Учебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи»





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи»
страница1/8
Дата публикации13.02.2015
Размер0.97 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Дальневосточный федеральный университет
(ДВФУ)


ИНЖЕНЕРНАЯ ШКОЛА




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ
«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

130403.65 «Горное дело. Открытые горные работы »

Форма подготовки (очная)
Инженерная школа ДВФУ

Кафедра горного дела и комплексного освоения георесурсов

Курс 2, семестр 3

Лекции - 36 час.

Практические занятия - 18 час.

Семинарские занятия - 0час.

Лабораторные работы - 0час.

всего часов аудиторной нагрузки – 54час.

Самостоятельная работа – 36 час.

Экзамен: семестр

Зачет: _3__ семестр

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 № 686

Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры горного дела и комплексного освоения георесурсов №2 от «__01__» ______сентября_________20_11__ г.

Заведующий кафедрой: В.Н. Макишин

Составитель (ли): Агашина Е.Н.

АННОТАЦИЯ
Цели освоения дисциплины

Научить выделять особенности речи в межличностном общении, различать стили речи, отработать навыки нерефлексивного, рефлексивного и эмпатического слушания; дать представление о русском литературном языке как нормированном и кодифицированном, как языке культуры (в частности культуры делового общения). Рассмотреть воздействие социальной среды на речевое поведение, научить выделять вербально-символические средства утверждения статуса в социальном взаимодействии.

Основные задачи курса

  • охарактеризовать нормы современного русского литературного языка (как традиционную книжную, так и специальную, присущую официально-деловым текстам);

  • вычленить деловую сферу языка и сравнить используемые в ней языковые средства (их особенности) с языковыми средствами, характерными для других стилей речи;

  • выявить способы наиболее целесообразного использования средств языка в соответствии с содержанием текста документа и его структурой (четкая и негибкая структура);

  • дать представление о тексте современного делового письма и способствовать формированию профессионального навыка составления деловых писем – в частности, грамотного расположения структурных частей делового письма, выбора языковых средств деловых писем различной функциональной отнесенности;

  • сформировать навыки связной и грамотной письменной речи.




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Дальневосточный федеральный университет
(ДВФУ)


ИНЖЕНЕРНАЯ ШКОЛА


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

130403.65 «Горное дело. Открытые горные работы »

Форма подготовки (очная)
Инженерная школа ДВФУ

Кафедра горного дела и комплексного освоения георесурсов

Курс 2, семестр 3

Лекции - 36 час.

Практические занятия - 18 час.

Семинарские занятия - 0час.

Лабораторные работы - 0час.

всего часов аудиторной нагрузки – 54час.

Самостоятельная работа – 36 час.

Экзамен: семестр

Зачет: _3__ семестр

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 № 686

Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры горного дела и комплексного освоения георесурсов №2 от «_01_» _сентября__20_11_ г.

Заведующий кафедрой: В.Н. Макишин

Составитель (ли): Агашина Е.Н.

I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ _____________

(подпись) (и.о. фамилия)
Изменений нет.

II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (и.о. фамилия)

Цели освоения дисциплины

Научить выделять особенности речи в межличностном общении, различать стили речи, отработать навыки нерефлексивного, рефлексивного и эмпатического слушания; дать представление о русском литературном языке как нормированном и кодифицированном, как языке культуры (в частности культуры делового общения). Рассмотреть воздействие социальной среды на речевое поведение, научить выделять вербально-символические средства утверждения статуса в социальном взаимодействии.

Основные задачи курса

  • охарактеризовать нормы современного русского литературного языка (как традиционную книжную, так и специальную, присущую официально-деловым текстам);

  • вычленить деловую сферу языка и сравнить используемые в ней языковые средства (их особенности) с языковыми средствами, характерными для других стилей речи;

  • выявить способы наиболее целесообразного использования средств языка в соответствии с содержанием текста документа и его структурой (четкая и негибкая структура);

  • дать представление о тексте современного делового письма и способствовать формированию профессионального навыка составления деловых писем – в частности, грамотного расположения структурных частей делового письма, выбора языковых средств деловых писем различной функциональной отнесенности;

  • сформировать навыки связной и грамотной письменной речи.


Место дисциплины в структуре ООП

Курс русского языка и культуры речи нацелен на обучение студента умению грамотно общаться в учебной и профессиональной деятельности, в повседневной жизни. Этим определяется значение данной дисциплины как для изучения всего блока гуманитарных и социально-экономических наук, так и предметов профессиональной подготовки. Изучение любого курса в значительной степени зависит от умения студента воспринимать и продуцировать речь в рамках различных функциональных стилей русского литературного языка. Курс русского языка и культуры речи, обучая студента важнейшим приёмам работы с устным и письменным текстом, готовит его к более глубокому и адекватному восприятию всех дисциплин общегуманитарного цикла и предметов профессиональной подготовки.

Данный курс имеет не только познавательное, но и практическое значение для студентов всех специальностей.

Филология, имея в качестве главной цели всестороннюю интерпретацию культуры народа, его языка и литературы, тесно связана со всеми науками гуманитарного цикла.

Значение данной дисциплины для последующей профессиональной деятельности выпускника вуза определяется ролью языка в обществе, в производственной и культурной деятельности человека.

Для изучения курса русского языка и культуры речи особое значение имеет хорошее знание студентом таких дисциплин общегуманитарного цикла, как психология, философия, социология.

Содержание дисциплины "Русский язык и культура речи" опирается на такие филологические науки, как грамматика, стилистика, риторика, лингвистика текста, теория речевых актов, лингвистическая прагматика.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

а) Студенты должны иметь представление о современном русском литературном языке, языковой норме и ее роли для сохранения чистоты и правильности речи, об основных направлениях совершенствования навыков грамотного письма и говорения, о нормативном, коммуникативном и этическом аспектах устной и письменной речи.

б) Студент должен знать особенности основных стилей русского литературного языка (разговорного, научного, делового, публицистического, художественного); правила оформления документов и речевой этикет письменной деловой речи; специфику устной публичной речи и основные виды аргументов; основные приемы поиска материалов, их организация и словесное оформление при устном выступлении.

в) Студент должен уметь создавать основные виды учебного и научного текстов на базе научного стиля (в письменной и устной форме); уметь правильно составить деловой документ (заявление, служебную записку, деловое письмо и т.д.); построить и произнести небольшую речь информационного и аргументирующего характера; писать и говорить точно, логично, правильно, чисто, выразительно и уместно в соответствии с условиями речевой коммуникации.
І. содержание теоретической части курса(36часов)



МОДУЛЬ 1. Основные понятия культуры речи.(4часа)

Тема 1. Язык как знаковая система (2 ч.). Язык как универсальная знаковая система, служащая важнейшим средством общения людей. Основные функции языка. Язык как средство общения, сообщения и воздействия; язык как средство познания; язык как средство хранения и передачи из поколения в поколение общественного сознания. Язык и культура. Язык и речь. Речь как продукт речевой деятельности. Её формы: устная и письменная, разновидности: диалогическая и монологическая. Что такое культура речи

Тема 2. Современный русский литературный язык ( 2 ч.). Русский язык среди языков мира. Русский язык как язык восточнославянской подгруппы индоевропейской семьи и его родственные связи с другими славянскими и индоевропейскими языками. Русский язык как государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и один из мировых языков. Русский литературный язык как обработанный и нормированный вариант русского языка, обслуживающий разнообразные культурные потребности всего народа. Нелитературные варианты русского языка: диалекты, просторечие, арго – и области их функционирования.

МОДУЛЬ 2. Нормы русского литературного языка.(8часов)

Тема 3. Нормы литературного языка (2 ч.). Понятие языковой нормы. Соблюдение норм как признак речевой культуры личности и общества. Коммуникативная целесообразность нормы. Признак нормы: системность, ставильность, историческая и социальная обусловленность, обязательность. Динамичность и историческая изменчивость норм. Факторы, влияющие на изменение норм ( влияние на литературный язык диалектов и просторечия, взаимодействие стилей и др.). Норма и речевой вкус. Основные типы норм: императивные (строго обязательные) и диспозитивные (восполнительные) нормы. Норма и вариантность языковых единиц. Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Основные произносительные нормы современного русского литературно-го языка (произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, со-четаний согласных, произношение грамматических форм). Особенности произ-ношения иноязычных слов. Основные черты русского ударения. Функции ударения. Основные ак-центологические нормы современного русского литературного языка (правила постановки ударения в именах существительных, прилагательных, в глаголах, причастиях, наречиях).

Тема 4. Лексические нормы русского литературного языка (2 ч.). Лексические нормы как регуляторы точности речи. Правила выбора слова. Закономерности лексической сочетаемости (логической, привычной, стилистической). Основные причины лексических ошибок. Виды лексических ошибок. Речевая недостаточность и речевая избыточность (тавтология и плеоназм). Ошибки при употреблении фразеологических оборотов и устойчивых сочетаний. Нарушение лексической сочетаемости как стилистический прием и как речевая ошибка. Полисемия и стилистические функции многозначных слов и омонимов. Паронимия и парономазия. Использование в речи синонимов и антонимов. Ошибки, связанные с их употреблением.

Тема 5. Грамматические нормы русского литературного языка. Морфологические нормы (2 ч.). Понятие морфологической нормы. Тенденции движения морфологических норм. Употребление имен существительных, отражающих колебания в роде, падеже, числе. Род несклоняемых существительных и аббревиатур. Варианты падежных окончаний. Склонение собственных имен существительных. Нормы употребления разных видов числительных. Трудные случаи употребления количественно-именных сочетаний.

Нормы употребления имён прилагательных. Варианты употребления форм кратких прилагательных. Степени сравнения. Нормы употребления глаголов (вид, залог, особенности некоторых личных форм).

Тема 6. Синтаксические нормы русского литературного языка (2 ч.). Особенности синтаксических норм. Трудные случаи управления. Порядок слов в предложении. Согласование сказуемого с подлежащим. Согласование определений и приложений. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов. Нормы организации однородного ряда. Ошибки в построении сложных предложений

МОДУЛЬ 3. Функциональные стили языка.(8часов)

Тема 7. Понятие о функциональном стиле (2 ч.). Функциональные стили современного русского языка. Общая характеристика стилей речи. Взаимодействие функциональных стилей. Разговорный стиль: стилевые и жанровые особенности. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

Тема 8. Научный и деловой стили (4 ч.). Научный стиль: стилевые и жанровые особенности. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Официально-деловой стиль: стилевые и жанровые особенности, сфера функционирования.

Тема 9. Публицистический и художественный стили (2 ч.). Публицистический стиль. Специфика стиля, жанровая дифференциация и отбор языковых средств публицистического стиля. Художественный стиль. Лингвистические особенности. Понятия: образ, символ, тип.

МОДУЛЬ 4. Письменное деловое общение.(4часа)

Тема 10. Основные письменные жанры официально-делового общения. Языковые особенности деловой переписки ( 4 ч.). Основные виды деловых и коммерческих документов. Деловая и коммерческая корреспонденция: язык и стиль. Виды деловых писем. Жанровая структура деловых писемЯзыковые формулы официальных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Язык и стиль деловых писем. Язык и стиль личной документации.

МОДУЛЬ 5. Основные понятия коммуникации. (6час)

Тема 11. Речевое общение. Основные понятия коммуникации. Эффективность речевой коммуникации (2 ч.). Речевое взаимодействие. Основные единицы общения (речевая ситуация, речевое взаимодействие, речевое событие, речевой акт). Структура коммуникативного акта в культурно-речевой аспекте. Принцип кооперации Г.Грайса. Принцип вежливости Д.Линча. Эффективность речевой коммуникации. Виды эффективного слушания.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи»
Русский язык и культура речи Направление подготовки 032100. 62 Физическая культура Форма подготовки очная/заочная
Учебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине русский язык и культура речи
«Русский язык и культура речи» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи»
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи...

Учебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи»
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «русский язык и культура речи»
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании кафедры прикладной лингвистики и образовательных технологий...
Учебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи...
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Федеральное агентство по...
Р 88 Русский язык и культура речи [Текст] : учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель: Т. А. Ашихмина; Бийский...
Учебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Русский язык и культура речи»
Учебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи...
Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры общего языкознания «10»
Учебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи»
Направление / специальность — 071401. 65, Социально-культурная деятельность Форма подготовки очная
Учебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи»
Специальность —280201. 65 Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов
Учебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи» iconТема: Введение в курс «Русский язык и культура речи». Основные понятия курса
«Русский язык и культура речи»: литературный язык, язык и речь, норма, диалект, культура языка и культура речи, устная речь, письменная...
Учебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи...
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск