Владимирский институт бизнеса «утверждаю» Ректор О. П. Звягинцева





Скачать 151.65 Kb.
НазваниеВладимирский институт бизнеса «утверждаю» Ректор О. П. Звягинцева
Дата публикации20.07.2013
Размер151.65 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Автономная некоммерческая организация

Высшего профессионального образования

ВЛАДИМИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА
«УТВЕРЖДАЮ»

Ректор

___________________ О.П. Звягинцева

31 января 2013 г.

ПРОГРАММА

вступительного испытания по обществознанию 2013 г.
Темы для подготовки

I. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК.
1. Общество.

Понимание общества в узком и широком смысле. Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общественные отношения. Общество и природа. Общество и культура. Общество как сложная динамическая система. Взаимосвязь основных сфер общественной жизни. Социальные институты.

Культура и цивилизация. Типы цивилизации. Современные цивилизации. НТР и ее социальные последствия. Перспективы постиндустриальной цивилизации.

Многообразие путей и форм общественного развития. Проблемы общественного прогресса. Научно-технический прогресс. Целостность и противоречивость современного мира. Глобальные проблемы человечества.


  1. Человек.

Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Объективное и субъективное содержание смысла жизни. Ценность жизни человека.

Потребности человека: естественные, социальные, духовные. Человеческая деятельность, ее многообразие. Структура деятельности и ее мотивация. Сознание и деятельность. Творческая природа человека.

Познание и знание. Чувственное и рациональное познание. Истина и ее критерии. Особенности научного познания. Многообразие человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание. Самопознание.

Духовный мир человека. Мораль, ценности и идеалы. Мировоззрение и его типы. Основные жизненные стратегии в современном обществе: стратегии благополучия, успеха и самореализации.

Человек в системе социальных связей. Личность как субъект общественной жизни. Социальное поведение. Социализация личности. Самореализация личности. Свобода и ответственность личности.
II. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.


  1. Духовная жизнь общества.

Культура и духовная жизнь. Духовная культура. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная культуры. Средства массовой информации. Тенденции духовной жизни современной России.

Наука как часть культуры. Наука и общество. Особенности современной науки. Дифференциация и интеграция наук. Этика науки. Возрастание роли науки в условиях НТР.

Образование в системе духовного производства. Цели и функции образования в современном мире. Основные элементы системы образования. Самообразование.

Сущность морали. Мораль как регулятор социального поведения. Категории и принципы морали. Высшие духовные ценности. Нравственная оценка деятельности.

Религия как феномен культуры. Функции религии. Религиозное сознание. Религиозный культ. Религиозные организации. Религия в современном мире. Свобода совести и вероисповеданий.

Искусство как вид духовного производства. Сущность искусства, его происхождение и основные формы. Искусство как эстетическая деятельность.


  1. Экономика.

Экономика: наука и хозяйство, теория и практика. Потребности и ресурсы: проблемы выбора. Роль экономики в жизни общества. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Виды экономических отношений. Экономический цикл, его основные фазы. Экономический рост.

Экономическое содержание собственности. Формы и отношения собственности. Разгосударствление и приватизация.

Рынок как особый институт, организующий социально – экономическую систему общества. Многообразие рынков. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Обмен. Специализация. Россия в условиях рыночных отношений. Предпринимательство: сущность, функции, виды.

Деньги, их функции. Банки и банковская система. Инфляция: виды, причины, последствия.

Государство и экономика. Экономические функции и задачи государства. Экономическая политика. Государственный бюджет. Государственный долг. Бюджетно-налоговое и денежно-кредитное регулирование экономики. Налоги, их виды и функции.

Мировая экономика. Россия в системе международных экономических отношений. Международное разделение труда и международная торговля. Экономическое сотрудничество и интеграция.

Экономика потребителя. Права потребителя, их защита. Уровень жизни. Прожиточный минимум. Рынок труда. Занятость и безработица. Экономический интерес, экономическая свобода и социальная ответственность хозяйственного субъекта.
3. Социальные отношения.

Социальная структура общества, ее элементы. Социальные отношения и взаимодействия. Социальные изменения. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Личный и социальный статус. Социальные роли. Социальная мобильность. Социальные процессы в современной России.

Социальные нормы. Элементы социального поведения. Отклоняющееся поведение. Социальный контроль и самоконтроль.

Этнические общности. Межнациональные отношения. Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Национальная политика.

Семья как социальный институт и малая группа. Тенденции развития семьи в современном обществе. Семейно - демографическая структура общества. Брак. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус ребенка.

Молодежь как социальная группа. Молодежная субкультура. Проблемы молодежи в условиях социальных перемен. Молодежь как субъект социального развития.

4. Политика.

Политика, ее роль в жизни общества. Политическая система общества. Государство, его признаки, формы, функции. Государственный аппарат. Структура высшей государственной власти в Российской Федерации. Федерация и ее субъекты.

Политический режим. Типы политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический.

Участие граждан в политике и управлении. Политические организации. Многопартийность. Избирательные системы. Политическая жизнь современной России.

Гражданское общество, его основные черты. Правовое государство, его сущность и основные принципы. Верховенство права. Местное самоуправление. Соотношение правового государства и гражданского общества.

Политическое сознание. Политическая идеология и ее функции. Современные политически е идеологии. Политическая культура. Политическое поведение.
5. Право.

Право в системе социальных норм. Роль права в жизни человека, общества, государства. Система права: основные отрасли, институты, отношения.

Государственное право. Конституция в иерархии нормативных актов. Конституция Российской Федерации об основах конституционного строя. Закрепление в Конституции общепринятых международных стандартов прав человека. Гражданство Российской Федерации. Права и обязанности гражданина РФ.

Административное право. Органы государственного управления. Административная ответственность.

Гражданское право. Элементы гражданских правоотношений. Право собственности юридических и физических лиц. Обязательства в гражданском праве.

Трудовое право. Трудовой договор. Заработная плата. Трудовая дисциплина. Трудовые споры и порядок их разрешения.

Уголовное право. Преступление и наказание в уголовном праве. Уголовная ответственность. Правоохранительные органы.
Рекомендуемая литература для подготовки к экзамену:


  1. Обществознание. Учебник для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1. 10 кл./ [Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Л.Ф.Иванова и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова, А.И.Лазебниковой. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2008.

  2. Обществознание. Учебник для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2. 11 кл./ [Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Л.Ф.Иванова и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова, А.И.Лазебниковой. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2009.

  3. Обществознание : учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений : базовый уровень / [Л.Н.Боголюбов, Ю.А.Аверьянов, Н.И.Городецкая и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

  4. Обществознание : учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений : базовый уровень / [Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, А.И.Матвеев и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.


Вступительный экзамен по обществознанию представляет собой тест из 32 заданий с четырьмя вариантами ответов. С помощью тестов проверяются знания по разделам обществознания: общество, человек, духовная жизнь общества, экономика, социальные отношения, политика, право. Для успешного прохождения вступительного испытания необходимо повторить курс обществознания за 10-11 классы средней школы. Абитуриенты могут проверить свои знания, выполнив предлагаемый тест и ознакомившись с правильными ответами, которые даны ниже.
Образец теста по обществознанию.
1. Что из нижеприведённого характеризует общество как систему?

А) обособление от природы

Б) постоянное развитие

В) сохранение связи с природой

Г) наличие сфер и институтов

2. Какой признак относится к индустриальному обществу?

  1. ведущая роль сельского хозяйства

  2. преобладание промышленности

  3. слабый уровень разделения труда

  4. решающее значение сферы услуг в экономике

3. Культура в широком смысле — это

  1. уровень технического развития общества

  2. совокупность всех достижений человека

  3. уровень образованности населения

  4. все жанры искусства

4. Известно, что крестоносцы привезли в Европу с Востока ряд культурных норм, например, привычку мыть руки перед едой. О какой тенденции в развитии культуры свидетельствует этот факт?

  1. о сохранении самобытности

  2. о возрождении традиций

  3. о национальной изоляции

  4. о взаимном обогащении

5. Верны ли следующие суждения об отношениях общества и культуры?

А. Культура возникает и развивается в результате социальной деятельности человека.

Б. Возникновение и развитие культуры не связано с материально-производственной деятельностью человека.

А) верно только А

Б) верно только Б

В) верны оба суждения

Г) оба суждения неверны

6. Обмен информацией, мыслями, чувствами ученые обозначают понятием

А) познание

Б) свобода

В) творчество

Г) общение

7. И человеку, и животному свойственны потребности в

  1. социальной активности

  2. целенаправленной деятельности

  3. заботе о потомстве

  4. изменении среды обитания

8. В познавательной деятельности в отличие от трудовой

  1. средства должны соответствовать целям

  2. субъектом выступает отдельная личность

  3. цель состоит в получении достоверного знания

  4. результатом является создание нового продукта

9. Структура общества представлена социальными общностями и группами в многообразии их связей. Какая социальная группа выделена по профессиональному признаку?

А) пассажиры

Б) мужчины

В) горожане

Г) инженеры

10. Верны ли следующие суждения о познании?

А. Рациональное познание отражает существенные свойства предметов и явлений.

Б. В ряде случаев человек приобретает новые знания интуитивно.

А) верно только А

Б) верно только Б

В) верны оба суждения

Г) оба суждения неверны

11. Владелец фирмы решил подарить уходящему на пенсию сотруднику автомобиль. Этот пример прежде всего иллюстрирует право собственника

  1. распоряжаться

  2. пользоваться

  3. владеть

  4. наследовать

12. Закрытие ряда ателье по пошиву верхней одежды в свя­зи со снижением спроса населения характеризует ситуацию на рынке

  1. труда

  2. услуг

  3. капитала

  4. информации

13. Профицит государственного бюджета — это

  1. понижение курса национальной валюты

  2. высокий уровень инфляции

  3. отказ исполнять долговые обязательства

  4. превышение доходов над расходами

14. Все граждане страны Z, владеющие автомобилями и другими автотранспортными средствами, ежегодно уплачивают в казну государства специальный налог, пропорциональный мощности их автотранспортного средства. Автомобили и автотранспортные средства — это

  1. объект налога

  2. субъект налога

  3. единица налога

  4. ставка налога

15. Верны ли следующие суждения о налогах?

А. Прямые налоги представляют собой обязательные платежи в казну с доходов и имущества граждан и предприятий.

Б. Косвенные налоги взимаются в казну только в случае превышения расходов над доходами.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны

16. Социальная общность, положение и поведение членов которой регламентируется нормативными документами, называется

  1. малой группой

  2. большой группой

  3. формальной группой

  4. референтной группой

17. Отказ подать руку или поддерживать дружеские отношения — это пример применения санкций

  1. неформальных позитивных

  2. формальных позитивных

  3. неформальных негативных

  4. формальных негативных

18. Какое утверждение раскрывает одно из проявлений национальной политики в демократическом обществе?

  1. Государство предоставляет человеку возможность самому определять национальную принадлежность.

  2. Государство не препятствует деятельности организаций, провозглашающих превосходство одних этносов над другими.

  3. Государство предоставляет возможность получить высшее образование только представителям национальных меньшинств.

  4. Государство вводит особый налог для тех, кто не исповедует религию большинства.

19. Великий философ Н. Кузанский родился в рыбацкой семье, но принял монашество, получил образование и приобрёл более престижный социальный статус. Какое социальное явление иллюстрирует этот исторический пример?

  1. социальное неравенство

  2. социальную мобильность

  3. социальную коммуникацию

  4. социальные движения

20. Верны ли следующие суждения об этнических общностях?

А. На основе усиления межплеменных связей складываются народности.

Б. Люди, принадлежащие к одной нации, говорят на одном языке, объединены общностью исторических и культурных традиций.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны

21. Правила политического поведения и воздействия на общество относятся к политическим

  1. коммуникациям

  2. нормам

  3. соглашениям

  4. процессам

22. Высшей формой непосредственного выражения власти народа является(-ются)

  1. демонстрации и митинги

  2. референдум

  3. опрос общественного мнения

  4. деятельность гражданского форума

23. Демократический режим характеризуется

  1. административно-командными методами управления

  2. всесторонним контролем за жизнью общества

  3. господством исполнительной власти

гарантиями прав меньшинства

24. В стране Т. осенью 2005 г., после прошедших прези­дентских выборов был проведён опрос общественного мнения по вопросу: «Есть ли сейчас в стране Т. значительные оппозиционные партии, движения?»

Распределение ответов приводится в процентах вместе с данными аналогичных опросов, прошедших в октябре 2002, 2004 годов. Какой вывод о развитии политической системы страны Т. можно сделать на основании данных, приведённых в таблице?



  1. Президентские выборы никак не повлияли на наличие оппозиционных настроений населения.

  2. Снизилось количество граждан, затруднившихся опреде­лить своё отношение к наличию оппозиции.

  3. Уменьшилось количество граждан, отмечающих наличие оппозиционных партий и движений.

  4. Почти треть опрошенных признала снижение роли оппозиции в обществе.

25. Верны ли следующие суждения о государстве?

А. Ведущим институтом политической системы, призванным обеспечивать стабильность общества, выступает государство.

Б. Государство обладает исключительным правом применять силу по отношению к нарушителям закона.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны

26. Высшая юридическая сила Конституции проявляется в том, что она

  1. является единственным правовым актом государства

  2. принимается высшим органом власти в государстве

  3. не допускает законы и иные правовые акты, противоречащие ей

  4. содержит в себе исчерпывающие ответы на все вопросы

27. Уголовная ответственность наступает за

  1. причинение материального ущерба

  2. нарушение долговых обязательств

  3. нарушение трудовой дисциплины

  4. совершение преступления

28. Высшей ценностью согласно Конституции РФ является(-ются)

  1. интересы государства

  2. нерушимость государственных границ

  3. верховенство закона

  4. права и свободы человека

29. Прогул студентом учебных занятий, неявка на аттестационную сессию без уважительной причины повлечёт за собой привлечение нарушителя к ответственности

  1. административной

  2. уголовной

  3. дисциплинарной

  4. гражданско-правовой

30. Верны ли следующие суждения о нормативно-правовых актах?

А. В РФ население страны участвует в принятии законов путем референдума.

Б. Нормативно-правовые акты различаются по юридической силе.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны

31. Верны ли следующие суждения о правоотношениях?

А.Правоотношения могут быть как односторонними, так и двухсторонними и многосторонними.

Б.Гражданские правоотношения касаются исключительно имущественных прав граждан.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны

32. Какая ситуация является примером семейных правоотношений?

  1. родители-алкоголики были лишены родительских прав

  2. дочь получила наследство от друга семьи

  3. на свою первую зарплату сын купил подарок родителям

  4. сын устроился работать на семейную фирму


Ответы к тесту



задания

Вариант

ответа



задания

Вариант

ответа



задания

Вариант

ответа



задания

Вариант

ответа

1

Г

9

Г

17

В

25

В

2

Б

10

В

18

А

26

В

3

Б

11

А

19

Б

27

Г

4

Г

12

Б

20

В

28

Г

5

А

13

Г

21

Б

29

В

6

Г

14

А

22

Б

30

Б

7

В

15

А

23

Г

31

А

8

В

16

В

24

В

32

А

Итоговая оценка


Количество

правильных

ответов и баллов

Итоговый балл

Итоговая оценка

Менее 12

1-37

неудовлетворительно

12 - 19

38-60

удовлетворительно

20 - 27

61-85

хорошо

28 - 32

86-100

отлично


Председатель предметной

экзаменационной комиссии

по обществознанию В.Н. Королькова






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Владимирский институт бизнеса «утверждаю» Ректор О. П. Звягинцева iconВладимирский институт бизнеса

Владимирский институт бизнеса «утверждаю» Ректор О. П. Звягинцева icon«Оренбургский государственный институт менеджмента» «утверждаю» Ректор
Учебник : «Обществознание» 11 класс. Под редакцией Л. Н. Боголюбова; Н. И. Городецкой; А. И. Матвеева
Владимирский институт бизнеса «утверждаю» Ректор О. П. Звягинцева iconГоу впо «Орловский государственный институт экономики и торговли» «Утверждаю» Ректор
Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности и выполнение лицензионных нормативов…
Владимирский институт бизнеса «утверждаю» Ректор О. П. Звягинцева iconВысшего профессионального образования «владимирский институт бизнеса»...
Памятка предназначена для аспирантов и соискателей, готовящих диссертацию к защите на соискание ученой степени кандидата наук
Владимирский институт бизнеса «утверждаю» Ректор О. П. Звягинцева icon«владимирский институт бизнеса»
Прикрепление соискателей для подготовки и сдачи кандидатских экзаменов проводится на срок не более двух лет и для подготовки кандидатской...
Владимирский институт бизнеса «утверждаю» Ректор О. П. Звягинцева iconМинистерство образования Российской Федерации Владимирский филиал...
Доктор экономических наук К. В. Хартанович (Владимирский Филиал Российской Академии Государственной Службы при Президенте Российской...
Владимирский институт бизнеса «утверждаю» Ректор О. П. Звягинцева iconНоу впо вологодский институт бизнеса утвеждаю
Составитель: Дьякова Н. С., к фил н., доцент кафедры гуманитарных и социальных наук Вологодского института бизнеса
Владимирский институт бизнеса «утверждаю» Ректор О. П. Звягинцева iconФгбоу впо «Пермский государственный институт искусства и культуры» Утверждаю Ректор, профессор
«Дирижирование» составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Владимирский институт бизнеса «утверждаю» Ректор О. П. Звягинцева iconНоу впо «Волгоградский институт бизнеса» Редколлегия : Главный редактор
Ващенко Александр Николаевич, д э н., проф., проректор по научной работе Волгоградского института бизнеса
Владимирский институт бизнеса «утверждаю» Ректор О. П. Звягинцева iconГ. В. Плеханова кафедра Налогов и налогообложения «Утверждаю» «Утверждаю»...
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Владимирский институт бизнеса «утверждаю» Ректор О. П. Звягинцева iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Университет: Владимирский государственный педагогический университет (реструктуризирован в 2012 г. Владимирский государственный университет...
Владимирский институт бизнеса «утверждаю» Ректор О. П. Звягинцева iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Владимирский институт повышения квалификации работников образования им. Л. И. Новиковой
Владимирский институт бизнеса «утверждаю» Ректор О. П. Звягинцева icon«Государственная политика по формированию образовательных ниш и частные вузы»
Модератор круглого стола – Окорокова Галина Павловна, член Общественной палаты Российской Федерации, ректор Курского института менеджмента,...
Владимирский институт бизнеса «утверждаю» Ректор О. П. Звягинцева iconУтверждаю ректор ноо впо нп «тиэи» Е. Б. Карпов
Программы общеобразовательных учреждений. Черчение. 7-8 кл./Под руководством А. Д. Ботвинникова. М.: Просвещение, 2007
Владимирский институт бизнеса «утверждаю» Ректор О. П. Звягинцева iconУтверждаю ректор миигаиК
Межевое картографирование в России в XIX веке. Научно–методические разработки и практическая реализация межевых планов и карт
Владимирский институт бизнеса «утверждаю» Ректор О. П. Звягинцева icon«Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича...
Печатается по решению учебно-методической комиссии Института истории фгаувпо «Казанский (Приволжский) федеральный университет»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск