Учебно-методический комплекс дисциплины «профессиональная этика»





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины «профессиональная этика»
страница1/9
Дата публикации14.02.2015
Размер1.15 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛГОГРАДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»



«УТВЕРЖДАЮ»

Ректор НОУ ВПО «ВЮИ»

________________________________

________________________________

«_____ »_______________20____ г.


Кафедра общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА»

Волгоград

20____ г.

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности высшего профессионального образования (далее ВПО): 030900.62 «Юриспруденция»

Организация-разработчик:

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский юридический институт»

Разработчик:

доцент кафедры общих гуманитарных и

социально-экономических

дисциплин, к.филос.н. __________________ Рухтин. А.А.

Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Протокол № _____ от « ____ » ___________________ 20 _____ г.

Заведующий кафедрой общих гуманитарных и

социально-экономических

дисциплин, к.филос.н. __________________ Рухтин. А.А.

Одобрено Ученым советом НОУ ВПО «ВЮИ»

протокол № _____ от « ____ » __________________ 20 _____ г.


1. Введение
Курс «Профессиональная этика» относится к числу обязательных дисциплин гуманитарного цикла, определяемых Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030900.62 «юриспруденция».
Цель курса состоит в том, чтобы сформировать у студентов целостное представление о характере и механизме действия норм профессиональной этики юриста, их единстве и взаимодействии с требованиями общественной морали. Она конкретизируется в основных задачах, последовательность решения которых определяет структуру учебного курса, формирует, как общее представление о роли морали в жизни человека и общества, так и нравственной ценности права, помогает студентам определить собственную осмысленную позицию относительно проблем, имеющих большую социальную значимость. Представленная программа курса исходит из единства, как общих требований, предъявляемых к поведению юриста, так и тех требований, которые складываются под влиянием углубляющейся специализации в сфере профессиональной юридической деятельности. Значимым результатом изучения учебного курса выступает усвоение требований, сформулированных в кодексах профессиональной этики соответствующих юридических специальностей, а так же понимание их нравственного смысла и умение применять на практике, в какой бы сфере общественного служения ни был занят будущий юрист на протяжении всей своей жизненной карьеры.
Компетенции по дисциплине
«Профессиональная этика»



Дисциплина



Компетенции



Профессиональная этика



ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОК-6



КАРТА КОМПЕТЕНЦИЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Профессиональная этика»



Цель дисциплины



Цель курса состоит в том, чтобы сформировать у студентов целостное представление о характере и механизме действия норм профессиональной этики юриста, их единстве и взаимодействии с требованиями общественной морали.





Задачи (научить)



общему представлению о роли морали в жизни человека и общества, нравственной ценности права. Усвоение требований, сформулированных в кодексах профессиональной этики соответствующих юридических специальностей, а так же понимание их нравственного смысла и умение применять на практике.



В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующее:



Общекультурные компетенции



ОК 1
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания



Знать: основные этические понятия и категории, содержание и особенности профессиональной этики в юридической деятельности.

Уметь: оценивать факты и явления профессиональной деятельности с этической точки зрения.

Владеть: навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения норм этики и морали.



ОК 2 способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности,

соблюдать принципы этики юриста



Знать: понятие этикета, его роль в жизни общества, особенности этикета юриста, его основные нормы и функции;

Уметь: применять нравственные нормы и правила поведения в конкретных жизненных ситуациях. Владеть: навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения норм этики и морали.



ОК 5
обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе



Знать: возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности юриста.

Уметь: применять нравственные нормы и правила поведения в конкретных жизненных ситуациях. Владеть: навыками поведения в коллективе и общения с гражданами в соответствии с нормами этикета.



ОК 6
имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону



Знать: сущность профессионально-нравственной деформации и пути ее предупреждения и преодоления.

Уметь: применять нравственные нормы и правила поведения в конкретных жизненных ситуациях. Владеть: навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения норм этики и морали;

навыками поведения в коллективе и общения с






гражданами в соответствии с нормами этикета.




2. Содержание дисциплины
Тема 1. Мораль, право, этикет как сферы регуляции социальной жизни.
Этика как наука о морали. Объект и предмет этики. Структура и функции этики как науки. Этапы становления философско-этического мировоззрения. Понятие морали. Особенности функционирования морали. Ненасилие как категорический моральный запрет. Единство морали и многообразие нравов. Парадокс моральной оценки. Парадокс морального поведения. Моральная мотивация. Нормы морали. Мораль, право, этикет как сферы регуляции социальной жизни.
Тема 2. Этика счастья, удовольствия, пользы. Прагматика милосердия.
Философский идеал счастья. Различные мнения о счастье, их этический и психологический смысл; гедонистическое, утилитаристское, перфекционистское понимания счастья. Счастье и судьба. Счастье и страдание, несчастья. Счастье мудреца. Добродетель и счастье; достоинство и счастье. Счастье как цельное, полное и длительное удовлетворение; идеал счастья - в совершенной длительности (счастье на всю жизнь). Счастье и смысл жизни. Парадокс счастья: противоречие представления о счастье как удовлетворении от добродетельного образа жизни представлениям о счастье как удовольствии или удовлетворении от обладания личными благами. Понятие пользы. Общий и частный интерес. Этика пользы. Польза и добродетель. Прагматика милосердия. Как полюбить ближнего своего? Мнимое благодеяние. Трудность милосердия. Этика самоотречения. Прощение. Любовь к врагам.
Тема 3. Моральный императив. Долг и совесть
Понятие регуляции поведения. Нормативная регуляция поведения и ее структура. Сравнительно-структурный анализ морали, права, обычая как форм нормативной регуляции поведения. Различные акценты в понимании императивности (рестриктивности) морали в истории философии. Учение И. Канта о категорическом императиве. Сравнительные характеристики категорического императива и золотого правила нравственности. Антитеза должного и сущего, ее отражение в моральном сознании в форме различия и противостояния общего и частного интереса, универсальности и партикулярности. Долг как этическая категория.

Долг и идеал. Нравственные обязанности человека по отношению к другим людям и по отношению к самому себе. Проблема всеобщности (универсальности) моральных требований. Беспристрастность, нелицеприятность, надситуативность моральных решений.
Универсализуемость моральных суждений и решений. Критика Гегелем универсалистского подхода к моральным требованиям. Абсолютное и относительное в морали.
Тема 4. Основные категории этики: добро и зло, стыд и совесть, ответственность, достоинство и честь
Добро и зло как этические категории. Эволюция взглядов на сущность добра и зла. Современные этические представления о добре. Понятие добродетели. Характеристика зла. Виды зла. Религиозные теории происхождения зла. Совесть как этическая категория. Понятие совести. Совесть и стыд. Форми-рование совести. Различные представления о природе совести. Совесть как (а) обобщенный и интериоризированный голос значимых других или культуры, стыд перед интериоризованными-другими; (б) внутренний голос своего-другого в человеке, чувство несогласия человека с самим собой, его самосознание; (в) голос ("зов") трансцендентного. Негативная и позитивная трактовки совести. "Чистая совесть". "Свобода совести".

Ответственность как этическая категория. Понятие ответственности. Уровни ответственности. Позитивная и негативная формы существования чувства ответственности. Безответственное поведение. Условия моральной ответственности. Достоинство как этическая категория: понятие и особенно-сти. Честь. Честолюбие. Репутация.
Тема 5. Справедливость и равенство
Справедливость выражает принцип взаимоотношений между людьми, в частности, как членов общности (общества) по поводу распределения. Моральные, правовые и социально-экономические аспекты проблемы справедливости. Аристотель об уравнивающей (ретрибутивной) и распределительной (дистрибутивной) справедливости. Уважение, соблюдение договоров, права человека как различные основания справедливости. Справедливость как мера соотношения прав и обязанностей, деяния и воздаяния. Справедливость и честность. Принципы универсализуемости и равенства в установлении оснований справедливости. Исторические формы справедливости как равенства. Талион. Справедливость и милосердие (человеколюбие); представление о справедливости в заповеди "Не судите, да не судимы будете". Справедливость как социальная проблема; универсальные и конвенциональные элементы в справедливости. Социально-политические концепции справедливости. Справедливость и проблема наказания, в частности, уголовного.

Справедливость как принцип индивидуального поведения. Недопустимость посягательства на чужую личность и собственность. Принцип справедливости в требованиях: "Не обижай", "Не вреди", "Не нарушай чужих прав". Понятие "двойной несправедливости". Справедливость и нравственно-правовые обязанности личности.

Тема 6. Проблемы прикладной этики
Понятие эвтаназии. Добровольная и активная эвтаназия, недобровольная и пассивная эвтаназия. Практика применения эвтаназии в странах Европы и Америке. Основные аргументы, приводимые защитниками и противниками эвтаназии («за» и «против» эвтаназии).

Смертная казнь как проблема прикладной этики: а) историческая социология смертной казни; б) содержание основных аргументов в защиту и против смертной казни. Этические аргументы против смертной казни: оказывает развращающее воздействие на общество, представляет собой антиправовой акт в своей основе, нарушает пределы компетенции

человека, представляет собой покушение на коренной нравственный принцип самоценности человеческой личности.
Тема 7. Профессиональная этика юриста как вид профессиональной этики
Понятие профессиональной этики. Содержание профессиональной этики. Профессиональные моральные нормы.

Виды профессиональной этики. Специфические понятия профессиональной этики и профессионального нравственного сознания. Понятие профессиональной этики юриста. Особенности профессиональной этики юриста.

Профессиональная этика и профессиональная мораль: соотношение и различие, объективная обусловленность их возникновения и развития. Институционализация профессиональной этики: ее соотношение с моралью и правом. Конкретизация общеморальных представлений в требованиях профессиональной этики. Корпоративность и корпоративная мораль. Профессиональный этический кодекс: понятие и назначение. Виды кодексов. Структура кодекса.
Тема 8. Нравственные основы правоохранительной и судебной деятельности
Презумпция невиновности и обязанность доказывания в нравственном аспекте как признание достоинства и ценности личности. «Неустранимые сомнения» в виновности и их нравственный аспект.

Общие нравственные требования к деятельности следователя. Концепция «конфликтного следствия» и ее критика. Недопустимые приемы получения доказательств. Правила, касающиеся участия защитника в следственных действиях как гарантии соблюдения следователем правовых и нравственных норм. Этика производства следственных действий.

Нравственные требования к деятельности судебной власти. Справедливость как важнейшее требование к судебной власти. Объективность,
беспристрастность, компетентность, справедливость как важнейшие нравственные требования к деятельности судебной власти. Роль судьи, председательствующего по делу, в обеспечении нравственного характера судебного разбирательства. Нравственное содержание приговора и других решений суда.

Судебные прения как самостоятельный этап судебного разбирательства: общая характеристика, состав профессиональных участников судебных прений, порядок выступления в прениях, общие нравственные требования к участникам прений. Этика обвинительной речи прокурора. Этика речи защитника.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины «профессиональная этика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Профессиональная этика»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Профессиональная этика». Автор-составитель Лобанова И. Н. Дзержинск: Филиал ноу впо «Санкт-...
Учебно-методический комплекс дисциплины «профессиональная этика» iconРабочая программа дисциплины Профессиональная этика (наименование...
Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика» подготовлена Слободян Л. Д. старшим преподавателем кафедры общественных...
Учебно-методический комплекс дисциплины «профессиональная этика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины: «профессиональная этика»...
Филиал ноу впо «Московский институт государственного управления и права» в Смоленской области
Учебно-методический комплекс дисциплины «профессиональная этика» iconПрограмма дисциплины профессиональная этика юриста, специальность...
Дисциплина «Профессиональная этика юриста» это комплексная междисциплинарная наука, затрагивающая широкий спектр вопросов этического...
Учебно-методический комплекс дисциплины «профессиональная этика» iconУчебно-методический комплекс профессиональная этика
...
Учебно-методический комплекс дисциплины «профессиональная этика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Этика»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины «профессиональная этика» iconУчебно-методический комплекс профессиональная этика направление 030900 юриспруденция
Филиал ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Калининграде
Учебно-методический комплекс дисциплины «профессиональная этика» iconУчебно-методический комплекс профессиональная этика направление 030900 юриспруденция
Филиал ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Калининграде
Учебно-методический комплекс дисциплины «профессиональная этика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «профессиональная этика»
С точки зрения воспитания целью курса является формирование у студентов нравственных качеств, которые соответствовали бы тем высоким...
Учебно-методический комплекс дисциплины «профессиональная этика» iconРабочая программа дисциплины «профессиональная этика»
Дисциплина «Профессиональная этика» соответствует целям Ц1, Ц3 образовательной программы 031600 Реклама и связи с общественностью...
Учебно-методический комплекс дисциплины «профессиональная этика» iconУчебно-методический комплекс по модулю история этической мысли дпп....
Рассматриваются темы: «Этика Древней Индии и Древнего Китая», «Античная этика», «Религиозная этика», «Христианская этика средневековья»,...
Учебно-методический комплекс дисциплины «профессиональная этика» iconУчебно-методический комплекс Профессиональная этика
Способствовать формированию умения анализировать жизненные ситуации, выстраивая алгоритм рассуждения на основе понятий обществоведческого...
Учебно-методический комплекс дисциплины «профессиональная этика» iconПрофессиональная этика
А – профессиональная этика адвоката и её значение в различных сферах его деятельности
Учебно-методический комплекс дисциплины «профессиональная этика» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Сокова З. Н. Профессиональная этика и этикет: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направлений 100100. 62...
Учебно-методический комплекс дисциплины «профессиональная этика» iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 4 Профессиональная...
Б 4 Методология и методы ппд: профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности
Учебно-методический комплекс дисциплины «профессиональная этика» iconПрограмма дисциплины «Этика бизнеса» для направления 080200. 62 «Менеджмент»...
Данный учебно-методический комплекс построен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Учебно-методический...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск