Скачать 128.73 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Рабочая программа по дисциплине «История мировых религий» для направления подготовки 031300 Журналистика (квалификация (степень «бакалавр») Составитель: А.М. Черныш Кандидат философских наук, доцент Москва 2013 Основные цели и задачи модуля Цель настоящего модуля состоит в том, чтобы кратко ознакомить студентов с историей развития, основными догматами традиционных мировых религий – буддизма, конфуцианско-даосского комплекса, христианства, ислама, а также деятельностью современных религиозных культов; донести до них важность роли религии в жизни современного общества, а также добиться от них умения применять полученные знания в педагогической деятельности и повседневной практике. Эти цели достигаются путём решения в рамках модуля следующих задач: 1. анализ современных представлений о природе религиозных верований, месте религии в человеческом мировоззрении, взаимоотношениях религии и науки, религии и мифологии; 2. реконструкция и анализ природы основных первобытных верований – тотемизма, фетишизма, анимизма, динамизма, и магии; элементов этих верований в современном массовом сознании и повседневной практике; 3. реконструкция и анализ пантеона и основных мифологических сюжетов различных цивилизаций древности – Древнего Египта, Древней Греции и Рима; 4. рассмотрение религиозных комплексов в Древнем Китае и Древней Индии и дошедших до нашего времени буддизма и конфуцианско-даосского комплекса; 5. анализ истории формирования и основных догматов традиционных мировых религий - христианства, иудаизма, ислама; их роли в развитии культур европейских стран и культур арабо-мусульманского мира; 6. рассмотрение состояния веры и деятельности религиозных организаций в современном мире; 7. анализ межконфессиональных контактов и конфликтов в прошлом и настоящем; 8. анализ соотношения религиозного познания и познания художественно, эстетического , а также научного; соотношению мировых религий и современных деструктивных культов, сект; 9. рассмотрение религиозно-конфессиональных сообщества и межрелигиозных отношений в России в прошлом и в настоящем. 10. выработка у студентов умения использовать полученные в ходе курса знания в своей будущей профессиональной деятельности гуманитарного характера; развитие у них способностей анализировать и излагать материал данной дисциплины с объективно-теоретических, социокультурных и личностных позиций. Требования к уровню освоения модуля: в результате освоения лекционного материала, практических и семинарских занятий, а также удовлетворительных оценок промежуточного (выполнение контрольных заданий, практических заданий, выступлений на семинарах) и итогового (зачет) контроля студенты обязаны знать важнейшие понятия, тематику курса, теоретические основы данной дисциплины, содержание догматики традиционных мировых религий. Уметь различать культурные признаки, свойства поведения, духовные ценности, которые характерны для адептов традиционных мировых религий, а также распознавать представителей современных деструктивных культов. Владеть представлениями о религии как особой области человеческого сознания, терминологией для описания догматов традиционных мировых религий и современных деструктивных культов; навыками ведения толерантного диалога с представителями различных конфессий. Принципы отбора содержания и организации учебного материала. Отбор материала основан на принципах, во-первых, системности и целостности религиоведческого знания, во-вторых, необходимости и достаточности этих знаний для специалистов гуманитарного профиля (педагогов, работников культурных учреждений, журналистов и др.), в-третьих, актуальности ряда религиоведческих проблем в современном мире в условиях глобальных взаимодействий сторонников разных конфессиональных сообществ. Системообразующим при этом выступает принцип пригодности теоретических знаний для специалиста гуманитарного профиля. Сравнивая догматику и нравственные нормы различных религий, студенты параллельно осознают значимость религиозного фактора в современном обществе и знакомятся с практикой современного межконфессионального диалога и сотрудничества. Все указанное позволяет нацелить учебный материал на осознанное отношение к религиозным верованиям разных народов и цивилизаций, с одной стороны, с другой – практическое использование этого знания в профессиональной практике, в социальных отношениях и в своей жизни. Дисциплина изучается на лекционных и практических занятиях, в процессе посещения музеев или исторических комплексов, а также в ходе самостоятельной работы студентов. Программа включает тематику лекций, планы практических занятий, темы рефератов, тестовые задания, вопросы к зачету, список рекомендуемой литературы. Объем в ЗЕ: 1 кредита Время изучения: курс 1 семестр 1 Взаимосвязь с другими модулями: Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: мировая история; отечественная история. Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: История мировых культур и цивилизаций (2 модуль), Российская культура и искусство Групповая принадлежность ОМ: общекультурный ОМ Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий ОМ Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех): К.1.Знание исторических вех мировых религий, важнейших социально-организационных, институциональных, духовных характеристик, взаимосвязей и конфликтов религиозных сообществ в синхронном и диахронном аспектах. К.2. Понимание специфики и роли ведущих мировых религий (авраамических, неавраамических) в социально-политической, экономической, семейной, художественно-эстетической сферах деятельности современного человека. К.3. Понимание ценностно-мировоззренческих доминант, определяющих специфику, основные характеристики ведущих мировых религий, их понимание картины мира, человека, его души, его земного и посмертного существования, моральных принципов и др. Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач: Понимание специфики своей профессии в контексте современного мирового развития. Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): Содержание модуля преимущественно распределено между лекционной и практической частями по принципу дополнения, когда практические занятия не дублируют лекции. Аудиторная работа предполагает следующее сочетание: - традиционные формы обучения (лекции, семинары, доклады и т.д.); - активные методы обучения (проблемные лекции, дискуссии, круглый стол, посещение религиозного храма или монастырского комплекса); - формы обучения с использованием технических средств / информационных технологий (мультимедийные лекции, видеоматериалы, презентации); - самостоятельная работа студентов, включающая самостоятельное освоение теоретического материала, выполнение домашних заданий, подготовку к семинарским занятиям, текущему / рубежному и итоговому формам контроля и т.п. Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): 1 уровень сложности: устный и письменный опрос, тестовые задания (с однозначными и многозначными видами ответа, с установлением последовательности). 2 уровень сложности: конспектирование, аннотирование, реферирование, тезирование. 3 уровень сложности: историко-культурный анализ, доклад, презентация, эссе, обучающие упражнения (имитация поведения в познавательно-игровых ситуациях, имитирующих реальные ситуации межконфессионального взаимодействия). Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 70/30 % - мировоззренческий кластер Технологическая карта образовательного модуля
Объем модуля и виды учебной работы зочная форма обучения набор 2012
Содержание модуля
1 Студент делает 1 реферат в семестр. Тема выбирается студентом среди представленных в данном ОМ и согласовывается с преподавателем. |
Программа дисциплины «история рекламы» для направления 031300. 62 «Журналистика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031300. 62 «Журналистика»... | Программа дисциплины Физическая культура для направления 031300.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ для... | ||
Рабочая программа психология (включая основы социальной психологии)... Рабочая программа составлена на основании фгос впо направления 031300 «Журналистика» | Рабочая программа для студентов 031300. 62 направления «Журналистика» «Журналистика» профили подготовки «Телевизионная журналистика», «Печать» очной формы обучения | ||
Рабочая программа по дисциплине «История мировых религий» для направления... Древнем Китае и Древней Индии и дошедших до нашего времени буддизма и конфуцианско-даосского комплекса | Рабочая программа социология направление подготовки 031300 «Журналистика» Рабочая программа составлена на основании фгос впо направления 031300 «Журналистика» | ||
Правительство Российской Федерации Национальный исследовательский... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031300.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031300.... | ||
И. Б. Муравьев история мировых религий Муравьев И. Б. История мировых религий: Учебно-методический комплекс для студентов 2 курса очной и заочной формы обучения специальности... | Программа курса по выбору гсэ «История мировых религий» соответствует... Курс «История мировых религий» является одной из общепрофессиональных дисциплин | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031300.... | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Кислова Л. С. Современная российская литература. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 031300.... | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Кислова Л. С. Современная российская литература. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 031300.... | Программа дисциплины Экономика для направления fillin \* mergeformat... Программа дисциплины Экономика для направления fillin \* mergeformat 031300. 62 «Журналистика» подготовки бакалавра | ||
Программа дисциплины Теория и практика русского литературного языка:... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 031300. 62 «Журналистика». Профиль подготовки «Печать»,... |