Учебно-методическое обеспечение курса «Основы православной культуры»





Скачать 341.2 Kb.
НазваниеУчебно-методическое обеспечение курса «Основы православной культуры»
страница1/3
Дата публикации21.11.2014
Размер341.2 Kb.
ТипУчебно-методическое обеспечение
100-bal.ru > Культура > Учебно-методическое обеспечение
  1   2   3
Муниципальное общеобразовательное учреждение Людковская средняя общеобразовательная школа Мосальского района Калужской области
Утверждено Педагогическим Советом

Протокол № 7 от 31.08. 2011г.

Приказ № 108 от 31.08. 2011г.

Директор школы Сочина А.И.



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Основы православной культуры»
Срок реализации программы: 4 года

Возраст обучающихся: 6,5 – 11 лет

Направление внеурочной деятельности: научно-познавательное

Форма организации: кружок


Разработана учителем начальных классов

Бекасовой Е.И

на основе

авторской программы

Бородиной А.В.

Людково

2011 год

Учебно-методическое обеспечение курса «Основы православной культуры» по программе А. В. Бородиной «История религиозной культуры» разрабатывается

по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II


Пояснительная записка.

  • Актуальность программы



Огромный интерес педагогов, учёных и руководителей-организаторов учебного процесса к религиозно-познавательному содержанию обусловлен целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования.

К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты.

Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, поэтического и художественно-изобразительного языка всё более осложняется из-за незнания происхождения и значения духовной, религиозно-философской, культурологической лексики и символических образов. Историко-культурологическое образование в области религиозной культуры, как доказала практика, позволяет решать эти проблемы.

С двумя первыми причинами тесно связана и в значительной степени ими вызвана третья причина – снижение качества школьного базового образования. Эта проблема требует обновления содержания образования в том числе путём включения и систематизации знаний об истоках и религиозно-эстетических традициях отечественной и мировой культуры.

Следующая причина – это потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства. Религиозная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого современного народа, религия являлась и является важным (в истории – определяющим) фактором формирования культуры, развития государственности, взаимоотношений между разными странами и народами.

Одной из причин становится рост самосознания и интерес к национальной истории, наблюдающиеся с 90-х гг. в России на фоне политических споров о путях дальнейшего развития России. В центре внимания наших соотечественников, в том числе и молодёжи, оказываются проблемы глобализации и сохранения традиций. Россияне требуют от государства обеспечения их права на свою национальную культуру, полноценные знания о ней, а также на знакомство с условиями формирования культурных и религиозных традиций других народов.

Особое значение область истории религиозной культуры приобретает для творчески одарённых школьников, для верующих детей. Реализация авторского проекта «Религиоведческое образование в государственной школе» позволило убедиться в особой востребованности разделов программы «История религиозной культуры», посвящённых основам православной культуры.

И, конечно же, нельзя недооценивать причин общекультурного и коммуникативного характера, обусловленных расширением связей с другими народами, приобщением к их традициям и культурам. В особой помощи нуждаются мигранты, нашедшие в России новую родину и желающие для своих детей полноценного образования и надеющиеся на их успешную социализацию в российской культуре.


  • Вид программы – модифицированная.



Цели и задачи программы.
Цель:

духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры.

Задачи данной программы:

— изучение православной религиозной традиции;

— изучение истории христианства;

— изучение содержания Евангелия и ознакомление с основными сюжетами Ветхого Завета;

— изучение православной этики;

— ознакомление с православным календарём;

— знакомство с агиографией;

— ознакомление с особенностями церковного искусства;

— изучение устроения православного храма;

— ознакомление с особенностями православного богослужения;

— изучение церковнославянского языка;

— ознакомление с мировыми религиями и сектами;

— ознакомление с древними религиями, включая в общих чертах славянскую мифологию;

— ознакомление с особенностями культовой архитектуры разных религий;

— ознакомление с основными видами православного богослужения;

— формирование целостного восприятия мира;

— воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;

— формирование культуры общения;

— предупреждение возможных тупиков личностного развития;

— воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;

— выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций культуры Отечества;

— предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве;

— воспитание патриотизма;

— формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;

— приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;

— расширение и активизация словаря школьников путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;

— оказание помощи молодёжи в успешной социализации в отечественной культуре;

— возрождение православных основ семьи;

— пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;

— творческое развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;

— формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества.

Отличительные особенности программы.
Успешное обучение по данной программе возможно при выполнении следующих условий:

— учитель должен хорошо знать историю Отечества, историю религии, хорошо знать и чтить наследие православной культуры, глубоко уважать исторический и православный духовный опыт русского и других народов России;

— педагог должен любить детей, уважать их внутренний мир, знать возрастные особенности воспитанников, основные закономерности развития школьников;

— педагог должен опираться не на собственные умозаключения, а на устоявшиеся традиции духовной отечественной культуры, исторические факты, Священное Писание и Священное Предание, опыт отцов Церкви, научные данные, факты и явления современной общественной жизни, которые могут быть полезны в целях воспитания молодёжи;

— необходимо широкое использование иллюстративного материала (изобразительного, литературного, музыкального);

— необходимо привлечение учащихся к самостоятельной и коллективной исследовательской и творческой деятельности;

— учитель организует уроки по традиционным моделям при соответствии типа урока его целям и задачам;

— используются разнообразные методы и приёмы обучения, традиционно применяемые в школьном образовании;

— основное усвоение учебного материала достигается на уроке под контролем учителя;

— теоретические занятия следует дополнять посещением храмов, музеев.

При обучении детей по программе «История религиозной культуры» обязательно соблюдение следующих психолого-педагогических принципов:

• приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника;

• единства образовательного и воспитательного процессов;

• рефлексивного обучения;

• принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех усвоения материала.

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа.

  • Возраст детей и их психологические особенности;

Жизнь ребёнка характеризуется глубокой перестройкой всего организма, общим подъемом жизнедеятельности, совпадает с обучением в школе первой ступени - это переход от детского сада к школе. Данная программа составлена с учетом возраста учащихся; опирается на личность ребенка в соответствии с социальными условиями жизни, адаптацией в коллективе, личностными качествами, индивидуальными склонностями и задатками, характером.
. Режим занятий.

  • Общее число часов в год - 34

  • Число часов в неделю - 1

  • Занятия проводятся каждую неделю



Прогнозируемые результаты и способы их проверки
По окончании изучения курса «История религиозной культуры» предполагается получение школьниками историко-культурологических и наиболее общих богословских знаний в области мировых религий, религиозно-философских течений, сектантства, древних религий, славянской мифологии, православного богослужения, православной этики, архитектуры, устройства и назначения храма, овладение богословской терминологией, знакомство с иконописью, фреской, агиографией.

Учащиеся должны знать содержание Евангелия, некоторые сюжеты Ветхого Завета, уметь читать и понимать церковнославянские тексты, хорошо знать историю, значение и традиции православных праздников, уметь работать с историческими документами, картами, справочной литературой, первоисточниками для составления рефератов, докладов и других работ исследовательского характера, излагать и обосновывать свою точку зрения, опираясь на рекомендованную литературу.
Оценка результатов изучения курса
Уровень и степень освоения знаний контролируются, прежде всего, в ходе урока путём устного опроса, обсуждения темы. Предполагается также выставление отметок за ведение тетради, выполнение домашнего задания, творческих работ.

Исходя из оценки знаний, умений и навыков, учащихся можно квалифицировать как:

— усвоивших элементарные знания, отметка «удовлетворительно» — «3» (кроме первого и второго классов);

— овладевших основным содержанием; для основной школы и старших классов – овладевших основными сведениями и умеющих работать со справочной литературой и первоисточниками, отметка «4»;

— овладевших материалом и достаточно глубоко его анализирующих, отметка «5».

В начальной школе необходимы словесные поощрения и положительные отметки (неудовлетворительные отметки не ставятся). В первом и втором классах рекомендуется пользоваться только положительными отметками («4» и «5»).

Краткая характеристика структуры программы
Программа построена по принципу постепенного усложнения учебного материала с учётом возрастных особенностей учащихся.

«Роль религиозной культуры в жизни человека»

1. «Мы и наша культура» для 1 класса.

2. Мир вокруг и внутри нас» для 2 класса.

3. «О чем рассказывает икона и Библия» для 3 класса.

4. «Православие – культурообразующая религия России» для 4 класса.

Тематическое планирование и содержание программы по темам и объему.

1 год обучения



Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

Примечания




1

Вводное занятие

1

1

-

 




2

Красота в нашем мире

3

2

1

 




3

Хранилища культуры

5

2

3

 




4

Всегда живое

6

3

3

 




5

Наша Родина

10

7

3

 




6

Спаситель

3

3

-

 




 7

Семья

4

4

-

 




8

Итоговое занятие

1

1

-





Содержание программы:

Вводное занятие – 1ч. Дать представление о занятиях в кружке. Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения.
Тема 1. «КРАСОТА В НАШЕМ МИРЕ» – 3 ч.

Нерукотворная красота природы. Традиционное представление о нерукотворности природы. Творец. Творение. Необходимость проявления заботы человека о природном мире.

Рукотворная красота культуры. Рукотворность как особенность культуры. Человек – созидатель культуры. Святость. Творчество. Преподобный Серафим Саровский и преподобный Сергий Радонежский: образы святости в отечественной церковной и светской культуре.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое обеспечение курса «Основы православной культуры» iconПрограмма учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий...
Учебно-методическое обеспечение курса «Основы православной культуры» по программе А. В. Бородиной «История религиозной культуры»...
Учебно-методическое обеспечение курса «Основы православной культуры» iconРабочие программы основы православной культуры 2-6 класс 2013-2014г Оглавление
Учебно –методическое пособие для учителя «основы православной культуры» протоиерей виктор дорофеев, О. Л. Янушкявичене москва 2009...
Учебно-методическое обеспечение курса «Основы православной культуры» iconРешение педсовета протокол №1 от 30 августа 2011 года
«основы православной культуры» А. В. Бородина. «Основы православной культуры: организация курса» М. Основы православной культуры,...
Учебно-методическое обеспечение курса «Основы православной культуры» iconОтчёт о результатах апробации комплексного курса
России. Учебный предмет имеет комплексный характер и включает 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,...
Учебно-методическое обеспечение курса «Основы православной культуры» iconРабочая учебная программа курса орксэ модуль «Основы православной культуры»
«Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»)
Учебно-методическое обеспечение курса «Основы православной культуры» iconКураев А. В. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие...
Основы православной культуры (опк), подготовлен протодиаконом Андреем Кураевым. Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом...
Учебно-методическое обеспечение курса «Основы православной культуры» iconУчебник: Кураев А. В. «Основы духовно- нравственной культуры народов...

Учебно-методическое обеспечение курса «Основы православной культуры» iconРабочая программа курса «орксэ. Основы православной культуры»
А. В. Кураева «Основы православной культуры». Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 –...
Учебно-методическое обеспечение курса «Основы православной культуры» iconИнформационные электронные ресурсы по орксэ интернет-ресурсы
Методическое обеспечение экспериментальных уроков по предмету «Основы православной культуры» для 4-5 кл. (рисунки, аудио-видео-иллюстрации)...
Учебно-методическое обеспечение курса «Основы православной культуры» iconРабочая программа по предмету основы религиозных культур и светской...
М.: Просвещение, 2010. 95 с и Электронным приложением к учебнику Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы православной...
Учебно-методическое обеспечение курса «Основы православной культуры» iconИнструктивно-нормативное письмо «Об обучении основам религиозных...
Сного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной...
Учебно-методическое обеспечение курса «Основы православной культуры» iconРабочая программа учебного курса: «орксэ»
Рабочая программа курса Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики, модуль...
Учебно-методическое обеспечение курса «Основы православной культуры» iconЧто будут изучать ваши дети?
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,...
Учебно-методическое обеспечение курса «Основы православной культуры» iconРабочая программа по основам православной культуры Разработана
Изд. 6-е, исп. М.: Основы православной культуры, 2007. Для элективного курса взят 6 раздел программы Бородиной А. В. В связи с тем,...
Учебно-методическое обеспечение курса «Основы православной культуры» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской...
Учебно-методическое обеспечение курса «Основы православной культуры» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск