Скачать 223.99 Kb.
|
Примерная программа дисциплины «Методика преподавания дуэтно-классического танца» Федерального компонента цикла специальных дисциплин составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования второго поколения по специальности 070304 (050700) «Педагогика балета» квалификация «педагог-балетмейстер»
1. Цель курса Подготовка преподавателей дуэтно-классического танца для высших и средних профессиональных хореографических учебных заведений, а также педагогов-репетиторов дуэтно-классического танца профессиональных балетных трупп. 2. Задачи курса
3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника Курс «Методика преподавания дуэтно-классического танца» является одним из основных предметов специальных дисциплин в системе профессиональной подготовки педагогов балета, неотъемлемой и исторически установившейся частью хореографического образования. 4. Требования к уровню освоения курса Педагог-балетмейстер должен знать:
уметь:
Примечание: 1. В целях наглядного освоения студентами методики преподавания дуэтно-классического танца, определения ошибок при исполнении тех или иных приемов поддержки необходимо присутствие на уроках не менее двух раз в месяц одной пары исполнителей-практиков (учащихся, профессиональных действующих артистов балета и т.п.). 2. Студенты обязаны регулярно посещать уроки дуэтно-классического танца 1, 2, 3-го курсов академий балета или хореографических училищ, чтобы наглядно изучать процесс преподавания дуэтно-классического танца артистам балета, и получить от преподавателя консультацию (время посещения уроков включено в количество часов аудиторных занятий: см. п.III настоящей программы). 3. Практическое изучение приемов поддержки будущими педагогами проводится в соответствии с их физическими возможностями. Владение методическим объяснением приемов является обязательным. Без соблюдения указанных условий профессиональное овладение методикой преподавания дуэтно-классического танца невозможно. II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1.Разделы курса Раздел 1. История развития дуэтно-классического танца. Место и задачи дисциплины «Дуэтно-классический танец» в системе подготовки профессиональных танцовщиков. Раздел 2. Программные задачи обучения I-III курсов. Основные технические приемы партерной и воздушной поддержки, характерные ошибки и их исправление. Раздел 3. Принципы формирования промежуточной и итоговой государственной аттестации по дуэтно-классическому танцу при обучении по специальности 070302 «Хореографическое искусство», квалификация «артист балета». Раздел 4. Методическое наследие отечественной школы дуэтно-классического танца. 2. Темы и краткое содержание Раздел 1. История развития дуэтного танца. Место и задачи дисциплины «Дуэтно-классический танец» в системе подготовки профессиональных танцовщиков. Тема 1. Введение в дисциплину «Методика преподавания дуэтно-классического танца» Цель дисциплины «дуэтно-классический танец». Структура урока дуэтно-классического танца. Возрастные особенности, физические и профессиональные возможности учеников. Музыкальное сопровождение уроков дуэтного танца. Смысловая нагрузка дуэта в балетном спектакле. Творческий контакт, чувство взаимного темпа партнеров в поддержках, техника и формы танца с поддержками. Партерная и воздушная поддержка. Травматизм при поддержках. Тема 2. Краткий экскурс в историю дуэтно-классического танца Дуэтный танец в балетах Ж. Доберваля, Ш. Дидло, А. Бурнонвиля, Ж. Перро, М. Петипа. Структура дуэтов. Рas de deux (пятичастная форма) и его задачи в спектаклях первой половины XIX века. Дуэтный танец второй половины XIX — начала ХХ веков — сюжетное звено балетного спектакля. Дуэтный танец в концертном исполнении — законченная миниатюра. Тема 3. Поддержка — средство пластической выразительности Классификация приемов партерной и воздушной поддержки. Основные приемы партерной поддержки:
а) за кисти; б) за запястья.
а) за талию в охват; б) за одну руку (за кисть или за запястье); в) за талию одной кистью.
В различных приемах поддержки ученик должен уметь стоять позади ученицы, рядом с ней, лицом к ней, опускаться на одно колено. Основные приемы воздушной поддержки:
Эстетика дуэтно-классического танца: гармония поз и положений, пластическая и эмоциональная выразительность, кантилена дуэта. Дуэты в балетах Федора Лопухова, Касьяна Голейзовского, Леонида Лавровского, Ростислава Захарова, Василия Вайнонена, Леонида Якобсона, Юрия Григоровича. Компоненты понятия «идеальный дуэт». Выбор дуэта для сценической практики учеников. Основные критерии:
Костюм исполнителей дуэта и его влияние на технику поддержки (пачка, тюник шопеновский, туника, комбинезон-купальник). Тема 4. Дуэты классического наследия Классическое наследие и бережное его сохранение. Допустимые изменения и дополнения в спектаклях классического наследия при возобновлениях и переносах. Исполнители, которые благодаря своей индивидуальности вносят в создание образа различные нюансы, не нарушая при этом авторского замысла и хореографического текста. Изучение дуэтов классического наследия и современного репертуара с их последующим методическим разбором. Дуэты классического наследия: 1. П. Чайковский — М. Петипа, «Спящая красавица», adagio Авроры и Дезире (III акт); 2. П. Чайковский — Л. Иванов, “«Лебединое озеро», adagio Одетты и Зигфрида (I акт, 2 картина); 3. Ф. Шопен — М. Фокин, «Шопениана», Седьмой вальс. 4. П. Чайковский — М. Петипа, «Спящая красавица», adagio Флорины и Голубой птицы; 5. Л. Минкус — М. Петипа, «Баядерка», adagio Никии и Солора (III акт); 6. А. Адан — М. Петипа, «Жизель», дуэт Жизели и Альберта (II акт); 7. А. Глазунов — М. Петипа, «Раймонда», Grand pas (III акт); 8. Р. Шуман — М. Фокин, «Карнавал», дуэт Коломбины и Арлекина. 9. Э. Григ — Ф. Лопухов, «Ледяная дева», дуэт Ледяной девы и Асака; 10. Б. Асафьев — Р. Захаров, «Бахчисарайский фонтан», вальс Марии и Вацлава (I акт); 11. А. Крейн — В. Чабукиани, «Лауренсия», свадебный дуэт Лауренсии и Фрондосо; 12. П. Чайковский — В. Вайнонен, «Щелкунчик», adagio Маши и Принца (II акт); 13. С. Прокофьев — Л. Лавровский, «Ромео и Джульетта», сцена на балконе; 14. А. Хачатурян — Л. Якобсон, «Спартак», дуэт Фригии и Спартака (III акт); 15. К. Дебюсси — Л. Якобсон, миниатюра «Вечный идол»; 16. С. Прокофьев — Ю. Григорович, «Каменный цветок», adagio Хозяйки Медной горы и Данилы; 17. А. Меликов — Ю. Григорович, «Легенда о любви», дуэт Ширин и Ферхада (II акт). Раздел 2. Программные задачи обучения I–III курсов. Основные технические приемы партерной и воздушной поддержки, характерные ошибки и их исправление. Тема 1. Программные и педагогические задачи при обучении дуэтно-классическому танцу учащихся, обучающихся по специальности 0506 «Хореографическое искусство» (квалификация «артист балета»). Образовательные, воспитательные и развивающие цели обучения дуэтно-классическому танцу. Основные условия выполнения программы. Возрастные и физические требования к учащимся. Учет индивидуальных особенностей класса при построении урока. Предварение информации о композиторе, его музыке, о балетмейстере, его хореографии, о смысловой задаче дуэта практическому изучению выбранного дуэта. Тема 2. Принципы репетиционной работы над дуэтом Разделение дуэта по частям в соответствии с музыкой; показ и репетиция; отдельное изучение наиболее сложного приема поддержки; объяснение ученикам смысловой задачи каждой поддержки — ее подтекста; поддерживание средствами пластической и скульптурной выразительности постоянного сценического общения партнеров дуэта, поощрение учеников, способных проявлять творческую инициативу при исполнении дуэта. Тема 3. Первый год обучения дуэтно-классическому танцу артистов балета ПАРТЕРНАЯ ПОДДЕРЖКА I. Поддержка ученицы двумя руками за талию
а) боковое «падение» в положение epaulmenht; б) опускание в «падающее» положение спиной к полу; в) в позе I arabesque одной рукой в охват за талию, другой — за запястье; г) опускание в «падающем» положении спиной на грудь партнера. II. Поддержка ученицы двумя руками за обе руки (за кисти или за запястья).
а) ученик поддерживает ученицу за кисти или за запястья обеих рук; б) а также в позе attitude, во время которой ученица держится двумя руками за одну руку ученика (за кисть и плечо). III. Поддержка одной рукой (за кисть, за запястье или за талию). Во всех больших позах классического танца в статичных положениях. ВОЗДУШНАЯ ПОДДЕРЖКА Поддержка ученицы двумя руками за талию. Все маленькие прыжки классического танца по программе данного класса изучаются с поддержкой ученицы двумя руками за талию сначала на месте, затем с продвижением вперед, в сторону, назад.
Тема 4. Второй год обучения дуэтно-классическому танцу артистов балета ПАРТЕРНАЯ ПОДДЕРЖКА I. Поддержка ученицы двумя руками за талию.
а) туры из всех больших поз классического танца с завершением в любую позу (изучаются en dehors и en dedans, с переходом и без перехода в demi-plié); б) туры с шага, с tombée, с préparation-dégagé; в) туры в положении а la seconde на 90° и в позе attitude. Форс к этим турам (п.п. б) и в)) ученица берет самостоятельно, а ученик подхватывает ее во время вращения и останавливает в заданной позе. II. Поддержка ученицы двумя руками за обе руки (за кисти или за запястья). Туры из различных положений и поз, форс к которым ученица получает от ученика или берет сама, отталкиваясь от его рук, ученик же после начала вращения переводит свои руки на ее талию: а) из положения а la seconde на 90°; б) из позы croisée «из-под руки партнера» (в исходном положении ученица стоит на левой ноге, правая рука в 3-й позиции, левая —во 2-й, ученик позади нее); в) из позы attitude effacée (ученик стоит перед ученицей) за плечо и кисть. III. Поддержка ученицы одной рукой.
а) в исходном положении перед турами ученик держит ученицу за запястья обеих рук, стоя позади нее; б) в исходном положении ученик держит ученицу за запястье одной руки и стоит лицом к ней.
а) из позы croisée (перед форсом ученица держится другой рукой за руку ученика); б) в позе attitude (нога ученицы на 45 градусов) с шага, с tombée.
а) при исполнении ученицей développé, grand rond de jambe, développé-passé; б) grand port de bras из поз I, III, IV arabesque, attitude effacée и croisée; в) tour lent во всех больших позах классического танца.
ВОЗДУШНАЯ ПОДДЕРЖКА Все большие прыжки классического танца изучаются с поддержкой ученицы двумя руками за талию на высоту поднятых вверх рук ученика. Эти же прыжки изучаются с поддержкой двумя руками за обе руки, за одну руку и комбинированными приемами, т.е. одной рукой за руку или под диафрагму, другой за талию и т.п.
I. Прыжки на руки ученика с завершением в позе «рыбка»:
II. Прыжки до уровня груди и плеч ученика:
III. Подъемы ученицы с фиксированием поз на груди или плече ученика:
а) в положение «сидя» на плече с поворотом в воздухе; б) в положение «лежа» на плече спиной с поворотом в воздухе; в) в позе «ласточка».
а) jeté entrelacé в позу «ласточка», saut de basque с завершением в положение «сидя»; б) с pas sissonne с завершением в положение «сидя», когда ноги ученицы по I прямой позиции, согнутые в коленях оказываются за спиной ученика; в) с разбега (из-за спины ученика) на плечо в позе «ласточка».
Тема 5. Третий год обучения дуэтно-классическому танцу артистов балета ВОЗДУШНАЯ ПОДДЕРЖКА I. Большие прыжки и подъемы ученицы с фиксированием поз на плече ученика:
II. Большие прыжки и подъемы ученицы с фиксированием поз на двух поднятых вверх руках ученика:
Тема 6. Наиболее сложные элементы поддержки, изучающиеся по усмотрению педагога в зависимости от профессиональных возможностей учеников I. Большие прыжки и подъемы ученицы с фиксированием поз на одной поднятой вверх руке:
II. Броски ученицы из поз, зафиксированных на одной или двух поднятых вверх руках, с завершением в позе «рыбка» (без поворота и с поворотом в воздухе):
III. Бросок с двойным поворотом в воздухе в горизонтальном положении с завершением в позе «рыбка». Раздел 3. Принципы формирования промежуточной и итоговой государственной аттестации по дуэтно-классическому танцу при обучении по специальности 070302 «Хореографическое искусство», квалификация «артист балета». Тема 1. Общие требования к промежуточной аттестации Сроки проведения промежуточной аттестации. Порядок организации и проведения экзамена. Требования к объему программного материала и его исполнению. Тема 2. Общие требования к итоговой государственной аттестации Сроки проведения итоговой государственной аттестации. Порядок организации и проведения экзамена. Требования к составлению программы итоговой государственной аттестации. Рекомендуемый репертуар. Раздел 4. Методическое наследие отечественной школы дуэтно-классического танца Тема 1. Книга Н.Н. Серебренникова «Поддержка в дуэтном танце» (Л., 1985) – методическая основа преподавания дуэтно-классического танца Книга Н.Н.Серебренникова «Поддержка в дуэтном танце» (Л., 1985) – методическая основа преподавания дуэтно-классического танца будущим артистам балета. Структура книги. Анализ основных положений. Обобщение в книге Н.Н.Серебренникова опыта нескольких поколений педагогов — Павла Гердта, Сергея и Николая Легат, Владимира Пономарева, Бориса Шаврова, Петра Гусева, Александра Пушкина. 3. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
4. Примерная тематика рефератов, курсовых работ Рефераты и курсовые работы не предусмотрены. 5. Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу 1. Дать методическое объяснение исполнения какого-либо приема партерной или воздушной поддержки по программе I года обучения. Возможные ошибки и методы их исправления. 2. Дать методическое объяснение исполнения какого-либо приема партерной или воздушной поддержки по программе II года обучения. Возможные ошибки и методы их исправления. 3. Дать методическое объяснение исполнения какого-либо приема партерной или воздушной поддержки по программе III года обучения. Возможные ошибки и методы их исправления. 4.Сочинение учебных комбинаций-этюдов дуэтного танца по программе I года обучения. Музыкальное сопровождение импровизационное, продолжительность не менее 32-х тактов в темпе adagio или allegro, но и не более 64-х тактов. Определение ее целенаправленности. Работа с концертмейстером. Возможные ошибки и методы их исправления. 5. Сочинение учебных комбинаций-этюдов дуэтного танца по программе II года обучения. Музыкальное сопровождение импровизационное, продолжительность не менее 32-х тактов в темпе adagio или allegro, но и не более 64-х тактов. Определение ее целенаправленности. Работа с концертмейстером. Возможные ошибки и методы их исправления. 6. Сочинение учебных комбинаций-этюдов дуэтного танца по программе III года обучения. Музыкальное сопровождение импровизационное, продолжительность не менее 32-х тактов в темпе adagio или allegro, но и не более 64-х тактов. Определение ее целенаправленности. Работа с концертмейстером. Возможные ошибки и методы их исправления. 7. Показ одного из изученных дуэтов или его фрагмента с методическим объяснением исполнения приемов поддержки данного дуэта. Возможные ошибки и методы их исправления. III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ
Примечание: 70% аудиторных семинарских занятий составляет обязательное посещение студентами уроков дуэтно-классического танца в хореографических академиях или училищах с последующим методическим обсуждением под руководством педагога. IV. Форма итогового контроля Экзамен. V. Учебно-методическое обеспечение курса 1. Рекомендуемая литература
2. Рекомендуемая литература (дополнительная)
3. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т.п.
ФГОУ ВПО «Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой» 191023, СПб., ул. Зодчего Росси, д. 2 E-mall: academy@vaganova.ru |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дуэтно-классический танец — понятие широкое Данный учебник ставит перед собой цель рассказать лишь об учебном процессе предмета поддержки,... | Примерная программа дисциплины «Методика преподавания историко-бытового танца» Подготовка преподавателей историко-бытового танца для высших и средних профессиональных хореографических учебных заведений, а также... | ||
Примерная программа дисциплины «Основы методики преподавания хореографических... ... | Примерная программа дисциплины «Методика преподавания бального танца: Европейская программа» Европейская программа» федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин составлена в соответствии с государственным образовательным... | ||
Примерная программа дисциплины «Методика преподавания историко-бытового танца» ... | Примерная программа дисциплины «Методика преподавания народно-сценического (характерного) танца» ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методика данной программы опирается на богатый опыт и систему преподавания классического танца разработанную | Образовательная программа хореографической народной студии «Веснушки» М.,1985. – 53с., ил.; Основы характерного танца А. В. Лопухов, А. В. Ширяев, А. И. Бочаров; Методика классического танца. В. Э. Мориц,... | ||
Реферат на тему эссе на тему d. Дисциплина «Методика преподавания классического танца» Дисциплины: «Теория управления», «Исследование систем управления», «Теория организации», «Методология науки, системный подход и системный... | Примерная программа дисциплины «Основы методики преподавания народно-сценического танца» Изучение теории и методики преподавания народно-сценического танца, использование знаний в исполнении и создании композиций современной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по предмету «Методика обучения основам классического танца» | Примерная программа дисциплины «Современный танец» Освоение техник современного танца, импровизации и композиции, техник Release и Body awareness, а также теории и методики изучения... | ||
Осенний Танц-Отель 2011 Осенний Танц-Отель будет посвящен репертуару и методике преподавания детям классического, народного и джазового танца | Программа государственного квалификационного экзамена по методике... «Методика преподавания философии». Цели, предмет и задачи курса «Методика преподавания философии». Методика, дидактика, психология... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методика преподавания... Цель освоения дисциплины «Методика преподавания социологии» теоретическая и методическая подготовка студентов V курса к самостоятельной... | Методика преподавания декоративно-прикладного творчества учебно-методический комплекс дисциплины Протокол согласования рабочей программы дисциплины «методика преподавания декоративно-прикладного творчества» |