I. Пояснительная записка. 1.1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы, а так же её актуальности и практической значимости.
Методика данной программы опирается на богатый опыт и систему преподавания классического танца разработанную
А.Я. Вагановой, выдающемся педагогом русской балетной школы, а так же глубокое изучение культуры и искусства Кореи. В программу заложена идея приобщения детей и подростков к танцевальной культуре с помощью обучения их основам классического и традиционных корейских танцев. Успех воспитания зависит от умения заинтересовать ребёнка, сформировать в нем потребность к творческому самовыражению. Огромное значение здесь имеет кружковая и факультативная работа во второй половине дня. В процессе физических упражнений выполнение движений делается более красивым и достигает высокого совершенства, что благотворно сказывается на развитии ребёнка. Физически развитые дети, как правило, успешно воспринимают учебный материал, меньше устают. Не только в новых и сложных движениях, но и в хорошо знакомых требуется постоянный контроль сознания, напряжённая умственная работа, сообразительность, догадка.
Занятие танцем сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно-физического, этического и художественно-эстетического развития и образования.
Культурные традиции у всех народов похожи. Все цивилизованные культуры призывают к уважению предков, к почитанию старших вообще и родителей в частности. «Знакомство с искусством Кореи даёт возможность детям сравнивать разные культуры и находить общее» (директор ГОУ СОШ №1086 Эм Н.Н
Учащиеся с удовольствием танцуют корейские, классические, латино - американские и европейские танцы. Происходит проникновение культур, что расширяет кругозор ребят, помогает понять особенности характеров народов. 1.2. Актуальность и практическая значимость программы.
Благодаря знакомству с разными стилями современных танцев ученики быстрее овладевают основами выбранного хореографического направления. Занятие любым видом творческой деятельности заметно обогащает внутренний мир ребёнка, выводит его на совершенно иную орбиту общения с окружающим миром. Сценические движения частично решают проблему гиподинамии современных детей. Развитие слуха, чувства ритма и координации помогают решению проблем в учёбе. Участие в коллективных мероприятиях (смотрах, концертах, выездных выступлениях и т.д.) развивает в детях коммуникативные навыки, облегчает процесс адаптации в обществе. Реализация творческих амбиций в коллективе формирует в ребёнке качества, помогающие достигать успешности не только в творчестве. Публичные выступления формируют в обучающихся психологическую стойкость, а социально – значимая деятельность воспитанников коллектива помогает сформироваться их активной гражданской позиции и непременного чувства ответственности за личный и коллективный результаты. Новизна программы:
просмотр видео материалов профессиональных коллективов;
от ансамблевого исполнения к сольному;
коллективный анализ;
соучастие в постановке;
объединённые репетиции разновозрастных групп;
работа с родителями.
1.3. Цель и задачи программы.
Раскрытие творческого потенциала ребёнка через обучение искусству хореографии. Основные задачи:
обучение навыкам исполнительского мастерства;
развитие общей культуры учащихся;
развитие природных способностей ребёнка (слух, чувство ритма, координацию, внимание, умение ориентироваться в пространстве)
обучение навыкам ансамблевого исполнения;
обучение навыкам сценического мастерства;
воспитание ответственности за личные и коллективные успехи;
воспитание трудолюбия и самодисциплины.
В коллектив принимаются дети в возрасте от 7 до 17 лет
при наличии медицинской справки о состоянии здоровья, без ограничения, то есть всех желающих. Комплектование групп происходит с учётом возраста. Основной формой занятий по изучению традиционных корейских танцев являются групповые занятия.
Срок обучения составляет 2 года. Программа рассчитана на два этапа обучения – младшая группа два года, старшая группа два года.
Реализация данной программы возможна в двух вариантах:
для неподготовленных детей;
для детей прошедших первый этап.
1.4. Режим занятий
Усвоение программы рассчитано на два года по принципу
от простого к сложному.
Младшая группа – занятия два раза в неделю по 1 часу.
Всего 72 часа в год.
основные движения рук, кистей, повороты головы;
экзерсис на середине;
различные шаги (простые, тройные, с плие, повороты, мелкий бег, работа стопы…)
координация движений;
движения с предметами (веера, платки, барабаны…)
умение держать линию, колонну, круг;
танцы построенные на освоенных движениях с простым рисунком.
Старшая группа – занятия два раза в неделю по 2 часа.
Всего 144 часа в год.
экзерсис у станка, на середине, вращения,
прыжки, танцевальные вариации и схемы;
постановочная работа с учётом способностей
каждого учащегося;
отработка пройденного материала, ранее
поставленных танцевальных номеров. Особенностью всех этапов обучения является одинаковое изложение теоретического материала для обеих групп и вариативная подача практического материала. Знакомство с новым материалом проходит по следующей схеме: разбор отдельных движений, объединение их в связки,
отработка под музыку, построение рисунка танца и отработка готовой вариации. Танцевальные комбинации и схемы даются в упрощенном виде и меняются только тогда , когда будет достигнут определённый уровень совершенства в их исполнении. На всех уровнях обучения особое внимание уделяется работе с техникой и особенностями традиций корейских танцев. Пластика их движения самобытна и неповторима. Необыкновенно сложен музыкальный материал, что предполагает большую работу в этом направлении. Прослушивание, «прохлопывание», особенно учащимися младшей группы, даёт положительный результат. На протяжении всего времени обучения уделяется внимание развитию творческих способностей детей, интереса к современному хореографическому искусству, а так же желанию заниматься в коллективе. Особенностью подготовительного уровня обучения является точное повторение предлагаемого танцевального материала и обязательное подчинение музыкальным канонам. Благодаря выполнению этих условий воспитанник подготовит себе грамотную техническую базу и выработает четкость исполнения и восприятия музыкального материала. Обучение на всех уровнях производится групповым и индивидуальным методами с целью корректировки умения и навыков юных танцоров, а также для подготовки более успешных учащихся к участию в концертах и конкурсах, и работе со слабыми воспитанниками.
Программой предусмотрено знакомство воспитанников с различными направлениями танцевального и музыкального искусства на примере театрального репертуара, просмотра видео- и аудиоматериала. В коллективе предусмотрена работа с родителями и с родительским комитетом, что определенно облегчит необходимое знакомство детей с репертуаром театров, подготовку к концертной и конкурсной деятельности, пошив костюмов. Подобная работа также способствует развитию определенных традиций, таких как чествование именинников, празднование определенных дат, торжественные чаепития и поздравление детей по поводу успешных выступлений на конкурсах, окончания учебного года, выпуска учащихся. 1.5. Ожидаемые результаты.
Учащиеся младшей группы за два года обучения освоят:
элементарные приёмы разминки на середине зала;
терминологию танца;
основы пластики и координацию в корейских танцах;
умение держать дистанцию и рисунок в танце;
работу с веерами, платками и барабанами;
Учащиеся старшей группы за два года обучения освоят:
приёмы разминки у палки и на середине зала;
владение всеми видами вращения;
более сложные приёмы работы с веером;
работу с длинным шарфом «танец Сальпури»;
работу с мечами;
основы актёрского мастерства.
1.6. Формы подведения итогов.
Формой оценки результатов обучения воспитанников являются результаты, демонстрируемые ими при участии в конкурсах и фестивалях детско-юношеского творчества; участии в концертных программах, публичных выступлениях коллектива. Одной из форм подведения итогов являются открытые уроки, на которых присутствуют представители администрации школы, классные руководители и родители учащихся. Важным результатом освоения программы является развитие умения адекватной самооценки работы воспитанника лично и коллектива в целом. II. Учебно – тематические планы. Младшая группа
№
| Темы занятий
| Практика
| Теория
| Общ.кол.час
| 1
| Беседа: хореография - как вид
искусства.
| -
| 2 час
| 2 час
| 2
| Влияние костюма на характер
танца. История костюма.
| -
| 2 час
| 2 час
| 3
| Особенности корейской пластики, искусство Кореи.
| 8 часа
| 2 час
| 10 часов
| 4
| Постановка танца с платками
| 20 часов
| -
| 20 часов
| 5
| Постановка танца «Маски»
| 20 часов
| -
| 20 часов
| 6
| Постановка танца с барабанами
| 20 часов
| -
| 20 часов
| 7
| Постановка танца с веерами
| 20 часов
| -
| 20 часов
| 8
| Экзерсис
| 10 часов
| 2 часа
| 12 часа
| 9
| Участие в выступлениях
| 10 часов
| -
| 10 часов
| 10
| Грим и костюм в корейских танцах.
| 3 часов
| 1 час
| 4 часа
| 11
| Посещение выставок, концертов, проведение внутренних мероприятий.
| 20 часов
| -
| 20 часов
| 12
| Отчётные годовые концерты
| 4 часа
| -
| 4 часа
| Всего за два года: 144 часа
|
Старшая группа
№
| Темы занятий
| Практика
| Теория
| Общ.
кол. час
| 1
| Особенности хореографии корейских традиционных танцев.
| 5 часов
| 5 часов
| 10 часов
| 2
| Ударные инструменты, акценты и ритмические рисунки.
| 6 часов
| 2 часа
| 8 часов
| 3
| Разновидности ритуальных танцев.
| -
| 5 часов
| 5 часов
| 4
| Памятники духовной культуры. Танец с мечами.
| -
| 5 часов
| 5 часов
| 5
| Постановка танца с мечами
| 30 часов
| -
| 30 часов
| 6
| Постановка танца с веерами
| 30 часов
| -
| 30 часов
| 7
| Постановка танца «Сальпури»
| 30 часов
| -
| 30 часов
| 8
| Постановка танца «Дворцовый»
| 30 часов
| -
| 30 часов
| 9
| Постановка танца «Пульсэ»
| 30 часов
| -
| 30 часов
| 10
| Постановка танца «Катюри»
| 30 часов
| -
| 30 часов
| 11
| Постановка шаманского танца
| 30 часов
| -
| 30 часов
| 12
| Участие в конкурсах и смотрах
| 10 часов
| -
| 10 часов
| 13
| Участие в концертах и публичных выступлениях
| 36 часов
| -
| 36 часов
| 14
| Отчётные концерты коллектива
| 4 часа
| -
| 4 часа
| Всего за 2 года: 288 часов
|
III. Содержание программы. Задача обучения в младшей группе - развить физический аппарат учащихся, привить им навыки учебной и творческой дисциплины. Для этого проводятся:
беседы о хореографии, о влиянии костюма на характер танца, просмотр видеозаписей выступлений профессиональных коллективов и посещение концертов;
разучивание основ классического и народных танцев, а так же пластики корейских традиционных танцев;
обучение навыкам синхронного исполнения концертных номеров;
работа над репертуаром с использованием приобретённых навыков,
индивидуальные занятия и занятия по вводу;
привлечение участников ансамбля к общественной деятельности по подготовке и проведению в школе утренников и дискотек;
подведение итогов – отчётный годовой концерт.
Огромное значение для развития пластики и укрепления мышечного аппарата имеет классическая разминка на середине зала в самом начале занятия. Она состоит из следующих упражнений:
plié;
battement tendu;
battement tendu jete;
rond de jambe par terre;
grand battement jete;
вращения;
прыжки;
port de bras;
Все упражнения без усложнений разучиваются постепенно в течении первого года обучения. На втором году - добавляются небольшие вариации. Задача обучения в старшей группе – развитие навыков исполнительского мастерства в жанре хореографии. Для этого проводятся:
беседы об особенностях хореографии корейских традиционных танцев, ударных инструментах используемых в Корее и ритмических рисунках;
занятия по сценическому мастерству;
работа над репертуаром – постановка новых танцев;
общественная работа в школе;
участие в концертах, публичных выступлениях, в конкурсах хореографических коллективов;
индивидуальные занятия по формированию вторых составов и вводу.
Классическая разминка в старшей группе проводится у палки и на середине зала, она значительно сложнее и более динамична. Усложнённые схемы содержат танцевальные элементы и дробный ритмический рисунок с затактом и синкопой.
Plié;
Battement tendu;
Battement tendu jete;
Rond de jambe par terre;
Developpe;
Grand battement tendu jete;
Battement frappe;
Petit battement sur le cou-de-pied;
Battement fondu;
Port de bras;
Прыжки и вращения.
Все упражнения разучиваются в течение первого года обучения, а затем отрабатываются и, если их исполнение совершенно, схемы движений усложняются. В репертуаре ансамбля «Мугунхва» 11 танцев. Все они разные по сложности, но одинаковые по красоте и пластике. Корейцы сами считают, что в них таится скрытый дух обиды, гнева и печали, однако их музыка, танцы драматическое искусство часто полны радости и юмора. На протяжении всей своей длинной истории, корейцы сохранили глубокую любовь к музыке, танцам и театру. Придворные танцы отличают плавные, медленные и грациозные движения. Народные танцы объединяют крестьянский танец, танцевальные представления в масках, а так же шаманские и монашеские танцы. Таким образом занятия в ансамбле корейских танцев помогает учащимся более глубоко понять культуру той страны, чей язык они изучают. IV. Методическое обеспечение программы.
Жанр хореографии подразумевает многообразие форм обучения. Это, как правило, групповые и индивидуальные занятия, посещение выступлений танцевальных коллективов и обсуждение увиденного, сценическое мастерство, грим, участие в концертах и конкурсах и т. д. Методическими особенностями программы являются:
Обязательная классическая разминка, которая формирует осанку учащихся, доводит до совершенства пластику движений и знакомит с понятием «сценическое мастерство».
Обучение основам традиционных корейских танцев, особенностям пластика – что способствует более полному пониманию культуры и искусству Кореи.
Создание разновозрастного коллектива, в котором старшие помогают младшим, а более способные дети берут шефство над теми, кто не усвоил технику движений.
Формирование психологической стойкости, необходимой на выступлениях, происходит на групповых занятиях и в индивидуальных беседах.
Вовлечение родителей в воспитательный процесс укрепляет коллектив и создаёт семейную обстановку.
V. Список использованной литературы. А. Я. Ваганова «Основы классического танца».
Видеокассеты «Традиционные корейские танцы» - учебный материал. |