Скачать 157.85 Kb.
|
Разработка урока «Мир в зеркале искусства» Макшанцева Любовь Владимировна, учитель изобразительного искусства МКОУ Ермоловской СОШ Лискинского муниципального района Тип урока: комбинированный Цели: Образовательная: научить осмыслению роли зеркала в искусстве Развивающая: способствовать развитию познавательной деятельности и креативности учащихся Воспитывающая: способствовать воспитанию духовно – нравственных качеств Оснащение урока: компьютер, интерактивная доска, Межпредметная связь: литература, история, химия, математика Методическая цель: показать способы активизации познавательной деятельности учащихся Ход урока1. Организационная часть 2 Подготовка учащихся к изучению учебного материала: сообщение темы Целевая установка на урок. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений учащихся: Вопрос: - Какой опыт взаимоотношений между людьми вы приобретаете в результате знакомства с произведениями искусства? - Ответ на вопрос постройте из темы прошлого урока «Портрет композитора в литературе и кино» 3.Объяснение учебного материала Рассмотрим название темы урока и разберем значение каждого слова (справа – налево) и его связь с предыдущим словом. Мир в зеркале искусства Слово «Искусство» Вопрос: - что такое искусство? Примерные ответы: Искусство – это использование мастерства или воображения для создания эстетических объектов, обстановки или действия, которые могут быть разделены с окружающим. Термин искусство происходит от церк.-слав. искусьство , лат. eхperimentum — опыт, проба; ст.-слав. искоусъ — опыт, реже истязание, пытка. тот термин употребляется в разных смыслах: процесс использования таланта, произведение талантливого мастера, потребление произведений искусства аудиторией, а также им обозначают процесс изучения искусства (искусствоведение). Слово «Зеркало» Вопрос: - какой предмет мы называем зеркалом? Словосочетание «Зеркало и искусство» - Какова роль зеркала в живописи? Зеркало - прием развертывания композиции в изобразительном искусстве. Хорошо известное в быту зеркало играет довольно парадоксальную и неожиданную роль в изобразительном искусстве, отображая различные формы миропонимания в истории культуры. Парадоксальность зеркала проявляется хотя бы в том, что изображение в зеркале всегда на одно измерение меньше, чем мир, который оно отражает. Так, например, мы никогда не видим себя в зеркале такими как мы есть на самом деле, т. е. объемными, а всегда плоскими. Наоборот же, зеркало в предмете культуры, - это не только удвоение изображения, а расширение пространства картины за счет введения дополнительной плоскости восприятия. История искусства дает нам целый спектр различных приемов “расширения”, “искривления” визуального пространства с помощью зеркала. Например, в картинах Диего Веласкеса, “Менины” (слайд 1) Гойя “До самой смерти” (слайд 2) - Функционирование зеркала в мире культуры можно расслоить на два уровня отражения зеркалом: ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ - уровень непосредственного отражения зеркалом мира, т. е. бытовое, обыденное понятие зеркала (отражение идет на уровне сознания и самосознания). Для отражения таким зеркалом объектов мира и характерно снижение размерности изображения, т. е. в зеркале объемный мир отображается в плоскостном, двумерном. Сообщения учащихся по группам. Выступление 1 группы на тему «Производства зеркала» » (связь с химией) Предполагаемый ответ: Металлические зеркала были известны во всех культурах до нашей эры. Круглые ручные и стоячие зеркала из полированного металла /бронза, серебро/ с декоративной ручкой либо подставкой, выполненной в виде фигуры, были известны в эгейской Греции и Великой Греции с архаических времен. Ручные зеркала производились уже в микенскую эпоху. Ручные зеркала с гравировкой в виде фигур и орнаментов появляются у этрусков. В 5 веке до р. х. в Греции было изобретено складное зеркало. Его зеркальная поверхность нередко защищалась крышкой с украшениями. Античность не знала стеклянных зеркал. Со II века до р. х. были известны выпуклые и вогнутые зеркала и основная геометрия отражения зеркалом предметов. С XI века появились первые известные нам упоминания о зеркалах из стекла. Сначала стеклом покрывали полированную пластинку из металла. В XII-ХIII веках в качестве металла стали использовать свинец /сплав свинца с сурьмою/. С XIV века сплав заменили на оловянную амальгаму, которую получали, наливая на лист оловянной фольги /станиоль/ ртуть. Первый патент на хрустальное зеркало был взят в 1507 г. Данзало дель Галло. С начала XVII века зеркала стали изготовляться в цеховых мануфактурах. С XIX века в качестве металлической основы под стекло стали использовать серебро. В последнее время листовое стекло движется по конвейеру, где на его поверхность последовательно наносится из пульверизаторов раствор соли серебра и восстановитель, который осаждает из раствора чистое серебро в тонкодисперсной /коллоидальной/ форме; после этого на тонкий слой серебра наносится слой меди, защищавшей пленку серебра, и в заключение оба металла покрываются лаком… Учитель: - как всегда задайте вопросы разной сложности от 3 до 5 по теме своего выступления Учитель: ВТОРОЙ УРОВЕНЬ - уровень опосредованного отражения зеркалом мира, т. е. когда зеркало сознательно помещено в объект отражения. В живописи зеркало помещено в предмет картины как средство добиться полноты восприятия за счет искривления, а тем самым и расширения визуального пространства картины. Выступление 2 группы на тему «Нелинейное зеркальное пространство» (связь с математикой) Это нелинейное зеркальное пространство можно сравнить с замкнутым математическим пространством, с лентой Мебиуса, бутылкой Клейна /замкнутыми одномерными и двумерными поверхностями/. Так, если на прозрачной ленте написать букву на равном расстоянии от другой буквы, свернуть ленту в ленту Мебиуса, то противоположные фигуры будут соотноситься как изображение и его зеркальное отражение. Причем “прямая” и “противоположная” буквы находятся на одной стороне ленты, ибо у ленты только одна поверхность Учитель Рассматривая различные образцы изобразительного искусства, когда зеркало помещено в предмет визуального восприятия, яркий пример такого художественного приема обнаружим в картине “Менины” Веласкеса. Зеркало, помещенное в предмет отражения, например, в картину, раскрывает ее динамику. Художественное пространство такой картины открыто временному фактору, открыто именно благодаря зеркалу. - Какой сделаем вывод? Поэтому зеркало в картине - это процесс развития картины, элемент ее истории, изменчивость и открытость в ее устойчивости. Учитель: Рассмотрим картину Пикассо “Наука и милосердие” (1897) “ (слайд 3): Вопрос: - С вашей точки зрения имеем ли место зеркало в данной картине? Предположительный ответ учащихся: Картина отлично выстроена композиционно, и проникнута истинно христианскими чувствами, но содержит детали, которые можно счесть крамольными: в этой убогой и нищей комнате совершенно не место зеркалу, висящему в изголовье кровати тяжко больной женщины. Духовное начало вытесняется плотским при взгляде на эту пышную резную раму, вызывающую слишком назойливые и прямые ассоциации с барочным изображением женского лона. В наши дни подобная визуальная метафора не осталось бы незамеченной и неоткомментированной, но в те времена Пикассо мог твердо рассчитывать на непреложность того обстоятельства, что родственники его не станут вычленять предмет из окружающего контекста - зеркало есть зеркало, и мало ли на что оно может быть похоже. Зеркало живет в картине вопиющим противоречием ее сюжету и символическим предвестием будущих тем Пикассо” Выступление 4 группы на тему «Все о зеркале» Предполагаемый ответ: В различных традициях актуализируется мистическая связь зеркального образа и его объекта. Кроме того, с зеркалом связывается способность концентрировать, сохранять и трансформировать энергию, духовную силу (первые зеркала люди изготавливали из металлов — бронзы, меди, — символику которых частично унаследовали); это представление обусловило возникновение множества обычаев и примет. Так, например, считается, что разбитое зеркало предвещает несчастье, что в доме, где находится покойник, следует закрывать зеркала. Зеркало также нередко используется в магических практиках (в частности, для общения с духами) и по приписываемым ему способностям сходно с хрустальным шаром для гаданий. В индийской традиции зеркало считается символом истины. «Зеркало кармы» является атрибутом судьи загробного мира Дхармараджи («царь закона»), в нем отражаются поступки умерших. В Японии зеркала являлись символом и образом божества и помещались в синтоистских храмах; как считалось, они выступают посредниками в общении с богами. Также зеркало — один из атрибутов священной власти императора, символизирующий чистоту. В японской буддийской традиции возник обычай класть бронзовое зеркало возле головы умершего, чтобы предохранить его душу от действия сил зла (с аналогичной целью медное зеркало клали под голову покойника в доэллинистическом Египте). В Древнем Китае зеркало связывается с числом 8 как знаменующим божественное совершенство и является символом знания, отваги, милосердия; ручные зеркала, в частности, являются символами истины. В Китае верили, что зеркалам присуща способность содействовать в супружеском счастье, а также защищать от влияния вредоносных сил. Кроме того, зеркала являлись принадлежностью загробного суда, а также атрибутами китайского божества молнии, которое, сводя и разводя их, вызывало молнию. «Энергетические» функции зеркала нашли применение в китайском искусстве дизайна и интерьера фэн-шуй. Учитель: - задайте вопросы разной сложности от 3 до 5 по теме своего выступления Выступление 5 группы на тему «Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит….» Предполагаемый ответ: Портрет, который, по наивному представлению, наименее условен как жанр, наиболее прикован к непосредственно данному художнику материалу, для Пушкина становится средством выражения высшей правды искусства. Характерно, что портрет Барклая – де – Толли в Военной галерее Пушкин увидел явно более трагическим, чем он на самом деле предстаёт перед зрителями, глядящим на него. В портрете раскрывается весь характер человека. Вместе с тем искусство художника останавливает один какой – то момент. И это сочетание волнует Пушкина. Раздвоение человека и его портрета, раздумье над тем, где же истина, а где ложное, становится для Пушкина кардинальным и мучительным вопросом. И, как всегда, решение он дает неоднозначное. Пушкин видит и правду портрета, и правду жизни, находящуюся за пределами искусства. «Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит….» - Пишет Пушкин в послании Кипренскому, создавшему его известный портрет. Это, конечно, комплиментарное стихотворение. Но важно, что здесь портрет – как бы что – то более высокое, чем реальность. Выступление 6 группы на тему «Образ мира и Бога, истины, познания» Для дополнительного чтенияЗеркала… Тайны мира Зазеркалья…Нам так сложно представить свою жизнь без этого предмета. Мы начинаем своё утро с взгляда, брошенного в его глубину, перед ним мы проводим , кто короткие минуты, а кто и длинные часы. В течение дня десятки раз мы ловим в нём своё отражение и этот взгляд на себя, он как будто, глазами других людей. А вечером, после тяжёлого дня, именно перед ним мы снимаем свои маски и бросаем уставший взгляд в его завораживающую поверхность. Речь идёт о зеркалах и о влиянии мира Зазеркалья на нашу жизнь. Зеркала по всюду, они в наших домах, на улицах, в зеркальных поверхностях витрин, в офисах, в ресторанах, барах и кафе. За день отражение нашего лица до тысячи раз мелькает и появляется в разных зеркальных поверхностях и отражается во всевозможных зеркалах. Иногда, мы даже можем этого не замечать. А иногда, мы пристально вглядываемся в своё зеркальное отражение, пытаясь найти в нём ответы на многие вопросы. Сколько существуют зеркала, столько и интересуют человечество вопрос – не таит ли в себе опасности мир Зазеркалья? Не вредят ли эти зеркальные миры и отражения в них нашей реальной жизни и здоровью? Или, может быть, зеркала несут позитив и пользу? Зеркала в дизайне интерьеров. Современные дизайнеры в своих смелых, альтернативных и прогрессивных проектах очень активно используют зеркала в оформлении интерьеров. Сегодня, уже никого не удивляют зеркальные потолки над головой, зеркальные полы, зеркальные стены и зеркальные перегородки. Даже дверцы шкафов-купе, украшают зеркалами с причудливыми рисунками и художественными орнаментами, а столики с зеркальной поверхностью можно встретить почти в каждом доме.Оформители помещений активно использую свойства зеркал визуально увеличивать пространство в помещениях, придавать ему высоту и глубину. Зеркала помогают создать тонкую атмосферу с определённым намёком на торжественность и изысканность. Опытные дизайнеры уверенно заявляют своим клиентам о том, что в оформлении интерьера грамотное!!! использование зеркал может изменить привычное помещение до неузнаваемости. Зеркала и искусство Творческим натурам и людям из области искусства приходится перед зеркалами проводить не один час долгих репетиций. Делается это для того, чтобы придать особую мягкость и плавность движениям, достигнуть красоты и грации тела, отработать правильную осанку и научиться управлять мимикой собственного лица. С помощью зеркальных поверхностей появляется уникальная возможность взглянуть на себя самого глазами другого человека. Увидеть себя таким, каким видят тебя другие люди. Длительные изнуряющие репетиции, и как видимый результат- безупречная пластика тела и мимика лица известных и знаменитых людей актёров, танцоров и музыкантов. Зеркала и медицина Широко используются магические свойства зеркал и гладких зеркальных поверхностей в области психологии и, как классической, так и нетрадиционной медицины. Опытные психологи своим постоянным пациентам, которые страдают неврозами и невротическими расстройствами, а также переживаниями, угнетающими депрессиями рекомендуют почаще смотреть на себя в зеркало. Существует мнение о том, что последний взгляд, брошенный в зеркало, человеком, решившимся свести счёты с жизнью, имеет силу остановить его и даже уберечь от рокового и необдуманного шага. Но, кроме вышеперечисленных положительных аспектов, существует и ряд настораживающих факторов. Так, учеными одного из институтов в Нью-Йорке, занимающимися непосредственным изучением влияния природы зеркал на организм человека, было выяснено, что если здоровый, успешный, красивый и уверенный в себе человек, будет довольно много времени проводить перед зеркалом, вглядываясь в своё отражение, вскоре у него может проявиться ощущение хронической усталости и заметно ухудшиться память. Что касается более альтернативной области медицины, то здесь зеркала очень часто используют для проведения специальных магических ритуалов, конечной целью которых является исцеление от различных болезней. Известный врач и алхимик Парацельс именно с помощью зеркальных поверхностей и сложных манипуляций с ними проводил исцеление от болезней приходящих к нему людей. Современными учёными же доказано, что даже если и на полное исцеление перед зеркалом рассчитывать не придётся, то общее состояние больного может однозначно улучшится. Загадочный мир Зазеркалья существует по странным законам, здоровые здесь могут лишиться своего здоровья, глядя в зеркальную поверхность, а вот люди, страдающие различными заболеваниями — вполне могут надеяться на исцеление. А вот современные врачи-офтальмологи тоже не оставили зеркала и их магические целебные свойства без своего внимания. Физкультура наших глаз перед зеркальной поверхностью отлично повлияет как на сетчатку глаза, так и на деятельность мозга. Благодаря такой профилактике глазные мышцы человека расслабляются, а внутриглазное давление приходит в норму, все эти показатели позитивно влияют на улучшение зрения . Зеркала также обладают и «свойством памяти», известному российскому учёному Виталию Правдивцеву путём опытов и исследований удалось этот факт научно доказать. Зеркала могут запоминать человеческие эмоции того, кто смотрится в его зеркальную поверхность, и передавать эти эмоции следующему человеку, который будет смотреться в это же зеркало. Зеркала и Фэн-шуй Если говорить о древнекитайской науке Фэн-шуй, то здесь зеркалам заслуженно отведён целый раздел. Согласно этому направлению науки , наши зеркала, это не только детали и части интерьера, но и своеобразные энергетические отражатели. Они обладают также свойством удваивать, всё то, что отражается в их поверхностях. Специалисты по Фэн-шуй не рекомендуют хозяевам вешать зеркала там, где вы спите, в спальнях, и ваше супружеское ложе или кровать, ни в коем случае не должны отражаться в зеркале. Зеркальные поверхности не должны «обрезать» ваше отражения. Если на зеркале в вашем доме вдруг появилась трещина или царапина — от него будет лучше всего побыстрее избавиться. Все зеркальные поверхности в вашем доме всегда необходимо содержать в идеальной чистоте, а после того, как с вами произошло неприятное событие в жизни, ссора или скандал — зеркала рекомендуют очистить и помыть. Не желательно так же вешать зеркала в коридорах напротив ваших входных дверей. Кроме всего вышесказанного с зеркалами связано очень много различных народных примет и устрашающих суеверий. Стоит ли верить в таинственный, воздействующий мир Зазеркалья и его влияние на нашу жизнь, или отмахнуться от всего этого – дело, конечно же, сугубо личное. Но, чем дольше вы вглядываетесь в зеркальную холодную поверхность, то тем отчётливее понимаете, что это непросто - «Предмет со стеклянной или металлической отполированной поверхностью, предназначенный для отображения того, что находится перед ним» — как написал известный русский языковед С. Ожегов в своём словаре, а действительно нечто большее. |
Краткое содержание проекта: представлена разработка урока путешествие... Название темы «Времена года в словах, красках и звуках (урок-путешествие в мир искусства)» | Краткое содержание проекта: представлена разработка урока путешествие... Тюлячинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Методическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе... Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы | ||
Конспект развлечения квн «Волшебный мир искусства» Квн «Волшебный мир искусства» в подготовительной группе детского сада комбинированного вида №122 города Пензы | Программа «химия в зеркале истории» Программа элективного курса «Химия в зеркале истории» рассчитана на учащихся 9 класса. Реализация программы осуществляется на основе... | ||
Рабочая программа по факультативному курсу предмета искусство «мир творчества мир общения» Особое значение приобретает формирование основ критического мышления на базе восприятия анализа произведений изобразительного и музыкального... | Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе Дидактические материалы: Таблицы, презентация в Mimio Studio «Освещение. Свет и тень» | ||
Конспект урока «Плоское зеркало. Построение изображения в плоском... Цель урока: организовать работу класса по изучению новой темы, создать условия для эффективного восприятия учебного материала | Разработка урока по литературе на тему: «Поэтический мир Марины Цветаевой» Муниципальное образовательное учреждение Староюрьевская средняя общеобразовательная школа | ||
Урок изобразительного искусства по теме «Мир полон украшений. Цветы» Цель урока: Обучение рисованию фантастических цветов на основе собственного замысла | Разработка урока по предмету Окружающий мир и обж в первом классе.... Разработка урока по предмету Окружающий мир и обж в первом классе. Автор: Гарипова Гульсина Зулфаровна учитель начальных классов... | ||
Конспект урока по искусству в 8 классе «Роль искусства в сближении... Литературный эпиграф к уроку: «Все виды искусства служат главному искусству- искусству жить на Земле» Б. Брехт | Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе Интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая гжель. Подготовка к сочинению с элементами описания действия» | ||
Н. В. Голдобиной Школы, как и люди: у каждой своё лицо, свой взгляд... С первых минут жизни человек попадает в большой и удивительный мир, в котором предстоит разобраться, что-то познать и постичь. Школа... | Методическая разработка урока окружающий мир по теме: «Экологическая безопасность Земли» Работы по подготовке к отопительному сезону (Внешний осмотр, составление дефектной ведомости) |