Скачать 195.95 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет истории, Институт развития образования Программа дисциплины «Гендерная история: источники и историография» для направления 030600.68 "История" подготовки магистра для магистерской программы «Информационные ресурсы исторической науки» Автор программы: Зеленина Г.С., к.и.н., gzelenina@hse.ru Аннотация Дисциплина «История европейского еврейства: гендерное измерение» принадлежит к вариативной части профессионального цикла дисциплин по направлению подготовки бакалавров 033000 – Культурология», профиль «Региональная культура: Евреи в Восточной Европе», и является курсом по выбору (КПВ №10). Дисциплина реализуется Учебно-научным Центром библеистики и иудаики. Содержание дисциплины охватывает круг тем, связанных с семейным правом, статусом женщин, отношением к детям, супружескими и поколенческими отношениями, воспитанием и образованием в еврейском обществе в Западной, Центральной и Восточной Европе. Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций выпускника:
Программой предусмотрены следующие виды контроля: семинарские занятия, реферат, зачет. Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа. Программой дисциплины предусмотрены лекционные и семинарские занятия – 26 часов, самостоятельная работа студента – 46 часов. Пояснительная записка Предметом дисциплины является юридический и социальный статус женщин, взаимоотношения полов и поколений, структура семьи, стратегии воспитания и образования детей разных полов в европейском еврейском обществе, а также гендерный дискурс в еврейской культуре. Цель дисциплины: подготовить специалиста, понимающего специфику проблематики гендера, семьи и детства в еврейской истории, поместить ее в контекст окружающих культур, продемонстрировать взаимовлияние различных моделей и культурных традиций. Задачи дисциплины: выпускник должен получить представление о таких научных областях, как женская история и гендерные исследования, в том числе в контексте иудаики (Jewish gender studies); сформировать представление о статусах и ролях представителей разных гендеров и возрастных категорий в европейском еврейском обществе, об эволюции и флуктуациях этих статусов и ролей; получить навыки работы с соответствующими источниками и научной литературой и умение применять ключевые концепты гендерных исследований при изучении еврейской гендерной истории. Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина «История европейского еврейства: гендерное измерение» принадлежит к вариативной части профессионального цикла, является курсом по выбору (КПВ №10) и читается в 7 семестре. При изучении данной дисциплины студенты опираются на теоретические и конкретно-исторические знания, полученные в результате освоения ряда дисциплин Основной образовательной программы («Социология культуры», «История мировой культуры», «История религий», «История и культура евреев», «История и культура евреев Восточной Европы», «Литература евреев Восточной Европы», «Религиозные течения в культуре евреев Восточной Европы»). Важным является также владение полученными в процессе освоения вышеперечисленных дисциплин навыками сбора и анализа информации, а также анализа текстовых источников. Дисциплина «История европейского еврейства: гендерное измерение» полезна для успешного освоения таких дисциплин, как «Интеллектуальная культура евреев в Восточной Европе», «Культура социальных групп и движений», «История антисемитизма». Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования: В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: содержание базовых категорий гендерных исследований, ориентироваться в основных направлениях еврейских гендерных исследований, женской истории, исследований детства (ОК-1; ПК-1). Уметь: логично представлять освоенное знание; применять полученные теоретические знания к анализу исторических источников (ОК-2; ПК-2). Владеть: понятийным аппаратом дисциплины; современными методами гендерных исследований и иудаики; навыками теоретического анализа и историко-типологического осмысления конкретных исторических событий или культурных феноменов; методами анализа текстов (ОК-1; ОК-6; ПК-1; ПК-2). Структура дисциплины Общая трудоемкость дисциплины – 2 зачетных единицы (72 часа). Из них: аудиторная работа – 26 ч., самостоятельная работа студентов – 46 ч., в т.ч. написание реферата, подготовка к семинарским занятиям и к промежуточной аттестации (зачет).
Содержание дисциплины 1. Методология и историография Феминизм и «вписывание» женщин в мировую историю. Появление женской истории. Расширение тематики и методологические инновации; появление категории гендер и развитие гендерных исследований. История частной жизни: проблематика семьи, родства и детства. Основные современные подходы. Недостаточность разработанность этой тематики на данный момент. Ориентация на гендерные исследования на нееврейском средневековом материале. Проблематичность источников и пути ее преодоления. Поиск «голоса женщин» в мужских источниках. Хронологическая динамика; географические различия; восприятие детства; маскулинность и др. как desideratum в исследовании еврейской средневековой истории. 2. Мужчины, женщины, дети в библейских и талмудических источниках Статус женщины согласно библейскому и талмудическому праву. Взаимоотношения женщин и их мужей и разных поколений. Образ женщины в неправовых талмудических источниках. Разработанность этой темы в современной иудаике; исследовательские перспективы. 3. Изучение гендерной тематики на материалах средневекового еврейского права. Восток и Сефарад. Источники из Каирской генизы: история открытия, ценность, специфика. Евреи в средневековом исламском мире: статус женщины, семейные отношения, восприятие детства. Занятия женщин и детей. Соотношение с аналогичными параметрами в окружающем исламском обществе. Вопрос об исламском влиянии: дискуссия в историографии. Источники (еврейские и испанские) и их разработанность. Образ женщин в иудео-арабской культуре; арабское влияние. Женщины vs. мужчины по сефардским респонсам. Женщины vs. мужчины в ситуации кризиса: общество конверсо и инквизиция: источники, историография, основные особенности. Отношения поколений в ситуации инквизиционных преследований. 4. Традиционное ашкеназское общество в гендерном измерении Женщины и их семьи в средневековом христианском обществе: материалы для контекста. Проблема источников. Женщины vs. мужчины в повседневной жизни: образование; занятия; участие в ритуальной жизни (вопрос о женском присутствии в синагоге). Женщины vs. мужчины в ситуации кризиса: мученичество во время погромов 1096 года и впоследствии. Динамика в поведении / изображении поведения женщин. Дети vs. взрослые в повседневной жизни и в кризисных ситуациях. 5. Традиционное еврейское общество в Восточной Европе в гендерном измерении Особенности еврейского семейного права в Речи Посполитой. Проблема источников. Женское участие в ритуальных практиках. Повседневная и профессиональная жизнь. Отношение к детям. Специфика образования в общинах Речи Посполитой. Женщины vs. мужчины в ситуации кризиса: казацкие войны 1648-49 гг. Женщины в новых религиозных движениях (саббатианстве, франкизме, хасидизме). Христианский контекст (женщины в ересях). Проблема женского участия в неортодоксальных религиозных движениях в историографии. 6. Изменения в Новое и Новейшее время Влияние Гаскалы, эмансипации и ассимиляции на еврейские семьи, статус и занятия женщин, воспитание детей. Женщины и реформа иудаизма. Влияние эмансипации женщин в Европе и суфражизма на еврейское общество. Гендерные реформы в иудаизме. Статус женщин и гомосексуалов в современной галахе (ультраортодоксы, ортодоксы, консерваторы, реформисты, реконструктивисты). Проблема ординации. Восточная Европа vs Западная Европа в отношении роли женщин в еврейских общинах. Образовательные технологии Освоение дисциплины «История европейского еврейства: гендерное измерение» требует от студентов как достаточно высокой теоретической подготовки, так и усвоения обширного корпуса эмпирического материала. Самостоятельная работа студента подразумевает работу в библиотеке и с электронными базами данных, тренирует умения читать и анализировать источники и научную литературу. Система текущего контроля включает разные по форме и содержанию задания: - Краткие опросы, проводимые во время лекционных занятий; - Опросы, связанные с демонстрацией визуального материала; - Интерактивные/ролевые игры: инсценировки судебной тяжбы о разводе и раввинистического дебата о моно/полигамии; - Реферат проверяет навыки самостоятельной работы с научной литературой, в т.ч. иноязычной, умение вычленять главные пункты, сравнивать различные позиции, делать критический разбор аргументации; - Зачет проверяет полученные знания и навыки анализа текстов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины Текущий контроль успеваемости студентов проводится в форме: участие в семинарских занятиях (8 занятий – по 5 баллов максимум за каждое занятие), реферат (до 20 баллов). Максимальное количество баллов по всем формам текущего контроля – 60. Промежуточная аттестация проводится в форме письменного теста (до 40 баллов). Максимальное количество баллов по итогам освоения курса – 100. Шкала оценки для промежуточной аттестации
Примерные темы рефератов
Примерные контрольные вопросы
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Дисциплина «История и культура евреев» полностью обеспечена учебными и учебно-методическими печатными и электронными изданиями, научной литературой и периодикой. Источники
Учебная литература
Научная литература
Дополнительная литература
Адреса ресурсов Интернет: http://www.eleven.co.il/categ/1200 — Краткая еврейская энциклопедия. http://www.machanaim.org - русскоязычный сайт по иудаике. http://www.judaicaru.org - русскоязычный сайт Института изучения иудаизма в СНГ с материалами по разным разделам иудаики. http://www.fordham.edu/halsall/sbook1t.html Medieval Sourcebook: Medieval Jewish Life (хрестоматия средневековых источников, раздел по средневековой истории евреев) http://khazarzar.skeptik.net/books/index.htm - Библиотека Руслана Хазарзара (в т.ч. еврейские классические тексты, галахические источники, англоязычные монографии по иудео-христианским отношениям) Планы семинарских занятий 1. Женские образы и роли в Библии (2 ак.ч.) Женские образы в книгах Торы и Танаха. Женские образы и библейское право. Традиционное прочтение и феминистская критика. Источники:
Литература:
2. Мужчины, женщины и дети в документах из Каирской Генизы (4 ак.ч.) Семейное право и практики в «средиземноморском обществе». Ролевая игра: развод по-каирски. Источники:
Литература:
3. «Праведные жены» Ашкеназа (2 ак.ч.) Модель «праведной жены» (эшет хаиль) и ее реализация в позднесредневековом европейском еврейском обществе. Автобиография и мемуары. Мемуары Гликль из Гамельна как исторический источник. Источники:
Литература:
4. Мужчины и женщины во время кризиса (4 ак. ч.) Крестоносные погромы 11-12 вв. в Германии и Франции и казацкие войны 1648-49 гг. Нарративы о еврейском мученичестве. Гзерот ТаТНУ и Гзерот ТаХ-ТаТ. Поведение женщин и мужчин. Различные объяснения ведущей роли женщин в «активном мученичестве». Источники:
Литература:
5. На пути к равенству полов в пореформенном иудаизме (4 ак.ч.) Ролевая игра: дебаты между представителями ультраортодоксального иудаизма, the modern orthodox, консерваторами, реформистами, реконструктивистами, традиционалистами по следующим пунктам: - мужчины и женщины в синагоге - вызов женщин к Торе - налагание тфилин - ординация женщин - однополые браки - ординация гомосексуалов - изучение Торы и Талмуда женщинами - преподавание Торы и Талмуда женщинами - светское еврейское образование - образование девочек Источники:
Литература:
Методические рекомендации студенту по организации самостоятельной работы Трудоемкость освоения дисциплины составляет 72 часа, из них 26 часов аудиторных занятий и 46 часов, отведенных на самостоятельную работу студента.
|
Программа Программа подготовки магистра по направлению 030600. 68... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... | Программа дисциплины «История исторической науки» для магистерской... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, обучающихся по магистерской... | ||
Программа дисциплины «Теоретическое источниковедение» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и магистров направления подготовки 030600.... | Программа дисциплины «Теория и практика исторических реконструкций»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... | Программа дисциплины «формы знания в исторической ретроспективе»... Программа предназначена для преподавателей, ассистентов и студентов направления / специальности 030600. 68 «история» подготовки магистра,... | ||
Программа дисциплины «История политической и правовой мысли зарубежных... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030900. 68 “Юриспруденция”... | Программа дисциплины Физическая культура для направления 030600.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ для... | ||
Программа дисциплины «История российской государственности» для направления 030600. 62 «История» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... | Программа дисциплины Иностранный язык (2): общелитературный 1 для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 030600. 62 История, (степень... | ||
Программа дисциплины «Источниковедение и информационные ресурсы истории» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... | Программа учебной дисциплины (модуля) История исторической науки Автор программы: Никонов С. А Целью изучения дисциплины «История исторической науки», является знакомство с основными концепциями отечественной истории, с этапами... | ||
Программа дисциплины Английский язык для профессиональной деятельности... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 030600. 62 История, (уровень... | Программа дисциплины Английский язык для начинающих 1 для направления 030600. 62 «История» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 030600. 62 История, (уровень... | ||
Программа дисциплины для направления 030600. 62 «История» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600. 62 «История»... | Программа дисциплины «Уголовная политология» для направления 030900. 68 «Юриспруденция» Программа предназначена для преподавателей и ассистентов-аспирантов, ведущих данную дисциплину, студентов направления подготовки... |