Скачать 151.65 Kb.
|
Автономная некоммерческая организация Высшего профессионального образования ВЛАДИМИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА «УТВЕРЖДАЮ» Ректор ___________________ О.П. Звягинцева 31 января 2013 г. ПРОГРАММА вступительного испытания по обществознанию 2013 г. Темы для подготовки I. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК. 1. Общество. Понимание общества в узком и широком смысле. Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общественные отношения. Общество и природа. Общество и культура. Общество как сложная динамическая система. Взаимосвязь основных сфер общественной жизни. Социальные институты. Культура и цивилизация. Типы цивилизации. Современные цивилизации. НТР и ее социальные последствия. Перспективы постиндустриальной цивилизации. Многообразие путей и форм общественного развития. Проблемы общественного прогресса. Научно-технический прогресс. Целостность и противоречивость современного мира. Глобальные проблемы человечества.
Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Объективное и субъективное содержание смысла жизни. Ценность жизни человека. Потребности человека: естественные, социальные, духовные. Человеческая деятельность, ее многообразие. Структура деятельности и ее мотивация. Сознание и деятельность. Творческая природа человека. Познание и знание. Чувственное и рациональное познание. Истина и ее критерии. Особенности научного познания. Многообразие человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание. Самопознание. Духовный мир человека. Мораль, ценности и идеалы. Мировоззрение и его типы. Основные жизненные стратегии в современном обществе: стратегии благополучия, успеха и самореализации. Человек в системе социальных связей. Личность как субъект общественной жизни. Социальное поведение. Социализация личности. Самореализация личности. Свобода и ответственность личности. II. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.
Культура и духовная жизнь. Духовная культура. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная культуры. Средства массовой информации. Тенденции духовной жизни современной России. Наука как часть культуры. Наука и общество. Особенности современной науки. Дифференциация и интеграция наук. Этика науки. Возрастание роли науки в условиях НТР. Образование в системе духовного производства. Цели и функции образования в современном мире. Основные элементы системы образования. Самообразование. Сущность морали. Мораль как регулятор социального поведения. Категории и принципы морали. Высшие духовные ценности. Нравственная оценка деятельности. Религия как феномен культуры. Функции религии. Религиозное сознание. Религиозный культ. Религиозные организации. Религия в современном мире. Свобода совести и вероисповеданий. Искусство как вид духовного производства. Сущность искусства, его происхождение и основные формы. Искусство как эстетическая деятельность.
Экономика: наука и хозяйство, теория и практика. Потребности и ресурсы: проблемы выбора. Роль экономики в жизни общества. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Виды экономических отношений. Экономический цикл, его основные фазы. Экономический рост. Экономическое содержание собственности. Формы и отношения собственности. Разгосударствление и приватизация. Рынок как особый институт, организующий социально – экономическую систему общества. Многообразие рынков. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Обмен. Специализация. Россия в условиях рыночных отношений. Предпринимательство: сущность, функции, виды. Деньги, их функции. Банки и банковская система. Инфляция: виды, причины, последствия. Государство и экономика. Экономические функции и задачи государства. Экономическая политика. Государственный бюджет. Государственный долг. Бюджетно-налоговое и денежно-кредитное регулирование экономики. Налоги, их виды и функции. Мировая экономика. Россия в системе международных экономических отношений. Международное разделение труда и международная торговля. Экономическое сотрудничество и интеграция. Экономика потребителя. Права потребителя, их защита. Уровень жизни. Прожиточный минимум. Рынок труда. Занятость и безработица. Экономический интерес, экономическая свобода и социальная ответственность хозяйственного субъекта. 3. Социальные отношения. Социальная структура общества, ее элементы. Социальные отношения и взаимодействия. Социальные изменения. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Личный и социальный статус. Социальные роли. Социальная мобильность. Социальные процессы в современной России. Социальные нормы. Элементы социального поведения. Отклоняющееся поведение. Социальный контроль и самоконтроль. Этнические общности. Межнациональные отношения. Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Национальная политика. Семья как социальный институт и малая группа. Тенденции развития семьи в современном обществе. Семейно - демографическая структура общества. Брак. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус ребенка. Молодежь как социальная группа. Молодежная субкультура. Проблемы молодежи в условиях социальных перемен. Молодежь как субъект социального развития. 4. Политика. Политика, ее роль в жизни общества. Политическая система общества. Государство, его признаки, формы, функции. Государственный аппарат. Структура высшей государственной власти в Российской Федерации. Федерация и ее субъекты. Политический режим. Типы политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический. Участие граждан в политике и управлении. Политические организации. Многопартийность. Избирательные системы. Политическая жизнь современной России. Гражданское общество, его основные черты. Правовое государство, его сущность и основные принципы. Верховенство права. Местное самоуправление. Соотношение правового государства и гражданского общества. Политическое сознание. Политическая идеология и ее функции. Современные политически е идеологии. Политическая культура. Политическое поведение. 5. Право. Право в системе социальных норм. Роль права в жизни человека, общества, государства. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Государственное право. Конституция в иерархии нормативных актов. Конституция Российской Федерации об основах конституционного строя. Закрепление в Конституции общепринятых международных стандартов прав человека. Гражданство Российской Федерации. Права и обязанности гражданина РФ. Административное право. Органы государственного управления. Административная ответственность. Гражданское право. Элементы гражданских правоотношений. Право собственности юридических и физических лиц. Обязательства в гражданском праве. Трудовое право. Трудовой договор. Заработная плата. Трудовая дисциплина. Трудовые споры и порядок их разрешения. Уголовное право. Преступление и наказание в уголовном праве. Уголовная ответственность. Правоохранительные органы. Рекомендуемая литература для подготовки к экзамену:
Вступительный экзамен по обществознанию представляет собой тест из 32 заданий с четырьмя вариантами ответов. С помощью тестов проверяются знания по разделам обществознания: общество, человек, духовная жизнь общества, экономика, социальные отношения, политика, право. Для успешного прохождения вступительного испытания необходимо повторить курс обществознания за 10-11 классы средней школы. Абитуриенты могут проверить свои знания, выполнив предлагаемый тест и ознакомившись с правильными ответами, которые даны ниже. Образец теста по обществознанию. 1. Что из нижеприведённого характеризует общество как систему? А) обособление от природы Б) постоянное развитие В) сохранение связи с природой Г) наличие сфер и институтов 2. Какой признак относится к индустриальному обществу?
3. Культура в широком смысле — это
4. Известно, что крестоносцы привезли в Европу с Востока ряд культурных норм, например, привычку мыть руки перед едой. О какой тенденции в развитии культуры свидетельствует этот факт?
5. Верны ли следующие суждения об отношениях общества и культуры? А. Культура возникает и развивается в результате социальной деятельности человека. Б. Возникновение и развитие культуры не связано с материально-производственной деятельностью человека. А) верно только А Б) верно только Б В) верны оба суждения Г) оба суждения неверны 6. Обмен информацией, мыслями, чувствами ученые обозначают понятием А) познание Б) свобода В) творчество Г) общение 7. И человеку, и животному свойственны потребности в
8. В познавательной деятельности в отличие от трудовой
9. Структура общества представлена социальными общностями и группами в многообразии их связей. Какая социальная группа выделена по профессиональному признаку? А) пассажиры Б) мужчины В) горожане Г) инженеры 10. Верны ли следующие суждения о познании? А. Рациональное познание отражает существенные свойства предметов и явлений. Б. В ряде случаев человек приобретает новые знания интуитивно. А) верно только А Б) верно только Б В) верны оба суждения Г) оба суждения неверны 11. Владелец фирмы решил подарить уходящему на пенсию сотруднику автомобиль. Этот пример прежде всего иллюстрирует право собственника
12. Закрытие ряда ателье по пошиву верхней одежды в связи со снижением спроса населения характеризует ситуацию на рынке
13. Профицит государственного бюджета — это
14. Все граждане страны Z, владеющие автомобилями и другими автотранспортными средствами, ежегодно уплачивают в казну государства специальный налог, пропорциональный мощности их автотранспортного средства. Автомобили и автотранспортные средства — это
15. Верны ли следующие суждения о налогах? А. Прямые налоги представляют собой обязательные платежи в казну с доходов и имущества граждан и предприятий. Б. Косвенные налоги взимаются в казну только в случае превышения расходов над доходами.
16. Социальная общность, положение и поведение членов которой регламентируется нормативными документами, называется
17. Отказ подать руку или поддерживать дружеские отношения — это пример применения санкций
18. Какое утверждение раскрывает одно из проявлений национальной политики в демократическом обществе?
19. Великий философ Н. Кузанский родился в рыбацкой семье, но принял монашество, получил образование и приобрёл более престижный социальный статус. Какое социальное явление иллюстрирует этот исторический пример?
20. Верны ли следующие суждения об этнических общностях? А. На основе усиления межплеменных связей складываются народности. Б. Люди, принадлежащие к одной нации, говорят на одном языке, объединены общностью исторических и культурных традиций.
21. Правила политического поведения и воздействия на общество относятся к политическим
22. Высшей формой непосредственного выражения власти народа является(-ются)
23. Демократический режим характеризуется
гарантиями прав меньшинства 24. В стране Т. осенью 2005 г., после прошедших президентских выборов был проведён опрос общественного мнения по вопросу: «Есть ли сейчас в стране Т. значительные оппозиционные партии, движения?» Распределение ответов приводится в процентах вместе с данными аналогичных опросов, прошедших в октябре 2002, 2004 годов. Какой вывод о развитии политической системы страны Т. можно сделать на основании данных, приведённых в таблице?
25. Верны ли следующие суждения о государстве? А. Ведущим институтом политической системы, призванным обеспечивать стабильность общества, выступает государство. Б. Государство обладает исключительным правом применять силу по отношению к нарушителям закона.
26. Высшая юридическая сила Конституции проявляется в том, что она
27. Уголовная ответственность наступает за
28. Высшей ценностью согласно Конституции РФ является(-ются)
29. Прогул студентом учебных занятий, неявка на аттестационную сессию без уважительной причины повлечёт за собой привлечение нарушителя к ответственности
30. Верны ли следующие суждения о нормативно-правовых актах? А. В РФ население страны участвует в принятии законов путем референдума. Б. Нормативно-правовые акты различаются по юридической силе.
31. Верны ли следующие суждения о правоотношениях? А.Правоотношения могут быть как односторонними, так и двухсторонними и многосторонними. Б.Гражданские правоотношения касаются исключительно имущественных прав граждан.
32. Какая ситуация является примером семейных правоотношений?
Ответы к тесту
Итоговая оценка
Председатель предметной экзаменационной комиссии по обществознанию В.Н. Королькова |
Владимирский институт бизнеса | «Оренбургский государственный институт менеджмента» «утверждаю» Ректор Учебник : «Обществознание» 11 класс. Под редакцией Л. Н. Боголюбова; Н. И. Городецкой; А. И. Матвеева | ||
Гоу впо «Орловский государственный институт экономики и торговли» «Утверждаю» Ректор Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности и выполнение лицензионных нормативов… | Высшего профессионального образования «владимирский институт бизнеса»... Памятка предназначена для аспирантов и соискателей, готовящих диссертацию к защите на соискание ученой степени кандидата наук | ||
«владимирский институт бизнеса» Прикрепление соискателей для подготовки и сдачи кандидатских экзаменов проводится на срок не более двух лет и для подготовки кандидатской... | Министерство образования Российской Федерации Владимирский филиал... Доктор экономических наук К. В. Хартанович (Владимирский Филиал Российской Академии Государственной Службы при Президенте Российской... | ||
Ноу впо вологодский институт бизнеса утвеждаю Составитель: Дьякова Н. С., к фил н., доцент кафедры гуманитарных и социальных наук Вологодского института бизнеса | Фгбоу впо «Пермский государственный институт искусства и культуры» Утверждаю Ректор, профессор «Дирижирование» составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Ноу впо «Волгоградский институт бизнеса» Редколлегия : Главный редактор Ващенко Александр Николаевич, д э н., проф., проректор по научной работе Волгоградского института бизнеса | Г. В. Плеханова кафедра Налогов и налогообложения «Утверждаю» «Утверждаю»... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Университет: Владимирский государственный педагогический университет (реструктуризирован в 2012 г. Владимирский государственный университет... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Владимирский институт повышения квалификации работников образования им. Л. И. Новиковой | ||
«Государственная политика по формированию образовательных ниш и частные вузы» Модератор круглого стола – Окорокова Галина Павловна, член Общественной палаты Российской Федерации, ректор Курского института менеджмента,... | Утверждаю ректор ноо впо нп «тиэи» Е. Б. Карпов Программы общеобразовательных учреждений. Черчение. 7-8 кл./Под руководством А. Д. Ботвинникова. М.: Просвещение, 2007 | ||
Утверждаю ректор миигаиК Межевое картографирование в России в XIX веке. Научно–методические разработки и практическая реализация межевых планов и карт | «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича... Печатается по решению учебно-методической комиссии Института истории фгаувпо «Казанский (Приволжский) федеральный университет» |