Скачать 1.13 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Автономная некоммерческая организация «Владимирский институт бизнеса» Кафедра русского и иностранных языков О. И. СОКОЛОВА РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИУчебно-методическое пособие для студентов I курса дневной формы обучения Специальности 061100 – «Менеджмент организации», 061500 – «Маркетинг», 060500 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 060400 – «Финансы и кредит», 351000 – «Антикризисное управление», 315400 – «Прикладная информатика» Владимир 2007 ББК 81.411.2 С59 УДК 482 Печатается по решению редакционно-издательского совета Владимирского института бизнеса С-59 Русский язык и культура речи. Учебно-методическое пособие для студентов I курса дневной формы обучения. – Владимир: ВИБ, 2007. – 54 с.Пособие предназначено для студентов I курса дневной формы обучения (Специальность 061100 – «Менеджмент организации», специальность 061500 – «Маркетинг», специальность 060500 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», специальность 351000 – «Антикризисное управление», 060400 – «Финансы и кредит», специальность 315400 – «Прикладная информатика»). В учебном пособии представлены задания ко всем разделам, изучаемым в курсе «Русский язык и культура речи».Предлагаемые задания могут быть использованы как для аудиторной, так и для самостоятельной работы студентов.Составитель: О.И. Соколова, канд. филол. наук, доцент кафедры русского и иностранных языков Владимирского института бизнеса Рецензенты М.Р. Новикова, канд. филол. наук, доцент кафедры журналистики Владимирского государственного университета © О.И. Соколова, 2007 © Владимирский институт бизнеса, 2007 СОДЕРЖАНИЕ Система функциональных стилей……………….…………………………..…………….4 Официально-деловой стиль………………………………………………....………..……5 Научный стиль……………………………………………………………..………….…..10 Публицистический стиль…………………………………………………..………….….13 Разговорный стиль…………………………………………………………..………….....13 Язык художественной литературы………………………………………..………….….14 Культура речи. Нормативный аспект культуры речи……………………..……………16 Коммуникативный аспект культуры речи. Коммуникативные качества речи……..…30 Этический аспект культуры речи. Речевой этикет…………………….……………..…41 Устное публичное выступление…………………….…………………….…………..….42 Формы делового общения. Деловой этикет…...………………………………………...45 Невербальные средства общения…………………………………………………….…..49 Речевой имидж делового человека …………………………………………………....…50 Рекомендуемая литература………………………………………..………………….…..52 Интернет-ресурсы……………………………………………...…………………….……53 СИСТЕМА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ Задание 1 Заполните таблицу стилеобразующих факторов функциональных стилей (поставьте знак «+» в соответствующей колонке). Используйте материал для справок.
Материал для справок. 1. Сфера общения: научная, общественно-политическая, правовая, бытовая, художественная. 2. Цель общения: эстетическое воздействие, передача информации, предписание, воздействие, соблюдение этикета, получение информации. 3. Функция речи: этикетная, эстетическая, коммуникативная, воздействия. 4. Вид речи: монолог, диалог, полилог. 5. Форма речи: устная, письменная. Задание 2 Заполните таблицу жанров. Используйте материалы для справки.
Материалы для справки: аналитическая статья, рассказ, устав, договор, лирическая поэма, монография, научная статья, диссертация, служебная записка, резюме, очерк, каталог, сопроводительное письмо, лекция, доверенность, письмо другу, беседа на бытовую тему, роман, словарь, энциклопедическая статья, репортаж, комплимент. Задание 3 Определите, к какому стилю относятся следующие тексты. Укажите экстралингвистические и лингвистические признаки, которые помогли вам определить стилистическую принадлежность. 1. Маркетинговые исследования показывают, что до 60% мужчин не могут подобрать себе костюм в магазинах. Особенно остро эта проблема стоит перед потребителями, имеющими нестандартную фигуру, нуждающимися в одежде для торжественных мероприятий, а также перед фирмами, желающими ввести корпоративный стиль одежды для персонала. Не меньше проблем с недорогой, но эстетичной одеждой и у многих женщин. Бывает грустно присутствовать на традиционных «Неделях высокой моды». Конечно, модельеры высокого класса должны иметь подиум для демонстрации своего творчества. Однако хотелось бы, чтобы они работали и на тех, кто не имеет возможности приобретать эксклюзивные экземпляры одежды, но кто имеет право выражать своё душевное богатство и личностную неординарность. 2. Образцом материнского благоразумия и доброты я считаю свою мать. Она совсем не походила на отца – ни по привычкам, ни по вкусам, ни по характеру. Она была очень уравновешенной женщиной, никогда не повышавшей голоса; Петербург, в котором она жила до замужества, чинный дом бабушки, гувернантки, обязательное чтение классических авторов оказали на нее свое влияние. Она редко ласкала детей, в то время как к отцу я бежал навстречу и прыгал ему на грудь, зная, что этот сильный человек только иногда притворяется взрослым, а, в сущности, он такой же, как и я, мой ровесник, и если я приглашу его в сад возить игрушечные коляски, то он подумает и пойдет. Я не переставал ощущать ее превосходство над собой, необъяснимое, но несомненное и вовсе не зависящее ни от ее знаний, ни от ее способностей. 3. Билборды размещают вдоль улиц и магистралей, на фасадах, торцах, крышах зданий. Цель – закрепить в головах автомобилистов и пешеходов марку товара или фирменный знак. Билборды активно применяют и для нужд политической рекламы. Например, в 1996 г. на выборах Президента России по Москве были расставлены щиты, показывающие, как Ю.Лужков жмет руку Б.Ельцину. Эту картину сопровождал слоган: «Москвичи сделали свой выбор». Конкурент изображенных персонажей Г.Зюганов на большой пресс-конференции заявил, что эти щиты показывают, как Ю.Лужков наконец-то прощается с Б.Ельциным. Шутка транслировалась в СОИ. За одну ночь пришлось на всех щитах выклеивать пленку с новым слоганом: «Только вместе». 4. В нашей стране обитает около 100 видов кузнечиков. Самый крупный из них – степная дыбка, который, кстати, не прыгает. Дыбка достигает в длину около 8 сантиметров. А самый маленький кузнечик, размером всего в полтора сантиметра, называется оранжерейным, так как может жить только в теплицах и оранжереях. Его родина – Китай, именно оттуда его завезли в Европу и в Америку. Самца кузнечика легко отличить от самки. У самки на конце брюшка длинный, похожий на меч, яйцеклад, а у самца он отсутствует. Зато у него есть «зеркальце», благодаря которому он и издает стрекот. «Зеркальце» – это округлая перепонка, расположенная в основании правого надкрылья. Напротив него, на левом надкрылье, тоже есть «зеркальце», но только с зубчиками. Кузнечик вибрирует надкрыльями, «зеркальца» трутся друг об друга, так и получается знаменитая «песня» кузнечика. |
Тема: Введение в курс «Русский язык и культура речи». Основные понятия курса «Русский язык и культура речи»: литературный язык, язык и речь, норма, диалект, культура языка и культура речи, устная речь, письменная... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи» Русский язык и культура речи Направление подготовки 032100. 62 Физическая культура Форма подготовки очная/заочная | ||
Методические рекомендации к курсу Русский язык и культура речи Русский язык и культура речи: Методическое пособие (заочное обучение)/ Пермский институт фсин россии | Рабочая программа дисциплины русский язык и культура речи степень... Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» подготовлена Лазаревой Г. А., к п н., доцентом кафедры общественных... | ||
Русский язык и культура речи Данные задания, контрольные вопросы, темы рефератов и тесты помогут вам при изучении предмета «Русский язык и культура речи», а также... | Русский язык и культура речи Русский язык и культура речи: Контрольные задания для студентов заочной формы обучения сгга/ Сост доц. М. К. Чирейкин. ─ Новосибирск:... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине русский язык и культура речи «Русский язык и культура речи» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Программа зачетной работы для студентов зо факультета лмф письменная... Указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «русский язык и культура речи» | ||
Рабочая программа дополнительного учебного курса «Культура речи.... Русский язык и культура речи вводятся в соответствии с фгос в качестве инвариантной дисциплины гуманитарного цикла | Программа курса «Русский язык и культура речи» Дисциплина «Русский язык и культура речи» В связи с этим программа базового курса включает материал, позволяющий студентам | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) Русский язык и культура речи... Дисциплина «Русский язык и культура речи» нацелена на повышение уровня практического владения современным русским языком и приобретение... | Контрольная работа № по дисциплине «Русский язык и культура речи» Московский государственный технический университет «мами кафедра «Русский язык» | ||
Методическая разработка оценка качества учебного процесса и деятельности... Компетентностный подход в образовании в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи» | Методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине... Культура речи предполагает прежде всего правильность речи, то есть соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его... | ||
Тест по дисциплине «Русский язык и культура речи» разделы «Орфография.... Т. В. Козлова Т. В. Щербакова 2012 г. 2012 г | Методическая разработка урока для учащихся 10 классов по теме: «Культура... Указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «русский язык и культура речи» |