Привлечение средств искусства в образовательный процесс
(Из опыта работы в ЦРТДиЮ.)
Корсакова Л.Н.
Педагог дополнительного образования, педагог-психолог.
Цент развития творчества детей и юношества г.Нерюнгри. Отличительной особенностью человека является способность и одновременно потребность в отображении своего внутреннего мира. Эта особенность позволяет активно перерабатывать информацию, которая поступает извне. В результате в психике индивидуума вырабатываются различные адаптивные механизмы. Они позволяют человеку лучше приспосабливаться к жизни, быть более успешным в постоянно меняющемся мире.
Наш внутренний мир наполнен образами чувств и представлениями, через которые происходит эмоциональное общение между людьми. В процессе взаимодействия с миром человек стремится осознать себя как личность, понять свою роль в жизни, оставить «след». Этот след остается не только в виде хозяйственной деятельности, но и в продуктах его активной психической деятельности. Одной из ярких форм ее проявления можно считать искусство и творчество. Человек может воспринимать разные образы при взаимодействии с различными видами искусств, и в то же самое время выражать эти образы с помощью средств арт-технологий.
Известный арт-терапевт М. Наумбург отмечает, что наиболее важные мысли и переживания человека, прежде всего, проявляются в виде его образов. А взаимодействие с искусством помогает ему выразить свои образы в читаемой или понятной для других людей форме, в форме различных чувств. Чувства же в свою очередь являются тем языком, который является понятным и общедоступным для всех людей на земле. Любой творческий продукт, взрослого человека или ребенка, несет в себе информацию о своем создателе, он как бы «разговаривает», но только без слов.
В частности: согласно многочисленным исследованиям отечественных педагогов и психологов детский рисунок является своеобразным аналогом речи. Л.С. Выготский называл детское рисование графической речью. Ребенок в большинстве случаев затрудняется в вербализации своих чувств и переживаний. Для него более естественной является невербальная, в том числе изобразительная экспрессия.
Язык образа - путь к установлению отношений. Средствами искусства человек может не только выразить себя, но и больше узнать о себе и о других людях. Строя отношения с людьми, владеющими языком звуков, красок, движений, то есть языком несловесного общения, он получает новый опыт, который может нести в жизнь, облегчая свое общение с другими людьми.
Взаимодействие с образом - процесс осознания себя и мира. В творчестве воплощаются чувства, надежды и страхи, ожидания и сомнения, конфликты и примирения.
Поиск образа - творческий поиск. Каждый человек по-своему отвечает на вечно стоящие перед ним вопросы: "Кто я и что я? Что такое мир, в котором я живу?" Творчество - это и есть путь, на котором ищут ответы на эти вопросы, находят способы ответа и сам ответ. Переживание момента творения дает силы для преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов.
Считаю, что основное влияние арт-технологий заключается в стимулировании чувственной стороны личности человека, проживании и осознавании своих чувств. Воспринимая или создавая образ, человек раскрывает свой внутренний потенциал, происходит самопознание и естественное самовыражение личности. К.Г. Юнг утверждал, что самовыражение в активной форме (когда человек создает продукт творчества) и в пассивной форме (когда человек «потребляет» художественные произведения, созданные другими людьми, рассматривает картины, прослушивает музыкальные произведения) является внутренней потребностью человека. Потому арт-технологии так естественны в образовательном процессе.
Исходя из своего опыта работы, могу с уверенностью сказать, что используя различные виды искусства в своей педагогической и психологической деятельности можно:
снять психическое напряжение;
найти новые приемлемые способы выражения своих эмоций;
обрести свою цельность, неповторимость и индивидуальность;
выразить свои эмоций и чувства, связанные с переживаниями конфликтной ситуации в адекватной форме;
пройти успешно адаптацию в новом коллективе;
улучшить отношения «педагог – ребенок – родитель»;
получить ценнейший опыт принятия и поддержки;
развить коммуникативные способности.
В своей работе постоянно использую задания с применением разных видов искусств таких как - литература, изобразительное искусство, музыка и танец в различных комбинациях.
Предметно-тематические задания – создание образа на определенную тему, где предметом изображения выступает человек и его отношения с предметным миром и окружающими людьми. Например: протанцевать «как я помирилась со своей подружкой», нарисовать «моя любимая учительница», сочинить сказку «как мы классом ходили в поход».
Образно-символические задания – представление изображения ребенком абстрактных понятий, в виде созданным ребенком образов, таких как добро, зло, счастье; изображение эмоциональных состояний и чувств. Этот тип заданий требует более высокой символизации, так как изображаемое понятие не обладает внешней физической оболочкой, в основу символизации не может быть положен какой-нибудь внешний признак изображаемого явления. Это требует от детей при выполнении задания обращаться к анализу нравственного содержания событий или явлений, которые становятся предметом изображения при выполнении задания, и, значит, переосмысливать значение этих событий. Примерные темы образов: я рассерженный; я радостный; когда мы ссоримся; я обрадовался, когда получил пятерку.
Приведу пример некоторых заданий, которые я использую в своей работе.
Задания, направленные на создание положительного фона на занятии (настрой на занятие).
Упражнение «Поглощение цвета»
Возьмите ярко и интенсивно окрашенный лист картона или бумаги так, чтобы весь лист был окрашен в один спектр цвета. Цвет выбирается в зависимости от того, какое эмоциональное состояние вы хотите вызвать у детей. Начинайте «поглощать этот цвет». Этот же вариант упражнения можно выполнить с музыкой.
Упражнение «Что-нибудь приятное»
Включите музыкальное произведение и попросите детей закрыть глаза и представить что-нибудь приятное. Как вариант упражнения можно нарисовать представленную картину. Можно попросить детей «протанцевать» свою историю.
Задания, направленные на создание ситуации успеха.
Упражнение «Движение и настроение»
Давайте пройдемся как «уверенный в себе человек», как «человек, который получил большой ценный приз»; давайте улыбнемся как человек, который услышал о себе следующее: «ты самый умный», «самый красивый», «самый лучший», «самый успешный». А теперь, давайте протанцуем «танец победы», (включается торжественное, победное музыкальное сопровождение). Представьте, что за вашу работу (рисунок, поделку, реферат, участие в конкурсе) вы получаете призовой кубок (грамоту, нагрудный значок, премию и т.д.), вы радуетесь и чувствуете себя исключительным и успешным человеком.
Упражнение. «Назови чувство (образ)»
Передавая мяч по кругу, участники называют (и изображают) чувства (образы), которые мешают достичь успеха. Затем мяч передается в другую сторону, и называются чувства (образы), помогающие достижению успеха. После упражнения все названные образы или чувства можно выразить средствами арт-технологий: нарисовать, пропеть, протанцевать, придумать про них сказку.
Цель 3. Создание творческого образа.
Рекомендуется использовать прием под названием «Вопросительный». Все содержание упражнения заключается в том, что нужно найти ответ на вопрос – «какой образ ты воспринял?». Например: «Что ты увидел под эту музыку?». («Расскажи, нарисуй, протанцуй».)
Упражнение «Метафорический образ»
Детям предлагается описать образ от имени животного, растения, предмета. Например: нарисовать рисунок от имени ежика, который отправился за яблоками; рассказать сказку от имени цветка, который вырос на солнечной поляне.
|