Конспект, отзыв





Скачать 84.16 Kb.
НазваниеКонспект, отзыв
Дата публикации20.02.2015
Размер84.16 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Культура > Конспект
ОСНОВНАЯ ШКОЛА

Русский язык
в школе с русским (родным) языком обучения
Определение объема разгрузки,
осуществленной в проекте федерального компонента государственного стандарта общего образования (2003г.)

по сравнению с ныне действующим Обязательным минимумом содержания общего образования (1998 г.)

ПРЕДМЕТНЫЕ ТЕМЫ (ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ)


СНЯТО

СОХРАНЕНО

(или осуществлена редакционная правка)

ДОПОЛНЕНО






Раздел 1.

Коммуникативная компетенция


Речь.

Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая.

Разговорная речь, функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы, их основные особенности. Ситуации речевого общения.

Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста: повествование, описание, рассуждение. Структура текста. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка, определенному стилю.

Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), говорением, чтением, письмом.

Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения.

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений различных видов; создание текстов разных стилей и жанров: тезисы, конспект, отзыв, рецензия, аннотация; письмо; расписка, доверенность, заявление.

Речевое общение. Сферы речевого общения. Функциональные разновидности языка. Основные жанры научного (отзыв, реферат, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк), официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор).

Культура речи. Критерии культуры речи.

Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация.

Виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое чтение), приемы работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернет.




Богатство, красота, выразительность русского языка.

Художественный текст в изучении русского языка.

Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков.

Русский язык и языковые контакты.

Роль старославянского языка в развитии русского языка.

Орфоэпические словари и словари ударений.

Словообразовательные и словоизменительные морфемы.

Варианты морфем.

Простые и сложные слова.

Однокоренные слова.

Изменения в структуре слова.

Понятие об этимологии.

Морфологические Словообразование различных частей речи. способы образования слов.

Лексико-семантический способ сло-вообразования.

Образования слов путем сокращения.

Образование слов путем слияния сочетаний слов в слово.

Словообразование различных частей речи.

Морфемные и словообразовательные словари русского языка.

Этимологические словари русского языка.

Основные пути пополнения словарного запаса русского языка.

Свободные сочетания слов и фразеологические обороты.

Основные свойства фразеологизмов.

Стилистически нейтральные и эмоционально окрашенные фразеологизмы.

Основные толковые словари русского языка.

Место причастия и деепричастия, категории состояния в системе частей речи.

Главное и зависимое слово в словосочетании.

Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).

Предложение как основная единица синтаксиса.

Средства оформления предложения: интонация, логическое ударение, порядок слов.

Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Типы подлежащего и сказуемого.

Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство.

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Уточнение как обособленный член предложения.

Наличие двух и более предикативных(грамматических) основ как признак сложного предложения.

Союзные предложения.

Виды придаточных предложений.

Синтаксические синонимы.

Значение письменности. Алфавит.

Рукописные и печатные буквы. Каллиграфия.

Буквы, обозначающие гласные звуки.

Буквы, обозначающие согласные звуки.

Двойное значение букв. Обозначение мягкости согласных.

Прописные и строчные буквы.

Принципы русской орфографии. Орфограмма.

Орфографическое правило.

Написания фонетические и нефонетические.

Орфографические словари.

Принципы русской пунктуации.

Знаки завершения, выделения, отделения.

Вариативность постановки знаков препинания. Авторское употребление знаков препинания.

Раздел 2. Языковая и лингвистическая компетенции


Наука о русском языке и ее основные разделы. Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах .

Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

Русский язык – язык русской художественной литературы.

Основные лингвистические словари.

Фонетика. Орфоэпия.

Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация. Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Основные орфоэпические нормы русского литературного языка. Нормы произношения слов и интонирования предложений.

Морфемика (состав слова) и словообразование.

Морфема – минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Основа слова. Чередование звуков в морфемах. Основные способы образования слов.

Лексика и фразеология.

Слово – основная единица языка.

Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова.

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Стилистически окрашенная лексика русского языка.

Исконно русские и заимствованные слова.

Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления.

Фразеологизмы; их значение и употребление.

Морфология.

Система частей речи в русском языке.

Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Служебные части речи.

Междометия и звукоподражательные слова.

Синтаксис.

Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса.

Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении.

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные.

Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения.

Предложения двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные.

Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения.

Обращения. Вводные, вставные слова и конструкции.

Предложения сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.

Сложные предложения с различными видами связи.

Способы передачи чужой речи.

Правописание: орфография и пунктуация.

Правописание гласных и согласных в составе морфем.

Правописание Ъ и Ь.

Слитные, дефисные и раздельные написания.

Прописная и строчная буквы.

Перенос слов.

Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания.

Знаки препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге.

Сочетание знаков препинания.

Понятие о русском литературном языке и его нормах.

Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет.

Соотношение звука и буквы. Фонетическая транскрипция. Связь фонетики с графикой и орфографией. Основные выразительные средства фонетики.

Основные выразительные средства морфемики и словообразования.

Лексическое значение слова. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова. Понятие об этимологии как науки о происхождении слов и фразеологизмов. Основные выразительные средства лексики и фразеологии.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

Основные морфологические нормы русского литературного языка. Основные выразительные средства морфологии.

Текст. Основные средства связи между частями текста. Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка. Основные выразительные средства синтаксиса.



Культуроведческая компетенция


Речевой этикет.

Отражение в языке культуры и истории народа. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.)




Общее количество предметных тем: 57

Общее количество предметных тем: 72

Общее количество предметных тем: 29




В том числе выделено курсивом: 8

В том числе выделено курсивом: 22


Примечание: Следующие фрагменты стандарта нецелесообразно считать дидактическими единицами, так как в этих формулировках дублируется понятия с целью актуализации практической направленности обучения русскому языку: Связь фонетики с графикой и орфографией .Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.

Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания. Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания. И т.д.
В Обязательном минимуме 151 предметных тем.

В проекте стандарта 101 предметная тема.

Сокращено 50 предметных тем.

Разгрузка – 30%.

Кроме того, выделено курсивом 30 предметных тем, или 29,7%.

Новизна проекта стандарта составляет 29 предметных тем, или 28,7%.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект, отзыв iconРабочая программа по курсу «Культура речи» мбоу «Красновидовская...
Почему? Потому что речь – процесс двусторонний: один участник такого процесса создаёт высказывание в устной или письменной форме...
Конспект, отзыв iconОтзыв о проведенном открытом уроке

Конспект, отзыв iconОтзыв о проведенном открытом мероприятии

Конспект, отзыв iconВ отдел аспирантуры и докторантуры Управления научной политики мгимо отзыв на реферат

Конспект, отзыв iconТемы докладов и рефератов
Порядок предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков, их продление, перенесение, отзыв из отпуска
Конспект, отзыв iconГрафик предоставления готовности выпускных квалификационых работ
Введение, заключение, литература, приложения, отзыв, рецензия, реферат
Конспект, отзыв iconОформление дипломных работ (ДР) в 2013 г
К др должны быть приложены рецензия, отзыв руководителя и диск с др. Др содержит аннотацию (стр. 4)
Конспект, отзыв iconОтзыв руководителя
Беляева Ольга Николаевна, учитель английского языка высшей квалификационной категории, Почетный работник общего образования РФ
Конспект, отзыв iconСочинение- отзыв об уроках литературы
Спор учит меня доказывать свое мнение, принимать аргументы других, а не тупо настаивать на своем
Конспект, отзыв iconУрок Отзыв о мероприятии
Образовательная: познакомить с несклоняемыми именами существительными учить правильному употреблению несклоняемых имен существительных...
Конспект, отзыв iconИтоги областного конкурса «Тульский край молодой и былинный» I. номинация «Отзыв о книге»
Часовских Анастасия 11 кл и Романова Екатерина 9 кл., Моу сош №10. г. Новомосковск
Конспект, отзыв iconОтзыв на работу «Лекарственные растения тропических лесов»
Муниципальное образовательное учреждение Чернореченская средняя общеоброзовательная школа муниципального района Волжский Самарской...
Конспект, отзыв iconОтзыв на реферат барашкова о. К
Барашкова о. К. «Некоторые критические замечания относительно методов предсказания сроков службы кабельных пвх пластикатов»
Конспект, отзыв iconВ отдел докторантуры и аспирантуры отзыв на реферат
В отзыве на реферат обязательно указывается оценка и возможность поступления в очную, заочную аспирантуру
Конспект, отзыв iconОтзыв научного
Утверждение тем рефератов по истории отрасли науки для сдачи кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»
Конспект, отзыв iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск