Учебно-методический комплекс дисциплины «профессиональная этика»





Скачать 285.61 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины «профессиональная этика»
страница1/2
Дата публикации26.10.2014
Размер285.61 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
  1   2
Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального дополнительного образования

«Байкальский гуманитарный институт»


УТВЕРЖАЮ

Проректор по УМР________В.Ю. Хицкая

«______»__________201____г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА»

направление 030900.62 «Юриспруденция»

Разработал: ФИО преподавателя

Кафедра

Рассмотрено на заседании кафедры

Протокол №_____

«____»__________

ИРКУТСК 2013


ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

«Профессиональная этика»

Рекомендуется для направления подготовки

030900.62 Юриспруденция

Квалификация (степень) выпускника

«бакалавр»

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель учебной дисциплины «Профессиональная этика» - дать студентам основные понятия этики и понятие о нравственном содержании профессиональной деятельности юриста, помочь формированию нравственной культуры, поскольку нравственная культура - неотъемлемая часть профессиональной подготовки современного специалиста. Образовательные цели – это получение студентами знаний о сущности, структуре и закономерностях функционирования морали; ее истории и многообразных формах ее проявления; о влиянии морали на различные сферы общественной жизни и обратном взаимодействии общества на развитие морали. Особое внимание в этой связи в курсе уделяется анализу взаимосвязи, которая существует между моралью и правом. С точки зрения воспитания целью курса является формирование у студентов нравственных качеств, которые соответствовали бы тем высоким требованиям, которые предъявляются к ним, как к будущим сотрудникам органов правосудия.

Основные задачи дисциплины:

- в процессе изучения данного предмета предполагается целенаправленное освещение вопросов формирования нравственной культуры, воспитания, общения и поведения юристов. Студенты получат представление о закономерностях развития морали в обществе, связи морали с конкретной социально-экономической ситуацией в обществе, научатся оценивать существующую нравственную практику, прогнозировать нравственные и социально-культурные процессы как непременный компонент профессиональной деятельности;

- изучаемый курс поможет студентам приобщиться к ценностям мировой нравственной культуры, развить творческий подход к осуществлению профессиональных задач, сформировать стойкие нравственные потребности; выработает у студентов осознание правомочности и разумности нравственных требований общества к сотрудникам силовой структуры, докажет необходимость формирования нравственных качеств юристов: чувства долга, чести, верности слову, гуманизма, справедливости, высокой гражданской ответственности;

- знания, полученные в процессе изучения курса, должны заложить стойкий иммунитет к злу, непримиримое отношение к таким явлениям, как: бюрократизм, взяточничество, протекционизм, злоупотребление властью, формальный подход к делу, трусость и малодушие;

- изучение предмета должно выработать у студента навыки профессиональной культуры, включающие в себя образцовую организацию дела, высокую профессиональную компетентность, нравственную ответственность, культуру поведения на службе и вне ее, культуру общения, внешнего вида, досуга, культуру речи, вежливость, такт и т.д.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ПООП

Логика курса состоит в том, чтобы на основе выяснения содержания объективных процессов, происходящих в обществе, показать сложность и противоречивость становления духовного мира юриста, а затем раскрыть нравственно-правовые основания его действий. В то же время обнаружить механизм влияния практической деятельности юриста на формирование его сознания, установок, потребностей и интересов, показать причины возможных отклонений и пути их преодоления.

Дисциплина «Профессиональная этика» базируется на знаниях, полученных при изучении дисциплин «Философия», «Социология», «Психология и педагогика».


  1. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


В результате изучения курса студент должен

знать:

- основные термины и понятия учебной дисциплины;

- специфику профессиональной этики, а также значение профессиональной этики в деятельности юристов;

- содержание основных нормативных документов, их значение и смысл;

- о великих этических теориях и людях, создавших их;

- о содержании нравственной культуры юриста и путях ее совершенствования;

уметь:

- оценивать факты и явления профессиональной деятельности с этической точки зрения;

- применять нравственные нормы и правила поведения в конкретных жизненных ситуациях;

владеть навыками:

- навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения норм этики и морали;

- навыками поведения в коллективе и общения с гражданами в соответствии с нормами этикета.

Программа курса, безусловно, не может охватить весь круг вопросов, изучаемых этикой, и поэтому не следует рассматривать ее освоение как завершение изучения этой области знания.

Нравственное образование необходимо сочетать с эстетическим самообразованием, поскольку в искусстве, особенно в таких его видах, как литература, театр, изобразительное искусство, решались, и решаются многие основные проблемы этики.

Студенты могут заниматься реферативной работой по заинтересовавшим их темам.

В результате освоения дисциплины студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

  • обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

  • имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

  • стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

  • способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

  • способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

и профессиональными компетенциями (ПК):

  • способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

  • готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

  • способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

  • способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);

  • способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).




  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц 72 часов.



п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Форма итоговой аттестации


лекции

практ. занятия

самост. работа



Этика как наука. Предмет изучения этики

1

2

2

4






Мораль как общественное явление




2

2

4



Основные категории этики




2

2

4



Великие моралисты




3*

3*

10






Понятие профессиональной этики. Проблема соотношения целей и средств в правоохранительной деятельности




2

2

4






Деонтология как раздел профессиональной этики. Кодекс чести судьи РФ как программа нравственного воспитания и самовоспитания судей




2

2

4






Актуальные проблемы юридической этики




2

2

4






Понятие служебного этикета. Этикет в сфере судопроизводства




2

2

4







Итого




17

17

38

экзамен

  • - занятие проводится в интерактивной форме

Программа курса

Тема 1. Этика как наука. Предмет изучения этики

Предмет этики. Его место в формировании мировоззренческих и ценностных установок, повышение уровня профессиональной и общей культуры юристов. Этика как наука о морали. Происхождение терминов «этика», «мораль», «нравственность». Соотношение нравственной формы общественного сознания с другими формами общественного сознания. Мораль и право.

Круг исследования этики как науки. Функции и задачи этики. Этика как теоретическая основа профессиональной этики юристов.

Тема 2. Мораль как общественное явление

Социально-историческая сущность морали. Относительная самостоятельность и активность морали. Общечеловеческое содержание морали. Противоречивый характер развития морали. Типы социальных отношений и соответствующие им типы морали. Структура морали. Нравы и нравственность. Удвоение морали. Основные функции морали в обществе. Оценочная функция. Нравственная оценка и ее место в деятельности человека. Регулятивная функция. Особенности регулятивной функции морали. Роль обычая, общественного мнения, убежденности личности в осуществлении регулятивной функции. Воспитательная функция морали. Роль морали в воспитании личности.

Тема 3. Основные категории этики

Категории этики как узловые моменты познания нравственных ценностей. Добро и зло. Мораль как выбор добра и отвержение зла. Историческое развитие представлений о добродетели и нравственной норме. Категории «долг» и «совесть». Моральный долг как потребность в служении интересам общества. Общественный долг и личный интерес. Соотношение служебного и нравственного долга в деятельности юриста. Соотношение долга и совести. Связь совести с мировоззрением, моральными убеждениями и установками личности. Проблема свободы совести. Понятия достоинства и чести как отражение социальной ценности человека. Служебно-профессиональная специфика понятий «честь» и «достоинство». Нормы и принципы морали, их сущность и социально-исторический характер. Принципы гуманизма, коллективизма, патриотизма, добросовестного отношения к труду, экологического отношения к природе, их общечеловеческий характер.

Тема 4. Великие моралисты

Великие этические учителя. Жизненный путь и основные этические правила Иисуса Христа. Жизненный путь и основные этические правила Конфуция. Особенности этической системы Будды. Рождение, проповедь и истинная вера пророка Мухаммеда. Пять устоев правоверного мусульманина. Своеобразие этики Корана.

Тема 5. Понятие профессиональной этики. Проблема соотношения целей и средств в правоохранительной деятельности

Понятие профессиональной этики. Тождества и различия профессиональной и общечеловеческой морали. Специфика профессиональной морали юристов. Особенности преломления нравственных принципов и требований в профессиональной морали юристов. Нравственная ценность труда в правовой сфере. Нравственные основы права. Моральные аспекты правоохранительной деятельности. Нравственные основы целей, средств, форм и методов в правоохранительной деятельности. Борьба с социальным злом как способ утверждения добра. Основные принципы профессиональной этики.

Тема 6. Деонтология как раздел профессиональной этики. Кодекс чести судьи РФ как программа нравственного воспитания и самовоспитания судей

Понятие деонтологии. Роль деонтологических документов в формировании нравственной культуры юристов. Понятие нравственного идеала. Присяга судьи, ее смысл и роль в становлении личности профессионала. Основные моральные качества, формирующие облик профессионала правоохранительной сферы. Понятие нравственного воспитания и самовоспитания.

Тема 7. Актуальные проблемы юридической этики

Сущность и структура морального выбора в юридической этике. Проблема соотношения целей и средств в правоохранительной деятельности. Нравственная допустимость правового принуждения. Возможно ли «насилие во благо»?

Тема 8. Понятие служебного этикета. Этикет в сфере судопроизводства

Служебный этикет и такт как составляющие элементы культуры общения юристов. Основные параметры общения. Компоненты культуры общения. Вербальное и невербальное общение. Пути совершенствования культуры общения. Этика профессиональных отношений в служебном коллективе. Служебный этикет и культура поведения различных категорий судейских сотрудников при исполнении служебных обязанностей. Понятие законности и служебной дисциплины в профессиональном поведении. Требования этикета к культуре внешнего облика юриста. Требования корректности, учтивости и скромности в общении с гражданами. Проблема сохранения профессионального облика, чести и достоинства в конфликтных ситуациях. Соблюдение этикетных правил как один из аспектов достойного выхода из практических коллизий.

5. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Планы семинарских (практических) занятий

Тема 1. Этика как наука. Предмет изучения этики.

Вопросы для обсуждения:

1. Этика как учение о нравственности.

2. Этапы формирования этики как науки.

3. Исторические изменения в подходах к предмету изучения этики.
Тема 2. Мораль как общественное явление.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие и сущность морали.

2. Функции морали, структура морали.

3. Происхождение морали.

4. Может ли мораль приносить вред?
Тема 3. Основные категории этики.

Вопросы для обсуждения:

1. Добро и Зло как основные понятия этической системы.

2. Совесть, долг, достоинство, честь как основные категории этики.

3. Понятие счастья в этике.
Тема 4. Великие моралисты.

Данное занятие проводится в виде студенческой научно-практической конференции. Примерные темы для докладов:

1. Этика Конфуция.

2. Этика Будды.

3. Этика Иисуса Христа.

4. Этика Мухаммеда.
Тема 5. Понятие профессиональной этики. Проблема соотношения целей и средств в правоохранительной деятельности.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие профессиональной этики.

2. Тождества и различия профессиональной и общечеловеческой морали.

3. Профессиональная этика как нравственный фактор юридической деятельности.

4. Специфика профессиональной этики юристов.

5. Долг как основная категория профессиональной этики юриста.
Тема 6. Деонтология как раздел профессиональной этики. Кодекс чести судьи РФ как программа нравственного воспитания и самовоспитания судей.

Вопросы для обсуждения:

1. Какие проблемы изучает деонтология?

2. Какими основными деонтологическими документами руководствуется (должен руководствоваться) в своей работе судья, юрист?

3. Каков моральный идеал юриста?
Тема 7. Актуальные проблемы юридической этики.

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность и структура морального выбора.

2. Проблема соотношения целей и средств в правоохранительной деятельности.

3. Нравственная допустимость правового принуждения.
Тема 8. Понятие служебного этикета. Этикет в сфере судопроизводства.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие служебного этикета, его основные принципы и формы.

2. Деловое общение в экстремальных условиях.

3. Правила этикета в сфере судопроизводства.

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

«Профессиональная этика» относится к профильным, специальным дисциплинам, изучаемым в высших образовательных заведениях. Ее целевая направленность состоит в формировании, развитии и закреплении у студентов профессионального отношения к избранному делу, профессиональной чести и профессионального долга, нравственных основ осуществления будущей практической деятельности, стойкого иммунитета к профессионально-нравственной деформации.

Преподавание дисциплины «Профессиональная этика» призвано обеспечить:

- глубокое изучение студентами разработанных философскими науками этических понятий и категорий, лежащих в основе профессиональной морали юристов;

- уяснение студентами нравственных ценностей и особенностей их проявления в деятельности сотрудников различных служб и подразделений;

- обучение студентов элементам межличностного, повседневного общения;

- формирование у студентов устойчивых умений и первоначальных навыков соблюдения служебного этикета в конкретных ситуациях.

Содержание учебной дисциплины «Профессиональная этика» определяется Государственным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030501 (65) – «юриспруденция».

Структура курса «Профессиональная этика» включает две части:

1. общетеоретическую, которая рассматривает вопросы о предмете этики как науки, о происхождении и сущности морали, о великих этических концепциях, о содержании основных этических категорий;

2. непосредственно профессиональную, изучающую понятие, структуру и принципы профессиональной морали юристов, соотношение морали и права, содержание и особенности профессионально-нравственного сознания, профессиональной культуры, чести и долга, этические аспекты деятельности сотрудников различных служб и подразделений. Кроме того, поскольку профессия сотрудников правоохранительных органов относится к коммуникативным, т.е. реализуется только в общении, то представителям данной сферы важно знать общечеловеческие принципы и правила общения, обладать навыками их применения в служебной деятельности и внеслужебном поведении.

Изучение курса «Профессиональная этика» базируется на основных положениях этических учений представителей философской мысли различных эпох о сущности морали – Аристотеля, Эпикура, Спинозы, Конфуция, Канта, Гегеля, а также на положениях основных международных и российских правовых актов, являющихся источниками как служебного, так и морального долженствования в сфере профессиональной деятельности юристов.

Применительно к деятельности юристов нормы и принципы профессиональной морали нормативно закреплены в различных законах, приказах, постановлениях и т.д. Поэтому особенное внимание слушателям необходимо уделить изучению таких международных документов, как «Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка», «Всеобщая декларация прав человека», а также основных внутригосударственных, российских нормативно-правовых актов: Конституция РФ, «О государственной службе РФ», Присяга судей РФ, Кодекс судейской этики, а также нормативно-правовым документам, регулирующим деятельность конкретных служб и подразделений.

Эффективность усвоения студентами данной учебной дисциплины зависит от успешности работы на лекциях, семинарах и, конечно, от наличия навыков самостоятельной работы.

Работа студентов на семинаре расширяет кругозор, формирует культуру речи, навыки публичного выступления и интеллектуального общения. Кроме того, семинары – это эффективное средство и одна из форм контроля за качеством усвоения материала, позволяющая обнаружить пробелы в знаниях студентов и внести соответствующие коррективы.

Подготовка студента к семинару – один из основных и трудоемких видов учебной деятельности, эффективность которой во многом зависит от умения пользоваться учебно-методической литературой. План проведения семинарского занятия должен содержать не только перечень вопросов для обсуждения, но и вопросы для самоконтроля, методические рекомендации для подготовки по наиболее сложным проблемам, темы рефератов, список рекомендуемой литературы.

Лекция – это «путеводитель» по тому материалу, которым должен овладеть студент. На лекции освещаются наиболее важные и проблемные вопросы. Работа студента направлена, прежде всего, на восприятие, осмысление и конспектирование информации, предлагаемой лектором.

Конспектирование лекции – сложный труд, требующий от студента определенных навыков. Умело сделанный конспект лекции помогает более глубоко усвоить материал, основательнее подготовиться к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам. Не следует пытаться записывать все содержание лекции, т.к. стремясь записать все услышанное, студент не успевает осмысливать получаемую информацию. Для эффективного прослушивания и записи необходимо разбираться в сути излагаемого материала, хотя бы в общих чертах, и владеть навыками быстрого письма. В этом случае студент все внимание уделяет содержанию лекции, выделяя те положения, на которые больше всего обращает внимание лектор интонацией голоса, повторением отдельных суждений, выводов. В связи с этим необходимо отметить особое значение предварительной подготовки к лекции: просмотр записи предыдущей лекции, знакомство с учебными пособиями по данной теме, терминологией и т.д.

Методика конспектирования индивидуальна для каждого студента, хотя можно выделить наиболее употребляемые и целесообразные способы записи лекции:

1. запись лекции ведется в виде кратких тезисов, отражающих основное содержание и логику изложения. Для формирования полных знаний по этой теме необходимо изучение дополнительной литературы;

2. кроме основных тезисов, записываются примеры, доказательства, даты, цифры, имена с пометками в тексте для уяснения основных положений;

3. конспект лекции дополняется собственными мыслями, возникающими в ходе прослушивания ее содержания. Этот способ наиболее эффективен, но он предполагает достаточный уровень общеобразовательной подготовки, способность мыслить творчески.

В процессе совершенствования навыков конспектирования лекций важно выработать индивидуальную систему, научиться сокращать слова и наиболее часто встречающиеся словосочетания.

Внимательно и осмысленно прослушанная лекция, умело и грамотно сделанные записи оказывают существенную помощь студентам в овладении материалом.

Семинарское занятие, его основная цель – развитие мышления, речи, формирование глубоких и прочных знаний. Подготовка по вопросам, выносимым на семинарское занятие, вырабатывает умение самостоятельно и логично мыслить, аргументировано вести дискуссию, навыки работы с научной, дополнительной литературой. Поэтому семинары и систематическая подготовка к ним придают регулярный и планомерный характер самостоятельной работе.

В процессе подготовки к семинарскому занятию следует:

- ознакомиться с вопросами, выносимыми на обсуждение;

- изучить конспект по данной теме;

- прочитать рекомендуемую литературу;

- составить конспект прочитанного.

Рекомендуется составить подробный план своего выступления, ответить на вопросы для самоконтроля.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины «профессиональная этика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Профессиональная этика»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Профессиональная этика». Автор-составитель Лобанова И. Н. Дзержинск: Филиал ноу впо «Санкт-...
Учебно-методический комплекс дисциплины «профессиональная этика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «профессиональная этика»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее...
Учебно-методический комплекс дисциплины «профессиональная этика» iconРабочая программа дисциплины Профессиональная этика (наименование...
Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика» подготовлена Слободян Л. Д. старшим преподавателем кафедры общественных...
Учебно-методический комплекс дисциплины «профессиональная этика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины: «профессиональная этика»...
Филиал ноу впо «Московский институт государственного управления и права» в Смоленской области
Учебно-методический комплекс дисциплины «профессиональная этика» iconПрограмма дисциплины профессиональная этика юриста, специальность...
Дисциплина «Профессиональная этика юриста» это комплексная междисциплинарная наука, затрагивающая широкий спектр вопросов этического...
Учебно-методический комплекс дисциплины «профессиональная этика» iconУчебно-методический комплекс профессиональная этика
...
Учебно-методический комплекс дисциплины «профессиональная этика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Этика»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины «профессиональная этика» iconУчебно-методический комплекс профессиональная этика направление 030900 юриспруденция
Филиал ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Калининграде
Учебно-методический комплекс дисциплины «профессиональная этика» iconУчебно-методический комплекс профессиональная этика направление 030900 юриспруденция
Филиал ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Калининграде
Учебно-методический комплекс дисциплины «профессиональная этика» iconРабочая программа дисциплины «профессиональная этика»
Дисциплина «Профессиональная этика» соответствует целям Ц1, Ц3 образовательной программы 031600 Реклама и связи с общественностью...
Учебно-методический комплекс дисциплины «профессиональная этика» iconУчебно-методический комплекс по модулю история этической мысли дпп....
Рассматриваются темы: «Этика Древней Индии и Древнего Китая», «Античная этика», «Религиозная этика», «Христианская этика средневековья»,...
Учебно-методический комплекс дисциплины «профессиональная этика» iconУчебно-методический комплекс Профессиональная этика
Способствовать формированию умения анализировать жизненные ситуации, выстраивая алгоритм рассуждения на основе понятий обществоведческого...
Учебно-методический комплекс дисциплины «профессиональная этика» iconПрофессиональная этика
А – профессиональная этика адвоката и её значение в различных сферах его деятельности
Учебно-методический комплекс дисциплины «профессиональная этика» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Сокова З. Н. Профессиональная этика и этикет: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направлений 100100. 62...
Учебно-методический комплекс дисциплины «профессиональная этика» iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 4 Профессиональная...
Б 4 Методология и методы ппд: профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности
Учебно-методический комплекс дисциплины «профессиональная этика» iconПрограмма дисциплины «Этика бизнеса» для направления 080200. 62 «Менеджмент»...
Данный учебно-методический комплекс построен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Учебно-методический...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск