Скачать 470.36 Kb.
|
Министерство культуры Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение «Российский институт культурологии» (ФГБНИУ «РИК») УДК 069.6 № госрегистрации 01201369184 Инв.№ _________
ОТЧЕТ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ по теме: ПОДГОТОВКА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ И РАЗРАБОТКА КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ (заключительный) г. Москва, 2013 СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ Руководитель темы: Заместитель директора, заведующий Лаборатории музейного проектирования, д-р искусствоведения _____________ А.В. Лебедев (введение, разделы 1, 2, 3, 4, заключение) Исполнители темы: Ведущий научный сотрудник Лаборатории музейного проектирования, к-т исторических наук _____________ В.Ю. Дукельский (введение, разделы 1, 2, 3, 4, заключение, научное редактирование, компоновка, организация работ) Ведущий научный сотрудник Отдела прикладных культурологических исследований и образования в сфере культуры и искусства, д-р исторических наук _____________ Т.Ю. Юренева (введение, разделы 1, 2, 3, 4, заключение, научное редактирование, компоновка, организация работ) Начальник Отдела музееведения и актуализации историко-культурного наследия, к-т исторических наук _____________ Т.П. Поляков (введение, разделы 1, 2, 3, 4, заключение) Переводчик Отдела международного сотрудничества _____________ Д.Ю. Черняков (введение, разделы 1, 2, 3, 4, заключение) Аспирант Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва _____________ Ю.А. Вакс (введение, разделы 1, 2, 3, 4, заключение) РЕФЕРАТ Отчет состоит из 1 (одного) тома, объемом 52 (пятьдесят две) страницы, списка использованных источников, состоящего из 6 (шести) источников, 1 (одного) приложения. Ключевые слова: критерии, успешность, эффективность, музей, коллекция, выставка. Необходимость разработки критериев успешности продиктована изменившимися условиями деятельности музеев, прежде всего, их вхождением в рынок. Не менее важным является создание механизма для адекватной самооценки, оценки деятельности музея руководящими органами и спонсорами, поддержки музейной деятельности органами власти в виде премий, грантов, дополнительного финансирования и разработки в будущем рейтингов музеев РФ. Критерии успешности музея ― это совокупность признаков, позволяющих оценить популярность музея и степень его включенности в процессы социально-экономического и культурного развития общества и территории. Понятие «успешность» включает в себя эффективность, но существенно шире последней, поскольку выражает не только прибыльность, но и некоммерческую значимость музея как производителя общественных благ, которые имеют цену производства, но по разным причинам не имеют адекватной цены продажи. Создание этих благ, с одной стороны, является результатом государственной поддержки, с другой стороны, ― участия в этом процессе различных профессиональных групп. В итоге создание музейного продукта формирует специфическое музейное пространство, которое, становясь сферой привлечения различных интересов, прямо или опосредованно воздействует на окружающую территорию, в том числе на повышение ее экономической эффективности. Для определения успешности музея предлагается система, включающая базовые и производные критерии. К базовым критериям относятся: Востребованность, Влиятельность, Доступность услуг и Экономическая устойчивость. Производные критерии позволяют конкретизировать процесс оценки базовые по отдельным сферам и потребителям. Соответственно критерий «востребованность» подразделяется на востребованность публикой, системой образования и научной сферой. Базовый критерий «влиятельность», характеризующий воздействие результатов работы музея на внешнее окружение включает: признание музея, его влияние на досуговые предпочтения населения, развитие территории и самой музейной отрасли. Критерий «доступность услуг» складывается из доступности информации и доступности музейных сервисов. Наконец, такой критерий как «экономическая устойчивость музея» предполагает анализ и оценку по трем производным критериям: эффективность управления, доходность и развитие партнерства. На следующем уровне «востребованность публикой» детализируется как: рост индивидуальной и коллективной посещаемости; расширение аудитории за счет новых форм презентации коллекций и актуализации экспозиционно-выставочного предложения; спрос на образовательные программы и прочие музейные продукты и услуги, развитие волонтерства. Критерий «востребованность системой образования» раскрывается через развитие партнерства с образовательными учреждениями, реализацию совместных образовательных программ, востребованность музейных образовательных Интернет-ресурсов. «Востребованность научной сферой» оценивается на основании степени вовлеченности хранителей в работу с посетителями-специалистами, организации научных форумов, выпуска периодических научных изданий, развития научного сотрудничества и научных достижения сотрудников музея. Общественное «признание» музея определяется поддержкой населением его социокультурных проектов, устойчивыми связями со СМИ, привлекательностью музея для проката выставок и привлечения его к участию в совместных выставочных проектах. «Влияние на развитие территории» оценивается через влияние музея на формирование региональных брендов и влияние его экспозиционно-выставочных проектов на культурную, социальную и экономическую жизнь региона. «Влияние на развитие музейной отрасли» раскрывается через лидерство музея в области экспозиционных методов и технологий, влияние его экспозиции на методы и технологии создания экспозиций в других музеях и влияние выставочной политики музея на развитие экспозиционно-выставочной практики в целом. «Информационная доступность» определяется тематическим разнообразием виртуальных музеев и выставок, востребованностью музейного информационного центра, посещаемостью музейного сайта и музейных страниц в соцсетях. «Доступность сервисов» складывается из доступности музея для посетителей с ограниченными возможностями, востребованности музейного кафе, электронной системы бронирования и предварительной продажи билетов. Оценка «эффективности управления» строится на таких критериях как способность руководства музея оптимизировать расходование ресурсов и умение аккумулировать максимум ресурсов из внешней среды. Критерий «доходность» раскрывается через увеличение объема и изменение структуры доходов музея, развитие музейной торговли и электронной коммерции, рост доходов музея от предпринимательской и иной деятельности. Наконец, такой важнейший критерий успешности как «развитие партнерства» раскрывается через партнерские отношения музея и предприятий местной промышленности, активность и состав «Клуба друзей музея». Дополнительно ко всем перечисленным критериям прилагается перечень показателей отчетности в широком диапазоне от количественных данных музейной статистики до социологических опросов и экспертных оценок. По каждому из критериев особо оговаривается его применимость, обусловленная территориальным местоположением музея и его целевой аудиторией. Следуя указанному подходу, музеи разделяются на три группы:
Внутри каждой из групп выделяются четыре основных типа музеев (A, B, C, D), различающихся между собой по составу коллекций и приоритетным направлениям деятельности. СОДЕРЖАНИЕ 1.2. Востребованность системой образования 21 1.3. Востребованность научной сферой 23 РАЗДЕЛ 2. Влиятельность 26 2.1. Признание 26 2.2. Влияние экспозиции на досуговые предпочтения населения 28 2.3. Влияние музея на развитие территории 30 2.4. Влияние на развитие музейной отрасли 34 РАЗДЕЛ 3. Доступность услуг 38 3.1. Информационная доступность 38 3.2. Доступность сервисов 40 4.1. Эффективность управления 42 4.3. Партнерство 47 ВВЕДЕНИЕ Критерии успешности музея ― совокупность признаков, позволяющих оценить популярность музея и степень его включенности в процессы социально-экономического и культурного развития общества и территории. Понятие «успешность» включает в себя эффективность, но существенно шире последней, поскольку выражает не только прибыльность, но и некоммерческую значимость музея как производителя общественных благ, которые имеют цену производства, но по разным причинам не имеют адекватной цены продажи. Создание этих благ, с одной стороны, является результатом государственной поддержки, с другой стороны, ― участия в этом процессе различных профессиональных групп. В итоге создание музейного продукта формирует специфическое музейное пространство, которое, становясь сферой привлечения различных интересов, прямо или опосредованно воздействует на окружающую территорию, в том числе на повышение ее экономической эффективности. Основные критерии успешности музея, связаны со специфическим музейным пространством, в формировании которого принимают участие четыре креативные группы:
Цель данной разработки ― создать систему критериев оценки успешности государственных музеев, способную стать основой для:
Для определения успешности деятельности музея предлагается система, включающая базовые и производные критерии, позволяющие детализировать оценку. К базовым критериям относятся:
Применимость как основных, так и производных критериев обусловлена территориальным положением музея и приоритетами его деятельности. По территориальному принципу музеи можно разделить на три группы: 1-я группа: столичные музеи и музеи крупных региональных центров; основные посетители ― местные жители и туристы 2-я группа: региональные и муниципальные музеи, находящиеся на популярных туристских маршрутах; основные посетители ― туристы 3-я группа: муниципальные и сельские музеи, находящиеся на удалении от популярных туристских маршрутов; основные посетители ― местные жители. В каждой территориальной группе можно выделить четыре основных типа музеев, характеризующиеся профильными приоритетами и спецификой деятельности: тип «A»: музеи, приоритетная деятельность которых определяется объемом музейной коллекции, требующей традиционных и инновационных форм экспозиционно-выставочного показа и публикаций; как правило, это крупные и средние художественные музеи, иногда - коллекционные музеи иного профиля тип «B»: музеи, приоритетная деятельность которых связана с образовательными проектами и программами; их основная аудитория ― школьники младших и старших классов, студенты колледжей и высших учебных заведений тип «C»: музеи, приоритетная деятельность которых направлена на развлекательные проекты и программы, что обусловлено, прежде всего, наличием парковой зоны, позволяющей привлекать самую широкую аудиторию; как правило, это парковые музеи-заповедники типа «Царицыно» тип «D»: музеи, объединяющие в своей деятельности приоритетные направления всех вышеуказанных типов; это – крупные музеи-заповедники, обладающие уникальными историко-архитектурными и мемориальными объектами показа, достаточным объемом коллекций и территории, стремящиеся к разнообразию образовательных и развлекательных программ; характерные примеры ― музей-заповедник «Петергоф», музей-заповедник «Ясная Поляна». Аудитория подобных музеев универсальна. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ РАЗДЕЛ 1. Востребованность 1.1. Востребованность публикой Рост индивидуальной посещаемости Простой и, одновременно, сложный критерий успешности, актуальный для всех групп и типов музеев. В процессе его применения необходимо учитывать несколько обстоятельств, влияющих на данный критерий успешности, а также на показатели статистики и отчетности. Первое обстоятельство – это площадь доступной части музея и его пропускная способность. Желательно дополнить раздел 6 формы 8-НК показателями: «доступная площадь музея», «число посетителей музея в день» и, главное, «число квадратных метров на посетителя в день». Второе обстоятельство связано с тем, что многие музеи, обладающие соответствующей площадью и экспозиционно-выставочными ресурсами, вынуждают посетителя приобретать билет на посещение каждой экспозиции или выставки, входящей в общую экспозиционную структуру музея. То есть один и тот же посетитель приобретает несколько билетов, повышая, тем самым, «общее число посещений». Возникает вопрос: можно ли считать подобную практику одним из критериев музейной успешности? Вероятно, да. Поскольку готовность посетителя к дополнительным тратам характеризует авторитет и объективную успешность музея. Однако существуют и иные точки зрения на данную проблему. Во всяком случае, в показателях отчетности раздела 6 формы 8-НК следует дополнить графу «число индивидуальных посещений выставок и экспозиций» пунктами: «количество стационарных экспозиций музея, требующих приобретение отдельного билета» и «количество выставочных экспозиций музея, требующих приобретение отдельного билета». Серьезной проблемой остается подсчет посетителей в музеях, расположенных в комплексах отдельно стоящих зданий. Здесь существуют три разных системы подсчета:
Одновременное существование разных систем подсчета свидетельствует о том, что мы не имеем реальной картины посещаемости отечественных музеев. Кроме того, показатели формы 8-НК должны, вероятно, учитывать разные категории билетов – индивидуальные, семейные, билеты постоянных посетителей, электронные билеты и т.п. В последнее время практикуется бесплатное посещение ряда подмосковных музеев по железнодорожным билетам, приобретаемым туристами в кассах вокзалов и крупных станций. Количество этих билетов также можно считать одним из показателей музейной успешности. Основные показатели статистики и отчетности, выраженные в разделе 6 формы 8-НК:
Рекомендуемая форма статистики и отчетности – информационная справка, дополняющая основные показатели раздела 6 формы 8-НК и фиксирующая:
Рост коллективной посещаемости Критерий успешности, актуальный для всех музеев, в особенности для музеев 2 и 3 группы, и музеев типа «В». Основные показатели статистики и отчетности отражены в разделе 6 формы 8-НК:
Данную форму статистики и отчетности следует дополнить информационной справкой, фиксирующей:
Расширение аудитории за счет новых форм презентации Речь идет, прежде всего, о создании в пространстве стационарных и выставочных экспозиций особых экспозиционно-тематических зон общения, позволяющих посетителю нарушать традиционные музейные правила «руками не трогать», «не шуметь», «не садиться» и т.п. Такие зоны общения получили образное название «живой музей». Зарубежная и отечественная музейная практика показывает, что музеи-магазины, музеи-трактиры, музеи-театры, музеи-салоны, музеи-мастерские, музеи-амбулатории и другие интерактивные зоны в структуре экспозиций и выставок, превращающие посетителей в участников игровых акций, значительно повышают успешность музея. Пример одного из самых оригинальных отечественных «живых музеев» ― музей-амбулатория, созданный на территории музея-заповедника А. П. Чехова «Мелихово». Критерий актуален для музеев всех групп и типов, в наибольшей степени – для музеев типа «В», «С» и «D». Рекомендуемые формы статистики и отчетности:
Расширение аудитории за счет актуализации экспозиционно-выставочного предложения Данный критерий связан с модернизацией содержательных аспектов экспозиционно-выставочной практики. Одна из тенденций – акцентирование внимания на современном и актуальном искусстве, ассоциативно связанном с основными темами не только художественных музеев, но и музеев других профилей – исторических, литературных, естественно-научных и технических. Например, экспозиционно-выставочная практика многих московских музеев направлена на расширение количества выставок современного искусства. Эти выставки напрямую или косвенно связанны с профильными темами и позволяют включать в экспозиционное пространство театрализованные акции – перформансы и хеппенинги. Делается это, в первую очередь, с целью расширения музейной аудитории и привлечения молодежи. Критерий актуален для музеев всех групп и типов, стремящихся повысить свою успешность. Основные показатели статистики и отчетности отражены в разделе 6 формы 8-НК. Рекомендуемая форма статистики и отчетности – информационная справка, фиксирующая:
Востребованность образовательных программ, реализуемых в пространстве музейных экспозиций и выставок Критерий актуален, прежде всего, для музеев типа «В». Основная форма статистики и отчетности – показатели раздела 6 формы 8-НК:
Данную форму статистики и отчетности следует дополнить информационной справкой, фиксирующей следующие показатели характера и качества образовательных программ:
Спрос на тематические лекции, прочитанные в музейном пространстве Критерий успешности, актуальный для всех музеев, в первую очередь, для музеев групп «В». Основная форма статистики и отчетности – музейная статистика в разделе 6 формы 8-НК:
Данную форму статистики и отчетности следует дополнить информационной справкой, фиксирующей следующие показатели:
Показателем успешности лекций служат также положительные отзывы в СМИ и Интернете. Спрос на музейные массовые мероприятия и развлекательные программы (концерты, фестивали, исторические шоу, карнавалы, театральные постановки и т.п.) Критерий актуален для всех групп и типов музеев, прежде всего, для музеев типа «С» и «D». Основная форма статистики и отчетности – показатели раздела 6 формы 8-НК:
Данную форму статистики и отчетности следует дополнить информационной справкой, фиксирующей следующие показатели:
Спрос на музейные мастерские, творческие лаборатории, кружки и др. Критерий характеризует степень вовлеченности местного населения в формирование музейного пространства и актуален для музеев всех групп и типов, в первую очередь для музеев группы 3 и типа «В» и «D». Рекомендуемая форма статистики и отчетности – справка, фиксирующая:
Спрос на адресное детское и семейное предложение Данный критерий характеризует ситуацию, когда семейные посетители, проводящие досуг в данном музее, получают возможность выбора:
Критерий актуален для музеев всех групп и типов. Рекомендуемая форма статистики и отчетности ― справка, фиксирующая:
Развитие волонтерства Критерий характеризует степень вовлеченности местного населения в деятельность музея. Актуален для музеев всех типов и групп. Рекомендуемая форма статистики и отчетности ― справка, фиксирующая:
|
Подготовка методических рекомендаций по формированию системы стандартов... Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение «Российский институт культурологии» (фгбниу «рик») | Документация о закупке «Разработка технологии комплексной системы защиты от утечки конфиденциальной информации, критериев оценки и рекомендаций по выбору... | ||
План финансово-хозяйственной деятельности на 2014г. Коды Музея, в том числе путем приобретения музейных предметов и музейных коллекций, получения добровольных вкладов и пожертвований от... | Учебной программы, тема урока К числу основных критериев оценки урока относится в первую очередь соблюдение на нем принципов обучения, а также критериев оценки... | ||
Проект единые правила комплектования, учета, хранения, реставрации... Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова при финансовой поддержке Министерства образования и... | Отчет о проведении научно-исследовательской работы «Разработка методических... «Разработка методических рекомендаций по описанию и оптимизации процессов в органах исполнительной власти в рамках подготовки внедрения... | ||
Номинация «наука и производство» Об утверждении методических рекомендаций по определению критериев изменения типа муниципальных учреждений муниципального образования... | Реферат Тема нир Тема нир: Анализ экономического механизма и разработка критериев эффективности системы консалтинга для издательско-полиграфического... | ||
Реферат Тема нир Тема нир: Анализ экономического механизма и разработка критериев эффективности системы консалтинга для издательско-полиграфического... | На основе кандидатской диссертации, защищенной Об утверждении методических рекомендаций по определению критериев изменения типа муниципальных учреждений муниципального образования... | ||
Приёмышева Т. В Изучение документов на этапе внедрения фгос. Подбор, разработка интегрированных работ, диагностических материалов для контроля и... | Введение 5 Целью работы является разработка рекомендаций по повышению эффективности функционирования коммерческих банков | ||
Примерный перечень оснований (критериев) для начисления стимулирующих... Результаты аттестации егэ после 4, 9, 11 классов, подготовка 100% учащихся к егэ | Научно-поисковая работа Разработка методики оценки эффективности кредитно-инвестиционной деятельности банка | ||
«подготовка к гиа по математике» Подготовка к гиа Краснодарского края «Алгебра и начала анализа. 10 -11 классы». Авт. Е. А. Семенко и Методических рекомендаций для общеобразовательных... | Отчет о научно-исследовательской работе Разработка критериев оценки качества очистки внутренних поверхностей трубопроводов систем теплоснабжения жилого фонда г. Красноярска... |