Новикова Лариса Александровна, учитель начальных классов МКОУ Синявская СОШ Таловский район Воронежская область
Конспект урока русского языка.
МКОУ Синявская СОШ Таловский район Воронежская область
Учитель: Новикова Лариса Александровна.
Тема учебного занятия: Русский язык. Роль глаголов в предложении.
Класс: 3
Продолжительность учебного занятия: 45 минут.
Тип учебного занятия: комбинированный урок.
Цель: Формировать умения самостоятельно строить и применять изученные алгоритмы.
Задачи:
1) развивать умение распознавать глаголы в тексте, употреблять их в речи.
2) развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление.
3) воспитывать любознательность.
Дидактический материал:
Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для 3 класса. Москва: Просвещение,2009.
Русский язык 3 класс. Поурочные планы I полугодие (по учебнику Т.Г. Рамзаевой «Русский язык. 3 класс» для четырёх
летней начальной школы.) Волгоград, Издательства «Учитель»,2003
3. журнал "Начальная школа" издательского дома "Первое сентября"№ 12/2002
Ход учебного занятия:
Этап учебного занятия
| Время
| Цель
| Компетенции
| Методы
| Формы
|
|
| знания
| умения
|
|
| I.Организационный
момент.
| 2 мин.
| Эмоциональный настрой на урок.
| Организация внимания и внутренней готовности.
| Умение готовится к уроку.
| Словесный.
| Фронтальная.
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
| -К полету в космос приготовиться!
-Занять свои места! Пристегнуть ремни!
-Включить мотор! Проверить контакт!
В путь!
Космонавтом хочешь стать - должен много-много знать!
Любой космический маршрут открыт для тех, кто любит труд.
Только дружных звездолет может взять с собой в полет.
Скучных, хмурых и сердитых не возьмем мы на орбиты.
Ждут нас быстрые ракеты для полетов на планеты.
На какую захотим, на такую полетим.
| -Есть, приготовиться!
-Есть, занять свои места, пристегнуть ремни!
-Есть, включить мотор, проверить контакт!
| Этап учебного
занятия
| Время
| Цель
| Компетенции
| Методы
| Формы
| Знания
| Умения
| II.Минутка чистописания
| 5 мин.
| 1.закреплять умение правильно писать буквы.
2.закреплять умение находить однокоренные слова.
| Знать что такое корень слова, как найти однокоренные слова.
| Уметь находить однокоренные слова в тексте, уметь давать характеристику буквам и звукам.
|
Репродуктивный.
|
Фронтальная.
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
- Послушайте загадку.
Ни пера, ни крыла, а быстрее орла,
Только выпустит хвост -
Понесется до звезд. Что это?
На какие буквы похожа наша ракета?
Посмотрите, как правильно должны писаться буквы.
(Показ учителем на доске.)
Л А М
Первой букву Л напишем.
Две доски покрыты крышей.
Пояс букве Л наденем -
Л на букву А изменим.
Если ты две буквы Л
Рядом написать сумел,
То они на радость всем
Превратятся в букву М.
(Т. Бокова)
- Что вы можете сказать о звуках, который они обозначают? Пропишите строчку буквы А Л М
и запишите предложения:
Посмотрите, луноход, по Луне легко идет.
Он шагает очень важно, в нем сидит герой отважный.
- Сверьте написанные вами буквы с образцом и правильно написанные подчеркните.
- Найдите однокоренные слова, выделите в них корень. Обозначьте орфограммы, объясните написание слов (устно).
| -Ракета.
Л, А.
А - гласный звук, Л - согласный, звонкий, непарный,
М – согласный, звонкий, непарный.
| Этап учебного
занятия
| Время
| Цель
| Компетенции
| Методы
| Формы
| знания
| умения
| III. Орфографическая минутка.
| 10 мин.
| 1. Отрабатывать умения правильно писать словарные слова.
2. Вспомнить
правило проверки слов с проверяемыми и непроверяемыми написаниями.
| Грамотно выписывать слова на заданную тему.
| Определение частей речи, синтаксический разбор предложения, нахождение глаголов.
| Репродуктивный.
| Фронтальная и индивидуальная, самостоятельная (сл.р.)
|
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
| 1.Словарная работа.
Запишите одним словом:
Человек, совершивший подвиг – ГЕРОЙ
Летательный аппарат с реактивным двигателем – РАКЕТА
Летательный аппарат большой мощности (морское судно) – КОРАБЛЬ
Вселенная, мир – КОСМОС
Человек, совершивший полет в космос – КОСМОНАВТ
Путь движения светил и космических аппаратов – ОРБИТА
Определите часть речи записанных слов, укажите их род. Составьте предложение с одним из слов, выполните его разбор, укажите части речи . 2. Зрительный диктант.
Сначала в космосе побывала собака Лайка.
Потом полетели Белка и Стрелка.
Зачем собак посылали в космос?
Животные летали туда на разведку.
Подчеркните глаголы. Что такое глагол? Каким членом предложения является глагол? ТЕСТ http://webanketa.com/forms/68tk6csp5wtkarsq70v3cs0
|
Дети записывают слова в тетрадь, подчеркивают непроверяемую букву, определяют часть речи записанных слов, указывают их род. Самостоятельно составляют предложение, выполняют его разбор.
Записывают предложения в тетрадь, подчеркивают глаголы. Повторяют определение - что такое глагол?
|
|
|
|
|
|
| Этап учебного
занятия
| Время
| Цель
| Компетенции
| Методы
| Формы
| Частично - поисковый
| Индивидуальная, самостоятельная
| Знания
| Умения
| IV. Этап применения полученных знаний.
| 10 мин.
| Отрабатывать умение распознавать глаголы в тексте, употреблять их в речи.
| Знать что такое глагол, его морфологические признаки
| Уметь находить глаголы в тексте, употреблять их в речи
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
| 1. Выполнение упражнения 524.
Физкультминутка (3минуты)
Для полета в космос мы должны быть сильными и выносливыми и пройти тест на проф. пригодность.
Мы ногами топ, топ; мы руками хлоп, хлоп;
Мы глазами миг, миг; мы плечами чик, чик.
Раз сюда, два сюд, повернись вокруг себя.
Раз присели, два привстали, сели, встали, сели, встали,
А потом пустились вскачь, будто мой упругий мяч
2. Выполнение упражнения 525.
3. Выборочный диктант (выписать глаголы)
Когда над Землею летит космонавт,
Глядят ему вслед миллионы ребят.
Вечерней порою глядят в небеса,
Сияют, сияют ребячьи глаза.
И в них отражаются, ярко горят
Те звёзды, к которым они полетят!
Мчатся ракеты к дальним мирам.
К подвигам сердце рвётся.
Кто верит крылатым, как песня, мечтам,
Тот цели своей добьётся!
Объяснить написание выписанных слов.
| Самостоятельная работа детей.
Самопроверка выполненных работ.
Дети самостоятельно выполняют работу.
Самопроверка ,коллективная проверка.
|
Этап учебного
занятия
|
Время
|
Цель
|
Компетенции
|
Методы
|
Формы
| Знания
| Умения
| V.Самостоятельная работа.
| 10 мин.
| Проверить умение подбора и употребления глаголов в речи.
| Знать признаки глаголов, алфавит.
| Уметь работать самостоятельно в парах, подбирать глаголы по алфавиту.
|
Проблемный
|
Индивидуальная.
|
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
| - А сейчас, я предлагаю выполнить работу в парах.
Игра «Буду космонавтом»
Вспомнить и записать глаголы по алфавиту: на каждую букву по одному глаголу.
Например, алеть, бегать, висеть, думать и т.д.
| -
|
Этап учебного
занятия
| Время
| Цель
| Компетенции
| Методы
| Формы
| Знания
| Умения
| VI. Этап информации о домашнем задании.
| 2 мин.
| Закрепление изученного материала.
| Знать технологию выполнения домашней работы.
| Применять полученные знания.
| Словесный.
| Индивидуальная.
|
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
| Запишите домашнее задание
С.71 упр. 526.
| Запись в дневник задания.
| Этап учебного
занятия
| Время
| Цель
| Компетенции
| Методы
| Формы
| Знания
| Умения
| VII. Этап подведения итогов занятия.
| 3 мин.
| Подведение итогов урока. Оценивание работы учащихся.
| Знать и уметь назвать испытанные трудности на уроке.
| Умение обобщать полученные знания.
| Словесный.
| Фронтальная.
|
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
|
В путь! Домой! Садитесь поудобнее.
Ведь к концу подходит наш урок.
Чтоб закончить наше путешествие-
Надо подвести итог.
- Закончи предложение:
«Сегодня на уроке мы …..»
- давайте подведём итог урока и по настроению и по трудностям, возникающих у вас на уроке. (Рожицы по очереди показывает учитель)
1. 2. 3. 1.Я хорошо усвоил тему!
2. Я ещё затрудняюсь, но уверен, что справлюсь.
3. Мне нужна помощь.
Я довольна тем, что настроение почти всех ребят класса передаёт рожица 1. У вас трёхцветные светофорчики, если вы на уроке не испытали трудностей покажите зелёный цвет, если были трудности, но вы сами с ними справились – жёлтый и красный, если считаете, что много непонятного было на уроке, с чем вы самостоятельно не справились.
- Молодцы! Вы все сегодня хорошо поработали
|
- распознавали в тексте глаголы, употребляли их в речи, повторяли написание однокоренных слов, словарных слов по теме «Космос», подбирали глаголы и располагали их в алфавитном порядке.
Кто считает, что его настроение передаёт 1 рожица, встаньте.
Кто считает, что его настроение передаёт 2 рожица, встаньте.
Кто считает, что его настроение передаёт 3 рожица, встаньте.
Ребята показывают нужный цвет на светофорчиках
|
Используемые источники информации:
1.Русский язык 3 класс. Поурочные планы. I полугодие (по учебнику Т.Г. Рамзаевой «Русский язык. 3 класс»
для четырёхлетней начальной школы). Волгоград Издательство «Учитель»,2003
2.Голубь В.Т. Зачётная тетрадь. Тематический контроль знаний учащихся. Русский язык. 3 класс (1 – 4) – Воронеж:
ЧП Лакоценин С.С.,2006 |