Методические рекомендации для преподавателей и студентов по внедрению технологии Портфолио студента в образовательный процесс 2014 г





Скачать 158.35 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для преподавателей и студентов по внедрению технологии Портфолио студента в образовательный процесс 2014 г
Дата публикации02.04.2015
Размер158.35 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Спорт > Методические рекомендации



ГБОУ СПО СК «Кисловодский медицинский колледж»

Методические рекомендации

для преподавателей и студентов

по внедрению технологии Портфолио студента

в образовательный процесс


2014 г.

Методические рекомендации для преподавателей и студентов по внедрению технологии Портфолио в образовательный процесс /Сост. Другова Е.Н. – Кисловодск: ГБОУ СПО СК «Кисловодский медицинский колледж», 2014 г.

Данные Методические рекомендации разработаны на основе требований Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по специальностям подготовки. Актуальность подготовки данных рекомендаций обусловлена изменениями в системе комплексного оценивания качества подготовки выпускников образовательных учреждений СПО к будущей профессиональной деятельности. Наряду с традиционными в последнее время получили распространение новые накопительные, интегрированные, рефлексивные формы оценивания, среди которых – Портфолио студента.
Содержание
1. Общие положения 4

2.Структура Портфолио студента 5

3.Формирование Портфолио студента 6

4.Организация работы по внедрению технологии Портфолио студента в образовательный процесс 7

5.Оценивание Портфолио студента 8

Приложения (1-7) 10

Список литературы 16


1. Общие положения
Портфолио – (от франц. porter – излагать, формировать, нести и folio – лист, страница) – это досье, собрание достижений, фиксация успехов.

Портфолио – это визитная карточка, т.е. совокупность сведений о человеке, досье, собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о возможностях, способностях человека (в нашем случае – студента, как будущего специалиста и как личности).
Технология Портфолио – это форма и творческий процесс организации (сбора, анализа и оценивания) результатов разнообразных видов деятельности студента (учебной, творческой, социальной, коммуникативной) за время обучения в колледже.

Портфолио – папка, или комплект документов, представляющий совокупность свидетельств индивидуальных образовательных и творческих достижений студента, а также включающий самооценку образовательной деятельности студента на основе этих достижений.
Цель Портфолио – повышение самооценки, максимальное раскрытие индивидуальных возможностей каждого студента, развитие мотивации к непрерывному обучению. В Портфолио студенту необходимо собрать, систематизировать и зафиксировать результаты собственного развития, усилия, прогресс и достижения, продемонстрировать свои способности, интересы, возможности.
Основные функции Портфолио:

*диагностическая - фиксирует изменения и рост студента как личности за определенный период времени;

*мотивационная - поощряет результаты студентов;

*содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ;

*развивающая - обеспечивает непрерывность процесса развития студента от года к году

Портфолио является не только современной эффективной формой самооценивания результатов образовательной деятельности студента, но и способствует приобретению опыта деловой конкуренции; обоснованному планированию и реализации самообразования для развития общих и профессиональных компетенций; выработке умения объективно оценивать уровень своих достижений; позитивному и конструктивному отношению к сторонней критике; повышению конкурентоспособности будущего специалиста.
Основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен»!
Портфолио дополняет основные контрольно-оценочные средства и позволяет учитывать не только уровень сформированности общих и профессиональных компетенций студента, но и уровень его всесторонней самореализации в образовательной среде. Результаты Портфолио студента учитываются преподавателями при выставлении итоговых оценок по междисциплинарным курсам, профессиональным модулям, а в конце обучения – портфолио является обязательной частью допуска к Государственной итоговой аттестации.

Портфолио создается в течение всего периода обучения в колледже, в дальнейшем оно может служить основой для составления резюме выпускника при трудоустройстве, продолжении образования, а также стать основой для Портфолио специалиста.
2.Структура Портфолио студента
Портфолио студента содержит следующие разделы:
1.Титульный лист (Приложение 1)

2.Пояснительная записка (Приложение 2). Пояснительная записка содержит информацию для студентов о том, что такое Портфолио, для чего оно нужно, какова его структура, как его вести, как оно будет оцениваться. 3.Список работ студента, внесенных в Портфолио – (Приложение 3)

4.Портфолио работ (портфель результатов индивидуальных образовательных заданий, выполненных студентом и оцененных преподавателями или другими субъектами образовательного процесса) – (Приложение 4)

5. Список достижений студента, внесенных в Портфолио- (Приложение 5)

6.Портфолио достижений (пакет документов, подтверждающих индивидуальные достижения студента – дипломы, грамоты, сертификаты, благодарственные письма, отзывы, характеристики, фотографии и т.д.) – (Приложение 6)

7.Самооценка Портфолио студента (Приложение 7)
3.Формирование Портфолио студента
Портфолио можно составлять как в электронном виде, так и на бумажных носителях ( на ГИА предоставляется на бумажном носителе).

Формирование Портфолио студент осуществляет самостоятельно, преподаватели являются лишь консультантами в этом процессе. Необходимо соблюдать «правило золотой середины»: не вмешиваться активно в процесс формирования Портфолио, не диктовать студенту свое мнение о включении той или иной работы или документа в папку, но и не пускать этот процесс на самотек, так как студенты еще не имеют опыта в оценивании результатов своей деятельности.

При формировании раздела «Портфолио работ» студент подробно фиксирует результаты выполненных и оцененных работ в соответствующем «Списке работ студента, внесенных в Портфолио», формируя максимально полную информационную базу, а затем вкладывает эти материалы в этот раздел папки. Такими материалами в рамках освоения основной профессиональной образовательной программы могут быть все результаты учебно-исследовательской работы: подготовленные рефераты, доклады, тезисы, ксерокопии публикаций, памятки, кроссворды, плакаты, таблицы, буклеты, документы с производственных практик, другие результаты работы, оцененные преподавателями или другими должностными лицами.

Результатами исследовательской и творческой деятельности студента являются все виды участия в научно-исследовательской работе: конкретные результаты работы в студенческом кружке, выступления на различных конференциях, семинарах, конкурсах, публикации, доклады, участие в олимпиадах, викторинах и т.д.

К результатам общественной деятельности студента относятся участие в различных формах студенческого самоуправления (студенческий совет, общества), в самодеятельности, волонтерской работе, акциях, фестивалях, творческих конкурсах и др.), выполнение общественных поручений (староста), спортивные и др. достижения. При этом студент должен отмечать степень своего участия в мероприятиях (участник, призер, победитель), а в общественном движении - исполнитель, руководитель.

В раздел Портфолио достижений войдут все дипломы, сертификаты, грамоты, благодарности, отзывы, характеристики, фотографии и другие официальные документы, то есть все документы, свидетельствующие о достижениях во время учебы в колледже. Каждый такой документ студент также подробно фиксирует в «Список достижений студента, внесенных в Портфолио» и вкладывает в соответствующий раздел.

Самооценка результатов Портфолио имеет большое значение. Студент должен систематически отслеживать результаты своей деятельности, а в конце каждого учебного года проанализировать свое Портфолио, по его результатам оценить свою учебную и общественную деятельность в колледже, свое развитие как студента и личности за год, а также наметить пути своего развития на следующий учебный год и сделать записи в соответствующем разделе Портфолио. Именно эта работа и составляет сущность рефлексии, ради которой и используется технология Портфолио. Можно сказать, что Портфолио является инструментом самоорганизации, самопознания, самооценки, саморазвития и самопрезентации студента.
4.Организация работы по внедрению технологии Портфолио студента

в образовательный процесс
Работа по внедрению технологии Портфолио студента в образовательный процесс ведется планомерно: она включается в годовой план методической работы колледжа, планы работы цикловых методических комиссий. Кроме того, каждый преподаватель должен предусмотреть в своей педагогической деятельности и отразить в учебно-методических материалах, обеспечивающих образовательный процесс (программах учебной дисциплины или профессионального модуля, планах учебных занятий, методических разработках занятий, учебных пособиях и т.д.), систему планирования, реализации, контроля и оценивания результатов индивидуальной образовательной деятельности студента с точки зрения формирования Портфолио.

Каждый студент обеспечивается в начале своего обучения в колледже методическими рекомендациями по внедрению технологии Портфолио. Обучение студентов ведению Портфолио осуществляется на семинарских занятиях. Ответственным за ведение Портфолио является студент, преподаватель может лишь рекомендовать ему внести ту или иную оцененную работу в Портфолио, составить отзыв о ней.

Необходимо помнить, что все работы, оцененные преподавателем и внесенные в Портфолио студента, косвенно отражают также качество работы этого преподавателя (почему именно так оценена эта работа, почему она включена в Портфолио и т.д.). Поэтому относиться к организации учебно-исследовательской работы и ведения Портфолио студента нужно ответственно.

Куратор группы имеет право ознакомиться с Портфолио студента, напомнив о его регулярном пополнении, анализе, самооценке.
5.Оценивание Портфолио студента
Оценивание Портфолио может быть как качественным, так и количественным, проводиться оно должно коллегиально. При оценивании Портфолио происходит смещение акцента оценивания с того, что студент не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет делать лучше всего. Более того, в данном методе происходит интеграция количественной и качественной оценки, и, наконец, перенос нагрузки с оценки на самооценку, самоанализ результатов обучения.
Принципы оценивания Портфолио

1.Проводится коллегиально.

2.Оценивать содержание Портфолио следует по разделам его структуры.

3.Осуществляется по итогу обучения студента в колледже (возможно промежуточное оценивание).

4.Каждый раздел независимо от того, какое количество файлов в него было включено студентом, оценивается интегрально.

Критерии оценивания Портфолио
1.Раздел «Портфолио работ»:

-адекватность объема при полноте содержания

-обоснованность, логичность включения работ

-регулярность пополнения

-оригинальность, эстетичность оформления

-аккуратность

- грамотность ведения
2. Раздел «Портфолио достижений»:

-адекватность объема

-обоснованность содержания

-уровень мероприятий

-уровень активности студента

-результативность (участник, призер, победитель)

Для отзывов: степень освоения студентом знаний, умений; степень сформированности ОК и ПК; динамика профессионального и личностного роста.
3. Раздел «Самооценка образовательных достижений»:

-обоснованность и достаточность содержания

-степень самостоятельности мышления

-аргументация

-оригинальность и грамотность изложения

-эстетичность оформления

-регулярность самооценки
Оценка презентации Портфолио: оригинальность, наглядность.
Результаты, отраженные в Портфолио студента, наряду с традиционными показателями результативности образовательного процесса позволяют судить о качестве подготовки выпускника к успешной профессиональной деятельности.
Приложение 1
ГБОУ СПО СК «Кисловодский медицинский колледж»


ПОРТФОЛИО

студента/студентки
Ф.И.О._______________________________________________
специальности ____________________________________________


Кисловодск, 20….

Приложение 2

Пояснительная записка

Хорошее содержание всегда должно быть в хорошей форме

Герберт Спенсер

Уважаемые студенты!

Портфолио – это визитная карточка, то есть совокупность сведений о человеке; досье, собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о возможностях, способностях специалиста. (Новейший словарь иностранных слов и выражений).

Портфолио студента – это портфель (папка) индивидуальных образовательных и творческих достижений студента за время обучения в колледже. Цель портфолиомаксимальное раскрытие индивидуальных возможностей каждого студента, развитие мотивации к непрерывному обучению, повышение самооценки. В Портфолио студента необходимо собрать, систематизировать и зафиксировать результаты собственного развития, усилия, прогресс и достижения, продемонстрировать свои способности, интересы.

Общее Портфолио студента складывается из раздела «Портфолио работ студента» по отдельным дисциплинам, междисциплинарным курсам, профессиональным модулям, которое будет накапливаться по мере их изучения. В состав «Портфолио работ» могут войти все результаты Вашей аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы: контрольные, практические работы, подготовленные рефераты, доклады, публикации, эссе, памятки, кроссворды, плакаты, таблицы, буклеты, документы с производственных практик, другие результаты работы, оцененные преподавателями или другими должностными лицами. Итак, это «Портфолио работ студента».

Частью Портфолио студента являются также все дипломы, сертификаты, грамоты, благодарности, отзывы, оценка выполняемых в колледже поручений, фотографии и другие официальные документы, свидетельствующие о ваших достижениях в учебных, спортивных, творческих, научных, общественных и других мероприятиях. Понятно, что чем больше таких достижений у студента, тем лучше. Это «Портфолио достижений студента».

Необходимо помнить, что в течение обучения в колледже результаты вашего Портфолио будут учитываться во время сессий, при выставлении итоговых оценок, а в конце обучения – во время Государственной Итоговой аттестации, поэтому Портфолио нужно вести непрерывно, начиная с первых дней учебы в колледже, аккуратно; оно не должно теряться.

При ведении Портфолио вы можете, придерживаясь его структуры, проявлять свое творчество в оформлении, используя рисунки, таблицы и т.д. Кроме того, вы должны стараться формировать свое Портфолио так, чтобы оно было наглядно и его можно было представить для обсуждения, презентации и последующей оценки.

В настоящее время при усилении профессиональной конкуренции «Портфолио студента» рассматривается работодателями как важный объективный показатель качества подготовки потенциального работника и учитывается при принятии его на работу, то есть ваше Портфолио в дальнейшем послужит вам основой для составления резюме выпускника. Вот почему так важно с первых дней овладения профессией стараться учиться хорошо, качественно выполнять задания преподавателей, участвовать в студенческих мероприятиях, собирать все объективные свидетельства проделанной работы, и тогда со временем ваше студенческое Портфолио станет фундаментом вашего будущего профессионального мастерства, которое найдет свое отражение в Портфолио специалиста.

Необходимо сказать о том, что в конце каждого учебного года Вы должны проанализировать свое Портфолио и по его результатам оценить свою деятельность в колледже, свое развитие как студента и личности: что нового Вы узнали, чему научились, а чему – нет и почему; как Вы можете использовать полученные знания и умения в жизни, то есть составление Портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами, важен сам процесс участия в учебной, спортивной или творческой работе.

Изучив свое Портфолио по окончании обучения в колледже, вы и ваши родные с гордостью почувствуете, насколько вы стали умней, образованней, профессиональней, интересней, чем в начале обучения, это придаст вам сил и уверенности в жизни и обеспечит дальнейший профессиональный и личностный рост.

Удачи Вам!

Приложение 3

Список работ студента, внесенных в Портфолио:
Пояснения к оформлению: все выполненные вами и оцененные преподавателями или другими должностными лицами работы (отчеты по ПП, курсовые работы, рефераты, выступления на студенческих конференциях, экзаменационный лист студента, с освоенными ПК и т.д.), необходимо аккуратно внести в этот список, а затем вложить в папку.



Название работы

Дата оценивания

































































Приложение 4
Портфолио работ студента


Приложение 5
Список достижений студента, внесенных в Портфолио:
Пояснения к оформлению: все полученные вами документы (характеристики с ПП , копии грамот, личные грамоты, благодарственные письма и т.д.) о ваших достижениях в учебе, исследованиях, спорте, творческой работе, общественной жизни и т.д., необходимо аккуратно внести в этот список, а затем вложить в папку.




Название документа

Дата получения




















































































Приложение 6

Портфолио достижений студента

Приложение 7

Самооценка деятельности студента по результатам Портфолио

Уважаемые студенты!

Портфолио должно стать для вас таким же важным документом, как студенческий билет или зачетная книжка. Вести Портфолио надо регулярно, аккуратно, эстетично, оценивая его после окончания каждой дисциплины, междисциплинарного курса, профессионального модуля, производственной практики или другого важного этапа образовательной деятельности и делать соответствующие записи в этом разделе.

По окончании учебного года вам необходимо внимательно прочитать свое Портфолио и проанализировать все входящие в него документы: за какие работы выставлены оценки, изменялись ли они в лучшую или худшую сторону; выявить, что нового вы узнали, чему научились и в какой степени, а чему – нет и почему; как вы сможете использовать полученные знания и умения в жизни и дальнейшей учёбе; какие характеристики, грамоты и дипломы вам были вручены и за что, а затем сделать соответствующие записи в этом разделе.

По результатам анализа вы должны оценить свою деятельность в колледже за год, свое развитие как студента и личности. Выявив слабые и сильные места, чем Вы довольны, а чем – нет в своей работе, вам необходимо наметить цели и пути своего развития на следующий учебный год по каждому виду деятельности (учебной, научно-исследовательской, творческой, спортивной, общественной), составить примерный план достижения этих целей и также сделать соответствующие записи в этом разделе.

Главное, необходимо понять, что составление Портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами, а обдуманная работа по саморазвитию как специалиста и личности.
ДЛЯ ЗАПИСЕЙ СТУДЕНТА ПО САМООЦЕНКЕ:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Литература


  1. Битер, О.А. Электронное портфолио студента как показатель качества обученности // Методист.- 2010.-№1.- С.47-48.электронное портфолио, студент, структура, критерии оценивания (табл.)Ноябрьск. Колледж проф. и инф. технолог.

  2. Кныш, И.А. Портфель индивидуальных достижений как контрольно-оценочное педагогическое средство / И.А. Кныш, И.П. Пастухова // СПО.- 2008.- №1.- С.69-71.учебное портфолио обучающихся

  3. Григоренко, Е.В. Портфолио в вузе: методические рекомендации по созданию и использованию. - Томск, 2007.

4. Голубева, В.П. Методические рекомендации по предназначению и ведению портфолио студента.- Пермь, 2009.


5. Основина, В.А., Ефремова М.А. Методические рекомендации по использованию «портфолио» и других инновационных форм оценки достижений учащихся общеобразовательных учреждений. -Ульяновск, 2009.

6. Кныш, И.А., Переверзев, В.Ю., Прудков. С.А. Портфолио студентА образовательного учреждения СПО: Методические рекомендации по структуре, технологии организации и оценке (рейтингованию) «портфеля достижений студента». М: Издательское объединение «Е-Медиа», 2007.

7. Пироженко А.Е., Методические рекомендации для преподавателей по внедрению технологии Портфолио студента в образовательный процесс, ГБОУ СПО «Медицинский колледж № 2, Волгоград»


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации для преподавателей и студентов по внедрению технологии Портфолио студента в образовательный процесс 2014 г iconРекомендации по оформлению портфолио для студентов заочной формы обучения Портфолио
Портфолио – комплект документов, представляющий совокупность индивидуальных образовательных достижений студента
Методические рекомендации для преподавателей и студентов по внедрению технологии Портфолио студента в образовательный процесс 2014 г iconПояснительная записка Учебно тематический план
Методические рекомендации по внедрению в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий
Методические рекомендации для преподавателей и студентов по внедрению технологии Портфолио студента в образовательный процесс 2014 г iconПояснительная записка Учебно-тематические планы и содержание
Методические рекомендации по внедрению в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий
Методические рекомендации для преподавателей и студентов по внедрению технологии Портфолио студента в образовательный процесс 2014 г iconПояснительная записка Учебно-тематические планы и содержание
Методические рекомендации по внедрению в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий
Методические рекомендации для преподавателей и студентов по внедрению технологии Портфолио студента в образовательный процесс 2014 г iconПояснительная записка Учебно-тематические планы и содержание
Методические рекомендации по внедрению в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий
Методические рекомендации для преподавателей и студентов по внедрению технологии Портфолио студента в образовательный процесс 2014 г iconМетодические рекомендации по проведению родительского собрания по...
Родительские собрания проводится в классе. В начале родительского собрания рекомендуется провести анонимное анкетирование,которое...
Методические рекомендации для преподавателей и студентов по внедрению технологии Портфолио студента в образовательный процесс 2014 г iconПо учебной дисциплине Методические рекомендации для студентов и преподавателей
Реферат, курсовая работа, выпускная квалификационная работа по учебной дисциплине. Методические рекомендации для студентов и преподавателей...
Методические рекомендации для преподавателей и студентов по внедрению технологии Портфолио студента в образовательный процесс 2014 г iconМетодические рекомендации по написанию рефератов составитель
Методические рекомендации предназначены для студентов и преподавателей филиала
Методические рекомендации для преподавателей и студентов по внедрению технологии Портфолио студента в образовательный процесс 2014 г iconРекомендации к самостоятельной работе студентов по темам учебного плана
В предлагаемую модель портфолио студента включены следующие структурные элементы
Методические рекомендации для преподавателей и студентов по внедрению технологии Портфолио студента в образовательный процесс 2014 г iconМетодические рекомендации для обучающихся и педагогов «Внедрение...
...
Методические рекомендации для преподавателей и студентов по внедрению технологии Портфолио студента в образовательный процесс 2014 г iconМетодические рекомендации по анализу и самоанализу урока (для студентов)...
Методические рекомендации предназначены для преподавателей и студентов педагогического колледжа
Методические рекомендации для преподавателей и студентов по внедрению технологии Портфолио студента в образовательный процесс 2014 г iconМетодические рекомендации по внедрению в вузе системы зачетных единиц (крéдитов)
Методические рекомендации по внедрению в вузе системы зачетных единиц (крéдитов) / [Текст] / Государственный университет управления,...
Методические рекомендации для преподавателей и студентов по внедрению технологии Портфолио студента в образовательный процесс 2014 г iconМетодические рекомендации для студентов и преподавателей по выполнению,...
Методические рекомендации для студентов и преподавателей по выполнению, оформлению и защите выпускной квалификационной (дипломной)...
Методические рекомендации для преподавателей и студентов по внедрению технологии Портфолио студента в образовательный процесс 2014 г iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины методические...
Умк по дисциплине б в. 13 «Силовая подготовка» составлен в соответствии с фгос, с учебным планом по направлению подготовки 034300....
Методические рекомендации для преподавателей и студентов по внедрению технологии Портфолио студента в образовательный процесс 2014 г iconМетодические рекомендации для преподавателей Москва-Санкт-Петербург 2007
Профилактика вич-инфекции у несовершеннолетних в образовательной среде: методические рекомендации по курсу для преподавателей / Под...
Методические рекомендации для преподавателей и студентов по внедрению технологии Портфолио студента в образовательный процесс 2014 г iconТема школы: «Внедрение современных технологий в образовательный процесс...
Внедрять в образовательный процесс новые технологии через проведение фестивальных уроков, научно-практическую конференцию, работу...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск