Программа курса для специальности 07. 00. 10. История науки и техники





Скачать 121.63 Kb.
НазваниеПрограмма курса для специальности 07. 00. 10. История науки и техники
Дата публикации15.04.2015
Размер121.63 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > История > Программа



МИНОБРНАУКИ РОССИИ

РОССИЙСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ГУМАНИТАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

УПРАВЛЕНИЕ

АСПИРАНТУРОЙ И

ДОКТОРАНТУРОЙ

ИСТОРИГРАФИЯ ИСТОРИИ НАУКИ И ТЕХНИКИ



Для специальности

07.00.10 – История науки и техники

МИНОБРНАУКИ РОССИИ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
УПРАВЛЕНИЕ АСПИРАНТУРОЙ И ДОКТОРАНТУРОЙ


ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ НАУКИ И ТЕХНИКИ


---------------------------

ПРОГРАММА КУРСА




Для специальности


07.00.10. – История науки и техники

Москва 2011



ББК 63.3 (0) 4я73

И90

Историография истории науки и техники: Программа

курса для аспирантов: Специальность 07.00.10 –

История науки и техники / РГГУ. Управление аспирантурой

и докторантурой; Автор С. С. Илизаров М., 2004. 12 с.
Программа одобрена и рекомендована для опубликования

На заседании кафедры «История науки»

Протокол № 10 от «17» октября 2011 г.


Программа утверждена на заседании

Научно-методического совета по аспирантуре

и докторантуре

Протокол №___от «__» ­­­____________ 2011 г.

© Российский государственный

гуманитарный университет, 2004

© С. С. Илизаров
СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка ………………….…….…………………………………..

Программа курса…………………………………………………………………….

Введение

Разделы и темы курса

Примерный тематический план курса

Информационные ресурсы по курсу

Семинарские и практические занятия; темы для дополнительной

работы по курсу………….………………………………………………………..

Пояснительная записка


Курс «Историография истории науки и техники» в учебных целях впервые был поставлен в 1995/1996 учебном году на Кафедре научно-технических и кинофотофоноархивов в числе дисциплин учебного плана факультета технотронных архивов и документов.

Задача данного курса – дать системное знание об основных этапах, особенностях и тенденциях развития истории науки и техники как области исторических знаний и вида деятельности. Курс является этапом профессиональной подготовки специалистов высшей квалификации в области истории науки и техники, научно-технических архивов и документов. Развитие исторических воззрений на природу науки и техники показывается в неразрывной связи с общим контекстом развития культуры и научной мысли.

Целью курса является углубление знаний аспирантами в области актуальных методологических проблем исторического познания, ознакомление с процессом развития историко-научной мысли и осознание социальной и когнитивной значимости деятельности историка науки и техники.

Курс носит междисциплинарный характер, его предмет и содержание находится на пересечении истории и культурологии, историографии и методологии науки, документоведения и информатики.

Программа разработана впервые, в ее основе лежит авторский научно-исследовательский и педагогический опыт, базирующийся на фундаменте школы Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета и Института истории естествознания и техники им. С.И.Вавилова Российской академии наук.

Курс предназначен для аспирантов, читается в объеме 45 часов аудиторных занятий (18 часов – лекции и 27 часов – семинарские занятия). В процессе освоения курса слушатели выполняют тематические рефераты, пишут обзорные рецензии и аналитические статьи. На самостоятельную работу отводится 27 часов.
Программа курса
Введение

Особенностью данного курса является то, что в нем впервые ставится задача систематизации опыта освоения историко-научного и историко-технического наследия, главным образом отечественного, на широком фоне и в контексте развития истории науки и техники как области знаний и деятельности. При этом сама историография истории науки рассматривается как составная часть исторических знаний и исторической мысли в целом.

В виду того, что историография истории науки и техники разработана недостаточно, осевой линией лекционного курса является генезис историко-научных знаний, процесс их институционализации на пути дисциплинарного развития данной области. В лекционном курсе рассматривается и анализируется эволюция взглядов на предмет, задачи, социальные и когнитивные функции истории науки и техники. Анализ особенностей развития и накопления историко-научных знаний проводится в контексте смены философских и методологических оснований, а также в развитии источниковой базы истории науки и методов работы с источниками по истории науки и техники. На завершающем этапе курса рассматриваются перспективы развития истории науки и техники как специфической области знаний и деятельности, особенности и специфика профессии историка науки и техники.
Разделы и темы курса

Тема I. Историография истории науки и техники в системе гуманитарного знания


Предмет, задачи и периодизация историографии истории науки и техники. Структуры и уровни историографического анализа. Основные типы, виды и жанры исследований по истории науки и техники.

Первые объясняющие модели происхождения научно-технических навыков и знаний. Зарождение рациональных представлений о развитии науки и техники. Роль Ф. Бэкона в формировании универсальной исследовательской программы изучения истории науки и техники. Осознание социальной ценности научно-технического опыта человечества, оформление традиции его включения в историю культуры и в профессиональную подготовку европейского ученого.

Тема II. Становление и развитие в XVIII – начале XIX вв. исследовательской традиции в области изучения истории науки и техники


Зарождение историко-научной тематики в русской историографии: В. Н. Татищев как популяризатор и исследователь истории научных знаний. Санкт-Петербургская академия наук – центр изучения истории научно-технической мысли в XVIII – XIX вв. Тема: "История Санкт-Петербургской академии наук" – магистральное направление отечественной историографии истории науки: исследовательские программы и труды Г. Б. Бюльфингера, Я. Германа, Х. Гольдбаха, И. Г. Шумахера, Г. Ф. Миллера и др. Значение переводов классических научных текстов и трудов западноевропейских историков науки для развития русской историографии истории науки и техники. Становление языка истории науки в контексте развития понятийного и категориального аппарата русской научной лексики.

Роль Императорского Московского университета в формировании отечественной историко-научной мысли во 2-й половине XVIII в.: деятельность И.А. Третьякова, А. А. Прокоповича - Антонского, Н.И. Новикова и др. Вопросы истории науки и техники в провинциальной периодике.

Тема III. Изучение истории науки в XIX столетии


История науки в преподавательской практике российских университетов XIX в. Ассоциативный фактор в развитии исследований по истории науки и техники: роль юбилеев русских ученых (М. В. Ломоносова, Л. Эйлера, В. Н. Татищева и др.) и научных учреждений (Санкт-Петербургской академии наук, Московского университета, Славяно-греко-латинской академии, Санкт-Петербургского ботанического сада и т.п.). Труды Н. И. Фуса, митрополита Евгения (Болховитинова), С. К. Смирнова и др. Опыт коллективной работы в изучении истории Московского университета: С. П. Шевырев и его сотрудники. Включение истории научно-технических знаний допетровской Руси в общий контекст истории культуры.

Программа академика А. А. Куника по комплексному изучению истории науки XVIII в. в России как составная часть государственного и культурного развития. Историко-научное наследие академиков Санкт-Петербургской академии наук П. С. Билярского, В. И. Ламанского, А. Н. Пыпина, Н. С. Тихонравова и др.

Вклад академиков П. П. Пекарского и М. И. Сухомлинова в изучение историки науки в России.

Тема IV. Дисциплинарное становление истории науки и техники в конце XIX – нач. XX вв.


Особенности формирования истории науки как научной дисциплины в Западной Европе: труды и деятельность К.-А.Сен-Симона, Ж. Кювье, О. Конта, В. Уэвелла, Дж. Дрепера, А. Декандоля, Г. Н. Вырубова и др. Создание во Франции первой кафедры всеобщей истории науки.

А. С. Лаппо-Данилевский как историк знаний и его роль в институционализации в России истории науки и техники: академическая комиссия "Русская наука". Естествоиспытатель В.И. Вернадский – историк научной мысли и организатор изучения в России истории науки и техники. Единство историко-научных знаний.

Изучение истории науки в российских университетских центрах; деятельность Н. А. Любимова, В. В. Бобынина, Н. М. Бубнова и др.

Тема V. Пути развития истории науки и техники в XX в.


Смена парадигм в изучении истории научных знаний. Значение деятельности академиков В. И. Вернадского, С. Ф. Ольденбурга и Н. И. Бухарина в дисциплинарном развитии в СССР истории науки. Формирование исследовательских структур в области изучения истории науки и техники: "Комиссия по истории знаний" – "Институт истории науки и техники" АН СССР (1921–1938 гг.). Связь истории науки и техники с учебным процессом и возрастание ее социальной роли в конце 20-х–начале 30-х гг. Международные связи советских историков науки и техники; их влияние на западную историографию истории науки. Гибель в СССР истории науки.

Вторая институционализация истории науки и техники в СССР; возобновление организационных структур (Комиссия по истории техники Отделения технических наук А Н СССР, Отраслевые комиссии АН СССР, Институт истории естествознания АН СССР, Институт истории естествознания и техники АН СССР (РАН).

Метаморфозы социальных функций истории науки и техники в период идеологических кампаний 40-х начала 50-х гг.

Академик С.И. Вавилов – историк науки.

Роль Советского (Российского) национального объединения историков науки и техники в развитии и координации исследований на региональном, общегосударственном и международном уровне.

Место истории науки и техники в приоритетах советского общества (60–80 гг.). Творческое наследие классиков отечественной историко-научной мысли: В. П. Зубов, Т. И. Райнов, С. Л. Соболь, Н. А. Фигуровский, А. П. Юшкевич и др.

Национальные и международные историко-научные коммуникации.

Опыт создания науковедения как комплексной научной дисциплины.

Особенности профессии "историк науки и техники" и формирование в России профессионального сообщества историков науки и техники. Перспективы и возможные варианты будущего развития.

Примерный тематический план курса







п/п

Название темы

Количество часов

лекции

семинары

самостоят.

работа

всего

1

Тема I. Историография истории науки и техники в системе гуманитарного знания.

2

4

4

10

2

Тема II. Становление и развитие в XVIII – начале XIX вв. исследовательской традиции в области изучения истории науки и техники.

4

5

5

14

3

Тема III. Изучение истории науки в XIX столетии.

4

6

6

16

4

Тема IV. Дисциплинарное становление истории науки и техники в конце XIX-нач. XX вв.

4

6

6

16

5

Тема V. Пути развития истории науки и техники в XX в.

4

6

5

16

И Т О Г О

18

27

27

72


Информационные ресурсы по курсу


Литература

1. Бастракова М. С. Из истории развития историко-научных исследований // Вопросы истории естествознания и техники. 1978. Вып. 61–63.

2. В поисках теории развития науки (Очерки западноевропейских и американских концепций XX века). М., 1982.

3. Жмудь Л. Я. Зарождение истории науки в античности. СПб., 2002.

4. Зубов В. П. Историография естественных наук в России (XVIII в. – первая половина XIX в.). М., 1956.

5. Илизаров С. С. Материалы к историографии истории науки: Хроника: 1917–1988 гг. М., 1989.

6. Илизаров С. С. Формирование в России сообщества историков науки и техники. М., 1993.

7. К 100-летию профессора Н. А. Фигуровского (материалы юбилейной конференции и исследования по истории химии) // Вестник Московского университета. 2002. № 2. Март–апрель. / Серия 2. Химия. Том 43.

8. Комиссия по истории знаний. 1921–1932. Из истории организации историко-научных исследований в Академии наук. Сборник документов / Составители В. М. Орел,

Г. И. Смагина. СПб., 2003.

9. Кузаков В. К. Отечественная историография истории науки в России X – XVII вв. М., 1991.

10. Маркова Л. А. Наука. История и историография XIX - XX в. М., 1987.

11. Методологические проблемы историко-научных исследований. М., 1982.

12. Микулинский С. Р. Очерки развития историко-научной мысли. М., 1988.

13. Научное наследие Л. Я. Бляхера и его развитие на современном этапе. К 100-летию со дня рождения (сборник статей). М., 2001.

14. Принципы историографии естествознания: XX век. СПб., 2001.

15. Родный Н. И. Очерки по истории и методологии естествознания. М., 1975.

16. Старостин Б. А. Становление историографии науки (от возникновения до XVII в.). М., 1990.

17. Шухардин С. В. Основы истории техники: Опыт разработки теоретических и методологических проблем. М., 1961.

Семинарские и практические занятия; темы для дополнительной работы по курсу

– Границы понятия «историографии истории науки и техники».

– Социокультурный контекст развития историко-научных знаний.

– Зарождение знаний о развитии науки и техники.

– Становление исследовательской программы изучения истории научно-технических знаний.

– Начало изучения в России истории «наук, искусств и ремесел».

– В. Н. Татищев как историк научных знаний.

– Г. Ф. Миллер – историк науки и научных учреждений.

– История научных знаний как средство просвещения и образования.

– Основные направления историко-научной мысли в России в XVIII в.

– Участие профессоров Московского университета в формировании отечественной историко-научной мысли во 2-й половине XVIII в.

– Х. Гольдбах и его программа коллективного написания истории Санкт-Петербургской академии наук.

– Роль научных юбилеев в актуализации истории науки и техники.

– «Филологическое» направление в изучении истории Санкт-Петербургской академии наук. Труды А. А. Куника, П. С. Билярского, П. П. Пекарского, М. И. Сухомлинова,

В. И. Ламанского.

– А. С. Лаппо-Данилевский – основатель первой научно-исследовательской структуры – Комиссия "Русская наука". На пути формирования российской школы историков науки.

– В. И. Вернадский – историк научной мысли и организатор изучения в России (СССР) истории науки и техники.

– Организация исследовательских историко-научных структур в Комакадемии.

– Постановление ноябрьского 1929 года. Пленума ЦК ВКП (б) о преподавании «марксистской истории техники»; Связь истории науки и техники с учебным процессом и возрастание ее социальной роли в конце 20-х – начале 30-х гг. XX в.

– Н. И. Бухарин и создание Института истории науки и техники АН СССР (1932-1938 гг.).

– Влияние работ советских историков науки и техники на развитие западной историко-научной мысли. II Международный конгресс по истории науки и техники.

– Причины гибели в СССР в конце 1930-х гг. истории науки и техники как дисциплинарной структуры.

– Обстоятельства возобновления в СССР истории науки и техники

(встреча И. В. Сталина и президента АН СССР В. Л. Комарова).

– Участие историков науки и техники в идеологических компаниях 40-х гг.; борьба за приоритеты.

– Сессия АН СССР 1949 г., посвященная истории отечественной науки: цели и результаты. Академик С.И. Вавилов – историк науки.

– Возобновление международных научных связей. Создание Советского национального объединения историков науки и техники.

– Место истории науки и техники в приоритетах советского общества (60 – 80 гг.).

– Научное наследие классиков отечественной историко-научной мысли.

– Профессия "историк науки и техники" и формирование в России профессионального сообщества историков науки и техники.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса для специальности 07. 00. 10. История науки и техники iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности 07. 00. 10. История науки и техники
История науки и техники: Программа кандидатского экзамена по специальности 07. 00. 10 / Сост. Ю. С. Воронков, рггу. М., 2011. 20...
Программа курса для специальности 07. 00. 10. История науки и техники iconРабочая программа по дисциплине опд. Ф. 02 История дизайна, науки...
Целью дисциплины "История дизайна, науки и техники" является формирование у студентов знаний, умений и навыков промышленного искусства,...
Программа курса для специальности 07. 00. 10. История науки и техники iconРабочая программа по дисциплине «философские проблемы науки и техники»
«философские проблемы науки и техники» включен в программу подготовки в рамках вузовского компонента магистрантов по специальности...
Программа курса для специальности 07. 00. 10. История науки и техники iconРабочая программа по дисциплине «философские проблемы науки и техники»
«философские проблемы науки и техники» включен в программу подготовки в рамках вузовского компонента магистрантов по специальности...
Программа курса для специальности 07. 00. 10. История науки и техники iconРабочей программы дисциплины философские проблемы науки и техники...
Цель теоретического курса «Философские проблемы науки и техники» изучить проблему возникновения науки и техники и основные стадии...
Программа курса для специальности 07. 00. 10. История науки и техники iconШифр специальности: 09. 00. 08 Философия науки и техники Формула...
Аспирантура – самостоятельный уровень высшего образования, нацеленный на подготовку специалистов высшей квалификации. К поступлению...
Программа курса для специальности 07. 00. 10. История науки и техники iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью освоения дисциплины «Философские проблемы науки и техники» является формирование у магистрантов углубленных знаний о роли науки...
Программа курса для специальности 07. 00. 10. История науки и техники iconРабочая программа «История дизайна» Разработчик преподаватель Федорова...
Дополнительного образования «детская школа искусств» нижнекамского муниципального района республики татарстан
Программа курса для специальности 07. 00. 10. История науки и техники iconЯ. С. Ядгаров история и философия науки
История и философия науки: история экономической науки. Рабочая программа дисциплины для аспирантов и соискателей, обучающихся по...
Программа курса для специальности 07. 00. 10. История науки и техники iconПрограмма курса для студентов заочного отделения исторического факультета...
Учебный курс «Всеобщая история: Новейшая история» является частью университетского курса «Всеобщая история». Цель курса «Всеобщая...
Программа курса для специальности 07. 00. 10. История науки и техники iconПрограмма курса для студентов заочного отделения исторического факультета...
Учебный курс «Всеобщая история: Новейшая история» является частью университетского курса «Всеобщая история». Цель курса «Всеобщая...
Программа курса для специальности 07. 00. 10. История науки и техники iconРекомендуется для магистрантов и аспирантов технических вузов по...
П 29 Философия техники: учебное пособие / М. А. Петинова. – Самара: Самар гос техн ун-т, 2014. – 92 с
Программа курса для специальности 07. 00. 10. История науки и техники iconПрограмма дисциплины «История и философия науки» для аспирантов и...
Программа предназначена аспирантам для подготовки к кандидатскому экзамену по дисциплине «История и философия науки»
Программа курса для специальности 07. 00. 10. История науки и техники iconТема Введение. Химические системы
Предмет и содержание курса химии. Значение химических знаний для развития различных областей науки и техники. Роль курса химии при...
Программа курса для специальности 07. 00. 10. История науки и техники iconРабочая программа учебной дисциплины история и социокультурные проблемы...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа курса для специальности 07. 00. 10. История науки и техники iconПрограмма международного конкурса «Ресторан будущего» и конкурса...
Реферат должен быть написан по истории науки, в соответствии со специальностью, по которой обучается аспирант или соискатель (история...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск