Скачать 157.91 Kb.
|
МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИНСТИТУТ МУЗЫКИ, ТЕАТРА И ХОРЕОГРАФИИ СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ТРОМБОН Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению: 070100.62 «Инструментальное исполнительство» профиль подготовки: 070100.62 «Инструменты эстрадного оркестра» (Высшее профессиональное образование) Кафедра Инструментов эстрадного оркестра Дисциплина Специальный инструмент (тромбон) Форма обучения дневная, заочная Объем дисциплины ОДО - 420 инд. часов ОЗО – 133 инд. часа Статус дисциплины дисциплина специализации Составитель: преподаватель кафедры инструментов эстрадного оркестра ФГОУ ВПО «ТГАКИ и СТ» А.А. Молоков Тюмень 2010 Содержание УМК по дисциплине СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (ТРОМБОН) направление: 070100.62 «Инструментальное исполнительство» профиль подготовки: 070100.62 «Инструменты эстрадного оркестра»
Цель изучения дисциплины ........................................................................... 4 Задачи .................................................................................................................. 4 Место курса в профессиональной подготовке ............................................ 5 Требования к конечному уровню освоения программы дисциплины и формы промежуточного и итогового контроля ..................................... 5 Оценочные критерии итогового контроля .................................................. 6 Формы самостоятельной работы студента .................................................. 6 Логика формирования содержания дисциплины........................... ........... 6 5. Номенклатура содержания дисциплины и примерные программы зачетно-экзаменационных выступлений ........................................................ 7
Данный учебно-методический комплекс составлен на основе: - требований ГОС ВПО в области культуры и искусства к минимуму содержания и уровню подготовки по направлению 070100.62 «Музыкальное искусство», профиль 070100.62 «Инструменты эстрадного оркестра» от 24.06.2003 г., введенного в действие 24.06.2003 г. - «Рекомендаций по разработке УМК образовательных дисциплин» учебно-методического управления ФГОУ ВПО «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий» - примерной программы дисциплины "Специальный инструмент. Тромбон" Федерального компонента цикла СД ГОС ВПО второго поколения по специальности 070108 (051300) Музыкальное искусство эстрады (по видам эстрадного искусства) – инструменты эстрадного оркестра ( сост. В. Г. БУДАРИН, реценз. В. X. ШКОЛЬНИК), рекомендованной Учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области музыкального искусства 24.11.2005 - уровня развития информационных технологий, материально-технической базы и степени доступности информационных ресурсов в рамках организации учебного процесса ТГАКИ и СТ 2. Требования ГОС к минимуму содержания дисциплины СД.01 Специальный инструмент - Закрепление навыков инструментального исполнительства, полученных ранее; изучение классического репертуара (произведений крупной формы, пьес разных стилей и жанров); - Изучение и исполнение импровизаций известных мастеров джаза; изучение этюдов (классических и джазовых); практическое претворение теории джазовой импровизации в работе над собственным соло на заданные темы; изучение джазовых "стандартов" (в том числе игры при помощи учебно-методического пособия "-1"); - Изучение исполнительских штрихов, специфических для джазовой музыки; приобретение опыта подготовки произведений к концертному исполнению (сценическое поведение, психологическая подготовка, управление процессом исполнения). Уровень довузовской подготовки: Обучение на базе среднего специального образования – выпускники музыкальных специальностей музыкальных школ – "десятилеток" (СМШ), училищ, колледжей. 3. Общая трудоемкость дисциплины
4. Пояснительная записка Цели и задачи изучения дисциплины. Функциональная нагрузка и межпредметные связи дисциплины Цель дисциплины: Целью обучения в классе тромбона на кафедре инструментов эстрадного оркестра в вузе является воспитание высококвалифицированных музыкантов-тромбонистов, подготовленных к творческой исполнительской, педагогической и просветительской деятельности в области эстрадной и джазовой музыки - профессиональных музыкантов для работы в творческих коллективах в качестве артистов ансамблей и оркестров, а также солистов, обладающих необходимыми педагогическими знаниями и исполнительским мастерством. Задачи дисциплины: - развитие профессиональных навыков, необходимых для исполнения оркестровых партий, сольных произведений и фрагментов, импровизаций в различных стилях джазовой музыки; - умения профессионально читать с листа ансамблевые и оркестровые партии; - приобретение навыков самостоятельной педагогической и исполнительской работы - формирование базовых навыков руководства эстрадно-джазовым коллективом Исполнение джазовой и эстрадной музыки ставит перед музыкантами сложные проблемы, которые решаются только при наличии комплексного подхода в обучении, построенного на взаимодействии практического курса игры на инструменте и изучения музыкально-теоретических дисциплин. Весь курс обучения игре на тромбоне основан на фундаменте академической подготовки в связи с необходимостью выработки у студентов качеств, требуемых для профессиональной работы как в академической, так и в джазовой музыке Место курса в профессиональной подготовке выпускника Специфика эстрадного и джазового обучения связана с тем, что в подготовке студента, наряду со специальностью, не менее важную роль играют занятия в классе ансамбля и в оркестровом классе. Однако ведущее значение в формировании музыканта-профессионала имеют занятия по специальности. Именно здесь, постоянно общаясь со своим учеником, педагог по специальности должен активно воздействовать на формирование творческой личности студента, поощрять его творческую инициативу, воспитывать чувство ответственности и способность к самоконтролю. Таким образом, специальный инструмент является базовым элементом в обеспечении унификации исполнительских навыков и осуществления их интеграции в смежные курсы профессиональной подготовки. Требования к конечному уровню освоения программы дисциплины и формы промежуточного и итогового контроля По завершении освоения основной образовательной программы выпускник музыкального вуза по указанной специальности должен быть профессионально подготовлен к концертной деятельности в качестве солиста джазовых ансамблей различных стилевых направлений, в качестве артиста эстрадно-джазовых коллективов, а также в качестве преподавателя эстрадно-джазовых отделений в средних учебных заведениях и учреждениях дополнительного образования. Профессиональные константы: - виртуозное владение техникой игры; - владение устойчивой чистой интонацией; - умение филировать динамику звучания от ррр до fff, - умение исполнять импровизационные сольные эпизоды; - умение бегло читать нотный текст Студент отчитывается о своей работе на экзаменах, зачетах, академических концертах, прослушиваниях, классных вечерах и других публичных выступлениях. Каждый год обучения по специальности завершается экзаменом. Номенклатура и примерное содержание форм промежуточного контроля изложены в разделе "Детализация содержания дисциплины " Выпускная квалификационная работа по специальности - исполнение концертной программы (три разнохарактерных развернутых произведения соло, в сопровождении ритм-секции или фонограммы). Помимо выступлений на зачетах и экзаменах, студенты I курса обязаны выступить на мероприятиях с участием кафедры соло или в составе коллектива 1-2 раза в учебном году, студенты II, III и IV курсов – 2-3 раза. Выступления студентов на различных концертах и прослушиваниях могут быть учтены кафедрой при выставлении суммарной оценки на экзамене в конце семестра. Для студентов ОЗО – при условии предоставления видео отчета о публичном выступлении в режиме "LIVE". Выпускная квалификационная работа включает три варианта программы, изложенных в разделе "Детализация содержания дисциплины" Оценочные критерии итогового контроля Итоговая семестровая оценка выставляется независимо от конкретной формы контроля, установленной учебным планом (контрольный урок, зачет, экзамен), и учитывает все выступления студента, отвечающие программным требованиям в данном семестре при условии соблюдения форм отчетности: - выступление перед комиссией из не менее 3-х преподавателей кафедры - публичное выступление в присутствии не менее 2-х преподавателей кафедры - видео публичного выступления, качество которого позволяет всесторонне оценить исполнение - выступление в качестве иллюстратора соло или в составе ансамбля в рамках контрольных мероприятий других кафедр Оценка удовлетворительно выставляется в условиях соблюдения программной номенклатуры на уровне верного воспроизведения текста при наличии претензий к технике исполнения, раскрытию художественного образа. Отсутствие прогресса в усложнении репертуара, совершенствовании технического аппарата, степени художественной выразительности и отрицательная динамика в качестве выступлений на протяжении семестра. Оценка хорошо помимо соблюдения программной номенклатуры на уровне верного воспроизведения текста предполагает отсутствие замечаний к исполнительской технике, сценическую стабильность, тенденцию усложнения репертуара и ровную динамику выступлений на протяжении семестра. Оценка отлично предполагает наряду с вышеперечисленными факторами художественную убедительность и органичность, стилевую дифференциацию исполнения, наличие положительной индивидуальной составляющей в интерпретации партии, сольного эпизода, импровизации. Формы и содержание самостоятельной работы студентов Разучивание текста, работа с видео и аудио образцами исполнений выдающихся музыкантов. Работа видео и аудио-школами. Создание интенсифицирующих режимов разучивания и работы над исполнительской техникой при помощи музыкально-компьютерных технологий. Снятие и разучивание музыкальных композиций, не входящих в программную номенклатуру. Запись собственного исполнения и анализ достигнутых результатов. Логика формирования содержания дисциплины Основная форма работы - индивидуальное занятие со студентом по три часа в неделю. Занятия проводятся на основе плана, который составляется педагогом на каждый семестр и утверждается кафедрой в соответствии с программными требованиями. Индивидуальный план в процессе работы может корректироваться. Время самостоятельной подготовки студента, его домашней работы по специальности как важной составной части учебного процесса (не менее четырех часов в день) должно учитываться при составлении общего расписания занятий. В процессе формирования профессионального эстрадного или джазового музыканта бесспорно важную роль играет работа над академическим репертуаром. Именно здесь закладываются и развиваются основные пианистические навыки, вырабатывается культура звука- первостепенная составляющая исполнительского мастерства. Работа над академическим репертуаром постоянно ставит перед студентом задачи, связанные с точностью звукоизвлечения, интонирования, штриха, артикуляции, педализации, развивает его образное мышление. Здесь студент осваивает все многообразие музыкальных форм и фактур фортепианного изложения, все то, что стимулировало и продолжает стимулировать творческие поиски выдающихся джазовых исполнителей. Работа над джазовым репертуаром помимо общих исполнительских ставит ряд новых специфических задач, многие из которых должны решаться в комплексе, с использованием теоретических знаний и практических навыков, полученных в курсах джазовой гармонии, сольфеджио, импровизации, композиции. В работе над исполнением композиций и импровизаций выдающихся мастеров педагог, наряду с задачами интерпретации, должен акцентировать внимание студента на анализе гармонии, фактуры, характерных мелодических и гармонических оборотов и т. п. Следует стимулировать выполнение студентом собственных транскрипций мастеров, поскольку при этом студент более углубленно познает особенности манеры того или иного исполнителя. Преподаватель по классу тромбона обязан быть в курсе всех проблем, связанных с прохождением его учениками других дисциплин (ансамбль, оркестр, аранжировка). На IV курсе углубленно изучается джазовый репертуар; классические произведения, как правило, не изучаются. При выработке опыта подготовки к концертному исполнению большая роль принадлежит концертной практике. Целесообразно развивать и практику проведения внутривузовских студенческих конкурсов, которые стимулируют творческую активность молодых музыкантов. Большую пользу в процессе обучения приносит применение технических средств обучения. Это и использование в работе CD из серии «Play-Along» Jamey Aebersold'a, и запись исполнения студентов с последующим анализом, а также использование в классной работе drums machine, секвенсоров, просмотров видеоматериалов (концертные выступления, мастер-классы выдающихся исполнителей). 5. Номенклатура содержания дисциплины и примерные программы зачетно-экзаменационных выступлений (по семестрам) I курс Первый семестр Технический зачет: - шесть этюдов на различные виды техники; - звукоряды мажорных аккордов от всех нот (гаммы, арпеджио, полная вертикаль звукоряда) восьмыми, триолями, шестнадцатыми, в штрихах. Темп: 80-100. Экзамен: - произведение крупной формы; - классическая пьеса; - пьеса раннего джаза. Примерные экзаменационные программы: Вариант 1 1. Блажевич В. Концертный эскиз № 5 2. Лейтон Дж. «После прощания» 3. Черчилль Ф. «Когда придет мой принц» Вариант 2 1. Рахманинов С. Прелюдия, соч. 23 №10 2. Фрескобалъди Дж. Токката 3. Вейль К. «Мекки Мессер» Второй семестр Технический зачет: - шесть этюдов на различные виды техники. - звукоряды Maj, m7, V7 (без альтерации) от всех нот (гаммы, арпеджио, полная вертикаль звукоряда) восьмыми, триолями, шестнадцатыми, в штрихах. Темп:86-100. Экзамен: - произведение крупной формы; - классическая пьеса; - пьеса раннего джаза. Примерные экзаменационные программы: Вариант 1 1, Ланге Н. Концерт 2. Манчини Г. «Дни вина и роз» 3. Эллингтон Д. «В сочных тонах» Вариант 2 1. Римский-Корсаков Н. Концерт. Ч. 2, 3 2. Гершвин Дж. «Будьте добры» 3. Герман Д. «Привет Долли» II курс Третий семестр Технический зачет: - шесть этюдов на различные виды техники. Звукоряды альтерированных аккордов от всех нот (V?1, dim, m7"5), гаммы, арпеджио, полная вертикаль звукоряда восьмыми, триолями, шестнадцатыми в штрихах. Темп: 86-100. Академический концерт: - две академические пьесы. Экзамен: - произведение крупной формы; - две джазовые пьесы а стиле «свинг». Примерные экзаменационные программы: Вариант 1 1. Рейхе Е. Концерт. Ч. 1 2. Гершвин Дж. «Но не для меня» (65) 3. Стрейхорн Б. «Садитесь в поезд „А"» Вариант 2 1. Рейхе Е. Концерт. Ч. 2, 3 2. Тизол X. «Пердидо» 3. Бахолдин К. «Босса-нова» Четвертый семестр Технический зачет: - шесть этюдов на различные виды техники. Звукоряды Maj, m7, V7, V7±5, dim, m7"5 от всех нот (гаммы, арпеджио, полная вертикаль звукоряда) восьмыми, триолями, шестнадцатыми, в штрихах. Темп: 86-100. Академический концерт: - самостоятельная работа: нотография и исполнение записей двух пьес или четырех фрагментов соло в стиле «свинг». Экзамен: - произведение крупной формы; - классическая пьеса; - джазовая пьеса в стиле «свинг». Примерные экзаменационные программы: Вариант 1 1. Капорале А. Соната. Ч. 1, 4 2. Джоплин С. «Кленовый лист» 3. Роджерс Р. «Мой забавный Валентин» Вариант 2 1. Хиндемит П. Соната. Ч. 1 2. Маличен Дж. «Грустный праздник» 3. Оливер Дж. «Доктор джаз» III курс Пятый семестр Технический зачет: - шесть этюдов на различные виды техники. Звукоряды, V7dim V7-9, V7+n от всех нот (гаммы, арпеджио, полная вертикаль звукоряда) восьмыми, триолями, шестнадцатыми, в штрихах. Темп: 86-100. Академический концерт: - классическая пьеса; джазовая пьеса. Экзамен: - произведение крупной формы; - две разнохарактерные джазовые пьесы. Примерные экзаменационные программы: Вариант 1 1. Сиротский К. Сонатина для тромбона 2. Кармайкл X. «Звездная пыль» 3. Кентон С. «Искусство ритма» Вариант 2 1. Спинелли. «Конкурсное соло» 2. Портер К. «Любовь на продажу, что такое любовь» 3. Льюис У. «Как высоко луна» Шестой семестр Технический зачет: - шесть этюдов на различные виды техники. Звукоряды. Maj ±5, Maj 7+4, m7"5, m+7 от всех нот (гаммы, арпеджио, полная вертикаль звукоряда) восьмыми, триолями, шестнадцатыми, в штрихах. Темп: 86-100. Академический концерт: - самостоятельная работа: нотография и исполнение записей двух разнохарактерных пьес современного джаза (bossa-nova, cool). Экзамен: - произведение крупной формы; - две разнохарактерные джазовые пьесы. Примерные экзаменационные программы: Вариант 1 1. Пауэр И. «Тромбонетта» 2. Роджерс Р. «Где и когда» 3. Стрейхорн Б., Эллингтон Д. «Атласная кукла» Вариант 2 1. Куцир Я. Концерт для тромбона. Ч. 1, 2 2. Рипполо Л. «Жестяная крыша» 3. Гарленд Дж. «В настроении» IV курс Седьмой семестр Технический зачет: - четыре этюда на различные виды техники; - четыре боповые темы (наизусть); - звукоряды всех аккордов от всех нот, в интервалах и секвенциях восьмыми, триолями, шестнадцатыми, в штрихах. Темп: 100. Академический концерт: - две-три разнохарактерные джазовые пьесы. Экзамен: - произведение крупной формы; - две академические пьесы разного характера. Примерные экзаменационные программы: Вариант 1 1. Буяновский В. Три пьесы для тромбона соло 2. Сухих А. Блюз-монк 3..ДжуфриДж. «Четыре брата» Вариант 2 1. Poтa H. Концерт для тромбона 2. Эллингтон Д. С -jam блюз 3. Гершвин Дж. «Я ощущаю ритм» . Седьмой семестр Выпускная квалификационная работа Вариант 1 1. Грендел Л. Концерт для тромбона 2. Эллингтон Д. «Искушенная дама» 3. ГиллеспиД. «Би-боп» Вариант 2 1. Нестеров А. Концерт для тромбона 2. Бейси К. «Я просил тебя прийти вчера» 3. Бахопдин К. «Когда не хватает техники» 6. Библиографический список Академический репертуар
Эстрада и джаз
1986-1991. – Вып 5-10.
|
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению... «Инструментальное исполнительство» 070102. 04 «Инструменты народного оркестра» (повышенный уровень) | Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальностям... «Теория музыки», «Музыкальное исполнительство», «Музыкальное искусство эстрады» в 6-7 семестрах в объеме 53 часов (34 ч лекционные,... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности... Данная учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственными требованиями к повышенному уровню содержания и подготовки... | Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности... Принципы формирования содержания, межпредметная составляющая и структурные особенности умк | ||
Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра... Целью курса является обобщение и практическое применение знаний, полученных студентами специальности Инструментальное искусство | Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Регионоведение»... «Инструментальное исполнительство», «Вокальное искусство», «Хоровое дирижирование», «Теория музыки», «Музыкальное искусство эстрады»,... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс Дисциплина методика обучения игре на... Квалификации: концертный исполнитель, артист камерного ансамбля, концертмейстер, преподаватель | ||
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальностям:... Дисциплина «Методика обучения игре на фортепиано» входит в учебный план колледжа искусств, реализующий государственный образовательный... | Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности... «Инструменты эстрадного оркестра», 070109. 02 «Эстрадное пение», 070109. 03 «Звукооператорское мастерство»), специальности 070104«Вокальное... | ||
Основная образовательная программа среднего профессионального образования... Башкортостан Салаватский музыкальный колледж по специальности 073101 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) является... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «История отечественного государства и права» ... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности Данный учебно-методический комплекс составлен на основе: требований Государственного Стандарта для студентов III курсов, обучающихся... | Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности Данный учебно-методический комплекс составлен на основе: требований Государственного Стандарта для студентов I-II курсов, обучающихся... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности Философия (030100. 62) и по направлению Культурология... | Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности Философия (030100. 62) и по направлению Культурология... |