Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Искусство и утопия»





Скачать 179.41 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Искусство и утопия»
Дата публикации06.11.2014
Размер179.41 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет философии и культурологии



Рассмотрено и рекомендовано

на заседании кафедры исторической культурологии

Протокол № 1

«20» сентября 2010г.

Зав. кафедрой д.ф.н., проф. Штомпель О.М.__________________

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета д.ф.н., проф.

Драч Г.В.

(зам. декана по учебной работе)

___________________________

___________________________



Учебно-методический комплекс

учебной дисциплины

«Искусство и утопия»

вузовского компонента цикла

по специальности 031600 искусство и гуманитарные науки

Уровень подготовки: бакалавр

Составитель:

профессор кафедры исторической культурологии,

д.ф.н., Паниотова Т.С.

Ростов-на-Дону

2010

Пояснительная записка……………………………….3

Календарно-тематический план……………………..4

Программа курса………………………………………4

Формы промежуточного контроля………………….6

Рекомендуемая литература…………………………..7

Экзаменационные вопросы………………………….10

Глоссарий………………………………………………11


  1. Пояснительная записка

    1. Цель изучения дисциплины: дать бакалаврам, обучающимся по специализации «Искусства и гуманитарные науки», углубленные специальные знания о феномене художественной утопии.

    2. Задачи курса

- раскрыть сущность утопического сознания, его структуру и функции

-обосновать место утопии в пространстве культуры

- показать особенности взаимосвязи и взаимодействия утопии и искусства

- охарактеризовать социокультурную динамику художественной утопии

- описать проявления утопии в современном искусстве


    1. Место дисциплины в системе социогуманитарного образования

«Искусство и утопия» является дисциплиной специализации в учебном плане бакалавров направления «Искусства и гуманитарные науки». Курс адресован бакалаврам, которые ведут самостоятельную исследовательскую работу в области искусствознания.
    1. Требования к уровню освоения дисциплины

Специфика настоящего спецкурса состоит в комплексном и системном освещении феномена утопии в его взаимосвязи с искусством. Преподавание курса требует освоения как конкретного историко-куль­тур­ного материала, так и понятийного аппарата и научной мето­до­ло­гии. Поэтому студенты при проведении текущего и итогового кон­т­ро­ля, должны проявить знание факти­чес­ко­го ма­те­ри­ала по теории и истории культуры, мировой художественной культуры, понимание основных куль­ту­ро­логи­чес­ких проблем и умение их анализировать.

1.5. Формы итогового контроля
Формой итогового контроля данного курса может служить устно-реферативная отчетность, включающая доклады студентов на семинарах и письменные работы на предложенные преподавателем или самостоятельно выбранные темы.

Итоговый контроль: экзамен



  1. Календарно-тематический план

Объем и распределение часов курса по темам и видам занятий.


№\№

Наименование тем и разделов

Всего

Ауд.час.

Самост. работа

1

Утопия как объект научного исследования











2

Понятие утопии и утопического сознания.











3

Классификация утопий










4

Утопия и другие феномены культуры














5

Утопия и искусство: общие и особенные черты










6

Социально – эстетические утопии в культуре древнего и средневекового Китая.











7

Социально – эстетические утопии античности и Возрождения











8

Художественные утопии Нового времени











9

Социально-эстетические утопии ХХ столетия.











10

Современные литературные утопии












  1. Программа курса



Тема 1. Утопия как объект научного исследования. Историография исследования социальной утопии. Историко-материалистическая концепция утопического. Социология знания К.Манхейма: «Идеология и утопия»; Э.Блох - психолого-антропологическая концепция утопии: «Принцип надежды». Концепции утопического Х.А.Маравалля, П.Тиллиха, Н.Фрая, Р.Рюйе, и др. авторов.

Тема 2. Понятие утопии и утопического сознания. Сущность утопизма. Утопическое сознание, утопия, утопическая практика. Специфические черты утопического сознания: ценностная природа, проективность, синкретизм, нормативность и др. Субъект и объект утопического творчества. Функции утопического сознания: критическая, компенсаторная, нормативная, когнитивная, конструктивная.

Тема 3. Классификация утопий. Утопия- продукт функционирования утопического сознания. Уровни продуцирования утопий: народная, литературно-теоретическая, официальная (административная); коммунитарный эксперимент. Классическая модель утопии. Утопия города и утопия сада. Трансформация утопической традиции: utopia – ucronia – eupsihia . Художественная утопия в культуре ХХ века.

Тема 4. Утопия в пространстве культуры.


Утопия и миф: общее и особенное в способах освоения действительности. Утопия и религия. Религиозная утопия: форма и содержание. Утопия и идеология. Политическая утопия: декларация, манифест, программа, лозунг. Утопия и наука. Отношение утопии к социально-научному познанию. Утопия как форма идеального моделирования. Утопия и гипотеза. Утопия и искусство (живопись, музыка архитектура). Литературная утопия.

Тема 5. Утопия и искусство: общие и особенные черты.

Социальная и социально-эстетическая утопия. Литературные, архитектурные, музыкальные, живописные утопии. Предельность идеальной цели в утопии и высокая идеальность искусства. Позиция творца и позиция правителя. Упование на силу красоты. Попытки вывести идеальный мир из совершенных художественных форм. Калокагатия как черта классической модели утопии. Место искусства в утопических проектах прошлого.

Тема 6. Социально – эстетические утопии в культуре Древнего и Средневекового Китая.

Единство эстетически-образного и утопического в культуре Китая. Архитектурные и живописные утопии. Утопические образы дома и сада. Парк Хуанди как образ идеально устроенного мира. Сады как модели «островов бессмертных». Утопии «Сада с горчичное зерно», «сада уединенной радости» и др. «Персиковый источник» как утопия обыденной жизни. Идеальные города, рожденные музыкой. Пейзаж как живописная форма китайской утопической мысли. Утопическая идея братства художников.

Тема 7. Социально – эстетические утопии Античности и Возрождения

Проекты идеального полиса: Фалей Халкедонский, Гипподам Милетский, Платон, Аристотель. Учение об идеях Платона как предпосылка утопического творчества. Пред­ставление о «божественной» силе рукотворной красоты, об исключительной роли художественного творчества в установлении идеального миропорядка, о художнике – «смертном Боге» в эпоху Ренессанса. Утопии идеального города Альберти, Бруни. Отношение к искусству в социальных утопиях эпохи Возрождения (Т.Мор, Т.Кампанелла, Ф.Бэкон).

Тема 8. Художественные утопии Нового времени


Критика искусства в утопических проектах эпохи Просвещения. Жан-Жак Руссо, Морелли, Бабеф и др.: отрицание «ненужных занятий» как «блужданий человеческого ума». Проблема взаимоотношения утопии и искусства в творчестве романтиков (Х1Х в.)

Романтическая утопия «синтеза искусств» как прообраза объединившегося человечества. Представления романтиков о будущем «универсуме» как о «едином произведении искусства». Романтический идеал Гения - творца. Идеализация европейского средневековья. Утопические идеи «братства художников». Декоративно-живописные утопии У.Морриса. Изменение отношения к искусству в классических произведениях утопического жанра.

Тема 9. Социально-эстетические утопии ХХ столетия.

XX век — время действенных утопий-программ Суть эстетической утопии - совершенствования мира гармонизацией его форм. Претензии модернистов на изменение общества средствами искусства. Воплощение социально-эстетических идей Гроппиуса, Ле Корбюзье и Райта в архитектурных утопиях. Утопии русского авангарда. Пролеткульт. «Социалистический реализм» как эстетическая платформа искусств советского периода. «Культурная политика» новой власти. Проект "Памятника III Интернационалу" (Татлин) как перевод на язык визуальных метафор образов поэзии футуристов. Проект Дворца Советов в Москве как превращенная форма здания-символа российского православия (Б. Иофан, В. Щуко и В. Гельфрейх). Дом-коммуна конструктивистов как развитие идей Шарля Фурье о фаланстере. Воплощение утопического принципа города - единого ансамбля в строительстве высотных зданий Москвы. Схематичная упрощенность утопических представлений в утопиях советской архитектуры 60-х- 70-х гг. Поиски равновесия и гармонии в архитектуре в конце ХХ- начало XXI века.
Тема 10. Современные литературные утопии

Отечественная утопическая мысль и утопическое сознание 50-х - 80-х гг. Фантастика и утопия. Контрутопия как способ критики существующего строя. Эволюция взглядов И.А. Ефремова, А. и Б. Стругацких и влияние их идей на поколения 70-х и 80-х гг.

Современные направления утопии и антиутопии в России. Технократические черты российского менталитета ХХ в. Философия нестабильности, теория самоорганизации и современная картина мира: критика основ утопического подхода. Ренессанс антиутопического жанра: В. Войнович, А. Кабаков, В. Пелевин и др. Современная утопия: А. Рыбаков, В. Кузьменко, Н. Звягинцев, В. Суворов и др. Утопическое сознание и художественная практика на современном этапе.

  1. Формы промежуточного контроля знаний студентов


ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ


  1. Каково научное значение понятия утопия?

  2. Какие Вам известны интерпретации этого понятия?

  3. В чем состоит специфика утопического сознания?

  4. Какие существуют способы классификации утопий? Социально-эстетических утопий?

  5. Что общего между утопией и искусством?

  6. Чем отличаются социальная и социально-эстетическая утопия?

  7. Какие Вам известны художественные утопии Китая?

  8. Почему в китайской культуре преобладают утопии сада?

  9. Какие Вам известны утопические произведения Платона?

  10. Как учение об идеях Платона связано с его утопией?

  11. Чем, с точки зрения Аристотеля, прославились Фалей Халкедонский и Гипподам Милетский?

  12. Какова классическая модель утопии? Как Вы можете объяснить такой ее признак как калокагатия?

  13. Почему утопический жанр достигает расцвета в эпоху Ренессанса?

  14. Кто из деятелей эпохи Возрождения сочинял утопии идеального города?

  15. Какое место занимает искусство в утопиях Т.Мора, Т.Кампанеллы, Ф.Бэкона?

  16. Какова специфика утопий эпохи Просвещения?

  17. Каким было отношение к искусству утопистов эпохи Просвещения?

  18. В чем своеобразие художественных утопий романтизма?

  19. Каково место искусства в утопиях Сен-Симона, Фурье и Оуэна?

  20. Каково своеобразие русской художественной утопии?

  21. Можно ли говорить об утопии авангарда?

  22. Что вам известно о музыкальных утопиях?

  23. Приведите примеры советских киноутопий

  24. Какие архитектурные утопии ХХ века вам известны?


4.2. ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Позиция творца и позиция правителя в утопическом творчестве

2. Проекты идеальных городов в истории утопической мысли

3.Ле Корбюзье и технократические утопии

4. Музыкальная утопия Скрябина

5. Эстетические утопии в архитектуре начала ХХ века

6. Архитектура и футурология

7. Архитектурные утопии «машинного века»

8. Три утопии советской архитектуры

9. Идеальный город ВСХВ в Москве

10. В.Гроппиус и технократическая утопии

11.Город –утопия Чандигарх

12.Город-утопия Бразилиа

13.Утопии художественного авангарда

14. Киноутопия/антиутопия (на примере 1 фильма)


  1. Учебно-методическое обеспечение

Литература

    1. Источники




  1. Бэкон Ф. Новая Атлантида // Бэкон Ф. Соч. в 2 Т. М.: Мысль, 1972.- Т.2.

  2. Гомер. Одиссея. М.: ТОО Дюна, 1993

  3. Гесиод. Теогония. Работы и дни // Эллинские поэты/ Пер. В.Вересаева. М.: 1963

  4. Кампанелла Т. Город Солнца. М.: 1954

  5. Мор Т. Мор Т. Утопия. Эпиграммы. История Ричарда III. М., 1998.

  6. Морелли. Кодекс Природы, или истинный дух ее законов. Базилиада. М., 1954

  7. Мабли Г. Избранные произведения. М.,– Л.,: Изд-во Акад. Наук СССР, 1950

  8. Мелье Ж. Завещание. М.,-Л.,: Изд-во Акад. Наук СССР, 1954.

  9. Платон. Государство // Платон. Соч.: В 3 т. Т. III, ч. I, М.: 1971.

  10. Платон Законы // Платон. Соч.: В 3 т. Т.III, ч. 2. М.: 1972.

  11. Фурье Ш. Избранные Сочинения. М.: 1951-1954. Т. 1-4




    1. Исследовательская литература



  1. Аинса Ф. Реконструкция утопии: Эссе / Предисл. Ф.Майора; пер. с фр. Е. Гречаной, И. Стаф. М.: Наследие: Editions Unesco, 1999.

  2. Аинса Ф. В защиту «чудесного» утопического // Паниотова Т.C. Утопия в пространстве диалога культур. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2004. С. 3–13.

  3. Аверинцев С.С. Рай // Мифологический словарь / Гл. ред. Е. Мелетинский. М.: Сов. энциклопедия, 1991. С. 462–464.

  4. Артемьева Т.В. Российская утопия: от идеального государства к совершенному обществу. СПб., 2000.

  5. Араб-Оглы Э.А.Утопия // Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983. С.710–711.

  6. Баталов Э.Я. В мире утопии: Пять диалогов об утопии, утопическом сознании и утопических экспериментах. М.: Политиздат, 1989

  7. Баталов Э. Я. Социальная утопия и утопическое сознание в США. М.: Наука, 1983.- 336с.

  8. Батракова С.П. Искусство и утопия. М.: 1990

  9. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит-ра, 1975.

  10. Баткин Л.М. Ренессанс и утопия // Из истории средних веков и Возрождения. М.: Наука, 1976.

  11. Блох Э. Тюбингенское введение в философию. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1997. – 395 с.

  12. Бобринская Е. Футуризм. М., 2000.

  13. Бобринская Е. Русский авангард: истоки и метаморфозы. М., 2003.

  14. Бердяев Н. Кризис искусства. М., 1918.

  15. Бурлюк Д. Фрагменты из воспоминаний футуриста. Письма. Стихотворения. СПб., 1994.

  16. Великая утопия. Русский и советский авангард, 1915—1932 гг. М.; Берн, 1993.

  17. Гальцева Р.А. Очерки русской утопической мысли ХХ века. М.: 1991

  18. Геллер Л., Нике М. Утопия в России, СПб. 2003

  19. Гуторов В.А. Античная социальная утопия: Вопросы истории и теории. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1989.- 288 с

  20. Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII–V веков до н.э. / под ред. Э.Д.Фролова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.- 208 с.

  21. Егоров Б.Ф. Российские утопии. Исторический путеводитель. СПб.: Искусство-СПб.,2007. 415с. 

  22. Идеал, утопия и критическая рефлексия /Отв. Ред. В.А.Лекторский. М.: 1996

  23. Кашуба Е. Владимир Бурлюк и начало русского кубофутризма // Русский кубофутуризм: сб. статей. СПб., 2002.

  24. Книга о книге художника. Треугольное колесо №3. 2005.

  25. Ковтун Е. Русская футуристическая книга. М., 1988.

  26. Конье Ж. Материя и форма в русском кубофутризме // Русский кубофутуризм: сб. статей. СПб., 2002.

  27. Крусанов А. Русский авангард: 1907—1932. Т. 1. Боевое десятилетие. СПб., 1996.

  28. Китайские социальные утопии. Сб. статей / Отв. ред. Л.П.Делюсин. М.: Наука, 1987.

  29. Ланин Б. Русская литературная антиутопия. М., 1993

  30. Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона / Платон. Соч. В 3 т. М., Мысль, 1968. Т.1.

  31. Лаврентьев А. Лаборатория конструктивизма. М., 2000.

  32. Лаврентьева Е. Экспрессия букв // Русский авангард 1910—1930 годов и проблема экспрессионизма: сб. статей. М., 2000.

  33. Лисюткина Л. Утопия и дистопия как две модели современного буржуазного мировоззрения. // Культура и мировоззрение М.,1985. Вып.1.

  34. Малевич К. Собрание сочинений: в 5 т. М., 2000—2003.Манифесты и программы русских футуристов / под ред. В. Маркова. Мюнхен, 1967.

  35. Милюков П. Очерки по истории русской культуры. М., 1995.

  36. Матюшин М. Русские кубофутристы // К истории русского авангарда: Николай Харжиев: Поэзия и живопись;

  37. Казимир Малевич: Автобиография; Михаил Матюшин: Русские кубофутуристы. [Stockholm], 1976.

  38. Мильдон В. Санскрит во льдах, или возвращение из Офира : Очерк рус. литературной утопии и утопического сознания. М.: РОССПЭН,2006. 288с.  Мортон А.Л. Английская утопия пер с англ. Вступ. ст. В. Ф. Семенова.  М.: Изд-во иностр. лит., 1956. 278с. 

  39. Мортон А.Л. Утопия вчера и сегодня. // Мортон А.Л. От Мэлори до Элиота. Пер. с англ. М.,1970

  40. Неклюдова М. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX — начала XX века. М.,1991.

  41. Осиновский И.Н. Томас Мор. М.: 1985.

  42. О современной буржуазной эстетике. Сб. статей. Вып. 4: Современные социальные утопии и искусство. Сост. В.П.Шестаков. М.: Искусство, 1976.- 160с.

  43. Паниотова Т.С. Утопия в пространстве диалога культур. Ростов-на-Дону, ИРУ, 2004

  44. Паниотова Т.С. Функции утопии в культуре /Фундаментальные проблемы культурологии. Теория культуры. Т.1. Спб, 2008

  45. Пунин Н. О Татлине. 2-е изд. М., 2001.

  46. Рабинович В. «Сдвилогия» Алексея Крученых. Кубатура шара // Русский кубофутуризм: сб. статей. СПб., 2002.

  47. Родькин П. Экзистенциальные интерфейсы. М., 2004.

  48. Родькин П. Новое визуальное восприятие. М., 2003.

  49. Родькин П. Оранжевая визуальная революция. М., 2005.

  50. Романовская Ю. Н. «Кубофутризм» пространство термина // Русский кубофутуризм: сб. статей. СПб., 2002.

  51. Русский футуризм и Давид Бурлюк, «отец русского футуризма». СПб., 2000.

  52. Русский футуризм. Теория. Практика. Критика. Воспоминания: сб. материалов / сост. В. Н. Терехина, А. П. Зименков. М., 1999.

  53. Русская литературная утопия: Антология /Сост. Шестаков В.П. М.: 1986

  54. Сарабьянов Д. В. «Кубофутризм». Термин и реальность // Русский кубофутуризм: сб. статей. СПб., 2002

  55. Сахно И. Фактура слова в кубофутризме // Русский кубофутуризм: сб. статей. СПб., 2002.

  56. Серов С. Графика современного знака. М., 2005.

  57. Турчин В. По лабиринтам авангарда. М., 1993.

  58. Терехина В. Экспрессионизм и футуризм: русские реалии // Русский авангард 1910—1930 годов и проблема экспрессионизма: сб. статей. М., 2000.

  59. Ушков А.М. Утопическая мысль в странах Востока: традиции и современность. М.: Изд-во Московского университета, 1982

  60. Утопия и утопическое мышление. Антология зарубежной литературы / общ. Ред. В.А.Чаликовой. М., 1991

  61. Ханзен-Лёве О. Русский формализм. М., 2001.

  62. Хачатуров С. Искусство книги в России 1910—1930 годов // Мастера левых течений: материалы по каталогу. М., 2004.

  63. Харджиев Н. Статьи об авангарде: в 2 т. М.,1997.

  64. Чаликова В. Эволюция современной буржуазной утопии. Научно-аналитический обзор, М., 1983

  65. Чаликова В.А. Настоящее и будущее сквозь призму утопии // Современные буржуазные теории общественного развития. M.: Наука, 1984.

  66. Чаликова В.А. Утопия и свобода: Эссе разных лет. М.: Весть, 1994.- 180с.

  67. Черткова Е.Л. Метаморфозы утопического сознания (от утопии к утопизму) // Вопросы философии. 2001, № 7. С.47-58.

  68. Черткова Е.Л. Специфика утопического сознания и проблема идеала / Идеал, утопия и критическая рефлексия / Отв. ред. В. Лекторский. М.: РОССПЭН, 1996. С. 156-187.

  69. Чернышов Ю.Г. Социально-утопические идеи и миф о "золотом веке" в древнем Риме: В 2 ч. Ч. 1: До установления принципата. Изд. 2-е, испр. и доп.  Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та,1994. 176 с. 

  70. Чернышов Ю.Г. Социально-утопические идеи и миф о "золотом веке" в древнем Риме: В 2 ч. Ч. 2: Ранний принципат. Изд. 2-е, испр. и доп. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та,1994. 167 с. 

  71. Шацкий Е. Утопия и традиция. М., 1990;

  72. Шестаков В.П. Понятие утопии и современные концепции утопического // Вопросы философии. 1972, № 8

  73. Шестаков В.П. Эсхатология и утопия: Очерки русской философии и культуры. М.: Владос, 1995




  1. Экзаменационные вопросы к спецкурсу




  1. Утопическое и художественное сознание

  2. Структура и функции утопического сознания

  3. Виды социально-эстетических утопий

  4. Утопия и искусство: диалектика взаимосвязи

  5. Социальная и социально-эстетическая утопия

  6. Эстетика форм как условие социальной гармонии

  7. Утопии сада в средневековом Китае

  8. Утопия и мифопоэтическое мышление

  9. Эстетика «Золотого века» в античной утопии

  10. Античные художественные утопии

  11. Платон и искусство

  12. Эстетика форм в Атлантиде

  13. Утопии идеального города в культуре Возрождения

  14. Место искусства в утопиях Т.Мора и Т.Кампанеллы

  15. Калокагатия как черта классической модели утопии

  16. Место искусства в утопиях Просвещения

  17. Романтическая утопия синтеза искусств

  18. Романтическая утопия «братства художников»

  19. Декоративно-эстетическая утопия Морриса

  20. Музыкальные утопии

  21. Живописные утопии Нового и Новейшего времени

  22. Художественные утопии в России постреволюционного периода

  23. Утопические проекты в современной архитектуре

  24. Советские киноутопии 20-30 гг.

  25. Жанр антиутопии в современном кинематографе

  26. Утопия и антиутопия в современной литературе



  1. ГЛОССАРИЙ


Утопия (u-topos – греч. «не» «место», «место, которого нет») - это особый социокультурный феномен, универсальная форма чувственно-рационального освоения социальной реальности в образах- концепциях, синтезирующих человеческие представления о счастье и гармонии и отвечающих потребности в предвидении и моделировании альтернативных вариантов исторического развития. Два основных типа- позитивная и негативная утопия.

Евтопия (eu- topos – греч. «совершенное место») – форма положительной утопии, воплощающая мечту об идеально хорошем обществе

Антиутопия – 1) идеально плохое общество; 2) литературный жанр, высмеивающий идеалы классической положительной утопии

Утопический дискурс – это способ высказывания об особой, вероятностно-ценностной реальности, которую конструирует утопическое мышление.

Утопизм - это, во-первых, «особое функциональное состояние индивидуального, общественного сознания, направленное на получение нового социального знания методами умозрительного конструирования в образах-концепциях»; «Во-вторых, это получаемый в результате творческой реализации, объективации такого состояния сознания его литературный «продукт» - утопия (или антиутопия)... В-третьих, это особый тип поведения, обусловленный социально-утопическим сознанием и направленный на реализацию утопии»

Утопическое сознание- это относительно самостоятельный, бытующий в различных сферах устойчивый тип (состояние) сознания. Как особый, относительно самостоятельный тип сознания, оно несводимо ни к отдельно взятой форме, ни к определенному уровню, наполняя их изнутри, оно обеспечивает определенное состояние сознания. Утопическое сознание отражает действительность опосредованно, через ее значения для человека является разновидностью ценностного освоения социальной реальности.

Структура утопического сознания представлена двумя уровнями: уровень массового, неспециализированного сознания, и уровень теоретического, специализированного сознания. Для первого характерны разнообразные народные утопии. Для второго уровня характерны, во-первых, социально-политические утопии, создаваемые учеными – теоретиками, политиками, идеологами; во-вторых, литературные утопии – творения писателей самых различных школ и направлений.

Архетипы (по Юнгу) - есть трансцендентные по отношению к сознанию реальности, вызывающие к жизни комплексы представлений, которые выступают в виде мифологических мотивовю В утопии своеобразно представлены такие культурные архетипы как остров, город, культурный герой, космос, творимый из хаоса, катастрофы, и др.

Рай - в христианской литературной, иконографической и фольклорной представлен как сад, как город, и как небеса. Каждая линия имеет отношение к человеческой истории: Эдем - невинное начало пути человечества; небесный Иерусалим - эсхатологический конец этого пути; небеса противостоят пути человечества как неизменное - переменчивому, истинное - превратному, ясное знание – заблуждению.

Эсхатология - религиозное учение о конце света

Милленаризм (хилиазм) - религиозное учение о тысячелетнем Царстве Божьем на земле

Мессианизм- религиозное учение, основывающееся на вере в приход в мир спасителя всего человечества ( или избранного народа)

Классическая модель утопии представляет собой утопию места складывается в эпоху Возрождения. Отличается чертами изоляционизма, автаркии, калокагатии, регламентацией, ахронией, урбанизмом, эвдемонизмом и др.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Искусство и утопия» iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Искусство и утопия» iconПредисловие учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплекс (умк) совокупность материалов, регламентирующих содержание учебной и методической работы по организации...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Искусство и утопия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050602. 65...
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Иностранный язык» с другими дисциплинами специальности
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Искусство и утопия» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине: Технический перевод для специальности
Учебно-методический комплекс (умк) совокупность материалов, регламентирующих содержание учебной и методической работы по организации...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Искусство и утопия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «культурология»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Искусство и утопия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «политология»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Искусство и утопия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «жилищное право»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе государственного образовательного стандарта (далее гос) по специальности...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Искусство и утопия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «социология»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Искусство и утопия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «криминалистика»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Искусство и утопия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «иностранный язык»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе Государственного образовательного стандарта (далее гос) по специальности...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Искусство и утопия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «иностранный язык»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе Государственного образовательного стандарта (далее гос) по специальности...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Искусство и утопия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «история россии»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Искусство и утопия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Международное частное право»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе государственного образовательного стандарта (далее гос) по специальности...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Искусство и утопия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «профессиональная этика»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Искусство и утопия» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «русский язык и культура речи»
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании кафедры прикладной лингвистики и образовательных технологий...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Искусство и утопия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Данный учебно-методический комплекс (умк) разработан для студентов 2,3,4 курсов очной формы очной формы обучения по специальности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск