МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Сыктывкарский государственный университет»
Институт гуманитарных наук
Кафедра истории России и зарубежных стран
-
|
| УТВЕРЖДАЮ Зав. кафедрой к.и.н., доцент Л.А. Максимова ________ «6» сентября 2011 г.
|
|
|
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Дисциплины «История исторической науки. Историография»
Блок дисциплин: Б.3
Направление 030600 «История»
Профиль подготовки «История»
Форма обучения дневная
Семестр VIII
Всего учебных занятий – 104
В том числе:
Лекций – 30
Семинар - 22
Самостоятельных - 52
Контроль – контрольная работа
Итоговый контроль – экзамен Сыктывкар 2011
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Сыктывкарский государственный университет»
Институт гуманитарных наук
Кафедра истории России и зарубежных стран
|
| УТВЕРЖДАЮ Зав. кафедрой к.и.н., доцент Л.А. Максимова ________ «6» сентября 2011 г.
|
|
|
|
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины «История исторической науки. Историография»
Блок дисциплин: Б.3
Направление 030600 «История»
Профиль подготовки «История»
Форма обучения дневная
Семестр VIII
Всего учебных занятий – 104
В том числе:
Лекций – 30
Семинары - 22
Самостоятельных - 52
Контроль – контрольная работа
Итоговый контроль – экзамен
Сыктывкар 2011
Составлена
в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030600 «История» (квалификация (степень) «бакалавр»)
Составитель – к.и.н., доцент Егорова Светлана Львовна
ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ В РОССИИ
(XX- первое десятилетие XXI вв.) Цель курса - характеристика особенностей истории отечественной исторической науки в ХХ - первом десятилетии XXI вв.
Задачи курса:
осветить основные проблемы отечественной исторической науки в этот период;
охарактеризовать основные черты, присущие историко-научным сообществам страны и Зарубежья;
сформировать представление о процессах, происходивших в исторической науке России, определить основные линии взаимосвязи внешних и внутренних факторов развития науки;
дать понятие об основных представителях отечественной исторической науки, этапах их жизненного пути, исторических воззрениях и концепциях;
познакомить с многообразием методологических доктрин и концепций, получивших развитие в отечественной историографии ХХ - первом десятилетии XXI вв.
обратить внимание на формы трансляции и популяризации исторического знания.
Программа курса выстроена соответственно периодизации, данной учеными в постсоветский период (А.С. Ахиезер, В.П. Корзун)1:
1917 – конец 1920-х гг. сосуществование старой и новой исторической науки. Внутри этого периода выделяют этап существования науки в годы революции и гражданской войны (экстремальные условия): потери в составе профессорско-преподавательского корпуса, утраты и повреждения книжного, архивного и музейного фондов страны. После 1922 г. – оформление политики в отношении к науке. Высылка («философский пароход») и отстранение представителей старой школы. Становление системы контроля власти за деятелями исторической науки. В целом период характеризуется постепенным усложнением взаимоотношений власти со «старой школой»; трансформацией Академии наук к потребностям коммунистического строительства; постепенным внедрением марксистской методологии, оформлением марксистских научных заведений (Комакадемия, Институт Красной профессуры); появлением господствующей группы историков во главе с М.Н. Покровским. После революции наблюдалось падение статуса истории; ликвидация исторических факультетов и замена их ФОНами. Так был дан импульс смычке обществоведения с историей и контролю обществоведческих моделей общественного развития над конкретно-историческим материалом.
С начала 1930-х до начала 1940-х гг. – полное подчинение науки требованиям партийно-идеологической системы, ликвидация научной альтернативности марксизму. К этому периоду относится и разгром школы М.Н. Покровского. Происходит административное пресечение научных поисков в самом марксизме. При этом произошло и положительное преодоление засилья социологических схем над конкретно-историческим материалом, закладываемого школой М.Н. Покровского. В середине 1930-х восстановлено преподавание истории в вузах и школах, открылись истфаки в университетах. Изменилась и идеологическая установка – от интернационализма к национальной истории.
1941-1945 гг. - потери в составе научных кадров. Эвакуация и реорганизация учреждений и институтов. Утрата части источников в результате бомбежек и эвакуации. Но перераспределение историко-научных кадров по стране дало толчок к становлению новых научных центров на периферии страны. Взлет национального самосознания. Востребованность национальной истории с культом военачальников прошлого и настоящего.
1945-1956 гг. – возвращение историков к мирному труду, восстановление архивного и музейного фондов. Неблагоприятный идеологический фон: национальные мотивы трансформируются в шовинистические формы. Борьба с космополитизмом, кибернетикой, генетикой.
Середина 1950-х – середина 1960-х гг. - период оттепели, оздоровление общественной обстановки. Переосмысление истории революционного движения; отказ от теории «двух вождей» в революции; ослабление идеологического контроля за наукой, методологические поиски («новое направление»). Выход историков на международную арену, участие в конференциях.
Середина 1960-х – середина 1980-х – новое усиление партийно-государственного контроля. Ликвидация «нового направления», приостановка марксистских методологических поисков.
Середина 1980-х – начало 1990-х гг. – ослабление и исчезновение партийно-государственного контроля за наукой. Появление альтернативных ретроспективных и западных постмодернистских теорий. Популярность исторической публицистики. Публикация источников. Новая проблематика.
Постсоветский период. Распад советско-государственной системы и влияние его на историко-научное сообщество. Методологический, проблемный, историософский плюрализм. Дезинтеграция единого историко-научного пространства. Обострение интереса к локальной истории, краеведению. Введение новых источников в научный оборот. Репринтные издания. Со второй половины 1990-х – размежевание исторической науки и публицистики. Внедрение в общественное сознание псевдонаучных построений, «дилетантских» схем А.Т. Фоменко, концепции В. Суворова. Среди новых направлений науки – микроистория, история повседневности, гендерный подход. Появляется система грантовой поддержки государственных фондов и зарубежных.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ КУРСА
«ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ» По итогам изучения дисциплины студент должен обладать
Способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области отечественной истории (ПК-1),
источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (ПК-3),
теории и методологии исторической науки (ПК-4);
способностью к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7);
способностью к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10);
владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
способностью логически верно, аргументировано строить устную и письменную речь (ОК-2);
осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11);
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
| Наименование разделов, тем
| Количество часов по учебному плану
|
|
| Макси-мальная нагрузка студентов (часов)
| Аудиторная нагрузка
| Самостоятельная работа
| Всего
| в том числе
| лекции
| семинар
| 1
| Тема 1. Отечественная историческая наука (1917-1930-е гг.)
Формирование советской историографической традиции
| 16
| 8
| 4
| 4
| 8
| 2
| Тема 2. Русская историческая мысль за рубежом (1920-е-1930-е гг.) Евразийская концепция истории России
| 16
| 8
| 4
| 4
| 8
| 3
| Тема 3. Советская историческая наука в годы Великой отечественной войны
| 8
| 4
| 4
|
| 4
| 4
| Тема 4. Отечественная историческая наука в первое послевоенное десятилетие
| 4
| 2
| 2
|
| 2
| 5
| Тема 5. Отечественная историческая наука в период «оттепели»
| 8
| 4
| 4
|
| 4
| 6
| Корифеи отечественной исторической науки в советский период
| 16
| 8
|
| 8
| 8
| 7
| Тема 6. Развитие советской историографии в 1960-е – 1980-е гг.
| 8
| 4
| 4
|
| 4
| 8
| Тема 7. Российская историческая наука в 1980-е – 1990-е гг.
| 8
| 4
| 4
|
| 4
| 9
| Идея альтернативности исторического развития России
| 8
| 4
|
| 4
| 4
| 10
| Тема 8. Историческая наука в России в конце ХХ – начале XXI в.
| 8
| 4
| 4
|
| 4
| 11
| Актуальные проблемы современной отечественной историографии в научной периодике
| 4
| 2
|
| 2
| 2
|
| Итого
| 104
| 52
| 30
| 22
| 52
|
| Вид итогового семестрового контроля
| Контрольная работа
Экзамен
|
|
|
|
| Самостоятельная работа по темам предполагает работу с конспектами лекции, знакомство с историографическими источниками и литературой (чтение, конспектирование для пополнения лекционных записей) при подготовке к написанию контрольной работы и сдаче экзамена. Приветствуется желание студента провести семинар самостоятельно.
Требования к знаниям и умениям студентов (по темам)
Наименование тем
| Основное содержание
| Требования к формируемым компетенциям, знаниям и умениям студента
| компетенции
| Студент должен знать
| Студент должен уметь
| Тема 1.
Отечественная историческая наука и власть (1917-1930 - е)
| Влияние революции 1917 г. на историческую науку. Роль советских партийных органов в создании новых академических и ученых институтов. Формирование новой научной общественности. Изменение статуса истории в школах, университетах. Деятельность М.Н. Покровского по формированию нового облика советской исторической науки.
Политика власти по отношению к «старым» специалистам. «Академическое дело».
Особенности исторического творчества в новых условиях существования науки. Начало обособления от мирового историко-научного сообщества.
Становление тоталитарной системы 1930-х и вписывание в нее Академии Наук, академических институтов, историко-научного сообщества в целом. Смерть М.Н. Покровского и кризис его школы. Изменение идеологической направленности партийно-государственных органов. Новая ориентация на национальную историю как один из важнейших ее элементов.
“Краткий курс ВКП(б)” и его влияние на дальнейшие судьбы отечественной исторической науки.
| ПК-1
ПК-3
ПК-4
ПК-7
ОК-8
ОК-11
| Влияние революции 1917 г. на историческую науку. Роль советских партийных органов в создании новых академических и ученых институтов. Формирование новой научной общественности. Изменение статуса истории в школах, университетах. Деятельность М.Н. Покровского по формированию нового облика советской исторической науки.
Политика власти по отношению к «старым» специалистам. «Академическое дело».
Особенности исторического творчества в новых условиях существования науки.
Начало обособления от мирового историко-научного сообщества. Становление тоталитарной системы 1930-х и вписывание в нее Академии Наук, академических институтов, историко-научного сообщества в целом. Смерть М.Н. Покровского и кризис его школы. Изменение идеологической направленности партийно-государственных органов. Новая ориентация на национальную историю как один из важнейших ее элементов.
“Краткий курс ВКП(б)” и его влияние на дальнейшие судьбы отечественной исторической науки.
| Использовать в исторических исследованиях базовые знания в области отечественной истории источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования, теории и методологии исторической науки;
критически воспринимать концепции различных историографических школ.
Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
Готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия;
| Тема 2. Русская историческая мысль за рубежом (1920-е-1930-е гг.)
| Изгнание русских историков за границу на “философских пароходах” в 1922 г. Центры русской исторической науки за рубежом - Прага, Берлин, Париж, Харбин. “Русская акция” правительства Чехословакии, ее ход и основные итоги для русского историко-научного сообщества за рубежом. Особенности русского историописания за рубежом.
Евразийство как отражение идеологических и научных поисков эмиграции.
| ПК-1
ПК-3
ПК-4
ПК-7
ОК-8
ОК-11
| Изгнание русских историков за границу на “философских пароходах” в 1922 г. Центры русской исторической науки за рубежом - Прага, Берлин, Париж, Харбин. “Русская акция” правительства Чехословакии, ее ход и основные итоги для русского историко-научного сообщества за рубежом. Особенности русского историописания за рубежом.
Евразийство как отражение идеологических и научных поисков эмиграции.
| Использовать в исторических исследованиях базовые знания в области отечественной истории источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования, теории и методологии исторической науки;
критически воспринимать концепции различных историографических школ.
Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
Готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия;
| Тема 3. Советская историческая наука в годы Великой отечественной войны
| Потери историко-научного сообщества, преподавательского и студенческого корпуса в период войны. Переориентация в государственной идеологии, ее новые национально-патриотические тенденции и изменение в связи с этим научной проблематики и общей оценки исторического прошлого. Поиск героико-эпохальных личностей и событий в русской истории. Военно-патриотическая и общественная деятельность советских историков. Создание антифашистского комитета советских ученых, участие в нем историков. Влияние эвакуированных историков на становление исторической науки в союзных и автономных республиках СССР. Создание историй союзных республик. “История Казахстана” и полемика вокруг ее концепции. Начало изучения истории Великой Отечественной войны. Закрытое совещание историков при ЦК ВКП(б) в 1944 г.: причины созыва, итоги.
| ПК-1
ПК-3
ПК-4
ПК-7
ОК-8
ОК-11
| Потери историко-научного сообщества, преподавательского и студенческого корпуса в период войны. Переориентация в государственной идеологии, ее новые национально-патриотические тенденции и изменение в связи с этим научной проблематики и общей оценки исторического прошлого. Поиск героико-эпохальных личностей и событий в русской истории. Военно-патриотическая и общественная деятельность советских историков. Создание антифашистского комитета советских ученых, участие в нем историков. Влияние эвакуированных историков на становление исторической науки в союзных и автономных республиках СССР. Создание историй союзных республик. “История Казахстана” и полемика вокруг ее концепции. Начало изучения истории Великой Отечественной войны. Закрытое совещание историков при ЦК ВКП(б) в 1944 г.: причины созыва, итоги.
| Использовать в исторических исследованиях базовые знания в области отечественной истории источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования, теории и методологии исторической науки;
критически воспринимать концепции различных историографических школ.
Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
Готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия;
| Тема 4. Отечественная историческая наука в первое послевоенное десятилетие
| Усиление негативных тенденций в идеологии Советского государства и в политике по отношению к научному и культурному сообществу страны в первые послевоенные годы. Псевдодискуссии по вопросам философии, политической экономии, языкознания. Идеологические кампании конца 1940-начала 1950-х гг. А. Жданов и его роль в гонениях на науку и литературу.
Продолжение патриотической линии партийно-государственной идеологии. 800-летие г. Москвы. Историческая оценка этого события в трудах деятелей науки. Актуализация интереса к истории внешнеполитических отношений. “История дипломатии”.
| ПК-1
ПК-3
ПК-4
ПК-7
ОК-8
ОК-11
| Усиление негативных тенденций в идеологии Советского государства и в политике по отношению к научному и культурному сообществу страны в первые послевоенные годы. Псевдодискуссии по вопросам философии, политической экономии, языкознания. Идеологические кампании конца 1940-начала 1950-х гг. А. Жданов и его роль в гонениях на науку и литературу.
Продолжение патриотической линии партийно-государственной идеологии. 800-летие г. Москвы. Историческая оценка этого события в трудах деятелей науки. Актуализация интереса к истории внешнеполитических отношений. “История дипломатии”.
| Использовать в исторических исследованиях базовые знания в области отечественной истории источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования, теории и методологии исторической науки;
критически воспринимать концепции различных историографических школ.
Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
Готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия;
| Тема 5. . Отечественная историческая наука в период «оттепели»
| ХХ съезд КПСС, его решения. Влияние на изменение общественно-политической обстановки в стране. Перемены в историко-научном сообществе: расширение сети научно-исторических учреждений и вузов, организация новых исторических журналов. Попытки десталинизации исторической науки и концепции “двух вождей”. Дискуссии историков о периодизации отечественной истории, складывании централизованного государства, формах феодальной собственности, формировании капиталистического уклада, промышленном перевороте и .др.
Проблема общественного строя Киевской Руси в трудах К.В. Базилевича, Л.В. Черепнина, Б.Д. Грекова, Б.А. Рыбакова. Преодоление научной изоляции отечественного исторического сообщества. Участие советских историков в международных симпозиумах.
Изменение проблематики и методологические поиски отечественной исторической науки в период оттепели. Попытка обновленного обращения к ленинскому наследию. Складывание “нового направления” как итог методологических поисков исторической науки.
| ПК-1
ПК-3
ПК-4
ПК-7
ОК-8
ОК-11
| ХХ съезд КПСС, его решения. Влияние на изменение общественно-политической обстановки в стране. Перемены в историко-научном сообществе: расширение сети научно-исторических учреждений и вузов, организация новых исторических журналов. Попытки десталинизации исторической науки и концепции “двух вождей”. Дискуссии историков о периодизации отечественной истории, складывании централизованного государства, формах феодальной собственности, формировании капиталистического уклада, промышленном перевороте и .др.
Проблема общественного строя Киевской Руси в трудах К.В. Базилевича, Л.В. Черепнина, Б.Д. Грекова, Б.А. Рыбакова. Преодоление научной изоляции отечественного исторического сообщества. Участие советских историков в международных симпозиумах.
Изменение проблематики и методологические поиски отечественной исторической науки в период оттепели. Попытка обновленного обращения к ленинскому наследию. Складывание “нового направления” как итог методологических поисков исторической науки.
| Использовать в исторических исследованиях базовые знания в области отечественной истории источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования, теории и методологии исторической науки;
критически воспринимать концепции различных историографических школ.
Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
Готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия;
| Тема 6. Развитие советской историографии в 1960-е – 1980-е гг.
| Свертывание процессов обновления в конце 1960-х гг. Разгром “нового направления”. Сохранение старых методологических и концептуальных установок. Реконструкция основных схем “Краткого курса”. Школы Б.Д. Грекова, П.А. Зайончковского. Становление историографических школ в провинциальных ВУЗах, казанская и томская школы историографов. Дискуссии о генезисе феодализма, об абсолютизме (1968-71 гг). Кристализация основной проблематики исторических исследований. Концепция феодализма Л.В. Черепнина, проблема генезиса капитализма в трудах Н.М. Дружинина, В.К. Яцунского, Е.И. Индова. Изучение аграрного строя капиталистической России А.М. Анфимовым, С.М. Дубровским, И.Д. Ковальченко и др.
| ПК-1
ПК-3
ПК-4
ПК-7
ОК-8
ОК-11
| Свертывание процессов обновления в конце 1960-х гг. Разгром “нового направления”. Сохранение старых методологических и концептуальных установок. Реконструкция основных схем “Краткого курса”. Школы Б.Д. Грекова, П.А. Зайончковского. Становление историографических школ в провинциальных ВУЗах, казанская и томская школы историографов. Дискуссии о генезисе феодализма, об абсолютизме (1968-71 гг). Кристализация основной проблематики исторических исследований. Концепция феодализма Л.В. Черепнина, проблема генезиса капитализма в трудах Н.М. Дружинина, В.К. Яцунского, Е.И. Индова. Изучение аграрного строя капиталистической России А.М. Анфимовым, С.М. Дубровским, И.Д. Ковальченко и др.
| Использовать в исторических исследованиях базовые знания в области отечественной истории источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования, теории и методологии исторической науки;
критически воспринимать концепции различных историографических школ.
Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
Готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия;
| Тема 7. Российская историческая наука в 1980-е – 1990-е гг.
| Попытки партийно-государственного обновления и их влияние на историческую науку. Публицистика в авангарде открытия “белых пятен”. Общественный интерес к сталинскому времени, постепенное расширение ретроспективного горизонта и освещение тем, связанных с первыми годами советской власти, революции и дальнейшее стремительное движение вплоть к истокам существования российского государства. Начало методологического кризиса. Критика марксизма. Расширение исследовательской проблематики и первые “круглые столы историков”. Празднование 1000-летия крещения Руси в общегосударственном масштабе. Актуализация проблематики связанной с историей РПЦ.
| ПК-1
ПК-3
ПК-4
ПК-7
ОК-8
ОК-11
| Попытки партийно-государственного обновления и их влияние на историческую науку. Публицистика в авангарде открытия “белых пятен”. Общественный интерес к сталинскому времени, постепенное расширение ретроспективного горизонта и освещение тем, связанных с первыми годами советской власти, революции и дальнейшее стремительное движение вплоть к истокам существования российского государства. Начало методологического кризиса. Критика марксизма. Расширение исследовательской проблематики и первые “круглые столы историков”. Празднование 1000-летия крещения Руси в общегосударственном масштабе. Актуализация проблематики связанной с историей РПЦ.
| Использовать в исторических исследованиях базовые знания в области отечественной истории источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования, теории и методологии исторической науки;
критически воспринимать концепции различных историографических школ.
Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
Готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия;
| Тема 8. Историческая наука в России в конце ХХ – начале XXI в.
| Распад советско-государственной системы и его влияние на историко-научную ситуацию. Методологический, проблемный, историософский плюрализм как следствие либерализации и лишения исторической науки идеологической функции. Дезинтеграция единого историко-научного пространства. Национализм в бывших союзных республиках и его влияние на становление новых исторических концепций независимых государств. Массовые стереотипы и предрассудки в национальных историях и представлениях о прошлом. Обострение интереса к локальной истории и краеведению. “Интервенция” дилетантов в историческую науку. Концепция А.Т. Фоменко и новая интерпретация им всемирной истории. Феномен Э. Радзинского. Обозначение нигилистического подхода к истории Великой Отечественной войны. Дискуссии по поводу книг В.Суворова.
Социальная история, история повседневности, историческая антропология.
Переход исторического научного сообщества от государственного финансирования к альтернативным системам поддержки жизнедеятельности. Становление системы грантовой поддержки исторических исследований.
| ПК-1
ПК-3
ПК-4
ПК-7
ОК-8
ОК-11
| Распад советско-государственной системы и его влияние на историко-научную ситуацию. Методологический, проблемный, историософский плюрализм как следствие либерализации и лишения исторической науки идеологической функции. Дезинтеграция единого историко-научного пространства. Национализм в бывших союзных республиках и его влияние на становление новых исторических концепций независимых государств. Массовые стереотипы и предрассудки в национальных историях и представлениях о прошлом. Обострение интереса к локальной истории и краеведению. “Интервенция” дилетантов в историческую науку. Концепция А.Т. Фоменко и новая интерпретация им всемирной истории. Феномен Э. Радзинского. Обозначение нигилистического подхода к истории Великой Отечественной войны. Дискуссии по поводу книг В.Суворова.
Социальная история, история повседневности, историческая антропология.
Переход исторического научного сообщества от государственного финансирования к альтернативным системам поддержки жизнедеятельности. Становление системы грантовой поддержки исторических исследований.
| Использовать в исторических исследованиях базовые знания в области отечественной истории источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования, теории и методологии исторической науки;
критически воспринимать концепции различных историографических школ.
Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
Готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия ;
| Контрольная работа «Российская историческая наука в постсоветский период».
| Общая характеристика состояния исторической науки в 1990-е – 2000-е годы: отношения власти и науки, методологические подходы, дискуссионные темы, направления исторической науки.
Анализ одного из направлений развития современной исторической науки. Например: история повседневности, социальная история, изучение истории Великой Отечественной войны в постсоветский период, исследование истории ГУЛАГа и т.д.
| ПК-1
ПК-3
ПК-4
ПК-7
ПК10 ОК-1
ОК-2
| Общая характеристика состояния исторической науки в 1990-е – 2000-е годы: отношения власти и науки, методологические подходы, дискуссионные темы, направления исторической науки.
Анализ одного из направлений развития современной исторической науки. Например: история повседневности, социальная история, изучение истории Великой Отечественной войны в постсоветский период, исследование истории ГУЛАГа и т.д
| Способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области отечественной истории.,
источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования,
теории и методологии исторической науки;
способностью к критическому восприятию концепций различных историографических школ;
способностью к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований;
владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
способностью логически верно, аргументировано строить устную и письменную речь;
|
|