Примерная программа дисциплины «Музыкальная драматургия балета»





Скачать 467.2 Kb.
НазваниеПримерная программа дисциплины «Музыкальная драматургия балета»
страница1/4
Дата публикации23.02.2015
Размер467.2 Kb.
ТипПримерная программа
100-bal.ru > Культура > Примерная программа
  1   2   3   4


Примерная программа дисциплины «Музыкальная драматургия балета» федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по направления подготовки 070300 (530700) «Искусство балета» степень «бакалавр искусства балета»

I. Организационно-методический раздел





  1. Цель курса


Раскрыть понятие музыкальной драматургии балета, показать ее многоуровневую организацию и жанровую специфику. Познакомить студентов с музыкальными жанрами, формами и типами драматургии, сложившимися в процессе эволюции балета. В центре внимания при этом находится тот «арсенал» средств художественного воздействия, который принадлежит именно музыкальному искусству. Также целью настоящего курса является изучение различных форм синтеза музыки и хореографии, возникших в результате сближения и взаимовлияния различных жанров.

Обучение студентов специфической технике анализа музыкальной драматургии балета, прививание им музыкальной чуткости и умения соотносить разные ряды художественного текста одного произведения, является основным предназначением данного курса в процессе профессионального воспитания специалиста.


  1. Задачи курса




  • Расширить и обогатить сферу знаний студентов о совокупности выразительных элементов музыкального языка.

  • Изучить балетное творчество русских и зарубежных композиторов, уделяя внимание как произведениям, вошедшим в театральный репертуар, так и малоизвестным.

  • Рассмотреть особенности проявления взаимодействия выразительных средств музыки и хореографии, проявляющиеся в области сценической драматургии. Выявить взаимодействие балетной драматургии и принципов симфонизма.

  • Дать полноценное представление о соотношении музыкального материала и сюжета.

  • Применить знания, получаемые при прохождении курса «История балета» на конкретном материале.




  1. Место курса в профессиональной подготовке выпускника


Изложение материала предполагает одновременное освоение студентами содержания таких дисциплин как «История музыки», «Теория музыки», «Анализ танцевальной и балетной музыки». Изучение цикла взаимодополняющих дисциплин способствует развитию музыкального мышления, обогащению его опыта познания музыки, а также возможности связывать знания, полученные при изучении других, искусствоведческих и общенаучных дисциплин с музыкальными понятиями.
4. Требования к уровню освоения курса.
В результате изучения курса студенты должны

ЗНАТЬ:

  • особенности выразительных элементов музыкального языка;

  • балетное творчество русских и зарубежных композиторов, в том числе и малоизвестное;

  • особенности проявления взаимодействия выразительных средств музыки и хореографии, проявляющиеся в области сценической драматургии;

  • взаимодействие балетной драматургии и принципов симфонизма;

  • иметь представление о соотношении музыкального материала и сюжета;

владеть:

  • принципами аналитической работы с художественным текстом балета.


II. Содержание курса
1. Разделы курса
Раздел 1. Балет как музыкальный жанр

Раздел 2. Балетное творчество композиторов XVII – XVIII веков

Раздел 3. Балетное творчество западноевропейских композиторов XIX века

Раздел 4. Русский балетный театр XIX века

Раздел 5. «Мир искусства» и музыка

Раздел 6. Балетное творчество композиторов ХХ века

Раздел 7. Национальные композиторские школы ХХ века

Раздел 8. Основные тенденции театрального искусства в России в конце 20-х начале 30-х годов ХХ века

Раздел 9. Эстетика социалистического реализма в советской музыке

Раздел 10. Новые тенденции в музыке советских композиторов
2. Темы и краткое содержание
Раздел 1. Балет как музыкальный жанр
Тема 1. Основные стилистические направления музыкального искусства XV - XIX веков: ренессанс, барокко, классицизм, романтизм.

Возникновение и развитие профессионального хореографического искусства на фоне различных стилистических направлений. Зарождение «балетного» жанра в рамках светского искусства эпохи Возрождения (вокальная и инструментальная музыка). Балет как «свойство или состояние», а не как сюжет. «Комедийный балет королевы». Воздействие театральных жанров и оперы на балет в эпоху барокко. Тематика произведений, постепенное формирование типовых музыкально-хореографических структур. Образность свойственная классицизму, драматургия, музыка и балетное искусство. Начало самостоятельной жизни балета как музыкального жанра (отделение от оперы). Балетная музыка и принципы просветительского классицизма – «подражание прекрасной природе, соединенной с вымыслом». Эстетика романтизма и балет. Новые сюжеты и образы, постепенный симфонизм танцевального действия, стабилизация форм многоактного спектакля, утверждение музыкальных канонов.
Тема 2. Балет как вид искусства.

Эстетика. Соотношение музыкального и хореографического рядов произведения, их «контрапункт» и «унисон». Жанрово-исторические типы балетов: балет-драма К. В. ГлюкаЖ. Новерра; романтический балет, тяготеющий к развитию танца («Сильфида» Г. Левенскьольд, «Жизель» А. Адам); большой академический балет («Лебединое озеро», «Спящая красавица» П. Чайковский); симфоническая балетная драма («Петрушка» И. Стравинский, «Дафнис и Хлоя» М. Равель); неоклассический балет, в том числе бессюжетный («Игра в карты», «Агон» И. Стравинский); хореодрама («Ромео и Джульетта» С. Прокофьев, «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьев); «тотальный театр» М. Бежара («Ромео и Юлия» на музыку Г. Берлиоза); опера-балет («Млада» Н. Римский-Корсаков); синтетические формы балета; балетные и концертные миниатюры;

Драматургические этапы и масштабные уровни балетного спектакля (весь балет, акт, картина или сцена, танцевальная сюита, отдельный номер). Соотношение трех главных компонентов произведения – хореографии, музыки и драмы. Канонизированные музыкально-хореографические формы. Классическая и характерная сюита, их сходство и различие. Разновидности классической сюиты, ее основные номера.
Раздел 2. Балетное творчество композиторов XVII-XVIII веков
Тема 1. Положение театральных жанров в европейских странах в XVII-XVIII веках.

Музыкальная панорама европейских стран в XVII-XVIII веках. Расцвет ранней оперы и инструментальных жанров. Роль хореографического элемента в оперном спектакле. Решение декоративных и драматических задач. Дивертисмент как часть драматургического замысла. Логика построения танцевальной сюиты.Принцип метрического, темпового и жанрового контраста номеров.
Тема 2. Ж. Б. Люлли комедия-балет «Мещанин во дворянстве».

Опыт сотрудничества с Мольером («Господин де Пурсоньяк», «Жорж Данден», «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной», «Брак поневоле»). «Мещанин во дворянстве». Характерность и жизненность образов в entrees, танцах, пантомиме.
Тема 3. Ж. Ф. Рамо. Опера-балет «Галантная Индия».

Сильные и слабые стороны музыкально-сценических произведений Ж.. Ф. Рамо – композитора и выдающегося теоретика. «Балетные акты» и «героические пасторали» Ж.. Ф. Рамо. Уникальность эпико-драматических картин в опере-балете «Галантная Индия»
Тема 4. Х. Ф. Глюк – оперная и балетная реформа.

Основные положения оперной и балетной реформы К. В. Глюка. Подчинение музыкального действия логике драматического содержания. Глюк и Анджьолини. Музыкально-драматическое развитие балета «Дон-Жуан» (стремление к сквозному развитию, применение техники монтажа). Смена планов – комедийно-бытового на фантастико-трагический. Действенный танец (пляска фурий) как кульминация и разрешение драматического конфликта. Балет «Семирамида» – новый этап совместной работы композитора и хореографа.
Тема 5. В. А. Моцарт. Балет-пантомима «Безделушки».

Сочинение Моцарта как портрет балетного жанра «эпохи уходящего 18 века». Моцарт и Новерр. Танцевальный дивертисмент. Традиционные танцы.
Тема 6. Л. В. Бетховен. Балет «Творения Прометея».

Балет «Творения Прометея» – героико-романтический замысел. Оркестровые, фактурные, формообразующие средства воплощения. Симфонический принцип как стержень конфликтных противоречий.
Тема 7. Симфонии Бетховена и сценическая форма отражения их музыкально-драматургической организации.

Музыка Великой Французской революции. Концептуальная стройность, драматургическая рельефность и «танцевальность» симфоний Бетховена. «Героическая симфония» и сценическая форма отражения драматургических принципов творчества Бетховена.
Раздел 3. Балетное творчество западноевропейских композиторов XIX века
Тема 1. Балеты западноевропейских композиторов XIX века.

Утверждение романтизма в балете. Новые сюжеты, образы. Стилистические особенности романтического балета. Путь к симфоническому развитию в балетной музыке. Драматургические функции элементов формы. Развитие и обогащение принципов сюиты.
Тема 2. «Сильфида» Ж. Шнейцхоффера и К. Левенскьольда.

Музыкально-драматургическая организация балета, ставшего символом романтического балета. Действенность и статичность, характерная яркость и бледность. Проблемы стиля.
Тема 3 «Жизель» А. Адама.

Особенности формы. Чередование сквозных сцен и монологов как драматургических акцентов повествования. Роль вставных эпизодов. Образно-музыкальная характеристика персонажей, лейтмотивы, тематическое развитие и образная трансформация. Современное прочтение «Жизели» (М. Экк).
Тема 4. . «Корсар» А. Адама.

Драматургическое решение «сборного» балета. Проблема унификация стиля. Развитие балетных форм.
Тема 5. «Коппелия» Л. Делиба.

Первый опыт симфонизма в балете. Образные сферы произведения, лейттемы и их разработка. Пантомимные и танцевальные эпизоды «Коппелии». Сюиты балета.
Тема 6. «Сильвия» Л. Делиба.

«Первый балет, в котором музыка составляет не только главный, но и единственный интерес» (П. И. Чайковский). Развитие симфонизма в балетном жанре. Балет «Сильвия» как воплощение принципа чередования сцен.
Тема 7. «Талисман» Р. Дриго.

Драматургия по «лоскутному» принципу – одна из моделей европейского балетного спектакля XIX века. «Талисман» Р. Дриго как иллюстрация данного явления. Развлекательность, пестрота и завершенность композиции.
Раздел 4. Русский балетный театр XIX века
Тема 1. Обособление жанров музыкального театра

Деятельность Ш. Дидло в Петербурге. Сотрудничество Ш. Дидло и К. Кавоса; стремление к единству музыкальной и хореографической драматургии балетного спектакля. Взаимодействие сольного и кордебалетного танцев. Особенности героико-трагедийных, сказочно-волшебных балетов 30-х годов XIX века в России.
Тема 2. Танцы и танцевальные сцены в операх М. И. Глинки.

Танцевальные сцены в операх Глинки как важная веха музыкальной драматургии оперы. Характеристика героев через вокальные или инструментальные жанры на примере «Жизни за царя». Логика построения танцевальных сюит опер М. И. Глинки. Классическая и характерная сюиты «Руслана и Людмилы».
Тема 3. Опера-балет «Торжество Вакха» А. С. Даргомыжского.

Анакреонтический «дух» сочинения Даргомыжского. Влияние русских и французских интонационно-жанровых истоков. Трактовка балетного жанра композитором.
Тема 4. Опера-балет «Млада» Н. А. Римского-Корсакова.

Эстетика русского императорского балетного театра. Условность сказочных и фантастических сюжетов. Сочетание оперных и балетных композиционных принципов.
Тема 5. Творчество Л. Минкуса.

«Баядерка» и «Дон-Кихот». Привлечение фольклорного и характерного материала. «Театр русской Испании» в «Дон Кихоте»; портретная лепка персонажей балета. Воплощение и тематическое развитие стихии народного танца в «Баядерке».
Тема 6. Творчество Ц. Пуни.

Сказочный фантастический балет – зрелище. «Эсмеральда», «Конек-Горбунок», «Дочь фараона». «Конкретность» балетной музыки Пуни, ее колорит, подчиненность сценическому действию.
Тема 7. Балетное творчество П. И. Чайковского.

Общая характеристика балетного творчества П. И. Чайковского. Отношение композитора к балету как к жанру не менее серьезному и глубокому, чем опера и симфония. Проблематика балетных сочинений Чайковского. «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» – расцвет русского классического балета. Новаторство П. И. Чайковского в области драматургии, симфонизм балета. Творческое содружество Петипа и Чайковского. Трагические коллизии. Тема судьбы в «Щелкунчике» и «Лебедином озере» в контексте симфонического творчества П. И. Чайковского.
Тема 8. «Лебединое озеро» П. И. Чайковского.

Симфонический балет-драма. Контрастное сопоставление образных сфер. Принципы тематического развития. Новая трактовка привычных жанров. Лиричность, камерность и задушевность «Лебединого озера». Образные и музыкально-драматургические параллели с произведениями того же периода («Евгением Онегиным», Четвертой симфонией).
Тема 9. «Спящая красавица» П. И. Чайковского.

«Спящая красавица» как вершина развития русского классического балета. Утверждение нового типа балетной музыки. Драматургическая стройность спектакля. Многообразие танцев и более яркое, чем в «Лебедином озере» их воплощение (танец – лирический центр, танец – портрет, танец – ситуация и т. п.). Симфоничность. Аналогии в построении действий. Балетные сюиты «Спящей красавицы».
Тема 10. «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Новые завоевания театрально-программного симфонического письма в балетной музыке. «Мрак и свет» в музыкальной поэтике последнего балета Чайковского. Скрытые и явные аллюзии с «Пиковой дамой», Шестой симфонией. Индивидуализация и психологическое усложнение образов «Щелкунчика» «Жизнь» его балетных форм.
Тема 11. Танцевальные эпизоды в операх П. И. Чайковского «Евгений Онегин», «Пиковая дама».

Развитие традиций Глинки в танцевальных эпизодах «Евгения Онегина», «Пиковой дамы»; соединение жанровой и лирико-драматической линий. Сцены бала из «Евгения Онегина» в музыкальной драматургии оперы. Музыкально-смысловая полифония хореографических номеров «Пиковой дамы».
Тема 12. Балетное творчество А. С. Глазунова. «Раймонда».

Развитие реформаторских принципов Чайковского в балетах Глазунова. Решение балетного спектакля в различных моделях: полнометражный трехактный балет, одноактный балет, балет поэмного плана. Балет «Раймонда». Либретто и музыка. Проблема музыкального «преодоления» исторических и драматургических несуразностей. Лейтмотивный принцип в «Раймонде» как стержень драматургии. Развитие и обогащение канонических балетных форм, симфонизм.
Тема 13. «Барышня-служанка», «Времена года» А. С. Глазунова.

«Барышня-служанка» - живая картина «в духе Ватто». Серия танцев - основа драматургии. Контраст жанров и национальных характеров. «Времена года» - одноактная музыкально-хореографическая поэма. Единство симфонического развития как воплощение главной идеи произведения - вечный круговорот времен года.
Раздел 5. «Мир искусства» и музыка
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Примерная программа дисциплины «Музыкальная драматургия балета» iconПримерная программа дисциплины «Музыкальная драматургия балета»
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по направления подготовки 070300...
Примерная программа дисциплины «Музыкальная драматургия балета» iconПримерная программа дисциплины «Классическое наследие и репертуар балетного театра»
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по направлению подготовки 530700...
Примерная программа дисциплины «Музыкальная драматургия балета» iconПримерная программа общепрофессиональной дисциплины «ОД. 02. 04;ОП....
Примерная программа по дисциплине Музыкальная литература (зарубежная и отечественная) единого курса од. 02. 04 и оп. 01 является...
Примерная программа дисциплины «Музыкальная драматургия балета» iconПримерная программа дисциплины «Хореографическая драматургия»
Федерального компонента цикла специальных дисциплин составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего...
Примерная программа дисциплины «Музыкальная драматургия балета» iconПримерная программа дисциплины
Федерального компонента цикла специальных дисциплин составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего...
Примерная программа дисциплины «Музыкальная драматургия балета» iconПримерная программа дисциплины «Сценография и история костюма»
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 050800 «История...
Примерная программа дисциплины «Музыкальная драматургия балета» iconПримерная программа дисциплины «История и теория музыки»
Целью курса является формирование у будущих историков балета четкого представления о путях исторического развития музыкального искусства,...
Примерная программа дисциплины «Музыкальная драматургия балета» iconПримерная программа дисциплины «Современные направления танцевального искусства»
Федерального компонента цикла специальных дисциплин составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего...
Примерная программа дисциплины «Музыкальная драматургия балета» iconПримерная программа дисциплины «Методика преподавания дуэтно-классического танца»
Федерального компонента цикла специальных дисциплин составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего...
Примерная программа дисциплины «Музыкальная драматургия балета» iconПримерная программа дисциплины «Теория и практика актерского мастерства в балетном театре»
Целью курса является овладение учащимися методикой преподавания специальной дисциплины «Теория и практика актерского мастерства в...
Примерная программа дисциплины «Музыкальная драматургия балета» iconПримерная программа дисциплины «История хореографического искусства»
Выработать у будущих специалистов представления об основных этапах эволюции хореографического искусства и его высшей формы балета,...
Примерная программа дисциплины «Музыкальная драматургия балета» iconПримерная программа дисциплины «Методика преподавания бального танца: Европейская программа»
Европейская программа» федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин составлена в соответствии с государственным образовательным...
Примерная программа дисциплины «Музыкальная драматургия балета» iconСписок награжденных республиканскими наградами
Маняпов ильдар ильдусович – артист балета, исполняющий сольные партии – ведущий мастер сцены государственного бюджетного учреждения...
Примерная программа дисциплины «Музыкальная драматургия балета» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Аннотация: Основную роль в подготовке артиста балета играет классический танец. Классический танец является основополагающей дисциплиной...
Примерная программа дисциплины «Музыкальная драматургия балета» iconПрограмма «музыкальная литература»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей – детская музыкальная школа №2
Примерная программа дисциплины «Музыкальная драматургия балета» iconПримерная программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования"
Примерная программа служит основой для разработки рабочей программы учебной дисциплины образовательным учреждениям спо


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск