Скачать 1.1 Mb.
|
Министерство культуры Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение «Российский институт культурологии» (ФГБНИУ «РИК») УДК 069.6 № госрегистрации 01201369185 Инв.№ _________
ОТЧЕТ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ по теме: ПОДГОТОВКА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ СТАНДАРТОВ И СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПО ВИДАМ МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ (заключительный) г. Москва, 2013 СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ Руководитель темы: Заместитель директора, заведующий Лаборатории музейного проектирования, д-р искусствоведения _____________ А.В. Лебедев (введение, разделы 1, 2, 3, 4, заключение, приложение 1) Исполнители темы: Ведущий научный сотрудник Лаборатории музейного проектирования, к-т исторических наук _____________ В.Ю.Дукельский (введение, разделы 1, 2, 3, 4, заключение, приложение 1, научное редактирование, компоновка, организация работ) Ведущий научный сотрудник Отдела прикладных культурологических исследований и образования в сфере культуры и искусства, д-р исторических наук _____________ Т.Ю. Юренева (введение, разделы 1, 2, 3, 4, заключение, приложение 1, научное редактирование, компоновка, организация работ) Старший научный сотрудник Лаборатории музейного проектирования, к-т исторических наук _____________ И.А. Гринько (введение, разделы 1, 2, 3, 4, приложение 1) Заведующий Отдела изучения, проектирования и экспертизы историко-культурных и природных территорий Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва, к-т биологических наук _____________ Г.А. Зайцева (введение, разделы 1, 2, 3, 4, приложение 1) Научный сотрудник Лаборатории музейного проектирования, к-т исторических наук _____________ В.В. Лобанова (введение, разделы 1, 2, 3, 4, приложение 1) Научный сотрудник Лаборатории музейного проектирования _____________ А.А. Зак (введение, разделы 1, 2, 3, 4, приложение 1) Научный сотрудник Лаборатории музейного проектирования _____________ А.А. Корнеева (введение, разделы 1, 2, 3, 4, приложение 1) РЕФЕРАТ Отчет состоит из 1 (одного) тома, объемом 81 (восемьдесят одна) страница, в том числе 12 (двенадцати) таблиц, 2 (двух) приложений, списка использованных источников, состоящего из 17 (семнадцати) источников. Ключевые слова: стандарты, показатели, музей, коллекция, выставка. Настоящие методические рекомендации призваны способствовать выработке системы стандартов и показателей предъявления музейных коллекций. На пути стандартизации музейной отрасли имеются объективные сложности, связанные с творческим характером и синтетической, научно-художественной природой экспозиционно-выставочной и просветительской работы музеев. Вот почему в тех странах, где уже имеются наработки по музейным стандартам, господствует осторожный, сдержанный подход к их внедрению и массовому распространению. Принятие стандартов носит добровольный характер и рассматривается как осознанный выбор музейного коллектива. Публичное предъявление музейных коллекций в широком спектре от экспозиций и выставок до музейной педагогики и представления в интернете принято считать лишь видимой частью сложного музейного комплекса. На подготовку конечного продукта нацелены все направления музейной деятельности, поэтому вопрос о стандартах работы с коллекциями неизбежно перерастает в проблему разработки и внедрения отраслевых стандартов в целом. Отсюда закономерно проистекает иерархия стандартов, их деление на:
При разработке стандартов следует учитывать и значительные диспропорции в развитии отечественных музеев. С одной стороны, есть признанные лидеры – музеи мирового класса, с другой – масса крайне слабых местных музеев. При этом ощущается острая нехватка качественных музеев среднего уровня, способных стать образцами и задавать стандарты развития отрасли в целом. Решить указанную проблему предлагается за счет различения трех уровней стандартов: базовый, расширенный и полный. Нельзя недооценивать роль стандартов в системе управления и унификации. В целом применение стандартов призвано обеспечить:
СОДЕРЖАНИЕ Введение ….......................................................................................................7 Основная часть……………………………………………………...……………10 1. Общие стандарты...............................................................................................10 2. Стандарты ресурсной базы …......................................................................18 2.1. Коллекции…………………………………………………………………...18 2.2. Здания и территория………………………………………………………...20 3. Стандарты музейной деятельности.................................................................23 3.1. Экспозиционно-выставочная деятельность…………………………….... 23 3.2. Музейно-педагогическая деятельность……………………………………29 3.3. Научно-исследовательская деятельность……………………………...…..38 3.4. Комплектование музейных коллекций.........................................................40 4. Стандарты музейных продуктов и услуг........................................................42 4.1. Экспозиции и выставки……………………………………………….........42 4.2. Музейно-педагогические продукты.............................................................54 4.3. Продукты научно-исследовательской деятельности..................................59 4.4. Информационные продукты..........................................................................62 4.5. Стандарты дополнительных сервисов.........................................................69 Заключение……………………………………………………………………….71 Источники и литература.......................................................................................72 Приложение 1. Профессиограмма.......................................................................74 Приложение 2. Предложения по внедрению результатов НИР………............80 ВВЕДЕНИЕ Постоянно нарастающий поток инноваций и существенные изменения во внешней среде предъявляют новые требования к внутренней организации и качеству музейной деятельности. Благодаря широкому внедрению новых технологий, профессиональный уровень музейной работы значительно повышается, и накопленный опыт нуждается в оформлении и распространении. В музеях совершается настоящий технологический переворот и «музейная мастерская» стремительно превращается в современное производство высококачественных культурных продуктов и услуг. В такой ситуации обращение к проблеме стандартов представляется важным шагом в развитии указанных процессов. Однако на пути стандартизации музейной отрасли имеются объективные сложности, связанные с творческим характером и синтетической, научно-художественной природой экспозиционно-выставочной и просветительской работы музеев. Вот почему в тех странах, где уже имеются наработки по музейным стандартам, господствует осторожный, сдержанный подход к их внедрению и массовому распространению. Принятие стандартов носит добровольный характер и рассматривается как осознанный выбор музейного коллектива. Публичное предъявление музейных коллекций в широком спектре от экспозиций и выставок до музейной педагогики и представления в интернете принято считать лишь видимой частью сложного музейного комплекса. На подготовку конечного продукта нацелены все направления музейной деятельности, поэтому вопрос о стандартах работы с коллекциями неизбежно перерастает в проблему разработки и внедрения отраслевых стандартов в целом. Отсюда проистекает иерархия стандартов, их деление на:
При разработке стандартов следует учитывать и значительные диспропорции в развитии отечественных музеев. С одной стороны, есть признанные лидеры – музеи мирового класса, с другой – масса крайне слабых местных музеев. При этом ощущается острая нехватка качественных музеев среднего уровня, способных стать образцами и задавать стандарты развития отрасли в целом. Решить указанную проблему предлагается за счет различения трех уровней стандартов: базовый, расширенный и полный. Введение стандартов не имеет целью сделать их абсолютно обязательными. Задача обеспечения минимального уровня решается при помощи нормативов, перечисленных в соответствующих инструкциях, например, «Инструкции по учету и хранению музейных ценностей». Стандарты фиксируют более высокий уровень требований и должны рассматриваться как качественная характеристика – общепризнанные правила организации деятельности и создания продуктов. Поэтому стандарты должны служить, прежде всего, механизмом реальной самооценки и стимулировать развитие музея, указывая его направление. На основании предлагаемых стандартов крупные музеи могут принять собственные повышенные стандарты и придерживаться их с целью дальнейшего улучшения своей работы. Другие музеи вправе расставить свои приоритеты и с учетом объективных возможностей выбрать те аспекты, в которых им необходимо совершенствоваться в первую очередь. В то же время нельзя недооценивать роль стандартов в системе управления и унификации. В целом применение стандартов призвано обеспечить: повышение профессионального уровня музейной деятельности, конкурентоспособность музейного предложения, единство подходов и сопоставимость результатов. Стандарты не являются раз и навсегда заданной константой, а лишь обозначают определенный рубеж. Они будут неизбежно дополняться, и расширяться в соответствии с запросами времени и общества. В дальнейшем, по мере распространения и внедрения стандартов, потребуется разработка инструментов самоконтроля (анкеты, отчеты и др.), а также механизмов мониторинга и сертификации. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ РАЗДЕЛ 1. Общие стандарты Музей является некоммерческим учреждением культуры, действующим в сфере наследия на постоянной основе и на благо общества. Музеи существуют в следующих организационно-правовых формах:
Музеи различаются по масштабам деятельности:
Музеи могут относиться к одному из следующих типов, либо сочетать в себе признаки нескольких:
В музейной деятельности выделяются следующие общие стандарты: 1. Многофункциональность. Ключевые характеристики современного музея – многофункциональность и многоплановость, постоянно расширяющийся спектр направлений и форм деятельности. Базовый стандарт Музей осуществляет:
Расширенный стандарт Музей:
Музей-заповедник:
Полный стандарт Музей:
2. Соответствие правовым и этическим нормам. Музей действует в соответствии с законодательством, профессиональными стандартами и этическими нормами. Базовый стандарт Музей действует на основании устава, положения или иного нормативно-правового документа, определяющего правовой статус музея, его цели и задачи, постоянную основу и некоммерческий характер. Расширенный стандарт Музеем принят Кодекс музейной этики ИКОМ. Полный стандарт Музеем разработан и принят собственный кодекс профессиональной этики, на который в своей деятельности опираются руководство музея и его персонал. 3. Планирование деятельности. Управление музеем осуществляется на основе системы менеджмента, позволяющей наиболее эффективно использовать имеющиеся ресурсы, обеспечивать текущую деятельность и стабильное развитие в меняющемся окружении, используя его возможности и избегая опасностей. Базовый стандарт В музее разработаны текущий и перспективный планы деятельности. Существует система их регулярной корректировки. Расширенный стандарт В музее разработана, собственными силами или привлеченными специалистами, концепция развития, определяющая его миссию, функциональную модель и основные направления деятельности на определенный период. Полный стандарт Музей развивается на основе стратегического плана, включающего анализ ситуации, концептуальную часть, систему мероприятий и бюджет. 4. Устойчивость финансирования. Музей – учреждение со стабильной финансовой базой, складывающейся из различных источников и позволяющей выполнять все функции на постоянной основе. Музей – некоммерческое учреждение, и получение доходов не должно противоречить его целям и задачам и оказывать влияние на стандарты работы музея или качество обслуживания посетителей. Базовый стандарт Основу бюджета музея составляют государственные субсидии и средства, полученные от приносящей доход деятельности. Расширенный стандарт В структуре музейных доходов растет значение привлеченных средств: спонсорские взносы, гранты, доходы от целевого капитала. Полный стандарт В музее разработана стратегия фандрейзинга, включающая в себя определение круга существующих и потенциальных источников, способы привлечения средств, основания их получения, приоритетные направления расходования. 5. Безопасность. Обеспечение безопасности коллекций, здания, персонала и посетителей – важнейшее направление музейной деятельности. Базовый стандарт
Расширенный стандарт
Полный стандарт
6. Прозрачность деятельности. Музей – публичное учреждение, одна из целей которого – сделать свою деятельность максимально прозрачной и понятной обществу. Базовый стандарт Документы о деятельности музея доступны по запросу. Расширенный стандарт Музей готовит, издает и публикует в информационном пространстве ежегодные отчеты о собственной деятельности и ее результатах. Полный стандарт Документы о деятельности и развитии музея: концепция, планы, отчеты, включая финансовые, постоянно открыты для ознакомления (размещены на сайте) и используются в качестве инструмента для позиционирования музея. 7. Доступность. Музей представляет собой специфически организованную систему доступа максимально широкого круга людей к историко-культурному и природному наследию. Базовый стандарт
Расширенный стандарт
Полный стандарт
8. Обеспеченность кадрами. Организационная структура отвечает стратегии развития музея на конкретном этапе, позволяет координировать действия подразделений и оперативно реагировать на вызовы внешней среды. Количество персонала, его квалификация и компетенции соответствуют профилю, размеру и типу музея, целям и задачам, стоящим перед организацией (см. также Приложение 1). Базовый стандарт
Расширенный стандарт
Полный стандарт
Таблица 1. Показатели статистики и отчетности
РАЗДЕЛ 2. Стандарты ресурсной базы |
Подготовка методических рекомендаций и разработка критериев оценки... Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение «Российский институт культурологии» (фгбниу «рик») | План финансово-хозяйственной деятельности на 2014г. Коды Музея, в том числе путем приобретения музейных предметов и музейных коллекций, получения добровольных вкладов и пожертвований от... | ||
Проект единые правила комплектования, учета, хранения, реставрации... Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова при финансовой поддержке Министерства образования и... | Пояснительная записка к докладу Вяземского муниципального района за отчетный 2011 год, планируемые значения показателей на 3-летний период. Расчет показателей произведен... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Подтвердить значимость и достоверность полученных в результате исследования данных можно с использованием статистических методов.... | «подготовка к гиа по математике» Подготовка к гиа Краснодарского края «Алгебра и начала анализа. 10 -11 классы». Авт. Е. А. Семенко и Методических рекомендаций для общеобразовательных... | ||
Рефераты для текущего контроля по дисциплине «управленческий и финансовый контроль» Анализ относительных и абсолютных показателей ликвидности конкретного предприятия. Подготовка рекомендаций по улучшению ликвидности... | Отчет о работе за 2013 год Сохранение культурных ценностей и культурно-исторического наследия является основной функцией музея, поэтому работниками музея создаются... | ||
Введение федеральных государственных стандартов начального общего... Воспитательные: вызвать интерес к изучаемому материалу, воспитание интереса к изучению русского языка | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Наименование учебников, учебно-методических, методических пособий, разработок и рекомендаций | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Наименование учебников, учебно-методических, методических пособий, разработок и рекомендаций | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Наименование учебников, учебно-методических, методических пособий, разработок и рекомендаций | ||
Институт управления и предпринимательства Цель работы — показать возможности по использованию статистических показателей и методов для увеличения доходности проектов в электронной... | Реферат «Инструкции по учету и хранению музейных ценностей», выявляются имеющиеся неточности в атрибуции и датировке музейных предметов из... | ||
Обеспеченность учебно-методической документацией по дисциплине «Теория... Наименование учебников, учебно-методических, методических пособий, разработок и рекомендаций | Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы разработаны... Страховое дело (по отраслям) (базовая подготовка) даются задания к теоретическим и практическим занятиям, способствующие формированию... |