в целом, но и с природой. В основе нравственной культуры лежит нравственное сознание человека, способного различать добро и зло, сознательно делать выбор в процессе усвоения культурно - исторического опыта (знаний, умений, норм, ценностей, стилей поведения и т.п.) того общества, к которому он принадлежит, совершать позитивные поступки (в том числе речевые).
Духовная культура имеет более высокий уровень сознания личности и свидетельствует об устойчивости нравственных качеств человека, который совершает добрые поступки бескорыстно, по велению души, сердца, не ожидая похвалы и наград.
Гражданская культура личности. (Родина — страна граждан)
Воспитание гражданской культуры предполагает развитие у подростка чувства патриотизма, преданности, долга, чести, гражданственности, толерантности, ответственности, оптимизма и веры, стремления к социальной солидарности и взаимопомощи, осознания общественных задач (коллектива, народа) и активности в их реализации, умения достойно и конструктивно решать вопросы проблемного характера.
Культура самоидентификации личности. (Мировоззрение личности и солидарность людей)
Развитие культуры самоидентификации личности в социуме основывается на нравственном сознании, гражданской позиции и духовном здоровье человека, которые в свою очередь определяются социокультурной ситуацией в семье, коллективе, обществе (в частности СМИ). Термин «самоидентификация» тесно связан с такими понятиями, как самоопределение и самовоспитание личности, и трактуется как отождествление личности с определенной социальной группой, образом, архетипом и т. д., реализующими свою речевую деятельность в соответствии с их социальными ролями.
Развитие культуры самоидентификации личности будет содействовать вырабатыванию чувства самоуважения, формированию позитивной самооценки.
Культура учебной и трудовой деятельности личности. (Образование — труд для себя и для других)
Культура учебной деятельности проявляется в развитии таких качеств обучающихся, как трудолюбие, стремление к познанию, целеустремлённость, воля, добросовестность, рассудительность, активность, креативность, взаимопомощь, терпение, аккуратность, скромность, ответственность за результат своего труда и др.
Культура учебной деятельности включает в себя приобщение учащихся к общественной деятельности и школьным традициям; участие в олимпиадах, конкурсах, школьных и внешкольных организациях (творческие клубы и объединения по интересам, сетевые сообщества, библиотечная сеть), в ученическом самоуправлении, в проведении акций и праздников и т.д
Культура здорового образа жизни личности. (Здоровье тела и духа)
Уровень культуры здорового образа жизни (высокий, средний, низкий) во многом определяется тем, насколько у ученика сформированы установки на систематические занятия физической культурой и спортом, насколько он готов к выбору индивидуального рациона питания, индивидуальных режимов двигательной активности на основе осознания собственных возможностей, знает и понимает ли подросток, что существуют угрозы для жизни и здоровья людей, и готов ли им противостоять. Культура и убеждённость подростка в выборе здорового образа жизни (в частности, неупотребление наркотиков и других психоактивных веществ, алкоголя, отказ от курения) является основой безопасности жизнедеятельности человека.
Культура поведения личности. (Доброта в отношениях людей: от любви в семье до толерантности в обществе)
В процессе социализации личность приобретает социально важные опыт, знания, умения, необходимые для жизнедеятельности в обществе, в частности знание норм и правил поведения, коммуникативно- речевые умения, которые, в сущности, демонстрируют культуру поведения человека.
В культуре поведения органически слиты культура общения, культура внешности, бытовая культура (удовлетворение потребностей); большое место занимает культура речи, умение участвовать в полемике, дискуссии.
Культура поведения предполагает знание учеником национальных особенностей культуры поведения человека, сложившихся в результате нравственного развития многих поколений и являющихся непременным атрибутом общечеловеческой культуры, владение правилами поведения в коллективе, обществе (этикет и речевой этикет), умение адекватно соотносить социальные и речевые роли в устной и письменной формах коммуникации.
7. Экологическая культура личности. (Природа — наш хрупкий дом)
Развитие экологической культуры личности базируется на следующих принципах: единства и исторической взаимосвязи природы и общества; социальной обусловленности отношений человека к природе и их гармонизации; междисциплинарного подхода в формировании экологической культуры обучаемого.
Воспитание экологической культуры как неотъемлемого компонента общей культуры личности требует, во-первых, овладения учащимися научными основами взаимодействия природы и общества и, во-вторых, формирования системы взглядов и убеждений, направленных на осознание обучающимися взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей среды, моральной ответственности личности за состоянием окружающей среды и необходимости постоянной заботы о ней во всех видах деятельности.
8.Эстетическая культура личности. (Красота в чувствах, мыслях и поступках)
Эстетическая культура - это и показатель интеграции человеческих качеств и способностей в единое целое
Формирование эстетической культуры включает в себя развитие готовности личности к восприятию, оценке эстетических объектов в искусстве и действительности; совершенствование эстетического сознания; гармоничное саморазвитие; формирование творческих способностей в области художественной, духовной, физической (телесной) культуры.
|