Скачать 179.41 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Факультет философии и культурологии
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Искусство и утопия» вузовского компонента цикла по специальности 031600 искусство и гуманитарные науки Уровень подготовки: бакалавр Составитель: профессор кафедры исторической культурологии, д.ф.н., Паниотова Т.С. Ростов-на-Дону 2010 Пояснительная записка……………………………….3 Календарно-тематический план……………………..4 Программа курса………………………………………4 Формы промежуточного контроля………………….6 Рекомендуемая литература…………………………..7 Экзаменационные вопросы………………………….10 Глоссарий………………………………………………11
- раскрыть сущность утопического сознания, его структуру и функции -обосновать место утопии в пространстве культуры - показать особенности взаимосвязи и взаимодействия утопии и искусства - охарактеризовать социокультурную динамику художественной утопии - описать проявления утопии в современном искусстве
«Искусство и утопия» является дисциплиной специализации в учебном плане бакалавров направления «Искусства и гуманитарные науки». Курс адресован бакалаврам, которые ведут самостоятельную исследовательскую работу в области искусствознания.
Специфика настоящего спецкурса состоит в комплексном и системном освещении феномена утопии в его взаимосвязи с искусством. Преподавание курса требует освоения как конкретного историко-культурного материала, так и понятийного аппарата и научной методологии. Поэтому студенты при проведении текущего и итогового контроля, должны проявить знание фактического материала по теории и истории культуры, мировой художественной культуры, понимание основных культурологических проблем и умение их анализировать. 1.5. Формы итогового контроля Формой итогового контроля данного курса может служить устно-реферативная отчетность, включающая доклады студентов на семинарах и письменные работы на предложенные преподавателем или самостоятельно выбранные темы. Итоговый контроль: экзамен
Объем и распределение часов курса по темам и видам занятий.
Тема 1. Утопия как объект научного исследования. Историография исследования социальной утопии. Историко-материалистическая концепция утопического. Социология знания К.Манхейма: «Идеология и утопия»; Э.Блох - психолого-антропологическая концепция утопии: «Принцип надежды». Концепции утопического Х.А.Маравалля, П.Тиллиха, Н.Фрая, Р.Рюйе, и др. авторов. Тема 2. Понятие утопии и утопического сознания. Сущность утопизма. Утопическое сознание, утопия, утопическая практика. Специфические черты утопического сознания: ценностная природа, проективность, синкретизм, нормативность и др. Субъект и объект утопического творчества. Функции утопического сознания: критическая, компенсаторная, нормативная, когнитивная, конструктивная. Тема 3. Классификация утопий. Утопия- продукт функционирования утопического сознания. Уровни продуцирования утопий: народная, литературно-теоретическая, официальная (административная); коммунитарный эксперимент. Классическая модель утопии. Утопия города и утопия сада. Трансформация утопической традиции: utopia – ucronia – eupsihia . Художественная утопия в культуре ХХ века. Тема 4. Утопия в пространстве культуры.Утопия и миф: общее и особенное в способах освоения действительности. Утопия и религия. Религиозная утопия: форма и содержание. Утопия и идеология. Политическая утопия: декларация, манифест, программа, лозунг. Утопия и наука. Отношение утопии к социально-научному познанию. Утопия как форма идеального моделирования. Утопия и гипотеза. Утопия и искусство (живопись, музыка архитектура). Литературная утопия. Тема 5. Утопия и искусство: общие и особенные черты. Социальная и социально-эстетическая утопия. Литературные, архитектурные, музыкальные, живописные утопии. Предельность идеальной цели в утопии и высокая идеальность искусства. Позиция творца и позиция правителя. Упование на силу красоты. Попытки вывести идеальный мир из совершенных художественных форм. Калокагатия как черта классической модели утопии. Место искусства в утопических проектах прошлого. Тема 6. Социально – эстетические утопии в культуре Древнего и Средневекового Китая. Единство эстетически-образного и утопического в культуре Китая. Архитектурные и живописные утопии. Утопические образы дома и сада. Парк Хуанди как образ идеально устроенного мира. Сады как модели «островов бессмертных». Утопии «Сада с горчичное зерно», «сада уединенной радости» и др. «Персиковый источник» как утопия обыденной жизни. Идеальные города, рожденные музыкой. Пейзаж как живописная форма китайской утопической мысли. Утопическая идея братства художников. Тема 7. Социально – эстетические утопии Античности и Возрождения Проекты идеального полиса: Фалей Халкедонский, Гипподам Милетский, Платон, Аристотель. Учение об идеях Платона как предпосылка утопического творчества. Представление о «божественной» силе рукотворной красоты, об исключительной роли художественного творчества в установлении идеального миропорядка, о художнике – «смертном Боге» в эпоху Ренессанса. Утопии идеального города Альберти, Бруни. Отношение к искусству в социальных утопиях эпохи Возрождения (Т.Мор, Т.Кампанелла, Ф.Бэкон). Тема 8. Художественные утопии Нового времениКритика искусства в утопических проектах эпохи Просвещения. Жан-Жак Руссо, Морелли, Бабеф и др.: отрицание «ненужных занятий» как «блужданий человеческого ума». Проблема взаимоотношения утопии и искусства в творчестве романтиков (Х1Х в.) Романтическая утопия «синтеза искусств» как прообраза объединившегося человечества. Представления романтиков о будущем «универсуме» как о «едином произведении искусства». Романтический идеал Гения - творца. Идеализация европейского средневековья. Утопические идеи «братства художников». Декоративно-живописные утопии У.Морриса. Изменение отношения к искусству в классических произведениях утопического жанра. Тема 9. Социально-эстетические утопии ХХ столетия. XX век — время действенных утопий-программ Суть эстетической утопии - совершенствования мира гармонизацией его форм. Претензии модернистов на изменение общества средствами искусства. Воплощение социально-эстетических идей Гроппиуса, Ле Корбюзье и Райта в архитектурных утопиях. Утопии русского авангарда. Пролеткульт. «Социалистический реализм» как эстетическая платформа искусств советского периода. «Культурная политика» новой власти. Проект "Памятника III Интернационалу" (Татлин) как перевод на язык визуальных метафор образов поэзии футуристов. Проект Дворца Советов в Москве как превращенная форма здания-символа российского православия (Б. Иофан, В. Щуко и В. Гельфрейх). Дом-коммуна конструктивистов как развитие идей Шарля Фурье о фаланстере. Воплощение утопического принципа города - единого ансамбля в строительстве высотных зданий Москвы. Схематичная упрощенность утопических представлений в утопиях советской архитектуры 60-х- 70-х гг. Поиски равновесия и гармонии в архитектуре в конце ХХ- начало XXI века. Тема 10. Современные литературные утопии Отечественная утопическая мысль и утопическое сознание 50-х - 80-х гг. Фантастика и утопия. Контрутопия как способ критики существующего строя. Эволюция взглядов И.А. Ефремова, А. и Б. Стругацких и влияние их идей на поколения 70-х и 80-х гг. Современные направления утопии и антиутопии в России. Технократические черты российского менталитета ХХ в. Философия нестабильности, теория самоорганизации и современная картина мира: критика основ утопического подхода. Ренессанс антиутопического жанра: В. Войнович, А. Кабаков, В. Пелевин и др. Современная утопия: А. Рыбаков, В. Кузьменко, Н. Звягинцев, В. Суворов и др. Утопическое сознание и художественная практика на современном этапе.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
4.2. ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ 1. Позиция творца и позиция правителя в утопическом творчестве 2. Проекты идеальных городов в истории утопической мысли 3.Ле Корбюзье и технократические утопии 4. Музыкальная утопия Скрябина 5. Эстетические утопии в архитектуре начала ХХ века 6. Архитектура и футурология 7. Архитектурные утопии «машинного века» 8. Три утопии советской архитектуры 9. Идеальный город ВСХВ в Москве 10. В.Гроппиус и технократическая утопии 11.Город –утопия Чандигарх 12.Город-утопия Бразилиа 13.Утопии художественного авангарда 14. Киноутопия/антиутопия (на примере 1 фильма)
Литература
Утопия (u-topos – греч. «не» «место», «место, которого нет») - это особый социокультурный феномен, универсальная форма чувственно-рационального освоения социальной реальности в образах- концепциях, синтезирующих человеческие представления о счастье и гармонии и отвечающих потребности в предвидении и моделировании альтернативных вариантов исторического развития. Два основных типа- позитивная и негативная утопия. Евтопия (eu- topos – греч. «совершенное место») – форма положительной утопии, воплощающая мечту об идеально хорошем обществе Антиутопия – 1) идеально плохое общество; 2) литературный жанр, высмеивающий идеалы классической положительной утопии Утопический дискурс – это способ высказывания об особой, вероятностно-ценностной реальности, которую конструирует утопическое мышление. Утопизм - это, во-первых, «особое функциональное состояние индивидуального, общественного сознания, направленное на получение нового социального знания методами умозрительного конструирования в образах-концепциях»; «Во-вторых, это получаемый в результате творческой реализации, объективации такого состояния сознания его литературный «продукт» - утопия (или антиутопия)... В-третьих, это особый тип поведения, обусловленный социально-утопическим сознанием и направленный на реализацию утопии» Утопическое сознание- это относительно самостоятельный, бытующий в различных сферах устойчивый тип (состояние) сознания. Как особый, относительно самостоятельный тип сознания, оно несводимо ни к отдельно взятой форме, ни к определенному уровню, наполняя их изнутри, оно обеспечивает определенное состояние сознания. Утопическое сознание отражает действительность опосредованно, через ее значения для человека является разновидностью ценностного освоения социальной реальности. Структура утопического сознания представлена двумя уровнями: уровень массового, неспециализированного сознания, и уровень теоретического, специализированного сознания. Для первого характерны разнообразные народные утопии. Для второго уровня характерны, во-первых, социально-политические утопии, создаваемые учеными – теоретиками, политиками, идеологами; во-вторых, литературные утопии – творения писателей самых различных школ и направлений. Архетипы (по Юнгу) - есть трансцендентные по отношению к сознанию реальности, вызывающие к жизни комплексы представлений, которые выступают в виде мифологических мотивовю В утопии своеобразно представлены такие культурные архетипы как остров, город, культурный герой, космос, творимый из хаоса, катастрофы, и др. Рай - в христианской литературной, иконографической и фольклорной представлен как сад, как город, и как небеса. Каждая линия имеет отношение к человеческой истории: Эдем - невинное начало пути человечества; небесный Иерусалим - эсхатологический конец этого пути; небеса противостоят пути человечества как неизменное - переменчивому, истинное - превратному, ясное знание – заблуждению. Эсхатология - религиозное учение о конце света Милленаризм (хилиазм) - религиозное учение о тысячелетнем Царстве Божьем на земле Мессианизм- религиозное учение, основывающееся на вере в приход в мир спасителя всего человечества ( или избранного народа) Классическая модель утопии представляет собой утопию места складывается в эпоху Возрождения. Отличается чертами изоляционизма, автаркии, калокагатии, регламентацией, ахронией, урбанизмом, эвдемонизмом и др. |
Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | Предисловие учебно-методический комплекс Учебно-методический комплекс (умк) совокупность материалов, регламентирующих содержание учебной и методической работы по организации... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050602. 65... Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Иностранный язык» с другими дисциплинами специальности | Учебно-методический комплекс по дисциплине: Технический перевод для специальности Учебно-методический комплекс (умк) совокупность материалов, регламентирующих содержание учебной и методической работы по организации... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «культурология» Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее... | Учебно-методический комплекс дисциплины «политология» Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «жилищное право» Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе государственного образовательного стандарта (далее гос) по специальности... | Учебно-методический комплекс дисциплины «социология» Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «криминалистика» Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее... | Учебно-методический комплекс дисциплины «иностранный язык» Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе Государственного образовательного стандарта (далее гос) по специальности... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «иностранный язык» Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе Государственного образовательного стандарта (далее гос) по специальности... | Учебно-методический комплекс дисциплины «история россии» Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Международное частное право» Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе государственного образовательного стандарта (далее гос) по специальности... | Учебно-методический комплекс дисциплины «профессиональная этика» Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «русский язык и культура речи» Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании кафедры прикладной лингвистики и образовательных технологий... | Учебно-методический комплекс дисциплины Данный учебно-методический комплекс (умк) разработан для студентов 2,3,4 курсов очной формы очной формы обучения по специальности... |