А. М. Горького Уральский научно-методический Центр медиакультуры и медиаобразования основы медиакультуры программа





Скачать 308.66 Kb.
НазваниеА. М. Горького Уральский научно-методический Центр медиакультуры и медиаобразования основы медиакультуры программа
страница1/3
Дата публикации16.07.2013
Размер308.66 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2   3


Министерство образования и науки РФ

Уральский государственный университет

им. А. М. Горького

Уральский научно-методический Центр
медиакультуры и медиаобразования


ОСНОВЫ МЕДИАКУЛЬТУРЫ


Программа

спецкурса для студентов

факультета искусствоведения и культурологии

Екатеринбург

2007

Программа подготовлена на кафедре культурологии

факультета искусствоведения и культурологии

Уральского государственного университета

им. А. М. Горького

Утверждено учебно-методической комиссией

факультета искусствоведения и культурологии

28 марта 2007 г.

Составитель: доктор
культурологии, профессор

Н. Б. Кириллова

©Составитель Н. Б. Кириллова, 2007

©Уральский государственный

университет им. А. М. Горького, 2007

©Уральский научно-методический Центр

медиакультуры и медиаобразования, 2007

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА


Наименование темы

Количество часов

Всего

Из них




Лекции

Семинары

Раздел 1. Медиагенезис

6







Тема 1. Медиакультура как предмет изучения


2


2




Тема 2. Медиакультура как знаковая система


2


2




Тема 3. Социальные функции медиакультуры


2





2

Раздел 2. Медиакультура как феномен эпохи модерна


6







Тема 4. Технический прогресс и культура модерна


2


2




Тема 5. Медиаинновации индустриального общества


2


2




Тема 6. Эволюция кинематографа

2

2




Раздел 3. Медиакультура и мифы XX века


10







Тема 7. Миф как коммуникативная система и инструмент власти


2


2




Тема 8. Мифологизация прессы

2

2




Тема 9. Мифотворчество в кино

4

2

2

Тема 10. Телевидение как «фабрика» мифов

2

2




Раздел 4. Медиакультура России в эпоху социальной модернизации


12







Тема 11. «Вызовы» информационной эпохи

2

2

2

Тема 12. Медиасреда российской модернизации. Пути медиаобразования


4


2


2

Тема 13. Правовая основа медиаменеджмента


2





2

Тема 14. Бизнес и формирование медиарынка


2


2




Тема 15. Новые технологии рекламы

2




2

Всего по курсу:

34

24

10


ВВЕДЕНИЕ
Мы живем в интересную эпоху, которую современные исследователи называют по-разному. Для одних это период развития «постиндустриального общества», для других — «информационная эпоха», кто-то определяет ее как период «постмодернизационной революции» или «глобализации».

Ясно одно: мы живем в мире медиа — расширяющейся системы массовых коммуникаций, «информационного взрыва» (по определению канадского социолога Г. М .Маклюэна). В этой связи усложняются наши социальные связи и модели постсовременной идентичность, заставляя еще раз обратиться к пониманию медиа, их роли в обществе и предыстории.

Цель данного спецкурса состоит в том, чтобы дать расширенное представление о медиакультуре как уникальном, неоднозначном явлении, изучение которого предполагает комплексный подход, опирающейся на методологию культурологии и истории, философии и социологии, теорию журналистики и менеджмента.

Такой подход дает возможность рассматривать российскую медиакультуру в контексте развития западно-европейской. И это не противоречит логике социальной эволюции. Последней книгой Д. С. Лихачева стали «Раздумья о России», где он говорит о связи наших культур на протяжении многих веков: «Русская культура всегда была по своему типу европейской и всегда несла в себе три отличительные особенности, связанные с христианством: личностное начало, восприимчивость к другим культурам (универсализм) и стремление к свободе».1

Генезис данного феномена позволяет рассматривать медиакультуру в исторической репрезентации, в контексте социального функционирования и как знаковую систему, некий «код», с помощью которого передается информация об окружающем человека мире. Медиакультура включает в себя культуру передачи информации и культуру ее восприятия; она может выступать и системой уровенй развития личности, способной читать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания посредством медиа и т.д.

Рассматривая эволюцию медиакультуры, мы акцентируем внимание на роли массмедиа в мифотворчестве XX века, дискурсивных трансформациях медиапространства и информационных вызовах постиндустриальной эпохи, таких как «демассификация», «телекратия» и «клип-культура», «виртуальная реальность» и «глобализация».

Особое место в спецкурсе отводится медиакультуре России в эпоху «постмодернизационной революции», где рассматривается целый блок вопросов, характеризующих переходный период в жизни нашей страны, усиление роли средств массовых коммуникаций в процессе социальеной трансформации и условиях рыночной экономики.

Выступая на Всемирном конгрессе информационных агентств «Информация: вызовы XXI века» в сентябре 2004 года, Президент РФ отметил, что СМК напрямую влияют на «процессы глобализации, за счет которых расширяется рынок… растет координация международных усилий во всех сферах нашей жизни. Когда мы говорим о глобализации, то имеем в виду и единое информационное пространство». Впервые были озвучены и показатели российского рынка средств массовой информации, в том числе региональных. В стране работают 2240 телекомпаний, 1453 радиостанции, выпускается более 40 тысяч газет и журналов.

В этой связи особенно актуальным является вопрос о медиаобразовании, который в последние годы в центре внимания общественности, а способности управлять современным медиапроцессом.

Интенсивное развитие медиакультуры, в особенности аудиовизуальной (спутниковое ТВ, видео, кино, компьютерные каналы, Интернет и др.), все более активно влияет на общественное сознание как мощное средство информации, культурных и образовательных контактов, как фактор развития творческих способностей личности.

Роль медиакультуры в обществе растет невиданными ранее темпами, являясь комплексным средством освоения человеком окружающего мира и одним из факторов его социализации. Медиа сегодня — важная составляющая системы менеджмента культуры и PR.

Во почему эти и многие другие вопросы являются задачами данного спецкурса, помогая понять специфику медиакультуры как важного фактора демократии, социально-культурной деятельности в условиях российской модернизации и духовного развития личности XXI века.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Медиакультура как предмет изучения
Общее представление о культуре как «возделанном мире», в контексте которого осуществляется процесс социализации человека, то есть его «окультуривание». Культура как «вторая природа», как источник регулирования социального взаимодействия и поведения.

Массовая коммуникация как объективно-исторический процесс наследия, обусловленный потребностями общества и способствующий социализации личности и функционированию культуры. Типы коммуникации в истории культуры (вербальный и невербальный, тактильный и устный, письменный и печатный, визуальный и аудиовизуальный и т.д.) как реализация потребности в динамике и иллюзорности. Общее понятие «медиа».

Медиа (от латинского «media», «medium» — средство, посредник) — это термин XX века, первоначально введенный для обозначения феномена «массовой культуры» («mass culture», «mass media»). «Медиакультура» как детище современной культурологической теории, обозначающий особый тип культуры информационного общества, который является посредником между обществом и государством, социумом и властью.

Роль Г. М. Маклюэна в истории медиакультуры. Маклюэновская культурная типология как новый взгляд на теорию и историю культуры. Эпоха дописьменного варварства. От письменной цивилизации до эпохи Гуттенберга. Технический прогресс и развитие электронных медиа («галактика Маркони»). От «галактики Маркони» до «галактики Интернет».

Медиа как средства для передачи информации и как среда, в которой производятся, эстетизируются и транслируются культурные коды. Медиа как «действующая метафора» (М. Маклюэн). Медиа как «мифология» (Р. Барт). Медиа как «перевод» определенного текста с одного языка на другой (Ю. Лотман). Медиакультура как триада: сообщение (послание) — коммуникация (средство) — интерпретация (восприятие).

Вклад в теорию медиакультуры зарубежных исследователей Р. Арнхейма, А. Базена, А. Барта, Д. Белла, В. Беньямина, М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Делеза, Г. Маркузе, Ж. Бодрийяра, М. Маклюэна, С. Жижека, Б. Гройса, О.-И-Гассета, Ю. Кристевой, Э. Тоффлера и др.

Современная медиакультура как интенсивность информационного потока (ТВ, радио, кино, видео, DVD, CDROMы, компьютерная сеть, сотовая связь, Интернет и др.), как фактор комплексного освоения человеком окружающего мира в его социальных, нравственных, психологических, эстетических, интеллектуальных аспектах, как фактор социализации личности.
Тема 2. Медиакультура как знаковая система
Система функционирования медиакультуры в обществе. Медиакультура как объект семиотики — науки о языке. Язык как знаковая система, посредством которой осуществляется человеческое общение.

Из истории отечественной семиотики. Значение исследований М. Бахтина, Ю. Тынянова, Л. Выготского, Р. Якобсона, В. Библера, Ю. Лотмана, Л. Когана, М. Ямпольского и др. в теории «диалога культур».

Медиакультура как система артефактов (от латинского arte — искусственный и factus — сделанный), символов и знаков.

Общее понятие «текста» (Ю. Лотман) как совокупности знаков. Эволюция медиатекста в контексте маклюэновской истории человеческой цивилизации. Границы между текстом и идеологией. Текст и структурированный «фонотекст». Понятие интертекстуальности. Знаковая система медиакультуры. Знак как «интерсубъективный посредник, структурмедиатор в обществе» (Ю. Кристева). Код как обозначение совокупности правил или ограничений, обеспечивающих функционирование знаковой системы.

Эволюция знаковой системы медиакультуры. Буква (слово) как основа знаковой системы письменной культуры. Звук как основа знаковой системы аудиальной культуры, изображение — визуальной. Кадр как основа знаковой системы аудиовизуальной культуры. Особенности фотокадра, кинокадра, телевизионного кадра. Кадр и звук. Кадр и слово.

Эстетика и язык медиакультуры. Событийность как универсальное отличие медиакультуры от культуры традиционной, классической. Медиакультура как социальная информация, сохраняющаяся и накапливающаяся в обществе с помощью специфических знаковых средств.
Тема 3. Социальные функции медиакультуры
Уникальная роль медиакультуры в социальной системе. Медиакультура как полифункциональное явление, как фактор социальной модернизации. Основные функции медиакультуры: информационная, коммуникативная, нормативная (идеологическая), релаксационная, креативная, посредническая, интеграционная, экономическая. Политическая функция медиакультуры. Медиакультура как «четвертая власть». Э. Тоффлер о власти информации в обществе и мире в целом («Метаморфозы власти»).

Медиакультура как реальный фактор управления и политики. Масштабы и многообразие власти медиа над обществом и миром в целом. Роль спутникового ТВ, цифрового кино и фото, компьютерной и сотовой связи, Интернета, электронной почты и других источников информации.

Медиакультура и идеология. Медиакультура и мораль. Медиакультура и экономика. Медиакультура в эпоху глобализации. Медиакультура и самосознание личности. Медиа как фактор диалога культур и народов во имя мира и взаимопонимания. Медиакультура и рынок.

Медиакультура как посредник между обществом и государством, между социумом и властью. Усиление посреднической функции медиакультуры в информационную эпоху.
Раздел 2. МЕДИАКУЛЬТУРА КАК ФЕНОМЕН ЭПОХИ МОДЕРНА
Тема 4. Технический прогресс и культура модерна
Рубеж XIX — XX веков как новый этап грандиозных социальных перемен, технических и культурных инноваций. Как отмечает Э. Тоффлер, американский социолог и футуролог в этот период идет «вторая волна человеческой цивилизации»; она «поднимает технологию на совершенно новый уровень. Она породила гигантские электромеханические машины… Она породила технологию чрева, изобретая машины, предназначенные для того, чтобы создавать в бесконечной прогрессии новые машины, т.е. станки для производства машин… На этой технологической основе быстро выросло множество видов промышленного производства, окончательно определивших облик цивилизации Второй волны» («Третья волна». — М., 1999).

Микроэлектронная революция увеличивает мощь человеческого интеллекта. Технологические инновации, прогресс технической культуры оказывают влияние на социальную структуру общества. Дифференциация типов культуры.

Модернизм (от лат. modern — новый) как художественное направление в мировой культуре, обусловленное техническим прогрессом. Философы и культурологи о термине «модернизм». Художественная культура эпохи модерна. Неклассическая философия искусства. Влияние Ф. Ницше на культуру эпохи модерна. М. Вебер о рационализме и этике протестантизма. Кризис традиционной культуры.

Рост влияния медиакультуры — информационной, тиражированной культуры, рожденной техническим прогрессом. Ее роль в социальной модернизации европейского общества на рубеже XIX — XX веков. Модернизация как индустриализация, капитализация. Рынок и формирование системы научного управления (менеджмента). Усиление роли рекламы. Рекламная индустрия.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. М. Горького Уральский научно-методический Центр медиакультуры и медиаобразования основы медиакультуры программа iconОмск, 2005 1 экология медиакультуры на уроках литературы экспериментальная
Хилько Н. Ф., Суркова М. П. Экология медиакультуры на уроках литературы: Экспериментальная программа. Омск: Сибирск филиал Рос ин-та...
А. М. Горького Уральский научно-методический Центр медиакультуры и медиаобразования основы медиакультуры программа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Дополнительное образование на материале медиакультуры», специализации 03. 13. 30 «Медиаобразование»
А. М. Горького Уральский научно-методический Центр медиакультуры и медиаобразования основы медиакультуры программа iconВ данной работе рассмотрены вопросы использования медийного искусства,...
Для написания работы использовано пять литературных источников и интернет-ресурсы
А. М. Горького Уральский научно-методический Центр медиакультуры и медиаобразования основы медиакультуры программа iconПрограмма специальной
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А. М....
А. М. Горького Уральский научно-методический Центр медиакультуры и медиаобразования основы медиакультуры программа iconПрограмма дисциплины «высшая математика»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А. М....
А. М. Горького Уральский научно-методический Центр медиакультуры и медиаобразования основы медиакультуры программа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рф б. Н. Ельцина [Текст] : материалы международной науч практ конф. 26 февраля 2011 года / гбоу дпо со «Ин-т развития образования»,...
А. М. Горького Уральский научно-методический Центр медиакультуры и медиаобразования основы медиакультуры программа iconПрограмма дисциплины «История исторической науки»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А. М....
А. М. Горького Уральский научно-методический Центр медиакультуры и медиаобразования основы медиакультуры программа iconПрограмма дисциплины «История и культура Урала»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А. М....
А. М. Горького Уральский научно-методический Центр медиакультуры и медиаобразования основы медиакультуры программа iconРеферат по тематике курса Составитель
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А. М....
А. М. Горького Уральский научно-методический Центр медиакультуры и медиаобразования основы медиакультуры программа iconРеферат по тематике курса Составитель
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А. М....
А. М. Горького Уральский научно-методический Центр медиакультуры и медиаобразования основы медиакультуры программа iconПрограмма спецкурса Стандарт 020800 «Историко-архивоведение»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А. М....
А. М. Горького Уральский научно-методический Центр медиакультуры и медиаобразования основы медиакультуры программа iconПрограмма курса Стандарт 032000 «Документоведение и архивоведение»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А. М....
А. М. Горького Уральский научно-методический Центр медиакультуры и медиаобразования основы медиакультуры программа iconПрограмма курса Стандарт 030401 по направлению «История»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А. М....
А. М. Горького Уральский научно-методический Центр медиакультуры и медиаобразования основы медиакультуры программа iconПрограмма курса Стандарт 032000 «Документоведение и архивоведение»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А. М....
А. М. Горького Уральский научно-методический Центр медиакультуры и медиаобразования основы медиакультуры программа iconПрограмма курса Стандарт 032000 «Документоведение и архивоведение»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А. М....
А. М. Горького Уральский научно-методический Центр медиакультуры и медиаобразования основы медиакультуры программа iconПрограмма курса Стандарт 032000 «Документоведение и архивоведение»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А. М....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск