Скачать 341.2 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение Людковская средняя общеобразовательная школа Мосальского района Калужской области Утверждено Педагогическим Советом Протокол № 7 от 31.08. 2011г. Приказ № 108 от 31.08. 2011г. Директор школы Сочина А.И. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Основы православной культуры» Срок реализации программы: 4 года Возраст обучающихся: 6,5 – 11 лет Направление внеурочной деятельности: научно-познавательное Форма организации: кружок Разработана учителем начальных классов Бекасовой Е.И на основе авторской программы Бородиной А.В. Людково 2011 год Учебно-методическое обеспечение курса «Основы православной культуры» по программе А. В. Бородиной «История религиозной культуры» разрабатывается по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Пояснительная записка.
Огромный интерес педагогов, учёных и руководителей-организаторов учебного процесса к религиозно-познавательному содержанию обусловлен целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования. К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты. Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, поэтического и художественно-изобразительного языка всё более осложняется из-за незнания происхождения и значения духовной, религиозно-философской, культурологической лексики и символических образов. Историко-культурологическое образование в области религиозной культуры, как доказала практика, позволяет решать эти проблемы. С двумя первыми причинами тесно связана и в значительной степени ими вызвана третья причина – снижение качества школьного базового образования. Эта проблема требует обновления содержания образования в том числе путём включения и систематизации знаний об истоках и религиозно-эстетических традициях отечественной и мировой культуры. Следующая причина – это потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства. Религиозная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого современного народа, религия являлась и является важным (в истории – определяющим) фактором формирования культуры, развития государственности, взаимоотношений между разными странами и народами. Одной из причин становится рост самосознания и интерес к национальной истории, наблюдающиеся с 90-х гг. в России на фоне политических споров о путях дальнейшего развития России. В центре внимания наших соотечественников, в том числе и молодёжи, оказываются проблемы глобализации и сохранения традиций. Россияне требуют от государства обеспечения их права на свою национальную культуру, полноценные знания о ней, а также на знакомство с условиями формирования культурных и религиозных традиций других народов. Особое значение область истории религиозной культуры приобретает для творчески одарённых школьников, для верующих детей. Реализация авторского проекта «Религиоведческое образование в государственной школе» позволило убедиться в особой востребованности разделов программы «История религиозной культуры», посвящённых основам православной культуры. И, конечно же, нельзя недооценивать причин общекультурного и коммуникативного характера, обусловленных расширением связей с другими народами, приобщением к их традициям и культурам. В особой помощи нуждаются мигранты, нашедшие в России новую родину и желающие для своих детей полноценного образования и надеющиеся на их успешную социализацию в российской культуре.
Цели и задачи программы. Цель: духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры. Задачи данной программы: — изучение православной религиозной традиции; — изучение истории христианства; — изучение содержания Евангелия и ознакомление с основными сюжетами Ветхого Завета; — изучение православной этики; — ознакомление с православным календарём; — знакомство с агиографией; — ознакомление с особенностями церковного искусства; — изучение устроения православного храма; — ознакомление с особенностями православного богослужения; — изучение церковнославянского языка; — ознакомление с мировыми религиями и сектами; — ознакомление с древними религиями, включая в общих чертах славянскую мифологию; — ознакомление с особенностями культовой архитектуры разных религий; — ознакомление с основными видами православного богослужения; — формирование целостного восприятия мира; — воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека; — формирование культуры общения; — предупреждение возможных тупиков личностного развития; — воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств; — выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций культуры Отечества; — предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве; — воспитание патриотизма; — формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства; — приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям; — расширение и активизация словаря школьников путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения; — оказание помощи молодёжи в успешной социализации в отечественной культуре; — возрождение православных основ семьи; — пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории; — творческое развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории; — формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества. Отличительные особенности программы. Успешное обучение по данной программе возможно при выполнении следующих условий: — учитель должен хорошо знать историю Отечества, историю религии, хорошо знать и чтить наследие православной культуры, глубоко уважать исторический и православный духовный опыт русского и других народов России; — педагог должен любить детей, уважать их внутренний мир, знать возрастные особенности воспитанников, основные закономерности развития школьников; — педагог должен опираться не на собственные умозаключения, а на устоявшиеся традиции духовной отечественной культуры, исторические факты, Священное Писание и Священное Предание, опыт отцов Церкви, научные данные, факты и явления современной общественной жизни, которые могут быть полезны в целях воспитания молодёжи; — необходимо широкое использование иллюстративного материала (изобразительного, литературного, музыкального); — необходимо привлечение учащихся к самостоятельной и коллективной исследовательской и творческой деятельности; — учитель организует уроки по традиционным моделям при соответствии типа урока его целям и задачам; — используются разнообразные методы и приёмы обучения, традиционно применяемые в школьном образовании; — основное усвоение учебного материала достигается на уроке под контролем учителя; — теоретические занятия следует дополнять посещением храмов, музеев. При обучении детей по программе «История религиозной культуры» обязательно соблюдение следующих психолого-педагогических принципов: • приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника; • единства образовательного и воспитательного процессов; • рефлексивного обучения; • принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех усвоения материала. Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа.
Жизнь ребёнка характеризуется глубокой перестройкой всего организма, общим подъемом жизнедеятельности, совпадает с обучением в школе первой ступени - это переход от детского сада к школе. Данная программа составлена с учетом возраста учащихся; опирается на личность ребенка в соответствии с социальными условиями жизни, адаптацией в коллективе, личностными качествами, индивидуальными склонностями и задатками, характером. . Режим занятий.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки По окончании изучения курса «История религиозной культуры» предполагается получение школьниками историко-культурологических и наиболее общих богословских знаний в области мировых религий, религиозно-философских течений, сектантства, древних религий, славянской мифологии, православного богослужения, православной этики, архитектуры, устройства и назначения храма, овладение богословской терминологией, знакомство с иконописью, фреской, агиографией. Учащиеся должны знать содержание Евангелия, некоторые сюжеты Ветхого Завета, уметь читать и понимать церковнославянские тексты, хорошо знать историю, значение и традиции православных праздников, уметь работать с историческими документами, картами, справочной литературой, первоисточниками для составления рефератов, докладов и других работ исследовательского характера, излагать и обосновывать свою точку зрения, опираясь на рекомендованную литературу. Оценка результатов изучения курса Уровень и степень освоения знаний контролируются, прежде всего, в ходе урока путём устного опроса, обсуждения темы. Предполагается также выставление отметок за ведение тетради, выполнение домашнего задания, творческих работ. Исходя из оценки знаний, умений и навыков, учащихся можно квалифицировать как: — усвоивших элементарные знания, отметка «удовлетворительно» — «3» (кроме первого и второго классов); — овладевших основным содержанием; для основной школы и старших классов – овладевших основными сведениями и умеющих работать со справочной литературой и первоисточниками, отметка «4»; — овладевших материалом и достаточно глубоко его анализирующих, отметка «5». В начальной школе необходимы словесные поощрения и положительные отметки (неудовлетворительные отметки не ставятся). В первом и втором классах рекомендуется пользоваться только положительными отметками («4» и «5»). Краткая характеристика структуры программы Программа построена по принципу постепенного усложнения учебного материала с учётом возрастных особенностей учащихся. «Роль религиозной культуры в жизни человека» 1. «Мы и наша культура» для 1 класса. 2. Мир вокруг и внутри нас» для 2 класса. 3. «О чем рассказывает икона и Библия» для 3 класса. 4. «Православие – культурообразующая религия России» для 4 класса. Тематическое планирование и содержание программы по темам и объему. 1 год обучения
Содержание программы: Вводное занятие – 1ч. Дать представление о занятиях в кружке. Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения. Тема 1. «КРАСОТА В НАШЕМ МИРЕ» – 3 ч. Нерукотворная красота природы. Традиционное представление о нерукотворности природы. Творец. Творение. Необходимость проявления заботы человека о природном мире. Рукотворная красота культуры. Рукотворность как особенность культуры. Человек – созидатель культуры. Святость. Творчество. Преподобный Серафим Саровский и преподобный Сергий Радонежский: образы святости в отечественной церковной и светской культуре. |
Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий... Учебно-методическое обеспечение курса «Основы православной культуры» по программе А. В. Бородиной «История религиозной культуры»... | Рабочие программы основы православной культуры 2-6 класс 2013-2014г Оглавление Учебно –методическое пособие для учителя «основы православной культуры» протоиерей виктор дорофеев, О. Л. Янушкявичене москва 2009... | ||
Решение педсовета протокол №1 от 30 августа 2011 года «основы православной культуры» А. В. Бородина. «Основы православной культуры: организация курса» М. Основы православной культуры,... | Отчёт о результатах апробации комплексного курса России. Учебный предмет имеет комплексный характер и включает 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,... | ||
Рабочая учебная программа курса орксэ модуль «Основы православной культуры» «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») | Кураев А. В. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие... Основы православной культуры (опк), подготовлен протодиаконом Андреем Кураевым. Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом... | ||
Учебник: Кураев А. В. «Основы духовно- нравственной культуры народов... | Рабочая программа курса «орксэ. Основы православной культуры» А. В. Кураева «Основы православной культуры». Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 –... | ||
Информационные электронные ресурсы по орксэ интернет-ресурсы Методическое обеспечение экспериментальных уроков по предмету «Основы православной культуры» для 4-5 кл. (рисунки, аудио-видео-иллюстрации)... | Рабочая программа по предмету основы религиозных культур и светской... М.: Просвещение, 2010. 95 с и Электронным приложением к учебнику Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы православной... | ||
Инструктивно-нормативное письмо «Об обучении основам религиозных... Сного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной... | Рабочая программа учебного курса: «орксэ» Рабочая программа курса Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики, модуль... | ||
Что будут изучать ваши дети? Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,... | Рабочая программа по основам православной культуры Разработана Изд. 6-е, исп. М.: Основы православной культуры, 2007. Для элективного курса взят 6 раздел программы Бородиной А. В. В связи с тем,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,... |