Учебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи»





Скачать 400.81 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи»
страница1/3
Дата публикации29.12.2014
Размер400.81 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального дополнительного образования

«Байкальский гуманитарный институт»


УТВЕРЖАЮ

Проректор по УМР________В.Ю. Хицкая

«______»__________201____г.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

направление 030900.62 «Юриспруденция»
Разработал: ФИО преподавателя

Кафедра

Рассмотрено на заседании кафедры

Протокол №_____

«____»__________

ИРКУТСК 2013


ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

«Русский язык и культура речи»

Рекомендуется для направления подготовки

030900.62 Юриспруденция

Квалификация (степень) выпускника

«бакалавр»

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель курса: сформировать у студентов умение оптимально использовать все многообразие средств языка в различных сферах профессиональной и частной жизни посредством углубления знаний русского языка и обучения основам культуры речевого общения.

Достижение названной цели предполагается осуществить посредством решения следующих задач:

  • воспитание чувства уважения к языку, речи как части общенациональной культуры;

  • выработка практических навыков использования языка в официально-деловой сфере;

  • повышение уровня грамотности студентов.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ПООП

Дисциплина «Русский язык и культура речи» является дисциплиной вариативной части гуманитарного и социально-экономического цикла.

  1. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


В результате изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» обучаемые должны:

знать:

- особенности функциональных стилей языка;

- особенности лексики, грамматики, стилистики официально-делового стиля;
- наиболее трудные для усвоения языковые нормы орфографии, пунктуации, грамматики;

- виды, содержание, композицию, языковые нормы служебных документов;
- основные этические и речевые нормы служебно-делового общения (деловая беседа, деловое совещание, телефонный разговор).

уметь:

- грамотно и уместно пользоваться средствами языка в деловой речи;
составлять тексты деловых бумаг в соответствии с языковыми и стилистическими нормами, правильно их оформлять;

- пользоваться научной, справочной литературой, словарями при необходимости разрешения сложной языковой задачи;

- проводить лингвистический анализ служебного документа, осуществлять при необходимости его редактирование, правку;

владеть:

навыками нормативного употребления современного русского литературного языка;

речевыми умениями, необходимыми для подготовки и произнесения (написания) монологических и диалогических текстов;

системными знаниями в области коммуникативной грамматики и орфоэпии русского языка.

При изучении Русского языка и культуры речи формируются следующие компетенции:

Общекультурные:

  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

  • способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

  • стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

  • способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

Профессиональные:

  • способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

  • способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);

  • способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);




  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц 72 часов.




п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Форма итоговой аттестации


лекции

практ. занятия

самост. работа



РАЗДЕЛ 1. Язык и культура общения








8

8






Раздел №2. Культура речи.








10

10



РАЗДЕЛ 3. Стилистические нормы русского языка








8

8



РАЗДЕЛ 4. Официально-деловая письменная речь








10

10




Итого




0

36

36

зачет

  • - занятие проводится в интерактивной форме


Программа курса

Содержание дисциплины включает следующие разделы и темы:

Раздел №1. Язык и культура общения.

Тема 1. Язык как социальное явление.

Понятие языка. Язык как знаковая система. Функции языка. Формы существования национального языка. Особенности книжной и разговорной речи. Литературный язык как высшая форма национального русского языка. Русский язык в современном мире.

Тема 2.Речевое общение.

Язык и речь. Речь и взаимопонимание. Речь и самораскрытие. Устная и письменная форма речи. Диалог и монолог. Функционально-смысловые типы речи. Основные единицы речевого общения. Вербальное взаимодействие. Эффективность речевой коммуникации. Доказательность и убедительность речи. Основные виды аргументов. Невербальные средства общения.

Раздел №2. Культура речи.

Тема 3.Коммуникативные качества речи.

Характеристика понятия «культура речи». Аспекты культуры речи. Коммуникативные качества речи: точность, понятность, чистота, богатство и разнообразие, выразительность.

Тема 4. Этико-социальные аспекты культуры речи.

Понятие культуры поведения и этические нормы общения. Речевой этикет. Проявление категории вежливости в русском языке (формы обращения, роль местоимений, глагольные формы, частицы и вежливость, эвфемизм и вежливость, проявление вежливости в невербальных средствах общения). Социальные аспекты культуры речи (стиль и социальное положение, стиль и пол, стиль и возраст, стиль и профессия).

Тема 5. Нормы современного русского литературного языка.

Понятие «языковая норма». Виды языковых норм (акцентологические, орфоэпические, морфологические, синтаксические, лексические, орфографические, пунктуационные). Словари – источники знаний.

Языковая норма, её роль в становлении и функционировании литературного языка.

Тема 6. Нормы орфоэпии.

Основы русской орфоэпии. Нормы русского ударения и произношения.

Тема 7. Лексические нормы.

Типология лексических ошибок: неверный выбор синонимов, не различение омонимичных форм, употребление плеоназмов, тавтология, ошибки, связанные с употреблением паронимов. Фразеология в деловой речи. Лексические средства языка и особенности их использования в письменной речи.

Тема 8. Нормы грамматики.

Употребление имён существительных, прилагательных, некоторых форм местоимений, имён числительных, форм глагола. Склонение имён и фамилий, географических названий. Нормы управления, согласования. Употребление деепричастного оборота, однородных членов предложения. Перевод прямой речи в косвенную.

Тема 9. Культура письменной речи.

Русская орфография: нормы и варианты, правила и исключения, принципы и тенденции. Пунктуация как показатель речевой культуры.

Тема 10. Словари – источники знаний.

Типы ортологическихсловарей.Лингвистические, энциклопедические словари.

Раздел №3. Стилистические нормы русского языка.

Тема 11. Стиль в современном русском языке.

Стилевое богатство русского языка. Стилистическая окраска языковых единиц. Функциональные стили современного литературного языка. Основные особенности официально-делового, разговорного, публицистического стиля.

Тема 12. Научный стиль.

Основные черты научного стиля. Стиль научной, научно-технической, научно-популярной и учебной литературы. Требования к речевым нормам учебной и научной сфер деятельности.

Тема 13. Научный текст.

Структурные элементы научного письменного текста и их языковое оформление. Аннотация. Рецензия. Реферат. Оформление цитат. Справочно-библиографический аппарат научного произведения.

Раздел №4. Официально-деловая письменная речь.

Тема 14. Особенности служебно-деловой письменности.

Деловые бумаги: языковое оформление и редактирование. Служебные документы: типология, образцы, языковое оформление. Трудные случаи орфографии и пунктуации.

Тема 15. Новые тенденции в практике русского делового письма.

Реклама в деловой речи. Содержание и оформление резюме. Рекомендации.

Тема 16. Совершенствование грамотного письма.

Правописание слов иноязычного происхождения с удвоенными согласными. Правописание производных предлогов, союзов. Правописание наречий. Правописание н и ннв прилагательных и причастиях. Правописание не и ни с разными частями речи. Знаки препинания при однородных членах предложения, обращениях, вводных словах. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Пунктуация сложного предложения. Пунктуация в предложениях с прямой речью.

Тема 17. Особенности служебно-делового общения.

Культура деловой устной речи (условия динамического общения, виды диалогов, рекомендации по культуре устной речи). Понятие служебно-делового общения. Деловая беседа: цели, задачи беседы, виды деловых бесед, структурная организация беседы. Деловое совещание: виды деловых совещаний, факторы успеха проведения делового совещания. Особенности телефонной коммуникации. Телефонный этикет. Логические и психологические приёмы полемики: общая характеристика спора, логические аспекты спора, социально-психологические аспекты спора.
5. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Планы семинарских занятий

Семинарское занятие № 1. Коммуникативные качества речи

  1. Культура речи, её аспекты.

  2. Коммуникативные качества речи: точность, понятность, чистота, богатство и разнообразие речи, выразительность.

Точность, логичность, уместность, понятность, чистота – качества грамотной речи. Критерии богатства (разнообразия) и выразительности речи. Изобразительные средства языка (тропы): сравнение, эпитеты, метафоры, аллегория, метания. Выразительные средства языка – стилистические фигуры: инверсия, антитеза, гипербола и др. Употребление языковых средств в соответствии с целями и условиями общения.

Семинарское занятие № 2. Языковые нормы. Нормы устной речи

(Компьютерная программа «Языковые нормы»)

  1. Лексические нормы. Типология лексических ошибок: неверный выбор синонимов, неразличение омонимичных форм, употребление плеоназмов, тавтология, ошибки, связанные с употреблением паронимов.

  2. Морфологические нормы. Морфологическая норма. Типы морфологических ошибок. Колебания в грамматическом роде несклоняемых заимствованных слов, аббревиатур и сложносоставных слов. Нормы употребления грамматического рода существительных. Грамматические ошибки в формах числа и падежа имён существительных в Им.п. и род. п. мн. ч. Грамматические ошибки в формах имён прилагательных, числительных, местоимений, глаголов и глагольных форм. Нормы употребления.

  3. Синтаксические нормы. Синтаксическая норма. Типы синтаксических ошибок. Трудные случаи определения порядка слов в предложении. Особенности согласования сказуемого с подлежащим. Трудности правильной формы управления в современной устной и письменной речи. Ошибки в употреблении причастного и деепричастного оборотов.

  4. Орфографические нормы. Правописание слов иноязычного происхождения с удвоенными согласными. Правописание производных предлогов, союзов. Правописание наречий. Правописание н и нн в прилагательных и причастиях. Правописание не и ни с разными частями речи.




  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы

Изучая курс «Русский язык и культура речи», следует помнить, что культуре речи нельзя НАУЧИТЬ, можно только НАУЧИТЬСЯ. Следовательно, необходимо не просто посещать все занятия и выполнять все задания, необходимо сознательно относиться к своей речи и к речи окружающих, помнить, что речь – важнейшая составляющая часть имиджа, что умение добиваться речевого успеха в любой речевой ситуации может очень помочь в жизни, в карьере, особенно юристу.

Надо приучиться пользоваться словарями, справочниками, сетевыми ресурсами. Быть благодарными людям, исправляющим ваши речевые ошибки. Использовать знания и навыки, полученные вами на занятиях по культуре речи, во всех сферах вашей жизни.

Выполняя задания и упражнения, следует стараться не просто запоминать правила, а понять причины того или иного языкового и речевого явления, закономерности функционирования языковых единиц, их взаимосвязи.

С целью приобретения опыта публичных выступлений как можно чаще выступайте на занятиях и семинарах с докладами, сообщениями и пр., приучая себя к ораторской деятельности, снимая психологические трудности публичного выступления, выявляя собственные трудности в употреблении языковых единиц, построении текста и пр.

Следует работать над умением конспектировать тексты с листа и на слух, выявляя основную информацию, вырабатывать способы сокращения.

Необходимо хорошо уяснить разницу между первичными и вторичными текстами, уметь использовать навыки реферирования в своей учебной деятельности.

Особое внимание следует обратить на особенности языка официально-делового стиля, который будет вам необходим в вашей профессиональной деятельности.

Самостоятельная работа в данном курсе предусмотрена самая разнообразная: подготовка сообщений, докладов и содокладов по определённым темам, выполнение упражнений, направленных на усвоение норм речи, написание вторичных текстов разных жанров, оформление научной работы, написание документов разных жанров.

Все задания следует выполнять вовремя, не оставляя их на зачётную неделю, на сессию и пр., т.к. задания завязаны с лекционным материалом и материалом практических занятий. Кроме того, языковые и речевые навыки формируются постепенно, путём постоянной тренировки, а не путём умственного штурма.

При выполнении заданий необходимо умение искать информацию – в словарях и справочниках, в учебниках, в периодической печати, в Интернете.

В современной жизни образованный человек – не тот, который всё знает (всё знать невозможно), а тот, который знает, где найти интересующую его информацию.

Следует также привыкнуть сдавать все работы, оформив их в соответствии с предъявляемыми требованиями, с соблюдением стандартов, правил.

Учебным планом предусмотрено выполнение студентами двух контрольных работ.

Контрольная работа № 1

ВАРИАНТ№ 1

1. Оцените оправданность использования иноязычных слов в следующих
предложениях. Замените эти слова соответствующими русскими синонимами.


  1. Среди собравшихся превалировали представители молодежи.

  2. Профсоюзы делают сильный акцент на культурную работу.

  1. Девушка конфиденциально призналась подругам, что переменила
    имя Катя на Кармен, потому что последнее импонирует ее
    внешности.

  2. Общее название привлекал новый анонс, вывешенный на входной
    двери учреждения.

  3. На последних состязаниях заводская футбольная команда потерпела
    полное фиаско.

2. Расставьте ударение в следующих словах:

Атлет, баловать, вероисповедание, досыта, договор, дефис, факсимиле, индустрия, красивее, кухонный, километр, мусоропровод, обеспечение, облегчить, приданое, прибыть, позвонишь, свекла, творог, удобнее, феномен, шофёр, щавель, отрочество, упрочение.

3. Определите значение иноязычных слов:

Альянс, бизнес, бартер, менталитет, дилер, конфронтация, нонсенс, аншлаг, вакансия.

4. Дайте толкование следующих фразеологизмов:

Узнать всю подноготную; тянуть канитель; выносить (не выносить) сор из избы; бить баклуши; остаться с носом; попасть впросак; назубок знать.

5. Подберите к данным существительным подходящие по смыслу прилагательные или глаголы в прошедшем времени.

Атташе, леди, такси, кофе, Тбилиси, Дели, крупье, какао, Гималаи, жюри.

6. Запишите, употребив числительные и существительные в нужной форме.

1) К 168 прибавить 565. 2) От 986 отнять 158. 3) 50 сложить с 456. 4) Предложение принято 987 (голос) против 75 (голос). 5) Деревня находится в 245 (километр) от города. 6) 657 сложить с 256.

7. Образуйте родительный падеж множественного числа от следующих

существительных:

1) Абрикосы, помидоры, килограммы, гранаты. 2) Валенки, носки, сапоги, саперы, чулки. 3) Монголы, буряты, цыгане, грузины. 4) Блюдца, баржи, кочерги, свечи, свадьбы, сумерки.

8. Как назвать жителей, проживающих в городах Братск, Мурманск, Санкт -Петербург, Омск, Архангельск и Новгород? Напишите.

9.Найти примеры речевой избыточности.

1. Долгие и продолжительные аплодисменты. 2. Информационное сообщение. 3. Памятный сувенир. 4. Мужественный и смелый человек. 5. Тем не менее, однако, вам следует написать объяснительную записку. 6. Расцвели белые цветы. 7. Он был патриотом своей Родины. 8. Это был первый дебют начинающего актёра. 9. Грусть - тоска меня съедает. 10. Старый ветеран нашего предприятия.

10. Найдите ошибки в употреблении форм глаголов и определите, какой
критерий культуры речи нарушается в, предложениях.


Слух о сумасшествии Чацкого попадает на подготовленную почву, - и фамусовское общество охотно поддержало эту сплетню. 2) В годы реакции многие отреклись от прежних либеральных взглядов, замыкались в темном мирке личных интересов. 3) Ноздрев – большой любитель купить и менять свои вещи. 4) Закрыв книгу, у вас в памяти надолго остаются ее герои. 5) Его охватило сильное беспокойство, получив письмо из деревни. 6) Готовя роман к переизданию, автором был внесен в него ряд существенных исправлений. 7) Шарапову, рискуя жизнью, удалось заманить банду в ловушку.

11.Объясните разницу в значении слов:

Процесс-процессия, вариант – вариация, невежа – невежда, значение – значимость, признание – признательность, основание – обоснование.
ВАРИАНТ № 2

1. Найдите в предложениях просторечные слова, замените их подходящими
по стилю синонимами.


1) К счастью для Чичикова, на подмогу ему пришел капитан -исправник. 2) Вперед я хочу остановиться кратко на сюжете повести. 3) Простакова всячески стращает Софью. 4) В брошюре содержались дельные советы о том, что как надлежит обращаться с прибором. 5) Электричка до Пушкина отправлением 12 часов 20 минут отменяется. 6) Трудно понять, почему ученый допустил такую промашку.

2. Расставьте ударения в словах.

Арбуз, верба, верование, бензопровод, документ, километр, компас, крапива, магазин, молодежь, ненависть, партер, портфель, процент, избалованный, звонить, оптовый, алфавит, средства, шофер, положил, случай, хозяева, каталог, знамение.

3. Запишите, употребив числительные и существительные в нужной форме.

1) Умножьте 918 на 67 и к полученному произведению прибавьте 441. 2) Если из 976 вычесть 382, то останется 594. 3) Теплоход с 388 (экскурсанты) отправился в очередной рейс. 4) В книге было 480 (страницы). 5) Она была иллюстрирована 34 (рисунки) и снабжена 29 (чертежи). 6) Теплоход с 468 (пассажиры) отошёл от пристани.

4. Определите значение иноязычных слов:

Дебаты, бартер, консенсус, кутюрье, финал, афера, гарантия, инцидент, коррупция.

5. Как вы понимаете выражения.

Мартышкин труд, рожки да ножки, филькина грамота, сказка про белого бычка, камень преткновения, разжевать и в рот положить.

6. Согласуйте определения и сказуемые с выделенными словами. Обтисните
выбор родовой формы.


1) Кофе был чуть тепл.. . 2) Избранн.. жюри просмотрел, всю программу. 3) «Тайм» опубликовал интересную статью. 4) Янцзы судоходн... напротяжении почти трёх тысяч километров. 5) В качестве вспомогательного, языка эсперанто был.., создан., около ста лет назад доктором Л. Заменгофом. 6) МГУ объявил … набор. 7) Оперу «Кармен» написал.., велик… Бизе. 8) Впереди показал… сь Гималаи.

7. Найти примеры речевой избыточности.

1) Магазин букинистической книги. 2) Машинный парк обновили новыми машинами. 3) Грусть – тоска меня съедает. 4) Нельзя касаться оголённых проводов незащищёнными ладонями рук. 5) В мае месяце оборот денежных средств составил 6000 рублей. 6) Варить варенье. 7) Состоялась первая премьера. 8) в ответ на наш запрос мы получили следующий ответ. 9) Незаконные бандформирования. 10) Незаконное растаскивание имущества.

8. Объясните разницу в значении слов.

Абонент – абонемент, факт – фактор, болотный – болотистый, эффектный – эффективный, тактичный – тактический, скрытый – скрытный. Как называются такие слова?

9. Запишите существительные в форме родительного падежа множественного числа:

Метла, кочерга, копна, серьга, вожжа, гостья, западня, свечи, гектары, брелоки, кадеты, солдаты, помидоры, рельсы, полотенца, вольты.

10. Запишите предложения в исправленном виде.

1) Замкнувшись, уединившись в деревне, жизнь для него шла своим чередом. 2) Прошу оплатить мне за проделанную работу. 3) Не вижу основание менять принятое мною решение. 4) Деревня находилась недалеко от города, в которой жил мой приятель. 5) Меня не раз охватывал смех, глядя комедию «Ревизор». 6) Закрыв книгу, у вас в памяти надолго остаются ее герои. 7) Ниловна гордится за сына.

11. Как назвать жителей, проживающих в городах Иркутск, Братск, Курск, Ростов - на Дону, Киев, Псков? Напишите.

ВАРИАНТ № 3

1. В приведенном отрывке найдите диалектизмы. Какова их стилистическая
роль? Выпишите.


У Агафона по изрубленному оспою лицу пошли бледные матежины, он тоже повысил голос.

  1. Я на конюшне или в воловне ночевать вам не обязан; Нечего на меня
    шуметь. А коли вы уж чересчур храбры - подите верните быков!..
    Завидя на противоположном скате балки пасшихся быков, Любишкин
    разделил свой немногочисленный отряд надвое:

  2. Агафон, бери троих и шибкой рысью через балку заходи с правого
    фланга, я обойду их слева. (М.А. Шолохов).

2. Расставьте ударение в следующих словах:

Аристократия, алфавит, баловать, газопровод, диспансер, договор, искони, иконопись, звонят, пуловер, премировать, современный, хаос, красивее, милосердие, обеспечение, досуг, заржаветь, импорт, медикаменты, цемент, квартал, сливовый, черпать, электропривод.

3. Найдите примеры речевой избыточности.

Мёртвый трупп лежал без движения и не проявлял признаков жизни. 2) Дело возобновили вновь. 3) Истец доказывает своё требование бездоказательными доказательствами. 4) И отправились они в путь-дорожку. 5) старый ветеран нашего предприятия. 6) Продолжительность процесса горения 15 секунд. 7) Хронометраж времени. 8) Хронометраж производственных процессов. 9) Он не мог оставаться в стороне от семейных конфликтов, как муж женщины и отец детей. 10) Памятный сувенир.

4. Замените одним словом следующие фразеологизмы:

Зарубить на носу, мозолить глаза, точить лясы, клевать носом, спустя рукава, через пень колоду, дело в шляпе.

5. Замените заимствованные слова русскими синонимами:

Актуальный, антракт, ситуация, лозунг, финал, миссия, эпилог, имитация, пролог.

6.Объясните разницу в значении слов:

Будний – будничный, адресат – адресант, явный – явственный, опасный – опасливый, осуждение – обсуждение, опечатки – отпечатки.

7. Образуйте от слов родительный падеж множественного числа.

Сапоги, туфли, чулки, носки, погоны, гренадеры, гостья, килограммы, гектары, буряты, мордвины, киргизы, якуты, гусары, серьги, свечи.

8. Найдите ошибки в предложениях. Предложения запишите в исправленном виде.

1) Прочитав пьесу, передо мной встали образы пьесы 2), Когда Тоня встретила Павку на строительстве, то сказала, что я не ожидала увидеть тебя таким. 3) Услышав о разведке, Пете стало весело. 4) Встречающие на его пути трудности, он успешно преодолевает. 5) Подходя к лесу, мне стало холодно. 6) Благодаря сильным морозам посевы озимой пшеницы погибли. 7) Заниматься ему ничего не мешало.

9. Образуйте форму именительного падежа множественного числа следующих существительных. Где возможно, укажите двоякие формы.

Парус, паспорт, порт, торт, якорь, лектор, инспектор, договор, офицер, выбор, год, профессор, катер, повар, воз, цех, тон, инженер.

10. Раскройте скобки, выберите подходящий вариант, мотивируйте свой выбор; устраните неправильные формы.

1) Она мучительно боролась за свою жизнь, страшась оставить без всякой помощи (четыре сироты - четырех сирот — четверых сирот). 2) В семье было (три сына — трое сыновей). 3) Семинар вели (два доцента - двое доцентов). 4) Старшие братья уехали, младшие дожидались, пока за ними (тремя - троими) приедет мать. 5) При больном неотлучно находились (три слуги - трое слуг).

11. Как назвать жителей, проживающих в городах Рим, Усолье - Сибирское, Ташкент, Тбилиси, Алма - Ата, Владивосток?
ВАРИАНТ № 4

1. Оцените оправданность использования иноязычных слов в следующих
предложениях. Замените эти слова соответствующими синонимами.


1) Нельзя неглижировать своими обязанностями. 2) Идентичное решение было принято учащимися параллельного класса. 3) Новый сезон открывает большие возможности для дальнейшей эволюции отдельных видов спорта. 4) Строительство средней школы, начатое весной, форсируется ускоренными темпами. 5) Оратор говорил весьма напыщенно, что произвело на аудиторию негативный эффект.

2.Расставьте ударение в следующих словах:

Августовский, дремота, столяр, понял, килограмм, сорит, древко, партнер, каучук, досуг, дефис, жалить, досуха, шинель, договор, изобретение, балую, тефтели, ворота, процент, квартал, километр, генезис, обеспечение, добыча.

3. Найдите примеры речевой избыточности.

1) Тренер тренирует молодых спортсменов. 2) Силы мира сильны как никогда. 3) Избиратели выбрали достойного человека. 4) Проливной ливень. 5) Выставка состоится в сентябре месяце. 6) Информационное сообщение. 7) Расцвели белые цветы. 8) Как и следовало ожидать, всё разъяснилось на следующий день. 9) Наша деятельность направлена на развитие общения и коммуникации. 10) Монументальное искусство.

4. Замените заимствованные слова русскими синонимами:

Маркетинг, альянс, бомонд, бартер ,триумф, шарм, ностальгия, приоритет, досье.

5. Дайте толкование следующих фразеологизмов:

Ахиллесова пята, вить веревки, манна небесная, попадать на зубок, суета сует, мозолить глаза, клевать носом.

6. Объясните разницу в значении слов:

Адресат - адресант, дипломат - дипломант, описка - отписка, сыто -сытно, поступок – проступок, драматичный – драматический.

7. Подберите синонимы к следующим словам:

Смеяться, борьба, убийца, учтивый, неприятный.

8. Найдите стилистические ошибки в приводимых предложениях. Запишите в исправленном виде.

1) Заглавная роль в комедии «Ревизор» принадлежит Хлестакову. 2) Писатели - либералы очень хладнокровно относились к тяжелому положению народа. 3) Нередко лесные пожары появляются потому; что отдыхающие не соблюдают самых элементарных заповедей. 4) Сатирические произведения поэта привлекают своей новизной и моложавостью.

9. Oт данных существительных образуйте форму именительного падежа
множественного числа. Выделите существительные, имеющие варианты.


Автор, бухгалтер, вексель, воз, год, директор, доктор, инспектор, катер, кивер, китель, корпус, купол, отпуск, паспорт, порт, профессор, сектор, слесарь, сторож, тенор, тополь, торт, флигель, шофер, шулер, якорь, ястреб.

10. Перепишите предложения, заменяя цифры словами.

1) В иных местах ... насчитывали до 150 рыб на каждые 10 саженей берега. 2) Решено было сперва играть 30 минут в тайме/3) В течение одной 1 000 000~й доли секунды в наш глаз вступает 400 000 000 волн. 4) Знаменитый немецкий вычислитель Рюкле выучил наизусть число, состоявшее из 504 цифр, в течение 35 минут. 5) А отцу Прохору написала, что он всегда будет получать от нее по 500 рублей в год.

11. Как назвать жителей, проживающих в городах Пермь, Париж, Нижний Новгород, Москва, Крым, Хабаровск? Напишите.
Контрольная работа № 2
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи»
Русский язык и культура речи Направление подготовки 032100. 62 Физическая культура Форма подготовки очная/заочная
Учебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине русский язык и культура речи
«Русский язык и культура речи» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи»
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи...

Учебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи»
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «русский язык и культура речи»
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании кафедры прикладной лингвистики и образовательных технологий...
Учебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи...
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Федеральное агентство по...
Р 88 Русский язык и культура речи [Текст] : учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель: Т. А. Ашихмина; Бийский...
Учебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Русский язык и культура речи»
Учебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи...
Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры общего языкознания «10»
Учебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи»
Направление / специальность — 071401. 65, Социально-культурная деятельность Форма подготовки очная
Учебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи»
Специальность —280201. 65 Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов
Учебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи» iconТема: Введение в курс «Русский язык и культура речи». Основные понятия курса
«Русский язык и культура речи»: литературный язык, язык и речь, норма, диалект, культура языка и культура речи, устная речь, письменная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск