Примерная программа дисциплины «Основы методики преподавания народно-сценического танца»





НазваниеПримерная программа дисциплины «Основы методики преподавания народно-сценического танца»
страница1/5
Дата публикации15.02.2015
Размер0.59 Mb.
ТипПримерная программа
100-bal.ru > Военное дело > Примерная программа
  1   2   3   4   5
Примерная программа дисциплины «Основы методики преподавания народно-сценического танца» федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования второго поколения по специальностям 070304 (050700) «Педагогика балета» квалификация «педагог бального танца».


  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ


1. Цель курса
Изучение теории и методики преподавания народно-сценического танца, использование знаний в исполнении и создании композиций современной бальной хореографии.
2. Задачи курса


  • формирование знаний о содержании народно-сценического танца как основы в системе специальных дисциплин, его принципах и назначении в организациях искусств;

  • приобретение системы знаний лексического материала народно-сценического танца;

  • освоение умений и навыков в методике преподавания народно-сценического танца;

  • применение информации о народно-сценическом танце в области современной бальной хореографии;

  • освоение методов сочинения танцевальных комбинаций, этюдов, композиций, хореографических номеров на материале танцев различных национальностей.


3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника
Программа «Основы методики преподавания народно-сценического танца» обеспечивает изучение условий и применения лексического материала танцев разных народов в образовательных системах бальной хореографии. Преподавание данного курса тесно взаимосвязано с такими дисциплинами: «Композиция историко-бытовых и бальных танцев», «Основы методики преподавания классического танца», «Методика преподавания бального танца: Латиноамериканская программа», «Методика преподавания бальных танцев: Европейская программа», а также с дисциплинами общепрофессионального цикла.
4. Требования к уровню освоения содержания курса
В результате изучения курса студенты должны

знать:

  • методику построения урока народно-сценического танца;

  • методику исполнения упражнений у станка и на середине зала;

  • хореографическую лексику народов разных стран, ее отличительные особенности исполнения;

  • творческий процесс работы с концертмейстером народно-сценического танца;

  • технологию создания танцевальных движений, этюдов, постановочных работ на основе лексики народно-сценического танца;

  • •методы воспитания и развития выразительности в народно-сценическом танце.

  • Уметь:

  • использовать систему знаний народно-сценического танца для преподавания в школах искусств, хореографических ансамблях и других учреждениях культуры и искусства;

  • решать проблемы обновления хореографической лексики народно-сценического танца;

  • владеть техникой и выразительностью исполнения народно-сценического танца;

  • грамотно излагать теоретические основы методики преподавания народно-сценического танца.


II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. Разделы курса
1. Народно-сценический танец в системе подготовки танцовщиков

2. Методика изучения и исполнения упражнений у станка, этюдных работ на середине зала

3. Наследие народно-сценического танца из репертуара театров и ансамблей народного танца

4. Танцевальный фольклор и профессиональное хореографическое искусство
2. Темы и краткое содержание
Раздел 1. Народно-сценический танец в системе подготовки танцовщиков
Тема 1. Народно-сценический танец как базовая дисциплина в подготовке танцовщиков

Подготовка высококвалифицированных танцовщиков – требование современного уровня развития народно-сценического танца. Роль тренажа народно-сценического танца в совершенствовании техники исполнения танцовщика. Воспитание актерского мастерства и воспроизведение национальных особенностей танцев различных народностей.

Зависимость сценической практики танцовщиков от творческого развития системы тренировки у станка и исполнения этюдов на середине зала. Контрастность чередования движений фольклорного танца со сценическим танцем в воспитании ощущения характерности и стиля исполнения. Развитие широкой и яркой манеры исполнения танцовщика через максимально выразительный пластический рисунок танца. Особенности построения тренажа народно-сценического танца. Выработка силы, выносливости, профессиональной воли танцовщика.
Тема 2. истоки развития народного хореографического искусства

Народный танец – основа хореографии, его значение в жизни общества. Зарождение и эволюция народного танца. Основные формы народной хореографии. Многообразие и отличительные особенности народных танцев. Танцевальный фольклор. Различие хореографического языка народов мира.

Народный танец – основа творческой деятельности будущего хореографа.
Тема 3. Взаимосвязь народно-сценического танца и бальной хореографии

Общие цели и задачи народно-сценического танца в воспитании танцора. Выражение характера танца, музыки. Отношение к красоте и гармоничности движений. Воспитание координации движения, силы и выносливости. Выразительность в народном танце и в бальной хореографии. Амплитуда движения, темп исполнения, пластичность в народном и бальном танцах. Характеристика народных танцев вошедших в бальную хореографию: казачок, краковяк, мазурка, полька, полонез, сиртаки, танцы в стиле фламенко.
Тема 4. Методика построения урока народно-сценического танца

Специфика изучения движения у станка и на середине зала. Составные части урока народно-сценического танца. Особенности построения.

Последовательность изучения танцевальных движений и вариативность в последовательности исполнения. Порядок упражнений у станка, возможные отклонения, причины. Особенности варьирования движений по степени трудности и характеру исполнения.

Развитие на уроке музыкальности, координации, силы, выносливости исполнения.

Отбор танцевального материала с учетом возрастных, физических особенностей учащихся. Значение грамотного составления учебных заданий.
Тема 5. Методика сочинения танцевальных комбинаций у станка и на середине зала

Сочинение комбинаций у станка, логичность построения. Соразмерность длительности комбинации. Методика изучения движений и составление комбинаций в соответствии с программой практического обучения.

Музыкальная раскладка движений, предупреждение наиболее распространенных ошибок. Грамотный показ и последовательность объяснения правил исполнения движений в сочетании с музыкальной раскладкой. Возможность различных вариантов работы при сочинении комбинированных заданий. Темп урока.

Методика изучения движений на середине зала и составление комбинаций в соответствии с программой практического обучения. Воспитание выразительности и национальной манеры исполнения. Построение занятий на середине зала. Отбор танцевального материала.

Освоение и отработка простейших положений и движений с последующим усложнением и доведением до состояния технической чистоты и координации.

Значение грамотного составления самостоятельного учебного задания. Умения педагога добиваться четкости выполнения поставленных задач.
Тема 6. Методика подготовки и проведения практических занятий по народно-сценическому танцу

Значение творческой индивидуальности педагога в методике преподавания народно-сценического танца. Зависимость качества обучения от подготовки к уроку и его проведения.

Определение учебного материала, его содержания. Разработка урока в деталях. Учет профессиональных данных и физических возможностей учеников. Анализ уроков, их влияние на последующие занятия. Последовательное изложение хореографического материала, практический показ. Подготовительная работа с концертмейстером. Дисциплина на уроке, ее значение в освоении учебного материала. Темп урока. Распределение физической нагрузки и учет психологического состояния учеников.
Тема 7. Музыкальное оформление урока народно-сценического танца

Музыкальное сопровождение уроков – важнейший фактор эстетического и художественного воспитания танцора.

Значение творческого контакта педагога и концертмейстера. Формы и методы работы, характеристика, примеры. Задачи педагога в подборе и использовании музыкальных произведений. Соответствие характера, стиля, ритма и темпа музыкального произведения в каждом исполняемом упражнении.

Предварительная работа с концертмейстером, подбор музыкального материала для оформления урока.

Воспитание музыкального вкуса, развитие музыкальной культуры. Сопровождение лекционных курсов музыкальными и танцевальными примерами. Применение видеоматериалов, аудиокассет.
Раздел 2. Методика изучения и исполнения упражнений у станка, этюдных работ на середине зала
Тема 8. Техника исполнения упражнений у станка

Цели и задачи техники исполнения упражнений у станка. Система упражнений у станка. Последовательность изучения. Принцип «от простого к сложному» в обучении. Темп исполнения упражнений, его усложнение. Воспитание координации движения у станка, ее последовательное развитие. Распределение физической нагрузки, выработка правильного дыхания.

Использование элементов национальных танцев в упражнениях у станка, достижение выразительного исполнения. Важность принципов систематичности и последовательности в обучении. Методика исполнения упражнений у станка.

Практические занятия.

Изучение позиций ног:

  1. пять открытых (1, 2, 3, 4, 5 позиция) народно-сценического танца аналогичны пяти позициям классического танца.

  2. четыре прямых позиции:

1 прямая – обе ноги поставлены рядом, соприкасаются внутренними сторонами стоп (в народно-сценическом танце ее принято называть 6 позицией);

2 прямая – обе ноги поставлены параллельно на расстоянии стопы друг от друга;

3 прямая – обе ноги поставлены рядом, соприкасаются внутренними сторонами стоп, каблук одной ноги – у середины стопы другой;

4 прямая – обе ноги поставлены по одной прямой линии друг перед другом на расстоянии стопы.

  1. 1, 2, 3 свободные позиции – во всех свободных позициях стопы расположены в направлении между соответствующими открытыми и прямыми позициями;

  2. две закрытых: 1 закрытая – обе ноги, повернутые внутрь, поставлены носками вместе, пятки разведены в стороны друг от друга; 2 закрытая – обе ноги повернутые внутрь носками, поставлены между собой на расстоянии стопы, пятки разведены в стороны друг от друга.


Изучение позиций рук:

    1. позиция рук аналогична позициям рук классического танца, с учетом отличительных особенностей народно-сценического танца, с разнообразностью и разнохарактерностью исполнения какого-либо национального танца;

    2. положение рук:

    3. простое – руки расположены симметрично;

    4. сложное – расположение одной и другой руки различно;

    5. комбинированное – одна рука находится в одной из основных позиций, другая – в другой позиции;

    6. подготовка к началу упражнения:

  • движение руки;

  • движение руки в координации с движением ноги.


Изучение упражнений у станка:

    1. Приседания:

  • полуприседания плавные и резкие по 1, 2, 4, 5 выворотным позициям и 1 (6), 2, 3, 4 прямым позициям;

  • полные приседания плавные по 1, 2, 4, 5 открытым позициям и 1 и 4 прямым;

  • с наклоном корпуса;

  • по 6 позиции лицом к станку с волнообразным перегибанием корпуса.

    1. Упражнения на развитие подвижности стопы:

  • с переводом стопы с носка на ребро каблука;

  • с переводом стопы с носка на ребро каблука одновременно с полуприседанием на опорной ноге;

  • скольжение работающей стопы с одновременной работой пятки опорной ноги;

  • с полуприседанием в момент возврата ноги в исходную позицию.

    1. Маленькие броски вперед, в сторону, назад:

  • броски работающей ноги на высоту 45° на вытянутой опорной ноге с одновременным подъемом и опусканием ее пятки;

  • броски работающей ноги на высоту 45° с полуприседанием работой пятки опорной ноги;

  • с одинарным ударом стопой в позиции;

  • с двойным ударом в позиции;

  • по 1 позиции вперед и назад с проскальзыванием на опорной ноге в полуприседании;

  • «веер» – броски работающей ногой от щиколотки одновременно с подскоками на полупальцах опорной ноги в полуприседании.

    1. Каблучное упражнение:

  • подъем сокращенной стопы на щиколотку опорной ноги с одновременным резким опусканием пятки опорной ноги с выносом работающей ноги на ребро каблука в пол;

  • с полуприседанием на опорной ноге;

  • с одинарным ударом в 5 позицию.

5. Упражнения с ненапряженной стопой:

  • с добавлением удара подушечкой стопы работающей ноги в исходной позиции ног;

  • с поочередным переступанием ног позиции;

  • с подскоком на опорной ноге.

  1. Зигзаги – повороты стопы (pas tortillé):

  • простые повороты стопы из выворотного в невыворотное положение и обратно с выходом в 1 или 2 позиции;

  • повороты стопы в сочетании с ударами всей стопой работающей ноги по 1 или 2 позиции;

  • с окончанием в полуприседании по 1 или 2 позиции с последующим выносом работающей ноги в сторону.

  1. Низкие развороты – разворот коленом работающей ноги из закрытого положения в открытое на 45° вперед или в сторону:

  • на всей стопе;

  • с подъемом на полупальцы.

  1. Высокие развороты с наклоном корпуса в координации с движением руки.

  2. Подготовка к «веревочке»:

  • перевод работающей ноги вперед или назад через колено опорной ноги на всей стопе;

  • с подъемом на полупальцы;

  • с проскальзыванием на всей стопе или на полупальцах;

  • подготовка к «веревочке» с прыжком и переводом работающей ноги из выворотного положения в невыворотное, и наоборот.

  1. Раскрывание ноги на 90° (плавное и резкое):

  • на всей стопе;

  • с одновременным и последующим ударом каблуком опорной ноги;

  • в сочетании с прыжком;

  • с поджатыми ногами и дальнейшим выносом работающей ноги на 90° (вперед, в сторону, назад).

  1. Дробные выстукивания:

  • удары всей стопой;

  • двойные удары;

  • чередования ударов каблуком и подушечкой стопы;

  • удары с подскоком на опорной ноге;

  • удары с перескоком с ноги на ногу.

  1. Большие броски:

  • большие броски с последующим падением на работающую ногу с полуприседанием;

  • с увеличением размаха;

  • «ножницы» – поочередные встречные броски вперед;

  • большие броски вперед и назад через 1 позицию с работой корпуса;

  • с опусканием на колено опорной ноги и последующим броском работающей ноги вперед.

  1. Наклоны и перегибы корпуса вперед, в сторону и назад.

  2. Растяжка (лицом к станку).

  3. «Голубец» – одинарный в прыжке (лицом к станку).

  4. Подготовительные движения к полуприсядкам и присядкам:

  • присядка с выносом ноги в сторону;

  • присядка – разножка на каблуки в сторону;

  • подскоки на полном приседании – «мячик».

  1. Повороты внутрь:

  • плавный поворот на обеих ногах по четвертой позиции в полуприседании с одновременным перегибом корпуса;

  • поворот на вытянутой ноге или в полуприседании с другой ногой согнутой в колено с вытянутым подъемом в прямой позиции.

  1. Револьтад в прыжке – перенос ноги через другую поднятую ногу на 45° (лицом к станку).

  2. «Голубец»:

  • начиная с открытой ноги в сторону на 45° в прямом положении подбить другой ногой в маленьком прыжке (лицом к станку);

  • ударом стопами обеих согнутых ног в выворотном положении в большом прыжке с броском вытянутой ноги на 90° (муж. Класс).

20. Прыжки с поджатыми ногами в невыворотном положении по 6 позиции (жен. Класс).
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Примерная программа дисциплины «Основы методики преподавания народно-сценического танца» iconПримерная программа дисциплины «Методика преподавания народно-сценического (характерного) танца»
...
Примерная программа дисциплины «Основы методики преподавания народно-сценического танца» iconОрганизационно-педагогические условия совершенствования преподавания...
Диссертация выполнена в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московская государственная...
Примерная программа дисциплины «Основы методики преподавания народно-сценического танца» iconПримерная программа дисциплины «Основы методики преподавания хореографических...
...
Примерная программа дисциплины «Основы методики преподавания народно-сценического танца» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...
Требования к содержанию дисциплины и уровню подготовки студентов по курсу «Методика обучения основам народно-сценического танца»
Примерная программа дисциплины «Основы методики преподавания народно-сценического танца» icon1. Связь танцевального фольклора и профессионального хореографического...
Федерального компонента цикла специальных дисциплин составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего...
Примерная программа дисциплины «Основы методики преподавания народно-сценического танца» iconПримерная программа дисциплины «Современный танец»
Освоение техник современного танца, импровизации и композиции, техник Release и Body awareness, а также теории и методики изучения...
Примерная программа дисциплины «Основы методики преподавания народно-сценического танца» iconПримерная программа дисциплины «Методика преподавания историко-бытового танца»
Подготовка преподавателей историко-бытового танца для высших и средних профессиональных хореографических учебных заведений, а также...
Примерная программа дисциплины «Основы методики преподавания народно-сценического танца» iconПримерная программа дисциплины «Методика преподавания бального танца: Европейская программа»
Европейская программа» федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин составлена в соответствии с государственным образовательным...
Примерная программа дисциплины «Основы методики преподавания народно-сценического танца» iconПримерная программа дисциплины «Методика преподавания историко-бытового танца»
...
Примерная программа дисциплины «Основы методики преподавания народно-сценического танца» iconПримерная программа дисциплины «Актерское мастерство и основы балетной режиссуры»
Целью курса является ознакомление будущего педагога бального танца с основными направлениями режиссерской деятельности и особенностями...
Примерная программа дисциплины «Основы методики преподавания народно-сценического танца» iconПримерная программа дисциплины «Методика преподавания дуэтно-классического танца»
Федерального компонента цикла специальных дисциплин составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего...
Примерная программа дисциплины «Основы методики преподавания народно-сценического танца» iconОсобенности методики преподавания комплексного учебного курса «Основы...
Особенности методики преподавания этого культурологического курса в школе связаны, прежде всего, с тем, что целевой установкой программы...
Примерная программа дисциплины «Основы методики преподавания народно-сценического танца» iconПримерная программа учебной дисциплины русский язык для профессий...
Рецензенты: Пахнова Т. М., профессор кафедры методики преподавания русского языка мпгу, кандидат педагогических наук
Примерная программа дисциплины «Основы методики преподавания народно-сценического танца» iconПримерная программа учебной дисциплины русский язык для профессий...
Рецензенты: Пахнова Т. М., профессор кафедры методики преподавания русского языка мпгу, кандидат педагогических наук
Примерная программа дисциплины «Основы методики преподавания народно-сценического танца» iconПримерная программа учебной дисциплины русский язык для профессий...
Рецензенты: Пахнова Т. М., профессор кафедры методики преподавания русского языка мпгу, кандидат педагогических наук
Примерная программа дисциплины «Основы методики преподавания народно-сценического танца» iconРабочая программа учебной дисциплины «основы обществознания»
Хисамутдинова Р. Р. д и н., проф., зав кафедрой методики преподавания истории и обществознания


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск