Скачать 381.57 Kb.
|
Министерство культуры Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение «Российский институт культурологии» (ФГБНИУ «РИК») УДК 001.891.34 № госрегистрации Инв.№ _________
ОТЧЕТ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ по теме: РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ РАСШИРЕННОГО РЕЕСТРА ЭКСПЕРТОВ В ОБЛАСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЕКТОВ И ГУМАНИТАРНЫХ ЭКСПЕРТИЗ (заключительный) г. Москва, 2013 СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ Руководитель темы, д-р исторических наук _____________ А.В.Окороков (введение, заключение) _____________ Исполнители темы: Первый заместитель директора _____________ П.Е.Юдин (введение, разделы 1, 2, 5, заключение) _____________ Начальник экспертного отдела, к-т педагогических наук _____________ Н.Н.Крюкова (разделы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7) _____________ Начальник отдела стратегического планирования и информационно-аналитического обеспечения РИК _____________ Л.Л.Пшеничникова (введение, разделы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, _____________ заключение, редакция, компоновка, организация работ) РЕФЕРАТ Отчет состоит из 1 (одного) тома объемом 38 (тридцати восьми) страницах, в том числе 4 (четыре) графические схемы, список использованный источников. Ключевые слова: база данных, реестр, эксперт, эксперт по аккредитации, аккредитованный эксперт, руководитель проекта, экспертиза, заказчик, аккредитация, сфера культуры, подходы в экспертной деятельности, законодательная база, экспертное сообщество, институционализация. В настоящем отчете в текстовой и графической форме представлены результаты по разработке концепции расширенного реестра экспертов в области социокультурных проектов и гуманитарных экспертиз в рамках предметов ведения Министерства культуры Российской Федерации и смежных министерств/или иных ведомств по вопросам, относящимся к сфере культуры. Объектом исследования являются технологии управления экспертной, проектной и исследовательской деятельностью в сфере культуры. Цель работы — создание уникальной инновационной концепции технологии экспертизы в сфере культуры, как инструмента повышения эффективности, оперативности и качества управления в проблемных ситуациях при реализации Государственной культурной политики. А также средства повышения качества, объективности и прозрачности оснований экспертных заключений за счет создания постоянно обновляемого реестра экспертов и сетевой формы организации экспертной работы в рамках предметов ведения Министерства культуры Российской Федерации. В результате исследования впервые была разработана концепция реестра экспертов для сопровождения деятельности управления в сфере культуры, организации экспертной, исследовательской, проектной и методической деятельности, соорганизации и институционализации экспертного сообщества в сфере культуры. СОДЕРЖАНИЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ В настоящем отчете о НИР применяют следующие термины с соответствующими определениями: Аккредитация — подтверждение органом по аккредитации соответствия юридического лица либо индивидуального предпринимателя установленным критериям, служащим официальным свидетельством его компетентности Аккредитованное эксперт — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в порядке, установленном настоящим реестром Держатель реестра — организация (управленческий орган), координирующий деятельность контрагентов Заявитель — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, претендующие на аккредитацию либо на расширение области аккредитации Критерии аккредитации — совокупность требований, которым должен удовлетворять заявитель и аккредитованное лицо при осуществлении деятельности в определенной области аккредитации Компетенция — это полномочия, обязанности и права эксперта, знания в области методик, теории и практики экспертизы конкретного рода Область аккредитации — сфера деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, на выполнение которой подано заявление и (или) предоставлен аттестат аккредитации Область аттестации — сфера деятельности эксперта по аккредитации, в отношении которой его компетентность подтверждена свидетельством об аттестации эксперта по аккредитации Эксперт по аккредитации — физическое лицо, аттестованное в установленном порядке органом по аккредитации, привлекаемое указанным органом для организации и проведения экспертизы соответствия заявителя или аккредитованного лица установленным критериям аккредитации в определенной области аккредитации, включенное в реестр экспертов по аккредитации Реестр экспертов — перечень сведений об аккредитованных лицах в настоящем реестре экспертов Реестр экспертов по аккредитации — систематизированный перечень сведений об экспертах по аккредитации Сетевая организация — хозяйствующий субъект, который имеет общий контроль, собственников или руководство с другой организацией и который может быть признан на разумной основе любой третьей стороной, располагающей соответствующей информацией, частью национальной или международной сети ВВЕДЕНИЕ Создание расширенного Реестра экспертов Министерства культуры Российской Федерации — крупномасштабный проект, направленный на повышение эффективности, оперативности и качества управления в проблемных ситуациях в сфере культуры при реализации Государственной культурной политики, а также повышение качества, объективности и прозрачности оснований экспертных заключений. Реестр экспертов в сфере культуры — это технологический инструмент для сетевой формы соорганизации профессионального сообщества с целью выполнения различных видов исследовательской, проектировочной, экспертной и иной интеллектуальной деятельности в сфере культуры отдельными исследователями или группами (независимым контрагентом), работающими по контракту. Данный инструмент может быть использован для:
Пользователями Реестра экспертов станут представители органов власти всех уровней, осуществляющие управление в сфере культуры, экспертно-аналитические, научно-исследовательские учреждения, представители общественных профессиональных организаций сферы культуры, зарубежные специалисты. Именно Реестр экспертов позволит реализовать полномасштабную информатизацию взаимодействия всех указанных участников. При проектировании и реализации Реестра экспертов большое внимание будет уделено вопросам оптимизации взаимодействия между Министерством культуры Российской Федерации и экспертным сообществом. Реестр экспертов позволит автоматизировать большую часть рабочих процессов, что позволит осуществлять оперативное взаимодействие (коммуникацию) участников. Это не только снизит трудозатраты, связанные с поведением аналитических и экспертных работ, что особенно важно в условиях недостаточной штатной численности Министерства, но и повысит существенным образом качество реализуемых услуг. Сквозная интеграция всех существующих систем позволит вести фиксацию, мониторинг всех совершаемых в рамках экспертной системы действий, существенно сэкономит время ее пользователям. В конечном итоге внедрение Реестра экспертов сделает работу всех заинтересованных сторон более открытой и прозрачной, что существенным образом повысит уровень взаимного доверия участников. Цели создания Реестра экспертов: • обеспечение технической, информационной и аналитической поддержки реализации задач Министерства культуры Российской Федерации; • обеспечение сетевой формы организации исследовательской, проектной, экспертной и методической работы в рамках предметов ведения Министерства культуры Российской Федерации; • обеспечение качества, объективности и прозрачности деятельности Участников Реестра экспертов в социокультурной сфере; • развитие технологического обеспечения сбора, обработки, представления информации и доступа к ней Участников Реестра экспертов. Задачи, решаемые Реестром экспертов: • аккредитация экспертов сферы культуры и руководителей исследовательских проектов, программ, экспертиз и т.п. (далее по тексту «руководители проекта»); • сетевая организация научно-исследовательской, проектной и экспертной деятельности в сфере культуры, исполняемой по заказу Министерства культуры Российской Федерации; • организация информационного взаимодействия между Участниками Реестра экспертов в условиях удаленного доступа; • обеспечение возможности использования широкого набора современных инструментов мониторинга и анализа данных; • осуществление делопроизводства, юридического сопровождения и финансового расчета с участниками; • осуществление контроля качества исполнения всех видов работ; • оперативное сопровождение деятельности Министерства культуры Российской Федерации по управлению сферой культуры; • обеспечение требуемого уровня информационной безопасности и реализация ролевой модели разграничения прав доступа к инструментам и данным Реестра экспертов. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ РАЗДЕЛ 1 Анализ существующих подходов к организации и проведению экспертизы в сфере культуры Роль и место экспертизы в управлении социальными объектами в социальном проектировании Проблема проектирования (под проектирование в данном случае мы понимаем попытки управления — искусственного воздействия) социальными трансформациями имеет свою историю. Анализ опыта проектирования нового общественного устройства позволяет выделить несколько основных этапов. Первый — утопический, когда реформаторы, создавали «проект» нового общественного порядка на основе некого совершенного образца. Понятие проектирования здесь можно употреблять условно, поскольку это социальное явление имело две фазы: философы-утописты прошлого выражали свое видение «хорошего общества» — свободы, справедливости, демократии — в символической форме, а уже иные люди и в иное время превращали их видения в теории, либо политические манифесты и т.п. Второй этап можно назвать научно-инженерным. В свою очередь, он подразделяется на три подэтапа — жизненного строительства, системотехнического проектирования и социального проектирования. Суть научно-инженерного подхода состоит в том, что новый социальный порядок и устройство создаются на основе использования в процессах инженерного конструирования научных знаний общественных (гуманитарных) наук. Проектная установка такого рода известна с начала XX столетия. Например, в 20-х годах социальные проектировщики прежде всего в лице представителей функционализма и других архитектурных школ ставили своей задачей «жизнестроительство и организацию форм новой жизни». Совершенно иначе вопрос был поставлен в середине 60-х годов в рамках методологии дизайна и проектирования, когда стали говорить о «проектировании как таковом», которое рассматривалось, с одной стороны, как деятельность, с другой — как социальный институт. В эти годы социальное конструирование стало рассматриваться как совокупность наиболее общих принципов, которые возможно было применить к таким видам деятельности, как социальное управление, социальное планирование, конструирование и проектирование организационных и социальных процессов и структур, дизайнерское и градостроительное проектирование. В 60-х — начале 70-х годов такие представления развивались, прежде всего, в рамках управленческой науки. Однако разработанные принципы в России не были реализованы и не вылились в соответствующую практику. В начале 80-х годов возникает новый подход к работе с социальными объектами, за которым закрепляется и другое название — «социальное проектирование». Представители этого направления не ограничиваются разработкой совокупности понятий, объясняющих какую-либо сущность объекта, но целенаправленно разрабатывают средства для конструктивной деятельности, которые не просто бы объясняли наличную ситуацию, но и регламентировали ее преобразование в интересах субъекта. Параллельно на методологической и культурологической основе были сформулированы альтернативные идеи социального проектирования и созданы его отдельные практические образцы. В этом направлении социальные проектировщики попытались учесть гуманитарную и социокультурную природу проектируемых ими объектов и включить в процесс проектирования всех заинтересованных в проекте субъектов. Продолжала развиваться и методология проектирования, которая, по сути, может быть рассмотрена как третье направление социального проектирования. В целом же в рамках научно-инженерного подхода на настоящий момент так и не удается преодолеть два основных недостатка, присущих социальным преобразованиям. Один — низкая проектосообразность (социальные проекты или утопичны, или подменяются социальными манифестами, концепциями, программами и т.п.), другой — искажение или выпадение социальных параметров, предъявляемых к проектируемому объекту. Данная ситуация, при которой невозможно достичь определенности в планировании результата с помощью использования научных академических или прикладных знаний при социальном проектировании, вынуждает осуществлять выбор стратегии с использованием методов экспертизы. В социальном же плане это означает работу с рисками и неудачами, а также терпимость по отношению к ним. В связи с вышесказанным экспертиза в настоящее время может рассматриваться как возможность для проведения активной институциональной, научной и культурной политики. Анализ существующей практики экспертной деятельности в гуманитарной сфере позволил выделить три типа подходов к экспертизе в сфере культуры: искусствоведческий, гуманистический, научно-технический. Как показало исследование, эти подходы соответствуют трем различным методам познания — искусствознанию, научному познанию и постмодернистскому. Соответственно и понятие экспертизы имеет различное наполнение в каждом подходе. В искусствоведческом — это вид деятельности, направленный на идентификацию и установления статуса произведения искусства, научно-технический понимает под экспертизой исследование, анализ и оценку объекта или его конструкцию в рамках какого-либо научного предмета, а гуманистический («персонологический» у Тульчинского Г.Л.) представляет экспертизу как исследование социально значимых проблем с целью выявления форм, условий и гарантий формирования, развития личностного (персонологического) фактора, на выявление возможного нарушения баланса его социальной безопасности и свободы. Эксперты, принадлежащие разным направлениям, по-разному определяют свое социальное назначение и дают заключения, которые употребляются в различных социальных сферах. Искусствоведческие экспертизы связаны, прежде всего, с деятельностью арт-рынков, научно-технические — связаны со всеми областями деятельности, где необходимо определение соответствия (качества) объектов, гуманистические не являются сегодня институциализированной формой деятельности, однако претендуют на использование в сфере социального управления. В исследовании рассмотрены особенности понятия экспертизы в каждом подходе, представления об эксперте (требования к квалификации, статус), требования к экспертному заключению, законодательная база, стандарты или процедуры экспертизы, отношение к ошибке эксперта, состояние экспертного сообщества и его институализация. Искусствоведческий подход Экспертиза как вид деятельности с применением области искуствознания сложилась одновременно на рубеже XIX и XX веков с возникновением арт-рынка. Искусствоведческая экспертиза — экспертиза художественных ценностей — вид деятельности, направленной на идентификацию и установление статуса произведения искусства. Гуманистический подход Представления о гуманитарной экспертизе сформулированы в постмодернистском подходе в работах представителей факультета философии человека РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург). В них он обозначен как «персонологический». Гуманитарная экспертиза Гуманитарная экспертиза представляет собой исследование социально значимых проблем с целью выявления форм, условий и гарантий формирования, развития личностного (персонологического) фактора, на выявление возможного нарушения баланса его социальной безопасности и свободы. Научный или научно-технический подход Научный метод познания сформировался в конце XVI – XVII вв., когда появились условия для институционализации науки. Научная/научно-техническая экспертиза Научная/научно-техническая экспертиза представляет собой исследование, анализ и оценку объекта или его конструкцию в рамках какого-либо научного предмета, необходимых для обоснования принятия общественно значимых решений. В каждой конкретной научной области данное понятие конкретизируется набором методов, которые являются специфическими для нее. РАЗДЕЛ 2 Выявление проблем и положительного опыта, эффективных моделей организации и управления экспертизой Выявлены следующие примеры положительных проектов в области экспертизы в социокультурной и гуманитарной сфере: «Реестр экспертов по проведению выборов ООН» «Международный регистр сертифицированных аудиторов (IRCA)», «DQS Holding GmbH» Федеральный перечень экспертов, аттестованных Министерством культуры Российской Федерации; реестры аккредитованных экспертов, привлекаемых в сфере образования для осуществления государственного надзора в области образования; реестр экспертов и экспертных организаций, аккредитованных на право проведения экспертизы информационной продукции в целях обеспечения информационной безопасности детей Роскомнадзора. Подробным образом проанализированы три проекта: Реестр экспертов РИНКЦЭ Федеральный реестр экспертов научно-технической сферы, разработанный Научно-исследовательским институтом «Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы» (ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ). Информационно-аналитическая поддержка принятия решений в сфере управления НИР, ОКР/ОТР (далее ИАППР) осуществляется с целью эффективного развития научно-технологического потенциала по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации. Система ИАППР включает: Федеральный реестр экспертов научно-технической сферы; Информационную систему для подготовки аналитических документов Федеральный реестр экспертов научно-технической сферы формируется, ведется и актуализируется Федеральным государственным бюджетным научным учреждением Научно-исследовательский институт «Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы» (ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ) и предназначен для создания и организации работы экспертного сообщества по ключевым вопросам развития научно-технологического комплекса Российской Федерации. Комплексная Информационно-Аналитическая Система (КИАС) Программная платформа «ПРОГРЕСС-ЭКСПЕРТ», разработанная компанией ООО Научно-Технический Центр «Прогресс-Инфотех» и Комплексная Информационно-Аналитическая Система (КИАС) для обеспечения профессиональной сетевой экспертизы в сфере образования. База данных экспертов КИАС позиционирована в качестве основы для формирования Федерального реестра экспертов в области образования. Программа обеспечивает создание сетевой информационной среды функционирования экспертно-аналитического сообщества, является инструментом для скоординированного и результативного проведения экспертизы нормативно-правовых документов, проектов и программ по различным учебным дисциплинам системы образования с использованием базы данных экспертов. Внедрена в сфере образования для обслуживания деятельности Министерства образования и науки для поддержки процессов принятия решений по актуальным вопросам образовательной политики на базе сетевой информационной среды, для обеспечения сетевого взаимодействия экспертов и функционирования экспертно-аналитического сообщества в системе образования, включающего экспертов и аналитиков из субъектов Российской Федерации. Большая часть функционала КИАС, расположенного на сетевом ресурсе http://www.edu-expert.ru/pages/index.php, доступна только экспертам-профессионалам, включенным в базу данных. Эксперты, зарегистрированные в базе данных КИАС, представляют все субъекты РФ. Регистрация на портале не означает включение в базу данных экспертов, решение о включении в базу экспертов принимается Координационным Советом КИАС. Участие в сетевых экспертизах и любых других мероприятиях, проводимых в рамках КИАС, осуществляется исключительно на добровольной основе. Проект ФГИС Росаккредитации Федеральная государственная информационная система, задачей которой является обеспечение технической, информационной и аналитической поддержкой задач службы, ее территориальных управлений в федеральных округах, контрольно-надзорных органов, экспертных организаций, экспертов по аккредитации, технических экспертов, аккредитованных лиц и других участников Единой национальной системы аккредитации, а также развитие технологического обеспечения сбора, обработки, представления информации и доступа к ней различных категорий пользователей. РАЗДЕЛ 3 Анализ нормативно-правовой базы при проведении экспертизы в сфере культуры Нормативных актов, регулирующих экспертную деятельность в целом, в Российской Федерации нет. Имеются отдельные законодательные акты, регулирующие экспертную деятельность в отдельных областях. Наиболее развитой правовой основой обладает государственная судебно-экспертная деятельность, деятельность экспертных комиссий по техническому регулированию, таможенного контроля, антикоррупционной экспертизы и некоторых других. Перспективы и пути развития государственной экспертизы в сфере науки в России изначально были определены Постановлением Совета Министров РСФСР «О введении государственной экспертизы» в сфере науки от 1.04.1991 г. No 182. В настоящее время основой экспертной деятельности являются Конституция Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Налоговый кодекс Российской Федерации. Также были проанализированы Федеральные законы, Модельные законы, Проекты законов, Постановления Правительства Российской Федерации, регламентирующие экспертную деятельность в России. Нормативно-правовые основания экспертной деятельности В результате анализа законодательных актов, перечисленных в Приложении 2, были сделаны следующие выводы. На законодательном уровне имеется: представление об экспертной деятельности; Суммируя изложенные в перечисленных выше документах представления об экспертной деятельности, можно сказать, что экспертиза — это процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесел, а также знаний, основанных на личном опыте эксперта. представление о лицензировании экспертной деятельности; Верховный Суд РФ — (Определение 16 сентября 2004 года N КАС04-451 ВС РФ о лицензировании экспертной деятельности) пришел к выводу, что лицензирование экспертной деятельности не требуется, основание: ст.17 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" не содержит указания на лицензирование экспертной деятельности. представления об эксперте; С учетом многообразия видов экспертной деятельности термин «эксперт» трактуется по-разному (см. п 1.1.). Подобный плюрализм дефиниций связан с отраслевой спецификой и концептуальными подходами авторов, исследующих данный феномен. о статусе эксперта; Все законодательные акты сходятся в том, что статус эксперта связан с его компетенцией. Компетенция — это полномочия, обязанности и права эксперта, знания в области методик, теории и практики судебной экспертизы конкретного рода — они определены в: ст. 55 АПК РФ, ст. 85 ГПК РФ, ст. 25.9 КоАП РФ, ст. 57 УПК РФ, ст. ст. 16-17, 41 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ». Это касается как негосударственных, так и государственных экспертов. Компетенция эксперта делится на объективную, т.е. объем знаний, которыми должен владеть эксперт (и что подтверждается наличием документов об образовании), и субъективную компетенцию – реальный объем знаний, образовательный уровень, экспертный стаж и пр. образовательный ценз эксперта; Образовательный ценз эксперта конкретно в законодательстве не прописан. В общем случае считается, что главное — это компетентность специалиста по отношению к специфике конкретного вопроса. Это особенно важно отметить, поскольку в сфере культуры выдающиеся специалисты художественного профиля могут обладать только средним образованием. Так, например, 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» указывает, что экспертиза может быть поручена любому специалисту: «Руководитель обязан … поручить ее (экспертизу) производство конкретному эксперту или комиссии экспертов данного учреждения, которые обладают специальными знаниями в объеме, требуемом для ответов на поставленные вопросы», процессуальные кодексы также не накладывают такого требования. На отдельные виды экспертиз разработаны государственные образовательные стандарты, согласно которым специалист должен обладать высшим образованием. Например, с 2000 г. введен Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования на специальность 351100 «Товароведение и экспертиза товаров», квалификация — товаровед-эксперт. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности 351100 «Товароведение и экспертиза товаров (по областям применения)» при очной форме обучения — 5 лет. С 2003 г. Государственным образовательным стандартом введена специальность 350600 «Судебная экспертиза». Квалификация выпускника — судебный эксперт. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки судебного эксперта по специальности 350600 — Судебная экспертиза при очной форме обучения — 5 лет. Специальность: 036401 «Таможенное дело». Специализация «Экспертная деятельность в сфере охраны культурных ценностей». Срок подготовки, аналогично — 5 лет. Также Постановлением Минтруда от 21.01.00 г. N 7 в квалификационный справочник должностей внесена специальность «специалист по автотехнической экспертизе (эксперт-автотехник)». К эксперту-автотехнику предъявляются требования в виде высшего профессионального (технического) образования (направление подготовки: «Эксплуатация транспортных средств», «Наземные транспортные средства» по специальности «Автомобилетракторостроение» и «Автомобили и автомобильное хозяйство»), стаж по специальности. об аккредитации эксперта; Аккредитация экспертов проводится с целью создания экспертного сообщества высококвалифицированных специалистов для проведения экспертно-аналитических исследований в той или иной области. В процессе аккредитации на договорной основе решаются вопросы, возникающие между органам, ее осуществляющим и юридическими и физическими лицами. Аккредитация осуществляется для обеспечения доверия к деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении ими деятельности в соответствующей области аккредитации, а также для создания условий для признания результатов деятельности аккредитованных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей внутри страны и за рубежом. Аккредитация осуществляется на основе следующих принципов: 1) осуществление полномочий по аккредитации держателем реестра; 2) компетентность и независимость держателя реестра; 3) объективность и беспристрастность; 4) добровольность; 5) открытость и доступность правил аккредитации; 6) единство правил аккредитации и обеспечение равных условий заявителям, претендующим на получение аккредитации; 7) обеспечение конфиденциальности сведений, полученных в процессе осуществления деятельности по аккредитации, составляющих государственную, коммерческую и другую охраняемую законом тайну, и использование таких сведений только в целях, для которых они предоставлены; 8) недопустимость ограничения конкуренции и создания препятствий для пользования услугами аккредитованных лиц; Специфика экспертной деятельности в сфере культуры Художественно-экспертная деятельность Федеральный закон от 6 января 1999 г. N 7-ФЗ «О народных художественных промыслах». Согласно этому закона экспертная деятельность необходима для процедуры отнесения изделий к изделиям народных художественных промыслов. |
Разработка концепции расширенного реестра экспертов Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение «Российский институт культурологии» (фгбниу «рик») | Орган по сертификации экспертов ... | ||
Предисловие ко второму изданию «Рабочей концепции одаренности» Разработка и издание Концепции осуществлены по заказу Министерства образования Российской Федерации в рамках и на средства федеральной... | Методическая разработка по дисциплине «Концепции современного естествознания» Дисциплина «Концепции современного естествознания», согласно государственному образовательному стандарту, является обязательной для... | ||
Открытый урок по обж в 10 классе Одна группа – эксперты, рекомендуем провести предварительную консультацию для экспертов: экспертами назначаются более успешные учащиеся,... | Письмо Методические рекомендации предназначены для руководителей государственных судебно-медицинских экспертных учреждений (гсмэу), а также... | ||
Приказ Министерства финансов Российской Федерации (Минфин России)... Федеральное государственное бюджетное учреждение науки институт космических исследований российской академии наук | Отчет о научно-исследовательской работе разработка концепции Объединенных... «Разработка предложений по созданию единой системы выявления, использования и внедрения объединенных государственных и муниципальных... | ||
Отчет по Государственному контракту № «Разработка концепции создания интеллектуальной транспортной системы на автомобильных дорогах федерального значения» | Реферат Настоящий отчет был разработан в рамках выполнения научно-исследовательской... Целью выполнения работ является разработка Концепции единой автоматизированной системы персонального учета населения Кемеровской... | ||
Описание Разработка концепции праздника, подбор места проведения, написание индивидуального сценария, подбор коллективов и ведущего | 3 этап «разработка концепции управленческой системы косвенного налогообложения» 8 Филиал ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права" в г. Дзержинске | ||
Отчет о научно-исследовательской работе исследования в области построения... Этап 2 «Разработка концепции построения системы управления информационным обменом в защищенной сети порталов через открытые каналы... | Методическая разработка по дисциплине «Концепции современного естествознания» Методические рекомендации для выполнения индивидуальной работы №1 – реферата на тему «Актуальные проблемы естествознания» 34 | ||
Методическая разработка по дисциплине «Концепции современного естествознания» Методические рекомендации для выполнения индивидуальной работы №1 – реферата на тему «Актуальные проблемы естествознания» 34 | Реферат «Разработка концепции управления кампусом сфу на основе анализа опыта других крупных университетов», выполняемому в рамках «Программы... |