Скачать 94.47 Kb.
|
Урок с использованием ИКТ. Презентация. «Жизнь древних славян» (Окружающий мир, 4 класс) Учитель начальных классов МБОУ Голицынской СОШ 1 Холопова Ирина Валерьевна Тема урока: Жизнь древних славян. Цели урока: сформировать у учащихся представление о жизни древних славян; познакомить с внешним видом, бытом, верованием славян; развивать устную речь, умение работать по карте; обогащать словарный запас учащихся, расширять кругозор; прививать интерес к истории Отечества. Оборудование: карта расселения восточных славян, картины с изображением жизни славян, карточки- тесты, презентация «Жизнь древних славян», музыка. Ход урока: 1.Организационный момент. Вступительная беседа. - Сегодня мы начинаем изучение большого, сложного, но очень интересного раздела. Как он называется? (Страницы истории Отечества.) - А что мы называем Отечеством? (Страну, в которой человек родился и гражданином которой он является.) - Давайте подумаем над значением слов, которые пригодятся нам при работе с этим разделом. Прочитайте слова и подумайте, что они обозначают. (На доске карточки со словами: предки, современники, потомки.) - Кого мы называем предками? (Это люди, которые жили до нас, перед нами.) - Кого мы называем современниками? (Это люди, которые живут с нами в одно время.) А кто такие потомки? (Это люди, которые будут жить потом, после нас.) - Прочитайте три высказывания и найдите верное. На доске:
2. Сообщение темы урока. С использованием ИКТ. ( Слайд №1) - Сегодня мы будем говорить о жизни наших предков – древних славян. - Используя вопросительные слова, которые видите на доске, составьте вопросы по этой теме. ( На доске слова: Кто? Где? Как? Чем? Какие?) Ответы детей:
- Поиск ответов на эти вопросы и будет целью нашего урока. -Ребята, а вы знаете, кого можно назвать предками? ( Бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки.) - Вы назвали предков своей семьи. Но есть предки и у целых народов. Кто же были предками русских, украинцев, белорусов? – Кто были наши предки? - Откуда они пришли? - Где жили? - Какие они были? - Чем занимались? 3.Работа по теме с картой. Славяне. ( Слайд № 2) Карта расселения славян. (Слайд № 3) Предки – это люди, от которых мы произошли. Наши предки – это восточные славяне. Они жили по берегам рек Ока, Волга, Дон, Днепр, Западная Двина. Славянские племена. (Слайд № 4 ,№ 5) На Днепре, где кончался лес и начиналось чистое поле – степь, жили поляне, то есть жители полей. Древляне жили среди «дерев», поэтому и назывались древлянами. По реке Оке расселились вятичи. Называли их так по имени основателя рода Вятко. В верховьях Днепра поселились радимичи. Своим предком они считали Радима. В лесной зоне обитали дреговичи. Их название произошло от слова «дрягва», что означает болото, трясина. Слово учителя с использованием картины. - Перед вами фотография скульптуры древней девушки славянки, всмотритесь в её лицо, и вы увидите, как она похожа на нас. Мы с вами тоже славяне. СЛАВЯНЕ – это обширная группа племен и народов, принадлежащих к одной языковой семье, т. е. их язык был очень похожим. По особенностям языка славян разделили на группы: западные, восточные, южные. Сегодня мы с вами познакомимся с жизнью восточных славян, к которым в наше время относятся русские, украинцы, белорусы. Они селились племенами, каждое племя состояло из нескольких родов. Род – это несколько семей, живущих вместе. На карте вы видите славянские племена: словене, кривичи, радомичи, древляне, поляне, северяне, вятичи и другие. 4.Работа по теме: Картинка с изображением поселения древних славян. (Слайд № 6,7,8) 1.Поселение славян. --Время было беспокойное, жители соседних посёлков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг поселений земляные валы, копали рвы, ставили частокол. И дома было удобно строить на такой земле. Вокруг своих поселений они копали глубокие ямы, ставили частокол. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Бревна надо было обжигать гладко, врыть глубоко, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго. 2. Жилище древних славян. (Слайд № 9) В домах древних славян пол был на метр углублен в землю, стены сложены из тонких слоев деревьев-жердей, очищенных от веток. Крыша тоже была из жердей, а на ней толстые слои соломы. Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро. Окна, прорубленные в стенах на ночь и в холода, закрывали досками или соломой - ведь стекол тогда не было. В углу находилась, сложенная из камня печь - она обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась по-черному – это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил в оконца, двери, отверстия в кровле. В доме почти всё свободное место, стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами - это постели. Как ни просто устроено жилье, в нем можно укрыться непогоды и дикого зверя, согреться у печи и сварить еду. 4. Работа по учебнику (стр. 36-37),работа в рабочих тетрадях (стр. 14) 3. Занятия древних славян. Быт древних славян. (Слайд № 10, 11, 12) -Перечислите занятия славян о которых вы прочитали. Объясните. (Охота, рыболовство, бортничество, земледелие, рукоделие, изготовление посуды, животноводство, врачевание, огородничество). 5. Физкультминутка. Ча , ча , ча (3 хлопка по бедрам) Печка очень горяча. (4 прыжка на двух ногах) Чи , чи , чи (3 хлопка над головой) Печет печка калачи. (4 приседания) Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной) На санях всех прокачу. Щу, Щу, Щу- Всех блинами угощу. 6. Верования славян (боги). (Слайд № 13). - А знаете ли вы, что прежде, чем приступать к какому-то важному делу наши предки обращались за помощью к богам. Их было много, но сегодня мы познакомимся с особо почитаемыми богами древних славян. • Перун. (Слайд № 14). Грозное славянское божество. Он считался покровителем воздушных явлений. Рука его управляла громом и молниями. Это был грозный бог, его считали ещё богом войны. В честь него ставились деревянные идолы, сделанные из могучего дуба. Стояли идолы под открытым небом, а рядом с ними был камень, на котором приносились жертвы этому богу. И место это называлось храмом Перуна. - Если черные тучи закрыли солнце, то разбушевался Перун. Перун – бог грома и молнии. Он бьет дубиной – гремит гром; стрелами – молнии раскатывают тучи, поливает землю дождем. Страшен в гневе Перун, он посылает на землю бури и ливни, выбивает градом хлеба, поджигает жилища, убивает скот и людей. «Убей тебя Перун»- говорили тому, кому желали зла. • Сварог. (Слайд № 15). Бог неба, (Сваро – небо). Бог ненастья, ветров, ураганов. По преданию бросил с неба на землю кузнечные клещи и научил людей ковать железо. Послал людям небесный огонь, чтобы люди на нём готовили пищу, грелись около него и использовали для добрых дел. Сварог является покровителем кузнецов. Капризный бог, редко кому открывает секреты. • Даждьбог. ( Слайд № 16). Бог жатвы, хранитель ключей земли. По преданию закрывает землю на зиму, а весной отпирает. Сын Сварога. • Велес. ( Слайд № 17). Бог-покровитель животных, особенно домашних. Хранил животных от болезней и помогал людям ухаживать за ними. • Макоша. ( Слайд № 18). Одна из самых главных богинь восточных славян. «Ма» - мать, «кошь» - корзина. Мать хорошего урожая, богиня урожая, подательница благ. От количества урожая, зависела судьба человека, поэтому и была ещё названа богиней судьбы. • Ярило. (Слайд- 19). Божество пробуждающейся природы, покровитель растительного мира. Ярило – отождествлялся с солнцем. К нему обращались люди в своих песнях и просьбах о теплом лете и хорошем урожае. 7. Духи, божества природы. Родной и привычный мир, славяне населяли самыми фантастическими существами. Верили, что дом охраняет домовой. Сообщения о домовом, лешем, водяном. Домовой. (Слайд № 20). Домовой - это душа дома, покровитель строения и живущих в нем людей. Домовой устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. По нраву он – вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей. Живущий рядом с человеком Домовой - самый добрый из "малых" божеств. Если полюбит хозяина, то печется о хозяине, а не полюбит там хозяина разорит. Чтобы задобрить домового хозяйки обычно оставляли тарелочку с едой, около очага, т.е. печки. Леший. ( Слайд № 21). "Леший" на старославянском языке означает "лесной дух". Внешность Лешего переменчива. Он может предстать великаном, выше самых высоких деревьев, а может спрятаться за маленьким кустиком. Обитатель и хранитель лесов. Люди считали, что когда идет он лесом, то равен с лесом, когда идет по траве, равен траве, а людям всегда является в образе человеческом. Леший похож на человека, только одежда у него запахнута, наоборот, на правую сторону. Волосы у Лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей, а глаза как два изумруда - горят зеленым огнем. Леший может обойти вокруг неосторожного человека, и тот долго будет метаться внутри волшебного круга, не в силах переступить замкнутую черту. Но Леший, как и вся живая природа, умеет воздавать добром за добро. А нужно ему только одно: чтобы человек, входя в лес, уважал лесные законы, не причинял лесу вреда. Русалка. ( Слайд № 22). Полудухи женского рода. Живут в реке, но в ясную погоду выходят на берег, но лишь заметят прохожего, бросаются на дно реки. 8. Славянские праздники. ( Слайд № 23). - Чтобы боги были к людям, славяне устраивали в их честь праздники. Многие из них сохранились до наших дней. Масленица. ( Слайд № 24). Это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали его на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошел обычай печь на масленицу блины – символ Солнца. Иванов день. ( Слайд № 25). Иванов день, или Иван Купала, проходил в ночь с 23 на 24 июня. Парни и девушки собирались у реки, надевали на голову венки, водили хороводы, пели песни в честь Солнца. Ночью прыгали через костры – славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались. - Сохранялись ли эти праздники до наших дней? - Какие обычаи мы соблюдаем в своих семьях, которые пришли к нам от древних славян? 9. Письменность древних славян. ( Слайд № 26). 10. Закрепление, проверка полученных знаний. Книжная выставка - рекомендуемая литература. Более подробно о жизни славян вы можете узнать из книг на выставке или в библиотеке. А полученные на уроке знания помогут вам ответить на вопросы теста. Тест. 1.Русские, украинцы, белорусы произошли от : а) восточных славян; б) западных славян; в) южных славян. 2. Древние славяне жили: а) в одиночку; б) семьями; в) племенами. 3. Богом грома и молнии у древних славян был: а) Зевс; б) Перун; в) Марс. 4. Свои дома славяне строили: а) из камня; б) кирпича; в) столбов деревьев. 5. Славяне носили одежду: а) из льна и шерсти; б) хлопка; в) шелка. А теперь проверка. На доске остаются верные ответы. 11. Обобщение. Подведение итогов урока. Рефлексия. - Кто такие восточные славяне? - С чем были связаны жизнь, занятия, верования славян? Вывод: Восточные славяне (предки русских, украинцев и белорусов) – древние жители Восточной Европы. Их жизнь, занятия, верования были тесно связаны с природой. -Как вы думаете, почему за пределами славянского мира древних славян называли народом - богатырем? - Что вам понравилось на уроке? 12. Домашнее задание. Прочитать текст на стр. 34-38. Задание в тетради: стр. 16, № 3, 6. |
Борисова Ирина Валерьевна Предмет: литературное чтение : урок Личностные: эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений и... | Тема занятия Здравствуйте, ребята! Как вы думаете, с чего мы начнем сегодня наше занятие? (начнем со знакомства). Нас зовут Ирина Сергеевна, Анна... | ||
Тема занятия: «Обучение прохождению простых туристских этапов (препятствий)... Здравствуйте, ребята! Как вы думаете, с чего мы начнем сегодня наше занятие? (начнем со знакомства). Нас зовут Ирина Сергеевна, Анна... | Класс 9 а б в учитель Абрамович Ирина Валерьевна Количество часов:... Многообразие форм жизни, их роль в природе. Экскурсия №. Биологическое разнообразие вокруг нас. Кубан | ||
Учитель Круглова Ирина Викторовна Класс: 9 Тема урок Тема урока: «Упражнения на правописание звонких и глухих согласных в корне слова, единообразное написание ударных и безударных гласных,... | Урок русского языка. 3 класс. Ро л. В. Занкова. Учитель Дудырева... Тема. Морфемный состав слова. Способы проверки орфограмм в разных морфемах слова: в корне, приставке, суффиксе | ||
Учитель Круглова Ирина Викторовна Класс: 5 Тема урок Цель урока: познакомить учащихся с окончаниями имен существительных в единственном числе во 2 склонении | Игровые формы проведения занятий кружка «английский первоклашкам» Здравствуйте, ребята! Как вы думаете, с чего мы начнем сегодня наше занятие? (начнем со знакомства). Нас зовут Ирина Сергеевна, Анна... | ||
Конспект занятия по программе внеурочной деятельности «Цветок здоровья» Здравствуйте, ребята! Как вы думаете, с чего мы начнем сегодня наше занятие? (начнем со знакомства). Нас зовут Ирина Сергеевна, Анна... | Зыркина Ирина Валерьевна Патриотизм- одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. Но, чтобы воспитывать в детях патриотизм нужно четко определить:... | ||
Олимпийские кольца. Торцевание на пластилине Конспект внеурочного занятия в 1 «Б» классе Здравствуйте, ребята! Как вы думаете, с чего мы начнем сегодня наше занятие? (начнем со знакомства). Нас зовут Ирина Сергеевна, Анна... | Бахмуцкая Ирина Валерьевна, Рудь Светлана Александровна, Подгорная... Цель: создание условий для проявления индивидуальности каждого ребёнка в процессе личностного самоопределения в системе внеурочной... | ||
Соловещук Ирина Александровна Класс: 4 Дата: 17. 02. 12г. Предмет: окружающий мир Тема урок Дать первоначальное представление о пищеварительной системе, работе органов пищеварения | Лобова Ирина Александровна Предмет русский язык Класс 6 Тема урок Цель урока: познакомить с условиями выбора слитного или раздельного написания не с прилагательными | ||
Барановская Ольга Валерьевна, учитель русского языка и литературы... Сценарий интегрированного урока ( биология, экология, литература, мхк) по теме: «Значение бабочек (чешуекрылых) в природе и жизни... | Лобова Ирина Александровна Предмет русский язык Класс 8 Тема урок Цель: обобщить и расширить знания учащихся по теме «Обращение»; формировать навык постановки знаков препинания при обращении |