Скачать 0.56 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ«УТВЕРЖДАЮ» Руководитель Департамента содержания высшего профессионального образования ______________________Л.В.Попов «___»_______________2004 года Примерная программа дисциплины«Методика преподавания народно-сценического (характерного) танца» федерального компонента цикла Специальных дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по специальности 050700 «Педагогика балета», квалификация "педагог-балетмейстер" Рекомендовано: Учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области хореографического искусства И.о. сопредседателя УМО В.А. Дорофеева Санкт-Петербург 2004 Примерная программа дисциплины «Методика преподавания народно-сценического (характерного) танца» Федерального компонента цикла специальных дисциплин составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 050700 «Педагогика балета», квалификация: "педагог-балетмейстер". ©Министерство образования и науки Российской Федерации © Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области хореографического искусства ©Академия Русского балета им.А.Я.Вагановой I. Организационно-методический раздел 1. Цель курса Подготовка преподавателей характерного танца для высших и средних профессиональных хореографических учебных заведений, а также педагогов-репетиторов характерного танца профессиональных балетных трупп.
1. Овладение методикой и теорией преподавания народно-сценического (характерного) танца. Изучение национальных обычаев, особенностей темперамента, национального костюма. 2. Изучение основных элементов народных и сценических танцев, а также особенностей национального стиля, манеры. 3. Развитие навыков самостоятельной работы над заданием, самостоятельное создание этюдов. 3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника 1. Народно-сценический танец является одним из основных предметов специальных дисциплин в системе профессиональной подготовки педагогов балета, неотъемлемой и исторически установившейся частью хореографического образования. 2. Обучение народно-сценическому танцу связано со всем циклом специальных дисциплин и, прежде всего, с классическим танцем, являющимся его фундаментом. 4. Требования к уровню освоения содержания курса. Выпускник должен:
II. Содержание курса 1. Разделы курса Курс состоит их пяти разделов: Раздел 1. Программные задачи обучения. Техника исполнения упражнений у станка, этюдов на середине зала в различных национальных характерах, парный танец. Раздел 2. Композиция учебных этюдов в различных характерах. Особенности, стиль и характер танцевальных форм разных народов. Раздел 3. Наследие народно-сценического танца из репертуара академических театров и ансамблей народного танца. Раздел 4. Связь танцевального фольклора и профессионального хореографического искусства. Раздел 5. История создания и развития методики преподавания народно-сценического (характерного) танца, обогащение ее работами ведущих мастеров хореографического искусства. Методическое наследие народно-сценического танца отечественной балетной школы. 2. Темы и краткое содержание курса Раздел 1. Программные задачи обучения. Техника исполнения упражнений у станка, этюдов на середине зала в различных национальных характерах, парный танец. Народно-сценический танец расширяет и обогащает исполнительские возможности будущих артистов балета, формируя качества и навыки, которые не могут быть развиты в процессе обучения исключительно классическому танцу. Обучение народно-сценическому танцу совершенствует координацию движений, способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата, развивая те группы мышц, которые мало участвуют в процессе классического тренажа. Обучение народно-сценическому танцу дает также возможность учащимся овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, сложностью их темпов и ритмов. Упражнения у палки в младших классах занимают по времени примерно 2/3 урока. Построение комбинаций осуществляются с учетом характера и манеры различных народных танцев, но носят в основном тренировочный характер. В следующих классах время, отведенное на упражнения у палки, сокращается и сводится до 1/4 урока, а комбинации, продолжая решать тренировочные задачи, становятся более танцевальными и ярче отражают манеру и стиль различных характерных танцев. Упражнения характерного тренажа включают в себя повороты стопы и бедра внутрь, удары стопой, каблуком и полупальцами в пол, движения на присогнутых ногах, движения расслабленной стопой, резкие глубокие приседания и многие другие упражнения. Упражнения на середине зала углубляют знакомство учеников с особенностями стиля и характером танцевальных форм различных народов, выражают многообразие народно-характерного танца, развивают координацию движений всего тела, технику ног, гибкость корпуса, пластичность рук. Начиная с простейших элементов в младших классах, продолжая освоение более сложных этюдов в средних, данный курс заканчивается освоением сложных по технике и художественной выразительности композиций. Несложные комбинации двух-трех движений подготавливают учащегося к овладению формой и стилем народно-характерного танца и к усложненным комбинациям, развивающим координацию движений. Работая над этюдами народно-характерного танца, учащиеся изучают особенности стиля, манеры и характера различных танцев. Особое внимание уделяется изучению образцов наследия характерного танца. В старших классах в программу включены фрагменты и отдельные танцы из репертуара академических театров. В программе 3, 4, 5 годов обучения дается рекомендованный репертуар. Условные обозначения по всей программе:
Тема 1. Методика первого года обучения. Первоначальное знакомство с особенностями характерного танца. Простейшие тренировочные движения у палки и на середине зала. Этюды по всем разделам первого года обучения. Экзерсис у станка 1. Позиции ног. а) выворотные: I, II, III; б) невыворотные: I, II, III; в) полувыворотные: I, III. 2. Открывание и закрывание руки. а) правильное положение руки на бедре; б) положение головы и корпуса. 3. Demi-plié и grand-plié: а) плавное и резкое с акцентом наверх; б) выворотное по I, II, III позициям; в) невыворотное по I (VI) и по III позициям. 4. Переходы из позиции в позицию: а) через battement tendu; б) через каблуки-полупальцы; 5. Battement tendu: 1-й вид - с подъемом каблука опорной ноги. а) на вытянутой ноге; б) с demi-plié; в) с tombé и ударом п/п опорной ноги. 2-й вид - с переходом работающей ноги с носка на каблук. а) на вытянутой ноге; б) с demi-plié в III позиции; в) с demi-plié в момент перехода работающей ноги на каблук; г) с ударом всей стопой по III позиции. 3-й вид - с выносом ноги на каблук. 6. Battement tendu jeté: а) на вытянутой ноге; б) с demi-plié; в) с подъемом каблука опорной ноги; г) с demi-plié и п/п. 7. Средний battement (Упражнение свободной стопой, как подготовка к различным чечеточным движениям). 8. Flic с последующим ударом всей стопой. 9. Упражнения на дробные выстукивания: В РУССКОМ ХАРАКТЕРЕ а) чередование ударов всей стопы одной ноги и каблука другой по свободной I позиции; б) перенос работающей ноги выворотно и невыворотно по III позиции на demi-plié. В ИСПАНСКОМ ХАРАКТЕРЕ а) чередование ударов всей стопы и п/п другой ноги по свободной III позиции; б) чередование ударов всей стопы и п/п другой ноги с шагом, на plié и со скачком; в) чередование ударов каблуками по VI позиции. 10. Подготовка к "веревочке": а) на целой ноге; б) на п/п. 11. Упражнение для бедра (на целой ноге и на п/п). 12. Pas tortillé с ударом стопой. 13. Rond de jambe и rond de pied par terre. 14. Battement fondu (на целой стопе). 15. "Голубец" (удары каблуками): а) одинарный и двойной удар одной ногой; б) одинарный и двойной удар двумя ногами. 16. Подготовка к "штопору". "Штопор". 17. Grand battement développé: а) мягкое; б) акцентированное с ударом каблука опорной ноги. 18. Grand battement jeté (на целой ноге, на plié и с подъемом на п/п). 19. "Голубец" в прыжке (один удар каблуками) – лицом к палке. 20. Различные port de bras и растяжки в выворотном и невыворотном положениях. 21. Подготовка к полуприсядкам и присядкам (для мальчиков) а) выталкивание ног на каблуки в стороны и вперёд, с полного приседания (лицом к палке); б) полное приседание с последующим отскоком и выносом ноги на каблук в пол и на 45°, в) подскоки на полном приседании (мячик). Упражнения на середине зала Начиная каждый новый раздел - необходимо рассказать о характере и стиле исполнения. Используя простейшие программные элементы, давать ученикам несложные этюды. ЭЛЕМЕНТЫ РУССКОГО ТАНЦА. 1. Особенности рук и головы в русском танце. Поклоны на месте и с продвижением вперед и назад. 2. Ходы. а) простой; б) переменный; в) шаркающий; г) основной (традиционный) вперед и назад; д) дробный (дробная дорожка). 3. Pas de basque. 4. Притоп. 5. Припадание (с одним и двумя ударами п/п). 6. «Ёлочка» и «Змейка». 7. Pas de bourrée (из стороны в сторону с выносом ноги на каблук). 8. "Веревочка" (на demi- plié и целой стопе). 9. Полуприсядки (для мальчиков) с выбросом ноги в сторону и вперед на каблук и на 45. ЭЛЕМЕНТЫ УКРАИНСКОГО ТАНЦА. 1. Ход "Бигунец" (с различными положениями рук и корпуса). 2. "Тынок" и ход на прыжке "Тынок". 3. "Голубец" и притоп. 4. Боковой ход с отбрасыванием ноги в сторону. 5. "Упадание". 6. "Угинание". 7. "Вихилясник". ЭЛЕМЕНТЫ ВЕНГЕРСКОГО СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА. 1. Упражнения для рук и корпуса для усвоения манеры исполнения. 2. Открывание руки без "восьмерки" и закладывание ее за голову. 3. Balancé на effacée и на croisée. 4. Основной ход для медленной части танца. 5. "Голубец" каблуками одинарный и двойной (на месте и с шагом). 6. Ход вперед с ударом всей стопой на croisée. 7. Простейшее заключение. ЭЛЕМЕНТЫ ПОЛЬСКОГО ТАНЦА Этюды для выработки манеры исполнения. Открывание руки без "восьмерки". 1. "Отбиянэ" и "ходовэ". 2. Pas de basque. 3. Balancé (Тенжки бег). 4. Pas de bourrée по III и VI позициям (акцентированное). 5. Pas couru (легкий бег). 6. Pas gala (мазур). 7. Простейшее заключение. ЭЛЕМЕНТЫ ИТАЛЬЯНСКОГО ТАНЦА 1. Два вида хода вперед: а) ballonné; б) emboîté (ноги сзади). 2. Выбрасывание ноги с носка на каблук. 3. Тройная дробь. 4. Скачки по III позиции. 5. Проскальзывание на опорной ноге с выносом ноги на носок. 6. Навыки владения тамбурином. Tема 2. Второй год обучения. Дальнейшее усовершенствование техники и стиля академического характерного танца. Экзерсис у палки 1. Grand-plié по VI позиции с поворотом колен. 2. Battement tendu с поворотом бедра. 3. Battement tendu jeté сквозные по I позиции (на целой стопе и с подъемом на п/п). 4. Flic-flac (упражнение для свободной стопы). 5. Pas tortillé (слитное с одним поворотом стопы). 6. Rond de jambe и rond de pied с поворотом стопы опорной ноги и с кругом на 45. 7. Подготовка к "качалке" и "качалка". 8."Веревочка" (для венгерского танца). 9. Упражнение для бедра в один темп (на целой стопе и на п\п). 10. Опускание на подъем: колено у середины стопы опорной ноги. 11. Опускание на два колена. 12. Battement fondu на п\п. 13. Battement développé с двумя ударами каблука опорной ноги. 14. Grand battement jeté с tombé-coupé. 15. Одинарное и двойное заключение без поворота. 16. "Голубец" с двойным ударом в прыжке (лицом к палке). 17. Cabriole на 45° (с вытянутыми ногами). 18. Повороты: а) soutenu en tournant в V позиции (на demi-plié). б) различные pirouettes выворотные и невыворотные. 19. Упражнения, развивающие гибкость и пластичность. 20. Простейшие выстукивания в испанском характере (чередование ударов полной стопы, п\п и каблука). |
Примерная программа дисциплины «Основы методики преподавания народно-сценического танца» Изучение теории и методики преподавания народно-сценического танца, использование знаний в исполнении и создании композиций современной... | 1. Связь танцевального фольклора и профессионального хореографического... Федерального компонента цикла специальных дисциплин составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности... Требования к содержанию дисциплины и уровню подготовки студентов по курсу «Методика обучения основам народно-сценического танца» | Организационно-педагогические условия совершенствования преподавания... Диссертация выполнена в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московская государственная... | ||
Образовательная программа хореографической народной студии «Веснушки» М.,1985. – 53с., ил.; Основы характерного танца А. В. Лопухов, А. В. Ширяев, А. И. Бочаров; Методика классического танца. В. Э. Мориц,... | Примерная программа дисциплины «Методика преподавания историко-бытового танца» Подготовка преподавателей историко-бытового танца для высших и средних профессиональных хореографических учебных заведений, а также... | ||
Примерная программа дисциплины «Методика преподавания бального танца: Европейская программа» Европейская программа» федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин составлена в соответствии с государственным образовательным... | Примерная программа дисциплины «Методика преподавания историко-бытового танца» ... | ||
Примерная программа дисциплины «Методика преподавания дуэтно-классического танца» Федерального компонента цикла специальных дисциплин составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего... | Примерная программа дисциплины «Основы методики преподавания хореографических... ... | ||
Примерная программа дисциплины «Современный танец» Освоение техник современного танца, импровизации и композиции, техник Release и Body awareness, а также теории и методики изучения... | Программа государственного квалификационного экзамена по методике... «Методика преподавания философии». Цели, предмет и задачи курса «Методика преподавания философии». Методика, дидактика, психология... | ||
Курсовая работа по предмету: «Методика преподавания народно-прикладного творчества» «Методические приемы развития воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях кружка декоративно... | Реферат на тему эссе на тему d. Дисциплина «Методика преподавания классического танца» Дисциплины: «Теория управления», «Исследование систем управления», «Теория организации», «Методология науки, системный подход и системный... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методика данной программы опирается на богатый опыт и систему преподавания классического танца разработанную | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методика преподавания... Цель освоения дисциплины «Методика преподавания социологии» теоретическая и методическая подготовка студентов V курса к самостоятельной... |