I. Ранние формы верования в Древней Индии





Скачать 213.66 Kb.
НазваниеI. Ранние формы верования в Древней Индии
Дата публикации22.10.2014
Размер213.66 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Введение
На протяжении многих веков Индия привлекает внимание европейских историков, философов, этнографов, оставаясь при этом едва ли не самой загадочной и экзотической страной со сложной и самобытной культурой, в которой соединились различные политеистические и монотеистические религии, сложные этнические и общественные отношения, художественные практики. Может показаться, что культура Индии не заслуживает особенного внимания, потому что в ней общественное неотделимо от духовного, духовное от политического. Однако это должно наоборот дать толчок к глубокому изучению наследия индийской культуры. Все это позволяет говорить о индо-буддийском типе культуре как о самостоятельном явлении, не имеющем прямых аналогов в мировой истории. Наибольший интерес всегда представляла индийская философия в ее широком понимании: ведическая (Веды, Упанишады, Брахманы), буддийская (Типитака, Палийский канон). Сочинения и идеи индийских мыслителей не всегда понятны европейцам, для которых Индия остается одной из самых экзотических стран.

Специфика, природных условий в значительной мере обусловила ряд важнейших особенностей цивилизации Древнего Китая. Климатические условия были более суровыми, чем в Египте, Шумера, Индии, поэтому государство сложилось гораздо позже и на более высоком уровне развития производительных сил. Сыграло свою роль и то, что до середины I тыс- до н.э. Древний Китай развивался почти в отрыве от других цивилизаций.

Китайский этнос создал особый тип культуры, отличающий его от культур других народов. Социальная этика и административная практика здесь всегда играли более значительную роль, чем мистика или поиски индивидуального спасения. Величайшими пророками здесь считались те, кто учил жить достойно, в соответствии с принятой нормой, а не ради спасения на свете.

I. Ранние формы верования в Древней Индии
1.1. Религиозные воззрения в период ранних цивилизаций

В период ранних цивилизаций (около 2,5 тыс. лет до н.э. – 1,5 тыс. лет до н.э.) сложилась Хараппская земледельческая цивилизация (сер. 3 тыс. до Р.Х.) в бассейне реки Инд и Пятиречья (Пенджабе) на северо-западе Индостана – субконтинента Южной Азии, ограниченного рекой Инд на западе, рекой Ганг с притоком Брахмапутрой – на востоке и Гималаями – на севере. С юга к полуострову Индостан примыкает остров Шри-Ланка. По уровню развития протоиндийская цивилизация была сравнима с древнеегипетской. Религиозные представления протоиндусов восходят к неолиту: существовали культы божеств плодородия: Богини-Матери (олицетворяла землю) и ее супруга, «рогатого быка» (олицетворял небо, оплодотоворяющее землю дождем). «Рогатый бог» Хараппы изображался в виде буйвола или человека в головном уборе с рогами, сидящим в «йогической» позе со скрещенными ногами в окружении зверей. В земледельческой цивилизации Хараппы почиталось все, что связано с размножением: в частности, фаллос, практиковались оргиастические эротизированные формы культа с экстатическими плясками, возможно, практиковались человеческие жертвоприношения. Эти протоиндийские представления сохранились в шиваизме: «владыка йоги» Шива наследовал черты бога-буйвола Хараппы, а его супруга – Богини-Матери.
1.2. Ведийский период культуры Индии

В середине 2 тыс. до н.э. в Индостан приходят индоевропейские племена скотоводов-кочевников, которые занимают Пенджаб. Себя пришельцы именовали ариями («благородные»), а туземцев – дасами («рабами») и темнокожими демонами. Арии разрушили остатки хараппской цивилизации и, ведя войны с местными земледельцами и дикарями, стали продвигаться на восток и юг индийского субконтинента. Возникает смешение религиозных систем. Начинается новый этап культуры Индии – Ведийский период (ок. 1500–500 гг. до н.э.).

Веды («священное знание») – священные писания индоариев. Веды первоначально бытовали в устной форме и именовались шрути («услышанное»), а со временем – смрити («записанное»). Веды представлены стихотворными формулами – мантрами, которые заучивались наизусть и декламировались с целью поддержания порядка и уравновешенности Вселенной. К X веку до н.э. складываются Сборники священных текстов: Ригведа (разделена на 10 книг-мандал («циклов») и содержит 1028 гимнов, обращенных к разным богам – Индре, Агни, Варуне, Вишну, Соме и др.); Яджурведа (содержит наставления по правильному совершению жертвоприношений); Самаведа (список мелодий, особые мантры, которые пелись при совершении приношений сомы, особого священного напитка); Атхарававеда (свод домашних обрядов и других аспектов народной культуры); Брахманы (тексты о жертвоприношениях); Араньяки («лесные») (тексты для отшельников).

В Ригведе Вселенная описывается как тело огромного космического существа Пуруши (букв. «человек»). Он был принесен в жертву и из его тела был создан мир, боги и люди. Изо рта Пуруши возникли жрецы-брахманы, из его рук – раджи и кшатрии (властители и воины), из ребер – вайшья (свободные крестьяне, ремесленники и купцы), из ступеней – шудры (рабы и слуги). Эти четыре сословия (религиозно-социальных ранга) называются варнами (кастами).

13 ведийских Упанишад (от глагола – «сидеть около») были созданы с VII по III век до н.э. Вместе с «Араньяками» Упанишады составляют Веданту – «завершение вед». Тайное знание Упанишад сводится – к утверждениям: «все есть Брахман, а Брахман есть Атман», «мой Атман в моем сердце, это – Брахман. В него войду я, уйдя из этого мира». Раскрытию этих формул и посвящены упанишады. Их авторы стремятся передать пережитый ими опыт своего единства с Атманом-Брахманом, к которому они пришли через интуитивное озарение. Упанишады передают этот опыт посредством поучений, парадоксов, образов, рассказов, диалогов.

Авторы Упанишад пришли к выводу, что поскольку все люди суть единый Пуруша-Атман, то никто на самом деле не рождается и не умирает – это все один и тот же Атман-Брахман меняет тела. Большинство людей, не познавшие божественность своей природы, после смерти идут «путем предков» – вновь рождаются на свет. То, какое перерождение ожидает человека, зависит от его прижизненной кармы (деяний).

К VI в. до н.э. формируется йога как особая методика тренировки воли, тела и сознания, имеющая конечной целью достижение нирваны. Йогу нельзя рассматривать в отрыве от индуистской религиозной традиции. Это не оздоровительная практика, а особая методика, имеющая одну цель – освободить Дух, Атман от привязанности к телесному существованию и отделить Его от обычных проявлений психической деятельности, от эмоций и мышления. Йогу называют «искусством смерти».

Оформление учения упанишад о сансаре-мокше и практики йоги пошатнуло духовную монополию брахманов. Знатоками и учителями становились люди, происходившие из сословия кшатриев (воинов), даже женщины.
1.3. Эпический период индийской цивилизации

Расцвет классической индийской цивилизации происходит в Эпический период (400 г. до н.э. – 800 г. н.э.). Создается древнеиндийский эпос – «Махабхарата» («Великое сказание о потомках Бхараты») и «Рамаяна» («Деяния Рамы»). Частью «Махабхараты» является «Бхагавадгита», одна из самых любимых священных книг индусов. Формируется традиция декламации сюжетов этих циклов, воплощения их в храмовой иконографии, театральных постановках. Санскрит становится универсальным языком индийской культуры, на нем создаются разнообразная литература, трактаты по праву, философии, этике, грамматике, астрономии, медицине, ритуалу. С санскритской культурой начинает соперничать тамильская цивилизация на юге Индии. Зарождаются классические философские школы Индии (миманса, санкхья, ньяя, вайшешика и др.).

Буддизм возник в середине 1 тыс. до н.э.. В Индии появился в VI–V вв. до н.э но наибольшего влияния достиг в правлении царя Ашоки (III в. до Р.Х.) из династии Маурьев. Буддизм возникает как проявление религиозного свободомыслия в борьбе с брахманской ортодоксией и внешней ритуальностью. Буддизм отверг как брахманское учение о святости сословной системы, так и авторитет священных Вед, утверждая, что любой человек может стать святым-архатом или буддой.

Основатель буддизма – наследный принц Сиддхартха Гаутама (563–483 до н.э.) из царского рода Шакьев (Гаутама – фамильное имя, Сиддхартха – «полностью достигший цели»), которые правили небольшим государством в пригорьях Гималаев на границе Непала и Индии. Существует 5 биографий Гаутамы. Все они говорят, что в 29 лет он покинул дворец, молодую жену и сына. При его рождении было предсказано, что он может стать либо великим царем, либо же, если встретится со страданием, проповедником. Красивейшее предание рассказывает о том, что его отец, окружив сына роскошью, устранял из его жизни все, что могло опечалить юного принца. Принц не подозревал, что в жизни есть страдание, нужда, старость, болезнь и смерть. Он, не покидая своих прекрасных дворцов и садов, женился на любимой женщине, у него родился сын. Но отцу не удалось сберечь принца Сиддхартху от встречи со страданием: принц увидел дряхлого старика, больного проказой, похоронную процессию и узнал, что старость, болезнь и смерть — удел всех людей. После встречи с нищим монахом молодой принц покидает дворец и семью и становится аскетом-отшельником. Но и годы аскетизма не принесли удовлетворения Гаутаме. Он пришел к убеждению, что его прежняя жизнь, полная удовольствий, и нынешняя жизнь с добровольными ограничениями и страданиями есть лишь крайности, далекие от правильного «серединного» пути. Гаутама сел в позе созерцания под баньяновое дерево (разновидность смоковницы) – священное в Индии дерево, Древо Пробуждения (бодхи), – и ему открываются 4 Благородные Истины: 1) О страдании; 2) Причина страдания – желания; 3) Прекращение желаний ведет к прекращению страданий; 4) Путь, ведущий к прекращению страданий – «восьмеричный»: правильное понимание, правильная мысль, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильное намерение, правильное усилие, правильное сосредоточение.

Конечная цель пути – нирвана (санскр. – угасание, прекращение), после которой человек разрывает цепь перевоплощений и уже не рождается вновь.

Гаутама вошел в состояние транса Океанического Отражения, его сердце уподобилось безграничной поверхности мирового океана в состоянии полного штиля. В этот момент принц Гаутама исчез, и в мире появился Будда (принцу – 35 лет) – Пробужденный, Просветленный.

«Три драгоценности» буддизма: Будда, Дхарма – его учение, Сангха – община его последователей, монашеская община.

Джайнизм возник в середине 1 тыс. до Р.Х. Основатель – 30 летний принц Вардхамана, который, пребывая в самосозерцании достиг киваладжняны («всеведения») и стал называться Махавирой («великим героем») Джиной («победителем» сансары). Отсюда самоназвание джайнизма – джайна дхарма, т.е. «учение победителей». Для достижения мокши нужно обрести «три сокровища»:

– «правильное мировоззрение»,

– «правильное познание»,

– «правильное поведение».

В 800–1750 гг. – доминанта индуизма. Индуизм – термин европейского религиоведения, введенный в XIX в. Сами индуисты называют свою религию хинду дхарма или санатана дхарма, что в переводе – «закон индусов», «вечное учение», «вечный закон».

В числе основных положений индуизма есть учение о множестве перевоплощений, через которые проходит душа каждого человека. Все злые и добрые поступки имеют хорошие и плохие следствия, которые далеко не всегда проявляются сразу, уже в этой жизни. Это и называется кармой. Карма есть у каждого живого существа. Цель перевоплощений - мокша, спасение души, избавление её от мучительных перерождений. Но следуя неукоснительно добродетели, человек может приблизить мокшу.

К V в. брахманы попытались систематизировать мифологию, возродить старые традиции, так возникла знаменитая тримурти, триада верховных богов индуизма: Брахма (создатель), Вишну(хранитель), Шива (разрушитель мира).
II. Ранние формы верования в Древнем Китае
Классическая китайская культура – сплав конфуцианства, даосизма и буддизма.
2.1. Возникновение Конфуцианства

Конфуцианство – социально-этическое учение о благородном муже и нормах социального поведения. Создателем духовного облика китайца был Кун Фуцзы (551–479 г. до н.э.), в латинской транскрипции – Конфуций. Для Китая это время было беспокойным: родовое патриархальное общество разрушалось, и на смену ему приходила власть, опирающаяся на бюрократический аппарат. Крушение устоев старины порождало ощущение хаоса. Конфуций идеализирует древние традиции, призывает следовать гуманности и мудрости благородных мужей прошлого. Учение Конфуция дошло в виде собрания его размышлений в книге «Лунь юй» («Беседы и суждения»). В целом, к каноническим сборникам конфуцианства относятся Пять трактатов (включая знаменитые «Книгу песен» (Ши цзин) и «Книгу перемен» (И цзин) и Четверокнижие, в которое входят «Беседы и суждения» (Лунь Юй).

Предмет его учения – управление государством. Это искусство Конфуций считал равным искусству справедливости. Он ввел три категории долга: по отношению к родственникам, к общине, к государству. Основными нравственными принципами Конфуций считал «золотую середину», «человеколюбие», «взаимность».

Идеал, созданный конфуцианской традицией, – благородный муж (цзюнь-цзы), обладающий 5 добродетелями: гуманность (жэнь), благопристойность (ли) – осведомленность в обрядовых, этикетных отношениях, ритуалах, справедливость (ли) – способность подчинить свои субъективные потребности требованиям долга и общественным задачам, мудрость (чжи), верность (син) – преданность своей стране, государю, начальнику, отцу, убеждениям и данному слову.

Жизнь благородного человека проявляется в пяти видах отношений: 1) отца и сына; 2) правителя и подданного; 3) старшего и младшего брата; 4) мужчины и женщины; 5) друга с другом.

В семье должно быть абсолютное послушание старшим, как и в государстве – начальству и властям. Учение Конфуция о «сыновней почтительности» легло в основу обновленного традиционного культа предков, до сегодняшнего дня остающегося важнейшим компонентом китайской цивилизации.

Большое значение в конфуцианстве придается ритуалам, нормам поведения, чем выше чиновник – тем тщательнее он должен им следовать. Всякий, желающий занять положение в обществе, должен был подчинить им всю свою жизнь.

В конфуцианстве отсутствовали профессиональные священнослужители, жертвоприношения совершались главами семей, государственными чиновниками и императором. Наряду с культом Неба особенно почитается государство, возглавляемое императором – цивилизованный Китай, который есть Поднебесная, – противостоящая «варварам». Почитание государства выражено в социально-этических установлениях и административно-политической системе – регуляторе экономических процессов.

Конфуций призывал не стремится к личному благополучию: «Питаться грубой пищей, спать подложив под голову локоть – радость в этом! А богатство и знатность, добытые бесчестным путем, – для меня это словно парящие облака»; находить удовлетворение в самом процессе познания действительности: «Учиться и постоянно повторять изученное – разве это не радостно?».

2.2. Даосизм как религиозно-философская основа китайской культуры.

Первым даосским мыслителем (и основателем даосизма) традиционно считается Лао-цзы (Ли Эр, Лао Дань), живший, по преданию, на рубеже VI–V вв. до н.э. Он оставил у начальника пограничной заставы Инь Си (Гуань Инь-цзы) изложение своего учения под названием «Дао-Дэцзин» («Какон Пути и Благодати»), прежде чем ушел навсегда из Китая на Запад. Однако Лао-цзы уже в древности казался фигурой полумифической, а его имя («Престарелый Мудрец», «Престарелый Младенец») открыло широкие возможности для мифотворчества. В «Дао-Дэ цзине» речь идет о Дао (букв. «путь») – единое первоначало всего сущего, вечная реальность, непреходящий закон мироздания, единая субстанция и одновременно абсолютная мировая закономерность. Весь мир – проявление, развертывание Дао; каждая вещь, доходя до предела своего созревания, вновь возвращается в глубину первопринципа Дао. Смысл человеческой жизни состоит в познании Дао, следовании ему и слиянии с ним. Однако человек может сходить с этого пути познания Дао, отступать от него, нарушая первозданную простоту естественности, как своего бытия, так и вселенной. Проявляется это и в приверженности к многознанию, и в создании социальных институтов. Поэтому «Дао-Дэцзин» призывает вернуться к изначальной природе, к упрощению и естественности. Никто не должен вмешиваться в изначальный порядок вещей, необходимо, чтобы все текло само собой. Этот принцип выражен в понятии «недеяния» (у вэй). Мир сам по себе не является нашим, и поэтому мы не вправе изменять его порядок. Он наш только в том смысле, что мы в нем живем и его понимаем. Недеяние – это отказ от действий в мире по собственному усмотрению, отказ от «улучшения» мира, это следование естественному течению жизни.

Самым совершенным образом жизни даосы считают отшельничество. Цель даосов-отшельников – достижение бессмертия. Для традиционной китайской культуры не была характерна вера в бессмертие души. Реальной признавалась только единая психофизическая целостность живого существа. Сам дух понимался вполне натуралистически: как утонченная материально-энергетическая субстанция (ци); после смерти тела она рассеивалась в природе. К тому же даосизм унаследовал от шаманизма учение о множественности душ – животных (по) и мыслящих (хунь). Тело выступало единственной нитью, связующей их воедино. Смерть тела приводила к разъединению и гибели душ. Поэтому огромное значение придавалось средствам продления физической жизни, а долголетие (шоу) стало одной из важнейших ценностей китайской культуры. Появилась вера в возможность обретения бессмертия через употребление особых снадобий растительного или минерального происхождения. Существовали представления о наличии в океане особых островов, населенных бессмертными. А знаменитый император – объединитель Китая Цинь Шихуан (III в. до Р.Х.) даже посылал туда морскую экспедицию. Однако истинный даосский бессмертный (сянь, шэньсянь) в процессе движения по пути бессмертия трансформировал свое тело, которое, согласно даосскому учению, приобретало сверхъестественные силы и способности: умение летать по воздуху, становиться невидимым, одновременно находиться в нескольких местах и даже «сжимать время». В процессе даосской медитации трансформировалось и сознание – идея единотелесности, единосущности со всем миром переживалась им.

Путь к бессмертию предполагал занятия сложными методами особой психофизической тренировки (психотехники, йоги), совершенствовании духа и тела. Способы получения бессмертия: сложные методы психофизической тренировки, наподобие йоги; занятия медитацией (созерцание Дао и единства мира, единении с миром и Дао самого практикующегося); специфические гимнастические (Дао инь) и дыхательные (син ци) упражнения; сексуальная практика для поддержания энергетического баланса организма и занятия алхимией. Алхимия делилась на внешнюю (достижения долголетия посредством диет, эликсиров бессмертия (золото, киноварь (сульфид ртути) мышьяк, нефрит) и внутренняя, которая была направлена на преобразование человеческой сущности посредством активной регуляции энергетических потоков организма: дыхательная гимнастика (ци гун), медитации, комплексы физических упражнений, зачатие мужчиной в самом себе «бессмертного зародыша». Некоторым даосам были присущи асоциальные формы поведения, пренебрежение служебными обязанностями, экстравагантность во внешнем виде и поступках.
2.3. Проникновение буддизма в Китай

Буддизм стал проникать в Китай на рубеже н. э. Существовали предания о появлении там буддистских проповедников еще в III веке до н.э., однако они не могут считаться достоверными.

Первыми распространителями буддизма были купцы, приходившие в Китай по Великому шёлковому пути из центрально-азиатских государств. Монахи-миссионеры, вначале из Центральной Азии, а позднее – из Индии, появляются в Китае до II-III веков.

Уже к середине II в. с буддизмом знакомится императорский двор, о чём свидетельствуют жертвоприношения Лао-цзы (основателю даосизма) и Будде, совершенные императором Хуань-ди в 165 г. По преданию, первые буддийские сутры были привезены на белой лошади в Лоян, столицу империи Восточная Хань, в царствование императора Мин-ди (58-76 гг.); здесь же позднее появился первый в Китае буддийский монастырь – Байма-сы (Храм Белой лошади).

В конце I в. зарегистрирована деятельность буддистов ещё в одном городе восточноханьской империи – Пэнчэне. В начале II в. была составлена «Сутра 42 статей» – первая попытка изложения на китайском языке основ буддийского учения.

Основоположником буддийской традиции в Китае считается парфянский монах Ань Шигао, прибывший в Лоян в 148 г. С помощью группы китайских помощников Ань Шигао перевёл на китайский язык около 30 буддийских сочинений. Всего в Лояне в конце II в. над переводами буддийских сутр трудились около десяти иностранных монахов. Тогда же в хрониках появляются первые упоминания о массовых религиозных празднествах, устраивавшихся буддийскими монастырями. Однако ещё на протяжении столетия буддизм в Китае не пользовался официальным признанием, несмотря на постоянный приток иностранных миссионеров и растущую популярность.

Император Хань У-ди (156-87 гг. до н. э.) совершает ритуал с двумя статуями Будды, пещеры Мохао, Дуньхуан, VIII век

Кардинальные сдвиги в положении буддизма в Китае произошли в IV в., когда эта религия завоевала благосклонность правящих верхов страны. Успеху буддийской проповеди способствовала обстановка смутного времени и кризиса традиционной китайской идеологии. В государствах Южного Китая буддистский идеал был воспринят в основном как иллюстрация традиционной для китайской мысли идеи «отрешения от мирской суеты», чрезвычайно модной среди аристократов того времени. Особую популярность среди образованных слоёв тогдашнего китайского общества приобрела доктрина праджняпарамиты с её проповедью недуальности нирваны и сансары и внутренним самообнаружением человеком его подлинной природы.

Насколько можно судить по первым переведённым буддийским текстам, первоначально в Китае проповедуется буддизм переходного типа от хинаяны к махаяне, и особое внимание уделяется практике медитации. Позднее в Китае утверждается буддизм в форме махаяны. Первоначально буддизм воспринимался в Китае как одна из форм национальной китайской религии — даосизма. Это привело к возникновению легенды о «просвещении варваров», смысл которой в том, что ушедший на Запад основатель даосизма Лао-цзы якобы стал в Индии учителем Будды и подлинным основателем буддизма. Этой легендой пользовались даосы в своей полемике с буддистами. Подобное восприятие буддизма отразилось и в первых переводах на китайский язык буддийских сутр: в них зачастую индийский термин передавался через то или иное понятие даосской философии, что оказало значительное влияние на трансформацию буддизма в Китае. Например, бодхи (просветление) передавалось термином «дао» - путь (этим же термином передавались понятия «марга» и «патха»), а нирвана – даосским понятием «увэй» - недеяние.

Наибольший вклад в развитие буддизма внёс монах Даоань (312385 гг.), который, помимо комментаторской и миссионерской деятельности, создал образцовый монастырский устав, ввёл культ будды Майтреи, один из самых распространённых в раннесредневековом Китае, а также положил начало обычаю присваивать всем буддийским монахам фамилию Ши (от Шакья — племя, из которого происходил Будда). Ученик Даоаня монах Хуэйюань успешно защищал тезис о неподвластности буддийской сангхи правителю и основал культ будды Амитабхи, ставшего популярнейшим буддийским божеством на Дальнем Востоке.

В Северном Китае, подвергшемся в то время нашествию ряда кочевых племён, буддийская религия немало выиграла от смешения различных этносов, а в буддийские проповеди большое значение приобрела магия, близкая шаманистским верованиям кочевников. На Севере буддизм с самого начала развивался под строгим контролем императорской власти. Виднейшим буддийским проповедником на Севере был индийский монах Кумараджива (начало V в.), заложивший основы классической школы перевода буддийской литературы на китайский язык. Начался период «индианизации» китайского буддизма, старательного усвоения буквы буддийского канона, более строгого размежевания китайских буддистов с традициями китайской мысли. Для V-VI вв. традиция различает в Китае шесть буддийских школ, группировавшихся вокруг индийского учителя и определённого свода текстов.

Ворота храма на горе Цзюхуа а провинции Аньхой.

В 400 г. образовалась даосская школа Линбао, которая переняла из буддизма учение о воздаянии и космогонию, даосские и буддийские школы стали сближаться.

Ученик Кумарадживы Даошэн (ум. в 434) первым выдвинул чрезвычайно влиятельное в дальневосточном буддизме учение о присутствии природы Будды во всех живых существах и о возможности спасения для каждого посредством «внезапного просветления».

К VI в. буддизм стал в Китае господствующим течением и фактически приобрёл статус государственной религии. Этому способствовал император У-ди династии Лян.

Буддийские монастыри превратились в крупных земельных собственников; богатые монастыри давали деньги в рост. Буддизм в Китае не вытеснил традиционные китайские учения – конфуцианство и даосизм, а составил единый комплекс «трёх религий» (сань цзяо), где каждое учение как бы дополняло два других. Считалось, что учение Будды выражает «внутреннюю», «сокровенную» сторону наследия древних китайских мудрецов. Одновременно определилось место буддизма в традиционной обрядности китайцев: в ведении буддистов оказались почти исключительно заупокойные обряды.

Под влиянием буддистов с VI в. приобрёл популярность праздник поминовения усопших в середине 7-го месяца по китайскому календарю, сопровождавшийся молебнами во спасение всех «бесприютных» душ. Другим популярным буддийским праздником стал день рождения Будды, отмечавшийся в 8-й день 4-го месяца. В быт китайцев также прочно вошёл буддийский обряд «освобождения живности» — отпуская на волю рыб и птиц.
3. Роль религии в формировании нравственности в культуре Индии и Китая
3.1. Влияние религиозных воззрений на нравственность индийского общества

История религии в Индии может быть в основных чертах соотнесена с этапами эволюции древнеиндийского общества. В ведийской литературе нашли отражение как древнейшие арийские племенные культы, так и сложившаяся постепенно система мировоззрения, основу которой составляло осмысление ритуала жертвоприношения. Социальный переворот середины I тысячелетия до н. э., связанный с бурным развитием частной собственности, классового общества и крупных территориальных государств, привел к возникновению религии принципиально нового типа — буддизма. В той или иной форме буддизм получил широкое распространение во многих странах Азии, но на своей родине со временем вынужден был уступить место индуизму. Последний можно рассматривать как комплекс разнообразных верований многочисленных народов Индии, центральное место в котором принадлежит общинно-кастовым традициям и освящаемым религией социальным нормам.

Именно в брахманскую эпоху формулируются основные религиозные идеи, ставшие общими для брахманизма, буддизма и индуизма. Душа человека, согласно представлениям брахманов, после смерти тела не погибает, а переселяется в другое тело, происходит перевоплощение души — реинкарнация. Следующее воплощение зависит от поведения человека в теперешней жизни и прежде всего от точности соблюдения им кастовых правил. Исполняя все правила поведения, человек может воплотиться в следующем рождении в более высокой касте.

Учение буддизма изложено в ряде канонических сборников, центральное место среди которых занимает Паллийский канон «Типитака» или «Трипитака» («Три корзины»). Согласно этому канону, достижение конечной цели данной религии (спасения) начинается с соблюдения моральных заповедей. Затем следует сосредоточие, в котором достигается спасительное знание, неразрывно связанное с освобождением. Для этого необходимо обуздание органов чувств, бодрствование духа и постоянный самоконтроль.

Пять начальных требований: не убивай никакого живого существа, не бери тебе не принадлежащего, не говори неправды, не прелюбодействуй, не употребляй опьяняющих напитков – были обязательны как для монахов, так и для принявших буддизм мирян. Для послушника и монаха эти заповеди дополнялись еще пятью: не посещай зрелищ; не используй мазей, благовоний, украшений; не спи на широкой и высокой постели; не имей золота и серебра; не ешь после полудня. Позднее в число моральных требований были включены доброжелательность, скромность, помощь, уважение, преодоления зависти и т.д. В круг добродетелей, улучшающих карму, вошли слушание и проповедь учения Будды, практика медитации, а к числу пороков дополнительно отнесены невежество, жадность, легкомыслие, оскорбление и пр.

Буддизм дал универсальную «теорию спасения» для всех людей, вне зависимости от их социальной или сословной принадлежности, имущественного положения, расы, языка, ступени развития.

Современный буддизм Индии – это обычная религия со всеми ее элементами, и прежде всего с верой в бессмертного Будду и в других личных богов.
3.2. Влияние религии на формирование нравственности в культуре Китая

К числу божеств, имевших распространение и значение в Китае, относились основатели трех религий - Конфуций, Лао-цзы и Будда; причем первое место среди них, бесспорно, принадлежало Конфуцию, храмы в честь, которого были в каждом уездном городе (их в Китае насчитывалось около 1500). Общекитайским поклонением пользовались и некоторые другие мудрецы - древние мудрецы типа Хуанди и Фуси, бодисатвы и будды Амитаба, Майтрейя, Гуань-инь, а также некоторые обожествленные герои, как, например, бог войны Гуань-ди, некогда отважный полководец времен Троецарствия (Ш в.), превратившийся со временем в популярное божество, покровительствовавшее уже не столько военным, сколько торговцам и богатству.

Конфуцианство определило такие важные черты китайской культуры:

– доминанта этической компоненты,

– ритуализм, символичность поведения,

– отсутствие психологизма, не характерна драматизация духовной жизни,

– высокая оценка знаний, образованности, учености, что предопределило господство интеллектуалов в системе административного управления традиционного Китая,

– интерес к культуре повседневности, к традиционному, унаследованному, любовь ко всему старинному.

Трезвый и рационалистически мыслящий китаец никогда не задумывался слишком много над таинствами бытия и проблемами жизни и смерти, зато он всегда видел перед собой эталон высшей добродетели и считал своим священным долгом ему подражать. Если характерная этнопсихологическая особенность индийца - его интровертивность, ведшая в своем крайнем выражении к аскезе, йоге, монашеству строгого стиля, к стремлению индивида раствориться в Абсолюте и тем спасти свою бессмертную душу от сковывающей ее материальной оболочки, то истинный китаец выше всего ценил как раз материальную оболочку, т. е. свою жизнь. Величайшими и общепризнанными пророками здесь считались, прежде всего те, кто учил жить достойно и в соответствии с принятой нормой, жить ради жизни, а не во имя блаженства на том свете или спасения от страданий. При этом этически детерминированный рационализм был доминантой, определявшей нормы социально-семейной жизни китайца.

Специфика религиозной структуры и психологических особенностей мышления, всей духовной ориентации в Китае видна во многом.

В Китае тоже есть высшее божественное начало- Небо. Но китайское Небо - это не Яхве, не Иисус, не Аллах, не Брахман и не Будда. Это высшая верховная всеобщность, абстрактная и холодная, строгая и безразличная к человеку. Ее нельзя любить, с ней нельзя слиться, ей невозможно подражать, как и нет смысла ею восхищаться. Правда, в системе китайской религиозно-философской мысли существовали, кроме Неба, и Будда (представление о нем проникло в Китай вместе с буддизмом из Индии в начале нашей эры), и Дао (Основная категория религиозного и философского даосизма), причем Дао в его даосской трактовке (существовала и иная трактовка, конфуцианская, воспринимавшая Дао в виде Великого Пути Истины и Добродетели) близко к индийскому Брахману. Однако не Будда и не Дао, а именно Небо всегда было центральной категорией верховной всеобщности в Китае.

Заключение
Одной из самых величественных и оригинальных культур, существовавших на нашей планете, является индо-буддийская философия, сформировавшаяся главным образом на территории Индии. Достижениями древних индийцев в самых различных областях - литературе, искусстве, науки, философии вошли в золотой фонд мировой цивилизации, оказали немалое воздействие на дальнейшее развитие культуры не только в самой Индии, но и ряда других стран. Особенно значительным было индийское влияние в Юго-Восточной, Центральной Азии и на дальнем востоке.

Тысячелетняя культурная традиция Индии сложилась в тесной связи с развитием религиозных представлений ее народа.

Если Индия – царство религий, а религиозное мышление индийца насыщено метафизическими спекуляциями, то Китай являет собой цивилизацию иного типа. Социальная этика и административная практика здесь всегда играли значительно большую роль, нежели мистические абстракции и индивидуалистические поиски спасения.

Китайцы создали оригинальную картину мира, где не было места враждебности, несовершенству, дисгармонии. Мир в представлении китайцев - это мир абсолютного торжества противоположностей, где все различия относительны. Каждое явление природы, будь то цветок, животное или водопад, - воплощают в себе мудрость природы и ее богатство. Мир изначально совершенен, поэтому его не надо переделывать, надо самоустраниться, уподобиться природе, чтобы не мешать осуществлению гармонии. Китайская культура призывает к действию в соответствии с космическим ритмом. Творчество принадлежит небу. Эта идея социально-этического политического порядка, санкционированного - великим небом. Эта идея поддерживалась и развивалась в учениях даосизма и конфуцианства, не изменил эту идею и буддизм.

Список литературы:
Бонгард-Левин Т.М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1993

Васильев Л. С. История религий Востока. М., 1998.

Введение в культурологию / Отв. Ред. Е.В. Попов. М., 1995

История мировой культуры (мировых цивилизаций) / Отв. Ред. И. Жиляков Ростов-на-Дону, 2002.

Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н. Марковой. М., 2000.

Лысенко В. Г. Опыт введения в буддизм: Ранняя буддийская философия : учебное пособие / В. Г. Лысенко. М., 1994.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

I. Ранние формы верования в Древней Индии iconУрок Тема урока: "Природа и люди Древней Индии"
Индостан, уметь рассказать о местоположении, природных условиях Древней Индии, основных занятиях жителей, усвоить новые исторические...
I. Ранние формы верования в Древней Индии iconКонспект урока «Культура Древней Индии» фио устинская Елена Викторовна...
Цель: Познакомить учащихся с культурой Древней Индии, дать представление о Буддизме, как мировой религии. Выявить ее влияние на развитие...
I. Ранние формы верования в Древней Индии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Ознакомить учащихся с географическим положением и природой Древней Индии, занятиями населения, религиозными верованиями и культурой...
I. Ранние формы верования в Древней Индии iconУрока: «Открывая Индию»
Найти информацию о художественной культуре Древней Индии, написать реферат или создать презентацию
I. Ранние формы верования в Древней Индии iconРешение заседания кафедры
Древнем Китае и Древней Индии и дошедших до нашего времени буддизма и конфуцианско-даосского комплекса
I. Ранние формы верования в Древней Индии iconИ90 редакция литературы по общим проблемам философии
Рассматриваются философские культуры стран Междуречья, древней и средневековой Индии, Китая, античного мира
I. Ранние формы верования в Древней Индии iconРабочая программа дисциплины Религии Востока
Древней и современной Индии (ведантизм, брахманизм, индуизм), индийским, китайским, японским и тибетским буддизмом, синтоизмом
I. Ранние формы верования в Древней Индии iconПлан практических (семинарских) занятий для специальности «Стоматология» №
Философия Древней Индии: общая характеристика философских школ (йога, джайнизм, буддизм, чарвака-локаята)
I. Ранние формы верования в Древней Индии iconСеминар №2 Ранние формы религии
Городская научно-практическая конференция молодых исследователей «шаг в будущее 2010»
I. Ранние формы верования в Древней Индии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Индии; основные черты отраслевой структуры и географию; сельское хозяйство Индии: природные условия, земледельческие зоны; географический...
I. Ранние формы верования в Древней Индии iconРабочая программа по дисциплине «История мировых религий» для направления...
Древнем Китае и Древней Индии и дошедших до нашего времени буддизма и конфуцианско-даосского комплекса
I. Ранние формы верования в Древней Индии iconРабочая программа по дисциплине «История мировых религий» для направления...
Древнем Китае и Древней Индии и дошедших до нашего времени буддизма и конфуцианско-даосского комплекса
I. Ранние формы верования в Древней Индии iconСписок литературы для чтения в 5 классе
Мифы древних славян, Мифы древней Индии. Скандинавские мифы. Мифы североамериканских индейцев
I. Ранние формы верования в Древней Индии iconТема урока «Природа и люди Древней Индии» Тип урока
Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,...
I. Ранние формы верования в Древней Индии iconПроекта
В проекте на основе исторических источников, литературы, иллюстративного материала учащиеся 5 класса знакомятся с природой, занятиями,...
I. Ранние формы верования в Древней Индии iconУрок Тема: «Календари и праздники»
Цель: Познакомить учащихся с культурой Древней Индии, дать представление о Буддизме, как мировой религии. Выявить ее влияние на развитие...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск