Скачать 142.03 Kb.
|
Тема 2. ТЕОРИЯ КОНФЛИКТАЦель занятия: сформировать представление о современном конфликтологическом направлении в социологии. Основные положения:
Основная особенность таких теорий конфликта состояла в том, что: (а) функционалистская социология обвинялась в игнорировании конфликтов ценностей и интересов в человеческих обществах или в лучшем случае рассматривалась в качестве вторичного явления; (б) для альтернативы функционализму был предложен подход к интеграции общества и к социальному изменению с выделением роли власти и принуждения, а также конфликта и преследованием экономических и политических интересов в человеческих делах.
Гоулднер исходил из того, что вся официальная социология акцентирует свою манипулятивную функцию и состоит на службе у правящих властей, обслуживая обезличенные бюрократические структуры, стремящиеся к искусственному поддержанию равновесия в обществе, что блокирует любые импульсы к изменению. Между тем общество переживает воздействие достижений «третьей революции». По Гоулднеру, Новое время определялось влиянием результатов «дуалистической революции» - ростом промышленности (индустриальная революция) и переустройством политической жизни (вызванным Французской революцией). Параллельно развертывалась «третья революция» - коммуникативная, начало которой было положено книгопечатанием. Однако долгое время она находилась в тени политических и индустриальных изменений, как бы была средством их осуществления. Отсюда ее определение как «невидимой революции». В настоящее же время возникновение «mass media» и массовое производство недорогих «продуктов культуры» вызвали, по Гоулднеру, качественные сдвиги во всех областях социокультурной жизни, особенно революционизируя политическую систему, подталкивая ее к реализации идеалов «прямой демократии» и породив «индустрию сознания», вызвавшую «символический взрыв». Суть «третьей революции» - изменения в видении. В связи с описанием этого процесса Гоулднер пересматривает содержание введенного Миллсом понятия «аппарат культуры» (организации и учреждения науки и искусства и средства, делающие доступными для групп и общества их продукты). Гоулднер разделяет функции создания и «доставки» публике культурных ценностей и благ. Он считает, что под воздействием «аппарата культуры» остается лишь функция производства, и он сам все больше изолируется от общества, замыкаясь в университетских, академических и т.д., институциализированных кругах, не имея собственных мощных средств коммуникативного воздействия. Творцы культуры (как носители критического разума) все больше маргинализируются, становятся политически бессильными. Функция же «доставки» монополизируется «mass media» (индустрией сознания в целом), а соответственно и стоящими за ними «технократами», тесно связанными с политическими кругами и государственным аппаратом. Именно технократы легитимизируют господство последних, с одной стороны, и организуют манипулирование массой, «поставляя ей надежду», с другой. Этим целям служит и подконтрольная официальная социология, однако, согласно Гоулднеру, это лишь внешние проявления кризиса западной культуры и науки. Глубинное основание – заложенная в них «модель непрямого правления» буржуазии, которая постепенно передала ряд своих функций (прежде всего по производству сознания) исполнителям, бюрократии, ставя себя во все большую зависимость от них. Сама же бюрократия претерпевает параллельную эволюцию от «наказательно-централизованной» (основанной на подчинении иерархии, страхе наказания как основе контроля и не имеющей стимулов к собственной автономной активности) к «представительной» (основанной на принципах профессионализма, ответственности перед делом, а не вышестоящим, корпоративном сотрудничестве и т.д. и почувствовавшей свою автономную силу). Она стала воплощением «технического разума», технической рациональности, эффективной, но и опасной. Технократия сумела потеснить правящие элиты, ориентировать социум на настоящее, а не на будущее, положив конец трансцендентальным надеждам (эре героизма и юношеского энтузиазма). Но она же претендует на монополию производства «видения мира», «обещает одновременно и слишком много, и слишком мало», деморализует активность людей «фактологической прозаичностью» («рисует Бога серым»), т.е. по сути «умерщвляет культуру». Ей может противостоять социогума-нитарная интеллигенция как новый класс, обладающий культурным капиталом и культурой критического дискурса. Средством завоевания господствующих позиций для этого нового класса должна, согласно Гоулднеру, явиться «альтернативная социология», осуществляющая тотальную критику западного общества и занимающаяся поиском путей преодоления его кризиса с помощью «критической рефлексии» (отсюда иное название социологии Гоулднера – «рефлексивная социология»). Позиция социолога в этой связи может быть охарактеризована как антисциентистская, основанная на принципах «участия» в общественной жизни и «вовлеченности» в реализацию собственных проектов.
Дарендорф - автор так называемой «конфликтной модели общества». Теория конфликта Дарендорфа возникла как реакция на универсалистские претензии интеграционизма структурно-функционалистской теории и как вполне очевидная альтернатива марксизму. Она может рассматриваться как один из вариантов теорий социальной стратификации и социальных изменений, претендующий на создание динамичной картины социума. Большое влияние на воззрения Дарендорфа оказали работы Т.Парсонса, Г. Зиммеля, П.Сорокина, К.Маркса, М.Вебера. Разделяя допущение Парсонса относительно неадекватности исторического опыта, Дарендорф считает, что каждая теория имеет дело с различной совокупностью проблем и не может быть единой систематической теории, применимой к изучению всей (и любой) реальности. По мысли Дарендорфа, основаниями консенсусной теории общества по Парсонсу выступают представления о балансе, стабильности и нормативном консенсусе. Эти посылки эмпирически не доказуемы и - в наилучшем варианте - могут трактоваться лишь в статусе утопически-программных установок. Согласно Дарендорфу, на таком фундаменте невозможно выявить источники имманентных современному обществу конфликтов. С точки зрения Дарендорфа, порядок и стабильность суть патологии социальной жизни. Различные теории организуют и конституируют мир своими специфическими способами, и одним из таких способов - вполне перспективных, по мнению Дарендорфа, - является теория конфликта. Отрицая понятия «страта» и «слой», Дарендорф пользуется понятием «класс». Основой определения классов он считает отношения господства и подчинения, т.е. не наличие или отсутствие у людей собственности, а их участие или не участие в вопросах власти. Под конфликтом Дарендорф понимает «все структурно произведенные отношения противоположности норм и ожиданий, институтов и групп». При помощи понятия конфликта Дарендорф уточняет понятие класса: «в каждой императивно координированной ассоциации различаются две квазигруппы, объединенные общими латентными интересами. Ориентация их интересов детерминируется владением или исключением из владения властью. Из этих квазигрупп составляются группы интересов, программы которых провозглашают защиту или нападение на законность существующих властных структур. В любой ассоциации такие две группировки находятся в состоянии конфликта». Отсюда окончательное определение классов: классы - это «конфликтующие социальные группировки или группы социального конфликта, основанные на участии или неучастии в отправлении власти в императивно координированных ассоциациях». Господствующий в данной ассоциации класс противостоит притязаниям на его власть со стороны подчиненного ему в этой ассоциации класса. Отношения управления и организации являются коренной причиной социального неравенства людей. По Дарендорфу, существуют четыре причины неравенства: 1) неравенство проистекает из естественного (биологического) разнообразия склонностей, интересов, характеров людей и социальных групп; 2) неравенство проистекает из естественного (интеллектуального) разнообразия талантов, способностей, дарований; 3) неравенство проистекает из социальной дифференциации (по горизонтали) примерно равноценных позиций; 4) неравенстве проистекает из социального расслоения (по вертикали в соответствии с престижем, богатством и социокультурным фоном), проявившегося в иерархии социального статуса. Классовый конфликт как движущая сила и способ существования социального организма не может и не должен быть разрешен или подавлен, т.к. конфликт является неотъемлемым компонентом социально-классовой структуры общества – механизмом распределения и передела «жизненных шансов». Задачей же каждого общества является правильное регулирование конкретных социальных явлений. А этого можно достичь путем их институциализации. Для регулирования конфликтных ситуаций должны учреждаться специальные институты, обеспечивающие правовую основу для проведения дискуссий и принятия решений, что и будет, по мнению Дарендорфа, означать институциализацию конфликта. Открытое, - по Дарендорфу, свободное – общество являет собой открыто признанный и организованно разрешаемый конфликт: оно в состоянии обеспечить своим гражданам несоизмеримо больше возможностей, чем все виды несвободы вместе взятые. В результате перед обществом открывается перспектива эволюционных изменений, а не революционных переворотов. Среди форм регулирования конфликта выделяются три: примирение посредством определенных институтов или органов, где участники групп интересов обсуждают спорные вопросы; посредничество; арбитраж. «Эти формы, – утверждал Дарендорф, - являются выдающимся механизмом уменьшения силы классового конфликта». Намерение социологической теории конфликта, по Дарендорфа, состоит в том, чтобы преодолеть господствующую произвольную природу необъясненных исторических событий, выводя эти события из структурных элементов, другими словами, объясняя определенный процесс его предвидимыми связями.
Он также принял активное участие в дебатах по социологичеcской теории, посвященным критическому анализу Толкотта Парсонса и структурного функционализма («Некоторые замечания о социальной системе», 1956, «Социальная интеграция и системная интеграция», 1964). В его последней книге – «Солидарность и ересь» (1992) – продолжается обсуждение этих тем. Основные понятия: конфликт, враждебность, антагонисты, союз, коалиция, конфликтология, прикладная конфликтология, экспериментальная конфликтология, теории конфликтов, теории политических конфликтов, неравенство, социальная стратификация, власть, класс, классовый конфликт, буржуазия, пролетариат, технократия, бюрократия. План семинара:
Темы докладов и рефератов:
Задания и упражнения: 1. Дайте определения основных понятий данной темы (правильно оформите ссылки на использованные источники). 2. Укажите соответствие между понятиями и их определениями: Понятия:
Определения: 1) причина, вызывающая конфликтное взаимодействие участников; 2) ситуация, в которой одна из сторон стремится осуществить желаемые социальные изменения путем воздействия на другую, а вторая — ориентирована на сохранение status quo и потому стремится блокировать усилия первой; 3) участник конфликтного взаимодействия; 4) конфликты, связанные со стремлением к перераспределению ресурсов; 5) представления участников о возможности конфликта и его вероятных последствиях для каждой из сторон; 6) конфликты, основывающиеся на стремлении сторон утвердить и отстоять свою систему ценностей; 7) конфликтное взаимодействие, основывающееся на существовании общепринятых правил конфликтного поведения, взаимных обязательствах сторон, согласии участников конфликта относительно символов победы или поражения, времени завершения конфликта; 8) столкновение, которое должно произойти, но не происходит прежде всего по психологическим причинам; 9) конфликт, обусловленный неверным восприятием ситуации, имеющихся ресурсов, поведением другой стороны; 10) конфликт, приводящий к позитивным социальным изменениям; 11) разработка и применение системы мер, направленных на ограничение масштабности конфликта и снижение степени его остроты; 12) преодоление конфликта, основывающееся на изменении конфликтной ситуации, преодолении тех обстоятельств, которые его вызвали; 13) противостояние или противоборство как минимум двух сторон по поводу распределения ценностей, ресурсов или власти. 3. Выберите из приведенного списка имена социологов, являющихся основоположниками конфликтного подхода: а) К. Маркс; б) М. Вебер; в) Т. Парсонс; г) Г. Зиммель; д) Р. Дарендорф; д) Н. Луман; е) Л. Козер; ж) П. Блау. 4. Объясните, почему конфликтологический подход стал первым теоретическим вызовом структурному функционализму. 5. Укажите основные функции социального конфликта как по отношению как к его участникам, так и ко всей системе в целом. Заполните следующую таблицу. Функции социального конфликта
6. Немецкому социологу Р. Дарендорфу принадлежит следующее выражение: "Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, берет под свой контроль ритм истории. Кто упустит эту возможность — получает ритм себе в сопротивление". Объясните и прокомментируйте данное высказывание. 7. Р. Дарендорф сформулировал некоторые условия происхождения и протекания конфликта, а также совокупность переменных, влияющих на его остроту и возможность применения насилия. Его выводы сводятся к нескольким положениям, приводимым ниже. Завершите формулировки, приведенных выводов, раскройте их содержание и прокомментируйте: 1) образование конфликтных групп зависит от... условий; 2) чем больше распределение власти связано с распределением других ресурсов, тем... конфликт; 3) чем больше условий для возникновения конфликтных групп, тем ... конфликт; 4) расширение относительной бедности неимущих слоев обусловливает ... характер конфликта; 5) замедление мобильности между господствующими и подчиненными группами способствует ... конфликта; 6) чем больше конфликтные группы способны приходить к согласию, тем менее ... является конфликт; 7) социальные изменения зависят от степени остроты конфликта; чем острее конфликт, тем ... изменений происходит в социальной структуре; 8) темпы структурных изменений зависят от степени применения насилия в конфликте; чем насильственнее конфликт — тем ... эти темпы. Литература:
1 Интериоризация (франц. interiorisation, от лат. interior – внутренний), переход извне внутрь. |
Утверждаю декан юридического факультета История и теория конфликтологии. Типология конфликтов. Понятие и содержание конфликта. Виды и функции конфликта. Структура конфликта.... | Программа курса Стандарт 032000 «Документоведение и архивоведение» Екатеринбург История и теория конфликтологии. Типология конфликтов. Понятие и содержание конфликта. Виды и функции конфликта. Структура конфликта.... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине: конфликтология специальности:... История и теория конфликтологии. Типология конфликтов. Понятие и содержание конфликта. Виды и функции конфликта. Структура конфликта.... | Тема 7: Конфликты и способы их решения понятие конфликта Какова функциональная роль конфликта в нашем обществе? Можно ли избежать конфликта? | ||
Аннотация к рабочей программе дисциплины Понятие и социально-психологические функции конфликта. Внутриличностные и межличностные конфликты. Объективные и субъективные предпосылки... | Реферат по социологии на тему : “ Теория конфликта” Содержание | ||
Классические и современные социологические теории Классические теории 19 века: функционализм и теория конфликта (К. Маркс, М. Вебер, Э. Дюркгейм) | Уроки конфликта в Южном Бутово Москвы, длится уже не первый год, но разгорелся он и привлеку внимание только теперь, благодаря активной защите своих домов жителями... | ||
Психология конфликта глава 13. Психологические особенности конфликта как типа взаимодействия Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по специальности 030501. 65... | Учебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Стехиометрическая теория. Электронная теория. Теория химического строения. Явление изомерии | Экзаменационные вопросы по дисциплине: теория менеджмента (история... Теория «человеческих отношений» Э. Мейо. Теория поведенческих наук и концепция мотивации А. Маслоу, Д. Макгрегора, Ф. Герцберга | ||
Сущность конфликта, его структура и динамика Время проведения консультаций по самостоятельной работе – каждую пятницу с 15. 00 до 16. 00 | Рабочая программа дисциплины б. 4 «Философия конфликта и мира» Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Тема: «Конструктивное разрешение конфликтов» Цели: обучающая: актуализировать знания о психологии конфликта и способах его разрешения | 1. Основные политические новости Казахстан будет способствовать разрешению... Информация Торгпредства РФ в Республике Молдова за период c 1 по 15 февраля 2010 г |