Молодежная революция на Западе и ее влияние на отечественную социологию





Скачать 33.95 Kb.
НазваниеМолодежная революция на Западе и ее влияние на отечественную социологию
Дата публикации14.02.2015
Размер33.95 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы

Молодежная революция на Западе и ее влияние на отечественную социологию


Выделение в отдельную отрасль в мировой социологии относится ко времени 60-х гг., когда мощная социальная потребность в понимании сути молодежного протеста привела к росту обостренного внимания к молодежным проблемам. В центре интереса исследователей — конфликт поколений и роль молодежи в социальных изменениях.

На этой волне стали популярными и активно обсуждались теории К. Мангейма и особенно его подход к новым поколениям как источнику и силе в социальном прогрессе. Привлекли общественное внимание лекции Маргарет Мид о типах культурного контакта поколений на разных фазах исторического развития. Появились многочисленные трактовки сути межпоколенного конфликта, а также исследования молодежной культуры.

Позднее (в 70-80-е гг.), с изменением ситуации на рынках труда и появлением многочисленного поколения с высоким уровнем образования, в западных странах акценты в исследованиях молодежи опять переместились в сторону социально-экономических проблем: образование как система подготовки последующих поколений, политический выбор молодежи, молодежь на рынке труда, молодежная субкультура и молодежное потребление [1, 2]. Однако проблема осмысления молодежного бунта 60-х составила целую эпоху в социологии молодежи.

В советской социологии исследования молодежи возродились также в 60-е гг., но их социальный контекст был иным. Во-первых, эта область очерчивалась в процессе общего возрождения социологических исследований на волне политической и стала развиваться одной из первых, главным образом в опросах общественного мнения. Этому способствовало создание многочисленных социологических групп при обкомах и горкомах комсомола, изучавших общественное мнение молодежи по современности. Первая такая группа возникла при ЦК ВЛКСМ в декабре 1964 г. и первоначально состояла из трех человек: В. Васильева, А. Кулагина и В. Чупрова [3, с. 26-27]).

Во-вторых, интерес к молодежной проблематике со стороны государства направлялся потребностью удержать молодое поколение в рамках наследования социалистических идеалов предыдущих поколений, сохранения принципа преемственности поколений. Поэтому в те годы появилось множество публикаций и диссертационных работ, посвященных молодежному бунту на Западе [4]. Такие исследования широко приветствовались, так как с точки зрения господствующей идеологии имели свою сверхзадачу как избежать подобных явлений в Советском Союзе.

Сложность развития этой отрасли в те годы заключалась в том, что в идеологии государства и социальной практике продолжало господствовать отношение к молодежи лишь как к объекту воспитания, формирования личности. Поэтому центральным вопросом в исследованиях был вопрос о социалистических идеалах молодого поколения и насколько молодые следуют революционным традициям отцов

Функция молодежного возраста рассматривалась как усвоение норм и ценностей, господствующих в обществе Особенности молодости как возрастного цикла (и, в частности, молодежная субкультура и молодежные движения) трактовались как формы девиантного поведения. Октябрятско-пионерские организации и комсомол были формами возрастной группировки, необходимой для осуществления официальной политики и подчинения младших возрастных групп авторитету старшинства. Недоверие и авторитаризм по отношению к молодежи выразились в постепенном искусственном продлении возрастных рамок юности (и соответственно принадлежности к молодежной организации) до 28 лет: легитимное свидетельство отказа в предоставлении статуса взрослости, в правах и возможностях для полноценной самореализации.

Идеология государства по отношению к молодежи как объекту социального воздействия выразилась в социальном заказе зарождающейся социологии: исследовать проблемы коммунистического воспитания молодежи. Именно так и определялась в Постановлении Президиума Академии наук СССР в 1968 г. одна из задач созданного Института конкретных социальных исследований [5, с. 6].

В этом отношении весьма показательна дискуссия, развернувшаяся на конференции в мае 1967 г. между, с одной стороны, М.Н Руткевичем и, с другой — И.С. Коном и В.А. Ядовым, которые предлагали ввести понятие, определяющее активно-субъектное отношение к социальной среде. М.Н. Руткевич же настаивал на традиционном понятии как форме идеологического воздействия. Принципиальным различием этих понятий Кон считает разный принцип взаимодействия объекта воспитания со средой: [6, с. 134].
[1] Brake М. The Sociology of Youth Culture and Youth Subcultures. London: Routledge and Kenal Paul, 1989.

[2] Hurrelmann K. Youth - A Productive Phase in Human Life // Education. Vol. 39. Tubingen, 1985.

[3] Социология молодежи. Учебник/Отв. ред. В.Т.Лисовский. Санкт-Петербург: Издательство С.-Петербургского университета, 1996.

[4] Пути и перепутья : Молодежь Запада у развалин общества всеобщего благоденствия/Отв. ред. А.А.Галкин, Т.Т.Тимофеев. М.: Международные отношения, 1985.

[5] Об организации Института конкретных социальных исследований. - Постановление Президиума Академии наук СССР // Вестник Академии наук СССР. 1968, № 9.

[6] Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Наука. 1988.

По материалам: http://majesticarticles.ru/naykaiobrazovanie/obrazovanie/pred/fil/05843903.html

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Молодежная революция на Западе и ее влияние на отечественную социологию iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Молодежная субкультура...
«молодежная культура», «молодежная субкультура», «молодежная контркультура» и т д
Молодежная революция на Западе и ее влияние на отечественную социологию iconТема Предмет и метод конфликтологии
«молодежная культура», «молодежная субкультура», «молодежная контркультура» и т д
Молодежная революция на Западе и ее влияние на отечественную социологию iconПрограмма воспитательной системы класса
«молодежная культура», «молодежная субкультура», «молодежная контркультура» и т д
Молодежная революция на Западе и ее влияние на отечественную социологию iconПротокол №4 «20» декабря 2011г
«молодежная культура», «молодежная субкультура», «молодежная контркультура» и т д
Молодежная революция на Западе и ее влияние на отечественную социологию iconПрограмма вступительных испытаний
«молодежная культура», «молодежная субкультура», «молодежная контркультура» и т д
Молодежная революция на Западе и ее влияние на отечественную социологию iconИнформационный бюллетень №2: статьи из периодических изданий, поступивших...
«молодежная культура», «молодежная субкультура», «молодежная контркультура» и т д
Молодежная революция на Западе и ее влияние на отечественную социологию iconИзвещение о проведении открытого аукциона Способ закупки: открытый...
«молодежная культура», «молодежная субкультура», «молодежная контркультура» и т д
Молодежная революция на Западе и ее влияние на отечественную социологию iconРеферат «агроклиматическая характеристика московской области»
Граничит: на северо-западе и на севере с Тверской областью, на севере — с Ярославской, на северо-востоке и на востоке — с Владимирской,...
Молодежная революция на Западе и ее влияние на отечественную социологию iconРабочая программа дисциплины Мотивация и стимулирование трудовой...
Б 3 уц ооп. Данный курс, находясь в системе наук об управлении, объединяет основы теории управления, управление персоналом организации,...
Молодежная революция на Западе и ее влияние на отечественную социологию iconРеферат по истории на тему: Содержание
Этот стереотип сложился у нас за период 1917-1991. Но была и другая революция. Революция, которая не преследовала цели захватить...
Молодежная революция на Западе и ее влияние на отечественную социологию iconТема: Украинская национальная революция (1917 1918 гг.)
Февральская революция в России и ее последствия для Украины. Создание Украинской Центральной Рады
Молодежная революция на Западе и ее влияние на отечественную социологию iconТема. Научно-технический прогресс и его влияние на журналистику
Я. Н. Научно техническая революция и журналистика // Вестник мгу. Серия 10. Журналистика. 1971. №4
Молодежная революция на Западе и ее влияние на отечественную социологию iconТематика рефератОВ
Великая Французская буржуазная революция и Великая социалистическая революция: исторические уроки
Молодежная революция на Западе и ее влияние на отечественную социологию iconТемы рефератов натурфилософия эпохи античности. Научная революция...
Научно-технический прогресс и превращение науки в непо­средственную производительную силу
Молодежная революция на Западе и ее влияние на отечественную социологию iconТемы рефератов 1 семестр Натурфилософия эпохи античности. Научная...
Научно-технический прогресс и превращение науки в непосредственную производительную силу
Молодежная революция на Западе и ее влияние на отечественную социологию iconТемы рефератов 1 семестр Натурфилософия эпохи античности. Научная...
Научно-технический прогресс и превращение науки в непосредственную производительную силу


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск