Скачать 192.26 Kb.
|
УТВЕРЖДАЮ Зав.кафедрой психологии _______ А.С.Вахрушева «__»___________2014 г. График выполнения самостоятельной работы по учебной дисциплине «Конфликтология» по специальности 030900.62 Юриспруденция 2 семестр В процессе занятий используются следующие виды самостоятельной работы и формы их предъявления: -(ПЗ) выполнение практического задания; - (ТЗ) подготовка творческих заданий; - (АС) анализ практических ситуаций; - (Т) тестирование; - (СД) самодиагностика психических явлений; -(ПП) подготовка презентации; -(З) подготовка к зачёту.
Время проведения консультаций по самостоятельной работе – каждую пятницу с 15.00 до 16.00 Преподаватель: Писаревская М.А., к.п.н. Задания для самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Конфликтология» по специальности 030501.65 Юриспруденция 8 семестр Тема 1. Введение в конфликтологию Вопросы для обсуждения
Темы рефератов
Контрольные вопросы:
Контрольный тест Выберите вариант правильного ответа в каждом из 10 вопросов. 1. Конфликтология как относительно самостоятельная теория возникла: а) в конце XIX века; б) в начале XX века; в) в 30-е годы XX века; г) в конце 50-х годов XX века; д)в 70-е годы XX века. 2. Становление конфликтологической практики происходит: а) в конце XIX века; б) в 70-е годы XX века; в) в начале 50-х годов XX века; г) в 30-е годы XX века; д) в 80-е годы XX века. 3. Возникновение конфликтологии как относительно самостоятельной теории связано с работами: а) К. Маркса и Ф. Энгельса, О. Конта; б) П. Сорокина, Г. Зиммеля, 3. Фрейда; в) Р. Дарендорфа, Л. Козера, М. Дойча, М. Шерифа; г) В. Линкольна, Л. Томпсона, Д. Скотт; д)Р. Фишера, У. Юри, К. Томоса. 4. Методику ПОИР (Постепенных и обоюдных инициатив по разрядке напряженности) разработал: а) Ч. Освуд; б) В. Линкольн; в) Л. Томпсон; г) Р. Фишер; д)Ш. и Г. Боуэр. 5. Гарвардский метод «принципиальных переговоров» разработали; а) Д. Скотт и Ш. и Г. Боуэр; б) К. Томас и Р. Киллмен; в)М. Шериф и Д. Рапопорт; г) В. Линкольн и Л. Томпсон; д)Р. Фишер и У. Юри. 6. Первые учебные заведения по подготовке специалистов-медиаторов появились: а) в США(70-80-х годах); 6)вСША(60-х годах); в) в Германии (70-х годах); г) в Австралии(80-х годах); д)в России (конец 80-х годов). 7. Первый международный центр разрешения конфликтов был создан: а) в 1972 г. в США; б) в 1986 г. в Австралии; в) в 1989 г. в Германии; г) в 1985 г. в Швейцарии; д)в 1992 г. в России. 8. В России центр по разрешению конфликтов был создан: а) в Москве в 1992 г.; б) в Санкт-Петербурге в 1993 г.; в)в Сочив 1995 г.; г) во Владивостоке в 1993 г.; д)в Твери в 1998 г. 9. Предметом конфликтологии являются: а) конфликты; б) закономерности и механизмы возникновения конфликтов, а также принципы и технологии управления ими; в) любые столкновения; г) механизмы поведения личности в конфликте и технологии переговорного процесса по разрешению конфликта; д) законы противоборства субъектов социального взаимодействия. 10. Какой из приведенных методов относится к группе методов управления конфликтами: а) социологический метод; б) метод тестирования; в) метод картографии; г) метод наблюдения; д) метод эксперимента. Список рекомендуемой литературы: Основная литература Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология : учебник для вузов. – М.: Эксмо, 2011. –стр. 11-101 Дополнительная литература Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. – СПб. : Питер, 2009. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб. : Питер, 2008. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб. : Питер, 2009. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. – М., 2010. Анцупов А.Я., Ковалев В.В. Социально-психологическая оценка персонала. – М. : Юнити, 2008. Тема 2. Сущность конфликта, его структура и динамика
2. Заполнить таблицу:
Задача 1 Вы недавно назначены менеджером по кадрам. Вы еще плохо знаете сотрудников фирмы, сотрудники еще не знают вас в лицо. Вы идете на совещание к генеральному директору. Проходите мимо курительной комнаты и замечаете двух сотрудников, которые курят и о чем-то оживленно беседуют. Возвращаясь с совещания, которое длилось один час, вы опять видите тех же сотрудников в курилке за беседой. Вопрос. Как бы вы поступили в данной ситуации? Объясните свое поведение. Задача 2 Вы начальник отдела. В отделе напряженная обстановка, срываются сроки выполнения работ. Не хватает сотрудников. Выезжая в командировку, вы случайно встречаете свою подчиненную — молодую женщину, которая уже две недели находится на больничном. Но вы находите ее в полном здравии. Она кого-то с нетерпением встречает в аэропорту. Вопрос. Как вы поступите в этом случае? Объясните свое поведение. Задача 3 Одна сотрудница высказывает другой претензии по поводу многочисленных и часто повторяющихся ошибок в работе. Вторая сотрудница принимает высказываемые претензии за оскорбление. Между ними возникает конфликт. Вопрос. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию. Задача 4 Руководитель принял на работу специалиста, который должен работать в подчинении у его заместителя. Прием на работу не был согласован с заместителем. Вскоре проявилась неспособность принятого работника выполнять свои обязанности. Заместитель служебной запиской докладывает об этом руководителю... Вопрос. Как бы вы поступили на месте руководителя? Проиграйте возможные варианты. Задача 5 В ответ на критику со стороны подчиненного, прозвучавшую на служебном совещании, начальник начал придираться к нему по мелочам и усилил контроль за его служебной деятельностью. Вопрос. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию. Список рекомендуемой литературы: Основная литература Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология : учебник для вузов. – М.: Эксмо, 2011. –стр. 191-259 Дополнительная литература Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. – СПб. : Питер, 2009. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб. : Питер, 2008. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб. : Питер, 2009. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. – М., 2010. Анцупов А.Я., Ковалев В.В. Социально-психологическая оценка персонала. – М. : Юнити, 2008. Тема 3. Методология и методы изучения конфликтов Выполнить следующие задания:
Список рекомендуемой литературы: Основная литература Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология : учебник для вузов. – М.: Эксмо, 2011. –стр. 117-176 Дополнительная литература Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. – СПб. : Питер, 2009. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб. : Питер, 2008. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб. : Питер, 2009. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. – М., 2010. Анцупов А.Я., Ковалев В.В. Социально-психологическая оценка персонала. – М. : Юнити, 2008. Тема 4. Типичные причины возникновения конфликтовПроанализируйте причиын возникновения конфликтных ситуаций:
Поняв, что хорошего отношения Умнова ей не дождаться, Лялина изменила тактику и ограничила объем своей работы до минимума, отказавшись участвовать в обслуживании праздничных торжеств, выездной торговле и санитарных днях кафе-бара. Таким образом, Лялина провоцировала директора на конфликт. Ее «смелость» снискала популярность в коллективе. Умнов после некоторых размышлений изменил тактику руководства. На производственном совещании он пошел на компромисс: предложил освободить Лялину от части общих дел, в которых она не желала участвовать. Часть работы он пообещал взять на себя, а другую часть предложил распределить между членами коллектива. И когда сотрудникам, одобрявшим поведение Лялиной, пришлось выполнять ее обязанности, они высказали возмущение и отвернулись от нее. Через некоторое время ей пришлось подать заявление об увольнении по собственному желанию.
Французские журналисты критично отнеслись к решению Международного олимпийского комитета отдать Игры 2020г. японской столице и решили напомнить своим читателям об аварии на АЭС "Фукусима". Так, на одной карикатуре изображены два борца сумо с несколькими парами рук и ног, стоящие перед зданием атомной электростанции. На другом рисунке нарисованы члены жюри, сидящие у олимпийского бассейна в защитных костюмах. "Данные рисунки оскорбляют тех, кто пережил трагические события 2011г.", - отметил первый секретарь кабинета министров Йошихиде Суга. "Они неуместны и искажают нынешнюю ситуацию вокруг АЭС "Фукусима". Мы сожалеем, что они были опубликованы", - добавил он. Й.Суга сообщил, что правительство Японии отправит запрос в Министерство иностранных дел Франции с просьбой "подробно разъяснить ситуацию и избежать ее повторения в будущем". Официальной реакции от французских властей пока не поступало. На официальном сайте Le Canard Enchaine картинок уже нет. Список рекомендуемой литературы: Основная литература Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология : учебник для вузов. – М.: Эксмо, 2011. –стр. 197-213 Дополнительная литература Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. – СПб. : Питер, 2009. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб. : Питер, 2008. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб. : Питер, 2009. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. – М., 2010. Анцупов А.Я., Ковалев В.В. Социально-психологическая оценка персонала. – М. : Юнити, 2008. Тема 5. Основы предупреждения конфликтов
Технологии регулирования конфликта
Выберите вариант правильного ответа в каждом из 10 вопросов. 1. Управление конфликтами — это: а) целенаправленное воздействие на процесс его динамики; б) целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействия на процесс его динамики в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт; \ в) целенаправленное воздействие на конфликтующих в интересах снижения уровня напряженности между ними; г) целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействия на процесс формирования адекватного образа конфликтной ситуации у конфликтующих в интересах снижения уровня напряженности между ними; д) целенаправленное воздействие на мотивы конфликтующих. 2. Содержание управления конфликтами включает: а) прогнозирование, предупреждение (стимулирование), регулирование, разрешение, б)прогнозирование, предупреждение (стимулирование), разрешение; в) прогнозирование, регулирование, разрешение; г) прогнозирование, анализ, предупреждение, разрешение; д) анализ конфликтной ситуации, прогнозирование, предупреждение, разрешение. 3.Признание реальности конфликтующими сторонами, легитимизация конфликта и институциализация конфликта входят в содержание: а) прогнозирования конфликта; б) предупреждения конфликта; в) стимулирования конфликта; г) регулирования конфликта; д) разрешения конфликта. 4. Институциализация конфликта — это- а) определение места и времени переговоров по разрешению конфликта; б) создание соответствующих органов и рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия; в) форма привлечения общественности для разрешения конфликта, г) достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению уставных норм и правил поведения в конфликте; д) обращение к медиатору. 5. Легитимизация конфликта — это: а) определение места и времени переговоров по разрешению конфликта, б) создание соответствующих органов и рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия; в) достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных норм и правил поведения в конфликте; г) обращение к медиатору; д)придание конфликту широкую огласку. 6. Принципами управления конфликтами являются: а) гласность, объективность и адекватность оценки конфликта, опора на общественное мнение, комплексное использование способов и приемов воздействия; б) гласность, объективность и адекватность оценки конфликта; анализ результатов деятельности, опора на общественное мнение, в) конкретно-ситуационный подход, гласность, опора на положительные качества конфликтующих, применение биографического метода; г) гласность, опора на общественное мнение, учет интересов руководства, прогнозирование; д) прогнозирование, стимулирование, регулирование, разрешение. 7. Кто из нижеперечисленных ученых разработал модель применения власти по разрешению конфликта: а) К. Томас и Р. Киллмен; б)Х. Корнелиус и Ш. Фейр; в) Д. Скотт и Ч. Ликсон; г) М. Дойч и Д. Скотт, д) Р. Фишер и У. Юри. 8. Предпосылками разрешения конфликта являются: а) достаточная зрелость конфликта, потребность субъектов конфликта в его разрешении, наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта. б) достаточная зрелость конфликта, высокий авторитет одной из конфликтующих сторон; в) наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта, потребность субъектов конфликта в его разрешении, коллективная форма деятельности; г) высокий авторитет одной из конфликтующих сторон, коллективная форма деятельности, лидерство в группе; д)стиль руководства, высокий авторитет одной из конфликтующих сторон, коллективная форма деятельности. 9. Что относится к форме разрешения конфликта: а) порицание, юмор, убеждение, уступка; б) уступка, компромисс, уход, сотрудничество; в) требования, критика, убеждение, юмор; г) уступка, требования, убеждение, критика; д) подчинение; примирение; убеждение, согласование. 10. Какие виды деятельности по управлению конфликтом адекватны на этапе возникновения и развития конфликтной ситуации: а) прогнозирование и предупреждение (стимулирование); б) прогнозирование, предупреждение (стимулирование) и регулирование; в) только прогнозирование; г) только предупреждение (стимулирование); д) только регулирование. 4. Проанализировать способы предупреждения конфликтных ситуаций: Вы не имели никакого права меня обгонять! Список рекомендуемой литературы: Основная литература Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология : учебник для вузов. – М.: Эксмо, 2011. –стр. 366-377 Дополнительная литература Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. – СПб. : Питер, 2009. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб. : Питер, 2008. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб. : Питер, 2009. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. – М., 2010. Анцупов А.Я., Ковалев В.В. Социально-психологическая оценка персонала. – М. : Юнити, 2008. Тема 6. Предупреждение конфликтов и стресс жизни1. Выполните следующие задания:
2. Определите уровень своей стрессоустойчивости по методике Холмса и Раге.3. Проведите исследование уровня «эмоционального выгорания» у работников по опроснику на «выгорание» MBI (предназначен для измерения степени «выгорания» в профессиях типа «человек - человек». Авторы: К. Маслач, С. Джексон (США), адаптация Н.Е. Водопьяновой). Список рекомендуемой литературы: Основная литература Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология : учебник для вузов. – М.: Эксмо, 2011. –стр. 366-377 Дополнительная литература Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. – СПб. : Питер, 2009. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб. : Питер, 2008. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб. : Питер, 2009. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. – М., 2010. Анцупов А.Я., Ковалев В.В. Социально-психологическая оценка персонала. – М. : Юнити, 2008. Тема 7. Конструктивное разрешение конфликтовВыполнить следующие задания:
Список рекомендуемой литературы: Основная литература Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология : учебник для вузов. – М.: Эксмо, 2011. –стр. 413-440 Дополнительная литература Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. – СПб. : Питер, 2009. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб. : Питер, 2008. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб. : Питер, 2009. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. – М., 2010. Анцупов А.Я., Ковалев В.В. Социально-психологическая оценка персонала. – М. : Юнити, 2008. Методические рекомендации Методика проведения практических занятий по конфликтологии имеет много общего с подготовкой и проведением практических занятий по другим дисциплинам. Это обусловлено общими целями и закономерностями учебно-воспитательного процесса. Практическое занятие – одна из форм аудиторных занятий, направленная на углубление и закрепление теоретических знаний, развитие практических умений и навыков будущего специалиста. На практических занятиях формируются такие умения, как выявлять особенности протекания и влияния конфликтов на процессы жизнедеятельности личности и коллективов; формировать положительную мотивацию к деятельности по предупреждению и конструктивному разрешению конфликтов; определять условия, способы и приемы предупреждения межличностных конфликтов; применять методы и приемы конструктивного разрешения межличностных конфликтов различных видов. Студентам предлагается список литературы, имеющейся в библиотеке НФ МГЭИ, а так же рекомендуется использовать Интернет-ресурсы: http://www.conflictologiy.narod.ru http://www.syntone.ru/library/books/content/5594.html http://www.confstud.ru/content/view/37/2/ http://oltest.ru/tests/filosofiya_i_psihologiya/konfliktologiya/ Он-лайн-тесты по конфликтологии |
Утверждаю декан юридического факультета История и теория конфликтологии. Типология конфликтов. Понятие и содержание конфликта. Виды и функции конфликта. Структура конфликта.... | Программа курса Стандарт 032000 «Документоведение и архивоведение» Екатеринбург История и теория конфликтологии. Типология конфликтов. Понятие и содержание конфликта. Виды и функции конфликта. Структура конфликта.... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине: конфликтология специальности:... История и теория конфликтологии. Типология конфликтов. Понятие и содержание конфликта. Виды и функции конфликта. Структура конфликта.... | Тема 7: Конфликты и способы их решения понятие конфликта Какова функциональная роль конфликта в нашем обществе? Можно ли избежать конфликта? | ||
Аннотация к рабочей программе дисциплины Понятие и социально-психологические функции конфликта. Внутриличностные и межличностные конфликты. Объективные и субъективные предпосылки... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Двуединая сущность и сценическая напряженность конфликта комедии (см в том числе окончание статьи – о спектакле) | ||
Поиск Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;... | Фирдауз и Камиль Уразаевы Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;... | ||
Системные основы интеллекта Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;... | Об предметной и ритуальной магии Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;... | ||
Л. В. Ким (подпись) (Инициалы, Фамилия) Современная отраслевая структура мировой экономики. Динамика и тенденции изменений | I. физиология головного мозга человека 12 Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;... | ||
Robert L. Solso cognitive psychology Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;... | Пархоменко: «будущее за людьми с высоким iq» Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;... | ||
В. Н. Холопова междисциплинарные акценты общей теории музыки Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;... | Магия в мире Терн Чем плоха классика Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;... |