Конспект урока
Аттестуемый педагог Лобова Ирина Александровна
Предмет русский язык Класс 6
Тема урока. Правописание НЕ с прилагательными.
Урок с использованием ИКТ
№
п./п.
| Этапы работы
| Содержание этапа
| 1.
| Организационный момент
| Цель урока: познакомить с условиями выбора слитного или раздельного написания не с прилагательными.
Задачи:
1.Научить различать не-приставку, частицу, часть корня .
2.Научить правильно применять правило для написания не с именами прилагательными.
3. Научить сравнивать правила написания разных частей речи с НЕ, находить сходства и отличия.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, электронный учебник «1С:Школа . Русский язык .Морфология. Орфография. 5-6 классы».
Формы работы: индивидуальная, в паре, групповая, фронтальная
Тип урока: комбинированный
| 2.
| Текущий контроль знаний и умений
| Проверка домашнего задания. На мультимедийную доску выводится правильный вариант . Ребята меняются тетрадями. Взаимопроверка.
| 3.
| Актуализация знаний.
| Задание по рядам.
(не)вежа
| (не)воля
| (не)воля, а рабство
| (не)поседа
| (не)правда
| (не)правда ,а ложь
| (не)ряха
| (не)вниматель-ность
| (не)внимательность, а рассеянность.
| Задание 1 ряду: объясните правописание существительных с не в первом столбике. Дополнительный вопрос : что объединяет существительные в 1 столбике?( они характеризуют человека. Все они общего рода).
Задание 2 ряду : объясните правописание не с существительными во 2 столбике.
Задание 3 ряду: объясните правописание не с существительными в 3 столбике.
| 4.
5.
6.
7.
| Изучение нового материала:
Первичное закрепление
2-й этап объяснения нового.
Первичное
закрепление
Таблица заполняется в тетради
В тетради
Работа с учебником
| Объяснение нового материала построено на использовании электронного учебника 1С:Школа Русский язык .Морфология. Орфография. 5-6 классы .
Учитель:прилагательные пишутся с « не» слитно или раздельно по тем же правилам, что и существительные. Так как вы это правило знаете, то, наверное, можете сами сказать, когда «не» с прилагательными пишется всегда слитно.
Ученик :это прилагательные, которые без не не употребляются. Вопрос к классу: правильно?
Проблемный вопрос.
Скажите, эти прилагательные подойдут в качестве примеров?
несметные сокровища, неважное здоровье.
Создание проблемной ситуации.
Мнения разделились!
Лиза: несметные подходит- нет слова сметные. А неважное не подходит, так как есть слово важный.
Анфиса: неважное тоже подходит. Мы не говорим важное здоровье, а только неважное.
Учитель: кто прав?
Лиза права в том, что прилагательное несметные нам подходит, слова без не нет, но она ошибается что второе слово нам не подходит, права Анфиса. Неважное здоровье, значит, плохое. Важный в значении хороший не употребляется. Нет такого антонима. Так что оба прилагательные иллюстрируют наше правило.
Задание на 5!(Интерактивная доска)
Без НЕ не употребляется
| Без НЕ не употребляется
как антоним
| Распределите слова по колонкам: ненастный день, несчастная собака, недалёкий человек, нешуточная опасность.
Объясните слова во 2 колонке.
Недалекий человек- глупый. Далекий человек в значении «умный» мы не употребляем. Нешуточная опасность- большая. Шуточная в значении « маленькая» мы не употребляем.
Сформулируйте правило, по которому данные прилагательные пишутся с не слитно.
В русском языке есть прилагательные, которые имеют антонимы с не, например: красивый –некрасивый.
А некоторые прилагательные вообще не имеют антонимов, например, кирпичный.
Задание на 5!(Интерактивная доска)
Отметь прилагательные, которые не имеют антонимов.
Лисий след Мамин шарф
Хрустальная ваза Большой дом
Веселые глаза Январский день
Школьный буфет Глубокая река
Прилагательные лисий, хрустальная, школьный, мамин, январский антонимов не имеют.
Попробуйте вспомнить , к каким разрядам они относятся и заполните таблицу:
Эти прилагательные не имеют антонимов:
Относительные прилагательные
| Притяжательные прилагательные
| Хрустальная
| Мамин
| Январский
| Лисий
| Школьный
|
| При этих прилагательных может быть только частица НЕ, которая пишется раздельно! Это не хрустальная ваза. Это не мамин шарф.
А качественные прилагательные образуют антонимы с приставкой не?
Да. Большой дом-небольшой (маленький); глубокая река- неглубокая (мелкая); веселые глаза-невеселые (грустные).
Проблемный вопрос. А от всех ли качественных прилагательных образуются антонимы с приставкой НЕ-?
Трудная задача тупой нож
Сладкий чай зеленое платье
Не имеют антонимов с не прилагательные тупой, зеленое, как и прилагательные мелкая(черешня), узкая(дорога), мокрая (тряпка)
Как пишутся такие прилагательные с не?
Раздельно.
Сопоставьте прилагательные в левой и правой колонках. Объясните правописание.
Это неглубокая река.
Это нескучный фильм.
Это непривлекательная картина.
Несмелый человек
| Это не глубокая, а мелкая река.
Это далеко не скучный фильм.
Это вовсе не привлекательная картина.
Отнюдь не смелый человек.
| Ответ ученика.
Что общего в раздельном написании НЕ с существительными и прилагательными? А в чем отличие? ( если есть противопоставление с союзом а, то существительные и прилагательные пишутся с НЕ раздельно- это общее правило для существительных и прилагательных. У прилагательных есть еще одно условие для раздельного написания с НЕ. Это наличие слов далеко, ничуть, вовсе, отнюдь)
Задание на 5!
Распределите по колонкам(интерактивная доска).
Пишется с не слитно
| Пишется с не раздельно
| История была (не)веселая. Настроение у всех было далеко (не) веселое. У реки стоял (не)большой дом. Комната была (не) большая, а маленькая и тесная. Это вовсе (не)страшная история. Это далеко (не)близкий путь.
А теперь откройте учебник ,прочитайте параграф и самостоятельно составьте схему: правописание не с прилагательными
| 9.
| Физкультминутка
| - Вижу, что вы немного устали, проведем разминку. Я буду читать предложение, если в нем есть : дополнение - приседаем;
подлежащее - встаем;
обстоятельство - хлопаем. А) Учебная четверть заканчивается.
Б) Я очень жду каникулы.
В) Завтра поеду в деревню.
Г) Находиться в темном лесу.
Д) Весело щебечут птицы.
| 10.
| Закрепление изученного
Задание выполняется в тетрадях
Взаимопроверка.
Инструктаж
Словарная работа
Исследовательская
Работа.
Работа с текстом. Беседа.
| На экране дан текст. Раскройте скобки и запишите.
Приморская тайга- удивительно (не)рукотворный сад. Она необыкновенно красива весной.
(Не)большие деревца с пышными кронами будто покрыты лебяжьим пухом. Это цветут уссурийские груши. Сейчас они нарядные, а осенью они ничуть (не) приметные.
Рядом с ними расцветают сибирские яблони. Люди часто пренебрегают их (не)крупными плодами, но птицы с наслаждением лакомятся ими. У подножия сопок стоят (не)взрачные кусты в бледно-розовых воздушных косынках. Это дикие вишни.
Ребята, кто-нибудь из вас знает, народ какой национальности живет в приморском крае? Это удегейцы - один из коренных малочисленных народов Дальнего Востока. Они любят скромную природу своего края. И мы, привыкшие к щедрой, богатой природе средней полосы России, должны с уважением и пониманием относиться к чувствам жителей приморского края. И тоже постараться увидеть красоту уссурийских груш, «неврачных» вишен.
Проверка: поменялись тетрадями.
Проверяем следующим образом: смотрите на образец, который дан на экране и сравниваете, ошибки подчеркиваете и выносите на поля.
Объясните значение слова нерукотворный. При затруднении обращайтесь к словарю.
Значение слова нерукотворный по Ожегову: Нерукотворный - такой, который не может быть
создан трудом человеческих рук, созданный самой природой.
По Ушакову: НЕРУКОТВО́РНЫЙ, нерукотворная, нерукотворное (поэт.). Такой, которого не создать трудом человеческих рук, вечный.
На что указывает пометка (поэт.)?
Эта пометка указывает на то, что это поэтическое
слово.
Учитель: в 9 классе мы еще поговорим о значении этого слова, когда будем изучать стихотворение А. С. Пушкина «Памятник» , в котором есть такая строчка: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
Какого стиля данный текст? Докажите свой ответ.
Одна из примет художественного стиля речи- использование средств художественной выразительности. Найдите их. ( Эпитеты : нерукотворный (сад), пышными(кронами), невзрачные(кусты). Сравнение: будто покрыты лебяжьим пухом. Метафора: нарядные груши; в воздушных косынках.
| 11.
| Тест
| Отметьте номера правильных ответов.
1. Не с полными и краткими прилагательными пишется слитно:
1. Если слово не употребляется без не.
2. Если прилагательное с не может быть заменено синонимом без не.
3. Если в предложении есть противопоставление с союзом а.
2. Слово не употребляется без не:
1. Его (не)ряшливый вид всегда отпугивал.
2. В (не)настную погоду хорошо сидеть в тепле.
3. День выдался (не)жаркий.
3. Слово с не можно заменить синонимом:
1. Школа располагалась в (не)большом кирпичном доме.
2. Прохожий был одет в (не)взрачный костюм.
3. (Не)решительным жестом девочка пригласила нас войти.
4. Слово с не пишется слитно:
1. (Не)приятельская армия отступила.
2. Эта книга далеко (не)проста.
3. Нам продали (не)вкусное мороженое.
5. Слово с не пишется раздельно:
1. Посетитель был вовсе (не) скучен.
2. Мы ждали (не)большой корабль, а лишь маленькую лодку.
3. Её (не)годующий взгляд остановил нас.
6. Допущена ошибка в написании не в предложении:
1. Неширокая речонка поблескивала на горизонте.
2. Океан был совсем неспокойным.
3. В лесу мы увидели не глубокое, но очень широкое озеро.
| 12.
13.
| Рефлексия
(Самоанализ учащихся)
Выставление оценок
| Что нового вы узнали нового о правописании прилагательных на сегодняшнем уроке?
Чему научились?
Что вам понравилось на данном уроке?
| 14.
| Домашнее
задание
| Теперь откройте дневники и запишите домашнее задание: §54, упр. 306.
Индивидуальное задание: создать опорные карточки по теме .
*Для сильных учеников: придумайте тест из 5-ти заданий на изученную тему.
| |