Скачать 180.05 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А. М. Горького» Исторический факультет Кафедра история древнего мира и средних веков ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИПрограмма дисциплины (Стандарт ПД-ОПД) Екатеринбург 2010 Утверждаю Проректор ____________ С.А. Рогожин (подпись) __________________ (дата) Программа дисциплины «История исторической науки» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки: дипломированного специалиста по специальности «История» (№ 020700) по циклу «Общепрофессиональных дисциплин» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Семестр 6 Общая трудоемкость дисциплины 120 часов, в том числе: лекций 68 семинаров – лабораторных работ – самостоятельная работа 52 Контрольные мероприятия: – рефераты – коллоквиумы – контрольные работы – другие – Составитель: КОЗЛОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ, к.и.н., доцент, кафедра истории древнего мира и средних веков, Уральский государственный университет. Рекомендовано к печати Ученым советом исторического факультета Протокол заседания №6 от 25 марта 2010 г. © Уральский государственный университет, 2010. © Козлов А. С., составлено 2010. I. ВВЕДЕНИЕ 1. Цель дисциплины: представить в целостном виде проблемы формирования профессиональной исторической науки (на примере стран Запада), рассмотреть 2. Задачи дисциплины: 1) содействовать усвоению студентами форм и содержания становления историографических процессов в древнем мире, в средние века и в начале нового времени; 2) содействовать формированию понимания студентами качественных преобразований в структуре и институтах исторического знания в названные эпохи; 3) усвоение студентами характера разработок в исторической профессии древности и средневековья понятийного аппарата, конкретных исследовательских подходов, проблемных полей, норм и предписаний исторического знания. 3. Место дисциплины в системе высшего профессионального образования Курс лекций входит в блок специальных дисциплин профессионально-образовательной программы подготовки студентов по специальности 020700 – «история». Тематика курса концептуально и проблемно связана с общепрофессиональными дисциплинами программы подготовки историков, в особенности, – с курсами «Историография», «Философия», «История мировой культуры» и «Методология истории». 4. Требования к уровню освоения содержания курса. В результате изучения курса студенты должны иметь представление о месте непрофессионального и профессионального исторического знания в системе социально-гуманитарного знания древних и средневековых обществ Европы, понимать содержание и специфику работы историков доиндустриальных обществ во взаимосвязи с определенным культурно-историческим контекстом. 5. Методическая новизна курса. В основу лекционного курса положен системный подход и познавательные процедуры из структурализма и постструктурализма, позволяющие проблематизировать и критически осмысливать мировую историографическую традицию и сущностные элементы историографической культуры. Отсюда – обязательность усвоения студентами азов подобных подходов в самостоятельной работе [в том числе – при написании контрольных работ (или рефератов) на тему «Х как историк»]. II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВведениеПредмет, метод и проблема периодизации курса история исторической науки. Понятие «историческая наука». Его соотношение с понятием «историческое познание». Его соотношение с понятием «историография». Современные трактовки. Соотношение между понятиями «методология исторического исследования» и «историческая эпистемология». Основные составляющие исторической эпистемологии. Отрасли исторического познания. Основные версии исторической науки. Проблема периодизации истории исторического познания и исторической науки. История исторической науки как часть интеллектуальной истории. Ее взаимодействие с другими участками этого полидисциплинарного пространства. Понятия школ и направлений в истории исторической науки. Раздел I. Предыстория и начало европейской исторической традиции Тема 1. Между мифом и историей: протоистория Мифологическая форма исторического знания. Роль мифологии в создании картины мира. Мифология в архаических обществах Древнего Востока и в древних цивилизациях Европы (Крит и Микены, Ахейская Греция). Теократический историзм Ветхого Завета. Гомер: первый опыт переживания прошлого как истории. Гесиод (VII в. до н. э.) и его поэма «Работы и дни»: от мифа к логосу. Рассказ о пяти «веках» как первая схема исторического развития человечества. Тема 2. Греческая историография классической эпохи Греческая историческая мысль в классический период: процессы индивидуализации и рационализации. История как жанр литературы. Первые историки. «Отец истории» Геродот (490–428 гг. до н. э.). Предмет истории – «великие и удивления достойные деяния». Глубина исторической ретроспективы. Устная традиция и исторический метод Геродота. Фукидид (464–400 гг. до н. э.) и его «прагматическая история». История как генезис событий «настоящего». Психологизация истории. Рационалистический метод Фукидида: критерии достоверности и отбор свидетельств. Аристотель (384–322 гг. до н. э.) и его концепция истины: противопоставление истории и поэзии (драмы). Историческое повествование и концепция мимезиса. Исократ (436–338 гг. до н. э.) и его ученики: «парадигматическая» история. Слияние истории с риторикой. Дидактическая тенденция: обучение на примерах и «уроки истории». Тема 3. Эллинистическая историография Профессионализация и дифференциация научных занятий. Династические культы эллинистических царей и появление «местных» историй. Полибий и первая «всеобщая история». Понятие «ойкумены» и идея «всемирной истории» как единой истории греческого мира. Предмет истории: «знакомство с частностями» и «понимание целого». От свидетельств очевидцев к опоре на «авторитеты». Концепция «естественных циклов» и идея «судьбы». Синтез прагматической и парадигматической истории у Полибия: история как исследование особого типа и как школа жизни. Тема 4. Римская историография Греческое наследие и специфика римской культуры. От опытов «всеобщих историй» к «внутренней» истории Рима. Традиция римской анналистики. Гай Саллюстий Крисп (86–35 гг. до н. э.): опыт написания «современной истории». Тит Ливий (59 г. до н. э. – 17 г. н. э.): ранняя история Рима, сотканная из легенд. Зачатки исторической критики. История и мораль: дидактическая функция истории. Публий Корнелий Тацит (ок. 55 – ок. 120): риторическая история из примеров политических «пороков» и «добродетелей». Представление о неизменности человеческой природы и исторический скептицизм. История в биографиях великих людей: характер личности как фактор истории. Параллельные биографии Плутарха (41–126) и «Жизнеописание двенадцати цезарей» Гая Светония Транквилла (70–160). «Как следует писать историю» Лукиана из Самосаты: обобщение опыта греко-римской традиции и первая попытка создания теории историописания (166 г.). Цели и метод историописания. Проблема источников. Лучший историк – «свидетель событий». Язык и стиль повествования. Распространение христианства и трансформация античной культуры. «Деградация» античной исторической традиции: «последний римский историк» Аммиан Марцеллин (330–400). Герой истории – Империя. Раздел II. Средневековая историография Тема 1. Историописание переходной эпохи Исторические судьбы античной культуры в V–VII вв. «Последние римляне» – наследники античной интеллектуальной традиции: Боэций, Кассиодор. Первый опыт богословской истории: «Церковная история» Евсевия Кесарийского (260/65–338/39). Основы христианской хронологии истории. Христианская идея истории у Августина (354–430): первый европейский опыт философии истории. Учение о двух «градах». Идея развития и способы периодизации истории. Жизнь и смерть Иисуса Христа – центральный пункт «священной истории». История как воля Бога. «История против язычников» Павла Орозия (ок. 380 – ок. 420). Истории варварских народов. Исторические сочинения раннего средневековья: «О происхождении и деяниях гетов» Иордана (первая половина VI в.), «История франков» Григория Турского (ок. 540 – ок. 594), «История королей готов» Исидора Севильского (ок. 560–636), «Церковная история англов» Беды Достопочтенного» (672/673–735), «История лангобардов» Павла Диакона (720 – ок. 799). Историография «каролингского возрождения»: Эйнхард и его «Жизнеописание Карла Великого». Ранняя византийская историография: трансформация греческой античной историографии. Особенности византийской культуры. Система образования в VI–VII вв. Историческая проза. Прокопий Кесарийский (ок. 500 – после 565). Иоанн Малала (ок. 491–578). Лев Диакон и его «История» (конец IX в.). Тема 2. Характерные черты и жанры средневековой историографии Основания христианской историографии: теология истории. Взаимодействие античной и библейской концепций истории. «Исторический» метод истолкования Библии. Универсализм и провиденциализм христианского видения истории. Оттон Фрейзингенский (1111–1158), Иоанн Солсберийский (1115/20–1180), Иоахим Флорский (ок. 1132–1202) и их место в истории средневекового историзма. Представления о времени и периодизация истории. История «священная» и история «светская». Идея развития в средневековой теологии истории. Дидактичность и символизм средневековой историографии. Жанры средневековой историографии и ее эволюция. Монастыри как центры письменной культуры. Средневековые архивы. Подделки и фальсификации. Западноевропейские средневековые анналы и хроники. Всемирные хроники. Приемы элементарной критики свидетельств (Эккегард, Гвиберт Ножанский. Появление учебников по всемирной истории (Викентий из Бовэ, Мартин из Троппау) и исторических хрестоматий («Цветы» и «Зерцала») Официальная хронистика: королевские и городские хроники. «Большие хроники Франции». Хронисты позднего средневековья (Фруассар, Дж. Виллани и др.). Исторические мемуары: Жан де Жуанвиль (ок. 1224–1317/1319), Филипп де Коммин (1447–1511). Тема 3. Региональные модели средневековой историографии Роль устной традиции. Проблема передачи и фиксации. Скандинавские саги и эпос. Византийская традиция историописания в XI–XIII вв. Михаил Пселл (1018 – ок. 1096) и его «Хронография». Историческая проза: Анна Комнина (1083–ок. 1148) и ее «Алексиада». «Хроника» и «Сокровищница православия» Никиты Хониата (сер. XII в. – 1213). Византийская культура XIV–XV вв: феномен «византийского гуманизма», исихазм. Поздневизантийская историография: Михаил Дука (ок. 1400–1470). Русская летописная традиция: этапы развития и своеобразие в сопоставлении с латинской и византийской традициями письменной истории. Летопись и летописный свод. «Повесть временных лет». Источники составления летописей. Приемы отбора и истолкования материала. Проблема происхождения государства и великокняжеской власти. Особенности местного летописания. Первые исторические произведения в Древней Руси: исторические сказания, повести, «слова». Раздел III. Историография раннего нового времени Тема 1. Историография эпохи Возрождения и Реформации Ренессансный тип культуры. Переосмысление античного опыта в ученой культуре Гуманизма и Возрождения. Рационализация взгляда на прошлое: светская концепция и новая периодизация истории. Культурная программа возрождения прошлого. Эрудитская школа: открытие первоисточников, сбор и первичная обработка материала. Рациональная критика и введение научного аппарата, историческая топография и хронология Флавио Биондо (1392–1463). Лоренцо Валла (1407–1457): «Трактат о подложности Константинова дара» и начало филологической критики источников. Исторический опыт и политическая идеология. Историки Флоренции. Риторическая школа и драматизм истории: Леонардо Бруни (ок. 1374–1444) и Поджо Браччолини (1380–1459). Политическая школа: предмет истории – борьба политических партий за власть. Никколо Макиавелли (1469–1527). «История Флоренции» и «История Италии» Франческо Гвиччардини (1483–1540). Историография Реформации и Контрреформации в Германии и во Франции. «Всемирная история» Филиппа Меланхтона (1497–1560). Труды Себастьяна Франка (1499–1542): идея прогресса на основе разума и свободы. «Всеобщая история» Агриппы д’Обинье (1552–1630). Тема 2. Вершины ренессансной исторической мысли «Десять диалогов об истории» Франческо Патрици (1529–1597). История – наука факта, цель истории – познание истины «в общих чертах», предмет истории – «все прошлое». История как воспоминание. Фиксация прошлого и социальная функция истории. Место истории мысли и истории культуры в концепции всеобщей истории Патрици. Луи Леруа (1510–1577): идея множественности цивилизаций и история как способ изучения культуры. Изучение своеобразия культуры в сравнительно-исторической перспективе. Модель «героического века». Оптимизм и исторический релятивизм концепции Леруа. Исторический метод изучения римского права и юридическое направление ренессансного историзма во французских университетах. Историография как гуманитарная наука и идея всеобщей истории Франсуа Бодуэна (1520–1573). Жан Боден (1530–1596) и его «Метод легкого познания истории» (1566). Действие законов в истории. Влияние географических условий на историю человечества и судьбы народов. Боденовская теория климатов. Идея прогресса. Фрэнсис Бэкон (1561–1626): история как опытное знание. Концепция развития науки и история в системе наук. Логическое тождество истории гражданской и естественной истории. Учение об «идолах». Всеобщая история как синтез, или «история эпох». Оригинальность бэконовской периодизации истории. Разрыв между теорией истории и ее практикой: «История правления короля Генриха VII» – образец политической историографии. ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВИ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ1. Основные подходы к изучению истории исторической науки. 2. Культура историописания античных авторов. 3. Характерные черты и особенности христианской средневековой историографии. 4. Историография в контексте культуры гуманизма и Возрождения. 5. Формы и способы историописания в раннее Новое время. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ ( КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ)
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ
III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ
IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯЗачет.V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСАРЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА1. Основная
2. Дополнительная
|
Программа учебной дисциплины (модуля) История исторической науки Автор программы: Никонов С. А Целью изучения дисциплины «История исторической науки», является знакомство с основными концепциями отечественной истории, с этапами... | Программа дисциплины «История исторической науки» для магистерской... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, обучающихся по магистерской... | ||
Литература: Историзм в России. О состоянии русской исторической науки... Занятие 1 Постановка основных проблем исторической науки. Методологическая и источниковая база | Программа дисциплины «Гендерная история: источники и историография»... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Я. С. Ядгаров история и философия науки История и философия науки: история экономической науки. Рабочая программа дисциплины для аспирантов и соискателей, обучающихся по... | Пояснительная записка учебный курс «История исторической науки. Историография» Гос впо по специальности 030401. 65 История утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №308гум /сп | ||
Рабочая программа дисциплины Мифология Направление подготовки 030600 «История» Эта задача решается на основе достижений отечественной и зарубежной исторической науки, а также в контексте разработок ученых-религиоведов... | Программа дисциплины история науки ен. Ф. 03 Специальность: Культурология... Формирование у студентов содержательного представления дисциплины «история науки» путём | ||
Программа дисциплины «формы знания в исторической ретроспективе»... Программа предназначена для преподавателей, ассистентов и студентов направления / специальности 030600. 68 «история» подготовки магистра,... | Рабочая программа дисциплины история и философия науки «История науки» Рабочая программа составлена в соответствии с Программой-минимум кандидатского экзамена по истории и философии науки «история науки»,... | ||
Программа дисциплины «Теоретическое источниковедение» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и магистров направления подготовки 030600.... | Инструкция по подготовке и проведению кандидатского экзамена по истории и философии науки Минобразования №697 от 17. 02. 2004г. «Об утверждении программ по философской и исторической частям дисциплины «История и философия... | ||
Программа дисциплины основы научных исследований. Зарубежная история.... Таким образом, содержание курса определяется современным состоянием отечественной и мировой исторической науки в области разработки... | Рабочая программа Направление 030600 История Квалификация (степень)... Целью курса «Советская и российская историография отечественной истории» является формирование системы представлений о развитии истории... | ||
«История исторической науки. Историография» ... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «История науки (математики,... «История математики». Программа-минимум соответствующей части кандидатского экзамена«История и философия науки». 32 |