Е. А. Омельченко // Теоретические и методологические проблемы современных наук: материалы IV международной научно-практической заочной конференции (Новосибирск, 29 марта 2012 г). Новосибирск: Изд-во «Сибпринт», 2012





Скачать 147.18 Kb.
НазваниеЕ. А. Омельченко // Теоретические и методологические проблемы современных наук: материалы IV международной научно-практической заочной конференции (Новосибирск, 29 марта 2012 г). Новосибирск: Изд-во «Сибпринт», 2012
Дата публикации14.02.2015
Размер147.18 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Омельченко, Е. А. Становление культуры самовыражения в профессиональной деятельности у студентов-бакалавров педагогического ВУЗа в процессе обучения / Е. А. Омельченко // Теоретические и методологические проблемы современных наук: материалы IV Международной научно-практической заочной конференции (Новосибирск, 29 марта 2012 г). – Новосибирск: Изд-во «Сибпринт», 2012. – С. 40-53.
СТАНОВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ САМОВЫРАЖЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
В статье рассматриваются возможности учебного процесса, которые положительно сказываются на становлении у бакалавров педагогики культуры самовыражения в профессиональной деятельности. Особое внимание уделено проблемному и исследовательскому обучению.

Ключевые слова: культура самовыражения в профессиональной деятельности, проблемное обучение, исследовательское обучение.
Проблема самовыражения человека в профессиональной деятельности является, на наш взгляд, одной из тех, которые постоянно остаются актуальными. Ведь каждый из нас ищет в выполнении своей работы возможности для проявления своих личностных особенностей, каждому хотелось бы найти среди коллег понимание, поддержку, каждый стремится к тому, чтобы психологически комфортно чувствовать себя в коллективе, максимально реализовать и раскрыть свой потенциал.

Сказанное еще более важно, если речь идет о профессиональной деятельности педагогов. Здесь нужно говорить не только о стремлении этих людей передать другим то, что ценно и значимо для них самих (т. е. о самовыражении), но и о характеристиках способов и средств, которые они для этого используют. Речь идет о необходимости наличия у педагогов культуры самовыражения в профессиональной деятельности.

Эта проблема важна также потому, что педагогическая деятельность предъявляет свои специфические требования к личности выполняющего ее. Эти требования в педагогике описываются через педагогические способности или компетенции, которые должны быть сформированы у студентов-бакалавров педагогического ВУЗа к моменту завершения обучения. Иными словами, педагог для успешного выполнения своих обязанностей должен соответствовать образцу, задаваемому извне. Однако, этот образец может не соответствовать личностным особенностям человека, получающего высшее педагогическое образование. В этом случае повышается вероятность того, что студент не увидит в профессии возможностей для самовыражения и сделает вывод или о своей непригодности к педагогической деятельности или о том, что эта деятельность ему не подходит. В результате он или прекратит обучение или, как это в большинстве случаев бывает, завершив обучение в ВУЗе, не станет работать по специальности. Чтобы содействовать положительному решению этой проблемы, нужно, на наш взгляд, в процессе обучения студентов-бакалавров педагогического ВУЗа создавать условия, способствующие становлению их культуры самовыражения в профессиональной деятельности.

Так как студентам интересно обучаться тогда, когда у них есть возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность, то на учебных занятиях можно использовать большое разнообразие самостоятельных работ и вовлекать обучающихся в исследовательскую деятельность. Нами было показано [5], что такая деятельность положительно сказывается на становлении культуры самовыражения студентов. Поэтому в ВУЗе нужно продолжать развитие имеющегося у бакалавров опыта осуществления исследований, который был получен ими в школьные годы. Однако, работа со студентами ВУЗа в последние годы показывает, что этот опыт часто минимален, а для полноценного осуществления исследовательской деятельности необходимо целенаправленное формирование умения ставить проблемы, в том числе и умение проблематизировать ситуации (занимать исследовательскую позицию по отношению к объекту или ситуации), как из обыденной жизни, так и педагогические.

Умение проблематизировать ситуации дает возможность студентам с другой точки зрения увидеть педагогическую ситуацию, найти в ней новые свойства и отношения, что очень хорошо реализует стремление молодых людей к новым идеям. К тому же, в ходе выполнения исследовательской деятельности у обучающихся появляется повод понять, как может выстраиваться их жизнь после получения диплома бакалавра педагогики, ведь те, кому исследовательская деятельность окажется наиболее близкой, могут пойти обучаться в магистратуру и строить свою научную карьеру. Те, кому она будет не очень интересна, могут сразу приступить к практической педагогической деятельности. Таким образом, постепенно складывается представление студентов о том, какой будет их профессиональная жизнь, что требует наличия определенного уровня культуры самовыражения в профессиональной деятельности и, в то же время, способствует ее становлению.

Учебное или научное студенческое исследование подразумевает, в основном, самостоятельную деятельность молодых людей (преподавателю в этом процессе традиционно отводится роль консультанта) и способствует выходу юношей за пределы своего «Я», становлению представлений о собственной индивидуальности, качествах, сущности, т. к. позволяет постепенно сложиться осознанным целям презентации самого себя в профессиональной деятельности. В этом процессе у студентов-бакалавров есть возможность осознать свои достоинства и имеющиеся трудности в осуществлении исследовательской деятельности в частности, и в педагогической деятельности в целом. Кроме того, выполнение исследований создает условия для выбора средств самовыражения и осуществления действий в направлении достижения цели (в данном случае для исследования педагогических явлений или процессов).

С нашей точки зрения, для становления культуры самовыражения будущих педагогов в профессиональной деятельности важно обращать внимание на становление у них способов взаимодействия с субъектами образования, ведь именно на их культуру самовыражения будут смотреть дети, перенимая ее особенности.

Отметим, что при проведении разного вида исследований, важны активность и самостоятельность, являющиеся качествами самоорганизующего субъекта деятельности. У бакалавров на заключительном этапе исследования есть возможность получить определенные результаты и оценить их (рефлексия и саморефлексия). Все это позволяет сделать вывод о том, что в ходе выполнения исследований у будущих педагогов формируются такие навыки самоорганизации, как:

  • планирование деятельности;

  • коррекция этапов и способов деятельности;

  • гибкость и вариативность действий;

  • упорядоченность деятельности;

  • реализуемость планов;

  • комбинаторность подходов к деятельности;

  • одновременное удержание в сознании разных альтернатив.

Можно заметить, что при этом охвачены внутренний (отражает индивидуальные особенности самопроявлений человека) и внешний (показывает ориентацию человека на внешние обстоятельства в ходе самопроявлений) аспекты, содержащиеся в культуре самовыражения будущих педагогов. Кроме того, в ходе выполнения исследований студент должен искать и определять собственные личностные смыслы и ценностные отношения, чтобы ход и результаты обучения молодых людей приобретали личностный характер, создавая этим возможности для самовыражения студентов и способствуя становлению их культуры самовыражения в профессиональной деятельности.

Продуктивные формы организации учебной деятельности студентов, по нашему мнению, содержат довольно широкий спектр возможностей для становления их культуры самовыражения в профессиональной деятельности. В педагогической практике они представлены разнообразными видами творческих работ, которые выполняются обучающимися самостоятельно. К ним можно отнести (на основе работ А. В. Хуторского):

а) предметную продукцию по учебным курсам: рефераты, мини-исследования, анализ научных текстов, статей, курсовые работы и др.;

б) межпредметную или метапредметную продукцию как результат исследования фундаментальных образовательных объектов, выходящих за рамки одного изучаемого предмета;

в) методологическую продукцию: примененные, осознанные и описанные методы познания; выводы и обобщения; способы анализа педагогических ситуаций, сформулированные версии решения какой-либо педагогической проблемы; технологии поиска ответов на вопросы, возникающие в педагогической деятельности; индивидуальные образовательные программы освоения дисциплин учебного плана, планы самостоятельной работы, самоанализ учебной деятельности, самооценка, рецензии, отзывы.

Выполняя эти работы, молодые люди могут максимально проявить себя, раскрыться в соответствии со своими желаниями и способностями, достичь учебных, научных или творческих успехов, выбрать наиболее подходящие для них и соответствующие нормам общества способы достижения педагогических целей, самостоятельно выработать принципы и способы своей будущей профессиональной деятельности и поведения. Иными словами можно говорить о том, что происходит становление их культуры самовыражения в профессиональной деятельности.

Проведение самостоятельного изучения педагогического явления, педагогические исследования требуют от обучающихся в ВУЗе наличия не только названных ранее умений самоорганизации, но и владение общеучебными умениями, к которым относятся:

- учебно-организационные (организовывать свое рабочее место, планировать текущую работу, нацеливать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности);

- учебно-интеллектуальные или общелогические умения (читать осознанно, скоро писать, диалектически анализировать учебный или любой другой материал, сравнивать, классифицировать, обобщать, делать резюме, осуществлять абстрагирование, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, выделять логически законченные части в прочитанном и устанавливать взаимозависимости между ними, писать реферат на заданную тему, пользоваться исследовательскими умениями (постановка педагогических задач, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка гипотезы));

- учебно-информационные умения (пользоваться каталогом или электронными источниками информации, словарями, энциклопедиями, справочниками, оглавлениями, комментариями; составлять картотеку; применять в самостоятельной работе печатные и технические средства массовой информации; написать план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию);

- учебно-коммуникативные умения (слушать; слушать и одновременно записывать содержание лекций; литературным языком выражать свои мысли, пользоваться специальным языком той науки, которая лежит в основе изучаемого учебного предмета; выступать перед аудиторией; составлять план выступления, вести полемику, участвовать в дискуссии, высказывать тезисы, задавать уточняющие вопросы, аргументировать, доказывать) и специальными умениями, необходимыми при изучении конкретной учебной дисциплины.

Обладание этим комплексом умений позволяет студенту успешно справляться с различными самостоятельными работами, наличие которых характерно для продуктивных форм организации учебной деятельности.

Вовлечение студентов в продуктивные формы организации учебной деятельности делает для них обучение в ВУЗе личностно значимым, предоставляет возможность выразить себя в процессе обучения, формируя особенности самовыражения, которые постепенно складываются в культуру самовыражения в профессиональной деятельности. Все это позволяет обучающимся приобретать «большую свободу поступков и действий, возможность влияния на процесс и результат своей деятельности, самостоятельность и глубину мышления» [3, c. 3]. У них складывается культурная позиция по отношению к педагогической реальности. Они начинают осознавать себя творцами собственной педагогической культуры, развивая тем самым навыки самоорганизации, общеучебные умения, способствуя становлению культуры самовыражения в профессиональной деятельности.

Для рассмотренных возможностей становления культуры самовыражения студентов-бакалавров педагогического ВУЗа в учебном процессе важно сопровождение их:

а) диалогом между преподавателем и молодыми людьми, диалогом между обучающимися, т. к. именно в них происходит соприкосновение и взаимодействие культуры преподавателя с культурой студентов. Здесь у каждого обучающегося есть возможность понять какими качествами, необходимыми в профессиональной деятельности он уже овладел, а какие требуют развития. Студент может поставить цели дальнейшего самосовершенствования в профессиональной деятельности. Это постепенно приведет к поведенческим, интеллектуальным, профессиональным и другим изменениям в нем, а в целом, будет способствовать становлению внутреннего аспекта культуры самовыражения в профессиональной деятельности. В то же время, диалог подразумевает взаимодействие с другими молодыми людьми, преподавателем, что предполагает выход за пределы собственного «Я», реализуя стремление передать другим то, что ценно для самого юноши, т. е. демонстрируется ориентация студентов в процессе самовыражения на окружающий мир (в идеале на ценности педагогической культуры общества). В данном случае можно говорить о становлении внешнего аспекта культуры самовыражения в профессиональной;

б) дискуссией, в которой создаются возможности для рассуждений, сомнений, высказывания обучающимися своих мыслей по поводу получаемой специальности, что положительно сказывается на становлении их культуры самовыражения в профессиональной деятельности;

в) саморефлексивной и рефлексивной деятельностью, позволяющей молодым людям осознать свою индивидуальность, уникальность и профессиональное предназначение. В ходе рефлексии у студентов-бакалавров формируется внутренний аспект культуры самовыражения.

Рассмотренные условия, с нашей точки зрения, можно реализовать, если использовать при проведении занятий со студентами проблемные методы обучения, к которым в ВУЗе относится, например, чтение проблемных лекций и лекций с заранее запланированными ошибками, проведение проблемных семинаров, практические работы с использованием ТРИЗ, деловых игр, эвристических бесед и т. п.

Такое обучение подразумевают постановку и разрешение педагогических проблем, т. е. задач, создающих проблемную педагогическую ситуацию. С психологической точки зрения «проблемная ситуация представляет собой более или менее явно осознанное затруднение, порождаемое несоответствием, несогласованностью между имеющимися знаниями и теми, которые необходимы для решения возникшей или предложенной задачи» [2, с. 125].

К признакам проблемы, отражающим отношение между задачей и теми, кому она предложена относят:

1) порождение проблемной ситуации (в науке или в процессе обучения);

2) определенную готовность и определенный интерес обучающихся к поиску решения;

3) возможность неоднозначного пути решения, обусловливающую наличие различных направлений поиска [6, с. 96].

В основе проблемного изложения материала лекций или проведения проблемных семинаров лежит принцип открытия обучающимися выводов педагогики, способов действия в определенных педагогических ситуациях или способов приложения педагогических знаний к практике. Это будет приобщать бакалавра, получающего педагогическое образование, к определенным пластам педагогической культуры.

Целью проблемного типа обучения является не только усвоение юношами результатов научного познания, системы педагогических знаний, но и самого пути (процесса) получения этих результатов, а также, что немаловажно с интересующей нас точки зрения, формирования интеллектуальной самостоятельности и самодеятельности, ведущих к активному самоопределению молодых людей.

При проблемном обучении деятельность преподавателя состоит в сообщении студентам научных фактов и организации их учебной деятельности таким образом, чтобы они самостоятельно делали педагогические выводы и обобщения, формулировали педагогические понятия и законы. Для этого преподаватель систематически использует такие приемы создания проблемных ситуаций, как:

  • подведение бакалавров к противоречию в педагогической теории или практике и предложение им самим найти способы его разрешения;

  • столкновение противоречий практической педагогической деятельности;

  • изложение различных точек зрения на один и тот же педагогический вопрос;

  • «предложение рассмотреть педагогическое явление с различных позиций; побуждение делать сравнения, обобщения, выводы на педагогическом материале» [1, с. 67].

При этом, с точки зрения положительного влияния на становление у студентов-бакалавров культуры самовыражения в профессиональной деятельности важно, чтобы преподаватель обращал внимание обучающихся на то, как и почему возникает проблемная ситуация в учебном или воспитательном процессе, во взаимодействиях с другими людьми, в сфере самоорганизации и самообучения и т. д.:

  1. проблемная ситуация возникает при необходимости многообразного выбора из систем имеющихся знаний единственно необходимой системы, использование которой только и может обеспечивать правильное решение проблемной педагогической ситуации;

  2. проблемная педагогическая ситуация возникает в случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения педагогической задачи и практической неосуществимостью или нецелесообразностью избранного способа;

  3. проблемная педагогическая ситуация создается тогда, когда «существует объективно заложенное в принципиальных схемах противоречие между статическим характером самих изображений и необходимостью увидеть в них динамические процессы» [7, с. 271].

Причем, здесь стоит говорить не только об учебных педагогических задачах, но и о реальных проблемах в педагогической деятельности, с которыми сталкивались студенты, например, в период практики. Для этого проблемы должны быть значимы для бакалавров, их желательно подбирать в соответствии с потребностями и интересами данной группы обучающихся; студенты должны принимать активное участие в отборе учебных проблем, в разработке плана действий и способов их решения; педагогическая проблема должна допускать выбор разных способов решения; она должна быть обычной и повторяющейся, т. е. оправдывать усилия группы студентов; учебные педагогические проблемы должны быть достаточно серьезными, чтобы гарантировать заинтересованность группы студентов, с которыми работает преподаватель.

Разрешение педагогических проблем, их постановка позволяет преподавателю увлечь студентов своим предметом, постепенно развить интерес к педагогической деятельности, удивить красотой педагогической мысли и знания, побудить к самостоятельным мыслительным действиям, а это будет способствовать становлению их культуры самовыражения в профессиональной деятельности.

В исследовательском обучении, как и в проблемном (только с большей долей самостоятельной деятельности учащихся), происходит постановка студентами и решение ими проблемных задач, т. к. это обучение в наиболее полном, развернутом виде предполагает, что молодой человек:

  1. выявляет неизвестные (неясные) факты, подлежащие исследованию (ядро проблемы) в педагогике;

  2. уточняет и формулирует педагогическую проблему, которую необходимо разрешить;

  3. выдвигает гипотезы;

  4. составляет план исследования;

  5. осуществляет его, предлагая возможные решения педагогической проблемы;

  6. проверяет эти решения;

  7. исследует неизвестные педагогические факты и их связи с другими;

  8. проверяет выдвинутые гипотезы;

  9. формулирует результат;

  10. оценивает значимость полученного нового педагогического знания и возможности его применения к другим данным или свой практической педагогической деятельности;

  11. делает обобщения.

Следует учесть важную для становления культуры самовыражения студентов-бакалавров в профессиональной деятельности особенность исследовательского метода, состоящую в том, что в процессе решения одних проблем постоянно возникают новые, способствуя формированию умения ставить проблемы.

Считается, что исследовательское обучение можно осуществлять на трех уровнях [4]. На первом уровне преподаватель ставит педагогическую проблему и намечает ход и метод ее решения. Само решение, его поиск предстоит самостоятельно осуществить студенту. На втором уровне преподаватель только ставит педагогическую проблему, но метод ее решения обучающийся ищет самостоятельно (здесь возможен групповой, коллективный поиск). На этих двух уровнях исследовательское обучение практически не отличается от проблемного. На высшем, третьем уровне, постановка педагогической проблемы, отыскание и реализация метода решения осуществляются будущими педагогами самостоятельно. В связи с этим, организуя процесс обучения бакалавров, желательно начинать с проблемного обучения или, что то же самое, с исследовательского обучения на первом, а затем на втором уровне, после этого возможен переход к третьему уровню исследовательского обучения. Каждым молодым человеком эти переходы осуществляются индивидуально, в своем темпе, на своем уровне самостоятельности и полноты освоения умения ставить и решать педагогические проблемы.

Итак, обучение постановке проблем можно осуществлять с помощью проблемного и исследовательского обучения. При этом студенты-бакалавры педагогического ВУЗа наиболее успешно будут выполнять проблематизацию ситуаций, если приобретут навыки самоорганизации и общеучебные умения, что способствует успешному становлению у них культуры самовыражения в профессиональной деятельности.
Литература

  1. Бухвалов В. А. Общая методика развивающего образования (с применением ТРИЗ). – Рига, «Эксперимент», 2001. – 96 с.

  2. Демидова И. Ф. Педагогическая психология. – Феникс, 2003. – 224 с.

  3. Косогова А. С. Формирование творческого мышления в процессе обучения: учебное пособие. – Иркутск: Изд-во Иркутск. гос. пед. института, 1993. – 84с.

  4. Мещерова Е. В. Обучение приемам экспериментально-исследовательской деятельности как средство развития творческой активности старшеклассников: дис. ... канд. пед. наук. – Челябинск, 1998. – 187 с.

  5. Омельченко Е. А. Возможности самовыражения студентов ВУЗа в ходе научно-исследовательской деятельности // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 11. – С. 126-128.

  6. Осмоловская И. М. Практика дифференцированного обучения: попытка систематизации. // Школа. – 1996. – №2. – С. 45-50.

  7. Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении: учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 288 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Е. А. Омельченко // Теоретические и методологические проблемы современных наук: материалы IV международной научно-практической заочной конференции (Новосибирск, 29 марта 2012 г). Новосибирск: Изд-во «Сибпринт», 2012 iconМеждународная научно-практическая конференция 13-14 марта 2012 г
Социокультурные проблемы истории регионов: материалы международной научно-практической конференции. 13 – 14 марта 2012 г., станица...
Е. А. Омельченко // Теоретические и методологические проблемы современных наук: материалы IV международной научно-практической заочной конференции (Новосибирск, 29 марта 2012 г). Новосибирск: Изд-во «Сибпринт», 2012 iconСоциальные аспекты работы с подростками и молодежью в библиотеках...
Социальные аспекты работы с подростками и молодежью в библиотеках: сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции...
Е. А. Омельченко // Теоретические и методологические проблемы современных наук: материалы IV международной научно-практической заочной конференции (Новосибирск, 29 марта 2012 г). Новосибирск: Изд-во «Сибпринт», 2012 iconШмаков А. В. Особенности курса «Экономика и право» иего необходимость...
Качество образования: системы управления, достижения, проблемы: Материалы V международной научно-методической конференции / Под общ...
Е. А. Омельченко // Теоретические и методологические проблемы современных наук: материалы IV международной научно-практической заочной конференции (Новосибирск, 29 марта 2012 г). Новосибирск: Изд-во «Сибпринт», 2012 iconПрограмма X международной научно-практической конференции (Новосибирск,...
...
Е. А. Омельченко // Теоретические и методологические проблемы современных наук: материалы IV международной научно-практической заочной конференции (Новосибирск, 29 марта 2012 г). Новосибирск: Изд-во «Сибпринт», 2012 iconНаучно-практическая конференция
Материалы Российской (заочной) научно-практической конференции. – Чебоксары: «Издательство», 2012. – 110 с
Е. А. Омельченко // Теоретические и методологические проблемы современных наук: материалы IV международной научно-практической заочной конференции (Новосибирск, 29 марта 2012 г). Новосибирск: Изд-во «Сибпринт», 2012 iconУчастники конференции
Непрерывное образование учителя технологии: проблемы качества : материалы II международной заочной научно-практической конференции,...
Е. А. Омельченко // Теоретические и методологические проблемы современных наук: материалы IV международной научно-практической заочной конференции (Новосибирск, 29 марта 2012 г). Новосибирск: Изд-во «Сибпринт», 2012 iconОтчет по ниокр № госрегистрации 01201264460 внтиц 1940009050386. М., 2012 104 с
О. В. Развитие метакомпетентностей у будущих учителей технологии / О. В. Шатунова // Сборник научных трудов sworld. Материалы международной...
Е. А. Омельченко // Теоретические и методологические проблемы современных наук: материалы IV международной научно-практической заочной конференции (Новосибирск, 29 марта 2012 г). Новосибирск: Изд-во «Сибпринт», 2012 iconТеория и практика современного образования
Материалы международной научно-практической конференции 1-2 июня 2012 года г. Санкт-Петербург
Е. А. Омельченко // Теоретические и методологические проблемы современных наук: материалы IV международной научно-практической заочной конференции (Новосибирск, 29 марта 2012 г). Новосибирск: Изд-во «Сибпринт», 2012 iconТеория и практика современного образования
Материалы II международной научно-практической конференции 28 сентября 2012 года г. Санкт-Петербург
Е. А. Омельченко // Теоретические и методологические проблемы современных наук: материалы IV международной научно-практической заочной конференции (Новосибирск, 29 марта 2012 г). Новосибирск: Изд-во «Сибпринт», 2012 iconТельная среда как фактор повышения качества образования материалы...
Рекомендовано к изданию организационным комитетом международной научно-практической конференции
Е. А. Омельченко // Теоретические и методологические проблемы современных наук: материалы IV международной научно-практической заочной конференции (Новосибирск, 29 марта 2012 г). Новосибирск: Изд-во «Сибпринт», 2012 iconСовременного образования
Материалы IV международной научно-практической конференции 27-28 марта 2013 года г. Санкт-Петербург
Е. А. Омельченко // Теоретические и методологические проблемы современных наук: материалы IV международной научно-практической заочной конференции (Новосибирск, 29 марта 2012 г). Новосибирск: Изд-во «Сибпринт», 2012 iconАктуальные проблемы современной когнитивной науки Материалы пятой...
Ивановское региональное отделение Научного совета по методологии искусственного интеллекта ран
Е. А. Омельченко // Теоретические и методологические проблемы современных наук: материалы IV международной научно-практической заочной конференции (Новосибирск, 29 марта 2012 г). Новосибирск: Изд-во «Сибпринт», 2012 iconАктуальные проблемы современной когнитивной науки Материалы пятой...
Ивановское региональное отделение Научного совета по методологии искусственного интеллекта ран
Е. А. Омельченко // Теоретические и методологические проблемы современных наук: материалы IV международной научно-практической заочной конференции (Новосибирск, 29 марта 2012 г). Новосибирск: Изд-во «Сибпринт», 2012 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Материалы международной юбилейной научно-практической конференции. Краснодар, 2012. – 339 с
Е. А. Омельченко // Теоретические и методологические проблемы современных наук: материалы IV международной научно-практической заочной конференции (Новосибирск, 29 марта 2012 г). Новосибирск: Изд-во «Сибпринт», 2012 iconИокультурные процессы в современном мире материалы II международной...
Современная культура коммуникации. Социокультурные процессы в современном мире: материалы II международной научно-практической конференции...
Е. А. Омельченко // Теоретические и методологические проблемы современных наук: материалы IV международной научно-практической заочной конференции (Новосибирск, 29 марта 2012 г). Новосибирск: Изд-во «Сибпринт», 2012 iconТема выпуска
М. Н. Вольф (Новосибирск), В. П. Горан (Новосибирск), Джон Диллон (Дублин), С. В. Месяц (Москва), Е. В. Орлов (Новосибирск), В. Б....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск