Учебной программы, тема урока





Скачать 123.08 Kb.
НазваниеУчебной программы, тема урока
Дата публикации24.08.2014
Размер123.08 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Анализ и самоанализ урока

К числу основных критериев оценки урока относится в первую очередь соблюдение на нем принципов обучения, а также критериев оценки деятельности школы, утвержденных Министерством.

Опираясь на эти требования, мы можем проанализировать само построение учебного процесса на уроке, выявить оптимальность задач и рациональность избранного учителем содержания урока, форм и методов обучения.

Но эффективность обучения, в конечном счете, определяется не тем, что хотел дать учитель, а тем, что получили ученики во время урока. Поэтому при оценке урока надо выявлять уровень решения всех его основных задач - образовательных, воспитательных, а также задач развития школьников.

Анализ и самоанализ урока должен быть направлен на сопоставление выдвинутых общеобразовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами. 

Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам. 

Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности работы учителя и учащихся.

Наиболее распространенные типы анализа: 

  1. полный анализ - проводится с целью изучения и разбора всех аспектов урока; 

  2. комплексный анализ – анализируются единство и взаимосвязь целей, содержания, форм и методов организации урока;

  3. краткий – анализ достижения основных целей и задач;

  4. аспектный - анализ отдельных элементов урока.


Каждый из указанных типов анализа может иметь виды:

1.   дидактический,

2.   психологический,

3.   методический,

4.   организационный,

5.   воспитательный и т.д.

Наибольшее распространение имеют следующие схемы анализа урока..
Первый вариант общей схемы анализа урока.

1. Общие сведения. Дата, класс, школа, фамилия, имя, отчество учителя. Тема учебной программы, тема урока.

2. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм работы с компьютером.

3. Структура урока. Основные этапы урока, назначение и длительность. Сочетание самоуправления и управления учителем. Индивидуальная, парная, групповая и совместная работа класса. Этапы повторения и закрепление материала, способы.

4. Цели, которые намечал учитель на урок, их достижение.

5. Сравнение содержания урока с материалом школьного учебника.

6. Оценка содержания урока с точки зрения общедидактических принципов:

  • научность - учет новейших достижений в информатике на уроке (понятие исполнителя, синтаксические диаграммы, доказательство правильности алгоритмов и т.п.);

  • наглядность — использование графической информации, таблиц исполнения алгоритмов, записи текстов с отступами и т.д.;

  • последовательность — логическая стройность излагаемого материала, отсутствие пропусков в изложении, цикличность изучения сложных понятий;

  • связь с практикой - прикладные задачи, ориентация содержания на требования жизни в компьютерном обществе.

7. Методы деятельности учителя на уроке. Привлечение учащихся для подготовки средств к уроку. Подготовка вычислительной техники в начале урока (или до него). Свобода учителя во владении материалом. Момент ответа на актуальные вопросы (по ходу урока или в конце). Индиви­дуализация обучения — разные уровни заданий, привлечение сильных учащихся для помощи слабым и т.д. Приемы учителя для удержания внимания, действия при обнаружении ошибки на доске, в программе, в отчете.

8. Методы формирования и закрепления интереса к материалу. Стимулирование мыслительной деятельности учащихся. Источник заданий (из учебника, другой литературы, изобретение учите­лем по ходу урока). Другие известные и нестандартные методы обучения, использованные на уро­ке.

9. Работа учащихся на уроке. Степень интереса к изучаемому материалу. Активность и само­стоятельность обучаемых. Сознательность усвоения — усвоение смысла действий за ЭВМ. Доступность — стандартность терминологии, учет уровня подготовленности класса, выделение уров­ней усвоения.

10. Эффективность обучения - насыщенность учебного времени, отсутствие постороннего материала, оптимальность выбора ПС. Взаимоотношения учителя и учащихся: авторитарные, либераль­ные, сотрудничество. Организованность и дисциплинированность учащихся на уроке - отношение к вычислительной технике, соблюдение техники безопасности при работе с компьютером. Умение самостоятельно овладевать знаниями с помощью справочного материала, компьютера, учебника.

11. Обратная связь. Система контроля знаний у данного учителя. Использование компьютера для проверки знаний — контролирующие программы, самоконтроль запуском программы, взаи­моконтроль с товарищем. Объективность оценки знаний. Критерии оценок данного учителя (из­вестны ли они учащимся?). Возможность автоматизации такой системы контроля. Оценка трудоемкости типичного домашнего задания (выполните сами и «замерьте» время).

12. Воспитательный эффект урока. Черты характера и особенности личности учителя, которые могут служить ориентиром для учащихся. Воспитательные методы и приемы, замеченные Вами.

13. Выводы.

  • выполнение плана урока;

  • достижение целей урока;

  • особенно интересное и поучительное на уроке;

  • что произвело на уроке наибольшее впечатление;

  • какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока на эту же тему;

  • оценка урока.

Анализ посещенного урока


ФИО учителя:

«+ »

«-»

Примечание

Основные компоненты урока

Организация урока.

Постановка цели. 

Выделение главного на уроке.

Своевременный контроль.

Активная занятость учащихся.

Самостоятельная работа.

Практическая работа.

Четкая структура урока.

Плотность урока.

Результативность.

Уровень обучения.










Формы и методы работы

Проблемно-поисковые. 

Словесно-наглядные. 

Новые формы и методы. 

Индивидуальный дифференцированный подход. 

Использование ТСО.










Личность

Умение владеть классом.

Личная культура.

Педагогический такт.

Эрудиция.

Взаимоотношения с учащимися











Как вы оцениваете уровень профессионального методического мастерства учителя в целом?

Очень высокий, высокий, средний, ниже средне­го, низкий (нужное подчеркните).
Второй вариант общей схемы анализа урока

1. Учебное заведение, класс, предмет, фамилия учителя, количество учащихся по списку, и присутствовавших на уроке.

2. Тема урока, образовательные, развивающие и воспитательные цели и задачи урока.

3. Организационное начало урока:

  • готовность учителя к уроку - наличие конспекта или подробного плана урока, наглядных пособий, инструментов и т.д.;

  • подготовленность учащихся - дежурные, наличие тетрадей, учебников, пособий и т.д.;

  • подготовленность классного помещения - чистота, классная доска, мел, освещение и т.д.

4. Организационная структура урока:

  • мобилизующее начало урока;

  • последовательность, взаимосвязь и соотношение частей урока;

  • насыщенность урока и темп его проведения и т.д.

5. Анализ содержания учебного материала урока:

  • обоснование учителем избранной последовательности реализации учебного материала на уроке;

  • соответствие программе и уровню знаний учащихся по предмету;

  • соотношение практического и теоретического материала;

  • связь с жизнью и практикой и т.д.

6. Общепедагогические и дидактические требования к уроку:

  • цель урока и соответствие плана и конспекта урока поставленной цели;

  • обоснование выбора методов обучения;

  • пути реализации дидактических принципов в обучении;

  • индивидуализация и дифференциация в обучении;

  • взаимосвязь образовательных, развивающих и воспитательных аспектов урока.

7. Деятельность учителя:

  • научность и доступность изложения новых знаний;

  • использование учителем опыта лучших учителей и рекомендаций методической науки;

  • организация закрепления учебного материала;

  • организация самостоятельной работы учащихся;

  • проверка и оценка знаний и умений учащихся;

  • вопросы учителя и требования к ответам учащихся;

  • отношение учителя к сознательному усвоению учащимися учебного материала;

  • задание на дом и проявленное учителем внимание к нему;

  • пути достижения порядка и сознательной дисциплины учащихся;

  • эффективность использования наглядных пособий, технических средств обучения;

  • контакт учителя с классом и т.д.

8. Деятельность учащихся:

  • подготовка рабочего места;

  • поведение учащихся на уроке - дисциплина, прилежание, активность, внимание, умение переключаться с одного вида работы на другой и т.д.;

  • интенсивность и качество самостоятельной работы учащихся;

  • состояние их устной и.письменной речи;

  • знание учащимися теории, умение применять полученные знания;

  • отношение учащихся к учителю;

  • степень и характер участия коллектива в целом и отдельных учащихся в работе на уроке и т.д.

9. Выводы:

  • выполнение плана урока;

  • достижение целей урока;

  • особенно интересное и поучительное на уроке;

  • что произвело на уроке наибольшее впечатление;

  • какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока на эту же тему;

  • оценка урока.


С помощью приведенной общей схемы можно проводить как анализ урока при взаимопосещениях, так и самоанализ. При их осуществлении наибольшие трудности вызывает детализация используемых основных положений общей схемы анализа урока. Приведем один из возможных ее вариантов:

1. Какие образовательные, развивающие и воспитательные цели достигались на уроке? Какие из них были главными и почему? Какова их взаимосвязь?

2. Какова специфика урока? Каков его тип? Каково место данного урока в теме, разделе, курсе?

3. Как учитывались возможности учащихся при планировании урока?

4. Рациональны ли выбранная структура урока и распределение времени на отдельные этапы урока?

5. На каком материале или этапе урока делается главный акцент?

6. Каково обоснование выбора методов обучения и их сочетания?

7. Как отбирались для урока формы обучения?

8. Почему был необходим дифференцированный подход к обучению на уроке? Как он был реализован?

9. Чем обоснованы выбранные формы проверки я контроля знаний учащихся?

10. За счет чего обеспечивалась работоспособность: учащихся в течение всего урока?

11. Каким образом предупреждались перегрузки учащихся?
Рекомендации по наблюдению за ходом урока и оценке его рациональности. 

При наблюдении за опросом школьников можно рекомендовать обратить внимание на такие моменты:

  1. в какой форме был организован опрос (в индивидуальной или фронтальной, устной, письменной или лабораторной);

  2. оценка рациональности избранной формы опроса,

  3. правильно ли было определено место опроса среди других этапов урока,

  4. оптимальными ли оказались затраты времени на опрос в ходе этого урока,

  5. четко ли была поставлена цель опроса (подход к новой теме, проверка знаний, проверка умений),

  6. удалось ли ее реализовать в полной мере,

  7. стремился ли учитель обеспечить обучающий характер опроса,

  8. активное участие в нем всех учеников,

  9. умело ли исправлялись неточности, ошибки, привлекались ли к этому ученики,

  10. насколько объективно были выставлены и убедительно аргументированы оценки,

  11. как обращалось внимание на усвоение главного,

  12. на логичность плана ответа,

  13. на прочность знаний и умение их применять на практике.

При наблюдении за изучением на уроке нового материала важно обратить внимание на следующее:

1. были ли поставлены перед учениками основные задачи изучения темы урока, причем насколько конкретно и четко,

2. доступность изложения учебного материала,

3. выделялось ли в нем главное, существенное и концентрировалось ли на нем внимание учеников,

4. оптимальным ли был темп изучения нового,

5. проверялась ли степень понимания учениками нового материала по ходу его объяснения.

При закреплении изученного материала:

6. содействовали ли подобранные упражнения на усвоение главного в данной теме,

7. оказывалась ли дифференцированная помощь ученикам во время выполнения заданий,

8. дополнительные задания для наиболее подготовленных учеников,

9. выявлялись ли типичные ошибки и затруднения, способы их устранения.

При сообщении домашнего задания:

10. оптимален ли его объем, сложность, выполнят ли его за то время, которое отводится на этот предмет для домашней работы

11. прокомментировано ли домашнее задание,

12. требования к оформлению,

13. дифференцировано ли домашнее задание.

В центре анализа должно быть содержание и результаты, которые проявляются в полученных учениками знаниях, умениях и навыках.
Самоанализ проведенного урока



Вопросы для итогового анализа

Оценка оптимальности действия учителя

1

Как были спланированы и поставлены перед учениками задачи урока?

Оптимально, не оптимально, улучшить планирование таких-то задач

2

Как можно оценить избранную учителем структуру основных элементов урока и время, выделенное на каждый из них?




3

Как можно оценить избранное содержание урока?




4

Можно ли считать оптимальным (для данной темы, подготовленности класса и воз­можностей учителя) избранное сочетание методов преподавания, стимулирования и контроля:

1.   при опросе

2.   при изучении нового материала

3.   при закреплении

4.   при обобщении изученного




5

Насколько удачным оказалось сочетание обще классных, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса на уроке. Обеспечило ли оно дифференцированный подход к слабоуспевающим и наиболее подготовленным ученикам?




6

Рационально ли использовались на уроке средства наглядности, ТОО и пр.?




7

Творческое применение имеющихся педагогических инноваций, педагогические дости­жения на уроке:

1.   составление опорных схем, конспектов;

2.   использование обучающих программ;

3.   составление заданий и задач с развивающим содержанием.




8

Как можно оценить стиль общения учителя с учениками на уроке, соблюдение педагоги­ческого такта?




9

Соблюдались ли на уроке необходимые гигиенические условия, применялись ли способы поддержания работоспособности учеников?




10

Насколько успешно решены на уроке задачи образования, воспитания и развития школьников?




11

Правильно ли определен объем, сложность домашнего задания, умело ли проведен ин­структаж?





Примерная схема записи урока

1. Школа, класс, предмет, учитель, дата.

2. Тема урока.

3. Цель урока и его задачи (узнать у учителя до начала урока).

4. Этапы урока. Подробная запись деятельности учителя и учащихся на каждом этапе, фиксация времени, отведенного на тот или иной этап урока.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебной программы, тема урока iconКонспект урока №58 21. 02. 2011г по физической культуре для учащихся...
Совершенствование в технической и простейшей тактической подготовке в игре в волейбол
Учебной программы, тема урока iconТема программы
Цели урока: Пробуждать интерес к учебной деятельности и устранять напряженность при ответах на вопросы заданий
Учебной программы, тема урока iconТема урока: Наука о природе Земли
Постановка цели урока в процессе урока, мотивация учебной деятельности(формулировка цели урока)
Учебной программы, тема урока iconТема урока: «Алюминий – химический элемент, простое вещество». Цели урока: Обучающая
Методы урока: постановка учебной проблемы, частично-поисковый, словесно-наглядный
Учебной программы, тема урока iconКонспект открытого урока по русскому языку тема: Секреты винительного...
Рабочая программа составлена на основании учебной программы, рекомендованной на заседании шмо
Учебной программы, тема урока iconПлан урока Профессия «Сварщик» Тема программы
Тема программы: № «Наплавка валиков и сварка пластин в нижнем, на­клонном и горизонтальном положении шва»
Учебной программы, тема урока iconКонспект урока русского языка в 3 классе Тема: Общее понятие о склонении....
Рабочая программа составлена на основании учебной программы, рекомендованной на заседании шмо
Учебной программы, тема урока iconТема «формирование учебной мотивации учащихся на уроках химии»
Поэтому в школе вопросу повышения эффективности урока и формированию учебной мотивации школьников должно уделяться особое внимание,...
Учебной программы, тема урока iconКонспект урока профессия: «Закройщик», срок обучения 4 года, 3 курс...
Тип урока: Совершенствование знаний по теме «Снятие измерений, анализ измерений»
Учебной программы, тема урока iconТема урока : «Стыд, вина, извинение». Цели урока
Мотивация учащихся к учебной деятельности. Создание проблемной ситуации. Обсуждение рассказа Л. Н. Толстого «Косточка»
Учебной программы, тема урока iconКонспект урока по истории России в 9 классе. Тема урока: Февральская...
...
Учебной программы, тема урока iconКонспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока
Урок начинается с постановки проблемы. Ответа на поставленный проблемный вопрос учащиеся на начальном этапе урока дать не могут....
Учебной программы, тема урока iconКраткая аннотация урока Класс: 9 класс Тема: Технология обработки...
...
Учебной программы, тема урока iconКонспект урока по информатике тема: «Основы алгоритмизации» (в системе...
Обучающая: закрепление навыков использования оператора ветвления при составлении и реализации программ, набора и отладки программы,...
Учебной программы, тема урока iconМетодическая разработка урока в 9-м классе Тема урока «Синтез искусств:...
Характеристика учащихся: Общеобразовательный класс, с устойчивой учебной мотивацией, вокальные данные детей хорошие
Учебной программы, тема урока iconКонспект урока по физической культуре Учитель : Верховодова М. Д...
Совершенствование изученных элементов техники в учебной игре. Двухсторонняя игра с добавлением второго мяча


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск