2. теория конфликта





Скачать 142.03 Kb.
Название2. теория конфликта
Дата публикации21.12.2014
Размер142.03 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы

Тема 2. ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА



Цель занятия: сформировать представление о современном конфликтологическом направлении в социологии.
Основные положения:

  1. Теория конфликта – 1. Теория (совокуп­ность теорий), подчеркивающая роль конфликта (особенно между группами и классами) в человеческих обществах. 2. (В более узком смысле) относительно распространенная совокупность теорий, которые в 1960-х гг. были выстроены в противовес преобладанию парсонианского структурного функционализма и его акцента на обществах как главным образом управляемых в соответствии с цен­ностями консенсуса и интериоризации1 институционализированных общих ценностей.

Основная особенность таких теорий конфликта состояла в том, что:

(а) функционалистская социология обвинялась в игнорировании конфликтов ценностей и интересов в человеческих обществах или в лучшем случае рассматривалась в качестве вторичного явления;

(б) для альтернативы функционализму был предложен подход к интеграции общества и к социальному изменению с выделением роли власти и принуждения, а также конфликта и преследованием экономических и политических интересов в человеческих делах.

  1. Олвин (Алвин) Гоулднер (1920-1980) – американ­ский социолог неомарксистской ориентации. Представитель «радикальной социологии», предложил ее крайний вариант – «альтернативную социологию». Основные работы: «Модели индустриальной бюрократии» (1954); «Наступающий кризис западной социологии» (1971); «Диалектика идеологии и технологии» (1976); «Будущее интеллигенции и становление нового класса» (1979); «Два марксизма» (1980) и др. В 1950-х являлся сторонником структурно-функцио­нального анализа, занимался исследованием бюрократи­ческих организаций. Испытал влияние идеологов Франкфурт­ской школы, которое пытался преодолеть, в том числе опираясь на идеи Миллса. В 1960-х выступил с тотальной критикой всей западной социологии, особенно Парсонса

Гоулднер исходил из того, что вся официальная социология ак­центирует свою манипулятивную функцию и состоит на службе у правящих властей, обслуживая обезличенные бюро­кратические структуры, стремящиеся к искусственному под­держанию равновесия в обществе, что блокирует любые им­пульсы к изменению. Между тем общество переживает воз­действие достижений «третьей революции». По Гоулднеру, Новое время определялось влиянием результатов «дуалистической революции» - ростом промышленности (индустриальная ре­волюция) и переустройством политической жизни (вызван­ным Французской революцией). Параллельно развертывалась «третья революция» - коммуникативная, начало которой было положено книгопечатанием. Однако долгое время она нахо­дилась в тени политических и индустриальных изменений, как бы была средством их осуществления. Отсюда ее опреде­ление как «невидимой революции». В настоящее же время возникновение «mass media» и массовое производство недо­рогих «продуктов культуры» вызвали, по Гоулднеру, качественные сдвиги во всех областях социокультурной жизни, особенно революционизируя политическую систему, подталкивая ее к реализации идеалов «прямой демократии» и породив «инду­стрию сознания», вызвавшую «символический взрыв». Суть «третьей революции» - изменения в видении.

В связи с описанием этого процесса Гоулднер пересматривает содержание введенного Миллсом понятия «аппарат культу­ры» (организации и учреждения науки и искусства и средства, делающие доступными для групп и общества их продукты). Гоулднер разделяет функции создания и «доставки» публике куль­турных ценностей и благ. Он считает, что под воздействием «аппарата культуры» остается лишь функция производства, и он сам все больше изолируется от общества, замыкаясь в уни­верситетских, академических и т.д., институциализированных кругах, не имея собственных мощных средств коммуникатив­ного воздействия. Творцы культуры (как носители критиче­ского разума) все больше маргинализируются, становятся политически бессильными. Функция же «доставки» монопо­лизируется «mass media» (индустрией сознания в целом), а соответственно и стоящими за ними «технократами», тесно связанными с политическими кругами и государственным аппаратом. Именно технократы легитимизируют господство последних, с одной стороны, и организуют манипулирование массой, «поставляя ей надежду», с другой. Этим целям слу­жит и подконтрольная официальная социология, однако, со­гласно Гоулднеру, это лишь внешние проявления кризиса западной культуры и науки. Глубинное основание – заложенная в них «модель непрямого правления» буржуазии, которая постепен­но передала ряд своих функций (прежде всего по производст­ву сознания) исполнителям, бюрократии, ставя себя во все большую зависимость от них. Сама же бюрократия претерпе­вает параллельную эволюцию от «наказательно-централизованной» (основанной на подчинении иерархии, страхе наказания как основе контроля и не имеющей стиму­лов к собственной автономной активности) к «представитель­ной» (основанной на принципах профессионализма, ответственности перед делом, а не вышестоящим, корпоративном сотрудничестве и т.д. и почувствовавшей свою автономную силу). Она стала воплощением «технического разума», техни­ческой рациональности, эффективной, но и опасной. Техно­кратия сумела потеснить правящие элиты, ориентировать социум на настоящее, а не на будущее, положив конец транс­цендентальным надеждам (эре героизма и юношеского энту­зиазма). Но она же претендует на монополию производства «видения мира», «обещает одновременно и слишком много, и слишком мало», деморализует активность людей «фактологи­ческой прозаичностью» («рисует Бога серым»), т.е. по сути «умерщвляет культуру». Ей может противостоять социогума-нитарная интеллигенция как новый класс, обладающий куль­турным капиталом и культурой критического дискурса.

Средством завоевания господствующих позиций для это­го нового класса должна, согласно Гоулднеру, явиться «альтернатив­ная социология», осуществляющая тотальную критику запад­ного общества и занимающаяся поиском путей преодоления его кризиса с помощью «критической рефлексии» (отсюда иное название социологии Гоулднера – «рефлексивная социология»). Позиция социолога в этой связи может быть охарактеризова­на как антисциентистская, основанная на принципах «уча­стия» в общественной жизни и «вовлеченности» в реализацию собственных проектов.

  1. Ральф Дарендорф (1928) – немецкий социолог, политолог, политический деятель. Диссертация по проблеме понятия справедливости у Маркса (1953). В 1958-1967 – профессор университетов Гамбурга, Тюбингена, Кон­станца. В 1968-1974 – член федерального правления СвДПГ, а также (с 1969) - комиссар ЕС в Брюсселе. В 1974-1984 – ди­ректор Лондонской школы экономики и политических наук. Председатель правления Фонда Ф. Наумана СвДПГ (с 1982). С 1984 – ректор колледжа св. Антония в Оксфорде. Основные работы: «Социальные классы и классовый конфликт в инду­стриальном обществе» (1957), «Общество и свобода» (1961), «Образование есть гражданское право» (1965), «Тропы из утопии: к теории и методологии социологии» (1967), «Очерки по теории общества» (1968), «Конфликт и свобода» (1972), «Человек социологический» (1973), «Современный социаль­ный конфликт» (1982) и др.

Дарендорф - автор так называемой «конфликтной модели общест­ва». Теория конфликта Дарендорфа возникла как реакция на универса­листские претензии интеграционизма структурно-функционалистской теории и как вполне очевидная альтернатива мар­ксизму. Она может рассматриваться как один из вариантов теорий социальной стратификации и социальных изменений, претендующий на создание динамичной картины социума. Большое влияние на воззрения Дарендорфа оказали работы Т.Парсонса, Г. Зиммеля, П.Сорокина, К.Маркса, М.Вебера. Разделяя допущение Парсонса относительно неадекватности исторического опыта, Дарендорф считает, что каждая теория имеет дело с различной совокупностью проблем и не может быть единой систематической теории, применимой к изучению всей (и любой) реальности. По мысли Дарендорфа, основа­ниями консенсусной теории общества по Парсонсу выступают представления о балансе, стабильности и нормативном консенсусе. Эти посылки эмпирически не доказуемы и - в наилучшем варианте - могут трактоваться лишь в статусе утопически-программных установок. Согласно Дарендорфу, на таком фундаменте невозможно выявить источники имманентных со­временному обществу конфликтов. С точки зрения Дарендорфа, порядок и стабильность суть патологии социальной жизни. Различные тео­рии организуют и конституируют мир своими специфическими способами, и одним из таких способов - вполне перспективных, по мнению Дарендорфа, - является теория конфликта. Отрицая понятия «страта» и «слой», Дарендорф пользуется понятием «класс». Основой оп­ределения классов он считает отношения господства и подчине­ния, т.е. не наличие или отсутствие у людей собственности, а их участие или не участие в вопросах власти.

Под конфликтом Дарендорф понимает «все структурно произве­денные отношения противоположности норм и ожиданий, институтов и групп». При помощи понятия конфликта Дарендорф уточняет понятие класса: «в каждой императивно координи­рованной ассоциации различаются две квазигруппы, объеди­ненные общими латентными интересами. Ориентация их ин­тересов детерминируется владением или исключением из владения властью. Из этих квазигрупп составляются группы интересов, программы которых провозглашают защиту или нападение на законность существующих властных структур. В любой ассоциации такие две группировки находятся в со­стоянии конфликта». Отсюда окончательное определение классов: классы - это «конфликтующие социальные группи­ровки или группы социального конфликта, основанные на участии или неучастии в отправлении власти в императивно координированных ассоциациях». Господствующий в данной ассоциации класс противостоит притязаниям на его власть со стороны подчиненного ему в этой ассоциации класса.

Отношения управления и организации являются корен­ной причиной социального неравенства людей. По Дарендорфу, суще­ствуют четыре причины неравенства: 1) неравенство происте­кает из естественного (биологического) разнообразия склон­ностей, интересов, характеров людей и социальных групп; 2) неравенство проистекает из естественного (интеллектуально­го) разнообразия талантов, способностей, дарований; 3) неравенство проистекает из социальной дифференциации (по горизонтали) примерно равноценных позиций; 4) неравенстве проистекает из социального расслоения (по вертикали в соответствии с престижем, богатством и социокультурным фо­ном), проявившегося в иерархии социального статуса. Классовый конфликт как движущая сила и способ существования социального организма не мо­жет и не должен быть разрешен или подавлен, т.к. конфликт является неотъемлемым компонентом социально-классовой структуры общества – механизмом распределения и передела «жизненных шансов». Задачей же каждого общества является правильное регулирование конкретных социальных явлений. А этого можно достичь путем их институциализации.

Для регулирования конфликтных ситуаций должны уч­реждаться специальные институты, обеспечивающие право­вую основу для проведения дискуссий и принятия решений, что и будет, по мнению Дарендорфа, означать институциализацию конфликта. Открытое, - по Дарендорфу, свободное – общество являет собой открыто признанный и организованно разрешаемый конфликт: оно в состоянии обеспечить своим гражданам не­соизмеримо больше возможностей, чем все виды несвободы вместе взятые. В результате перед обществом открывается перспектива эволюционных изменений, а не революционных переворотов. Среди форм регулирования конфликта выделя­ются три: примирение посредством определенных институтов или органов, где участники групп интересов обсуждают спорные вопросы; посредничество; арбитраж. «Эти формы, – утверждал Дарендорф, - являются выдающимся механизмом умень­шения силы классового конфликта». Намерение социологиче­ской теории конфликта, по Дарендорфа, состоит в том, чтобы преодо­леть господствующую произвольную природу необъясненных исторических событий, выводя эти события из структурных элементов, другими словами, объясняя определенный процесс его предвидимыми связями.

  1. Джон Рекс (1925) – родившийся в Южной Африке социальный теоретик и социальный исследователь (осо­бенно по расам). Значительную часть своей карьеры он был дирек­тором Социального совета по научным исследованиям (позже СЭСИ) — исследовательской организации по этническим отноше­ниям, основанной сначала при Астонском университете, а много позже — при Университете Уорвика. Его вклад в британскую соци­ологию весьма многогранен. В своей первой известной книге — «Ключевые проблемы социологической теории» (1961) — он пред­ложил синтез классических подходов в социологии, которые под­черкивали роль конфликта наряду с ценностями и нормами в чело­веческих обществах. Он продолжал настаивать на значении широкого подхода к теории в социологии и приходил в раздражение, когда возрождение теории в британской социологии, чего он добивался и чему содействовало его собственное творчество, приводило к слишком большой, по его мнению, готовности отвергнуть классические идеи и следовать за современ­ной модой, а также к одностороннему акценту на Марксе. В изуче­нии рас его работа была последовательно творческой, равно как и радикальной, и сочетала теорию с эмпирическим исследованием, что является сравнительно редким в британской социологии. В час­тности, он ввел идею о жилищных классах. Примерами такого под­хода являются «Раса, община и конфликт» (1967) и «Колониаль­ные иммигранты в британском городе» (1979) (совместно с Салли Томлинсоном). Другие работы Джона Рекса: «Социология и демис-тификация мира» (1974), «Раса, колониализм и город» (1970) и широко известное собрание увлекательных очерков «Открывая со­циологию» (1973).

  2. Дэвид Локвуд (1929) - британский социолог, работавший главным образом в Лондонской школе по­литэкономии и в Эссекском университете. Основной его интерес сводился к классовой и социальной стратификации, особенно к исследованиям чернонарукавного рабочего и (совместно с Джоном Голдторпом и др.) состоятельного рабочего.

Он также принял активное участие в дебатах по социологичеcской теории, посвященным критическому анализу Толкотта Парсонса и структурного функционализма («Некоторые замечания о социальной системе», 1956, «Социальная интеграция и системная интеграция», 1964). В его последней книге – «Солидарность и ересь» (1992) – продолжается обсуждение этих тем.
Основные понятия: конфликт, враждебность, антагонисты, союз, коалиция, конфликтология, прикладная конфликтология, экспериментальная конфликтология, теории конфликтов, теории политических конфликтов, неравенство, социальная стратификация, власть, класс, классовый конфликт, буржуазия, пролетариат, технократия, бюрократия.
План семинара:

  1. Олвин Гоулднер (1920-1980) и его работы «Наступающий кризис в западной социологии» (1971) и «Модели индустриальной бюрократии» (1954).

  2. Теории конфликта Ральфа Дарендорфа (1928).

  3. Джон Рекс (1925) и его идея о жилищных классах.

  4. Дэвид Локвуд (1929) и его исследования социальной стратификации, чернорукавного и состоятельного рабочего.


Темы докладов и рефератов:

    1. У истоков конфликтологии: теории К. Маркса и Г. Зиммеля.

    2. Сравнительный анализ теоретических моделей конфликта

    3. Истоки и причины социальных конфликтов

    4. Конфликтное поведение в ракурсе конкретной теории

  1. Теория конфликта

  2. Разновидности неомарксистской теории

  3. Ральф Дарендорф: социология техники как индустриальная социология


Задания и упражнения:

1. Дайте определения основных понятий данной темы (правильно оформите ссылки на использованные источники).

2. Укажите соответствие между понятиями и их определениями:

Понятия:

а) сознание возможности конфликта;

б) объект конфликта;

в) социальный конфликт;

г) конфликт ценностей;

д) субъект конфликта;

е) конфликты интересов;

ж) латентный конфликт;

з) конструктивный конфликт;

и) институционализированный конфликт;

к) регулирование конфликта;

л) фальшивый конфликт;

м) разрешение конфликта;

н) конфликтная ситуация.


Определения:

1) причина, вызывающая конфликтное взаимодействие уча­стников;

2) ситуация, в которой одна из сторон стремится осуще­ствить желаемые социальные изменения путем воздействия на другую, а вторая — ориентирована на сохранение status quo и потому стремится блокировать усилия первой;

3) участник конфликтного взаимодействия;

4) конфликты, связанные со стремлением к перераспреде­лению ресурсов;

5) представления участников о возможности конфликта и его вероятных последствиях для каждой из сторон;

6) конфликты, основывающиеся на стремлении сторон ут­вердить и отстоять свою систему ценностей;

7) конфликтное взаимодействие, основывающееся на су­ществовании общепринятых правил конфликтного поведения, взаимных обязательствах сторон, согласии участников конф­ликта относительно символов победы или поражения, времени завершения конфликта;

8) столкновение, которое должно произойти, но не проис­ходит прежде всего по психологическим причинам;

9) конфликт, обусловленный неверным восприятием ситу­ации, имеющихся ресурсов, поведением другой стороны;

10) конфликт, приводящий к позитивным социальным из­менениям;

11) разработка и применение системы мер, направленных на ограничение масштабности конфликта и снижение степени его остроты;

12) преодоление конфликта, основывающееся на измене­нии конфликтной ситуации, преодолении тех обстоятельств, которые его вызвали;

13) противостояние или противоборство как минимум двух сторон по поводу распределения ценностей, ресурсов или власти.

3. Выберите из приведенного списка имена социологов, являющихся основоположниками конфликтного подхода: а) К. Маркс; б) М. Вебер; в) Т. Парсонс; г) Г. Зиммель; д) Р. Дарендорф; д) Н. Луман; е) Л. Козер; ж) П. Блау.

4. Объясните, почему конфликтологический подход стал пер­вым теоретическим вызовом структурному функционализму.

5. Ука­жите основные функции социального конфликта как по от­ношению как к его участникам, так и ко всей системе в це­лом. Заполните следующую таблицу.

Функции социального конфликта

№ п/п

По отношению к участникам конфликта

По отношению к социальной системе в целом
































































6. Немецкому социологу Р. Дарендорфу принадлежит сле­дующее выражение: "Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, берет под свой контроль ритм истории. Кто упустит эту возможность — получает ритм себе в сопротивле­ние". Объясните и прокомментируйте данное высказывание.

7. Р. Дарендорф сформулировал некоторые условия про­исхождения и протекания конфликта, а также совокупность переменных, влияющих на его остроту и возможность приме­нения насилия. Его выводы сводятся к нескольким положени­ям, приводимым ниже. Завершите формулировки, приведенных выводов, раскройте их содержание и прокомментируйте:

1) образование конфликтных групп зависит от... условий;

2) чем больше распределение власти связано с распреде­лением других ресурсов, тем... конфликт;

3) чем больше условий для возникновения конфликт­ных групп, тем ... конфликт;

4) расширение относительной бедности неимущих сло­ев обусловливает ... характер конфликта;

5) замедление мобильности между господствующими и подчиненными группами способствует ... конфликта;

6) чем больше конфликтные группы способны прихо­дить к согласию, тем менее ... является конфликт;

7) социальные изменения зависят от степени остроты конфликта; чем острее конфликт, тем ... изменений проис­ходит в социальной структуре;

8) темпы структурных изменений зависят от степени применения насилия в конфликте; чем насильственнее кон­фликт — тем ... эти темпы.
Литература:

  1. Бачинин, В.А. История западной социологии: Учебник /В.А.Бачинин, Ю.А.Сандулов. - СПб.: Лань, 2002. - 384с.

  2. Джери, Д. Большой толковый социологический словарь Collins: Русско-английский, англо-русский. Основные термины и понятия по социологии. В 2т./Д.Джери, Д.Джери; Пер. с англ. Н.Н. Марчук. - М.: Вече, 2001. - 526с.

  3. Добреньков, В.И. Социология: В 3т. Т.1. Методология и история./ В.И. Добреньков, Кравченко А.И. – М.: ИНФРА-М, 2000. - 400 с.

  4. Очерки по истории теоретической социологии XIX-нач. ХХвв.: Пособие для студентов гуманитарных вузов /Ю.Н.Давыдов и др. - М.: Наука, 1994. - 238(1)с.

  5. Очерки по истории теоретической социологии XX столетия: От М.Вебера к Ю. Хабермасу, от Г. Зиммеля к постмодернизму: Пособие для гуманит. вузов /(Ю.Н. Давыдов и др.). - М.: Наука, 1994. – 379с. - (Обновление гуманитарного образования в России).

  6. Плахов В.Д. Западная социология XIX-XX вв.: от классики до постнеклассической науки. Эпистемиологическое обозрение. – СПб.: Издательство Юридического института (Санкт-Петербург), 2003. – 384 с.

  7. Ритцель, Дж. Современные социологические теории. /Дж. Ритцель. – СПб.: Питер, 2002. – 688 с.

  8. Российская социологическая энциклопедия /Под общ. ред. Г.В. Осипова. - М.: Норма - ИНФРА-М, 1998. - 672с.

  9. Смелзер, Н. Социология: Учебное пособие /Пер. с англ./Н. Смелзер. -М.:Феникс,1994. -687с.

  10. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. – Мн.: Книжный Дом. 2003. – 1312 с.




1 Интериоризация (франц. interiorisation, от лат. interior – внутренний), переход извне внутрь.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

2. теория конфликта iconУтверждаю декан юридического факультета
История и теория конфликтологии. Типология конфликтов. Понятие и содержание конфликта. Виды и функции конфликта. Структура конфликта....
2. теория конфликта iconПрограмма курса Стандарт 032000 «Документоведение и архивоведение» Екатеринбург
История и теория конфликтологии. Типология конфликтов. Понятие и содержание конфликта. Виды и функции конфликта. Структура конфликта....
2. теория конфликта iconУчебно-методический комплекс по дисциплине: конфликтология специальности:...
История и теория конфликтологии. Типология конфликтов. Понятие и содержание конфликта. Виды и функции конфликта. Структура конфликта....
2. теория конфликта iconТема 7: Конфликты и способы их решения понятие конфликта
Какова функциональная роль конфликта в нашем обществе? Можно ли избежать конфликта?
2. теория конфликта iconАннотация к рабочей программе дисциплины
Понятие и социально-психологические функции конфликта. Внутриличностные и межличностные конфликты. Объективные и субъективные предпосылки...
2. теория конфликта iconРеферат по социологии на тему : “ Теория конфликта”
Содержание
2. теория конфликта iconКлассические и современные социологические теории
Классические теории 19 века: функционализм и теория конфликта (К. Маркс, М. Вебер, Э. Дюркгейм)
2. теория конфликта iconУроки конфликта в Южном Бутово
Москвы, длится уже не первый год, но разгорелся он и привлеку внимание только теперь, благодаря активной защите своих домов жителями...
2. теория конфликта iconПсихология конфликта глава 13. Психологические особенности конфликта как типа взаимодействия
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по специальности 030501. 65...
2. теория конфликта iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
2. теория конфликта iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Стехиометрическая теория. Электронная теория. Теория химического строения. Явление изомерии
2. теория конфликта iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине: теория менеджмента (история...
Теория «человеческих отношений» Э. Мейо. Теория поведенческих наук и концепция мотивации А. Маслоу, Д. Макгрегора, Ф. Герцберга
2. теория конфликта iconСущность конфликта, его структура и динамика
Время проведения консультаций по самостоятельной работе – каждую пятницу с 15. 00 до 16. 00
2. теория конфликта iconРабочая программа дисциплины б. 4 «Философия конфликта и мира»
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
2. теория конфликта iconТема: «Конструктивное разрешение конфликтов»
Цели: обучающая: актуализировать знания о психологии конфликта и способах его разрешения
2. теория конфликта icon1. Основные политические новости Казахстан будет способствовать разрешению...
Информация Торгпредства РФ в Республике Молдова за период c 1 по 15 февраля 2010 г


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск