МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РУБЦОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ. ИСТОРИОГРАФИЯ.
Специальность – 030401.65
История
Форма обучения: очно-заочная (вечерняя)
Кафедра общественных дисциплин
Рубцовск – 2011 При разработке УМК учебной дисциплины в основу положены:
1) ГОС ВПО по специальности 030401.65 История утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., № 308гум /сп
2)Учебный план по специальности 030401.65 История утвержденный Ученым Советом РИ (Филиала) АлтГУ «23» мая 2011 г., протокол № 12 УМК одобрен на заседании кафедры общественных дисциплин«27» июня 2011 г. протокол № 6
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный курс «История исторической науки. Историография» призван содействовать осознанию студентами исторического факультета особенностей существования исторической науки. В профессиональной подготовке студентов-историков большое значение имеет изучение истории исторической науки как части общественно-научной мысли и, в целом, духовной жизни общества.
Курс «История исторической науки. Историография» включен в учебный план в соответствии с Государственными требованиями к уровню подготовки дипломированного специалиста с высшим образованием по специальности «История».Настоящая программа учитывает в своем содержании обязательный минимум знаний по предмету.При составлении программы содержание учебного материала подвергалось тщательному отбору, при этом преследовалась цель систематизировать, упорядочить учебный материал.
Целью курса является характеристика особенностей истории исторической науки.
Основные задачи курса:
- показать закономерности и особенности в развитии исторической науки;
- осветить основные проблемы зарубежной и отечественной исторической науки;
-охарактеризовать основные черты, присущие историко-научным сообществам;
-сформировать представление о процессах, происходивших в исторической науке, определить основные линии взаимосвязи внешних и внутренних факторов развития науки;
- дать понятие об основных представителях исторической науки, этапах их жизненного пути, исторических воззрениях и концепциях;
- познакомить с многообразием методологических доктрин и концепций, получивших развитие в историографии;
- обучить студентов принципам историографического анализа, включающим наработки ситуативной историографии;
Поставленные цели и задачи определили структурукурса. Программа курса построена по проблемно-хронологическому принципу. В ней выделены важнейшие аспекты, необходимые для понимания основных теоретических и методических проблем историографии, ее социальных и гносеологических функций, особенностей, закономерностей и этапов в ее развитии, вклада отдельных историков, исторических школ и направлений в разработку принципиальных проблем истории России.
Усвоение предлагаемого для изучения материала может быть достаточно эффективным лишь при сочетании лекционных, семинарских занятий и самостоятельной работы с научной литературой. Также от студентов требуется глубокое знание историографических источников, часть которых, будет изучаться на семинарских занятиях. Успешное обучение студентов по данной учебной дисциплине обеспечивают следующие дисциплины учебного плана: Всеобщая история, Отечественная история, Источниковедение, История философии, Философия, История мировой и отечественной культуры.
Текущий и итоговый контроль знаний и умений студентов по дисциплине осуществляется в целях оценки качества их общеобразовательной подготовки. Текущий контроль осуществляется на лекциях, семинарских и индивидуальных занятиях, в процессе проверки контрольных работ, рефератов и индивидуальных домашних заданий. Итоговый контроль результатов изучения дисциплины осуществляется на экзамене. Оценка «отлично» на экзамене выставляется за знание и понимание основных проблем курса, первоисточников, обязательной и дополнительной литературы. Оценка «хорошо» выставляется за знание и понимание основных проблем курса, первоисточников и обязательной литературы. Оценка «удовлетворительно» выставляется за знание и понимание основных проблем курса. 2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Дидактические единицы
| Наименование
тем
| Максим. учебная нагрузка студента, час
| Количество аудиторных часов при очно-заочной форме обучения
| Самост. работа студ.
| Всего
| Лекции
| Лаборат. работы
| Практ. работа студ.
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| ДЕ I
| ДЕI.Введение в историографию
| 12
| 2
| 2
|
| 0
| 10
| Тема 1. Теоретические, методические и гносеологические проблемы историографии
| 12
| 2
| 2
|
| 0
| 10
| Промежуточный контроль
| собеседование
| ДЕ II
| ДЕ II.Зарубежная историография
| 96
| 26
| 14
|
| 12
| 70
| Тема 1. Историописание от Древности до конца XVIII в.
| 32
| 10
| 6
|
| 4
| 22
| Тема 2. История исторической науки . XIX в.
| 34
| 10
| 6
|
| 4
| 24
| Тема 3. Историческая наука в XX в.
| 30
| 6
| 2
|
| 4
| 24
| Промежуточный контроль
| контрольная работа
| Семестровый контроль
| зачет
| ДЕ III
| ДЕ III. Методы и приемы обучения истории
| 108
| 28
| 14
|
| 14
| 80
| Тема 1. Накопление исторических знаний в России с древнейших времен до конца XVII в.
| 20
| 4
| 2
|
| 2
| 16
| Тема 2. Становление исторической науки в XVIII - начале XIX века
| 20
| 4
| 2
|
| 2
| 16
| Тема 3. Развитие отечественной историографии в XIX – начале XX вв..
| 28
| 12
| 6
|
| 6
| 16
| Тема 4. Дореволюционная Россия в советской исторической науке
| 20
| 4
| 2
|
| 2
| 16
| Тема 5. Современное состояние историографии дореволюционной России..
| 20
| 4
| 2
|
| 2
| 16
| Промежуточный контроль
| контрольная работа
|
| Итоговый контроль
| экзамен
|
| Всего
| 216
| 56
| 30
| 0
| 26
| 160
| 3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1 Содержание ГОС по дисциплине «История исторической науки. Историография» Процесс и основные этапы возникновения и развития исторических знаний, превращения их в науку. Функции исторической науки как составной части духовной культуры общества. Предмет историографии. Становление и эволюция различных направлений и школ в отечественной и зарубежной историографии, их связь с идейно-политическими течениями. Общие проблемы развития цивилизаций и обществ в исторической мысли. Наиболее крупные конкретные исторические и социологические проблемы в историографии различных направлений. 3.2 Содержание учебной дисциплины РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИОГРАФИЮ Тема 1. Теоретические, методические и гносеологические проблемы историографии
Аудиторная работа
Историография как специальная отрасль исторической науки. Полисемантический характер термина «историография». Современные трактовки предмета историографии и ее задач. Историография - специальная отрасль исторической науки, изучающая ее становление и развитие. Становление историографии как отдельной исторической дисциплины. Методологическое единство путей познания истории общества и истории исторической науки. Факторы, влияющие на развитие исторической науки. Общественно-политические, социокультурные и научно-методологические факторы развития историографии. Место историографии в системе исторических знаний, ее теоретическое и прикладное значение
Объект, предмет, задачи и функции историографии. Понятие «историографический факт» в современной исследовательской литературе. Понятие «историографический источник» в современной исследовательской литературе. «Школа» и «направление» в историко-научном исследовании. Социальные имманентные факторы развития науки. Эволюция и революция в науке. Проблема прогресса в науке. Периодизации развития исторической науки и их основные критерии. Принципы и критерии периодизации русской историографии отечественной истории.
Историческое и историографическое исследование: общее и особенное. Специфика историографического познания и исследования. Принципы историографического анализа. Макро- и микро историография. Типология, формы и направления историографических исследований. Особенности методики историографического анализа. Постановка исследовательской проблемы. Критерии определения оптимального объема историографических источников. Использование исторических источников в историографических исследованиях. Приемы анализа воздействия на деятельность научно-исторических учреждений и отдельных историков социально-политической обстановки, окружавшей их, политических, философских и исторических концепций предшественников и современников. Ситуативная историография.
История исторической науки как объект изучения. Историческая наука как часть интеллектуальной, культурной, социальной и политической истории общества. Причины роста интереса к истории исторической науки в современном обществе. Причины возможных трактовок истории исторической науки. Проблема «историк и время». Роль личности историка в развитии исторической науки. Проблема приращения конкретного исторического знания и прогресса в познании истории. Историография национальная и мировая. Понятие «историографическая традиция» и ее роль в развитии исторической науки.
Самостоятельная работа
Историография историографии. Основные этапы формирования историографии в особую отрасль исторических знаний.Истоки историографических представлений в с древнейших времен до начала XIX в. Генезис историко-научных знаний.Появление первых специальных историографических сочинений, подготовка условий для обособления историографии в отдельную научно-историческую дисциплину во второй половине XIX в.
Научно-познавательная и социальная цель историографии как особой отрасли исторической науки. Основные итоги развития историографии отечественной истории. Роль историографии в преодолении кризисных явлений в отечественной исторической науке. Перспективы развития отечественной историографии истории России. РАЗДЕЛ II. ЗАРУБЕЖНАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ.
|