Подготовка методических рекомендаций и разработка критериев оценки эффективности представления музейных коллекций





Скачать 470.36 Kb.
НазваниеПодготовка методических рекомендаций и разработка критериев оценки эффективности представления музейных коллекций
страница1/7
Дата публикации28.04.2015
Размер470.36 Kb.
ТипОтчет
100-bal.ru > Культура > Отчет
  1   2   3   4   5   6   7


Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение «Российский институт культурологии» (ФГБНИУ «РИК»)
УДК 069.6 

№ госрегистрации

01201369184  

Инв.№ _________




УТВЕРЖДАЮ

И.о. директора ФГБНИУ «Российский институт культурологии» доктор исторических наук

_______________А.В.Окороков

05.11.2013 г.



ОТЧЕТ

О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

по теме:

ПОДГОТОВКА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ И РАЗРАБОТКА КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ

(заключительный)


г. Москва, 2013
СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
Руководитель темы:
Заместитель директора, заведующий Лаборатории музейного проектирования, д-р искусствоведения

_____________ А.В. Лебедев (введение, разделы 1, 2, 3, 4, заключение)

Исполнители темы:
Ведущий научный сотрудник Лаборатории музейного проектирования, к-т исторических наук

_____________ В.Ю. Дукельский (введение, разделы 1, 2, 3, 4, заключение, научное редактирование, компоновка, организация работ)

Ведущий научный сотрудник Отдела прикладных культурологических исследований и образования в сфере культуры и искусства, д-р исторических наук

_____________ Т.Ю. Юренева (введение, разделы 1, 2, 3, 4, заключение, научное редактирование, компоновка, организация работ)

Начальник Отдела музееведения и актуализации историко-культурного наследия, к-т исторических наук

_____________ Т.П. Поляков (введение, разделы 1, 2, 3, 4, заключение)


Переводчик Отдела международного сотрудничества

_____________ Д.Ю. Черняков (введение, разделы 1, 2, 3, 4, заключение)
Аспирант Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва

_____________ Ю.А. Вакс (введение, разделы 1, 2, 3, 4, заключение)

РЕФЕРАТ
Отчет состоит из 1 (одного) тома, объемом 52 (пятьдесят две) страницы, списка использованных источников, состоящего из 6 (шести) источников, 1 (одного) приложения.

Ключевые слова: критерии, успешность, эффективность, музей, коллекция, выставка.

Необходимость разработки критериев успешности продиктована изменившимися условиями деятельности музеев, прежде всего, их вхождением в рынок. Не менее важным является создание механизма для адекватной самооценки, оценки деятельности музея руководящими органами и спонсорами, поддержки музейной деятельности органами власти в виде премий, грантов, дополнительного финансирования и разработки в будущем рейтингов музеев РФ.

Критерии успешности музея ― это совокупность признаков, позволяющих оценить популярность музея и степень его включенности в процессы социально-экономического и культурного развития общества и территории. Понятие «успешность» включает в себя эффективность, но существенно шире последней, поскольку выражает не только прибыльность, но и некоммерческую значимость музея как производителя общественных благ, которые имеют цену производства, но по разным причинам не имеют адекватной цены продажи. Создание этих благ, с одной стороны, является результатом государственной поддержки, с другой стороны, ― участия в этом процессе различных профессиональных групп. В итоге создание музейного продукта формирует специфическое музейное пространство, которое, становясь сферой привлечения различных интересов, прямо или опосредованно воздействует на окружающую территорию, в том числе на повышение ее экономической эффективности.

Для определения успешности музея предлагается система, включающая базовые и производные критерии. К базовым критериям относятся: Востребованность, Влиятельность, Доступность услуг и Экономическая устойчивость.

Производные критерии позволяют конкретизировать процесс оценки базовые по отдельным сферам и потребителям. Соответственно критерий «востребованность» подразделяется на востребованность публикой, системой образования и научной сферой. Базовый критерий «влиятельность», характеризующий воздействие результатов работы музея на внешнее окружение включает: признание музея, его влияние на досуговые предпочтения населения, развитие территории и самой музейной отрасли. Критерий «доступность услуг» складывается из доступности информации и доступности музейных сервисов. Наконец, такой критерий как «экономическая устойчивость музея» предполагает анализ и оценку по трем производным критериям: эффективность управления, доходность и развитие партнерства.

На следующем уровне «востребованность публикой» детализируется как: рост индивидуальной и коллективной посещаемости; расширение аудитории за счет новых форм презентации коллекций и актуализации экспозиционно-выставочного предложения; спрос на образовательные программы и прочие музейные продукты и услуги, развитие волонтерства.

Критерий «востребованность системой образования» раскрывается через развитие партнерства с образовательными учреждениями, реализацию совместных образовательных программ, востребованность музейных образовательных Интернет-ресурсов.

«Востребованность научной сферой» оценивается на основании степени вовлеченности хранителей в работу с посетителями-специалистами, организации научных форумов, выпуска периодических научных изданий, развития научного сотрудничества и научных достижения сотрудников музея.

Общественное «признание» музея определяется поддержкой населением его социокультурных проектов, устойчивыми связями со СМИ, привлекательностью музея для проката выставок и привлечения его к участию в совместных выставочных проектах.

«Влияние на развитие территории» оценивается через влияние музея на формирование региональных брендов и влияние его экспозиционно-выставочных проектов на культурную, социальную и экономическую жизнь региона.

«Влияние на развитие музейной отрасли» раскрывается через лидерство музея в области экспозиционных методов и технологий, влияние его экспозиции на методы и технологии создания экспозиций в других музеях и влияние выставочной политики музея на развитие экспозиционно-выставочной практики в целом.

«Информационная доступность» определяется тематическим разнообразием виртуальных музеев и выставок, востребованностью музейного информационного центра, посещаемостью музейного сайта и музейных страниц в соцсетях.

«Доступность сервисов» складывается из доступности музея для посетителей с ограниченными возможностями, востребованности музейного кафе, электронной системы бронирования и предварительной продажи билетов.

Оценка «эффективности управления» строится на таких критериях как способность руководства музея оптимизировать расходование ресурсов и умение аккумулировать максимум ресурсов из внешней среды.

Критерий «доходность» раскрывается через увеличение объема и изменение структуры доходов музея, развитие музейной торговли и электронной коммерции, рост доходов музея от предпринимательской и иной деятельности.

Наконец, такой важнейший критерий успешности как «развитие партнерства» раскрывается через партнерские отношения музея и предприятий местной промышленности, активность и состав «Клуба друзей музея».

Дополнительно ко всем перечисленным критериям прилагается перечень показателей отчетности в широком диапазоне от количественных данных музейной статистики до социологических опросов и экспертных оценок.

По каждому из критериев особо оговаривается его применимость, обусловленная территориальным местоположением музея и его целевой аудиторией. Следуя указанному подходу, музеи разделяются на три группы:

  • столичные музеи и музеи крупных региональных центров, где основными посетителями являются горожане и туристы;

  • региональные и муниципальные музеи, находящиеся на популярных туристических маршрутах;

  • муниципальные и сельские музеи, удаленные от популярных туристических маршрутов, где основные посетители ― местные жители.

Внутри каждой из групп выделяются четыре основных типа музеев (A, B, C, D), различающихся между собой по составу коллекций и приоритетным направлениям деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ


1.2. Востребованность системой образования 21

1.3. Востребованность научной сферой 23

РАЗДЕЛ 2. Влиятельность 26

2.1. Признание 26

2.2. Влияние экспозиции на досуговые предпочтения населения 28

2.3. Влияние музея на развитие территории 30

2.4. Влияние на развитие музейной отрасли 34

РАЗДЕЛ 3. Доступность услуг 38

3.1. Информационная доступность 38

3.2. Доступность сервисов 40

4.1. Эффективность управления 42

4.3. Партнерство 47

ВВЕДЕНИЕ

Критерии успешности музея ― совокупность признаков, позволяющих оценить популярность музея и степень его включенности в процессы социально-экономического и культурного развития общества и территории.

Понятие «успешность» включает в себя эффективность, но существенно шире последней, поскольку выражает не только прибыльность, но и некоммерческую значимость музея как производителя общественных благ, которые имеют цену производства, но по разным причинам не имеют адекватной цены продажи. Создание этих благ, с одной стороны, является результатом государственной поддержки, с другой стороны, ― участия в этом процессе различных профессиональных групп. В итоге создание музейного продукта формирует специфическое музейное пространство, которое, становясь сферой привлечения различных интересов, прямо или опосредованно воздействует на окружающую территорию, в том числе на повышение ее экономической эффективности.

Основные критерии успешности музея, связаны со специфическим музейным пространством, в формировании которого принимают участие четыре креативные группы:

  1. Музейные специалисты (менеджеры, проектировщики, экспозиционеры, хранители, экскурсоводы, музейные педагоги и т.д.)

  2. Представители творческих профессий и профильной науки (архитекторы, художники, поэты, писатели, драматурги, режиссеры, актеры, музыканты, реставраторы, археологи, краеведы и т.д.)

  3. Местное население

  4. Туристы


Цель данной разработки ― создать систему критериев оценки успешности государственных музеев, способную стать основой для:


  • адекватной самооценки деятельности музея;

  • оценки деятельности музея руководящими органами и спонсорами;

  • поддержки и поощрения музейной деятельности органами власти в виде премий, грантов, дополнительного финансирования, повышения статуса и т.п.;

  • разработки в дальнейшем рейтингов музеев РФ.


Для определения успешности деятельности музея предлагается система, включающая базовые и производные критерии, позволяющие детализировать оценку.

К базовым критериям относятся:

  • востребованность;

  • влиятельность;

  • доступность услуг;

  • экономическая устойчивость.

Применимость как основных, так и производных критериев обусловлена территориальным положением музея и приоритетами его деятельности.

По территориальному принципу музеи можно разделить на три группы:

1-я группа: столичные музеи и музеи крупных региональных центров;

основные посетители ― местные жители и туристы

2-я группа: региональные и муниципальные музеи, находящиеся на популярных туристских маршрутах;

основные посетители ― туристы

3-я группа: муниципальные и сельские музеи, находящиеся на удалении от популярных туристских маршрутов;

основные посетители ― местные жители.

В каждой территориальной группе можно выделить четыре основных типа музеев, характеризующиеся профильными приоритетами и спецификой деятельности:

тип «A»: музеи, приоритетная деятельность которых определяется объемом музейной коллекции, требующей традиционных и инновационных форм экспозиционно-выставочного показа и публикаций; как правило, это крупные и средние художественные музеи, иногда - коллекционные музеи иного профиля

тип «B»: музеи, приоритетная деятельность которых связана с образовательными проектами и программами; их основная аудитория ― школьники младших и старших классов, студенты колледжей и высших учебных заведений

тип «C»: музеи, приоритетная деятельность которых направлена на развлекательные проекты и программы, что обусловлено, прежде всего, наличием парковой зоны, позволяющей привлекать самую широкую аудиторию; как правило, это парковые музеи-заповедники типа «Царицыно»

тип «D»: музеи, объединяющие в своей деятельности приоритетные направления всех вышеуказанных типов; это – крупные музеи-заповедники, обладающие уникальными историко-архитектурными и мемориальными объектами показа, достаточным объемом коллекций и территории, стремящиеся к разнообразию образовательных и развлекательных программ; характерные примеры ― музей-заповедник «Петергоф», музей-заповедник «Ясная Поляна». Аудитория подобных музеев универсальна.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
РАЗДЕЛ 1. Востребованность

1.1. Востребованность публикой

Рост индивидуальной посещаемости

Простой и, одновременно, сложный критерий успешности, актуальный для всех групп и типов музеев. В процессе его применения необходимо учитывать несколько обстоятельств, влияющих на данный критерий успешности, а также на показатели статистики и отчетности.

Первое обстоятельство – это площадь доступной части музея и его пропускная способность. Желательно дополнить раздел 6 формы 8-НК показателями: «доступная площадь музея», «число посетителей музея в день» и, главное, «число квадратных метров на посетителя в день».

Второе обстоятельство связано с тем, что многие музеи, обладающие соответствующей площадью и экспозиционно-выставочными ресурсами, вынуждают посетителя приобретать билет на посещение каждой экспозиции или выставки, входящей в общую экспозиционную структуру музея. То есть один и тот же посетитель приобретает несколько билетов, повышая, тем самым, «общее число посещений». Возникает вопрос: можно ли считать подобную практику одним из критериев музейной успешности? Вероятно, да. Поскольку готовность посетителя к дополнительным тратам характеризует авторитет и объективную успешность музея. Однако существуют и иные точки зрения на данную проблему. Во всяком случае, в показателях отчетности раздела 6 формы 8-НК следует дополнить графу «число индивидуальных посещений выставок и экспозиций» пунктами: «количество стационарных экспозиций музея, требующих приобретение отдельного билета» и «количество выставочных экспозиций музея, требующих приобретение отдельного билета».

Серьезной проблемой остается подсчет посетителей в музеях, расположенных в комплексах отдельно стоящих зданий. Здесь существуют три разных системы подсчета:

  1. Система «Кижей». Посетитель покупает единый билет на территорию музея-заповедника, который дает ему право доступа во все здания, открытые для внутреннего осмотра (экспозиции музея). Недостаток: общее число посетителей музея-заповедника известно, а посещаемость экспозиций – нет.

  2. Система «Петергофа». Посетитель покупает отдельные билеты в парк и в каждый дворец (павильон). Недостаток: число посещений объектов осмотра известно, а число посетителей – нет. Есть основания полагать, что отчетное число посетителей Петергофа «по билетам» (5 млн. чел. в год) превышает их реальное количество в 4-5 раз.

  3. Система «Московского Кремля». Билет имеет много корешков, каждый из которых соответствует одному объекту осмотра (экспозиции). При покупке билета посетитель указывает интересующие его объекты осмотра, а не заинтересовавшие его заранее «гасятся». Тем самым музей получает полную статистику и по числу посетителей, и по числу посещений отдельных экспозиций. Данная система наиболее правильна, но также имеет очевидный недостаток: посетитель принимает решение у касс музея в Александровском саду (еще не войдя на территорию Кремля), а дальше не имеет возможности его изменить.

Одновременное существование разных систем подсчета свидетельствует о том, что мы не имеем реальной картины посещаемости отечественных музеев.

Кроме того, показатели формы 8-НК должны, вероятно, учитывать разные категории билетов – индивидуальные, семейные, билеты постоянных посетителей, электронные билеты и т.п. В последнее время практикуется бесплатное посещение ряда подмосковных музеев по железнодорожным билетам, приобретаемым туристами в кассах вокзалов и крупных станций. Количество этих билетов также можно считать одним из показателей музейной успешности.

Основные показатели статистики и отчетности, выраженные в разделе 6 формы 8-НК:

  • число дней в году, когда музей открыт для посещения

  • общее число посещений (количество тысяч человек с точностью до 0,1)

  • число индивидуальных посещений выставок и экспозиций (количество тысяч человек с точностью до 0,1), в том числе общее количество и число посетителей льготных категорий

  • число посещений выставок вне музея (количество тысяч человек с точностью до 0,1).


Рекомендуемая форма статистики и отчетности – информационная справка, дополняющая основные показатели раздела 6 формы 8-НК и фиксирующая:

  • количество кв. м доступной площади музея

  • число посетителей музея в день

  • количество квадратных метров на посетителя в день

  • количество стационарных экспозиций музея, требующих приобретение отдельного билета

  • количество выставочных экспозиций музея, требующих приобретение отдельного билета

  • количество реализованных билетов по каждой категории (индивидуальные билеты, семейные билеты, билеты постоянных посетителей, электронные билеты, ж/д билеты и т.п.).

Рост коллективной посещаемости

Критерий успешности, актуальный для всех музеев, в особенности для музеев 2 и 3 группы, и музеев типа «В».

Основные показатели статистики и отчетности отражены в разделе 6 формы 8-НК:

  • число экскурсионных посещений (количество тысяч человек с точностью до 0,1), в том числе:

    • общее количество экскурсантов

    • количество лиц в возрасте до 18 лет.


Данную форму статистики и отчетности следует дополнить информационной справкой, фиксирующей:

  • количество обзорных экскурсий по стационарной и выставочной экспозиции

  • количество тематических экскурсий, проводимых по стационарной и выставочной экспозиции музея.


Расширение аудитории за счет новых форм презентации

Речь идет, прежде всего, о создании в пространстве стационарных и выставочных экспозиций особых экспозиционно-тематических зон общения, позволяющих посетителю нарушать традиционные музейные правила «руками не трогать», «не шуметь», «не садиться» и т.п. Такие зоны общения получили образное название «живой музей». Зарубежная и отечественная музейная практика показывает, что музеи-магазины, музеи-трактиры, музеи-театры, музеи-салоны, музеи-мастерские, музеи-амбулатории и другие интерактивные зоны в структуре экспозиций и выставок, превращающие посетителей в участников игровых акций, значительно повышают успешность музея. Пример одного из самых оригинальных отечественных «живых музеев» ― музей-амбулатория, созданный на территории музея-заповедника А. П. Чехова «Мелихово».

Критерий актуален для музеев всех групп и типов, в наибольшей степени – для музеев типа «В», «С» и «D».

Рекомендуемые формы статистики и отчетности:

  • показатели раздела 6 формы 8-НК

  • информационная справка, фиксирующая:

    • количество неоднократных посещений интерактивных зон одними и теми же лицами (или группами лиц)

    • данные социологических опросов и исследований, проводимых на базе интерактивных зон или в Интернете

    • количество публикаций, отзывов и упоминаний зон «живого музея» в СМИ и Интернете (включая музейный сайт или форум)

    • экспертную оценку профессионалов музейного проектирования


Расширение аудитории за счет актуализации экспозиционно-выставочного предложения

Данный критерий связан с модернизацией содержательных аспектов экспозиционно-выставочной практики. Одна из тенденций – акцентирование внимания на современном и актуальном искусстве, ассоциативно связанном с основными темами не только художественных музеев, но и музеев других профилей – исторических, литературных, естественно-научных и технических. Например, экспозиционно-выставочная практика многих московских музеев направлена на расширение количества выставок современного искусства. Эти выставки напрямую или косвенно связанны с профильными темами и позволяют включать в экспозиционное пространство театрализованные акции – перформансы и хеппенинги. Делается это, в первую очередь, с целью расширения музейной аудитории и привлечения молодежи.

Критерий актуален для музеев всех групп и типов, стремящихся повысить свою успешность.

Основные показатели статистики и отчетности отражены в разделе 6 формы 8-НК.

Рекомендуемая форма статистики и отчетности – информационная справка, фиксирующая:

  • количество посетителей экспериментальных выставок современного искусства, ассоциативно связанных с основным профилем музея (в том числе количество представителей молодежной аудитории и количество неоднократных посещений одними и теми же лицами или группами лиц)

  • данные социологических опросов и исследований, проводимых на базе экспериментальных выставок современного искусства или в Интернете

  • количество публикаций, отзывов, упоминаний подобных выставок в СМИ и Интернете

  • экспертную оценку профессионалов музейного проектирования.


Востребованность образовательных программ, реализуемых в пространстве музейных экспозиций и выставок

Критерий актуален, прежде всего, для музеев типа «В».

Основная форма статистики и отчетности – показатели раздела 6 формы 8-НК:

  • число образовательных программ

  • численность участников образовательных программ

  • социальный состав участников.



Данную форму статистики и отчетности следует дополнить информационной справкой, фиксирующей следующие показатели характера и качества образовательных программ:

  • количество интерактивных программ (от общего количества образовательных программ), в том числе на временных выставках

  • количество образовательных программ, использующих современные информационные технологии и средства мультимедиа (от общего количества программ), в том числе на временных выставках

  • количество постоянных участников образовательных программ (постоянная аудитория музея), в том числе на временных выставках

  • количество отзывов в СМИ и Интернете об образовательных музейных программах, в том числе на временных выставках.


Спрос на тематические лекции, прочитанные в музейном пространстве

Критерий успешности, актуальный для всех музеев, в первую очередь, для музеев групп «В».

Основная форма статистики и отчетности – музейная статистика в разделе 6 формы 8-НК:

  • число лекций

  • численность слушателей.


Данную форму статистики и отчетности следует дополнить информационной справкой, фиксирующей следующие показатели:

  • количество лекционных тем, предлагаемых посетителям музея

  • количество лекций, прочитанных:

    • сотрудниками музея

    • местными деятелями науки, культуры и искусства

    • известными учеными, политическими деятелями и творческими работниками

  • количество лекций, читаемых с демонстрацией подлинных музейных предметов

  • число слушателей в возрасте до 18 лет (молодежная аудитория).


Показателем успешности лекций служат также положительные отзывы в СМИ и Интернете.
Спрос на музейные массовые мероприятия и развлекательные программы (концерты, фестивали, исторические шоу, карнавалы, театральные постановки и т.п.)

Критерий актуален для всех групп и типов музеев, прежде всего, для музеев типа «С» и «D».

Основная форма статистики и отчетности – показатели раздела 6 формы 8-НК:

  • число массовых мероприятий музея

  • численность участников массовых мероприятий



Данную форму статистики и отчетности следует дополнить информационной справкой, фиксирующей следующие показатели:

  • количество постоянных участников массовых мероприятий (постоянная аудитория)

  • количество массовых мероприятий с участием:

    • местных и региональных деятелей культуры и искусства

    • столичных деятелей культуры и искусства

  • количество отзывов о массовых программах и мероприятиях музея в СМИ и Интернете.


Спрос на музейные мастерские, творческие лаборатории, кружки и др.

Критерий характеризует степень вовлеченности местного населения в формирование музейного пространства и актуален для музеев всех групп и типов, в первую очередь для музеев группы 3 и типа «В» и «D».

Рекомендуемая форма статистики и отчетности – справка, фиксирующая:

  • количество творческих объединений, действующих при музее

  • количество местных жителей, принимавших участие в работе творческих объединений, действующих при музее

  • количество отзывов о деятельности музейных кружков, мастерских и т.п. в СМИ и Интернете.


Спрос на адресное детское и семейное предложение

Данный критерий характеризует ситуацию, когда семейные посетители, проводящие досуг в данном музее, получают возможность выбора:

  • всей семьей принять участие в развлекательно-образовательных программах, реализуемых в зоне детского творчества

  • временно разделиться на участников «взрослых» и «детских» развлекательно-образовательных программ.


Критерий актуален для музеев всех групп и типов.
Рекомендуемая форма статистики и отчетности ― справка, фиксирующая:

  • количество развлекательно-образовательных программ, реализу-емых в зоне «детского творчества»

  • количество участников развлекательно-образовательных программ, реализуемых в зоне «детского творчества»

  • количество публикаций (отзывов, обсуждений) на данную тему в СМИ и Интернете.



Развитие волонтерства

Критерий характеризует степень вовлеченности местного населения в деятельность музея. Актуален для музеев всех типов и групп.
Рекомендуемая форма статистики и отчетности ― справка, фиксирующая:

  • количество волонтеров, принимающих участие в подготовке и реализации образовательных и развлекательных музейных проектов и программ

  • социальный состав волонтеров.



  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Подготовка методических рекомендаций и разработка критериев оценки эффективности представления музейных коллекций iconПодготовка методических рекомендаций по формированию системы стандартов...
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение «Российский институт культурологии» (фгбниу «рик»)
Подготовка методических рекомендаций и разработка критериев оценки эффективности представления музейных коллекций iconДокументация о закупке
«Разработка технологии комплексной системы защиты от утечки конфиденциальной информации, критериев оценки и рекомендаций по выбору...
Подготовка методических рекомендаций и разработка критериев оценки эффективности представления музейных коллекций iconПлан финансово-хозяйственной деятельности на 2014г. Коды
Музея, в том числе путем приобретения музейных предметов и музейных коллекций, получения добровольных вкладов и пожертвований от...
Подготовка методических рекомендаций и разработка критериев оценки эффективности представления музейных коллекций iconУчебной программы, тема урока
К числу основных критериев оценки урока относится в первую очередь соблюдение на нем принципов обучения, а также критериев оценки...
Подготовка методических рекомендаций и разработка критериев оценки эффективности представления музейных коллекций iconПроект единые правила комплектования, учета, хранения, реставрации...
Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова при финансовой поддержке Министерства образования и...
Подготовка методических рекомендаций и разработка критериев оценки эффективности представления музейных коллекций iconОтчет о проведении научно-исследовательской работы «Разработка методических...
«Разработка методических рекомендаций по описанию и оптимизации процессов в органах исполнительной власти в рамках подготовки внедрения...
Подготовка методических рекомендаций и разработка критериев оценки эффективности представления музейных коллекций iconНоминация «наука и производство»
Об утверждении методических рекомендаций по определению критериев изменения типа муниципальных учреждений муниципального образования...
Подготовка методических рекомендаций и разработка критериев оценки эффективности представления музейных коллекций iconРеферат Тема нир
Тема нир: Анализ экономического механизма и разработка критериев эффективности системы консалтинга для издательско-полиграфического...
Подготовка методических рекомендаций и разработка критериев оценки эффективности представления музейных коллекций iconРеферат Тема нир
Тема нир: Анализ экономического механизма и разработка критериев эффективности системы консалтинга для издательско-полиграфического...
Подготовка методических рекомендаций и разработка критериев оценки эффективности представления музейных коллекций iconНа основе кандидатской диссертации, защищенной
Об утверждении методических рекомендаций по определению критериев изменения типа муниципальных учреждений муниципального образования...
Подготовка методических рекомендаций и разработка критериев оценки эффективности представления музейных коллекций iconПриёмышева Т. В
Изучение документов на этапе внедрения фгос. Подбор, разработка интегрированных работ, диагностических материалов для контроля и...
Подготовка методических рекомендаций и разработка критериев оценки эффективности представления музейных коллекций iconВведение 5
Целью работы является разработка рекомендаций по повышению эффективности функционирования коммерческих банков
Подготовка методических рекомендаций и разработка критериев оценки эффективности представления музейных коллекций iconПримерный перечень оснований (критериев) для начисления стимулирующих...
Результаты аттестации егэ после 4, 9, 11 классов, подготовка 100% учащихся к егэ
Подготовка методических рекомендаций и разработка критериев оценки эффективности представления музейных коллекций iconНаучно-поисковая работа
Разработка методики оценки эффективности кредитно-инвестиционной деятельности банка
Подготовка методических рекомендаций и разработка критериев оценки эффективности представления музейных коллекций icon«подготовка к гиа по математике» Подготовка к гиа
Краснодарского края «Алгебра и начала анализа. 10 -11 классы». Авт. Е. А. Семенко и Методических рекомендаций для общеобразовательных...
Подготовка методических рекомендаций и разработка критериев оценки эффективности представления музейных коллекций iconОтчет о научно-исследовательской работе
Разработка критериев оценки качества очистки внутренних поверхностей трубопроводов систем теплоснабжения жилого фонда г. Красноярска...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск