Скачать 118.89 Kb.
|
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА МБОУ СУНАРЧИНСКОЙ ООШ АКМАНОВОЙ ФАРХАНЫ РАМАЗАНОВНЫ. Акманова Фархана Рамазановна – учитель башкирского языка и литературы Сунарчинской основной общеобразовательной школы. Педагогический стаж – 21 год. Учитель первой квалификационной категории (год присвоения – 2011 год). Окончила Оренбургский учетно-финансовый техникум, в 1995 году – Башкирский государственный педагогический институт (ныне БГПУ имени М.Акмуллы). Участница республиканского конкурса «Учитель года – 2008» в городе Уфе. Ученики Фарханы Рамазановны дважды становились победителями областной олимпиады по башкирскому языку и литературе. Награждена Почетной грамотой Министерства образования Оренбургской области. «Детская душа очень сложный инструмент, и обращаться с этим инструментом нужно осторожно и умело, чтобы не испортить и не сломать» - так считает педагог Ф.Р.Акманова. 21 год работы в школе. Можно подводить и кое-какие итоги своей педагогической деятельности. «Жизнь – бесконечное познание». Свой выбор – стать учителем - Фархана Рамазановна сделала неслучайно: очень уж хорошие были у неё учителя. Многому в своей работе она научилась у своих наставников, еще более – у своих товарищей, но более всего – у своих учеников. Наверное, поэтому, она относится к ученикам доброжелательно и уважительно, старается устанавливать отношения сотрудничества с обучающимися, насыщать общение с учащимися положительными эмоциями. Цели и задачи урока формулирует в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей в четкой и конкретной форме, понятной для учеников. Учитель не просто учит детей, но еще и воспитывает. Родители доверяют ему самое дорогое, что у них есть, - своих детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого не волновало бы, как его ребенок будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным. Поэтому хороший уровень мотивированности обучающихся косвенно доказывается и показателями результативности деятельности. Половина учащихся Фарханы Рамазановны осваивает предметное содержание не только на базовом уровне, но и на повышенном. Об этом свидетельствуют результаты работ её учащихся. В школе хорошо оборудован и оформлен кабинет башкирского языка и литературы. За время работы в школе Фарханой Рамазановной создана богатая творческая лаборатория, которая постоянно обновляется: карточки с дифференцированными заданиями для 5-9 классов по темам: «Фонетика» (5 класс), «Морфология» (6 класс), «Синтаксис простого предложения» (7 класс), «Синтаксис сложного предложения» (8 класс), «Стилистика и культура речи» (9 класс); тесты по башкирской литературе для всех классов. В кабинете имеются учебно-наглядные пособия, книги для внеклассного чтения, словари школьного типа, сборники диктантов для 1-4 классов, 5-11 классов; методические и дидактические материалы инновационного характера, каталоги по творчеству башкирских писателей, методической и художественной литературы. В кабинете башкирского языка имеются магнитофон, компьютер. Умелое применение технических средств на уроках позволяет находить более оптимальные варианты проведения современного урока. Каждый урок Фархана Рамазановна старается тщательно продумать, связать с жизненными ситуациями, предусмотреть индивидуальные задания различного характера. Максимальная занятость учащихся на уроке обеспечивается применением и групповых видов работы. Все этапы урока учительница стремится завершить анализом проделанной учениками работы, показом достигнутого результата и его оцениванием. Большое внимание уделяет личностно-ориентированному подходу в обучении. Активно применяет в своей деятельности нестандартные формы и приёмы работ. Мы живем в XXI веке. Интеграция в мировое сообщество и процесс построения открытого демократического общества ставят перед учителями новую цель – воспитание поколения, обладающего общепланетарным мышлением, что характеризуется способностью рассматривать себя в качестве гражданина мира, воспринимающим себя субъектом диалога культур и осознающего свою роль и ответственность в общечеловеческих процессах. Ф.Р.Акманова хорошо это понимает и интенсификацию процесса обучения проводит за счёт использования разных приёмов: элементов интенсивной методики, познавательных и ролевых игр, драматизации и инсценирования. Эффективность результатов развития коммуникативной компетенции определяется такими видами деятельности, как олимпиады, недели башкирского языка, рефераты, тематические стенгазеты, ролевые игры, тесты, создание проектов и их защита с применением мультимедийных технологий и ресурсов Интернета. Применение в своей деятельности современных инновационных технологий с опорой на личностно-ориентированное, дифференцированное обучение позволяет достичь определенных результатов. Ежегодно учащиеся Фарханы Рамазановны занимают призовые места на районной олимпиаде по башкирскому языку и литературе, дважды становились победителями на областной олимпиаде по предмету. В процессе преподавания родного языка значительное место отводится национальной культуре. Именно краеведческий материал о культуре, природе, географии родных мест, об истории малой родины существенно дополняет содержательную сторону речи учащихся. Он является частью национальной культуры, которая наиболее близка и дорога каждому. «Отчий дом. Край родимый. Его культура, прошлое и настоящее – вот что делает молодого человека нравственно чище, духовно богаче», - так считал А.Д.Сахаров. Оренбургская область располагает уникальными литературными, лингвистическими, историческими, географическими источниками, способствующими развитию языковой личности, нравственной и интеллектуальной культуры людей. Оренбургские степи входили в ареал формирования ранних башкир. Тысячелетиями проживали они вместе с казахами на оренбургской земле, практиковали совместные браки. Об этом говорит эпос этих народов и топонимика большинства географических названий. Ф.Р.Акманова, ставя целью воспитание патриота и гражданина, использует краеведческий материал на уроках и во внеурочной деятельности: 1) при изучении истории развития этнокультурного образования; 2) при изучении творчества башкирских писателей-земляков; 3) при изучении топонимики района; 4) при изучении истории края и родного села; 5) при изучении духовной культуры родного народа; 6) во время уроков по развитию речи; 7) во время проведения недели башкирского языка и литературы; 8) во время проведения массовых культурных мероприятий. Фархана Рамазановна проводит и факультативные занятия с учащимися. Эта программа способствует раскрытию личностных возможностей учащихся, позволяет реализовать межпредметные связи, проведение интегрированных уроков: башкирский язык – география, башкирский язык – литература, башкирский язык – история. Работа над проектами, предусмотренная программой, является процессом творческим, определяет функциональные обязанности ученика и учителя: ученик активно участвует в создании проекта, учитель выступает в роли помощника. Преподавание родного языка, как и все остальные предметы, подвергается сегодня большим изменениям. Переосмысление целей и задач обучения, введение новых программ, внедрение инновационных форм обучения, возможность выбора вариативных учебно-методических комплектов – всё это современные реалии, которые не обошли стороной и учителей родного языка. Преподавательскую деятельность сегодня можно сравнить с испытанием чего-то нового, неизведанного. Всегда приходится апробировать новые учебно-методические комплекты, которые отличаются огромным количеством разноуровневых упражнений. И Фархана Рамазановна всегда старается, чтобы ученик на её уроках был главным субъектом учебного процесса. Для неё важен учёт не только личных свойств ученика, глубокое усвоение ими расширенного круга знаний, но и формирование круга умений по сохранению и восстановлению собственного здоровья через применение на уроках здоровьесберегающих технологий. При планировании урока Фархана Рамазановна берет те элементы, которые соответствуют уровню языковой подготовки учащегося и его индивидуальным интересам, способствуют формированию позитивного отношения к учебной работе и слабых, и ленивых, и сильных, повышая их мотивацию. Она поощряет каждого учащегося к свободному выражению собственных мыслей на основе его личного опыта, используя при этом не только его личные интересы, но и национальные и культурные традиции, постоянно анализируя их не только с самими учащимися, но и с их родителями. Участие родителей в различной деятельности существенно усиливает учебную мотивацию детей. Современный ученик – это «восьмое чудо света», оснащённое мобильником, ноутбуком и получающее драйв от рэпа. Современному ученику должен соответствовать и современный учитель. Современный учитель – это не профессия, это призвание. Он сам должен жить своими детьми и делать так, чтобы дети с удовольствием шли на его уроки. А удовольствие от радости открытия детей во многом зависит от учителя. Это и стиль общения с учеником, и применяемые современные технологии, и организация работы на уроке, где к каждому ребёнку свой подход. Участие в работе семинаров национальных школ района и августовских конференций учителей татарского и башкирского языков позволяет Ф.Р.Акмановой сотрудничать с коллегами из других школ района, показывать открытые уроки и внеклассные мероприятия с применением интерактивных технологий, выступать по актуальным вопросам обучения родному языку. Повышение квалификации на курсах при ОИПКРО обогащает её новыми знаниями и развивает стремление к самосовершенствованию. Не зря Фархану Рамазановну педколлектив Сунарчинской школы избрал завучем. Каждому учителю хочется адресовать слова: «Я – учитель! Я работаю с самой высокой материей – с интеллектом страны, мира, человечества. Каким он будет завтра – зависит от меня. Я вношу свою лепту в то, чтобы изменить мир к лучшему! Себя я считаю успешным человеком. Я люблю свою работу, своих коллег и своих учащихся». Посещенные курсы:
Темы выступлений на августовских семинарах:
Проведенные внеклассные мероприятия:
Открытые уроки:
Достижения учащихся Ф.Р.Акмановой. 1. Диплом III степени на конкурсе учащихся этнокультурных школ «Науруз – 2011». Фахриева Радмила и Карсанова Алия – ученицы Сунарчинской ООШ в номинации «Национальный танец». 2. Грамота за IV место в конкурсе исследовательских работ на районном этнографическом фестивале «Истоки – 2011». 3. Грамота за сохранение национальных традиций в конкурсе национальной кухни «В старину едали деды» на районном этнографическом фестивале «Истоки – 2011». 4. Диплом II степени на областной олимпиаде по башкирскому языку и литературе (2006-2007 уч.г.) 5. Диплом III степени на областной олимпиаде по башкирскому языку и литературе (2007-2008 уч.г.) Моя педагогическая философия. Человек приходит в этот мир. Некоторые считают, что ребёнок приходит в этот мир с заложенными способностями, генетической предрасположенностью. Я считаю, что правы и те, и другие. Но есть и третье… Это мир, среда, окружение, в котором живет, развивается ребенок. Учитель и есть то связующее звено между миром и ребенком. В его руках возможности ребенка. Это он, учитель, может заставить зазвенеть душу, мысль ребенка, помочь понять, принять этот непростой мир. Как может учитель дотянуться, найти невидимую связь? Вот в этом и состоит мастерство учителя. Каким он должен быть настоящий учитель? Главное его орудие – это любовь. Доброта и любовь должны быть главным мотивом, стимулом педагогической деятельности. Любовь к доверчивому маленькому человечку, который с такой верой и надеждой смотрит в твои глаза. Главное – не обмануть, главное – сохранить эту веру, веру в прекрасное. И тогда произойдет чудо. Душа эта потянется к тебе, поверит тебе и воспримет, и запомнит, поймет и раскроет для себя то, что ты хотел до него донести. Мы должны уметь понимать детей. Понимать детей – значит стать на их позицию, ценить их чувства, считаться с ними. Нам необходимо быть оптимистами, а значит глубоко вникать в индивидуальность, внутренний мир ребенка и искать пути к душе ребенка. А душа отзовется тому, что заложено в ребенке с молоком родной матери, с родной речью, мыслью, которые он слышал с самого начала своей жизни. Это и колыбельная песня, это и сказки бабушки, это и любовь отца и матери к маленькому человечку. Я говорю о родном языке. Надо научить любви к родному языку. Если ребенок не любит предмет, он причисляет его к трудным. А это, в свою очередь, приводит к тому, что дети отдаляются от родного языка, в них закладываются основы «манкуртизма». И чтобы этого не произошло, учитель родного языка должен быть человеком, любящим свое дело, для которого не безразлична судьба языка. Сегодня меняются условия изучения родного языка, так как на обучение родного языка оставлено 2-3 часа. За это время нужно успеть дать знания о своей нации, познакомить с традициями и обычаями народа, возродить национальное самосознание, научить любить родной язык. Воспитание национального самосознания – долгий процесс, он продолжается с самого поступления ребенка в школу до его окончания. Главная задача учителя родного языка – научить пользоваться языком, развивать творческие способности, научить читать и писать на родном языке, кроме того, показать красоту языка и его особенности. Обучение родному языку ничем не отличается от общедидактических принципов обучения, оно ведется с учетом возрастных особенностей и по линейно-ступенчатому принципу обучения. Если учитель научил выпускника свободно общаться на своем родном языке, если приобщил его к великим творениям литературы и искусства, если человек чтит традиции и обычаи своего народа, если он с гордостью причисляет себя к своему великому народу – значит учитель достиг своей цели. Педагогическое эссе на тему «Родной язык - башкирский» Башкортостан! Слово такое! Емкое, сочное. Башкиры всегда очень трепетно относились к слову. Башкирский язык мелодичен, цветист. Он похож на пестрый узор, он, как бездонная кладовая, полная народной мудрости и опыта. Язык и культура составляют культуру любой нации. У каждого народа должна быть своя культура, которую нужно бережно сохранять. Человек любой национальности должен чувствовать ответственность за свой родной язык. Уже то, что народ сумел сохранить себя через столько веков свои национальные особенности, говорит о его живучести, о его возможностях. Каждый народ имеет право на свой язык, свое будущее. У нас, случается, многие башкиры ходят по своей земле и не понимают, не знают родного языка. Пока народ помнит свой язык, культура будет жить. Язык живет, когда он востребован. Как только на нем перестают говорить, он становится мертвым. Мне хочется, чтобы мои ученики не только могли понимать, но и говорить на родном башкирском языке. Теряется язык – теряется культура. Ведь любая национальная культура – это вековой опыт и свой, и других народов, проживающих рядом. Именно наши корни, наша родословная делают нас сильными. Я уверена, изучение башкирского языка нам со временем принесет исцеление, обновление, даст возможность обрести себя, очистить от всего наносного, вернуться к живым источникам. В заключение хочу привести строки поэта Р.Бикбаева, которые очень созвучны моему настроению: Не наше ли равнодушие отточило Топор, что занесен над языком? Земле бы стать давно чудесным раем, Да вот куда калек мы подеваем? Калека – сын, не знающий от рода Язык родного своего народа. Народ, уснувший на излете века, Не превратился в нацию – калеку: Провидеть кто сумеет кроме нас Родной земли возможные невзгоды? Вернем младенцу свой язык сейчас, Иначе плюнет в нас он через годы. Чем языку, иссохнув умереть, Река, иссохни в засухе великой! Ты помни это, не забудь и впредь, Родимый мой сородич безъязыкий. |
V обобщение и распространение собственного педагогического опыта... Обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном, региональном и республиканском уровнях | Основные направления работы, их актуальность и результаты: обобщение педагогического опыта В первые годы начинающему педагогу подчас бывает трудно определиться с темой своей работы с учениками. Из своего 12-летнего опыта... | ||
Выявление, изучение, обобщение и распространение педагогического опыта Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. Педагогический словарь. М., Arademia. 2001 г | Тема педагогического опыта История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении | ||
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта С 2005 года – руководитель районного методического объединения учителей русского языка и литературы | Обобщение и распространение педагогического опыта Республиканский семинар для учителей химии, биологии, географии по теме «Межпредметная интеграция естественнонаучных дисциплин» | ||
«Обобщение и систематизация позитивного педагогического опыта как... Цель: непрерывное совершенствование и обновление педагогического мастерства учителей, их эрудиции и компетенции в области преподавания... | Обобщение педагогического опыта работы Осуществление содержательной и деятельностной интеграции биологии с другими предметными дисциплинами посредством системного использования... | ||
Положение об обобщении инновационного и передового педагогического... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Холмска муниципального образования... | Родионовой татьяны валентиновны г. Видное 2007 г. Обобщение педагогического опыта Цель: показать один из способов обобщения и систематизации знаний по теме «Квадратные уравнения» в курсе алгебры 8 класса | ||
Сочинение по картине И. Попова «Первый снег» в форме дневниковой... Участие педагога в методической работе, обобщение передового педагогического опыта | Анализ работы учителей кафедры «естествознания» мбоу гимназии №111 2012-2013 учебный год Выявление, обобщение и распространение положительного педагогического опыта творчески работающих учителей | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сапегин К. В., Успенская С. В. Обобщение педагогического опыта с использованием информационной карты: методические рекомендации.... | Обобщение педагогического опыта на тему: Формирование здорового образа... Перечень основных претензий к валеологам, изложенных в открытом «Письме 140» и в статье «Валеология – религия XXI века» | ||
Мониторинг учебно-методической работы педагога (обобщение и представление... Всероссийский открытый онлайн-педсовет «Сетевое взаимодействие, проекты: проблемы и решения» | «Обобщение педагогического опыта при подготовке учащихся к егэ по... Моу братовщинская средняя общеобразовательная школа Пушкинского муниципального района Московской области |