Скачать 1.43 Mb.
|
Развитие культуры толерантности в Свердловской области Сборник по материалам конкурсных работ педагогов http://www.tolz.ru/library/?id=649 Часть 1 Екатеринбург, 2007 Развитие культуры толерантности в Свердловской области: сборник по материалам конкурсных работ педагогов: в 2-х ч. Ч. 1. / М-во общ. и проф. образования Свердл. обл., ГОУ ДПО «Ин-т развития регион. образования Свердл. обл.»; сост. Л.В. Узлова. - Екатеринбург: ИРРО, 2007. - 114 с. В настоящий сборник включены избранные работы и материалы учителей образовательных учреждений Свердловской области - участников конкурса проектов (учебно-методических разработок) педагогов по развитию культуры толерантности, а также работы учащихся - победителей конкурса творческих работ детей «Мы разные - мы вместе» (в номинации «Литературные произведения»). Издание адресовано педагогам ОУ различных типов, видов и уровней образования. © ГОУ ДПО «ИРРО», 2007 Содержание
Упражнения и практические занятия, направленные на развитие навыков толерантного поведения
Работы победителей конкурса творческих работ учащихся «Мы разные – мы вместе»
Приложение. Список рекомендованной литературы Согласие между людьми, разными народами – это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества Д.С. Лихачев Антонова Ю.М. Толерантность образовательного сообщества В одном из своих выступлений Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор, обращаясь ко всем людям, ответственным за образование, отчетливо обозначил основные принципы обучения и воспитания подрастающих поколений в духе терпимости:воспитание в духе открытости и понимания других народов, многообразия их культур и истории; обучение пониманию необходимости отказа от насилия, использованию мирных средств для разрешения разногласий и конфликтов; прививание идей альтруизма и уважения к другим, солидарности и сопричастности, базирующихся на осознании и принятии собственной самобытности и способности к признанию множественности человеческого существования в различных культурных и социальных контекстах[1]. Современные представления о толерантности или, точнее, признание ее как фактора, укрепляющего гражданский мир и дающего защиту от несправедливости, было во многом подготовлено деятельностью философов XVI-XVII вв., восставших против «терпения нетерпимости» и жестоких религиозных столкновений. Самым последовательным критиком фанатизма и защитником толерантности был Вольтер. В своем «Трактате о веротерпимости» (1763) Вольтер не критикует ни одну конкретную религию, но показывает, как они, милосердные по своей сути, разъедаются предрассудками и нетерпимостью. По его мнению, все верования должны иметь возможность для выражения, но «верхом безумия следует считать убеждение, что все люди обязаны одинаково думать об отвлеченных предметах»[2]. Важнейшим результатом деятельности философов, и прежде всего Вольтера, явилось признание толерантности всеобщей ценностью и основополагающим компонентом мира и согласия между религиями, народами и другими социальными группами. Через 11 лет после смерти Вольтера, 26 августа 1789 г., Учредительное собрание Франции приняло Декларацию прав человека и гражданина, провозгласив на весь мир свободу мысли и слова, за признание которых так упорно боролся Вольтер. Эта декларация - предвестница современных деклараций о правах человека, апофеозом которых стала появившаяся три века спустя, в 1948 году, Всеобщая декларация прав человека. В ней изложены главные принципы мира, ненасилия и демократии. Эти принципы рассматриваются в качестве требований или прав, которые может предъявить обществу каждый человек. В декларации отмечается, что насилие, войны могут быть как следствием подавления демократии, так и результатом нетерпимости. Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. В английском языке (в соответствии с Оксфордским словарем) толерантность - это «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском - «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным означает «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском толерантность - это «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, ... расположенность к другим», в персидском - «терпение, выносливость, готовность к примирению». В русском языке существуют два слова со сходным значением - толерантность и терпимость. Термин «толерантность» обычно используется в медицине и в гуманитарных науках и означает «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А более знакомое и привычное слово «терпимость», употребляемое в обыденной речи, означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей[3]. Благодаря усилиям ЮНЕСКО, в последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Оно наполнено своим особым смыслом, основанным на общей изначальной сути данного понятия в любом языке Земли. Эта суть отражает интуитивное восприятие единства человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех и состоит в уважении прав другого (в том числе права быть иным), а также в воздержании от причинения вреда, так как вред, причиняемый другому, означает вред для всех и для самого себя. В современном обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран. Поэтому и в нашей стране следует формировать именно такое понимание толерантности, стремиться к тому, чтобы оно стало привычным в обыденном языке. Это может произойти в скором будущем, если понятие «толерантность» прочно войдет в лексикон школьного учителя. В научной литературе толерантность рассматривается прежде всего как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. В связи с этим актуальна роль школы в целенаправленном управлении процессами конструирования адекватных «Я - образа» и образа других, формирования у учащихся разного возраста адекватных представлений о различных аспектах взаимодействия, привития им навыков цивилизованного межэтнического и межкультурного общения, толерантности. Доказано, что подростковый возраст является наиболее способным к усвоению социально значимых ценностей и формированию толерантности. Именно в этом возрасте идет поиск приемлемых социальных ролей, личностного самоопределения, развитие социальной активности и социальной ответственности, стремление проявить себя за рамками ближайшего социума. Поэтому формирование понимания проблем толерантного поведения необходимо развивать и воспитывать у учащихся. Можно обозначить противоречия: между необходимостью в широких знаниях учащихся о самых различных аспектах взаимодействия, с одной стороны, и отсутствием полноценной и достоверной информации или подмены ее не вполне адекватными житейскими представлениями, с другой стороны; между потребностью в конкретных разнообразных средствах воспитания толерантности учащихся, с одной стороны, и их дефицитом в образовательных учреждениях г. Екатеринбурга с другой стороны. С целью разрешения этих противоречий было принято решение об исследовании социально-психологических аспектов формирования толерантности учащихся МОУ гимназии № 35. В качестве гипотезы рассматривалось предположение о том, что составляющие уровня толерантности выполняют важную функцию адекватного социального познания меняющегося мира и создают благоприятные предпосылки для регуляции отношений учащихся гимназии, проживающих в городе, характеризующимся заметным возрастанием уровня полиэтничности его населения. Предполагалось также, что значительный потенциал, обеспечивающий эффективность процесса формирования толерантности, заключается в проектной и продуктивной совместной творческой деятельности учащихся. Основная цель данного проекта - содействовать максимально широкому распространению как самих идей и социальных образцов толерантности, так и информации о практическом опыте приобщения к культуре толерантности учащихся разного возраста, вероисповедания, национальности. Задачи проекта: ознакомление учащихся с понятиями «толерантность», «толерантная личность», «границы толерантности»; обсуждение проявлений толерантности и нетерпимости в обществе; развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других; развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи; осознание многообразия проявлений личности каждого участника в групповом взаимодействии; формирование позитивного отношения к своему народу; развитие способности к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе; повышение самооценки через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы, обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражения своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия; развитие социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умения выслушивать другого человека, способности к сочувствию, сопереживанию; обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях. Критерии толерантности: равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе); возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе; взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам, гомосексуалистам и др.); равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества; сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств; охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям; свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества; сотрудничество и солидарность в решении общих проблем; позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами. Позитивное понимание толерантности достигается и через уяснение проявлений ее противоположности - интолерантности, или нетерпимости. Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Это не просто отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе, просто за то, что он существует. Такой взгляд на нетерпимость нельзя путать с юношеской нетерпимостью - смесью непримиримости и протеста. Речь, скорее, идет о таком индивидуальном и коллективном помешательстве, которое, начинаясь с раздражения, может привести к убийству. Нетерпимость ведет к господству и уничтожению, отказывает в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов, определяет предпочтение подавления, а не убеждения. Нетерпимости ненавистны новшества, так как они отвергают или изменяют старые модели. Ее результаты могут проявляться в широком диапазоне: от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к другим или раздражения до этнических чисток и геноцида, умышленного уничтожения людей. Нетерпимость способствует совершению таких преступлений, которые являются позором человечества. Необходимо понимать последствия нетерпимости для общества и уметь оценить ее проявления как нарушения прав человека. Проявления нетерпимости: оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения; игнорирование (отказ в беседе, в признании); негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик); этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами); преследования, запугивания, угрозы; поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на ту или иную группу); дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации и других различий (лишение социальных благ, отрицание прав человека, изоляция в обществе); расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие); ксенофобия в форме этнофобий (антисемитизм, кавказофобия и др.), религиозных фобий, мигрантофобии (неприязнь к представителям других культур и групп, убеждение в том, что «чужаки» вредны для общества, преследование «чужаков»); национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав); фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массовый террор); империализм (покорение одних народов другими с целью контроля богатств и ресурсов подчиненных народов); эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения, безрассудное использование ресурсов и природных богатств); осквернение религиозных или культурных символов; религиозное преследование (насаждение веры, ее ценностей, обрядов); изгнание (официальное или насильственное); сегрегация, включая апартеид (принудительное разделение людей различных рас, религий или полов обычно в ущерб интересам одной группы); репрессии (насильственное лишение человека его прав), уничтожение и геноцид (содержание в заключении, физические расправы, нападения, убийства). Диагностика исходного уровня толерантности учащихся на констатирующем этапе исследования показала недостаток знаний по различного рода вопросам взаимодействия, толерантного поведения; влияние ограниченного опыта взаимодействия и практического общения; влияние материалов СМИ, наличие как толерантных, так и интолерантных установок по отношению к представителям собственной и других этнических групп. Для решения проблем разработан практикум, ориентированный на формирование толерантности учащихся, расширение их межкультурной компетентности, приобретение этнокультурного опыта, навыков позитивного межэтнического взаимодействия. Он предполагает овладение учащимися наиболее устойчивыми элементами повседневно-бытового материального мира: еда, одежда, костюм, а также внешними проявлениями культуры своего и других народов. Структурно-тематический план практикума Важное место в практикуме отводится внеклассным мероприятиям, посвященным проблемам взаимодействия членов образовательного сообщества.
Особое место занимает проектная деятельность учащихся. В рамках нашего исследования мы понимаем под проектной такую деятельность, в процессе которой учащиеся, разрабатывая и реализуя проекты, получают навыки общения, позитивного межэтнического взаимодействия, развивают способности к принятию адекватных решений в полиэтнической городской среде. Работа в этом направлении ведется в гимназии уже несколько лет в рамках роботы проекта «Урал этнографический». Проектные работы, созданные учащимися, органично вписываются в работу практикума. Заключение Теоретический анализ и обобщение современных подходов к изучению толерантности позволили выявить взаимодополняющие, взаимосвязанные и взаимообусловленные составляющие уровня толерантности: позитивная этническая идентичность, позитивные стереотипы, а также субъективные представления подростков о социальной и психологической дистанции по отношению к представителям своей и других групп. Все составляющие уровня толерантности выполняют важную функцию адекватного социального познания меняющегося мира и создают благоприятные предпосылки для регуляции отношений подростков в городской среде. Полученные данные послужили практической основой организации и проведения эмпирического исследования по формированию толерантности учащихся МОУ гимназии № 35 г. Екатеринбурга. Диагностика исходного уровня этнической толерантности учащихся на констатирующем этапе исследования показала: недостаток знаний по различного рода вопросам межэтнического взаимодействия, толерантного поведения; наличие как толерантных, так и интолерантных установок по отношению к представителям собственной и других этнических групп; влияние опыта реального, чаще всего ограниченного, взаимодействия и практического общения, материалов СМИ, а также мнения социальной группы, в которую включены учащиеся, на оценку представителей собственной и других групп. Практикум позволяет опосредованно менять составляющие толерантности. Он предполагает овладение учащимися наиболее устойчивыми элементами повседневно-бытового материального мира, а также внешними проявлениями культуры своего и других народов. Следует отметить, что решаемые в данном исследовании проблемы не исчерпывают всех трудностей, с которыми сталкиваются как учащиеся, так и преподаватели образовательных учреждений разного уровня. Поэтому избранное направление исследования может быть продолжено другими авторами, для которых данная работа послужит основанием, толчком для начала работы. Проект «Технологии толерантности» вызвал интерес со стороны администрации гимназии, учителей и родителей. Он органично вписывается в гуманитарные программы, работа по которым уже осуществляется в гимназии. Учителя говорят о возможности включения отдельных мероприятий в школьные предметы (риторика, обществознание, основы жизнеобеспечения, изобразительное искусство, музыка) и классные часы. Были выдвинуты предложения о внедрении элементов тренинга толерантности в программу по профилактике наркомании среди учащихся. Работу по профилактике внутригрупповых конфликтов можно продолжить во время работы летнего лагеря гимназии. Учителя говорят о новом опыте отношений между детьми и учителями, полученном в результате работы практикума толерантности. Кроме того, они отмечают влияние проекта на собственные установки, касающиеся взаимодействия с учениками, так как, по словам одной из учительниц, толерантности не хватает прежде всего самим педагогам. Учителя высказали мнение о целесообразности разработки модификаций проекта для школьников младшего возраста. Кроме того, было отмечено, что содержание проекта лишено нравоучительных интонаций и излишнего пафоса, которые могли бы вызвать у подростков скептическое отношение и иронию. Хотелось бы, чтобы работа над проектом не стала разовым мероприятием, данью конъюнктуре. Дело в том, что сегодня каждый из нас должен осознать ответственность за будущее человечества. По своим масштабам ключевые вопросы, стоящие перед настоящим и будущим поколением, выходят за рамки национальных или даже региональных границ. При воспитании человека в духе гражданина всего мира цель состоит в том, чтобы показать, каким образом увязываются личные, национальные и глобальные интересы. Так как мы живем в одном мире и испытываем одинаковые чувства, глобальные вопросы чрезвычайно актуальны для подготовки молодых людей к жизни во все более взаимозависимом мире. Н.В. Смирнова, Г.М. Петрова г. Екатеринбург |
Урок английского языка Учитель: Устьянцева Надежда Викторовна Выполнение упр. 63 стр. 81 (заполнить декларацию в Рабочей тетради, использую Приложение 5 на стр. 200 в учебнике) | Полезные интернет-ресурсы для учителей английского языка Справочник по грамматике английского языка. А также: Форум для изучающих английский язык Репетиторы английского языка Курсы английского... | ||
Урок английского языка в 9А классе на тему «Экстремальные виды спорта» Урок разработан и проведён учителем английского языка мбоу «сош №9» г. Чебоксары Беловой Татьяной Васильевной | «Досуг молодежи» урок повторение. Форма урока дискуссия Урок немецкого языка в 11 классе «Изобразительное искусство в жизни молодежи» по теме «Досуг молодежи» урок повторение. Форма урока... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок английского языка в 4 классе учителя английского языка моу «Лямбирская сош №1» Егорчиковой Клары Медарисовны входит в систему... | Урок английского языка в 8-ом классе Место урока в системе уроков: урок – экскурсия с закреплением речевого и грамматического материала и введением новых лексических... | ||
Урок русского языка и английского языка по теме «Комплексный анализ текста» Романенко Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы, Лябах Юлия Анатольевна, учитель английского языка моу-сош №28... | «Проектная деятельность на уроках английского языка» ... | ||
Урок на тему: «Толерантность: необходимость или современный термин?» Оформление: символика Российской Федерации; азбука толерантности; стих-е «толерантность» ученицы из г. Санкт-Петербурга Алены Калининой,... | Урок английского языка в 10 классе по теме «Мировые религии» Афанасьева О. В., Михеева И. В. Английский язык для 10 класса школ с углублённым изучением английского языка, лицеев и гимназий | ||
Урок–дискуссия по английскому языку «Проблемы экологии» Тема: Проблемы экологии урок-дискуссия с использованием проблемной и проектной технологий | Урок исследование «История происхождения и развития английского языка» Развивающая: развитие способностей к репродуктивным и продуктивным речевым действиям; расширение кругозора; понимание роли английского... | ||
Урок английского языка в 11 классе. Тема: «Великие люди России» Я познакомилась с проектами и хочу поделиться опытом, как я на уроках английского языка отметила 300-летие со дня рождения М. В.... | Название книги по-русски в английской транслитерации, потом в квадратных... ... | ||
Урок литературы. Использование различных стилей речи в художественном... Проектирование индивидуально ориентированной среды в образовательном пространстве лицея | Урок английского языка по теме: «Роль английского языка в профессиональном становлении» Открытый урок английского языка по теме: «Роль английского языка в профессиональном становлении» |