Холопова Ирина Валерьевна Тема урок





Скачать 94.47 Kb.
НазваниеХолопова Ирина Валерьевна Тема урок
Дата публикации26.07.2013
Размер94.47 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Урок с использованием ИКТ. Презентация.
 «Жизнь древних 

славян»

(Окружающий мир,  4 класс)
Учитель начальных классов

МБОУ Голицынской СОШ 1 

Холопова Ирина Валерьевна


Тема урока: Жизнь древних славян. 
Цели урока:
 
сформировать у учащихся представление о жизни древних славян; познакомить с внешним видом, бытом, верованием славян;
развивать устную речь, умение работать по карте; обогащать словарный запас учащихся, расширять кругозор;
прививать интерес к истории Отечества.

Оборудование:


карта расселения восточных славян, картины  с изображением жизни славян, карточки- тесты, презентация «Жизнь древних славян», музыка. 

Ход урока:



1.Организационный момент. Вступительная беседа.

- Сегодня мы начинаем изучение большого, сложного, но очень интересного раздела.

Как он называется? (Страницы истории Отечества.)

- А что мы называем Отечеством? (Страну, в которой человек родился и гражданином которой он является.)

- Давайте подумаем над значением слов, которые пригодятся нам при работе с этим разделом. Прочитайте слова и подумайте, что они обозначают.

(На доске карточки со словами: предки, современники, потомки.)

- Кого мы называем предками? (Это люди, которые жили до нас, перед нами.)

- Кого мы называем современниками? (Это люди, которые живут с нами в одно время.)

А кто такие потомки? (Это люди, которые будут жить потом, после нас.)

- Прочитайте три высказывания и найдите верное.

На доске:

  1. Наши предки будут жить в далёком будущем.

  2. Наши потомки жили в далёком прошлом.

  3. Наши предки жили в далёком прошлом.

2. Сообщение темы урока. С использованием ИКТ. ( Слайд №1)

- Сегодня мы будем говорить о жизни наших предков – древних славян.

- Используя вопросительные слова, которые видите на доске, составьте вопросы по этой теме.

( На доске слова: Кто? Где? Как? Чем? Какие?)

Ответы детей:

  • Кто были наши предки?

  • Где они жили?

  • Как они жили?

  • Чем они занимались?

  • Какие они были?

- Поиск ответов на эти вопросы и будет целью нашего урока.


-Ребята, а вы знаете, кого можно назвать предками? ( Бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки.)
   - Вы назвали предков своей семьи. Но есть предки и у целых народов. Кто же  были предками русских, украинцев, белорусов?
 

– Кто были наши предки?
 
- Откуда они пришли?
 
- Где жили?
 
- Какие они были?
 
- Чем занимались?


3.Работа по теме с картой.
Славяне. ( Слайд № 2)

Карта расселения славян. (Слайд № 3)
Предки – это люди, от которых мы произошли. Наши предки – это восточные славяне. Они жили по берегам рек Ока, Волга, Дон, Днепр,  Западная Двина.


Славянские племена. (Слайд № 4 ,№ 5)
На Днепре, где кончался лес и начиналось чистое поле – степь, жили поляне, то есть жители полей. Древляне жили   среди «дерев», поэтому и назывались древлянами.
По реке Оке расселились вятичи. Называли их так по имени основателя рода Вятко. В верховьях Днепра поселились радимичи. Своим предком они считали Радима. В лесной зоне обитали дреговичи. Их название произошло от слова «дрягва», что означает болото, трясина.
 
    Слово учителя с использованием картины.
- Перед вами фотография скульптуры  древней   девушки славянки, всмотритесь в её лицо, и вы увидите,  как она похожа на нас. Мы с вами тоже славяне.  СЛАВЯНЕ – это обширная группа племен и народов, принадлежащих к одной языковой семье, т. е. их язык был очень похожим. По особенностям языка славян разделили на группы: западные, восточные, южные. Сегодня мы с вами познакомимся с жизнью
восточных славян, к которым в наше время относятся русские, украинцы, белорусы. Они селились племенами, каждое племя состояло из нескольких родов.

Род – это несколько семей, живущих вместе. На карте вы видите славянские племена: словене, кривичи, радомичи, древляне, поляне, северяне, вятичи и другие.

4.Работа по теме:
Картинка с изображением поселения древних славян
. (Слайд № 6,7,8)

1.Поселение славян.
--Время было беспокойное, жители соседних посёлков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой.  Они возводили вокруг поселений земляные валы, копали рвы, ставили частокол. И дома было удобно строить на такой земле.
Вокруг своих поселений они копали глубокие ямы, ставили частокол. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Бревна надо было обжигать гладко, врыть глубоко, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго.



2. Жилище древних славян. (Слайд № 9)
В домах древних славян пол был на метр углублен в землю, стены сложены из тонких слоев деревьев-жердей, очищенных от веток. Крыша тоже была из жердей, а на ней толстые слои соломы. Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро. Окна, прорубленные в стенах на ночь и в холода, закрывали досками или соломой - ведь стекол тогда не было. В углу находилась, сложенная из камня печь - она обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась по-черному – это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил в оконца, двери, отверстия в кровле. В доме почти всё свободное место, стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами - это постели.
Как ни просто устроено жилье, в нем можно укрыться непогоды и дикого зверя, согреться у печи и сварить еду.


 
4. Работа по учебнику (стр. 36-37),работа в рабочих тетрадях (стр. 14)
3. Занятия древних славян. Быт древних славян. (Слайд № 10, 11, 12)

-Перечислите занятия славян о которых вы прочитали. Объясните. (Охота, рыболовство, бортничество, земледелие, рукоделие, изготовление посуды, животноводство, врачевание, огородничество).


5.  Физкультминутка. 
Ча , ча , ча (3 хлопка по бедрам)
Печка очень горяча. (4 прыжка на двух ногах)
Чи , чи , чи (3 хлопка над головой)
Печет печка калачи. (4 приседания)
Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной)
На санях всех прокачу.
Щу, Щу, Щу-
Всех блинами угощу.



6.  Верования славян (боги). (Слайд № 13).
-  А знаете ли вы, что прежде, чем приступать к какому-то важному делу наши предки обращались за помощью к богам. Их было много, но сегодня мы познакомимся с особо почитаемыми богами древних славян.
•    Перун.
(Слайд № 14).

Грозное славянское божество. Он считался покровителем воздушных явлений. Рука его управляла громом и молниями. Это был грозный бог, его считали ещё богом войны.  В честь него ставились деревянные идолы, сделанные из могучего дуба. 
Стояли идолы под открытым небом, а рядом с ними был камень, на котором приносились жертвы этому богу. И место это называлось храмом Перуна.
 
- Если черные тучи закрыли солнце, то разбушевался Перун.
Перун – бог грома и молнии. Он бьет дубиной – гремит гром; стрелами – молнии раскатывают тучи, поливает землю дождем. Страшен в гневе Перун, он посылает на землю бури и ливни, выбивает градом хлеба, поджигает жилища, убивает скот и людей. «Убей тебя Перун»- говорили тому, кому желали зла.
 
•    Сварог.
(Слайд № 15).

Бог неба, (Сваро – небо). Бог ненастья, ветров, ураганов. По преданию бросил с неба на землю кузнечные клещи и научил людей ковать железо. Послал людям небесный огонь, чтобы люди на нём готовили пищу, грелись около него и использовали для добрых дел. Сварог является покровителем кузнецов. Капризный бог, редко кому открывает секреты.
•    Даждьбог. (
Слайд № 16).

Бог жатвы, хранитель ключей земли. По преданию закрывает землю на зиму, а весной отпирает. Сын Сварога.
•    Велес.
( Слайд № 17).

Бог-покровитель животных, особенно домашних. Хранил животных от болезней и помогал людям ухаживать за ними.
•    Макоша. (
Слайд № 18).

Одна из самых главных богинь восточных славян. «Ма» - мать, «кошь» - корзина. Мать хорошего урожая, богиня урожая, подательница благ. От количества урожая, зависела судьба человека, поэтому и была ещё названа богиней судьбы.

•    Ярило. (Слайд- 19).

Божество пробуждающейся природы, покровитель растительного мира. Ярило – отождествлялся с солнцем. К нему обращались люди в своих песнях и просьбах  о теплом лете и хорошем урожае.

7.  Духи, божества природы.
Родной и привычный мир, славяне населяли самыми фантастическими существами. Верили, что дом охраняет домовой.
 
Сообщения о домовом, лешем, водяном.
Домовой.
(Слайд № 20).
Домовой - это душа дома, покровитель строения и живущих в нем людей. Домовой устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. По нраву он – вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей. Живущий рядом с человеком Домовой - самый добрый из "малых" божеств. Если полюбит хозяина, то печется о хозяине, а не полюбит там хозяина разорит. Чтобы задобрить домового хозяйки обычно оставляли тарелочку с едой, около очага, т.е. печки.
Леший.
( Слайд № 21).
"Леший" на старославянском языке означает "лесной дух". Внешность Лешего переменчива. Он может предстать великаном, выше самых высоких деревьев, а может спрятаться за маленьким кустиком. Обитатель и хранитель лесов. Люди считали, что когда идет он лесом, то равен с лесом, когда идет по траве, равен траве, а людям всегда является в образе человеческом.  Леший похож на человека, только одежда у него запахнута, наоборот, на правую сторону. Волосы у Лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей, а глаза как два изумруда - горят зеленым  огнем.  Леший может обойти вокруг неосторожного человека, и тот долго будет метаться внутри волшебного круга, не в силах переступить замкнутую черту. Но Леший, как и вся живая природа, умеет воздавать добром за добро. А нужно ему только одно: чтобы человек, входя в лес, уважал лесные законы, не причинял лесу вреда.

  Русалка.
( Слайд № 22).

Полудухи женского рода. Живут в реке, но в ясную погоду выходят на берег, но лишь заметят прохожего, бросаются на дно реки.

8.  Славянские праздники. ( Слайд № 23).
- Чтобы боги были к людям, славяне устраивали в их честь праздники. Многие из них сохранились до наших дней.
Масленица. ( Слайд № 24).
Это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали его на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошел обычай печь на масленицу блины – символ Солнца.


Иванов день. ( Слайд № 25).
Иванов день, или Иван Купала, проходил в ночь с 23 на 24 июня. Парни и девушки собирались у реки, надевали на голову венки, водили хороводы, пели песни в честь Солнца. Ночью прыгали через костры – славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались.
- Сохранялись ли эти праздники до наших дней?
- Какие обычаи мы соблюдаем в своих семьях, которые пришли к нам от древних славян?


9. Письменность древних славян. ( Слайд № 26).


10. Закрепление, проверка полученных знаний.

Книжная выставка - рекомендуемая литература. Более подробно о жизни славян вы можете узнать из книг на выставке или в библиотеке. А полученные на уроке знания помогут вам ответить на вопросы теста.

Тест.

1.Русские, украинцы, белорусы произошли от :

а) восточных славян;

б) западных славян;

в) южных славян.

2. Древние славяне жили:

а) в одиночку;

б) семьями;

в) племенами.

3. Богом грома и молнии у древних славян был:

а) Зевс;

б) Перун;

в) Марс.

4. Свои дома славяне строили:

а) из камня;

б) кирпича;

в) столбов деревьев.

5. Славяне носили одежду:

а) из льна и шерсти;

б) хлопка;

в) шелка.

А теперь проверка. На доске остаются верные ответы.


11. Обобщение. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Кто такие восточные славяне?
- С чем были связаны жизнь, занятия, верования славян?
Вывод: Восточные славяне (предки русских, украинцев и белорусов) – древние жители Восточной Европы. Их жизнь, занятия, верования были тесно связаны с природой.


-Как вы думаете, почему за пределами славянского мира древних славян называли народом - богатырем? - Что вам понравилось на уроке?
12.  Домашнее задание.
Прочитать текст на стр. 34-38. Задание в тетради: стр. 16, № 3, 6.   

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Холопова Ирина Валерьевна Тема урок iconБорисова Ирина Валерьевна Предмет: литературное чтение : урок
Личностные: эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений и...
Холопова Ирина Валерьевна Тема урок iconТема занятия
Здравствуйте, ребята! Как вы думаете, с чего мы начнем сегодня наше занятие? (начнем со знакомства). Нас зовут Ирина Сергеевна, Анна...
Холопова Ирина Валерьевна Тема урок iconТема занятия: «Обучение прохождению простых туристских этапов (препятствий)...
Здравствуйте, ребята! Как вы думаете, с чего мы начнем сегодня наше занятие? (начнем со знакомства). Нас зовут Ирина Сергеевна, Анна...
Холопова Ирина Валерьевна Тема урок iconКласс 9 а б в учитель Абрамович Ирина Валерьевна Количество часов:...
Многообразие форм жизни, их роль в природе. Экскурсия №. Биологическое разнообразие вокруг нас. Кубан
Холопова Ирина Валерьевна Тема урок iconУчитель Круглова Ирина Викторовна Класс: 9 Тема урок
Тема урока: «Упражнения на правописание звонких и глухих согласных в корне слова, единообразное написание ударных и безударных гласных,...
Холопова Ирина Валерьевна Тема урок iconУрок русского языка. 3 класс. Ро л. В. Занкова. Учитель Дудырева...
Тема. Морфемный состав слова. Способы проверки орфограмм в разных морфемах слова: в корне, приставке, суффиксе
Холопова Ирина Валерьевна Тема урок iconУчитель Круглова Ирина Викторовна Класс: 5 Тема урок
Цель урока: познакомить учащихся с окончаниями имен существительных в единственном числе во 2 склонении
Холопова Ирина Валерьевна Тема урок iconИгровые формы проведения занятий кружка «английский первоклашкам»
Здравствуйте, ребята! Как вы думаете, с чего мы начнем сегодня наше занятие? (начнем со знакомства). Нас зовут Ирина Сергеевна, Анна...
Холопова Ирина Валерьевна Тема урок iconКонспект занятия по программе внеурочной деятельности «Цветок здоровья»
Здравствуйте, ребята! Как вы думаете, с чего мы начнем сегодня наше занятие? (начнем со знакомства). Нас зовут Ирина Сергеевна, Анна...
Холопова Ирина Валерьевна Тема урок iconЗыркина Ирина Валерьевна
Патриотизм- одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. Но, чтобы воспитывать в детях патриотизм нужно четко определить:...
Холопова Ирина Валерьевна Тема урок iconОлимпийские кольца. Торцевание на пластилине Конспект внеурочного занятия в 1 «Б» классе
Здравствуйте, ребята! Как вы думаете, с чего мы начнем сегодня наше занятие? (начнем со знакомства). Нас зовут Ирина Сергеевна, Анна...
Холопова Ирина Валерьевна Тема урок iconБахмуцкая Ирина Валерьевна, Рудь Светлана Александровна, Подгорная...
Цель: создание условий для проявления индивидуальности каждого ребёнка в процессе личностного самоопределения в системе внеурочной...
Холопова Ирина Валерьевна Тема урок iconСоловещук Ирина Александровна Класс: 4 Дата: 17. 02. 12г. Предмет: окружающий мир Тема урок
Дать первоначальное представление о пищеварительной системе, работе органов пищеварения
Холопова Ирина Валерьевна Тема урок iconЛобова Ирина Александровна Предмет русский язык Класс 6 Тема урок
Цель урока: познакомить с условиями выбора слитного или раздельного написания не с прилагательными
Холопова Ирина Валерьевна Тема урок iconБарановская Ольга Валерьевна, учитель русского языка и литературы...
Сценарий интегрированного урока ( биология, экология, литература, мхк) по теме: «Значение бабочек (чешуекрылых) в природе и жизни...
Холопова Ирина Валерьевна Тема урок iconЛобова Ирина Александровна Предмет русский язык Класс 8 Тема урок
Цель: обобщить и расширить знания учащихся по теме «Обращение»; формировать навык постановки знаков препинания при обращении


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск