"Культурный нигилизм" как антидуховная ориентация буржуазной культуры Новейшего времени





Скачать 79.48 Kb.
Название"Культурный нигилизм" как антидуховная ориентация буржуазной культуры Новейшего времени
Дата публикации28.12.2014
Размер79.48 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
"Культурный нигилизм" как антидуховная ориентация буржуазной культуры Новейшего времени

В ХХ столетии в лоне буржуазной культуры явственно проявилась кризисная тенденция, получившая название в научной литературе "Культурного нигилизма". Сам термин "нигилизм" (от лат. – nihil - ничто) в широком смысле слова означает отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры и т.п.

В западной культуре, в особенности философии, “нигилизм” понимался прежде всего в социально-культурном значении. Так, Кьеркегор источником нигилизма считал кризис христианства и распространение "эстетического" мироощущения. У Шпенглера нигилизм обозначал черту современной европейской культуры, переживающей период "заката" и "старческих" форм сознания, который и в культурах других народов якобы неизбежно следовал за состоянием высшего развития. Хайдеггер считал нигилизм магистральным движением в истории Запада, которое конечным следствием может иметь мировую катастрофу. Камю нигилизм рассматривал как проявление абсурдности существования.

Пожалуй, тема нигилизма с особой силой прозвучала в различных сочинениях Ф. Ницше. Именно он поставил под сомнение основополагающие гуманистические ценности европейской культуры Нового времени. Он утверждал, что все это – смердящая ложь. Прежним культурным ценностям Ницше противопоставил "активный нигилизм", идеи "сверхчеловека", "волю к власти", мораль, гласящую: "падающего толкни".

Человеку, не читавшему философских сочинений Ницше, весьма трудно понять смысл его "культурного нигилизма". В этом весьма существенно помогают многочисленные афоризмы, разбросанные там и сям по страницам его книг. Вот некоторые их них:

"сверхчеловек – смысл земли";

"мораль – самая опасная из всех опасностей";

"наша старая мораль – просто комедия";

"делайте что хотите, но умейте хотеть";

"мудрость – женщина, она любит только воина";

"не умеющие повелевать, должны повиноваться";

"восстание – это доблесть рабов. Вашей доблестью путь будет послушание";

"счастье мужчины – "Я хочу". Счастье женщины – "Он хочет";

"все создающие жестоки и беспощадны";

"любите мир как средство к новым войнам";

"если идешь к женщине – не забудь захватить плетку";

"война и мужество совершали больше великих дел, чем любовь к ближнему";

"только там, где есть жизнь, есть и воля, стремление не к жизни, а к власти";

"людям не достает кулаков, пальцы не умеют складываться в кулак";

"что падает, то надо еще и подтолкнуть"…;

"более высокая культура сможет возникнуть лишь там, где существуют две различные общественные касты: каста работающих и каста праздных, способных к истинному досугу; или, выражаясь сильнее: каста принудительного труда и каста свободного труда";

"такое высокоразвитое и потому неизбежно вялое человечество, как современное европейское человечество, нуждается не только вообще в войне, но даже в величайшей и ужаснейшей войне – т.е. во временном возврате к варварству, - чтобы не потерять из-за средств к культуре самой своей культуры и жизни".

В соответствии с трактовкой Ницше "философии жизни" главным проявлением воли к жизни является "воля к власти", и все, что мешает ее свободному развитию, ведет к деградации, но прежде всего христианская мораль сострадания, искупления, любви к ближнему. А потому ницшеанство нигилистически относилось к существующей морали, оно стремилось взорвать ее в интересах некоего "будущего", - "тысячелетнего царства Заратустры", которое мыслилось как строго иерархическое общество с четким делением на новую аристократию и рабов.

В книге "По ту сторону добра и зла" Ницше утверждает, что "независимость – это удел очень немногих, это преимущественное право сильных…". Он убежден, что "в наш слишком народный, или лучше сказать, простонародный век "воспитание" и "образование" по самой сущности своей должны быть искусством обманывать – обманывать относительно ее происхождения чернь, унаследовавшую от предков свои телесные и душевные свойства". В этой связи стало возможным рассматривать культуру со знаком "минус", как опыт ложный, подавляющий и закрепляющий человека. Да и "преодоление морали, в известном смысле даже самопреодоление морали – пусть это будет названием той долгой тайной работы, которая представлена самой тонкой, самой честной и вместе с тем злобной современной совести как живому пробному камню души".

Эти идеи "культурного нигилизма" нашли своеобразное отражение в концепциях Зигмунда Фрейда (1856-1936). Идеи фрейдизма глубоко проникли в различные культурологические учения, теории психологии масс, в философию, социологию, эстетику, они широко использовались и используются для объяснения эволюции формы, содержания, тем, образов и словаря современного как элитарного, так и массового искусства. Утверждение решающего значения бессознательных, иррациональных влечений сближает психоанализ Фрейда с философским иррационализмом.

Солидаризуясь с французским психологом Г. Лебоном, Фрейд считал главной особенностью находящегося в массе индивида ориентацию мыслей и чувств в одном и том же направлении вследствие "внушения и заражения". В массе индивид не является самим собой – он становится "безвольным автоматом, обладающим спонтанностью, порывистостью, дикостью, а также энтузиазмом и героизмом примитивных существ". Масса, утверждал Фрейд в работе "Психология масс и анализ человеческого "Я", импульсивна, изменчива, возбудима, легко поддается влиянию. Массы никогда не жаждут истины, а требуют иллюзий. Ирреальное для них всегда имеет приоритет над реальным.

Примечательно, что люди, хотя и не могут существовать разобщено, писал Фрейд в другой работе "Будущность одной иллюзии", в то же время ощущают как тяжелое бремя те жертвы, которые требует от них приобщение к культуре, которая только и делает возможной их совместную жизнь.

Усматривая зло преимущественно в самом человеке, разделяя в нем "природное" (естественное) и "культурное" (привнесенное). Фрейд сделал вывод, что культура есть нечто, навязанное сопротивлявшемуся большинству меньшинством, которое сумело присвоить себе средства принуждения к власти. Культура создается принуждением и подавлением "первичных порывов"; при отсутствии принуждения большинство человеческих индивидов вряд ли будет осуществлять свою деятельность. Итак, "всякая культура вынуждена строиться на принуждении и запрете влечений" (З.Фрейд).

Важно подчеркнуть, что фрейдистский анализ культуры не является разрушительным, т.е. нигилистическим в том смысле, в каком это формулировал Ф. Ницше. Это – совершенно иная концепция, иной тип подхода, иная оценка традиционных ценностей культуры. Однако и он смотрит на культуру как мыслитель, скептически оценивающий природу человека и культурные способы ее возвышения, взращивания.

"Культурный нигилизм" вновь активизировался в 50-60-е годы ХХ столетия, прежде всего в молодежных движениях. В частности, Герберт Маркузе (1892-1979) – немецко-американский философ и социолог (формировался под влиянием идей Хайдеггера, но особенно Гегеля и Фрейда), который разрабатывал тему "одномерного человека". В своей книге "Одномерный человек. Очерки идеологии высокоразвитого общества" он прямо заявлял, что "одномерный человек" – это загубленный телевидением, рекламой, комиксами и живущий в грезах индивид. Он лишен способности самостоятельно оценивать свое бытие, оценивать, "кто я", "зачем я", что есть "вера", "цель" для меня (еще один пример мифологизации сознания!). Если высокая культура прошлого содержала истинные духовные ценности, то в постиндустриальном (буржуазном) обществе массовая, телевизионная культура насаждает стандартное сознание.

Из сказанного становится очевидным, что философия "культурного нигилизма" ХХ века на самом деле имеет разные повороты, акценты. От тотального отказа, содержащегося у Ницше, к созданию глубинной противоположности культуры и человека у Фрейда, к поискам доступных форм гашения агрессивности "одномерного человека" у Маркузе. Но все это подходы, задавшие основные направления "культурного нигилизма", есть выражение кризиса буржуазной культуры конца XIX-XX столетий.

В 60-е-начале 70-х годов на Западе возникает мощное движение "контркультуры", опиравшееся на взгляды Ж.-Ж.Руссо, Ф.Ницше, З.Фрейда. Особенной популярностью пользовалась концепция Г.Маркузе, изложенная им в книге "Эрос и цивилизация". Контркультура выступила с полным отрицанием всей западной цивилизации и буржуазной культуры. Американский социолог Д.Янкелович в работе "Новая мораль: профиль американской юности 70-х" писал: "Именно в настоящее время наши исследования общества показывают, что "гигантские пласты" американской культуры неумолимо сдвигаются под нашими ногами. Эти сдвиги создают крупные смещения в нашей жизни. Те, кто находится ближе всего к ошибкам общества, первыми попадают в новые затруднения. Но даже те, кто отстоит от них достаточно далеко, чувствует дрожь".

Контркультура выступила от технократизма, разума и интеллекта, сковывающих и ограничивающих чувственность, с отрицанием техники как угрозы искусству. Наиболее резкая критика была направлена против культа потребительства массового общества и массовой культуры. Из всей существующей культуры, по мнению сторонников контркультуры, достойным сохранения и дальнейшего развития объявлялось искусство авангарда, которое представляло собой настоящее "царство свободы".

Контркультура провозглашала новую систему ценностей, в которой особое место занимали избавленная от всяких внешних ограничений "новая чувственность", "свобода самовыражения", игра, воображение и фантазии", "невербальные" способы общения. Особая роль отводилась "сексуальной революции", которая должна была сделать любовь подлинно свободной, избавить ее от всяких ограничений прежней ханжеской морали. Одним из феноменов контркультуры стали "хиппи", которые весьма своеобразно выражали протест против существующего общества и культуры: нарочито небрежная одежда и длинные волосы у молодежи, эпатирующее поведение хиппи и битников, бурные уличные демонстрации и бои в студенческих городках. Хиппи в качестве примеров для подражания избрали Христа, Будду, Ганди, Франциска Ассизского. Они уходили из городов, жили коммунами, демонстрируя таким образом бегство от жизни буржуазного общества и его культуры.

Из сказанного следует вывод, что "контрарный" характер контркультуры имеет двойной смысл: она "отворачивается от традиционныхисточников европейской культуры и прямо отвергает дегуманизирующие ценности технократии" – писал в 1971 г. священник из университета Северной Каролины США Р.Джонсон в своей книге "Контркультура и видение бога". По его наблюдениям, контркультура современного буржуазного общества – ее особенности, статус и социальные функции – напоминает раннее христианство. На это сходство обратил внимание и другой американский исследователь Т.Розак в работе "Как делается контркультура". "Безнадежно отчужденные этосом (от греч. – обычай, нрав, характер. Термин древнегреч. философии, совокупность стабильных черт индивидуального характера. Свойственные античности представления о неизменности человеческого характера … В.С.) и социальным положением от официальной культуры, раннехристианское сообщество неуклюже слепило из иудаизма и мистических культов культуру меньшинства, которая не могла не показаться абсурдом для греко-римской ортодоксии. Но абсурдность (которая вовсе не воспринималась как неблаговидность) стала знаменем общины".

Однако сходство было не просто внешним – контркультуре действительно присущ религиозный элемент. Это движение представлялось многим молодым людям суррогатной формой религии, верой, которая помогала преодолевать социальное, духовное отчаяние. Контркультура имеет очень широкую духовную базу и обладает новыми средствами восприятия мира. Ее последователи научились уважать "святое безумие", "второе зрение", "интенсивное персональное видение", в котором возможны чудеса и откровения, посредством чего сокрушаются старые авторитеты.

Контркультура вбирает в себя и использует творения разных стилей. Так, битлы вобрали в свои песни и христианские, и индуистские элементы, которые соотносятся с иллюзорным характером объективного мира, игрой фантазии и т.д. Певцы в народном стиле использовали в песнях Иисуса как метафору, образец, противостоящий смерти. Так, рожденная в те годы рок-опера "Иисус Христос -суперзвезда""дает представление о месте, которое контркультура отвела Христу. Иначе говоря, Иисус не оказался за бортом движения к "новой культуре". Он был востребован – в музыке, иконах, вере контркультуры. Но это не традиционный Иисус, а скорее Христос Толстого и Достоевского. Пожалуй, здесь надо подчеркнуть важную особенность данного процесса: происходит размывание, падение авторитета традиционной религиозности и рост новой, для Запада нетрадиционной: "дзэнбуддизма", "сознания Кришны", "медитации", "нации Ислама" и других восточных культов.

В начале 70-х годов движение контркультуры переживает кризис и постепенно сходит на нет. Оно уступает место неоконсерватизму, который провозгласил новую систему ценностей, во многом противоположную контркультуре. Однако кризисные явления буржуазного общества не исчезают, а наоборот, углубляются, приобретая поистине глобальный характер.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

\"Культурный нигилизм\" как антидуховная ориентация буржуазной культуры Новейшего времени iconКурсовая работа по Глобальным конфликтам Нового и Новейшего времени...
Целью работы является раскрыть особенности конституционного устройства и политической культуры Североамериканской демократии
\"Культурный нигилизм\" как антидуховная ориентация буржуазной культуры Новейшего времени iconРефератов по дисциплине «Глобальные конфликты нового и новейшего времени»
Разрушение традиционного общества как результат ранних буржуазных революций, зарождения капиталистических отношений
\"Культурный нигилизм\" как антидуховная ориентация буржуазной культуры Новейшего времени iconРоссийской федерации
Немецкоязычная литература и журналистика Нового и Новейшего времени. Художественный перевод
\"Культурный нигилизм\" как антидуховная ориентация буржуазной культуры Новейшего времени iconПрограмма вступительных испытаний по дисциплине «История»
Тест состоится из трех блоков: история средних веков, история нового времени, история новейшего времени. Объем теста – 200 единиц,...
\"Культурный нигилизм\" как антидуховная ориентация буржуазной культуры Новейшего времени iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 46....
Вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 46. 06. 01 Исторические науки и археология, программа «всеобщая история новейшего...
\"Культурный нигилизм\" как антидуховная ориентация буржуазной культуры Новейшего времени iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 46....
Вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 46. 06. 01 Исторические науки и археология, программа «всеобщая история новейшего...
\"Культурный нигилизм\" как антидуховная ориентация буржуазной культуры Новейшего времени iconНавыками сравнительной оценки преимуществ и недостатков различных...
Дисциплина реализуется Кафедрой истории России Средневековья и раннего Нового времени, Кафедрой истории России Нового времени, Кафедрой...
\"Культурный нигилизм\" как антидуховная ориентация буржуазной культуры Новейшего времени iconРабочая программа дисциплины "философские проблемы культуры и цивилизации"...
Возрождения, а также Нового и Новейшего времени на проблему свободы воли. Помочь студентам расширить свое мировоззрение на предмет...
\"Культурный нигилизм\" как антидуховная ориентация буржуазной культуры Новейшего времени iconРабочая программа учебной дисциплины История новейшего времени стран...

\"Культурный нигилизм\" как антидуховная ориентация буржуазной культуры Новейшего времени iconУчебно-методический комплекс дисциплины «История мировой и отечественной культуры»
Формирование изоляционизма в сознании русских людей. Золотая Орда и православная церковь. Литературная деятельность Серапиона. Русская...
\"Культурный нигилизм\" как антидуховная ориентация буржуазной культуры Новейшего времени iconЧебоксарский кооперативный институт
Политическая мысль Новейшего времени. Персоналии, идеи, концепции: Краткий справочник / Сост. Михайлова Е. М. – Чебоксары: чки рук,...
\"Культурный нигилизм\" как антидуховная ориентация буржуазной культуры Новейшего времени iconРабочая программа по дисциплине «история культур и цивилизаций»
Культура Византии как наследие античных традиций. Культура и образ жизни средневековой Европы. Возрождение и Реформация как культурные...
\"Культурный нигилизм\" как антидуховная ориентация буржуазной культуры Новейшего времени iconСаеед Кхудейда Советско-иракские отношения и позиции СССР по курдской проблеме в
...
\"Культурный нигилизм\" как антидуховная ориентация буржуазной культуры Новейшего времени iconУрока Тема урока Цель урока
Мир к началу новейшего времени. Российская империя на рубеже веков и ее место в мире
\"Культурный нигилизм\" как антидуховная ориентация буржуазной культуры Новейшего времени iconIi вариант Для народной культуры характерно
Ориентация на глубинную сущность человека не дает возможность определить христианство как «религию». С одной стороны, христианская...
\"Культурный нигилизм\" как антидуховная ориентация буржуазной культуры Новейшего времени iconПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля...
Периодизация истории как методологическая проблема. Основные подходы и схемы периодизации истории Нового и Новейшего времени. Разные...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск