Рабочая программа дисциплины Архитектура как вид искусства





Скачать 225.65 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины Архитектура как вид искусства
Дата публикации07.01.2015
Размер225.65 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт искусств и культуры


УТВЕРЖДАЮ

_______________________

"_____"__________________2010__ г.


Рабочая программа дисциплины

Архитектура как вид искусства

Направление подготовки

031400 – Культурология.
Профиль подготовки

Культурология
Квалификация выпускника

Бакалавр
Форма обучения

Очная

Томск

2010



  1. Цели освоения дисциплины «Архитектура как вид искусства»


Целью курса является знакомство студентов с основами эстетических, функциональных и конструктивных закономерностей развития архитектуры, определяющих стилистические особенности данного вида искусства в фокусе культурно-исторической динамики.
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Учебный курс «Архитектура как вид искусства» входит в состав вариативной части профессионального цикла дисциплин Б.3. ФГОС подготовки бакалавров и является составляющим разделом модуля «Виды искусств». Изучение дисциплины «Архитектура как вид искусства» опирается на компетентностный ряд, выработанный в процессе освоения курсов базового профессионального цикла дисциплин Б.3. ФГОС «История культуры», «Теория и история искусства», «Эстетика». Содержательно-методическая связь с данными дисциплинами устанавливается благодаря расширению знаний социокультурных и эстетических оснований развития художественной культуры. Курс «Архитектура как вид искусства» закладывает необходимые основы для дальнейшего освоения дисциплин культурно-исторического модуля профессионального цикла Б.3 ФГОС.
3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины «Архитектура как вид искусства» у студентов формируются следующий ряд компетенций:

- владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации (ОК-1);

- владение теоретическими основами и методами культурологии, связанными с изучением культурных форм и практик; (ПК-1)

- понимание и способность к изучению и критическому анализу получаемой теоретической и практической информации, а так же владение методами ее обработки, анализа и синтеза (ПК-2)

- способность применять в социокультурной деятельности (базовые профессиональные знания по культурологии (ПК-12)

- реализация социально-культурных программ в системе массовых коммуникаций (ПК-16)
В результате освоения дисциплины обучающийся студент должен знать:

- основные принципы формирования стилистических особенностей архитектуры;

- этапы развития архитектурных форм, доминирующие направления, стили и ключевые памятники отечественной и зарубежной архитектуры;

Студент должен уметь:

- анализировать художественно-эстетическую и конструктивную концепцию архитектурных направлений; выявлять основные стилистические признаки в произведениях архитектуры определенной эпохи;

Студент должен владеть:

- категориально-понятийным аппаратом, определяющим специфику архитектуры как вида искусства.
4. Структура и содержание дисциплины «Архитектура как вид искусства»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы 72 часа.
4.1. Тематический план





п/п


Раздел
дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкости (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции

Практич.занятия

Семинары

Самостоятельная работа

1

Введение.

2

1

2







2

1

2

Архитектура Древнего Египта.

2

2

2







2




3

Архитектура Передней Азии

2

3-4




2

2

4




4

Архитектура Древней Греции

2

5

2







2




5

Архитектура Древнего Рима

2

6-7




2

2

4

Тест-контрольная

6

Архитектура Византии

2

7




2




2




7

Архитектура средних веков. Западная Европа.

2

8

2




2

4




8

Архитектура эпохи Возрождения.

2

9-10

2

2




4

Тест-контрольная

9

Стиль барокко в архитектуре

2

15




2




2




10

Архитектура Древней Руси

2

14

2







2




11

Русская архитектура XVIII века.

2

15




2




2




12

Русская архитектура рубежа XIX-XX веков.

2

16-17

2




2

4




13

Архитектура XX века.

2

18




2




2







Итого (72)







14

14

8

36

зачет



4.2.Содержание разделов

Тема 1. Введение.

Определение и сущность архитектуры как вида искусства. Триада Витрувия. Проблема источников информации об архитектурных сооружениях до XIX века. Архитектурный стиль: содержание понятия. Основные понятия, используемые при определении стиля: конструктивные системы, опоры, перекрытия, виды сводчатых перекрытий, архитектурная композиция. Основы архитектурной композиции - приемы работы с архитектурными формами. Способы дифференциации пространства, виды планировочной композиции, виды объемной композиции. Композиционные приемы при работе с частными архитектурными формами.

Истоки архитектуры. Три этапа генезиса жилища: дерево, пещера, искусственно оборудованное жилище, с присутствием конструктивных основных элементов. Виды мегалитических сооружений: менгиры, дольмены, кромлехи. Циклопические и курганные сооружения первобытного мира.

Тема 2. Архитектура древнего Египта.

Особенности культуры Древнего Египта (общественное устройство, мировоззренческие установки, используемые материалы) как стилеобразующие факторы в процессе сложения архитектурных форм. Архитектура додинастического периода - использование кирпича-сырца, появление первых примитивных гробниц. Период Раннего Царства – генезис архитектурных форм в условиях укрепления власти фараона, формирования основных принципов религии и сложения канона. Гробницы в Саккара и Абидосе. Поиск универсальной архитектурной формы гробниц в период Древнего Царства (от пирамиды Джосера к комплексу в Гизе). Приоритетность храмового строительства и усложнение архитектурной композиции в Среднем Царстве. Храм-гробница Ментухотепов в Дейр-эль-Бахри. Стилистическая завершенность в комплексах периода Нового Царства (Карнакский и Луксорский комплексы, Рамессеум). Упадок архитектурных традиций Позднего времени (храм Гора в Эдфу).

Тема 3.Архитектура Передней Азии.


Естественно-природные и мировоззренческие условия, определившие особенности архитектуры. Приоритетное использование кирпича, развитие сводчатых перекрытий, формирование традиции искусственных платформ, внимание к оборонительному аспекту архитектуры и приоритет дворцового строительства. Геометрический лаконизм и монументальность архитектурных форм. Архитектура шумер. Белый и Красный храмы в Уруке, зиккурат Бога Луны в Уре. Военный характер ассирийской архитектуры: города-крепости, укрепленные дворцы (резиденция Саргона II). Монументальность, использование принципа ритмического чередования простых геометрических объемов, скупость декора в постройках периода Нововавилонского царства. Планировка города Вавилона, ворота Иштар, зиккурат Этеменанки (вавилонская башня).

Тема 4. Архитектура древней Греции.

Архитектура Эгейской культуры - предыстория развития строительного искусства Греции. Особенности архитектурного стиля Крита (Кносский дворец). Архитектурные традиции Микен (крепости Тиринфа, микенские погребальные сооружения). Стилеобразующие факторы греческой архитектуры. Материалы (металл, дерево, камень); полисная система, обусловившая доминирование общественных построек; антропоморфные образы греческой мифологии и возникновение философии как факторы сложения принципов соразмерности и использования рационального подхода в архитектуре. Сложение основных типов жилых и культовых построек на основе мегарона в Гомеровский период. Разработка ордерной системы в период Архаики и ее сущность. Храмы Аполлона в Коринфе, Посейдона в Пестуме, Зевса в Олимпии, Афинский Акрополь. Утрата строгости форм ордерной системы в период Эллинизма (храм Зевса в Олимпии, Алтарь Зевса в Пергаме, Фаросский маяк).

Тема 5. Архитектура Древнего Рима.

Архитектурные традиции этрусков. Сложение отличительных особенностей римской архитектуры в республиканский период: приоритетность функционального начала, инженерно-конструкторские новации, стремление к суровости и монументальности. Храм Фортуны Вирилис в Риме, храм Весты в Риме, инженерные сооружения. Совершенствование строительного искусства; разработка центрально-купольной системы; расширение сферы применения ордерной системы, наряду с ее превращением в универсальную систему знаков; грандиозность сооружений в период римской Империи. Колизей, термы Каракаллы, императорские дворцы, триумфальные арки, форумы, Пантеон, раннехристианская архитектура римской Империи.

Тема 6. Архитектура Византии.

Особенности византийской культуры, влияющие на сложение архитектурного стиля. Синтез античных и восточных элементов; строго иерархичная общественная структура; религиозная акцентуация культуры (православного направления). Развитие архитектуры в контексте поиска наиболее адекватных средств отражения основных идейно-художественных задач культуры. Основные типы храмов: этапы сложения. Достижения византийских мастеров в храме св. Софии в Константинополе. Создание и разработка крестово-купольной системы, ставшей универсальным методом архитектурной композиции, ее конструктивная и идейно-художественная сущность. Распространение архитектурных традиций Византии среди народов Кавказа, Армении, Грузии.

Тема 7. Архитектура средних веков. Западная Европа.

Формирование архитектуры в контексте особенностей средневековой культуры.

Значение монастырского строительства, примитивность конструкций и простота архитектурных объемов дороманского периода. Особенности художественно-конструктивной формы “романского стиля. Романская архитектура Франции, Англии, Германии, Италии. Мировоззренческие и объективно-практические предпосылки возникновения готической конструктивной системы. Неоднозначность художественных и технических аспектов готической архитектуры. Нотр-Дам де Пари, собор в Лане, в Шартре, в Реймсе, в Амьене, собор в Кельне, в Ульме, собор в Уэльсе, в Линкольне. Потеря тектоничности декора при его усложнении в период поздней готики. Специфика итальянской средневековой архитектуры: церковь Санта Кроче во Флоренции, церковь Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, палаццо Дожей в Венеции.

Тема 8. Архитектура эпохи Возрождения.

Формирование нового стиля в архитектуре на основе обращения к античным формам, приоритета светского строительства, индивидуализации творчества и рационального подхода к технологии строительства. Особенности архитектуры раннего Возрождения (Брунеллески, Альберти). Типологическая завершенность архитектурных форм в период высокого Возрождения (Браманте, Сансовино, Микельанджело). Признаки застоя и начало оформления барокко в позднем Ренессансе (Виньола, Палладио). Проекты “идеальных городов” деятелей Возрождения.

Тема 9. Стиль барокко в архитектуре.

Преобразования европейской культуры XVI века. Связь нового архитектурного стиля с католической церковью и дворянской культурой. Сложение художественных принципов барокко в архитектуре: усложненность объемно-пространственных композиций, атектоничность декора, свободное применение ордерной системы. Направления в рамках итальянского барокко (радикальное, классическое барокко). Джакомо Делла Порта, Бернини, Борромини, Пьетро да Кортона, Гварини. Черты барокко в архитектуре Франции.

Тема 10. Архитектура Древней Руси.

Особенности древнерусской архитектурной традиции, основанные на культурной преемственности восточнославянских племен, связи с Западной Европой и Востоком (Византией). Разработка самостоятельной художественно-конструктивной формы храмов на основе крестово-купольной системы. Стилистическое единство архитектуры периода Киевской Руси (Десятинная церковь, Софийский собор в Киеве, в Новгороде). Характеристика особенностей местных архитектурных школ в период феодальной раздробленности. Владимиро-Суздальская, Киево-Черниговская, Новгородская, Псковская школы. Архитектура периода сложения централизованного государства. Постройки московского Кремля. Типологическое разнообразие в архитектуре XVI века. Ломка древнерусских архитектурных традиций и появление новых тенденций в XVII веке.

Тема 11. Русская архитектура 18 века.

Художественно-конструктивные особенности архитектуры в контексте культурных перемен первой половины XVIII века. Обмирщение архитектуры, наработка теоретической базы, формирование черт классицизма и барокко. Строительство Петербурга. Расцвет архитектуры второй половины XVIII века. Специфика русского архитектурного барокко (Франческо Бартоломео Растрелли, Чевакинский, Ухтомский). Этапы формирования классицизма: ранний (Деламот, Кокоринов) и строгий классицизм (Старов, Камерон, Кваренги). Уникальность и неоднозначность творчества Баженова.

Тема 12. Русская архитектура рубежа XIX-XX веков.

Развитие строительной техники, расширяющее конструктивные возможности в архитектуре. Логическое продолжение основных принципов классицизма в стиле “ампир” в первой половине XIX века. Воронихин, Захаров, Тома де Томон, Росси, Стасов. Специфическая декоративность московского ампира (Бове, Жилярди, Григорьев). Художественно-образная исчерпанность классицизма и распространение эклектики (Витберг, Быковский, Тон, Монферран). Основные стилеобразующие факторы, повлиявшие на формирование архитектуры модерна середины XIX начала XX века. Художественно-конструктивная специфика архитектуры стиля модерн в России. Формирование рационалистических тенденций в рамках архитектуры модерна XX века. Шехтель, Лидваль, Кекушев.

Тема 13. Архитектура XX века.

Воздействие научно-технического прогресса (внедрение железобетона и стекла, разработка новых каркасных конструкций) на развитие архитектуры. Формирование новой – функциональной типологии построек. Рациональная архитектура как переворот в истории архитектуры в поиске форм выражения социально-этических представлений, в попытке синтеза техники и искусства, в утверждении новой архитектурной эстетики. Ле Корбюзье, Гропиус, Мис ван дер Роэ, Перре, Райт. Новые градостроительные концепции.
5. Образовательные технологии
В учебном процессе наряду с традиционными формами работы (лекции, семинары) применяются инновационные образовательные технологии: практические занятия в форме дискуссий и мини-конференций на заданную тему; практическая работа с визуальным материалом. Для промежуточной аттестации используется тестовая форма контроля. Самостоятельная внеаудиторная работа студентов предусматривает написание эссе; тематических докладов; практическую работу с основной и дополнительной литературой, поиск новейшей научной информации в сети Интернет.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Основной объем самостоятельной работы студентов осуществляется в ходе подготовки к практическим занятиям, групповым дискуссиям, эссе, докладов, творческих заданий.
Контрольные вопросы промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины:

1. Раскрыть содержание понятия «архитектурного стиля».

2. Перечислить этапы формирования первобытного жилища.

3. Обозначить особенности культовой архитектуры Египта.

4. Охарактеризовать основные принципы архитектуры Передней Азии.

5. Особенности архитектурных приемов Кносского дворца.

6. Что такое мегарон.

7. Перечислить постройки Афинского Акрополя.

8. Инженерно-конструкторские новации, разработанные римскими зодчими

9. Конструктивные особенности Колизея.

10. Сущность крестово-купольной архитектурной системы.

11. Перечислить страны и народы, среди которых распространяются Византийские архитектурные традиции.

12. Объяснить принципиальные отличия романской и готической системы перекрытия.

13. Охарактеризовать итальянскую средневековую архитектуру.

14. Перечислить доминирующие принципы ренессансной архитектурной традиции.

15. Назвать архитекторов итальянского барокко.

16. Обозначить особенности Владимиро-Суздальской архитектурной школы.

17. Перечислить основные типы построек, сложившиеся в русской архитектуре 16 века.

18. Дать характеристику архитектурного барокко в русской культуре XVIII века.

19. Перечислить архитекторов русского классицизма XVIII века.

20. Обозначить особенности московского ампира.

21. Обозначить основные принципы архитектуры стиля модерн в России рубежа XIX-XX веков.
Примерная тематика рефератов, курсовых работ.

  1. Истоки архитектуры.

  2. Характеристика архитектуры Древнего Египта.

  3. Этапы поиска универсальной формы гробницы.

  4. Характер архитектуры Ассирии.

  5. Архитектура Эгейской культуры.

  6. Строительство Афинского Акрополя.

  7. Постройки периода римской Империи.

  8. Этапы сложения храмового зодчества в Византии.

  9. Готическая архитектура: мировоззренческие основы и конструктивные проблемы.

  10. Общая характеристика архитектуры Возрождения.

  11. Художественные принципы барокко в архитектуре.

  12. Архитектура Киевской Руси.

  13. Характеристика архитектурных школ периода феодальной раздробленности.

  14. Появление новых тенденций в архитектуре Руси XVI-XVII веков.

  15. Специфика русского барокко. Творчество Растрелли.

  16. Этапы формирования классицизма.

  17. Стиль «ампир» в архитектуре первой половины XIX века.

  18. Специфика московского «ампира».

  19. Архитектура эклектики XIX века.

  20. Формирование стиля модерн на рубеже веков XIX-XX.

  21. Общая характеристика архитектуры XX века.


По разделу 3.

1)Семинар: Архитектура древневосточных культур.

1. Генезис архитектурных форм культовых и заупокойных сооружений древнего Египта.

2. Истоки переднеазиатской архитектуры (шумерская архитектура).

3. Достижения Ассирийской архитектуры.

Литература
  1. Всеобщая история архитектуры. В 12 т. М., 1970, т.1.


  2. История искусства зарубежных стран. М., 1981.

  3. Керам К. Боги, гробницы, ученые. С-П., 1994.
  4. Косидовский З. Когда солнце было богом. М., 1991.


  5. Крамер С.Н. История начинается в шумере. М.,1991.

  6. Матье М.Э. Искусство Древнего Востока. М.,1968.
  7. Станькова Я. Тысячелетнее развитие архитектуры. М., 1987.

  8. Тутанхамон и его время. М., 1976.

  9. Хорхе Ливрага А. Фивы. М., 1995.

  10. Художественные модели мироздания. М., 1997, Кн.1.



2) Самостоятельная и практическая работа: Анализ художественно-эстетических, функциональных и конструктивных особенностей архитектуры Передней Азии с использованием визуального ряда.
По разделу 5.

Семинар: Становление античной архитектуры и ее достижения.

1. Истоки формирования архитектурных традиций античности в Эгейской культуре.

2. Сущность и значение ордерной системы.

3. Практическое и художественное в Римской архитектуре.

Литература.

  1. Алпатов В.П. Художественные проблемы Древней Греции. М., 1987.

  2. Всеобщая история архитектуры. В 12-ти т. М., 1970, Т. 1.

  3. Жуковский В.И. Тайны шедевров. Парфенон. Красноярск, 1993.

  4. Кобылина М. Искусство Древнего Рима. М., 1974.

  5. Колпинский Ю.Д. Искусство Эгейского мира и Древней Греции. М.,1970.

  6. Колпинский Ю.Д. Памятники мирового искусства. Искусство этрусков и Древнего Рима. М.,1982.

  7. Культура Древнего Рима. В 2-х томах. М., 1985, Т.1.

  8. Нейхардт А.А. Семь чудес древней Ойкумены. М., 1990.

  9. Ривкин Б.И. Малая история искусств. Античность. М., 1972.

  10. Сидорова Н.А. Искусство Эгейского мира. М.,1972.

  11. Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. М.,1971.

  12. Художественные модели мироздания. М., 1997, часть 1.



По разделу 6. Самостоятельная и практическая работа: анализ художественно-эстетических, функциональных и конструктивных особенностей византийской архитектуры с использованием визуального ряда.
По разделу 7.

Семинар: Художественные и идейные принципы средневековой архитектуры.

1. Идейные установки византийской культуры и поиск архитектурных средств выразительности.

2. Готическая конструктивная система: решение художественных задач и технических проблем.

Литература.

  1. Всеобщая история архитектуры. В 12-ти томах. Л-д., М., 1966, Т.4.

  2. Всеобщая история архитектуры. В 12-ти томах. М., Л-д., 1966, Т.3.

  3. Даркевич В.П. Путями средневековых мастеров. М.,1972.

  4. История искусства зарубежных стран. М.,1981.

  5. Лазарев В.Н. Византийское и древнерусское искусство. М., 1978.

  6. Леврон Ж. Лучшие произведения французских архитекторов прошлого. М., Стройиздат. 1986.

  7. Лесковская О.А. Французская готика. М.: Искусство.1973.

  8. Лихачев В.Д. Искусство Византии 14-15 веков. Л-д.,1986.

  9. Муратова К.М. Мастера французской готики 12-13 веков. М.,1988.

  10. Станькова Я. Тысячелетнее развитие архитектуры. М.: Стройиздат, 1987.

  11. Тяжелов В.И. Малая история искусств. Искусство средних веков. М.,1975.

  12. Якобсон А.Л. Закономерности в развитии средневековой архитектуры 9-15 веков. Л-д.,1987.


По разделу 8. Самостоятельная и практическая работа: Анализ художественно-эстетических, функциональных и конструктивных особенностей архитектуры Возрождения с использованием визуального ряда.
По разделу 9. Самостоятельная и практическая работа: Анализ художественно-эстетических, функциональных и конструктивных особенностей архитектуры барокко с использованием визуального ряда.
По разделу 12.

Семинар: Пути развития русской архитектуры.

1. Древнерусское зодчество: взаимодействие привнесенного и самобытного.

2. Доминирующие стили и их функционирование в пространстве русской архитектуры XVIII-XIX веков.

3. Проблемы и достижения русской архитектуры XX века.
Литература.

  1. Бартенев И.А. Конструкции русской архитектуры XVIII-XIX веков. Л-д.,1982.

  2. Борисова Е.А. Русская архитектура конца XIX начала XX века. М.,1971.

  3. Брунов Н.И. Мастера Древнерусского зодчества. М.,1953.

  4. Всеобщая история архитектуры. В 12 томах. М.,1968.Т.6.

  5. Всеобщая история архитектуры. В 12 томах. М.,1972. Т.10.

  6. Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры: развитие традиций. М.,1990.

  7. Ильин М.А. Москва. Памятники архитектуры XVIII-XIX веков. М.,1975.

  8. История русского искусства. Под ред. М.М. Раковой. М.,1991. Т.1.

  9. Кириллов В.В. Архитектура русского модерна. Опыт формологического анализа. М., 1979.

  10. Кириченко Е.Н. Русская архитектура 1830-1910 годов. М.: Искусство.1978.

  11. Краснобаев В. Очерки истории русской культуры XVIII века. М.,1972.

  12. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. М.,1989.


По разделам 10-13: Практическая работа в форме мини-конференции с использованием визуального ряда на тему «Особенности русской архитектуры: привнесенное и национальное». Примерный перечень тем для практической и самостоятельной работы (творческого задания, эссе):

  1. Архитектура периода Киевской Руси (особенности, ключевые постройки).

  2. Особенности архитектурных школ периода феодальной раздробленности (Владимиро-Суздальская, Киево-Черниговская, Новгородская, и др) .

  3. История строительства и архитектурные особенности построек Московского Кремля.

  4. Отличительные признаки архитектуры XVI века.

  5. Новые архитектурные принципы русской архитектуры XVII века.

  6. Русская архитектура первой пол. XVIII века. Строительство Петербурга.

  7. Творчество Ф.Б. Растрелли

  8. Архитектура второй пол.XVIII века (Вален-Деламот, А.Ф. Кокоринов, А. Ринальди, Ю.М. Фельтен, И.Е. Старов, Ч. Камерон, Д. Кваренги и др).

  9. Творчество В. И. Баженова.

  10. Особенности архитектуры XIX века (А.Н. Воронихин, А.Д. Захаров, Тома де Томон, К.И. Росси, О.И. Бове, Д. Жилярди и др.)

  11. Архитекторы эклектики (А.Л.Витберг, К.А. Тон, О. Монферран)

  12. Принципы модерна в архитектуре рубежа XIX-XX вв.

  13. Новые направления и принципы архитектуры начала XX века.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Архитектура как вид искусства»
а) Основная литература.



  1. Глазычев В.Л. Архитектура. Энциклопедия. М., 2002.

  2. Иконников А.В. Архитектура XX века. М.: Прогресс-Традиция. 2001.

  3. История искусства: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. М., 2003.

  4. Овсянников Ю. М. История памятников архитектуры. М.: АСТ-ПРЕСС. 2001.


б) Дополнительная литература

  1. Алпатов В.П. Художественные проблемы Древней Греции. М., 1987.

  2. Бартенев И.А. Конструкции русской архитектуры XVIII-XIX веков. Л-д.,1982.

  3. Батракова С.П. Искусство и утопия. М.,1990.

  4. Борисова Е.А. Русская архитектура конца XIX начала XX века. М.,1971.

  5. Борисовский Г.Б. Красота и польза в архитектуре. М.,1975.

  6. Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс XIII-XVI веков. В 2 томах. М.,1977.

  7. Всеобщая история архитектуры. В 12 т., М., 1963-1972.

  8. Генри Коуэн Дж. Мастера строительного искусства. М., 1982.

  9. Гольдштейн А.Ф. Франк Ллойд Райт. М.,1973.

  10. Даркевич В.П. Путями средневековых мастеров. М.,1972.

  11. Дворжак М. История итальянского искусства. В 2 томах. М.,1978.

  12. Едике Ю. История современной архитектуры. М.,1972

  13. Иконников А.В. Зарубежная архитектура. От «новой архитектуры» до постмодернизма. М., 1982.

  14. Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры: развитие традиций. М.,1990.

  15. Иконников А.В. Функция, форма, образ в архитектуре. М.,1986.

  16. Ильин М.А. Москва. Памятники архитектуры XVIII-XIX веков. М.,1975.

  17. История русского и советского искусства. Учебное пособие для вузов. М., 1989.

  18. Кириллов В.В. Архитектура русского модерна. Опыт формологического анализа. М., 1979.

  19. Кириченко Е.Н. Русская архитектура 1830-1910 годов. М.: Искусство.1978.

  20. Колпинский Ю.Д. Искусство Эгейского мира и Древней Греции. М.,1970.

  21. Колпинский Ю.Д. Памятники мирового искусства. Искусство этрусков и Древнего Рима. М.,1982.

  22. Коуэн Г.Дж. Строительная наука XIX-XX века. М.,1982.

  23. Лазарев В.Н. Византийское и древнерусское искусство. М., 1978.

  24. Леврон Ж. Лучшие произведения французских архитекторов прошлого. М., Стройиздат. 1986.

  25. Лесковская О.А. Французская готика. М.: Искусство.1973.

  26. Лихачев В.Д. Искусство Византии XIV-XV веков. Л-д.,1986.

  27. Муратова К.М. Мастера французской готики XII-XIII веков. М.,1988.

  28. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. М.,1989.

  29. Станькова Я. Тысячелетнее развитие архитектуры. М.: Стройиздат.1987.

  30. Художественные модели мироздания. М., 1997. Кн.1.

  31. Чегодаев А.Д. Искусство США. 1675-1975. Живопись. Архитектура. Графика. М.,1976.


в) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

  1. Научная библиотека Томского государственного университета [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Томск, 1998 – . – Режим доступа: http://www.lib.tsu.ru


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Архитектура как вид искусства»

Кафедра теории и истории культуры располагает следующим необходимым материально-техническим обеспечением для выполнения настоящей программы:

- доступ к сети Интернет во время самостоятельной подготовки;

- наличие специальных аудиторий, оборудованных мультимедийной аппаратурой для практической работы с визуальным рядом и проведения тест-контрольных;

- электронная коллекция «Виртуальный музей».
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки 031400 (Культурология).
Автор: Савельева Е. Н к.филос.н.. доцент кафедры теории и истории культуры ИИК ТГУ

Рецензент: Кошляк А. Ф. ассистент кафедры теории и истории культуры ИИК ТГУ

Программа одобрена на заседании кафедры теории и истории культуры ИИК

от _2010 года, протокол № ________.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины Архитектура как вид искусства iconЛитература как искусство слова. Теория литературы. Литература как...
Иметь представление о литературе как словесном виде искусства, о литературных родах и жанрах
Рабочая программа дисциплины Архитектура как вид искусства iconТема «Архитектура России»
Основным содержанием изучения изобразительного искусства в 8-ом классе в IV четверти является архитектура и декоративное искусство...
Рабочая программа дисциплины Архитектура как вид искусства iconВид искусства литература, живопись, графика, скульптура, архитектура,...
В результате она становится все более адекватной природе, современной картине мира и современному мышлению. С новых позиций она способна...
Рабочая программа дисциплины Архитектура как вид искусства iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Понятие искусства. Пластические, или пространственные виды искусства: изобразительные, живопись, графика, скульптура, Конструктивные:...
Рабочая программа дисциплины Архитектура как вид искусства icon1. Музыка как вид искусства. Эпохальные стили в западноевропейском музыкальном искусстве
Целью данного курса является формирование четкого представления о путях исторического развития музыкального искусства, его различных...
Рабочая программа дисциплины Архитектура как вид искусства iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Роль чтения в жизни человека. Литература как вид искусства и как учебный предмет
Рабочая программа дисциплины Архитектура как вид искусства iconРабочая программа Основной образовательной программы (ооп) Специальность 270301 «Архитектура»
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы права» предназначена для реализации Государственного образовательного стандарта среднего...
Рабочая программа дисциплины Архитектура как вид искусства iconРисунок вид графики и вместе с этим основа всех видов изобразительного...
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося...
Рабочая программа дисциплины Архитектура как вид искусства iconЗначение музыки как вида искусства
Непостижимая власть музыки над человеком. Она принуждает радоваться и плакать, может помочь пережить горе, снять душевный стресс,...
Рабочая программа дисциплины Архитектура как вид искусства iconКрасниковой Г. Б. для специальности 270301 «Архитектура» рабочая...
«Архитектура» спо (базовый уровень), с учетом требований Государственного образовательного стандарта спо к минимуму содержания и...
Рабочая программа дисциплины Архитектура как вид искусства iconРабочая программа дисциплины «Архитектура ЭВМ и систем»
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена на основании фгос впо, утвержденного Министерством образования и науки рф, и учебного...
Рабочая программа дисциплины Архитектура как вид искусства iconРабочая программа дисциплины «архитектура ЭВМ и систем»
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена на основании фгос впо утвержденного Министерством образования и науки РФ и учебного...
Рабочая программа дисциплины Архитектура как вид искусства iconПояснительная записка общая главная цель уроков литературы: приобщение...
Как и в средних классах, литература в 10 и 11 классах изучается как вид искусства, а элементы истории и теории литературы в основном...
Рабочая программа дисциплины Архитектура как вид искусства iconПояснительная записка общая главная цель уроков литературы: приобщение...
Как и в средних классах, литература в 10 и 11 классах изучается как вид искусства, а элементы истории и теории литературы в основном...
Рабочая программа дисциплины Архитектура как вид искусства iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Литература как вид искусства. Литературоведение как наука. Закономерности литературного процесса. Литературные роды, виды и жанры....
Рабочая программа дисциплины Архитектура как вид искусства iconПрограмма дисциплины ит-инфраструктура
Компоненты архитектуры информационных технологий (ИТ). Процессы управления ит. Бизнес-архитектура. Архитектура инфраструктуры. Понятие...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск