Примерная программа дисциплины «Методика преподавания народно-сценического (характерного) танца»





НазваниеПримерная программа дисциплины «Методика преподавания народно-сценического (характерного) танца»
страница1/4
Дата публикации18.01.2015
Размер0.56 Mb.
ТипПримерная программа
100-bal.ru > Военное дело > Примерная программа
  1   2   3   4



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



«УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель Департамента

содержания высшего

профессионального образования
______________________Л.В.Попов

«___»_______________2004 года


Примерная программа дисциплины


«Методика преподавания народно-сценического (характерного) танца»

федерального компонента цикла Специальных дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по специальности

050700 «Педагогика балета»,

квалификация "педагог-балетмейстер"


Рекомендовано:

Учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области хореографического искусства


И.о. сопредседателя УМО В.А. Дорофеева
Санкт-Петербург

2004

Примерная программа дисциплины «Методика преподавания народно-сценического (характерного) танца» Федерального компонента цикла специальных дисциплин составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 050700 «Педагогика балета», квалификация: "педагог-балетмейстер".

©Министерство образования и науки Российской Федерации

© Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области хореографического искусства

©Академия Русского балета им.А.Я.Вагановой
I. Организационно-методический раздел
1. Цель курса

Подготовка преподавателей характерного танца для высших и средних профессиональных хореографических учебных заведений, а также педагогов-репетиторов характерного танца профессиональных балетных трупп.



  1. Задачи курса

1. Овладение методикой и теорией преподавания народно-сценического (характерного) танца. Изучение национальных обычаев, особенностей темперамента, национального костюма.

2. Изучение основных элементов народных и сценических танцев, а также особенностей национального стиля, манеры.

3. Развитие навыков самостоятельной работы над заданием, самостоятельное создание этюдов.

3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

1. Народно-сценический танец является одним из основных предметов специальных дисциплин в системе профессиональной подготовки педагогов балета, неотъемлемой и исторически установившейся частью хореографического образования.

2. Обучение народно-сценическому танцу связано со всем циклом специальных дисциплин и, прежде всего, с классическим танцем, являющимся его фундаментом.
4. Требования к уровню освоения содержания курса.

Выпускник должен:

  • владеть методикой преподавания характерного танца;

  • знать выразительные средства народно-сценического (характерного) танца;

  • владеть техникой характерного танца, манерой исполнения, особенностями стиля; знать методические требования при исполнении отдельных движений и танцевальных комбинаций;

  • уметь создавать учебные хореографические композиции (этюды), импровизировать;

  • владеть методикой репетиторской работы, знать материал характерного наследия и характерный репертуар современного балетного театра;

  • иметь навыки работы в балетном классе, как с учениками, так и с профессиональными исполнителями;

  • знать музыкальный материал, используемый на уроках характерного танца, иметь навыки подбора нотного материала;

  • владеть навыками творческого взаимодействия с концертмейстером в ходе уроков и репетиций и при подготовке к ним;

  • обладать необходимой глубиной знаний истории, национальных особенностей, обрядов и традиций народа, создавшего свой танец;

  • различать специфику народного костюма, свойственного изучаемому танцу;


II. Содержание курса
1. Разделы курса

Курс состоит их пяти разделов:

Раздел 1. Программные задачи обучения. Техника исполнения упражнений у станка, этюдов на середине зала в различных национальных характерах, парный танец.

Раздел 2. Композиция учебных этюдов в различных характерах. Особенности, стиль и характер танцевальных форм разных народов.

Раздел 3. Наследие народно-сценического танца из репертуара академических театров и ансамблей народного танца.

Раздел 4. Связь танцевального фольклора и профессионального хореографического искусства.

Раздел 5. История создания и развития методики преподавания народно-сценического (характерного) танца, обогащение ее работами ведущих мастеров хореографического искусства. Методическое наследие народно-сценического танца отечественной балетной школы.
2. Темы и краткое содержание курса
Раздел 1. Программные задачи обучения. Техника исполнения упражнений у станка, этюдов на середине зала в различных национальных характерах, парный танец.
Народно-сценический танец расширяет и обогащает исполнительские возможности будущих артистов балета, формируя качества и навыки, которые не могут быть развиты в процессе обучения исключительно классическому танцу. Обучение народно-сценическому танцу совершенствует координацию движений, способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата, развивая те группы мышц, которые мало участвуют в процессе классического тренажа. Обучение народно-сценическому танцу дает также возможность учащимся овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, сложностью их темпов и ритмов.
Упражнения у палки в младших классах занимают по времени примерно 2/3 урока. Построение комбинаций осуществляются с учетом характера и манеры различных народных танцев, но носят в основном тренировочный характер. В следующих классах время, отведенное на упражнения у палки, сокращается и сводится до 1/4 урока, а комбинации, продолжая решать тренировочные задачи, становятся более танцевальными и ярче отражают манеру и стиль различных характерных танцев.

Упражнения характерного тренажа включают в себя повороты стопы и бедра внутрь, удары стопой, каблуком и полупальцами в пол, движения на присогнутых ногах, движения расслабленной стопой, резкие глубокие приседания и многие другие упражнения.

Упражнения на середине зала углубляют знакомство учеников с особенностями стиля и характером танцевальных форм различных народов, выражают многообразие народно-характерного танца, развивают координацию движений всего тела, технику ног, гибкость корпуса, пластичность рук.

Начиная с простейших элементов в младших классах, продолжая освоение более сложных этюдов в средних, данный курс заканчивается освоением сложных по технике и художественной выразительности композиций.

Несложные комбинации двух-трех движений подготавливают учащегося к овладению формой и стилем народно-характерного танца и к усложненным комбинациям, развивающим координацию движений.

Работая над этюдами народно-характерного танца, учащиеся изучают особенности стиля, манеры и характера различных танцев.

Особое внимание уделяется изучению образцов наследия характерного танца. В старших классах в программу включены фрагменты и отдельные танцы из репертуара академических театров. В программе 3, 4, 5 годов обучения дается рекомендованный репертуар.
Условные обозначения по всей программе:

  1. п/п – полупальцы.

  2. поз. – позиция.



Тема 1. Методика первого года обучения.

Первоначальное знакомство с особенностями характерного танца. Простейшие тренировочные движения у палки и на середине зала. Этюды по всем разделам первого года обучения.
Экзерсис у станка

1. Позиции ног.

а) выворотные: I, II, III;

б) невыворотные: I, II, III;

в) полувыворотные: I, III.
2. Открывание и закрывание руки.

а) правильное положение руки на бедре;

б) положение головы и корпуса.
3. Demi-plié и grand-plié:

а) плавное и резкое с акцентом наверх;

б) выворотное по I, II, III позициям;

в) невыворотное по I (VI) и по III позициям.
4. Переходы из позиции в позицию:

а) через battement tendu;

б) через каблуки-полупальцы;

5. Battement tendu:

1-й вид - с подъемом каблука опорной ноги.

а) на вытянутой ноге;

б) с demi-plié;

в) с tombé и ударом п/п опорной ноги.
2-й вид - с переходом работающей ноги с носка на каблук.

а) на вытянутой ноге;

б) с demi-plié в III позиции;

в) с demi-plié в момент перехода работающей ноги на каблук;

г) с ударом всей стопой по III позиции.
3-й вид - с выносом ноги на каблук.
6. Battement tendu jeté:

а) на вытянутой ноге;

б) с demi-plié;

в) с подъемом каблука опорной ноги;

г) с demi-plié и п/п.
7. Средний battement

(Упражнение свободной стопой, как подготовка к различным чечеточным движениям).

8. Flic с последующим ударом всей стопой.
9. Упражнения на дробные выстукивания:

В РУССКОМ ХАРАКТЕРЕ

а) чередование ударов всей стопы одной ноги и каблука другой по свободной I позиции;

б) перенос работающей ноги выворотно и невыворотно по III позиции на demi-plié.

В ИСПАНСКОМ ХАРАКТЕРЕ

а) чередование ударов всей стопы и п/п другой ноги по свободной III позиции;

б) чередование ударов всей стопы и п/п другой ноги с шагом, на plié и со скачком;

в) чередование ударов каблуками по VI позиции.
10. Подготовка к "веревочке":

а) на целой ноге;

б) на п/п.
11. Упражнение для бедра (на целой ноге и на п/п).
12. Pas tortillé с ударом стопой.
13. Rond de jambe и rond de pied par terre.
14. Battement fondu (на целой стопе).
15. "Голубец" (удары каблуками):

а) одинарный и двойной удар одной ногой;

б) одинарный и двойной удар двумя ногами.

16. Подготовка к "штопору". "Штопор".
17. Grand battement développé:

а) мягкое;

б) акцентированное с ударом каблука опорной ноги.
18. Grand battement jeté (на целой ноге, на plié и с подъемом на п/п).
19. "Голубец" в прыжке (один удар каблуками) – лицом к палке.
20. Различные port de bras и растяжки в выворотном и невыворотном положениях.
21. Подготовка к полуприсядкам и присядкам (для мальчиков)

а) выталкивание ног на каблуки в стороны и вперёд, с полного приседания (лицом к палке);

б) полное приседание с последующим отскоком и выносом ноги на каблук в пол и на 45°,

в) подскоки на полном приседании (мячик).
Упражнения на середине зала

Начиная каждый новый раздел - необходимо рассказать о характере и стиле исполнения. Используя простейшие программные элементы, давать ученикам несложные этюды.
ЭЛЕМЕНТЫ РУССКОГО ТАНЦА.

1. Особенности рук и головы в русском танце. Поклоны на месте и с продвижением вперед и назад.
2. Ходы.

а) простой;

б) переменный;

в) шаркающий;

г) основной (традиционный) вперед и назад;

д) дробный (дробная дорожка).
3. Pas de basque.
4. Притоп.
5. Припадание (с одним и двумя ударами п/п).
6. «Ёлочка» и «Змейка».
7. Pas de bourrée (из стороны в сторону с выносом ноги на каблук).
8. "Веревочка" (на demi- plié и целой стопе).
9. Полуприсядки (для мальчиков) с выбросом ноги в сторону и вперед на каблук и на 45.
ЭЛЕМЕНТЫ УКРАИНСКОГО ТАНЦА.
1. Ход "Бигунец" (с различными положениями рук и корпуса).
2. "Тынок" и ход на прыжке "Тынок".
3. "Голубец" и притоп.
4. Боковой ход с отбрасыванием ноги в сторону.
5. "Упадание".
6. "Угинание".
7. "Вихилясник".
ЭЛЕМЕНТЫ ВЕНГЕРСКОГО СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА.
1. Упражнения для рук и корпуса для усвоения манеры исполнения.
2. Открывание руки без "восьмерки" и закладывание ее за голову.
3. Balancé на effacée и на croisée.

4. Основной ход для медленной части танца.
5. "Голубец" каблуками одинарный и двойной (на месте и с шагом).
6. Ход вперед с ударом всей стопой на croisée.
7. Простейшее заключение.
ЭЛЕМЕНТЫ ПОЛЬСКОГО ТАНЦА

Этюды для выработки манеры исполнения. Открывание руки без "восьмерки".
1. "Отбиянэ" и "ходовэ".
2. Pas de basque.
3. Balancé (Тенжки бег).
4. Pas de bourrée по III и VI позициям (акцентированное).
5. Pas couru (легкий бег).
6. Pas gala (мазур).
7. Простейшее заключение.

ЭЛЕМЕНТЫ ИТАЛЬЯНСКОГО ТАНЦА
1. Два вида хода вперед:

а) ballonné;

б) emboîté (ноги сзади).
2. Выбрасывание ноги с носка на каблук.
3. Тройная дробь.
4. Скачки по III позиции.
5. Проскальзывание на опорной ноге с выносом ноги на носок.
6. Навыки владения тамбурином.

Tема 2. Второй год обучения.

Дальнейшее усовершенствование техники и стиля академического характерного танца.
Экзерсис у палки
1. Grand-plié по VI позиции с поворотом колен.
2. Battement tendu с поворотом бедра.
3. Battement tendu jeté сквозные по I позиции (на целой стопе и с подъемом на п/п).
4. Flic-flac (упражнение для свободной стопы).
5. Pas tortillé (слитное с одним поворотом стопы).
6. Rond de jambe и rond de pied с поворотом стопы опорной ноги и с кругом на 45.
7. Подготовка к "качалке" и "качалка".
8."Веревочка" (для венгерского танца).
9. Упражнение для бедра в один темп (на целой стопе и на п\п).
10. Опускание на подъем: колено у середины стопы опорной ноги.
11. Опускание на два колена.
12. Battement fondu на п\п.
13. Battement développé с двумя ударами каблука опорной ноги.
14. Grand battement jeté с tombé-coupé.
15. Одинарное и двойное заключение без поворота.
16. "Голубец" с двойным ударом в прыжке (лицом к палке).
17. Cabriole на 45° (с вытянутыми ногами).
18. Повороты:

а) soutenu en tournant в V позиции (на demi-plié).

б) различные pirouettes выворотные и невыворотные.
19. Упражнения, развивающие гибкость и пластичность.
20. Простейшие выстукивания в испанском характере (чередование ударов полной стопы, п\п и каблука).

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Примерная программа дисциплины «Методика преподавания народно-сценического (характерного) танца» iconПримерная программа дисциплины «Основы методики преподавания народно-сценического танца»
Изучение теории и методики преподавания народно-сценического танца, использование знаний в исполнении и создании композиций современной...
Примерная программа дисциплины «Методика преподавания народно-сценического (характерного) танца» icon1. Связь танцевального фольклора и профессионального хореографического...
Федерального компонента цикла специальных дисциплин составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего...
Примерная программа дисциплины «Методика преподавания народно-сценического (характерного) танца» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...
Требования к содержанию дисциплины и уровню подготовки студентов по курсу «Методика обучения основам народно-сценического танца»
Примерная программа дисциплины «Методика преподавания народно-сценического (характерного) танца» iconОрганизационно-педагогические условия совершенствования преподавания...
Диссертация выполнена в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московская государственная...
Примерная программа дисциплины «Методика преподавания народно-сценического (характерного) танца» iconОбразовательная программа хореографической народной студии «Веснушки»
М.,1985. – 53с., ил.; Основы характерного танца А. В. Лопухов, А. В. Ширяев, А. И. Бочаров; Методика классического танца. В. Э. Мориц,...
Примерная программа дисциплины «Методика преподавания народно-сценического (характерного) танца» iconПримерная программа дисциплины «Методика преподавания историко-бытового танца»
Подготовка преподавателей историко-бытового танца для высших и средних профессиональных хореографических учебных заведений, а также...
Примерная программа дисциплины «Методика преподавания народно-сценического (характерного) танца» iconПримерная программа дисциплины «Методика преподавания бального танца: Европейская программа»
Европейская программа» федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин составлена в соответствии с государственным образовательным...
Примерная программа дисциплины «Методика преподавания народно-сценического (характерного) танца» iconПримерная программа дисциплины «Методика преподавания историко-бытового танца»
...
Примерная программа дисциплины «Методика преподавания народно-сценического (характерного) танца» iconПримерная программа дисциплины «Методика преподавания дуэтно-классического танца»
Федерального компонента цикла специальных дисциплин составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего...
Примерная программа дисциплины «Методика преподавания народно-сценического (характерного) танца» iconПримерная программа дисциплины «Основы методики преподавания хореографических...
...
Примерная программа дисциплины «Методика преподавания народно-сценического (характерного) танца» iconПримерная программа дисциплины «Современный танец»
Освоение техник современного танца, импровизации и композиции, техник Release и Body awareness, а также теории и методики изучения...
Примерная программа дисциплины «Методика преподавания народно-сценического (характерного) танца» iconПрограмма государственного квалификационного экзамена по методике...
«Методика преподавания философии». Цели, предмет и задачи курса «Методика преподавания философии». Методика, дидактика, психология...
Примерная программа дисциплины «Методика преподавания народно-сценического (характерного) танца» iconКурсовая работа по предмету: «Методика преподавания народно-прикладного творчества»
«Методические приемы развития воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях кружка декоративно...
Примерная программа дисциплины «Методика преподавания народно-сценического (характерного) танца» iconРеферат на тему эссе на тему d. Дисциплина «Методика преподавания классического танца»
Дисциплины: «Теория управления», «Исследование систем управления», «Теория организации», «Методология науки, системный подход и системный...
Примерная программа дисциплины «Методика преподавания народно-сценического (характерного) танца» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методика данной программы опирается на богатый опыт и систему преподавания классического танца разработанную
Примерная программа дисциплины «Методика преподавания народно-сценического (характерного) танца» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методика преподавания...
Цель освоения дисциплины «Методика преподавания социологии» теоретическая и методическая подготовка студентов V курса к самостоятельной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск