Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины для направления 030600.62 «История» подготовки бакалавра
1. Область применения и нормативные ссылки. Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600.62 «История» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Глобальная и сравнительная история». Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению подготовки «История»;
Образовательной программой направления 030600.62 «История» подготовки бакалавра.
Рабочим учебным планом университета по направлению 030600.62 «История» подготовки бакалавра, утвержденным в 2013 г. 2. Цели освоения дисциплины. Целями освоения дисциплины «Европа в V – XVII вв.» являются:
Выработать у студентов целостное представления об эпохе Средневековья и раннего Нового времени как об органичной стадии в становлении европейского социума, характерной для него политической организации, религиозной практики и культуры в целом;
Сформировать у студентов комплексное понимание эпохи Средневековья и раннего Нового времени как решающей в определении системных явлений, на которых базируется современная европейская цивилизация;
Раскрыть перед студентами многообразие форм социальной, экономической религиозной, политической, а также культурной жизни в средние века и раннее Новое время, определявших целостность этих эпох, их стадиальное своеобразие и специфику в разрезе исторически длительных явлений;
Привить студентам базовые навыки и умения для анализа восходящих к Средневековью и раннему Новому времени исторических памятников, связанной с их интерпретацией специальной академической литературы, а также междисциплинарных исследований;
3. Компетенции обучающегося, формируемые в ходе освоения дисциплины. В результате освоения дисциплины «Европа в V–XVII вв.» студент должен: Усвоить базовый фактический материал, относящийся к истории Европы V – XVII вв.;
Овладеть навыками его хронологического, проблемного и системного изложения, видения и анализа;
Уметь применять приобретенные базовые знания в образовательной и научно-исследовательской деятельности.
Студент бакалавриата в ходе изучения дисциплины «Европа в V–XVII вв» осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по ФГОС/ НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения
(показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
|
| СК-Б1
| Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной
| Работа с разнообразными по форме и содержанию источниками данных
|
| СК-Б3
| Способен выявлять научную сущность проблем в профессиональной области.
| Работа с историческими источниками и соответствующей академической литературой
|
| СК-Б9
| Способен грамотно строить коммуникацию, исходя из целей и ситуации общения
| Дискуссии на семинарских занятиях
|
| СК-Б3, СК-Б6 Б
| Демонстрирует способность ориентироваться в смысле изучаемого источника или разбираемого научного исследования
| Лекции и семинары, устный анализ источника, реферат, устный зачет, устный экзамен, подготовка доклада и курсовой работы
|
| ОНК-3, ОНК-4
| Демонстрирует способность осмыслять исторические явления и процессы в широком историческом и мировоззренческом контексте, анализировать историографию в плане отражения общих философских и научных установок авторов исторических исследований
| Семинары, доклад на семинаре, подготовка доклада и курсовой работы
|
| ПК-7
| Демонстрирует способность сопоставлять информацию, полученную из различных типов и видов источников, обосновывать способы определения более и менее достоверных свидетельств, а также дополнения или опровержения одних свидетельств другими.
| Семинары, доклад на семинаре, подготовка доклада и курсовой работы
|
| ИК – Б
1.1_2.1_2.2_2.3_2.4_2.5_2.6_5.3_5.6
| Способность ориентироваться в новых направлениях социальных и гуманитарных наук
| Обсуждение новейших направлений в области изучения средних веков и раннего Нового времени
|
4. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Настоящая дисциплина относится к блоку дисциплин базовой части 2 года обучения и тесно связана с дисциплинами как базовой части, так и вариативной части образовательной программы Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Введение в историю человечества», «Историческая география», «Источниковедение, теория и история исторического знания» (1 год обучения). Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть знаниями и компетенциями, относящимися к курсам 1 года обучения в департаменте истории по программе бакалавра: «Введение в историю », «Историческая география», «Введение в социальную антропологию», «Латинский язык» (1 год обучения).
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Экономическая история нового и новейшего времени», «Колонизация и деколонизация», «Актуальные вопросы историографии нового и новейшего времени»
Тематический план
учебной дисциплины «Европа в V – XVII вв.»
(56 часов — лекции, 56 часов — семинары, 176 часов — самостоятельная работа; второй год обучения в бакалавриате, 1 — 4 модули)
№
|
Название раздела
|
Лекции
|
Семинары
| Самостоя-тельная работа
| 1
| Формирование представлений о Средневековье: от гуманистического понятия «средний век» к переосмыслению эпохи в рамках новой эпистемы «Длинное Средневековье» .
| 2
| 2
| 8
| 2
| Основные идеи и направления современной медиевистики
| 2
| 2
| 8
| 3.
| Трансформации IV – V вв. и проблемы римского наследия в истории Европы V – XVII вв.
| 2
| 2
| 8
| 4.
| Демография европейского Средневековья и раннего Нового времени
| 2
| 2
| 8
| 5
| Социальная организация европейского общества V – XVII вв. : от нормативного общества к этакратистскому
| 2
| 2
| 8
| 6.
| Повседневная жизнь в Европе и ее структуры в V – XVII вв.
| 2
| 2
| 8
| 7.
| Верховная власть и политические структуры : основные тенденции становления и развития в V – XVII вв.
| 2
| 2
| 8
| 8.
| Экономическая и хозяйственная организация европейских сообществ V – XVII вв.: от престижной экономики к товарно-денежным отношениям
| 2
| 2
| 8
| 9.
| Духовная жизнь и церковь в Европе V – XVII вв.
| 2
| 2
| 8
| 10.
| Интеллектуальная жизнь: от средневекового мышления к интеллектуальным практикам раннего Нового времени
| 2
| 2
| 8
| 11.
| Этнокультурные и этнополитические процессы: проблема этногенеза европейских народов V – XVII вв.
| 2
| 2
| 8
| 12.
| Основные направления развития европейской культуры от средних веков к раннему Новому времени
| 2
| 4
| 8
| 13.
| Средиземноморский регион: центр и периферия в V – VII вв.
| 2
| 2
| 8
| 14.
| Региональная динамика и обособление его западной периферии в VII – IX вв
| 2
| 4
| 8
| 15.
| Франкский Запад и православный Восток на рубеже тысячелетий.
| 2
| 4
| 8
| 16.
| Североевропейский регион в V – IX вв.
| 2
| 4
| 8
| 17.
| Франция X – XVII вв.
| 4
| 4
| 8
| 18.
| Германия X – XVII вв.
| 4
|
| 8
| 19.
| Италия X – XVII вв.
| 4
|
| 8
| 20.
| Страны Пиренейского полуострова XI – XVII вв.
| 4
| 4
| 8
| 21.
| Англия XI – XVII вв.
| 4
| 4
| 8
| 22.
| Скандинавские страны XI – XVII вв.
| 4
| 4
| 8
|
|
Итого:
|
56
|
56
|
176
|
|