Скачать 0.65 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА» ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ имени И.С. Ярыгина Кафедра медико-биологических основ и безопасности жизнедеятельности «УТВЕРЖДАЮ» и. о. заведующего кафедрой ТиММБОиБЖ _______________________ Т.В. Колпакова (протокол заседания кафедры от __________. №___) Приложение 16 Учебно-методический комплекс дисциплины Название дисциплины: Общая характеристика и основы физиотерапии Для специальности: 032102 – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура). Квалификация – специалист по адаптивной физической культуре Объем дисциплины и виды учебной работы
Содержание комплекса
деятельности
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основным требованием к студентам по специальности 032102 - «Адаптивная физическая культура» специализация «Физическая реабилитация», является оказание высококвалифицированной помощи больным на основе теоретических знаний, практических навыков и мастерства, с учетом профиля учреждения, в котором работает специалист по АФК. Цель курса « Общая характеристика и основы физиотерапии» - овладение теорией и практикой, совершенствование знаний и умений по общим закономерностям развития патологических процессов, определяющих возникновение и течение заболеваний, а также отдельных (основных) синдромов и симптомов, освоение методик с помощью физических факторами; изучение вопросов организации физиотерапевтической службы, техники безопасности при организации физиотерапевтических процедур; овладение практическими навыками работы на физиотерапевтических аппаратах, овладение принципами выбора физических факторов для профилактики и реабилитации больных с разными формами патологии. Задачей дисциплины является выработать у студентов активное стремление к знакомству с новыми методами и способами внедряемых в практику специалистов по адаптивной физической культуре, обеспечить наиболее полный охват информационно-практического материала по основным разделам физиотерапии, донести до слушателей наиболее актуальные вопросы практической реабилитационной физиотерапии. Необходимо учитывать при обучении студентов следующие направления: адаптация образовательных программ и квалификаций к общеевропейским требованиям и требованиям государственного стандарта, соблюдение принципов стандартизации как в освоении умений и навыков, так и в оценке знаний, создание модели обучения на основе научной организации учебного процесса. Психолого-педагогическая целью является воспитание у студентам уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями, чувство ответственности при выполнении своей работы, выработать стремление к освоению новых методов и методик по специальности «Адаптивная физическая культура» Результаты обучения: В результате выполнения программы по дисциплине «Общая характеристика и основы физиотерапии» студенты ИФКСиЗдолжны знать: -цели, задачи, виды физиотерапии -этапы, средства физиотерапии -общие правила проведения реабилитации -частные вопросы реабилитации наиболее распространенных и социально-значимых заболеваний -общие медико-социальные принципы реабилитации инвалидов -общие принципы реабилитации детей, детей-инвалидов -принципы действия физических, психических и социальных факторов на функции различных органов и систем человека в норме; -общие принципы фармакодинамики и фармакокинетики основных лекарственных средств -систему организации реабилитационной службы -требования к ведению учетно-отчетной документации В результате выполнения программы по дисциплине «Общая характеристика и основы физиотерапии» студент ИФКСиЗ должен уметь:
-привлекать, при необходимости, других специалистов для максимально полного восстановления тех или иных функций организма больного человека;
В процессе практических занятий контроль знаний осуществляется путем: -устного опроса -решения клинических (ситуационных задач) -тестированного контроля В конце цикла студенты сдают зачет по предмету в виде письменного тестированного контроля и решения ситуационных задач. Отбор учебного материала для реализации дисциплины основывается на ведущих педагогических принципах: - научности, предполагающей использование современных и классических научных знаний; -системности, предусматривающей логичность, взаимосвязь, причинно-следственные связи излагаемого материала, которые отображают поступательный процесс познания; -доступности, обеспечивающейся качеством преподавания дисциплины и ее учебно-методическом обеспечении; -опора на знания, полученные ранее; -модульности – укрупнение дидактических единиц. Структурно-логическая схема дисциплины
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:
Модуль 1 Теоретические основы физиотерапии и курортной терапии Организация, назначение и структура физиотерапевтической службы. Понятие о физиотерапии. Цели, предмет и задачи физиотерапии. Этапы развития физиотерапии.. Современный этап развития физиотерапевтической службы. Современное понятие социальной и медицинской реабилитации. Организация службы медицинской реабилитации, структура учреждений (центры, больницы, отделения). Отделение восстановительного лечения (организация, объем, направление деятельности). Роль физических методов в восстановительном лечении больных разных клинических профилей. Преемственность в проведении реабилитации. Основные структуры физиотерапевтического подразделения. Организация физиотерапевтического отделения (кабинета) Электросветолечебное отделение (кабинет). Санитарно-гигиенические нормы для помещений. Водотеплолечебное отделение. Особенности организации водотеплолечебного отделения поликлиники, стационара, санатория. Оборудование помещений для душей и установка душей. Оборудование помещения и установка ванны для подводного душа-массажа. Оборудование помещений для лечебного плавательного бассейна. Оборудование помещений для сауны. Оборудование отдельного помещения для электрогрязелечения. Организация парафино-озокеритолечения. Оборудование помещения для парафино-озокеритолечения: кухня для подогрева, столы для подогревателя и разлива в кюветы, ванночки. Аппаратура, техника безопасности при организации физиотерапевтического отделения (кабинета) и при проведении процедур. Физиотерапевтическая аппаратура. Основные виды и типы физиотерапевтической аппаратуры. Техника безопасности при организации электросветолечебного отделения. Электробезопасность физиотерапевтической аппаратуры. Защита от прикосновения к частям, находящимся под напряжением. Защитное заземление. Классы защиты. Защита от воздействия электромагнитных полей. Борьба с радиопомехами. Электрооборудование кабин. Техника безопасности при проведении электролечебных процедур. Средства защиты пациента и медицинского персонала. Меры защиты при проведении процедур. Первая медицинская помощь при электротравмах, ожогах и других неотложных состоянияхТехника безопасности при проведении водотеплолечебных процедур. Техника безопасности при проведении процедур грязелечения, электрогрязелечения. Техника безопасности при проведении процедур парафино-озокеритолечения. Современные представления о механизме действия физических факторов Теоретические основы механизма действия физических факторов. Поглощение энергии физических факторов организмом. Первичные (физико-химические) основы действия физических факторов. Рефлекторный механизм действия физических факторов. Непосредственное действие физических факторов на органы и ткани. Основные пути и особенности действия физических факторов на важнейшие функциональные системы организма. Действие физических факторов на патологические и системные реакции организма (реактивность, аллергия, воспаление, боль, трофика и др.). Значение исходного функционального состояния, характера патологического процесса и условий воздействия в действии физических факторов. Специфическое и неспецифическое действие физических лечебных факторов. Общетеоретические основы лечебного использования физических факторов Общие принципы лечебного использования физических факторов. Особенности физиотерапии в различные возрастные периоды. Научные основы комплексного использования лечебных физических факторов. Вопросы совместимости, несовместимости и последовательности назначения физиобальнеопроцедур. Теоретические основы медицинской реабилитации. Теоретические основы физиотерапии при наследственных заболеваниях. Первичная и вторичная физиопрофилактика и закаливание организма. Организация и формы первичной и вторичной физиопрофилактики. Основные задачи первичной и вторичной физиопрофилактики. Учреждения профилактического типа. Физиопрофилактика заболеваний, послеоперационных и посттравматических осложнений, профболезней. Физиопрофилактика заболеваний детей и подростков. Физиопрофилактика беременных (токсикоз, лактационный мастит, трещины сосков, послеродовые осложнения). Профилактические эффекты в действии физических факторов. Выносливость и работоспособность организма под воздействием физических факторов. Тренировка к действию низких температур, температурных и метеорологических контрастов. Повышение сопротивляемости к профессиональным раздражителям. Основные методы и средства профилактики. Модуль 2 РАЗДЕЛ ДИСЦИПЛИНЫ 5. ЭЛЕКТРОЛЕЧЕНИЕ Основные физические факторы Постоянный непрерывный ток Гальванизация. Физическая характеристика фактора. Механизм терапевтического действия. Показания и противопоказания к назначению. Принципы дозирования. Аппаратура. Техника проведения процедур. Техника безопасности при проведении процедур. Лечебные методики. Совместимость с другими методами физиотерапии. Оформление назначений. Лекарственный электрофорез. Физиологические основы электроимпульсной терапии. Электросон. Электродиагностика. Электростимуляция. УВЧ-терапия. Физическая характеристика фактора. Механизм терапевтического действия. Показания и противопоказания к назначению. Принципы дозирования. Аппаратура. Техника проведения процедур. Техника безопасности при проведении процедур. Лечебные методики. Совместимость с другими методами физиотерапии. Оформление назначений. Магнитотерапия. Физическая характеристика фактора. Механизм терапевтического действия. Показания и противопоказания к назначению. Принципы дозирования. Аппаратура. Техника проведения процедур. Техника безопасности при проведении процедур. Лечебные методики. Совместимость с другими методами физиотерапии. Оформление назначений. Аэроионотерапия Физическая характеристика фактора. Механизм терапевтического действия. Показания и противопоказания к назначению. Принципы дозирования. Аппаратура. Техника проведения процедур. Техника безопасности при проведении процедур. Лечебные методики. Совместимость с другими методами физиотерапии. Оформление назначений. Новые направления в электролечении. СВЕТОЛЕЧЕНИЕ Лечебно-профилактическое применение светолечебных воздействий, лазеротерапии Инфракрасное (ИК) и видимое излучение. Физическая характеристика фактора. Механизм терапевтического воздействия. Показания и противопоказания к назначению физиотерапии. Принципы дозирования. Аппаратура. Техника проведения процедур. Техника безопасности при проведении процедур. Лечебные методики. Совместимость с другими методами физиотерапии. Ультрафиолетовое излучение (УФ). Физическая характеристика фактора. Механизм терапевтического действия. Показания и противопоказания к назначению. Принципы дозирования. Аппаратура. Техника проведения процедур. Техника безопасности при проведении процедур. Лечебные методики. Совместимость с другими методами физиотерапии. КУФ- и ДУФ-излучения. Физическая характеристика фактора. Механизм терапевтического действия. Показания и противопоказания к назначению. Принципы дозирования. Аппаратура. Техника проведения процедур. Техника безопасности при проведении процедур. Лечебные методики. Совместимость с другими методами физиотерапии. Лазеротерапия. Физическая характеристика фактора. Механизм терапевтического действия. Показания и противопоказания к назначению. Принципы дозирования. Аппаратура. Техника проведения процедур. Техника безопасности при проведении процедур. Лечебные методики. Совместимость с другими методами физиотерапии. Оформление назначений. Комбинированные методы светолечения. Лечение механическими воздействиями Вибротерапия Вибротерапия как лечебный метод механического воздействия. Механизм терапевтического воздействия. Показания и противопоказания к назначению физиотерапии. Принципы дозирования. Аппаратура. Техника проведения процедур. Техника безопасности при проведении процедур. Лечебные методики. Совместимость с другими методами физиотерапии. Оформление назначений. Ультразвуковая терапия Ультразвук как лечебный метод. Механизм терапевтического воздействия. Показания и противопоказания к назначению физиотерапии. Принципы дозирования. Аппаратура. Техника проведения процедур. Техника безопасности при проведении процедур. Лечебные методики. Совместимость с другими методами физиотерапии. Оформление назначений. . АЭРОЗОЛЬТЕРАПИЯ, СПЕЛЕОТЕРАПИЯ, ГАЛОТЕРАПИЯ, ОЗОНОТЕРАПИЯ Аэрозольтерапия Лечебное и профилактическое применение аэрозольтерапии. Физическая характеристика фактора. Механизм терапевтического воздействия. Показания и противопоказания к назначению. Виды ингаляций. Аппаратура - пневматическая, ультразвуковая, паровая. Техника проведения процедур, особенности видов ингаляции. Техника безопасности при проведении процедур. Рецептура лекарственных аэрозолей. Совместимость с другими методами физиотерапии. Оформление назначений. Спелеотерапия, галотерапия Физическая характеристика фактора. Механизм терапевтического воздействия. Показания и противопоказания к назначению. Техника проведения процедур. Техника безопасности при проведении процедур. Рецептура лекарственных аэрозолей. Совместимость с другими методами физиотерапии. Оформление назначений. Озонотерапия Лечебное и профилактическое применение озона. Физическая характеристика фактора. Механизм терапевтического воздействия. Показания и противопоказания к назначению. Техника проведения процедур. Техника безопасности при проведении процедур. Рецептура лекарственных аэрозолей. Совместимость с другими методами физиотерапии. Оформление назначений. ВОДОЛЕЧЕНИЕ Гидротерапия Общие основы водолечения. Значение температурного, механического, химического факторов. Анатомические и физиологические особенности кожи, определяющие действие водолечебных процедур. Физическая и химическая терморегуляция. Влияние на функциональное состояние основных систем организма. Показания и противопоказания. Принципы дозирования. Виды водолечебных процедур. Ванны: пресные, ароматические, лекарственные, вихревые, пенистые, вибрационные и др. Души. Бассейные и каскадные купания. Орошения: кишечные, вагинальные, ректальные, орошения рта. Бани. Приборы и устройства для проведения водолечебных процедур. Техника проведения процедур. Совместимость с другими методами физиотерапии. Оформление назначений. Бальнеотерапия Минеральные воды, лечебное применение. Классификация минеральных вод. Общие принципы лечения минеральными водами. Наружное и внутреннее применение. Способы искусственного приготовления минеральных вод. Хлоридные, натриевые, бишофитные и бромйодные ванны. Особенности лечебного действия. Механизм терапевтического действия. Показания и противопоказания. Принципы дозирования. Оформление назначений. Газовые ванны (кислородные, углекислые, жемчужные, азотные). Ароматические ванны. Радоновые ванны. «Суховоздушные» радоновые ванны. «Суховоздушные» углекислые ванны. Внутреннее применение минеральных вод. ЛЕЧЕНИЕ ТЕПЛОМ И ХОЛОДОМ. ГРЯЗЕЛЕЧЕНИЕ Лечение теплом Парафинолечение. Физические свойства. Механизм терапевтического действия. Показания и противопоказания. Принципы дозирования. Аппаратура. Техника проведения процедур. Техника безопасности при проведении процедур. Лечебные методики. Совместимость с другими методами физиотерапии. Оформление назначений. Озокеритолечение. Физические свойства. Механизм терапевтического действия. Показания и противопоказания. Принципы дозирования. Аппаратура. Техника проведения процедур. Техника безопасности при проведении процедур. Лечебные методики. Совместимость с другими методами физиотерапии. Оформление назначений. Глинолечение. Физические свойства. Механизм терапевтического действия. Показания и противопоказания. Принципы дозирования. Аппаратура. Техника проведения процедур. Техника безопасности при проведении процедур. Лечебные методики. Совместимость с другими методами физиотерапии. Оформление назначений. Лечение песком. Физические свойства. Механизм терапевтического действия. Показания и противопоказания. Принципы дозирования. Аппаратура. Техника проведения процедур. Техника безопасности при проведении процедур. Лечебные методики. Совместимость с другими методами физиотерапии. Оформление назначений. Лечение холодом (криотерапия) Локальная гипотермия (криотерапия). Общая суховоздушная криотерапия. Грязелечение. Лечение иловыми грязями. Физико-химические свойства фактора. Бальнеологические показатели. Механизм терапевтического действия. Показания и противопоказания. Принципы дозирования. Основные способы проведения процедур. Техника проведения процедур. Лечебные методики. Совместимость с другими методами физиотерапии.. Оформление назначений Грязелечение. Физические свойства. Механизм терапевтического действия. Показания и противопоказания. Принципы дозирования. Аппаратура. Техника проведения процедур. Техника безопасности при проведении процедур. Лечебные методики. Совместимость с другими методами физиотерапии. Оформление назначений КУРОРТОЛОГИЯ Принципы отбора и направления больных на курорты (в том числе детей и подростков). Общие показания к направлению больных на курорты. Общие противопоказания к направлению больных на курорты. Особенности применения природных лечебных факторов на курортах. Проблема адаптации и курортное лечение. Курортные режимы (общекурортный, санаторный, индивидуальный). Основные курортные факторы, их происхождение, классификация. Механизм действия климатических факторов на здоровый и больной организм. Климатические и погодные реакции. Воздушные массы. Талассотерапия. Организация климатотерапии в санаторно-курортных учреждениях в теплый и холодный периоды года. Модуль№3 ФИЗИОТЕРАПИЯ И КУРОРТНОЕ ЛЕЧЕНИЕ БОЛЬНЫХ с частной патологией Физиотерапия при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Физиотерапия при заболеваниях органов дыхания. Физиотерапия при заболеваниях органов пищеварения Физиотерапия при заболеваниях суставов, позвоночника и соединительной ткани ЛЕЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИМИ ФАКТОРАМИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Принципы и особенности физиотерапии в педиатрии Значение анатомо-физиологических особенностей детского и подросткового возраста в применении методов физиотерапии. Значение пола, возраста и исходного состояния организма. Особенности лечения физическими факторами недоношенных детей. Особенности дозирования физических факторов у детей и подростков. Особенности техники проведения процедур. Совместимость с другими методами физиотерапии. Особенности наследственной патологии при выборе физиолечения. |
Рабочая программа дисциплины «Гражданская война в России: источники и историография» Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные... | Программа дисциплины дпп. Ддс. 03. Страноведение цели и задачи дисциплины... Цель дисциплины заключается в формировании у студентов лингвострановедческой компетенции | ||
Программа дисциплины дпп. Ддс. 03. Страноведение цели и задачи дисциплины... Цель дисциплины заключается в формировании у студентов лингвострановедческой компетенции | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ую программу дисциплины, где представлены цели, задачи и предмет дисциплины; требования к уровню освоения дисциплины; объем дисциплины... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные... | Вопросы к экзамену: 15 VI. Тематический план изучения дисциплины... Место дисциплины в структуре ооп впо (основной образовательной программы высшего профессионального образования) 4 | ||
Тематика курсовых работ 16 Вопросы к зачету: 16 VI. Тематический... Место дисциплины в структуре ооп впо (основной образовательной программы высшего профессионального образования) 5 | Примерная программа наименование дисциплины Цели и задачи дисциплины: Цель дисциплины дать общие представления об основных общебиологических закономерностях | ||
1. цели и задачи освоения дисциплины цель дисциплины Данная дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин, вариативная часть, дисциплины по выбору ( В. Дв. 4) | Рабочая учебная программа дисциплины «Финансовое право» Ооп находится в вариативной части – дисциплины по выбору. Изучение данной дисциплины предполагает предварительное освоение следующих... | ||
Рабочая программадисциплин ыуголовная политика ... | Учебно-методический комплекс дисциплины Протокол согласования рабочей программы дисциплины (дисциплины специализации) «основы геополитики» с другими дисциплинами специальности... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Протокол согласования рабочей программы дисциплины (дисциплины специализации) «политическая регионалистика» с другими дисциплинами... | Рабочая программа учебной дисциплины «Современные микропроцессоры... Место дисциплины в структуре ооп: Профессиональный цикл. Дисциплины по выбору студента | ||
Программа дисциплины Наименование дисциплины История государства и права зарубежных стран В рамках учебной дисциплины осуществляется подготовка студентов к следующим видам профессиональной деятельности | Учебно-методический комплекс дисциплины Протокол согласования рабочей программы дисциплины (дисциплины специализации) "политическая карта мира" с другими дисциплинами специальности... |