Скачать 86.86 Kb.
|
Департамент образования города Москвы ГБОУ СПО Педагогический колледж № 18 «Митино» Реферат Предмет География Тема: Проблема воспитания экологической культуры Выполнила: студентка 10 группы специальности 050704 Дошкольное образование Молчанова Анна Владимировна Проверила: преподаватель Тумаева О.В. Москва, 2011 Содержание
1. Введение История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Мы считаем, что экологическое воспитание – самое важное в наше время. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относиться к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки на нашей планете. Актуальность данной темы помогла выдвинуть гипотезу: если использовать различные формы и методы экологического воспитания во внеурочное время, это будет способствовать формированию экологической культуры личности. Для реализации данной цели поставили следующие задачи:
2.1. Связь экологии и культуры Связь экологии и культуры исключительно тесная. Ситуация, характеризующая состояние окружающей среды, убедительно свидетельствует, что никакие позитивные изменения в экологии невозможны без изменений в культуре природопользования, без того чтобы уже сегодняшних подростков научить жить в созвучии с окружающим миром. Необходимо выработать новый взгляд на природу и свое место в ней, научиться новому образу жизни, избавляясь от потребительской психологии и ощущая личную ответственность за благополучие среды обитания. Слово «Экология» образовано от греческого «ойкос», что означает дом, местообитание и «логос» - наука. В буквальном смысле экология – это наука об организмах «у себя дома». Наука, в которой особое внимание уделяется «совокупности или характеру связей между организмами и окружающей среды». Культура – это та область человеческого бытия, в основании которой лежат жизненные ценности, которые в свою очередь покоятся на фундаменте общечеловеческих ценностей. Сделать эти ценности достоянием личности – задача воспитания. Через передачу культуры, воспитание участвует в формировании культурного опыта каждого. Рост населения и расширяющееся развитие сельского хозяйства, промышленности, строительства, транспорта вызвали массовое уничтожение лесов. Выпас скота в больших масштабах приводил к гибели лесов и травяного покрова, к эрозии почвенного слоя. Истреблены десятки видов животных. Строительство и эксплуатация промышленных предприятий, добыча полезных ископаемых привели к серьезным нарушениям природных ландшафтов, загрязнению почвы, воды, воздуха различными отходами (приложение 1). 2.2. Ситуация сегодня Рассматривая экологические проблемы, нельзя не обратиться к глобальным проблемам современности. На сегодняшний день мы имеем следующую ситуацию. Во-первых, интерес к глобальным экологическим проблемам постепенно утратил первоначальную остроту. На это повлияла информация о надвигающихся опасностях. Она неизменно повторялась на протяжении многих лет и, в конце концов, люди устали ее воспринимать. Во-вторых, ряд прогнозов, предрекающих скорое наступление кризисов и катаклизмов, не оправдался. В-третьих, основные формы и методы исследований в принципиальном плане были разработаны к середине 70-х годов. Данные формы и методы совершенствовались, обеспечивали получение новых результатов, но эти результаты были лишены сенсационности. Отсюда можно сделать вывод, что первостепенность значения глобальных проблем все больше вызывает сомнения у людей с обыденным сознанием. Сегодня человечество вынуждено решать глобальные экологические проблемы и вырабатывать такую концепцию взаимодействия с природой, которая обеспечила бы выход из кризисной ситуации и дальнейшее позитивное развитие общества и биосферы в целом. В связи с этим происходит переосмысление позиций по самым ключевым вопросам: о сущности человека, о его роли и назначении в мире, о тенденциях в развитии культуры, о взаимоотношениях Человека и Природы. 2.3. Педагогические основы воспитания экологической культуры Исследуя эффективность использования технологий воспитания экологической культуры, установили, что она прямо зависит от ориентации на психовозрастные особенности детей, специфику мировосприятия и опыт взаимодействия с окружающей средой. Так, выявлено, что в воспитании экологической культуры младшего школьника акцент делается на формирование отношения к самому себе и ближайшему окружению - сверстникам, учителям, родителям. Это связано со спецификой мироощущения учащихся начальной школы - социальный аспект отношений более значим, чем отношение к природе, которую они воспринимают как жизненный фон. Поэтому развитие экологической культуры у младших школьников связано с динамикой в системе отношений от отношения к осознанию природы как самостоятельной ценности - к Себе (1 класс) - к Другому (2 класс) - к Природе (3 класс). К формам воспитания экологической культуры можно отнести следующие: традиционные учебные занятия, экологические игры, экологические сказки, экологическая тропа, практикумы, опыты и т.д. - те технологические приёмы, которые, во-первых, в наибольшей степени отвечают потребностям и возможностям младшего возраста, а во-вторых, позволяют изменить потребительское отношение учащихся к природе. Воспитать в ребёнке бережное отношение к природе, повысить уровень экологической культуры возможно лишь тогда, когда сами взрослые, будь то родители, или учителя, обладают определённой экологической культурой. Разработка структуры экологической компетентности педагога имеет научно-теоретическое и практическое значение. Данная проблема лежит на стыке структурирования личностной культуры, педагогической культуры и культуры взаимоотношения с природой. В структуру экологической компетентности должны входить такие показатели: - высокий уровень экологических знаний; - знание современных образовательных технологий в области воспитания; - знание экологической обстановки в России и основных направлений государственной политики в области охраны природы; - умение организовать различные виды деятельности в природе с целью формирования у младшего школьника бережного отношения к ней; - умение анализировать и обобщать передовой педагогический опыт в области воспитания экологической культуры; - общие педагогические способности; - отношение педагога к природе как ценности; - умение анализировать результативность общения в процессе экологической деятельности; - стремление повышать уровень экологической культуры. 2.4. Экологическая игра Обратимся конкретно к такой форме, как экологическая игра, и её использованию в воспитании экологической культуры. Экологические игры - это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе. В практике школьного воспитания экологической культуры существует следующая классификация экологических игр: соревновательные экологические игры, ролевые экологические игры (приложение 1). Основные задачи учителя при использовании им экологической игры состоят в следующем: - формирование системы знаний о природе; - формирование мотивов, потребностей, привычек, экологически целесообразного поведения и деятельности в природе; - формирование коммуникативных умений и навыков. Технология проведения экологической игры состоит в следующем: 1. Учитель выбирает раздел программы и темы, в которых можно проводить экологические игры. 2. Определяет место выбранного раздела и темы в системе воспитания экологической культуры, выделяет основные понятия, идею, систему формирующих отношений. 3. Составляет структуру и ход экологической игры. 4. Определяет систему педагогических условий, построенных на основе игрового метода, обеспечивающих эффективное формирование экологических знаний по выбранной теме. 5. Составляет систему заданий для проверки стартового уровня сформированности знаний и отношений, проводит диагностику. 6. Составляет комплекс заданий с целью проверки эффективности использования игрового метода в воспитании экологической культуры младшего школьника. 3. Заключение Проблемы экологии – это, в первую очередь, проблемы человеческого сознания. Потребительское, антисознательное отношение человека к природе и к окружающим его людям, является причиной множества проблем современности. Таким образом, рациональным способом решения экологических и всех остальных проблем, является деятельность, направленная на формирование сознания людей, то есть популяризация здорового образа жизни, нравственных и патриотических ценностей. Чрезвычайно важным фактором формирования сознательности как таковой, является общественное мнение. 4. Библиография 1. Курсовая работа http://referat.ru/referats/view/19019 2. Реферат: "К вопросу о технологии воспитания экологической культуры учащихся младших классов" http://www.neuch.ru/referat/66183.html 3. Воспитание экологической культуры учащихся через научно-исследовательскую деятельность http://www.ecosystema.ru/03programs/publ/kashina.htm 4. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 5. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. М., 1990. 6. Гирусов Э.В. Природные основы экологической культуры. М., 1989. 5. Приложения 1. Загрязнение океанов. 2. Для определения психолого-педагогического значения и структуры игры можно воспользоваться следующей схемой: |
Рабочая программа по учебному курсу «География» 6 10 класс Базовый уровень География предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного... | Реферат Предмет География О нарушении озонового слоя свидетельствовали озоновые дыры, появлявшиеся весной над Антарктикой. Весь озон на планете находится как... | ||
Реферат Предмет География Мгэик, или ipcc, от Intergovernmental Panel on Climate Change, которая каждые 5–6 лет публикует доклады о будущих изменениях климата... | Рабочая программа учебного курса «География. Профильный уровень» Школьная география- это единственный учебный предмет, который рассматривает прямые и обратные связи между природными и социально-экономическими... | ||
Пояснительная записка к программе интегрированного курса по географии... Программа курса предназначена для учащихся 6 класса и рассчитана на 68 часов. В буп определён предмет география в количестве 1 часа... | География, страноведение «География Земли» (VI-VII классы), авторской программы: Климанова О. А., Кли манов В. В. Программа курса «География. Землеведение»... | ||
Рабочая программа Предмет: География России. Природа и население.... Учебник: География России. Природа и население. Хозяйство и географические районы. 8-9 классы | Реферат пишется по теме “Творчество, креативность, инновации как... Научный реферат пишется по теме “Творчество, креативность, инновации как предмет научного исследования” | ||
Информатика. Урок: «виртуальный музей вычислительной техники» Предмет Учебно тематический план изучени курса «Экономическая и социальная география мира» в 11 классе | Рабочая программа предмета «география» Николина В. В., Алексеев А. И., Липкина Е. К. География. Программы образовательных учреждений. 6-9 классы. География. Природа и люди.... | ||
Программа по учебному предмету «география» 8 класс Дахиной Кристины Михайловны И. И. Баринова, В. П. Дронова «География России» (Сборник: География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6—11 классы.... | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 География туризма... Для успешного усвоения дисциплины необходимы знания, полученные студентами при изучении следующих дисциплин, таких, как введение... | ||
Рабочая программа Предмет: География Примерных стандартов по географии. Стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г., примерной... | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... «Социальная и экономическая география», «Физическая география и ландшафтоведение» | ||
Рабочая программа Предмет: География ... | Рабочая программа дисциплины география поволжья Курс «География Поволжья» является логическим продолжением предшествующего модуля «Физическая география», некоторых разделов модуля... |