В. Н. Холопова междисциплинарные акценты общей теории музыки





Скачать 124.85 Kb.
НазваниеВ. Н. Холопова междисциплинарные акценты общей теории музыки
Дата публикации26.06.2013
Размер124.85 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы

Журнал Общества теории музыки. № 1. 2013/1

______________________________________________________________________________________


В.Н. Холопова
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ АКЦЕНТЫ

ОБЩЕЙ ТЕОРИИ МУЗЫКИ
Обычно к теории музыки относят цикл композиционных теорий — учения о гармонии, полифонии, форме, ритмике, мелодике, фактуре и т. д. Но кроме них имеются и семиотическая, и психологическая, и акустическая теории музыки и др. Их сумма — и есть общая теория музыки.

Я остановлюсь на междисциплинарных аспектах в этой сумме. Здесь ставится иной ряд проблем, чем в композиционных теориях. Но все они направлены на постижение одного — сущности музыки, ее глубочайших тайн.

Виды междисциплинарности, о которых пойдет речь, — это соединение теоретического музыкознания с философией, эстетикой, психологией, нейрологией, семиотикой и аксиологией. Затрагиваемым здесь вопросам посвящены специальные предметы, разработанные на кафедре междисциплинарных специализаций музыковедов (МСМ): «Музыка как вид искусства», «Теория музыкального содержания», «Музыкальная психология» и др.

Первый вопрос носит музыкально-философский характер: является ли музыка только временным искусством, как об этом говорят и пишут не только дилетанты, но и музыканты-профессионалы? Временнóй параметр в музыке очевиден, но пространственный параметр от нее также неотъемлем.

Во-первых, вся высотная сторона музыки — интервалы, аккорды, мелодические ходы — регулируется пространственными нейронами. Это нам объясняет нейрология. Природа любит экономить. Когда частота колебаний получает бóльшую скорость, чем 1/16 секунды, временные коды передают свои функции пространственным кодам, то есть соотношениям выше — ниже, ибо так мозгу легче работать. Эта качественная граница обозначена также всеми, кто работал с электронной музыкой, в частности, К. Штокхаузеном в его знаменитой статье «…как проходит время…»1. Таким образом, теория музыки здесь вступает во взаимодействие с нейрологией, одной из наук о мозге. И следует добавить, что после «рывка» в этом направлении, сделанного в отечественной науке В.В. Медушевским в его докторской диссертации «Интонационно-фабульная природа музыкальной формы»2 (защищена в 1984 году), за последующие 30 лет отечественное музыковедение не продвинулось ни на шаг. Между тем, именно нейронаука, когнонаука за то же время сделала гигантские шаги вперед.

Во-вторых, если бы музыка была только временным искусством, то все ее формы носили бы сквозной характер: abcdef и т. д. С временных позиций нельзя объяснить такой упорный факт, как репризность и принцип АВА. Надо подчеркнуть, что когда музыка достигла исторической фазы, названной абсолютной музыкой — на протяжении творчества венских классиков, — то тогда и образовалось невиданное количество репризных форм, включая полные репризы в сонатной форме. Принцип АВА явился результатом внутреннего взаимодействия музыки с красотой зеркальной симметрии зрительно-пространственного порядка, сложившейся в долгой истории человечества. И закрепившееся здесь понятие «архитектоника» имеет именно пространственную природу3. А зрительная эстетика АВА, в свою очередь, восходит к физическому закону гравитации, равномерного притяжения земли.

Таким образом, если иметь в виду только категории времени и пространства, то музыка — это пространственно-временнóе искусство.

Но наряду со временем и пространством в качестве наиболее общей категории бытия может быть назван и третий компонент — энергия. В музыке изучение ритмики, динамической стороны произведений, работы исполнителей говорит о том, что энергийный компонент в ней существует. Однако физическая категория энергии не получила должного, универсального осмысления в гуманитарной философии, вообще в гуманитарной сфере, поэтому о ней можно говорить лишь гипотетически. В итоге же, музыка — это время-пространственное и энергийное искусство.

Следующий вопрос — о категории содержания в музыке. Здесь надо найти правильное соотношение с философией и эстетикой. Категорию содержания ввел, как известно, Гегель, добавив ее к форме и материи. В марксистско-ленинской эстетике вместо гегелевской триады утвердилась диада: форма и содержание. И когда эти философские категории применяются к музыке, то нет такого автора, который не запутался бы в «двух соснах». Например, если перед нами подъем и спад эмоциональной волны — это форма или содержание? Это — нечто одно, и у него должно быть одно название, а не два. Так появляется категория содержания в музыке (и вообще в искусстве) как монокатегория, монада. И как раз Гегель был тем философом, кто настаивал на этом моно: «В художественном произведении нет ничего другого, помимо того, что имеет существенное отношение к содержанию и выражает его»4. В немецком языке — два термина «содержание»: Gehalt и Inhalt, — оба их применял Гегель. Не в каждом языке есть эти значения. Например, в английском языке content — это «содержимое», там нет полного эквивалента названным терминам. Русское слово «содержание» — прекрасное понятие, в высшей степени ценное для культуры. Ведь самая, наверное, глубокая в мире музыка — немецкая и русская, так что глубина культурного мышления народов породила и эту музыку, и понятие «содержание». И если мы ждем глубины также от новой русской музыки, то вся музыкальная жизнь, все музыкальное преподавание должны проходить под знаком содержания. Диада же содержание — форма остается в истории философии, с ее соответствующей традицией. Она используется и в бытовом языке. Но в науке, заметим, усилиями семиотики она давно была вытеснена более новой диадой: «план содержания — план выражения». С нашей точки зрения, это — диада содержательного порядка: план содержания — безъязыковое содержание для себя, план выражения — языковое содержание для других.

Однако под содержанием в музыке не должно пониматься, как в марксистско-ленинской эстетике, только отражение действительности в искусстве. Единое понятие содержания позволяет произвести его разделение на содержание специальное и неспециальное5. Специальное — это содержание звука, интервала, аккорда, лада, ритма, мелодики и фактуры (включая полифонию), тембра, музыкальной формы. Имя ему — эстетическая гармония, которая всегда имеет позитивный знак, доставляет удовольствие своей красотой. Неспециальное содержание — то, что есть и в музыке, и вне музыки: идеи, предметы и явления внешнего мира, человеческие эмоции. Оно позволяет музыке взаимодействовать со всем обширным миром, в котором пребывает человек. В неспециальном содержании могут быть и позитивные, и негативные идеи, явления мира и эмоции, но в соединении со специальным содержанием они всегда приобретают позитивную окраску. Таким образом, разделение на специальное и неспециальное содержание подкрепляется и психологическими представлениями.

Взаимодействие музыкознания с семиотикой привело к образованию тройственного понятия — три стороны музыкального содержания. Была взята самая популярная из триад Ч.С. Пирса — икон, индекс, символ — и интерпретирована применительно к музыкальному содержанию: икон — эмоции, индекс — изобразительность, символ — это символ6.

Эта содержательная триада позволила сделать обобщения эпохального порядка по отношению ко всей истории музыки Нового и Новейшего времени. В барокко все три стороны — на оптимально высоком уровне. В классике — дальнейшее развитие эмоций, второстепенность изобразительности и символики. В романтизме — апогей чувств в музыке, появление эмоционалистской концепции музыки; изобразительность в первой половине XIX века второстепенна, во второй — бурный расцвет; символика ограничена. В XX веке: в эмоциях — достижение крайностей, изобразительность ограничена, зато символика выходит на первый план. Мне неизвестен никакой другой способ обобщения по музыкальному содержанию эпох, кроме названной триады.

Понятия специального и неспециального содержания, трех сторон содержания входят в основной теоретический аппарат предметов кафедры МСМ по теории музыкального содержания, используются в преподавании педагогов и за пределами кафедры — в разных городах России.

Итак, первая сторона музыкального содержания — эмоциональная. В ее изучении произошел парадокс: аффекты барокко фиксировались, Гегель начал классифицировать эмоции конца XVIII — начала XIX веков, но когда чувства у романтиков в музыке достигли апогея — теорий эмоций не появилось. И только в XX веке вместе со становлением психологии как науки стало нарастать изучение эмоций в музыке. В моей книге «Музыкальные эмоции»7 я сделала обзор работ по эмоциям в музыке, созданных западными учеными, — по большей части, психологами разных направлений, философами, также теоретиками музыки; написала историю музыкальных эмоций от античности до сегодняшнего дня.

Поскольку эта область — всеохватная, то я коснусь здесь только одной проблемы, которая связана с новым осмыслением музыкальной формы, с психологической стороны.

Музыкальная форма — не только структурный порядок, но и взаимодействие со слушателем. В новейшей музыке не действует комплекс классических форм, и все большее значение приобретает апелляция к психологии восприятия. При композиционном подходе применяются понятия: тема, мотив, двенадцатитоновость, гемитоника, пентатоника, микрохроматика, такт, ритмоформула, сонорика, тембровый пласт, рефренность и т. п. При психологическом — совсем иные: интерес, ожидание, установка, смена установки, нарушение и восстановление инерции, напряжение, разрядка, предсказуемость, эвристика и т. п. Когда эти категории распространяются на форму, там выявляются иные соотношения между ее стадиями. Например, принято считать наивысшей точкой концентрации внимания кульминацию (кстати, это психологическое понятие). А на поверку оказывается, что наиболее впечатляющей для слушателя, хотя не абсолютно, становится конечная фаза, которую я назвала «конечная эвристика»8. Например, у Губайдулиной в конце «Detto-1» для органа и ударных выключается мотор органа, и огромная масса звуков хаотически рассыпается в прах: создается эффект неслыханный и поразительный. У нее же в «Посвящении Цветаевой» перед концом вводится звучание вдохов-выдохов хора — также впервые для слушателя. А Тертерян в коде финала Третьей симфонии предписывает «гомерический хохот 6 валторн» при помощи глиссандо — прием экстраординарный.

Когда-то у П.И. Чайковского, с его направленностью музыкальной формы на слушателя, я нашла формы в операх, которые весьма строго организуются психологическим путем: с альтернативным чередованием напряжений и разрядок — аbаbаbаb… Назвала это «эмоциональной формой». Но у Чайковского эта психологическая форма является, в целом, сопутствующей по отношению к тематико-гармонической организации композиции. В книге же «Теория современной композиции», в Главе XVIII, написанной А.С. Соколовым, нахожу описание формы пьесы «Обертоны» Ж. Гризе9, где происходит определенное чередование напряжений (Н) и разряжений (Р) — чистая гармония и шумы: РН-НР-РН и т. д. И здесь это — не сопутствующая структура, а основополагающая. Напряжения и разряжения — термины самого Гризе, он строит композицию в полной мере как «эмоциональную форму».

В теории музыкальных эмоций выработано также понятие «эмоциональный процесс». Без его учета даже в теории композиции невозможно адекватно определить музыкальные новации разных лет. Например, в «Книге для оркестра» Лютославского этот процесс крайне мобилен и составляет основу выразительности музыки. Или в пьесе Тарнопольского «Eindruck — Ausdruck» для фортепиано и камерного ансамбля: при весьма элементарном музыкальном материале форму ведет целая система активных crescendo, и она крепко захватывает внимание слушателя.

Постоянной междисциплинарной проблемой является музыка как язык (теория музыки плюс языкознание). Еще весь XVIII век шел под флагом Klangrede, «звукоречи», отрабатывая синтаксис и типовые музыкальные формулы. И привел в итоге к образованию абсолютной музыки. В конце XX — начале XXI века асафьевская «интонация» была интерпретирована в качестве наименьшей единицы музыкального языка и рассмотрена как «музыкальная лексема». Появились и идентичные термины у других авторов. Л.Н. Шаймухаметова на примерах Гайдна и Моцарта произвела систематизацию «семантических фигур», наподобие музыкально-риторических фигур барокко (роговые сигналы, фанфары, скороговорки, поклоны, прыжки, формулы танцев — менуэта, сицилианы, сарабанды и мн. др.)10. Уфимская школа теории музыки работает с этими понятиями очень активно. В США весьма похожие фигуры, независимо от Уфы, выработал Л. Ратнер и назвал их «топики». Ф. Тэгг (США), изучая популярную музыку, придумал термин «муземы». Признавая музыку как язык, приходится весьма отрицательно относиться к позициям некоторых знаменитых лингвистов и философов мира. Например, — к утверждению французского лингвиста Э. Бенвениста, что единицей музыкального языка является нота: ведь назначение ноты — быть графическим знаком звука, не предполагая лексической семантики. Или — к суждению прославленного американского эстетика С. Лангер, которая отрицает музыку как язык, поскольку в ней нет языка. Мы уже указывали на целенаправленное создание языка в музыке, хотя бы под именем Klangrede. Польский эстетик М. Голашевска считает музыку вообще асемантическим видом искусства. На деле, утрата музыкой лексичности грозит ей превращением в прикладное искусство. Это с тревогой осознал, например, Лютославский, интересовавшийся открытиями в сонорике и вернувшийся к необходимости мотива как тематической единицы. В наших курсах по данной проблеме мы формулируем следующее положение: музыка есть язык, но не всё в музыке сводится к языку, так как в ней велика область бессознательного.

Последняя междисциплинарная проблема, которая будет затронута, — музыкальная аксиология. Всякое произведение искусства бытует в непременных координатах ценности. Ценностное суждение неотделимо от самого восприятия искусства. Какова же теория вопроса? В последние годы в России издана и переиздана большая книга Г.Г. Коломиец «Ценность музыки: философский аспект»11. Но там взят именно философский аспект, и рассмотрена история ценностных суждений от античности до настоящего времени. До того, в 1980-е годы, была осуществлена самостоятельная разработка проблемы художественной ценности Т.В. Чередниченко, с публикацией специальной статьи 1983 года12. Но и она содержала шкалу ценностных оценок, применимую в самых разных областях жизни (экономике, производстве, науке), а также в искусстве и музыке. Исходя из экономических теорий, Чередниченко вывела критерии «интенсификации» и «дифференциации» (ИД) со сравнительными качественными ступенями (ИД1 и ИД2). По отношению именно к музыке мною составлен следующий «квадрат» ценностных критериев13:

1) позитивность;

2) крупность;

3) оригинальность;

4) полнота выражения.

Позитивность — здесь этическая категория: музыка как принесение добра, как акт гуманности. Как говорил еще Конфуций, «если человек негуманен, что толку в музыке»? «Крупность» (почти неологизм) — величина замысла, идеи, та непременная «большая мысль» в произведении, о которой говорил Чехов в «Чайке» устами Дорна. И мы это оцениваем словами «великая симфония», «великий пианист». Оригинальность как критерий не требует разъяснения. Полнота выражения — выявление художественного намерения до конца, его максимальная реализация. Когда Спиваков с «Виртуозами Москвы» в начале «Просветленной ночи» Шёнберга исполняет «тяжелый шаг», этот шаг настолько тяжелый, что тяжелее быть не может, — достигнута полнота художественного выражения. И к такой полноте должен стремиться каждый музыкант. «Квадрат» ценностных критериев может служить подспорьем для экспертов и по музыкальным произведениям, и по их интерпретациям.

Общая теория музыки — перспективнейшая научная область. Только ряд сделанных здесь междисциплинарных акцентов показывает, сколь значительны и актуальны ее проблемы — как для собственно науки, так и для художественной практики. Следует также подчеркнуть, что если музыкально-композиционными науками — учениями о гармонии, полифонии, форме — владеют, их преподают также и композиторы, то все названные выше междисциплинарные виды знаний составляют специальную задачу именно музыковедов-теоретиков.

1 Stockhausen K. …wie die Zeit vergeht… // Texte zur elektronischen und instrumentalen Musik: Aufsätze 1952–1962 zur Theorie des Komponierens. Köln, 1963. S. 99–139. (Texte zur Musik: [в 10 т.] / K. Stockhausen; Bd. 1).

2 Медушевский В.В. Интонационно-фабульная природа музыкальной формы: дис. … д. иск. М., 1981.

3 Холопова В.Н. Компоненты спатиализации в звуковом конструкте музыкального произведения // Этот многообразный мир музыки: сб. ст. к 80-летию М.Г. Арановского. М., 2010. С. 114–125.

4 Гегель Г.В.Ф. Идея прекрасного в искусстве, или идеал. М., 1968. С. 103. (Эстетика: в 4 т. / Г.В.Ф. Гегель; т. 1).

5 Холопова В.Н. Специальное и неспециальное музыкальное содержание. Изд. 2-е. М., 2008.

6 Холопова В.Н. Интерпретация знаков Ч. Пирса в теории музыкального содержания // Семантика музыкального языка: материалы науч. конф. М., 2004. С. 25–30.

7 Холопова В.Н. Музыкальные эмоции: учеб. пособие для музыкальных вузов. М., 2012.

8 Холопова В. Эстетика и психология музыкальной композиции // Музыкальная академия. 2011. № 1. С. 31–38.

9 Соколов А.С. Спектральный метод // Теория современной композиции: учеб. пособие. М., 2005. С. 556–559.

10 Шаймухаметова Л.Н. Семантический анализ музыкальной темы: учеб. пособие для вузов искусства и культуры. М., 1998. С. 11–30.

11 Коломиец Г.Г. Ценность музыки: философский аспект. М., 2009.

12 Чередниченко Т. К проблеме художественной ценности в музыке // Проблемы музыкальной науки: сб. ст. М., 1983. Вып. 5. С. 255–295.

13 Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: учеб. пособие для студентов вузов искусств и культуры. СПб., 2000. С. 307–317.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В. Н. Холопова междисциплинарные акценты общей теории музыки iconРуководство по написанию музыкальной композиции (на общей базе теории контрапункта)
Астраханской государственной консерватории состоялась внутривузовская конференция «Поэтика музыкального произведения: новые научные...
В. Н. Холопова междисциплинарные акценты общей теории музыки iconКафедра теории и истории государства и права
Ы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими)
В. Н. Холопова междисциплинарные акценты общей теории музыки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Работа выполнена на кафедре истории и теории музыки Московского государственного института музыки имени А. Г. Шнитке
В. Н. Холопова междисциплинарные акценты общей теории музыки iconУрок музыки в 7 классе. Тема урока: «Реализация арттехнологий на...
Формирование общей духовной культуры прививать любовь к классической музыке, развивать навыки культуры общения
В. Н. Холопова междисциплинарные акценты общей теории музыки iconРабочая программа дисциплины актуальные проблемы общей теории государства...
Цель дисциплины “Актуальная проблемы общей теории государства и права” состоит в получении магистрами общетеоретических знаний о...
В. Н. Холопова междисциплинарные акценты общей теории музыки iconРеферат «А. П. Бородин и опера «Князь Игорь»»
Во второй половине 19 века В. Ф. Одоевский писал: «Рано или поздно в мир общей музыки, этого достояния всего человечества, вольется...
В. Н. Холопова междисциплинарные акценты общей теории музыки iconОсновные понятия теории вероятностей. Задание: выберите правильный...
Охватывают темы программы общей теории статистики по учебной дисциплине «Статистика»
В. Н. Холопова междисциплинарные акценты общей теории музыки iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Экономическая теория»...
Под общей редакцией заведующего кафедрой Общей экономической теории, д э н., профессора Иохина В. Я
В. Н. Холопова междисциплинарные акценты общей теории музыки iconУчебно-практическое пособие Под общей редакцией
Обж и музыки, оснащены ноутбуками, мультимедийными проектороми и экранами на треноге
В. Н. Холопова междисциплинарные акценты общей теории музыки iconМеждисциплинарные подходы в современной исторической науке
Ооп впо магистратуры по направлению подготовки 030600. 68 История «Постсоветские исследования» и адресована студентам первого курса...
В. Н. Холопова междисциплинарные акценты общей теории музыки iconХолопова Ирина Валерьевна Тема урок
А что мы называем Отечеством? (Страну, в которой человек родился и гражданином которой он является.)
В. Н. Холопова междисциплинарные акценты общей теории музыки iconТема урока: «Образ России в музыке»
Цели урока: Создать обобщенный музыкальный образ России на различных примерах русской музыкальной культуры: классической музыки,...
В. Н. Холопова междисциплинарные акценты общей теории музыки iconТемы рефератов по общей психологии Психологические теории внимания

В. Н. Холопова междисциплинарные акценты общей теории музыки iconПояснительная записка
Целью уроков музыки в 5 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством....
В. Н. Холопова междисциплинарные акценты общей теории музыки iconУчебно-методическое обеспечение по семинарским занятиям
Она разрабатывает общие положения и методы статистического исследования. Ее категориями, показателями и методами пользуются все другие...
В. Н. Холопова междисциплинарные акценты общей теории музыки iconУрока музыки по теме «Можем ли мы увидеть музыку?»
Цель урока музыки: показать взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск